Научная статья на тему 'К вопросу о реализации многоуровневой структуры в высшем образовании Франции'

К вопросу о реализации многоуровневой структуры в высшем образовании Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИКЛЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЦЕНЗИАТ / БИНАРНАЯ СИСТЕМА / МАСТЕРАТ / ДОКТОРАТ / uniform European educational space / higher education democratisation / training cycles / the licensee / binary system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Ю. И.

Статья предлагает ретроспективный и перспективный взгляд на систему высшего образования Франции на пути реализации задач Болонской декларации, в частности рассматриваются механизмы и средства внедрения многоуровневой системы в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF MULTILEVEL STRUCTURE REALIZATION IN HIGHER EDUCATION OF FRANCE

The article is devoted to the retrospective and perspective review of higher education system in France in terms of performing Bologna policies, in particular mechanisms and means of introducing the multilevel structure are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации многоуровневой структуры в высшем образовании Франции»

УДК 378

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СТРУКТУРЫ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ФРАНЦИИ

© 2009 Ю. И. Семенова

канд. пед. наук, доц. каф. методики преподавания иностранных языков e-mail: kinisha2@vandex.ru

Курский государственный университет

Статья предлагает ретроспективный и перспективный взгляд на систему высшего образования Франции на пути реализации задач Болонской декларации, в частности рассматриваются механизмы и средства внедрения многоуровневой системы в обучении.

Ключевые слова: единое европейское образовательное пространство,

демократизация высшего образования, циклы обучения, лицензиат, бинарная система, мастерат, докторат.

Одной из важнейших социальных задач современного мирового сообщества является интеграция систем образования различных государств в единое образовательное пространство. Задача вхождения России в международное образовательное пространство объективно требует сближения ее образовательной системы с аналогичными структурами развитых стран. Важным условием успешной реализации данной задачи служит изучение зарубежного опыта развития образования.

Одним из актуальных направлений изучения зарубежного опыта является исследование практики внедрения решений Болонской декларации в западноевропейских странах.

Осознавая роль, принадлежащую образованию в решении глобальных проблем человечества, практически все развитые страны осуществили в последние десятилетия XX века различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования. Этот процесс способствовал постепенному превращению высшего образования из элитарного в сравнительно массовое.

Не осталась в стороне от этого процесса и Франция. Реформы образования, и в частности высшего образования, обрели статус государственной политики.

Современная система высшего образования Франции, сложившаяся под влиянием исторических, экономических, социальных и других факторов, характеризуется рядом особенностей, которые отличают ее от западноевропейских стандартов. Для французской системы высшего образования характерно наличие ярко выраженной национальной специфики: своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы обучения, особое отношение к дипломам государственных учебных заведений (см. подробнее: [Закирьянова 2004]).

Данная статья рассматривает состояние и преобразования системы высшего образования Франции в предболонский и постболонский периоды, в частности аспекты, связанные с уровневой системой образования.

В предболонский период высшее образование до докторского уровня соответствовало бинарной двухуровневой системе. Вместе с тем система высшего образования характеризовалась параллельным существованием многих типов высших учебных заведений с собственными вступительными требованиями и предлагаемыми степенями. Университетский сектор состоял из традиционных университетов,

включающих различные специализированные факультеты (Universitaires de Technologie (IUT), Institus Universitaires Professionalises (IUP) и другие). Система степеней в университетах включала первую промежуточную степень (GEUG), требующую два года обучения, первую итоговую степень (Licence), после дополнительного года учебы, и Maitrise - после еще одного. DESS - годичная последипломная специализация на базе Maitrise. DЕА (Diplome d,Еtudеs Аррrofondies) - годичная программа на базе Maitrise, которая являлась исходной точкой для докторской работы. Программа включала научно-исследовательскую деятельность, письменный итоговый экзамен и публичную защиту краткой диссертации. Степени в IUT включали двухгодичную итоговую степень, DUT (университетский диплом по техническим и прикладным наукам). В отличие от университетов, прием в IUT происходил на основе отбора. Министерство образования предложило ввести профессиональную степень Licence с трехлетним обучением, которая позволяла бы студентам выпускаться из университета после трех лет обучения и искать работу на промежуточном уровне. На третьем году обучения на соискание профессиональной степени Licence студенты должны были получать обязательное распределение. Новые степени не вытесняли существующую систему степеней, а использовались наряду с ней. В 1999 году министерство ввело квалификацию Mastaire в качестве степени магистерского уровня для университетов после двух дополнительных лет обучения и Grandes Ecoles, что послужило первым шагом к упрощению сложной системы степеней [Преимущества обучения во Франции http://www.langford.ru; Гусакова 2005: 52-57].

