Научная статья на тему 'Система высшего образования во Франции и пути ее реформирования в рамках Болонского процесса'

Система высшего образования во Франции и пути ее реформирования в рамках Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2376
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФРАНЦЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апкарова Е. Б.

Формирование общеевропейского пространства высшего образования вызывает необходимость основательной перестройки высшей школы в странах, подписавших Болонскую декларацию. Цель данной статьи представить современную вузовскую систему Франции, а также определить основные направления и национальные особенности ее модернизации в условиях Болонского процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система высшего образования во Франции и пути ее реформирования в рамках Болонского процесса»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №4, 60-66

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ И ПУТИ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

HIGHER EDUCATION SYSTEM IN FRANCE AND THE WAYS OF ITS REFORMING WITHIN THE FRAME OF BOLOGNA PROCESS

Апкарова Е.Б.

Старший научный сотрудник Федерального института развития образования МОиРФ

E-mail: [email protected] Apkarova E.B.

Senior research scientist of the Federal institute of education development

Аннотация. Формирование общеевропейского пространства высшего образования вызывает необходимость основательной перестройки высшей школы в странах, подписавших Болонскую декларацию. Цель данной статьи - представить современную вузовскую систему Франции, а также определить основные направления и национальные особенности ее модернизации в условиях Болонского процесса.

Annotation. Formation of the Common-European space of higher education causes a necessity of thor-ough reorganization of the higher school in the countries which have signed the Bologna declaration. The goal of given article - is to present modern university education system of France, and also to define the basic directions and national distinctive features of its modernization in the context of Bologna process.

Ключевые слова: университетское образование, Франця, модернизация, Болонский процесс.

Keywords: university education, France, modernization, Bologna process.

Во Франции существует довольно сложная система высших учебных заведений, но при всем многообразии представить их можно двумя основными типами: Университеты (Universites) и Высшие школы (Grandes Ecoles). В университетах дается фундаментальное образование, приобщающее студента, прежде всего, к научным исследованиям, несмотря на то, что в последние десятилетия прослеживается явная тенденция к профессионализации университетской подготовки. Во французских Высших школах образование было и остается преимущественно прикладным, имеющим целью подготовить специалиста высокой квалификации в определенной области.

Специальные высшие учебные заведения стали массово появляться во Франции в середине XIX века, в связи с развитием машинного производства, государственного управления, военного дела, флота и т.д. Предназначение новых вузов заключалось в подготовке специалистов новых профессий, умеющих применять знания и навыки в узких, прикладных сферах деятельности. Так в стране начал складываться новый тип высших учебных заведений - Grandes Ecoles (Высшие или Большие школы). В их компетенции - подготовка кадров в области технических и педагогических наук, экономики,

сельского хозяйства, архитектуры, музыки, живописи. Главной особенностью, отличающей Высшие школы от университетов, является конкурсный отбор при поступлении.

Высшие школы отличаются друг от друга не только разнообразием профессиональных направлений, но также объемом образовательных программ и сроками обучения. Вот почему трудно классифицировать эти учебные заведения. Немаловажным является тот факт, что Высшие школы во Франции имеют разный статус; одни относятся к «государственным учреждениям научно-культурного и профессионального профиля» (Etablissement publique a caractere scientifique, culturel et profes-sionnel - EPSCP), обладают относительной автономией и подлежат ведению Министерства образования, другие - к государственным учреждениям административного характера (Etablisse-ment publique a caractere administrative - EPA), и находятся в соподчинении у отраслевых министерств

[4].

В категорию «Grandes Ecoles» входят: инженерные школы, высшие педагогические институты, школы коммерции и ветеринарные школы [2], а также государственные вузы, которые в соответствии с Законом о высшем образовании 1984 г. [4] именуются: «Grands Etablissements» (Большие или Крупные Учреждения). К ним относятся старейшие специальные высшие учебные заведения страны, такие как: Высшая школа общественных наук, Высшая национальная школа искусств и ремесел и др., а также образовательные учреждения, которые трудно назвать вузами в общепринятом смысле этого слова. Например, Коллеж де Франс, где читают публичные и бесплатные лекции по разным отраслям науки, но где не готовят к экзаменам, не присуждают ученых степеней и не выдают дипломов. К специальным учебным заведениям отнесена Парижская обсерватория, включающая помимо научной работы, учебную подготовку третьего цикла высшего образования, ведущую к защите докторской диссертации.

