Научная статья на тему 'Магистратура во Франции: история и специфика'

Магистратура во Франции: история и специфика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
769
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ФРАНЦУЗСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ / MASTER''S DEGREE / FRENCH UNIVERSITY / HIGHER EDUCATION IN FRANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заблоцкая Оксана Александровна

В статье рассматриваются история и особенности магистерской подготовки во французских университетах в контексте гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. Отмечается, что наряду с трехуровневой системой университетского образования, введенной в 2002 году и рекомендованной Болонской декларацией, во Франции существуют свои специфические университетские дипломы и степени. Реформа магистратуры 2017 года имеет целью сделать французскую архитектуру университетского образования полностью совместимой с архитектурой, принятой в европейских странах-участницах Болонского процесса. В статье также описывается организация обучения в магистратуре во французских университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER''S DEGREE IN FRANCE: HISTORY AND SPECIFICITY

The article examines the history and peculiarities of master's training in French universities in the context of harmonization of the architecture of the European higher education system. The article shows that the Bologna three-cycle system was introduced in France in 2002 but side by side with this it has its specific diplomas and degrees. The 2017 Master's degree reform aims to make the French three-cycle degree structure fully compatible with the common degree structure operating across European countries as a result of the Bologna Process. The article also describes how French University Master’s degrees are organized.

Текст научной работы на тему «Магистратура во Франции: история и специфика»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК: 378.4

МАГИСТРАТУРА ВО ФРАНЦИИ: ИСТОРИЯ И СПЕЦИФИКА

Заблоцкая О. А.1

В статье рассматриваются история и особенности магистерской подготовки во французских университетах в контексте гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. Отмечается, что наряду с трехуровневой системой университетского образования, введенной в 2002 году и рекомендованной Болонской декларацией, во Франции существуют свои специфические университетские дипломы и степени. Реформа магистратуры 2017 года имеет целью сделать французскую архитектуру университетского образования полностью совместимой с архитектурой, принятой в европейских странах-участницах Болонского процесса. В статье также описывается организация обучения в магистратуре во французских университетах.

Ключевые слова: магистратура, французский университет, высшее образование во Франции.

С 1998 года, когда в Париже в Сорбонне была подписана совместная декларация четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию, Франция активно участвует в общеевропейском процессе гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. Основными инструментами, обеспечивающими возможность гармонизации стали: система учета трудоемкости учебной работы в академических кредитах ECTS, европейское приложение к диплому, результаты обучения, выраженные в компетенциях, переход на трехуровневую систему высшего образования (бакалавриат — магистратура — докторантура).

До 2002 года французские университеты выдавали следующие дипломы: диплом об общем университетском образовании (DEUG) (после двух лет обучения); диплом лиценциата (Licence) (после трех лет обучения); диплом магистра (Maitrise) (после четырех лет обучения); диплом об углубленном высшем образовании или диплом о специальном высшем образовании (DEA/DESS). На сегодняшний день французская модель университетского образования состоит из трех уровней: лиценциатура (французское название бакалавриата), магистратура, докторантура [2].

В таблице 1 отражены изменения в архитектуре университетского образования после реформы 2002 года.

Данные, представленные в таблице 1, наглядно демонстрируют изменения в системе университетского образования Франции, связанные с Болонским процессом.

Целью данной статьи является анализ организационных особенностей магистерской подготовки во французских университетах.

Диплом магистра был впервые введен во Франции в 1999 году декретом № 99-747 от 30 августа 1999 года в рамках построения единого европейского пространства высшего образования после подписания Болонской декларации 19 июня 1999 года. Создание второго уровня университетского образования — магистратуры — было подтверждено декретом № 2002-481 от 8 апреля 2002 года «Об изменении архитектуры высшего образования Франции в связи с формированием Европейского пространства высшего образования». Закон

1 Заблоцкая Оксана Александровна — канд. пед. наук, Южный федеральный университет, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах

№ 2007-1199 от 10 августа 2007 года «О свободах и ответственностях университетов» провозглашает диплом магистра как диплом об окончании второго уровня университетского образования. Очередная реформа магистратуры стартует во Франции с нового 2017-2018 учебного года.

