Научная статья на тему 'Реформирование педагогического образования на постсоветском пространстве (опыт некоторых стран)'

Реформирование педагогического образования на постсоветском пространстве (опыт некоторых стран) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ДВУХУРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АСПИРАНТУРА / ДОКТОРАНТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгая Оксана Игоревна

В статье представлен опыт реформирования педагогического образования в отдельных странах на постсоветском пространстве, в частности, рассматриваются системы педагогического образования этих стран. Выделяются общие тенденции и особенности в данном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование педагогического образования на постсоветском пространстве (опыт некоторых стран)»

ТЕМА НОМЕРА: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КАДРЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

О.И. Долгая

УДК 378

Реформирование педагогического образования на постсоветском пространстве (опыт некоторых стран)

В статье представлен опыт реформирования педагогического образования в отдельных странах на постсоветском пространстве, в частности, рассматриваются системы педагогического образования этих стран . Выделяются общие тенденции и особенности в данном процессе.

Ключевые слова: педагогическое образование, постсоветское пространство, подготовка научно-педагогических кадров, двухуровневое высшее образование, аспирантура, докторантура

Процесс реформирования педагогического образования на постсоветском пространстве стал важнейшей задачей наряду с проходящими в странах СНГ и Балтики кардинальными изменениями в области образования . От уровня профессиональной подготовки и компетенции учителей, от степени эффективности их учебно-воспитательной деятельности во многом зависят результаты глубоких преобразований, охвативших образовательные системы всех стран постсоветского пространства

Понимание возрастающей роли учителя в современном мире нашло отражение во многих международных документах конца 1990—2000-х годов. Так, например, в 1996 году 45-я сессия Международной конференции по образованию приняла специальную декларацию «Роль учителя в современном мире», где среди основных задач, связанных с подготовкой и деятельностью преподавателей, названы задачи обеспечения активного участия преподавателей в процессах преобразования систем образования; разработка и претворение в жизнь комплексной политики с целью привлечения и сохранения на преподавательской работе наиболее способных людей; реформирование системы подготовки учителей в соответствии с новыми задачами развития образования, укрепление профессиональной автономии и чувства ответственности преподавателей, улучшение их положения и условий труда .

© Долгая О .И . , 2016

Позже принимались другие международные документы в области образования, и везде подчеркивалась прямая зависимость качества образования от профессиональной подготовки учителей и непрерывного повышения их квалификации . В опубликованном в 2005 году докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Вопросы школьного образования: привлечение, развитие и сохранение квалифицированных кадров», подготовленного на основании международных исследований было сказано, что среди приоритетов государственной политики в сфере школьного образования эксперты назвали создание условий для повышения профессионального уровня и социального статуса школьных учителей

Документы в области образования принимались различными организациями и в разные годы, они были важны в качестве ориентиров, отражающих общие цели и задачи педагогического образования в глобальном масштабе

Важной общей чертой реформирования педагогического образования на постсоветском пространстве стало стремление перейти к подготовке учителей на базе классических университетов, что является общемировой тенденцией

Так, в Беларуси в начале 90-х годов ХХ века высшая школа стала основным институтом подготовки кадров для общеобразовательной школы Высшие учебные заведения готовили также преподавателей для профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, специалистов для дошкольных учреждений, социально-психологической службы На начало 1999/2000 учебного года система высшего педагогического образования включала 12 вузов, в том числе педагогический университет, 9 классических университетов (педагогические потоки), педагогический институт и высший педагогический колледж [1].

В 1990-е годы началась подготовка студентов по двум педагогическим специальностям — основной и дополнительной, что позволило перейти на пятилетний срок подготовки специалистов педагогического профиля и стало важной предпосылкой перехода вузовской системы подготовки педагогических кадров на университетский тип образования Введение университетского педагогического образования позволило перейти к многоуровневой системе подготовки педагогических кадров и решить проблему подготовки специалистов педагогического профиля для средних специальных и высших учебных заведений

Система педагогического среднего специального образования Беларуси на рубеже ХХ—ХХ1 веков включала 11 педагогических колледжей и 7 педагогических училищ, которые готовили воспитателей, музыкальных руководителей для дошкольных учреждений, учителей начальных классов, а также учителей музыки и пения, технического и обслуживающего труда для базовой школы [7]

К 2000 году в Беларуси охват преподавательского состава высшим образованием был достаточно высоким: из 149 156 педагогических работников общеобразовательной школы 82% имели высшее образование, 2,8% — незаконченное высшее образование, 14,3% — среднее специальное образование и лишь 0,9% — общее среднее образование [7].

