таемости с другими лексическими единицами. Упражнения являются неотъемлемой частью формирования и совершенствования профессионально ориентированной лексической компетенции. Они используются на этапах формирования и совершенствования лексических умений и навыков. Однако важно учитывать, что для обеспечения организации процесса усвоения необходима систематичность упражнений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез Н.И., Ляхо-вицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. - М.: Высш. школа, 1982. - С. 194.
2. Шамов AM. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация фаз. курс нем. яз.): дисс. ... уч. ст. д.п.н. - М., 2006. - С. 347.
3. Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. - М.: «Стелла», 1996. - С. 127.
Жданько Ольга Ивановна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: +78634371496.
Zhdanko Olga Ivanovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634371496.
УДК 378.22
O.A. Заблоцкая
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРЕХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ-УЧАСТНИЦАХ БОЛОНСКОГО
ПРОЦЕССА
Рассматривается динамика Болонского процесса, анализируются изменения в образовательных системах стран-участниц, связанные с переходом на трехуровневую систему , -вания в России и во Франции.
Болонский процесс; трехуровневая система высшего образования; продолжительность обучения; кредиты ECTS; бакалавриат; магистратура, специалитет.
O.A. Zablotskaya
IMPLEMENTATION OF THE BOLOGNA THREE-CYCLE DEGREE STRUCTURE IN THE 46 SIGNATORY COUNTRIES
The article provides a comparative overview of the main issues related to the implementation of the Bologna three-cycle degree structure in all 46 countries of the emerging European Higher Education Area at the end of the first Bologna decade. An accent is put on higher education degree structures and qualifications offered by higher education institutions of Russia and France.
Bologna process; three-cycle structure; duration of cycles; bachelor; licence; master; doctor; specialist; ECTS.
Реформирование высшего образования в европейских странах вот уже более 10 лет во многом осуществляется в рамках берущего свое начало в 1999 году Болонского процесса. Предпосылкой к подписанию Болонской декларации странами Европейского союза послужили интеграционные процессы в области экономики, обусловившие потребность повышения трудовой мобильности граждан и, соответ-, -нальной квалификации во всех странах. За этим просматривается цель создания единого европейского образовательного пространства, способного конкурировать в международном масштабе в борьбе за студентов, инвестиции, влияние.
25 мая 1998 года министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании, собравшиеся по поводу празднования 800-летнего юбилея Сорбон-, . себя обязательства способствовать созданию общей системы критериев в области высшего образования для содействия независимому признанию степеней и развитию студенческой мобильности. Идеи, сформулированные в Сорбонской декларации, получили развитие в Болонской декларации, которая была подписана 19 июня 1999 29 .
поддержку общих принципов Сорбонской декларации, участники Болонской встречи пришли к соглашению относительно совместных целей по созданию единого и согласованного Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) к 2010 году. В настоящее время в Болонском процессе участвуют 47 стран [1].
Совет Европы, Национальные объединения студентов в Европе (ЕБШ), панъевропейская структура Международного образования (Е1), Европейская ассоциация обеспечения качества высшего образования (Е^А), Европейская ассоциация университетов (ЕиА), Европейская ассоциация институтов высшего образования (ЕиИАЗИЕ), Европейский центр высшего образования (иКБ8СО-СЕРЕ8) и объединение промышленных и рабочих конфедераций Европы (ИМСЕ) являются консультативными членами группы по реализации Болонского процесса. Европейская комиссия является членом данной группы с правом голоса. Все это обеспечивает более полное взаимодействие в европейских структурах, деятельность которых охватывает сферу образования.
В Болонской декларации указаны шесть основных задач, решение которых должно способствовать единению Европы в области образования:
1. (
- магистратура).
2. Введение кредитной системы. За основу предлагается принять ЕСТБ.
3. Контроль качества образования.
4. .
5. , -
, .
6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования.
Одной из задач нашего исследования является компаративный анализ систем
высшего образования России и Франции. В связи с этим далее мы подробнее остановимся на актуальном состоянии систем высшего образования в этих странах.
В России вводится двухуровневая система высшего профессионального образования: первый уровень - бакалавриат (срок обучения - 4 года), второй уровень -( - 2 ) ( -не менее 5 лет). Бакалавриат, магистратура и подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования с отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой будет присваиваться квалификация (степень) "бакалавр" или "магистр", либо квалификация "специалист".
Подготовка магистра разрешена законом только на базе бакалавриата, а подготовка специалиста предусмотрена только непрерывной (без возможности реали).
будут приниматься только студенты, имеющие диплом бакалавра. Если же специалист захочет получить магистерскую подготовку, это будет расцениваться как второе высшее профессиональное образование. А так как второе высшее образо, , 2009
платить за обучение в магистратуре. Доступ в аспирантуру получат только лица, имеющие степень «магистр» или квалификацию «специалист». Таким образом, бакалавриат и магистратура превратятся из составляющих учебного процесса в две самостоятельные ступени высшего образования. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.
Во Франции существует два типа учебных заведений, позволяющих получить высшее образование «даинного» цикла: университеты и специализированные . -ниями. Они принимают студентов, имеющих французский диплом бакалавра (baccalaureat frangais) или же аналогичный зарубежный диплом, позволяющий поступить в университет страны, его выдавшей. Французские университеты обучают более 1,5 миллионов студентов, 10 % всех студентов являются представителями
.