Таблица 1. — Сопоставление степеней и периодов обучения, актуальных для системы университетского образования Франции до и после реформы 2002 года_

Французский вариант трехуровневой системы после реформы 2002 года Система университетского образования, существовавшая во Франции до реформы 2002 года

Докторантура (Doctorat) +8 лет Докторантура +8 лет

Магистратура (Master) +5 года 120 кредитов ECTS Диплом об углубленном высшем образовании/Диплом о специальном высшем образовании (DEA/ DESS) +5 лет

Диплом магистра (Maîtrise) +4 года

Лиценциатура (Licence) + 3 года 180 кредитов ECTS Лиценциатура профессиональная (Licence prof.) +3 года

Диплом об общем университетском образовании (DEUG) +2 года

Продолжительность обучения в магистратуре составляет два года (120 кредитов ECTS), которые условно обозначаются М1 и М2. Год делится на два семестра. Каждый семестр подразумевает 30 кредитов ECTS. Семестр разделен на учебные модули (Unités d'Enseignement), которые могут включать как одну дисциплину, так и цикл дисциплин. Объем каждого учебного модуля выражается в академических кредитах ECTS.

Деление на модули и семестры, использование кредитов ECTS облегчает как внутреннюю, так и международную мобильность студентов и позволяет построить индивидуальные траектории обучения.

С 2010 года с целью повышения эффективности образовательного процесса в университетах Франции введена классификация областей и направлений подготовки, специальностей. Области подготовки определяются университетами в зависимости от их направленности. Основные области подготовки:

• искусство, литература, языки (Arts, lettres, langues);

• гуманитарные и общественные науки (Sciences humaines et sociales);

• право, экономика, управление (Droit, économie, gestion);

• естественные науки, технологии, здоровье (Sciences, technologies, santé).

Каждая область делится на направления подготовки, каждое направление может делиться на специальности. Если области подготовки одинаковы для всех образовательных уровней, то направления и специальности отличаются. Например, область подготовки «естественные науки, технологии, здоровье» (Sciences, technologies, santé) включает направление подготовки лиценциатуры «физика и инженерные науки» (Physique et sciences pour l'ingénieur), а в рамках этого направления существует лиценциатура по специальности «электроника, сигналы и автоматика» (Electronique, signal et automatique). Обладатели диплома лиценциатуры по данной специальности могут продолжить обучение в магистратуре из той же области подготовки в рамках направления «инженерные науки» (Sciences pour l'ingénieur) по специальности «микро и наноэлектроника» (Micro et nano électronique).

Во Франции существует две ориентации магистерской подготовки: профессиональная и научно-исследовательская. Это разделение унаследовано от прежней системы образования Франции, где существовали два диплома одного уровня: диплом о специальном высшем образовании (DESS) и диплом об углубленном высшем образовании (DEA) (таблица 1).

Цель профессионально-ориентированной магистратуры — подготовка специалистов-практиков высокого уровня. Научно-исследовательская магистратура готовит студентов к научно-исследовательской деятельности и обучению в докторантуре, большое внимание уделяется теоретической подготовке и фундаментальным исследованиям.

Выбор профессиональной или научно-исследовательской ориентации, как правило, происходит на втором году обучения в магистратуре.

До 2017 года поступление в магистратуру не предусматривало никаких вступительных испытаний. На первый год обучения в магистратуру принимались обладатели диплома лиценциата (французский эквивалент диплома бакалавра) в той же области подготовки. В случае несовпадения областей подготовки, решение о зачислении принимала комиссия из представителей ППС учебного заведения. После окончания первого года обучения в магистратуре выдавался диплом «Maîtrise», унаследованный от прежней системы университетского образования Франции (таб. 1). При переходе на второй год обучения осуществлялся конкурсный отбор претендентов на основе личных дел и/или собеседования.