Контингент учащихся Высших школ небольшой. Некоторые из них насчитывают несколько сот учащихся. В таблице 1 наглядно показана диспропорция между университетами и специальными учебными заведениями, очень часто в статистических отчетах именуемыми «вузы неуниверситетского типа» или просто «другие высшие учебные заведения». Это формулировка лишний раз доказывает, что свести их описание к нескольким конкретным типам достаточно трудно.

Таблица1

Распределение студентов по разным категориям вузов и учебных заведений послесреднего образования ( в тыс.)*

чебный год Число студентоЗ""—^^^ 1960- 1961 (1) 19701971 (1) 1980- 1981 1990- 1991 2000- 2001 2005- 2006 2007- 2008 2009- 2010

Университеты 214,7 637,0 804,4 1085,6 1277,5 1309,1 1247,5 1267,9

Технологические университетские институты 24,2 53,7 74,3 119,2 112,6 116,2 118,1

Секции по подготовке техников высшей квалификации 8,0 (2) 26,8 (2) 67,9 199,3 238,9 230,4 230,9 240,3

Подготовительные курсы в высшие школы 21,0 (2) 32,6 (2) 40,1 64,4 70.3 74,8 78,1 81,1

Другие высшие учебные заведения 66,0 (2) 130,0(2) 215,0 293,4 454,3 556,4 558,8 608.6

Всего студентов 309,7 850,6 1181,1 1717,1 2160,3 2283,3 2231,5 2316,1

(1) Включает Францию без заморских департаментов

(2) Приблизительные показатели.

Источник: Reperes et references statistiques sur les enseignements, la formation et la recherche Сайт Министерства национального образования Франции (Ministere de l’education nationale) *Включает Францию и ее заморские департаменты.

6l

Существенной является дифференциация вузов по степени доступности. Как в любой европейской стране, доля частного сектора в высшем обра-зовании достаточно велика: она представляет 30% от общего числа вузов в стране (данные Минобразования Франции за 2008 г.). Среди государственных вузов (которые, следовательно, составляют 70%) значатся старейшие и наиболее престижные Высшие школы (Grandes Ecoles) и все университеты, за исключением конфессиональных.

Плата за обучение в частных вузах сильно разнится и зависит от конкретного учебного заведения. В частных школах журналистики она колеблется от 190 до 4500 € в год. В частных инженерных школах годичное обучение обходится от 1500 до 6000 €.. Но наиболее высокооплачиваемыми считаются частные школы коммерции и управления. Здесь год обучения стоит от 5500 до 7000 € [2].

Образовательные услуги в государственных университетах обходятся студентам относительно недорого. В зависимости от цикла подготовки, ежегодная плата колеблется в пределах 170-350€ [5] и этот факт в очередной раз подтверждает мнение об относительной доступности государственного сектора высшего образования во Франции, если бы не следующее обстоятельство.

Национальный союз французских студентов (L’UNEF) запустил серию ежегодных отчетов о взимании со студентов необоснованных взносов, которые в некоторых университетах доходят до 20003000€. Как отмечается в докладе, [6] незаконные отчисления особенно велики там, где подготовка носит четко выраженную профессиональную ориентацию (в университетских технологических университетах, на отделениях профессионального лиценциата и профессиональной магистратуры). Вероятно, профессионализация делает обучение менее прозрачным, чем создает предпосылки для увеличения дополнительных образовательных услуг, необходимость которых многими ставится под сомнение.

Несмотря на это, университет во Франции был и остается наиболее популярным и демократичным учебным заведением. Современный французский университет представляет собой сложный организм и включает в свой состав разнообразные школы и институты. Действующий закон о высшем образовании [4] относит государственные университеты к категории «государственных учреждений научно-культурного и профессионального профиля» (Etablissement publique a caractere sci-entifique, culturel et professionnel - EPSCP) и наделяет их значительной педагогической, научной, администра-тивной и финансовой самостоятельностью.

