Научная статья на тему 'Специфика профессиональной лиценциатуры во Франции'

Специфика профессиональной лиценциатуры во Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЦИАТУРА / БАКАЛАВРИАТ / HIGHER EDUCATION / LEVELS OF EDUCATION / LICENSE DEGREE / PROFESSIONAL LICENSES / BACHELORS DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заблоцкая Оксана Александровна

Статья посвящена анализу организации подготовки студентов по программам профессиональной лиценциатуры в университетах Франции. На основании статистических данных сделаны выводы о целесообразности создания данного университетского диплома, о востребованности выпускников на французском рынке труда. Даны рекомендации о возможности использования опыта французских университетов при разработке программ бакалавриата в университетах России. Отмечается, что, наряду с трехуровневой системой высшего образования, рекомендованной Болонской декларацией, во Франции существуют свои специфические университетские дипломы и степени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF PROFESSIONAL LICENCES IN FRANCE

The article describes how professional licenses are organized in France. The success of this university degree is confirmed by statistics. Recommendations for organization of the bachelors degree in Rassian universities are given. The article shows that the Bologna three-cycle degree structure has been introduced in France but side by side with this it has its specific diplomas and degrees. Professional license is one of them. These professional programs are successfully integrated into the Bologna structures.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной лиценциатуры во Франции»

В заключение следует подчеркнуть, что создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности студентов и преподавателя. Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей, дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности, ориентируют на поиск проблем и их решений, отражают механизм усвоения знаний, включают повторение изученного, интегрируются целью модуля. Деятельность студента проходит в зоне его ближайшего развития, ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения, дает возможность рационально распределять время, реализует рефлексивные способности студентов на каждом занятии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баграмова Н.В. Индивидуализация процесса обучения иностранному языку на начальном этапе в языковом вузе / Методика обучения иностранным языкам на начальном этапе в школе и вузе. - СПб., 1991. - С. 3-12.

2. Вербицкий А.А. В новой образовательной парадигме // Контекстное обучение. - М., 2001. - 75 с.

3. Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1996. - 368 с.

4. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. ... д-ра пед. наук. - Вильнюс, 1990. - 336 с.

5. Краснощекова Г.А. Фундаментализация языкового образования в техническом вузе // Высшее образование сегодня. - М., 2008. - № 1. - C. 58-60.

6. Писаренко В.И. Проблемы информатизации и формализации обучения иностранным языкам в техническом вузе // Открытое образование. - 2004. - № 4 (45). - С. 20-29.

Статью рекомендовал к опубликованию д.п.н., профессор М.П. Целых.

Краснощекова Г алина Алексеевна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: krasnoshokocva@tsure.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371496.

Зав. Кафедрой; профессор.

Krasnoshchyokova Galina Alexeevna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: krasnoshokocva@tsure.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371496.

Head of Department; Professor.

УДК 378.22

О.А. Заблоцкая

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЦЕНЦИАТУРЫ ВО ФРАНЦИИ

Статья посвящена анализу организации подготовки студентов по программам профессиональной лиценциатуры в университетах Франции. На основании статистических данных сделаны выводы о целесообразности создания данного университетского диплома, о востребованности выпускников на французском рынке труда. Даны рекомендации о воз-

можности использования опыта французских университетов при разработке программ бакалавриата в университетах России. Отмечается, что, наряду с трехуровневой системой высшего образования, рекомендованной Болонской декларацией, во Франции существуют свои специфические университетские дипломы и степени.

Высшее образование; направления подготовки; уровни образования; профессиональная лиценциатура; бакалавриат.

O.A. Zablotskaya THE SPECIFICITY OF PROFESSIONAL LICENCES IN FRANCE

The article describes how professional licenses are organized in France. The success of this university degree is confirmed by statistics. Recommendations for organization of the bachelor’s degree in Rassian universities are given. The article shows that the Bologna three-cycle degree structure has been introduced in France but side by side with this it has its specific diplomas and degrees. Professional license is one of them. These professional programs are successfully integrated into the Bologna structures.