Структура высшего образования «длинного» цикла во Франции состоит из трех уровней. Первый уровень - лицензиат (la licence). Продолжительность обучения на этом уровне составляет три года. По окончании студент получает диплом бакалавра. Сегодняшний трехгодичный лецензиат заменил собой два диплома: диплом об общем университетском образовании (DEUG diplome d'etudes uni-versitaires generales),
плюс годичный лицензиат. Сегодняшний лицензиат делится на общий и профессиональный. Сегодня во Франции лицензиат (бакалавр) - это высшее образование. Выпускники вузов с данным дипломом должны трудоустраиваться как работники с высшим образованием.
Второй уровень французского высшего образования - магистратура (le master). Продолжительность обучения в магистратуре составляет два года. Во Франции существует две разновидности степени магистра - «магистр - исследователь (le master recherche) и «магистр по профессии» (le master professionnel). Это разделение унаследовано от прежней системы образования Франции. Степень «магистр по профессии» (le master professionnel) присуждается по окончании высшего учебного заведения и является эквивалентом диплома о специальном высшем образовании (DESS Diplome d'etudes superieures specialisees), -
ситетами. Степень «магистр-исследователь» заменила прежний диплом об углубленном высшем образовании (DEA diplome d’etudes approfondies). «Магистр» -работу и обучение в докторантуре. «Магистр по профессии» получает конкретную , ,
.
Третий уровень - докторантура (le doctorat). Обучение на этом уровне длится . , -ская степень присваивается после защиты диссертации.
Высшие школы во Франции - это государственные или частные учебные заведения, которые готовят узких специалистов. В высшие школы принимается ограниченное количество студентов, это, как правило, бакалавры, успешно завершившие обучение в средней школе. Перед поступлением в высшую школу необ-
ходимо пройти обучение в подготовительных классах, а затем сдать сложный экзамен. Высшие школы выпускают высококлассных инженеров, менеджеров, фи, . , окончании выпускнику присваивается степень магистра.
« » (Formations
courtes a vocation professionnelle). Имеются следующие виды дипломов «короткого» цикла: DUT, DEUST, BTS, Licence professionnelle.
Студент может выбирать между различными типами краткосрочного образования для наиболее быстрого получения профессиональных навыков за 2 года. Цель данного обучения - в кратчайшие сроки начать профессиональную деятельность. Образование в данном случае - специализированное. Специальности могут быть получены в самых разных областях: средства связи, электроника, экономика, научные дисциплины и т.д. Данное образование можно получить в университете: студент получает в этом случае университетский технологический диплом (Diplome universitaire de technologie (DUT)
технического образования (Diplome d'etudes universitaires scientifiques et techniques (DEUST).
(Sections de techniciens superieurs (STS) -
. STS
(Brevet de technicien superieur (BTS).
Образование в этом направлении может быть продлено на 1 или 2 дополни-
(specialisation
supplementaire), . -
DUT ,
BTS, ,
. IUT
(licence professionnelle) -
(Diplome national de technologie specialisee (DNTS).
, DUT, DEUST, BTS
два года обучения по новой программе лицензиата, могут поступить на профессиональный лицензиат и получить профессиональную лицензию (licence profes-sionnelle), . ,
два года (4 семестра) нынешнего лицензиата и набравшие 120 кредитов ECTS, могут по желанию получить диплом об общем университетском образовании (DEUG), -
. , (2 ) -туры и набравшие 240 кредитов ECTS, могут получить диплом мастера (Maitrise), который выдавался ранее по окончании четырех лет обучения в университете.
За последние 10 лет в образовательных системах стран-участниц Болонского процесса произошли значительные изменения, способствующие формированию европейского пространства высшего образования. Все страны осуществили переход к трехуровневой системе высшего образования, рекомендованной Болонской декларацией. При этом каждая страна разработала собственную модель, учитывающую особенности национальной образовательной системы. В некоторых странах наряду с болонской трехуровневой системой сохраняются прежние дипломы и квалификации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. . . : ,
методы и инструменты кооперации. - М.: Университетская книга; Логос, 2006. - 336 с.
Заблоцкая Оксана Александровна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634371496.
Zablotskaya Oksana Alexandrovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634371496.
УДК 681.3.01:802.0(075.8)
..
ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕТЕВОЙ ИНОЯЗЫЧНЫЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ДИСКУРС И ЕГО ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Рассматриваются основы иноязычного инженерного дискурса и его лингводидактические возможности при организации обучения иностранному языку с применением ИКТ. Новая коммуникативная электронная среда и информационные технологии определяют выбор формата учебных материалов. При обновлении содержания обучения и разработке учебных материалов актуальным является изучение особенностей сетевых профессионально-ориентированных ресурсов.
Дискурс; информационные технологии; профессионально-ориентированные ресурсы;
; - ; .
L.I. Ivanova ELECTRONIC NETWORK SECOND LANGUAGE ENGINEERING DISCOURSE AND ITS LINGUODIDACTICAL OPPORTUNITIES
The paper views the second language engineering discourse and its linguodidactical properties relevant when organizing second language teaching, information communication technology being applied. Learning and teaching material choice is determined by the new communication electronic environment and information technology. Updating teaching content and developing learning and teaching material the study of network professionally oriented resources peculiarities is urgent.
Discourse; information technology; professionally oriented resources; multimedia tools; syntactic and stylistic organization; nonlinearity.
-
способ общения в новой коммуникативной среде. Виртуальный текст быстро развивается и его можно изучать не только с точки зрения лингвистики, прагматики, , .
Чтобы подготовить специалиста, владеющего инженерным дискурсом, необ-, « », -риваемый как динамический процесс речевой деятельности. Выделяют два главных типа дискурса: дискурс как фрагмент речи, адекватность которого зависит от знания ситуации контекста и дискурс как выражение с помощью знаковых систем знаний в области общечеловеческой культуры [4]. Принадлежность дискурса к определенному социуму обусловливает его лингвистические и дискурсивные ха-