К другим типам высших учебных заведений можно отнести grandеs ecoles менеджмента и инженерные вузы, предлагавшие специфические типы квалификаций и осуществлявшие прием на конкурсной основе. Неуниверситетский сектор включал Sections de Techniciens Superieur, предлагающие двухлетние программы подготовки повышенного уровня в области техники и дававшие право на получение ВТS/Brevet de Technicien Superieur, а также различные высшие учебные заведения здравоохранения [Высшее образование во Франции 1993: 54-60; Мельник 1999: 8-15].

Франция выступила одним из инициаторов создания единого общеевропейского пространства в области образования, и ее реформы и преобразования на пути реализации установок Болонской декларации могут служить примером для остальных стран.

С 2005 г. все французские университеты перешли на многоуровневую систему образования, включающую бакалавриат и магистратуру. Первая ступень высшего образования ведет к получению степени Licence 3 (Лисанс 3) - это аналог бакалаврской степени. Через год можно получить степень Master 1 (Магистр первого года обучения) и ещё через год - Master 2: Professionnel или Recherche (Магистр второго года обучения по профессиональному направлению или научному направлению - для поступления в аспирантуру-докторантуру), разрабатывается новая профессиональная лицензия, главным образом, для выпускников двухгодичных профессиональных курсов, таких как BTS и IUT. Франция ввела licence professionnelle (3 года обучения) и Mastaire (характеризует различные квалификации, требующие 5 лет обучения в университете или Grandes Ecoles). В тесном сотрудничестве с профессиональными кругами университеты разработали более 600 предложений по licence professionnelle, из которых 170 приняты в 2000 году [Особенности системы высшего образования http://www.is.znanie.info/rus/education/28.html; Гусакова 2005: 52-57].

Реформа образования по системе L-M-D (лицензиат - мастерат - докторат) позволила поставить конкретные цели и задачи для уровней L, M и D, принимая во внимание, что уровни L-M-D

а) представляют собой 3 важнейших квалификационных уровня при осуществлении перехода от высшего образования к профессиональной деятельности;

б) не препятствуют получению промежуточных степеней, в частности профессионально ориентированных степеней при наличии конкретных нужд;

в) на каждом уровне степени могут иметь выраженную профессиональную направленность.

Учебные курсы для уровня Ь во Франции позволяют решить задачу 50процентного доступа данной возрастной группы к высшему образованию. В условиях, когда поступление в университет возможно без отбора, университетские учебные курсы на уровне лицензиата ставят своей целью через дифференцированное обучение обеспечить студентам дальнейшее образование. Для этого в 1999 году после подписания Болонской декларации была учреждена новая степень профессионально ориентированного лицензианта. В начале 2004 учебного года были организованы 1000 учебных курсов такого типа, охватывающие университеты, технологические и профессионально-технические учебные заведения и самих специалистов. При этом необходимо учитывать следующее:

во-первых, профессиональные организации заинтересованы в получении студентами профессиональных степеней после двухлетнего постсреднего обучения, что во Франции имеет обозначение «Бак+2» (2 года учебы после бакалавриата): БИТ (университетский технологический диплом), получаемый в университете, и ВТБ (диплом о высшем техническом образовании), выдаваемый высшими школами с постсредними учебными курсами. Этим объясняется существование промежуточных степеней, хотя система Ь-М-0 привела к появлению «мостов», позволяющих лучшим студентам после этих курсов сразу перейти на уровень лицензиата;

во-вторых, до 2005 г. присвоение степени лицензианта было исключительно прерогативой университетов. Система Ь-М-0 позволила изменить ситуацию. Так, например, архитектурные школы в ведении Министерства культуры ввели систему Ь-М-Б и начали присваивать на первом уровне степень, соответствующую подготовке, полученной на уровне лицензиата [Особенности системы высшего образования. http://www.is.znanie.info/rus/education/28.html].