Higher education; levels of education; license degree; professional licenses bachelor’s degree.

Современные интеграционные процессы в мировом образовательном пространстве побуждают исследователей обращаться к опыту развитых стран в организации образовательных систем. Одной из таких стран является Франция.

Целью данной статьи является анализ особенностей подготовки специалистов по программам уровня профессиональной лиценциатуры во Франции.

На сегодняшний день французская модель высшего университетского образования соответствует рекомендациям Болонской декларации и состоит из трех уровней: лиценциатура (французское название бакалавриата), магистратура, докторантура [1]. Однако во Франции существуют и свои специфические университетские дипломы и степени, система которых представлена на рис. 1. Данная схема фактически отражает структуру высшего университетского образования Франции.

Рис. 1. Система высшего университетского образования Франции

Уровень профессиональной лиценциатуры (далее ПЛ) существует с 1999 г. Цель создания данного университетского диплома - максимально обеспечить трудоустройство молодежи. ПЛ отвечает спросу на нового специалиста, уровень квалификации которого находится между специалистом, окончившим двухлетний короткий цикл университетского образования, и высшими инженерными кадрами.

На уровень ПЛ могут поступить студенты, закончившие второй год классической трехлетней лиценциатуры, а также студенты, получившие диплом об общем университетском образовании (2 года обучения) (DEUG), в том случае, если они хотят как можно быстрее начать профессиональную деятельность. Данное образование также доступно для студентов, окончивших короткий цикл университетского образования (2 года) и получивших BTS (свидетельство о высшем техническом образовании) или DUT (университетский технологический диплом). Для этих студентов ПЛ - способ получить более высокий уровень квалификации и, следовательно, более престижную работу. Студенты, получившие BTS, составляют около 45 %, а студенты с DUT - около 40 % от общего количества поступающих в ПЛ. При поступлении в ПЛ студент должен представить мотивационное письмо, план профессионального развития, сведения о профессиональной практике. При принятии решения о зачислении комиссия из преподавателей учитывает академическую успеваемость, результаты собеседования, иногда необходимо пройти дополнительное тестирование. Насколько строгим будет отбор, зависит от конкретного направления подготовки. Например, на специальность «прораб» в университете Гренобля конкурс традиционно очень высокий и составляет около пятнадцати человек на место.

Обучение в ПЛ длится один год (два семестра) и подразумевает теоретическую и практическую подготовку, профессиональную практику на предприятии от 12 до 16 месяцев, реализацию под руководством преподавателя курсового проекта, подготовку и защиту дипломной работы. Около 30 % дисциплин ведутся квалифицированными представителями профессии. График занятий напряженный. Студенты имеют около 35 часов аудиторных занятий в неделю. По ряду направлений подготовки возможно обучение, чередующееся с профессиональной деятельностью по специальности (en altemance). Для некоторых студентов крайне важно иметь возможность заработка во время обучения. Кроме того, молодые специалисты, обучающиеся по таким программам, являются более конкурентоспособными на рынке труда, так как работодатели ценят наличие опыта.

Хотя программы ПЛ предназначены для людей, желающих как можно быстрее начать профессиональную деятельность, некоторые студенты принимают решение продолжить обучение. Фактически, ПЛ вписывается в трехуровневую европейскую модель высшего образования, рекомендованную для стран-участниц Болонского процесса. Эта ступень обучения эквивалентна бакалавриату, а выпускники получают степень, эквивалентную европейской степени бакалавра, как и выпускники классической лиценциатуры. Следовательно, выпускник ПЛ может продолжить обучение на следующем уровне, т.е. в университетской магистратуре (которая во Франции также делится на профессионально-направленную и направленную на исследовательскую деятельность и дальнейшее поступление в докторантуру) или даже в высших инженерных или коммерческих школах. Однако обучение в ПЛ и в классической лиценциатуре очень отличается. В первом случае делается упор на практику, на обучение профессиональным компетенциям, во втором -обучение носит более теоретический характер, используются специфические методы работы со студентами. Данные различия создают сложности при адаптации к обучению в магистратуре. Таким образом, продолжение обучения для выпускников ПЛ не является невозможным, но представляет определенную сложность. Студент, желающий продолжить обучение, должен представить личное дело с хорошими результатами обучения, мотивационное письмо, рекомендательные письма от преподавателей. План профессионального развития студента должен соответствовать выбранному направлению подготовки. Будучи принятым, студент должен работать намного больше чем студент, окончивший классическую лицен-