Принятие новых стратегических направлений развития образования в Беларуси в конце 1990-х годов выдвинуло задачу реформирования педагогического образования В принятой в 2000 году Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь сформулированы направления развития системы педагогического образования, среди которых:

— совершенствование структуры подготовки специалистов, предполагающее разработку на основе анализа спроса на педагогические кадры и прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь нового перечня специальностей, предусматривающего расширение диапазона профилей подготовки педагогических кадров, включая образование и воспитание подрастающего поколения, психолого-педагогическое обеспечение различных сфер социальной жизни; пересмотр структуры существующего перечня специальностей педагогического образования;

— создание завершенной многоуровневой системы педагогического образования, что требует дальнейшей диверсификации школьного образования с целью создания системы допрофессиональной педагогической подготовки, учитывающей региональные, социальные особенности групп молодежи, разработки широкого перечня образовательных программ, открытия педагогически ориентированных лицеев, колледжей, профильных классов, а также создания системы дистанционного допрофессионального педагогического образования [7]

В настоящее время высшее педагогическое образование в Беларуси включает две ступени:

первая ступень обеспечивает подготовку специалиста, обладающего фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем образовании, предоставляющих право на трудоустройство с учетом присвоенной квалификации и на обучение в магистратуре;

вторая ступень (магистратура) обеспечивает углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы, завершается присвоением степени «магистр» и выдачей диплома магистра, предоставляющих право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации

Продолжить научно-исследовательскую деятельность выпускники вузов могут в системе послевузовского образования в аспирантуре и докторантуре. Аспирантура является первой ступенью послевузовского образования, направленной на подготовку специалистов, обладающих навыками

планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук На первой ступени послевузовского образования реализуется образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающая получение научной квалификации «Исследователь» . Она реализуется в дневной (3 года), заочной (4 года) форме, а также в форме соискательства (5 лет) . Ученая степень кандидата наук присуждается советом по защите диссертаций на основании публичной защиты диссертации, решение которого утверждается Президиумом ВАК [1].

Вторая ступень послевузовского образования — докторантура — направлена на подготовку специалистов, обладающих навыками организации научно-исследовательской работы по новому направлению научных исследований или в развитии существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора наук . Образовательные программы докторантуры реализуются в дневной форме (3 года) получения образования либо в форме соискательства (5 лет) Ученая степень доктора наук присуждается Президиумом ВАК на основании ходатайства совета по защите диссертаций по результатам экспертизы диссертации [1] .

На Украине основными документами, определяющими политику в области функционирования и развития национальной системы педагогического образования, являются целевая комплексная Государственная программа «Учитель», принятая в 2002 году, и «Концептуальные основы развития педагогического образования Украины и ее интеграции в европейское образовательное пространство» (2004 год) .

В соответствии с Концептуальными основами развития педагогического образования Украины и ее интеграции в европейское образовательное пространство, основная цель развития национального педагогического образования состоит в «создании такой системы педагогического образования, которая на основе национальных достижений мирового значения и устоявшихся европейских традиций обеспечивает формирование педагогических работников, способных осуществлять профессиональную деятельность на демократических и гуманистических основах, реализовать образовательную политику как приоритетную функцию государства» [1]. Среди задач развития педагогического образования на Украине можно отметить: внедрение двухуровневой подготовки педагогических работников с образовательно-квалификационными уровнями бакалавра и магистра; оптимизацию сети высших учебных заведений и заведений последипломного педагогического образования с целью создания условий для непрерывного образования педагогических работников

В 2005 году Украина присоединилась к Болонскому договору. В соответствии с ним, опираясь на рекомендации стран — участниц Болонс-кого процесса к третьему циклу высшего образования, потребовалось пересмотреть принципы и содержание подготовки научно-педагогических кадров . В рамках требований Болонского процесса на Украине произошло укрупнение сети высших учебных заведений и создание региональных университетских центров . За 2010—2012 годы создано девять региональных университетских центров на базе 22 высших учебных заведений . На Украине действует бюджетная программа по обучению и стажировке студентов, научных и научно-педагогических работников в ведущих зарубежных высших учебных заведениях . Так, в 2011/2012 учебном году впервые направлено на обучение или стажировку в ведущие зарубежные высшие учебные заведения 275 человек из 36 украинских вузов . В последующие годы эта цифра немного увеличивалась [12].

До принятия в 2014 году закона Украины «О высшем образовании» научно-педагогические кадры для высших учебных заведений Украины готовили вузы III и IV уровней аккредитации через магистратуру, аспирантуру (адъюнктуру), докторантуру, а также научно-исследовательские организации Большинство аспирантов и докторантов обучались в высшей школе Однако эффективность аспирантуры и докторантуры была невысока: с защитой диссертации аспирантуру заканчивали примерно 23% аспирантов, защищали докторскую диссертацию — 20% докторантов [12].