Таким образом, если курс обучения на уровне лицензиата способствует тому, что во Франции принято называть демократизацией высшего образования и что непосредственно связано с решением задачи формирования «экономики и общества знаний» (Лиссабонская конференция), то учебные курсы на уровне мастерата должны ставить целью достижение профессионального совершенства и привлекательности на рынке труда, привнося дополнительную ценность в программы, предлагаемые европейскими высшими учебными заведениями. Вследствие этого во Франции появилась степень мастера, имеющая следующие характерные черты:

• учебные программы должны быть ориентированы на расширение рынка рабочей силы (степень мастера с профессиональной ориентацией) или дальнейшие докторские учебные курсы (степень мастера с научной ориентацией);

• в обоих случаях преподаватели должны гарантировать высокий уровень учебных планов на основе последних достижений в области знаний, что означает тесную связь с различными аспектами научных исследований;

• в каждом конкретном случае различные высшие учебные заведения и научноисследовательские организации должны объединять научные усилия для повышения престижа, качества и привлекательности степени мастера. Это ведет к более широкому применению процедуры совместного присвоения степеней;

• степень мастера должна в максимальной степени удовлетворять европейским и международным критериям.

Концепция «мастерата» применима ко всей французской системе высшего образования. Впервые во Франции степень мастера присваивается как в университетах, так и в высших школах, способствуя их сближению, - чего требуют европейские и международные интересы.

Все высшие учебные заведения уже вовлечены или в скором времени будут вовлечены в процесс L-M-D. Но если высшие школы в основном интересует степень мастера и доктора в случае наличия достаточных научных возможностей, университеты являются единственными образовательными учреждениями, присваивающими степени на всех трех уровнях L-M-D. Это заставило их выйти за рамки национальных учебных планов и предложить студентам свои собственные учебные курсы. С этой точки зрения Болонский процесс усилил автономию высших учебных заведений и их способность действовать [Там же].

Что касается доступа к программам бакалаврского уровня, французские вузы отметили, что на данном уровне невозможен действительный институциональный отбор: до тех пор пока не достигнут предельный объем студентов по определенному направлению, все обладатели формальной квалификации (школьное образование), чьи оценки выше определенного установленного уровня, должны быть приняты после удачного прохождения национального конкурентного экзамена. В соответствии с Берлинским коммюнике, большинство дипломов, получаемых после завершения бакалавриата, дают возможность подавать на магистерскую программу. Тем не менее большинство вузов имеют возможность отбирать кандидатов на магистерские программы, хотя ряд ограничений все же остается: во Франции выпускникам программ бакалаврского уровня гарантировано поступление на магистерские программы по той же дисциплине, и только во Франции существует механизм отбора студентов в конце первого года двухгодичной магистерской программы. Франция относится к немногим странам, вузы которых имеют четкие стратегии для признания неформальных и неакадемических квалификаций. Эти стратегии распространяются в основном на взрослых студентов или студентов с ограниченными возможностями, на аппликантов с нестандартным общим образованием или с минимальным уровнем профессионального образования, например в архитектуре, медицине, спортивных науках и изобразительных искусствах.

В вопросах признания зарубежных степеней существует больше подходов, чем в признании национальных дипломов. Удивительно большое число обследованных вузов (по сравнению с результатами «Тенденции III») отметили свое представительство ENIC/NARIC в качестве источника информации и поддержки. Во Франции вузы отметили, что признание зарубежных степеней до сих пор остается ответственностью министерства и осуществляется через прохождение довольно громоздких процедур, таких как «натурализация» или «одобрение» [Болонский процесс: проблемы, опыт, решения 2006: 23-61].