циатуру. Чтобы иметь больше шансов на успешное обучение в магистратуре, некоторые студенты принимают решение повторно пройти третий год обучения, но уже в классической лиценциатуре, или поступить в инженерную или коммерческую высшую школу, набирающую студентов, окончивших короткий двухлетний цикл высшего образования. После окончания ПЛ выпускники также могут продолжить обучение в институте подготовки учителей. В 2007 г. 15 % студентов, окончивших ПЛ, продолжили обучение.

За 10 лет своего существования данный диплом приобрел большую популярность среди студентов и работодателей. Численность выпускников ПЛ утроилась за период с 2003 по 2009 гг. В 2007 г. 37 761 выпускник, в 2008 г. - 41 493, в 2009 г. -44 782 (рис. 2) [2].

Л С.Г\Г\Г\

ДДППП ■

Д9ППП

ДПППП ■

эоппп

36000 34000 |

1 2007 і 2000 і і 2009

Рис. 2. Увеличение численности выпускников ПЛ в 2007-2009 гг.

Данная диаграмма наглядно демонстрирует увеличение популярности данного диплома среди студентов.

Увеличилось и количество направлений подготовки. В 2000 г. - 170 направлений, в 2002 г. - 550 направлений, в 2004 г. - 931 направление, в 2006 г. - 1390 направлений, в 2009 г. - 1986 направлений, в 2010 г. - 2000 направлений (рис. 3) [2].

Рис. 3. Рост количества направлений подготовки ПЛ в 2000-2010 гг.

Данная диаграмма отражает увеличение количества направлений подготовки ПЛ в 2000-2010 гг., что в свою очередь свидетельствует об увеличении спроса на данный диплом среди работодателей.

Программы ПЛ разрабатываются университетами совместно с торговыми и промышленными палатами, профессиональными федерациями Франции. Таким образом, программа профессионального лицензиата создается только в том случае, если на рынке труда имеется спрос на конкретных специалистов. Каждые 4 года

Министерство высшего образования Франции ставит вопрос о целесообразности существования направлений подготовки ПЛ. Основным критерием в пользу продления или закрытия конкретного направления является процент трудоустроенных выпускников. Благодаря такой политике, диплом гарантирует почти 100 %-ное трудоустройство. Например, в 2004 году 94 % выпускников ПЛ получили работу в год окончания, из них 81 % постоянную работу. Через 3 года после получения диплома 78 % имели постоянную работу, а безработные составили 6 % от общего числа выпускников. Заработная плата молодых специалистов составляет в среднем 1250 евро в месяц, а через 3 года увеличивается в среднем до 1500 евро в месяц [3].

Преимуществом ПЛ является также его доступность для различных слоев населения. Дифференцированные образовательные траектории позволяют привести молодых людей, получивших различное высшее образование короткого цикла (2 года), к одинаковой квалификации. Обладатели BTS (свидетельство о высшем техническом образовании) или DUT (университетский технологический диплом) могут получить более высокий уровень квалификации, продолжив свое обучение в ПЛ. Студенты, успешно закончившие второй год классической трехлетней лицен-циатуры или получившие DEUG (диплом об общем университетском образовании), могут поступить в ПЛ и за 1 год получить диплом, гарантирующий трудоустройство. ПЛ является частью системы обучения в течение жизни и позволяет уже работающим специалистам повысить свою квалификацию и продвинуться по карьерной лестнице.