При университетах существуют специализированные институты, к чис-лу которых относятся:

• Университетские технологические институты.(1шйШ universitaire de technologie IUT). Они обеспечивают краткосрочную подготовку специалистов среднего звена для промышленности и сферы услуг. Срок обучения - 2 года. Для поступления необходимо иметь степень бакалавра или равнозначный диплом. По окончании выпускник получает университетский диплом в области технологии. (Diplome universi-taire de technologie DUT). Исследование, проведенное в 2003 г. Институтом по изучению общественного мнения показало, что из всех университетских структур именно IUT лучше всех готовят своих студентов к профессиональной деятельности.

• Университетские институты подготовки учителей. (Institut universitaire de formation des maitres (IUFM.) - Они осуществляют подготовку учителей для начальной и средней школы. Срок обучения - 2 года. Для поступления в IUFM требуется диплом о трехлетнем обучении в университете. По окончании обучения, в зависимости от направления, выпускники получают либо свидетельство учителя средней школы (Certificat d’aptitude au professorat de l’enseignement du second degre CAPES), либо свидетельство преподавателя технических наук (Certificat d’aptitude au professorat de l’enseignement technique CAPET)[1].

• Университетские профессиональные институты (Institut universitaire professionnalise IUP). Осуществляют подготовку инженеров. Поступить в IUP можно, проучившись 1 год в университете. Программа подготовки рассчитана на три годичных цикла, каждый из которых до реформы LMD заканчивался получением соответствующего диплома: DEUG, Licence, Maitrise. По завершении учебы в институте, которая сопровождается стажировкой на производстве, студент получает квалификацию: инженер-педагог. Принято считать, что IUP были созданы в противовес не университетским инженерным школам с тем, чтобы сделать университетский диплом инженера более востребованным на рынке труда.

1 Во Франции учащихся лицеев, успешно сдавших выпускные экзамены, называют бакалаврами. Они имеют право поступать в университет без вступительных экзаменов.

К вузам, организованным по университетскому типу относятся Национальные политехнические институты (Institut national politechnique INP), которые существуют самостоятельно и в структуру университета не входят.

Во Франции уже много десятилетий спорят о том, отвечает ли универ-ситетское образование современным требованиям и почему все большее число выпускников лицеев1 предпочитают поступлению в университет профессиональную деятельность, либо учебу в подготовительных классах (CPGE) и секциях по подготовке специалистов технического профиля (STS) для дальнейшего поступления в более престижные высшие школы (Grandes Ecoles). Меры, направленные на исправление создавшегося положения, в частности, увеличение краткосрочных, профессионально ориентированных программ подготовки, принесли заметный прогресс.

Новая реформа высшей школы во Франции, проходящая в рамках Болонского процесса, продолжает линию профессионализации университетской подготовки, где в основе классификации образовательных программ лежит четко выделенная направленность: профессиональная или исследовательская. Этот принцип соответствует основному назначению Болонского процесса - максимально приблизить вузовское образование к потребностям рынка труда и создать благоприятные условия для свободного передвижения и трудоустройства дипломированных специалистов.

Сегодня общеевропейское образовательное пространство объединяет 46 стран, Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г. Основными целями этого движения считается: введение двухуровневой системы подготовки (бакалавр + магистр); внедрение системы учета учебной работы студентов, аналогичной ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System); введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов; развитие мобильности студентов, преподавателей и исследователей, обеспечение качества высшего образования.

Сообразуясь с вышеперечисленными задачами, каждая страна, присоединившаяся к Болонскому процессу, реформирует свою высшую школу. При этом существенно меняется традиционная организация обучения, упраздняются некоторые национальные дипломы и степени, что вызывает неоднозначную оценку в вузовской среде и в обществе в целом.