Все реформы базируются на том принципе, что степень бакалавра в Европе требует не менее 3 и не более 4 лет обучения, или не менее 180 - не более 240 кредитов ECTS. Во Франции имеются 4-летние курсы, которые классифицируются как «додипломные», но присваиваемая степень носит название магистра. Срок получения licence professionnelle составляет 3 года.

Многообразие учебных программ и непоследовательная номенклатура степеней заставили ряд стран предпринять конкретные усилия по упрощению и модернизации структуры квалификаций. Новая степень Mastaire, введенная во Франции в 1999 году для обозначения квалификаций, требующих 5 лет обучения в вузе, является первой квалификацией в системе, общей для университетов и Grandes Ecoles. Европейским фондом развития менеджмента (EFMD) принято предложение выделять три основные

категории магистерских степеней (универсальная степень Магистра наук (M.Sc) в области менеджмента, специализированные степени магистра в конкретных областях и Магистры делового администрирования (MBA) с опытом работы. В отличие от большинства стран, Франция считает разделение магистерских программ на более ориентированные на профессиональную карьеру, с одной стороны, и на исследовательскую деятельность - с другой, полезным [Там же].

Ряд изменений свидетельствуют о сближении докторантского уровня образования и стимулируют признание докторских степеней по всей Европе. Система аспирантуры-докторантуры во Франции в настоящее время переживает период перемен, суть которых состоит в плавном переходе к введению степени PhD, признаваемой мировым научным сообществом. Францией придается особое значение созданию докторских школ или докторских центров (в противоположность традиционным докторским программам). Основанием для этих перемен явились необходимость и желание отвечать международным стандартам в сфере научных исследований, а также наличие жесткой конкуренции за одаренных студентов и молодых исследователей. Большой интерес во Франции вызывает принцип совместного руководства докторскими диссертациями, который может дать импульс созданию «европейской» докторантуры. Проведение докторских исследований определено Указом от 25 апреля 2002 года, который модернизировал систему и полностью перевел ее на модель L-M-D в условиях европейской конвергенции. Французские образовательные учреждения присваивают 11000 докторских степеней в год в рамках 315 докторских школ. 4000 новых докторантов ежегодно получают трехгодичный исследовательский грант на подготовку своей диссертации. Данный государственный грант равен месячной зарплате в 1200 евро [Генеральная дирекция Европейской комиссии по образованию и культуре http:/www.europa.eu.int/comm/dgs/education culture/index.].

Все вышесказанное кратко можно представить следующим образом.

Механизмы и средства реализации Болонского процесса во Франции

Механизмы реализации Болонского процесса Средства реализации Болонского процесса

Двухцикличная система Двухуровневая система. В 1999 году к трём существующим степеням («baccalaureat», «licence» -степень бакалавра, доктор) была добавлена степень магистра и профессионально ориентированного лиценциата. Реформа достигла необходимого масштаба в 2005/2006 учебном году Нормативноправовая база Лиссабонская конвенция ратифицирована Францией 4 октября 1999 года и вступила в силу с 1 декабря 1999 года. Реализация механизмов Болонского процесса осуществляется в соответствии с постановлением Правительства № 2002-482 от 8 апреля 2002 г.

Рамки квалификаций Модель: степень лиценциата - 3 года обучения (180 кредитов); степень магистра -следующие 2 года обучения (120 кредитов) Финансирование на национальном уровне Финансирование студентов осуществляется в рамках Студенческого социального плана. Большой объем государственного финансирования позволяет при высоком качестве поддерживать низкую оплату за обучение.

Также предоставляются различные гранты (например, Министерством иностранных дел до 91 б5 млн. евро 23000 человек в год) иностранным студентам. Финансовая поддержка университетов, стремящиеся к инновациям, с помощью заключения персональных 4-летних контрактов с вузами

[Focus sur les structures de l’enseignement superieur en Europe 2007: 58-61].