ПЛ вызывает интерес многих отраслей экономики. На сегодняшний день насчитывается около 2000 направлений в таких областях, как сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство, коммуникационные и информационные технологии, товарообмен и управление, гражданское строительство, производственный и перерабатывающий сектор, сфера услуг. Значительное количество направлений подготовки связано с коммуникационными технологиями, издательским делом, новыми информационными технологиями. Популярными направлениями являются техническая реализация сайтов электронной торговли, информационное администрирование сайтов. Существует огромное количество направлений подготовки, связанных с сетью Интернет. Туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, агрономия также являются популярными.

Опыт Франции в организации подготовки специалистов-бакалавров (лиценциатов) может оказаться полезными для России. Разделение уровня бакалавра в российских университетах на профессиональный бакалавриат и общий бакалавриат способствовало бы удовлетворению сложившегося сегодня в России массового спроса на высшее образование. В настоящее время специалисты-бакалавры являются невостребованными на российском рынке труда, степень «бакалавр» является непонятной для кадровых служб предприятий и организаций, не разработаны квалификационные требования или должностные инструкции для выпускников-бакалавров. В решении данной проблемы может быть полезен опыт сотрудничества французских университетов с работодателями. Подобное сотрудничество между российскими университетами и работодателями способствовало бы подготовке востребованных специалистов и повышению престижности степени бакалавра в обществе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Заблоцкая О.А. Особенности функционирования трехуровневой системы высшего образования в странах-участницах Болонского процесса // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 10 (111). - С. 68-72.

2. http://www. enseignementsup-recherche. gouv. fr/cid20181 /licence-professionnelle.html.

3. http://www.cereq.fr/enquetegeneration2004.htm.

4. http://www.education.gouv.fr/cid4953/la-reussite-licence-professionnelle.html.

Статью рекомендовала к опубликованию д.п.н., профессор В.И. Писаренко. Заблоцкая Оксана Александровна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: ozablotskaya@yandex.ru.

З47928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 886З4З71496.

Преподаватель кафедры иностранных языков.

Zablotskaya Oksana Alexandrovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: ozablotskaya@yandex.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371496.

Teacher of Foreign Languages Department.

УДК 377.131.11

О.В. Осадчая

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ЕЕ СТРУКТУРА ДЛЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

В статье, основанной на теоретических результатах диссертационного исследования, раскрывается понятие «читательская коммуникативная компетенция» для неязыкового вуза, описывается структура читательской компетенции, определяется его содержание для специфики работы в разноуровневой группе студентов неязыкового вуза, рассматривается критическая функция рефлексии для определения готовности студента к автономному поведению в процессе чтения, рассматривается взаимосвязь подбора индивидуально значимой стратегии автономного чтения и уровня рефлексии студента.

Читательская коммуникативная компетенция; разноуровневая группа студентов; неязыковой вуз; структура; содержание; критическая функция рефлексии; готовность к автономному поведению в чтении.

O.V. Osadchaya

READING COMMUNICATIVE COMPETENCE AND ITS STRUCTURE FOR NON-LINGUISTIC INSTITUTE

The article reflecting scientific research theoretical outcomes defines the term "reading communicative competence" for students of non-linguistic institute, and identifies its structure and content for work specificity in multilevel group of students of non-linguistic institute; the article considers critical function of reflection to diagnose student’s readiness to autonomous behavior in reading, it appoints interdependence of individually significant reading strategies choice and student’s reflection level.

Reading communicative competence; multilevel group of students; non-linguistic institute; structure; content; critical function of reflection; readiness to autonomous behavior in reading.

Статья представляет частные теоретические результаты диссертационного исследования, проводимого с целью создания эффективной методики по формированию компетенции в автономном чтении среди студентов первого курса неязыкового вуза с разным уровнем сформированности языковых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.