Как известно, Франция была одним из инициаторов сближения образовательных систем европейских стран и, начиная с 1998 г. последовательно проводит политику реформирования высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса. За это время был принят ряд законодательных документов, регламентирующих введение новой степени магистра (master) [7] и краткосрочных программ профессионального лиценциата [8, 9], изменения относительно обучения в докторантуре [10]. Важным событием для высшей школы стало принятие Закона о правах и ответственности университетов [11], официально призванным повысить конкурентоспособность французских университетов на мировом образовательном пространстве. Но наиболее значимым документом стал декрет «О реализации принципов европейского пространства высшего образования в системе высшей школы Франции» [12] где определена новая структура высшего образования по модели LMD (licence-master-doctorat (лиценциат- магистратура - докторантура)), и изложены основные составляющие новой реформы:

1.Трехступенчатая структура высшего образования (лиценциат, магистратура, докторантура), предполагающая получение степени после каждого цикла;

2. Организация обучения по семестрам и блокам дисциплин (модулям);

3. Использование системы накопительных кредитов по типу ECTS (Европейская система перевода и накопления кредитов);

4. Приложение к диплому (Diploma Supplement (DS)) для обеспечения в рамках международной мобильности понимания пройденного обучения и полученных квалификаций.

Экспериментальной площадкой для проведения новой реформы стали университеты и университетские структуры, за исключением медицинских и фармацевтических факультетов. В Высших школах и на медицинских отде-лениях университетов новая реформа проходит более медленными темпами, в силу специфики подготовки специалистов.

В соответствии с новой структурой диплом и степень лиценциата присуждается по окончании трех лет (шести семестров) обучения в университете, при условии зачета 180 кредитных единиц. Начальный цикл университет-ской подготовки включает два направления: первый - исследовательский лиценциат (licence ) - рассчитан на продолжение обучения; второй - профессиональный лиценциат (licence professionnelle) - позволяет выпускнику по окончании обучения включиться

в трудовую деятельность. Программы подготовки обоих направлений лиценциата первых двух лет (четырех семестров) являются общими.

Появление диплома профессионального лиценциата во многом отвечает требованиям современного высшего образования, главным образом, в части профессионализации университетской подготовки. Своеобразие этого диплома заключается в том, что работа над его проектом шла в сотрудничестве вузовских работников с представителями профессиональной сферы. Учитывая переходный период, сложившейся во французских университетах, предполагается, что для получения нового диплома выпускникам существующих при лицеях секций по подготовки техников высшей квалификации (STS) и университетских технологических институтов (IUT) придется продолжить обучение. То же самое относится и к обладателям дипломов об общем университетском образовании (DEUG), именуемым теперь как промежуточный диплом. Постановлением от 17 ноября 1999 г. о профессиональном лиценциате [8] был создан комитет, отслеживающий введение нового диплома и новых программ подготовки по профессиональному лиценциату. В его состав вошли преподаватели вузов, члены Национального Совета по высшему образованию и науки (CNESER), а также представители предприятий и профсоюзов.

Магистратура включает два года обучения (четыре семестра) после ли-ценциата и 120 кредитных единиц. Подобно лиценциату курс магистратуры предполагает два направления: исследовательское (master recherche), дающее более узкую и глубокую специализацию, ориентируя выпускника на научные изыскания или преподавательскую работу и профессиональное (master pro-fessionnel), предполагающее включение в профессиональную деятельность.

Обучение в докторантуре включает три года после магистра и оценивается в 180 кредитных единиц. «Встраивание» докторантуры в качестве полноправного, а не дополнительного компонента в структуру высшего образования проходит в духе требований Болонского движения и не является французским новшеством.

Схематично новая модель университетского образования выглядит следующим образом:

Очевидно, что переход к новой модели организации учебного процесса должен быть постепенным и плавным. Временное сосуществование двух образовательных моделей не должно сказываться на качестве обучения. Поэтому, во избежание спорных ситуаций, прежние национальные дипломы остаются в силе и продолжают выдаваться: диплом об общем университетском образовании (DEUG) после получения 120 кредитов лиценциата и диплом Maitrise после получения 60 магистерских кредитов.

Для студентов, поступивших в университет до 2004 г., т.е. тогда, когда сдача экзаменов по обязательным и факультативным дисциплинам подтверждалась специальными сертификатами (Unite de valeur U.V.) предусматривается перезачет этих сертификатов по системе ECTS. Студенты, окончившие университетский технологический институт имеют возможность продолжить обучение в университете по программам лиценциата.

Вполне очевидно, что переход к преобразованиям в духе Болонских рекомендаций не должен стать болезненным и затяжным, поскольку традиционная национальная модель организации учебного процесса во французских университетах также включала образовательные циклы с получением диплома и/или степени при успешной аттестации каждой ступени обучения.