При подготовке конференции в Бергене группа экспертов на основе данных, представленных в национальных докладах стран-участниц, провела анализ реализации приоритетных направлений Болонской декларации с выставлением каждой стране оценок по 5-балльной шкале с выведением общей оценки по нескольким направлениям: введение системы зачетных единиц (кредитов) ECTS; введение европейского Приложения к диплому; присоединение к Лиссабонской конвенции и ее исполнение; общая оценка решения проблемы признания. Оценка для каждого направления (от 1 до 5) выставлялась согласно критериям, отражавшим степень «продвинутости» системы образования данной страны в реализации конкретной позиции Болонской декларации. При этом решающее значение придавалось нормативно-правовому обеспечению позиции, в частности более высокие оценки (от 3 до 5) выставлялись в зависимости от того, на каком правовом уровне регулируется та или иная позиция для рассматриваемой страны. Так, выставление оценки 5 предполагало однозначное законодательное регулирование соответствующей позиции, а оценки 2 - только заявленные намерения и проведение ограниченных экспериментальных проектов при отсутствии нормативного регулирования. Введение двухуровневой структуры высшего образования во Франции было оценено в 5 баллов, притом что средняя оценка по 43 странам-участницам Болонского процесса составила 4,09 балла, общая оценка реализации Болонской декларации составила 3, 78 при такой же средней оценке по всем странам (см. подробнее: [Focus on the structure... 2005]).

В аналитическом материале группы экспертов на Лондонской конференции на основе изучения национальных отчетов, представленных странами-участницами, были сделаны выводы о дальнейшем продвижении отдельных стран по основным направлениям Болонского процесса (введение трехуровневой структуры высшего образования, введение зачетных единиц (кредитов) ECTS, введение европейского Приложения к диплому). По сравнению с ситуацией 2005 г. наблюдается определенный прогресс, однако необходимо признать, что к 2007 г. все еще не была завершена работа по одной или двум из рассматриваемых позиций: во Франции введение трехуровневой структуры высшего образования находится в стадии завершения, что означает осуществление нормативно-правового (законодательного или регламентного) регулирования позиции (см. подробнее: [Focus sur les structures. 2007: 58-61]).

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что французская система высшего образования характеризуется в настоящее время

1) общенациональной структурой;

2) автономией деятельности;

3) национальной аттестацией;

4) обсуждением условий и заключением контрактов;

5) государственным финансированием и наличием отличительных знаков.

Пути дальнейшего реформирования:

1) проведение реформы L-M-D на всех уровнях системы высшего образования во Франции. Эта задача должна быть решена к 2010 г. в отношении всех образовательных учреждений Франции;

2) как следствие этого реализация сетевой политики по одному или нескольким близким направлениям деятельности, что позволит правильно организовать проекты французских образовательных учреждений и объединить университеты и высшие школы;

3) развитие докторских исследований и усиление их роли в формировании европейского пространства высшего образования и научных исследований.

Библиографический список

Болонский процесс: проблемы, опыт, решения / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 23-61.

Высшее образование во Франции = L'enseIgnement superieur en France. 2-е изд. М. : Фр. орг. техн. сотрудничества и др., 1993. 104 с.

Генеральная дирекция Европейской комиссии по образованию и культуре. [Электронный ресурс] URL: http:/www.europa.eu.int/comm/dgs/education culture/index (дата обращения 12.04.2009).

Гусакова О. Б. Образование во Франции: вековые традиции и современность // Платное образование. 2005. № 6. С. 52-57.

Закирьянова А. Х. Система профессиональной педагогической подготовки учителей массовой школы Франции на рубеже XX-XXI веков: дисс... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2004. - 199с.

Мельник Т. В. Состояние и тенденции развития высшего образования в современной Франции : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Таганрог. гос. пед. ин-т. Таганрог, 1999. С. 8-15.

Особенности системы высшего образования [Электронный ресурс] URL: http://www.is.znanie.info/rus/education/28.html (дата обращения 4.04.2009).

Преимущества обучения во Франции [Электронный ресурс] URL: http://www.langford.ru (дата обращения 7.03.2009).

Focus on the structure of higher education in Europe - 2004/05. (2005). EURIDYCE.

2005.

Focus sur les structures de l’enseignement superieur en Europe 2006/2007. (2007). EURIDYCE. 2007. PP. 58-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.