Согласно новому законодательству, подготовка специалистов с высшим образованием на Украине осуществляется на следующих уровнях:

1) начальный уровень (короткий цикл) высшего образования;

2) первый (бакалаврский) уровень;

3) второй (магистерский) уровень;

4) третий (образовательно-научный) уровень;

5) научный уровень

Соответственно вводятся 5 присуждаемых степеней: младший бакалавр, бакалавр, магистр, доктор философии (PhD), доктор наук [6].

Новыми степенями для высшего образования Украины стали: «доктор философии» и «доктор наук», эти уровни создаются на базе бывших аспирантуры и докторантуры в виде структурированных PhD-программ, которые осуществляют интеграцию науки и образования . Кандидат наук, который ранее получил эту степень, автоматически приравнен к доктору философии Структурированная докторская программа предполагает интенсивное обучение на протяжении четырех лет [6]

Новое законодательство также призвано расширить автономию университетов в вопросах присуждения ученых степеней путем создания в них самостоятельных специализированных советов

Основными тенденциями развития системы научно-педагогического образования в период независимости Украины являются: уменьшение

национального бюджета и сокращение государственной поддержки всего научно-технического развития Украины, объединение специальностей в различных отраслях науки и открытие новых; создание региональных университетских центров; развитие бюджетной программы по обучению и стажировке студентов, научных и научно-педагогических работников в ведущих зарубежных высших учебных заведениях .

Однако в системе научно-педагогической подготовки на Украине остается ряд нерешенных задач: почти половина преподавателей в вузах не имеет необходимой научной квалификации; отсутствие морального, материального поощрения труда ученых с целью стимулирования творческой активности научных работников, свободы их научной деятельности [12].

В Республике Молдова, характеризующейся стремлением к интеграции в единое европейское образовательное пространство, подготовка учителя во многом определяется существующим стандартом подготовки европейской модели учителя (European Network on Teacher Policies), задачей повышения качества самого процесса подготовки учителей с точки зрения принципов непрерывного образования, а также повышением имиджа профессии учителя

Базовое педагогическое образование в Молдове осуществляется на двух уровнях образовательной системы:

— среднее специальное образование — колледжи . Диплом колледжа дает квалификацию специалиста среднего уровня в соответствующей профессиональной области, что позволяет выпускнику выйти на рынок труда в качестве воспитателя дошкольного учебного заведения и учителя начального звена образования . Помимо диплома о среднем специальном образовании выпускник колледжа может получить диплом бакалавра, успешно сдав соответствующие экзамены, и возможность поступления в магистратуру университета любого профиля;

— высшее образование — институты, университеты — готовят педагогические кадры для всех звеньев доуниверситетского образования, по всем школьным дисциплинам [10].

Согласно положениям Болонского процесса, во всех высших учебных заведениях Республики Молдова были введены I и II циклы обучения . Продолжительность обучения на I цикле составляет 3 года и завершается государственными экзаменами и защитой диплома на степень лиценциата . Выпускники на основании полученного диплома могут выйти на рынок труда или продолжить обучение на II цикле — магистратуре, с продолжительностью обучения 2 года, завершающегося получением степени магистра [9] .

Непрерывное профессиональное образование педагогических кадров в Молдове осуществляется в Институте педагогических наук, университетах, а также в неправительственных организациях, аккредитованных и обладающих лицензией для оказания данного вида образовательных услуг

Институт педагогических наук, являясь учреждением республиканского значения, занимает особое место в системе непрерывного профессионального образования Молдовы в силу специфики своей бифуркальной деятельности: научно-исследовательская в области педагогики и психологии и непрерывное профессиональное образование (повышение квалификации педагогических кадров, переподготовка учителей, психопедагогическое образование для преподавателей университетов, колледжей, профессионально-технических учреждений, не обладающих дипломом педагога и др .) .

В Молдове произошли существенные изменения на ступени непрерывного профессионального образования, в том числе: внедрены стандарты непрерывного профессионального образования педагогических кадров; принято Положение об аттестации педагогических кадров на основе профессиональных кредитов, в целях присвоения ученой степени; разработка куррикулума по непрерывному образованию педагогических кадров, направленного на формирование профессиональных компетенций [9]

Несмотря на проделанные шаги в области реформирования педагогического образования в Республике Молдова остаются и нерешенные задачи:

• несоответствие системы подготовки педагогических кадров положениям ЮНЕСКО и европейским стандартам, предусматривающим подготовку данных специалистов только на уровне высшего образования;

• отсутствие системы внешней аккредитации педагогических учреждений;

• несоответствие между спросом и предложением педагогических кадров на рынке труда;