Первый цикл (длительностью в два года) давал студенту базовую общеобразовательную подготовку с присуждением Диплома об общем университетском образовании (DEUG) с указанием соответствующей области знаний.

Студенты, успешно окончившие первый этап университетского образования, зачислялись на второй цикл, который состоял из двух последовательных ступеней, по окончании которых присуждались соответственно: степень лиценциата и степень мастера (maitrise). Обучение на втором цикле носило преимущественно фундаментально-прикладной характер по избранной специальности.

Третий цикл университетского образования традиционно предназначался для специализации и приобщения к научно-исследовательской деятельности и предполагал два направления, одно из которых вело к получению Диплома о высшем специальном образовании (DESS), а второе давало возможность поступить в докторантуру после получения Диплома об углубленном высшем образовании (DEA). Диплом DESS больше ориентировал его обладателя на профессиональную карьеру [1].

Для сравнения в табличной форме приведены новая структура учебных циклов по модели LMD и традиционная, существовавшая во французских университетах до Болонского процесса.

Таблица 2

Традиционная и новая модели университетского образования во Франции

Докторантура 3 года Докторантура 3 года

Магистр (Master) 2 года Диплом об углубленном высшем образовании (DEA) - Диплом о специализированном высшем образовании (DESS) 1 год Мэтриз (Maitrise) 1 год

Лиценциат (Licence) 3 года Лиценциат (Licence ) 1 год Диплом об общем университетском образовании (DEUG) 2 года

Модель L-M-D Традиционная модель

Сравнение этих двух моделей доказывает, что в условиях преобразования высшей школы по болонскому образцу, Франция оказывается в более выигрышном положении, чем страны, где никогда не существовало традиции образовательных циклов в высшем образовании. Видимо, это обстоятельство повлияло на то, что уже к 2006-07 учебному году все французские университеты перешли на организацию учебного процесса по модели LMD. Хотя источник [2] не дает пояснений по поводу реформирования учебных программ медицинских и фармацевтических факультетов, которые имеют свой план по срокам реализации новой реформы, можно отметить, что важный этап по воплощению в жизнь целей Болонского процесса во Франции осуществлен.

Список литературы:

1. Школьный французско-русский страноведческий словарь: Франция / Сост. Гаршина Е.Я. - М.: Дрофа, 2001. - 320 с.

2. Сайт Министерства высшего образования и науки Франции (Ministere de l’Enseignement superieur et de la Recherche) [Сайт] URL: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr

3. Сайт Министерства национального образования Франции (Ministere de l’education nationale) [Сайт] URL: http://www.education.gouv.fr

4. Code de l’education // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit: [Сайт] URL: http://www.legifrance.gouv.fr

5. Arrete du 4 aoflt 2010 fixant les taux des droits de scolarite dans les etablissements publics d'enseignement superieur relevant du ministere de l'enseignement superieur et de la recherche et dans les instituts universitaires de formation des maitres // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit: [Сайт] URL: http://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 20.01.2011)

6. Les grands dossiers - Frais d’inscription illegaux: le scandale continue // UNEF Le syndicat etudiant: [Сайт] URL: http://www.unef.fr (дата обращения: 08.11.2010)

7. Arrete du 25 avril 2002 relatif au diplome de master (modifie par l’arrete du 30 avril 2002 // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit: [Сайт] Url: http://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения 10.10.2010)

8. Arrete du 17 novembre 1999 «Licence professionnelle» // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit: [Сайт] Url: http://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 07.07.2007)

9. Arrete du 23 avril 2002 relatif aux etudes universitaires conduisant au grade de licence // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit: [Сайт] Url:http://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения 10.10.2010)

10. Arrete du 25 avril 2002 relatif aux etudes doctorales // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit: [Сайт] Url: http://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения 12.10.2009)

11. Laloi№2007-1199 du 10 aoflt 2007 relative aux libertes et responsabilites des universities //Legifrance. Le service public de la diffusion du droit: [Сайт] URL: http://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 20.10.2010)

12. Decret №2002-482 du 8 avril 2002 Application au systeme franfais d’enseignement superieur de la construction de l’E-space europeen de l’enseignement superieur // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit: [Сайт] Url: http://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 14.12.2010)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.