23 декабря 2016 года во Франции вышел закон № 2016-1828 об адаптации второго уровня университетского образования (магистратуры) к архитектуре европейской системы высшего образования [4]. Суть реформы состоит в том, чтобы сделать магистратуру самостоятельным, монолитным образовательным уровнем.

С 2017 года прием в магистратуру будет осуществляться на конкурсной основе. Форма вступительных испытаний определяется университетом. Не будет отбора при переходе на второй год обучения. Государство гарантирует возможность всем желающим обладателям государственного диплома об окончании лиценциатуры продолжить обучение в магистратуре. Претендентам, не прошедшим конкурсный отбор на желаемую магистерскую программу, по их запросу будут предложены другие варианты [4].

За последние 15 лет система университетского образования во Франции претерпела значительные изменения. Была введена трехуровневая модель высшего образования. Однако наряду с трехуровневой моделью во Франции до сегодняшнего момента отчасти сохраняются прежние дипломы и степени. Обучение в магистратуре, появившейся во Франции в рамках формирования Европейского пространства высшего образования, долгое время находилось под влиянием французских национальных образовательных традиций. Реформа магистратуры 2017 года — ещё один шаг на пути к гармонизации систем высшего образования стран Европы. Следует отметить, что, реформы системы университетского образования в целом и магистратуры в частности не касаются основополагающих принципов французской системы университетского образования, таких как демократичность и обеспечение равных возможностей и государственных гарантий на получение университетского образования любого уровня.

Литература

1. Заблоцкая, О. А. Структурные и организационные особенности университетского образования во Франции / О. А. Заблоцкая // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2013. — № 10 (147). — С. 176-183.

2. Заблоцкая, О. А. Многоуровневая система университетского образования во Франции // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 5-6 (6). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1372 (дата обращения: 18.06.2017).

3. Официальный сайт Министерства высшего образования, научных исследований и инноваций Франции. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/pid24573/enseignement-superieur.html (дата обращения: 18.06.2017).

4. LOI n° 2016-1828 du 23 décembre 2016 portant adaptation du deuxième cycle de l'enseignement supérieur français au système Licence-Master-Doctorat (1) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/eli/loi/2016/12/23/MENX1631939L/jo (дата обращения: 18.06.2017).

MASTER'S DEGREE IN FRANCE: HISTORY AND SPECIFICITY

Zablotskaya O. A.

Zablotskaya Oksana Aleksandrovna — Candidate of Sciences in pedagogy, Southern Federal University, Institute of Management in Economic, Ecological and Social Systems

Abstract. The article examines the history and peculiarities of master's training in French universities in the context of harmonization of the architecture of the European higher education system. The article shows that the Bologna three-cycle system was introduced in France in 2002 but side by side with this it has its specific diplomas and degrees. The 2017 Master's degree reform aims to make the French three-cycle degree structure fully compatible with the common degree structure operating across European countries as a result of the Bologna Process. The article also describes how French University Master's degrees are organized.

Keywords: master's degree, French university, higher education in France.

References

1. Zablockaja, O. A. Strukturnye i organizacionnye osobennosti universitetskogo obrazovanija vo Francii / O. A. Zablockaja // Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki. — 2013. — № 10 (147). — S. 176-183. (in Russian)

2. Zablockaja, O. A. Mnogourovnevaja sistema universitetskogo obrazovanija vo Francii // Universum: Psihologija i obrazovanie : jelektron. nauchn. zhurn. 2014. № 5-6 (6). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1372 (date of access: 18.06.2017). (in Russian)

3. Oficial'nyj sajt Ministerstva vysshego obrazovanija, nauchnyh issledovanij i innovacij Francii. [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/pid24573/enseignement-superieur.html (date of access: 18.06.2017).

4. LOI n° 2016-1828 du 23 décembre 2016 portant adaptation du deuxième cycle de l'enseignement supérieur français au système Licence-Master-Doctorat (1) [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.legifrance.gouv.fr/eli/loi/2016/12/23/MENX1631939L/jo (date of access: 18.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.