• невостребованность системой образования выпускников педагогических учебных заведений (в 2006/2007 — 56,2%, в 2011/2012 — 11,41%), таким образом, лишь каждый 11-й выпускник становится учителем;

• возрастающая доля педагогических кадров пенсионного возраста по отношению к общему числу специалистов в области образования (в 2001/2002 — 6,6%, а в 2010/2011 — 20,0%) [9]

Прибалтийские страны, бывшие республики Советского Союза, в подготовке преподавателей следуют общеевропейским документам и на их основе готовят свои . Так, в Литве в 2004 году создана Концепция подготовки учителей; в 2006 году — Государственная программа перестройки подготовки и повышения квалификации учителей; в 2007 году — Описание компетенции профессии учителя; в 2008 году (редакции 2010, 2012 годов) — Регламент подготовки педагогов

В Литве к середине 2000-х годов сложилась система подготовки учителей на базе высших учебных заведений, состоящая из двух моделей:

1) параллельная: предметная подготовка + педагогическая подготовка + практика;

2) последовательная: академическая программа подготовки по предмету, затем педагогическая подготовка .

Подготовка учителей начальных классов и дошкольного образования происходит по параллельной модели; подготовка учителей для гимназий ведется по последовательной модели [8].

В прибалтийских странах в высших учебных заведениях существует двухуровневая подготовка — бакалавр и магистр, затем возможно получение докторской степени (PhD) .

Например, Университет прикладных наук г. Резекне (Латвия) предлагает докторскую программу обучения «Педагогика», предназначенную для удовлетворения потребностей практикующих преподавателей, желающих исследовать некоторые аспекты своей практики на более высоком научном уровне. Цель их исследования состоит в научно-теоретическом обосновании определенных аспектов профессиональной деятельности с помощью научных специалистов-консультантов. Докторанты имеют возможность стажироваться в других европейских странах в рамках программы Erasmus . Для поступления на докторскую программу обучения необходимо иметь степень магистра в области педагогики, психологии, управления образованием или степень магистра гуманитарных наук, социальных наук, социального обеспечения и социальной помощи и профессиональный опыт работы в сфере образования не менее 3 лет. Продолжительность обучения по этой программе составляет 3 года при полной учебной нагрузке или 4 года при неполной .

Учебная программа состоит из двух частей:

— научно-исследовательская работа, включающая индивидуальное исследование, подготовку и оформление докторской диссертации; публикацию результатов исследований (3 публикации); презентацию результатов исследований на научной конференции; участие в теоретических семинарах; практику в качестве помощника профессора или ассистента ведущего исследователя в области создания и проведения проектных исследований;

— теоретические исследования: обязательная часть — модуль развития исследований и интеллектуальных компетенций; часть по желанию — модуль развития университетских компетенций; часть бесплатно по выбору — освоение 32 профессиональных компетенций

В итоге докторант сдает тестовые экзамены по педагогике и иностранному языку и защищает докторскую диссертацию

Педагогическое образование в Азербайджане осуществляется в средних и высших учебных заведениях.

Подготовка преподавателей начальных школ, младших специалистов по иностранным языкам, профессиональному обучению, трудовой деятельности, специалистов по музыкальному образованию, дошкольной педагогике и методике, социальной педагогике ведется в средних специальных школах с педагогическим уклоном (техникумы, лицеи, колледжи), куда

молодые люди поступают после окончания десятого класса общеобразовательной школы После сдачи государственного экзамена ученики получают квалификацию «младшего специалиста» [2]

Педагогические кадры высшей квалификации в Азербайджане готовят в 12 высших учебных заведениях: педагогические университеты или институты, факультеты педагогики, филологии, психологии и др Современный этап реформирования высшего педагогического образования начался в 1991 году на основе западноевропейской модели высших учебных заведений . В соответствии с Законом об образовании 1992 года вузы получили право самостоятельно выбирать свой подход к многоуровневому образованию специалистов, определять содержание образования и составлять академические программы по различным дисциплинам Некоторые вузы, начиная с 1997 года, стали предлагать обучение по программе подготовки магистров Основным требованием к вузам является соблюдение государственного образовательного стандарта, гарантирующего обучение необходимому минимуму знаний [11].

Университетское образование Азербайджана разделено на следующие ступени Первая ступень — бакалавр Обучение длится 4 года и заканчивается получением диплома В процессе обучения студенты изучают основные гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, а также базовые курсы по избранной специальности Подготовка по программам бакалавриата в различных университетах завершается по-разному: либо сдачей государственных аттестационных экзаменов, либо защитой выпускной работы

Вторая ступень — магистр. На второй ступени, которая длится 2—2,5 года и завершается получением диплома магистра, студенты получают углубленное знание в области гуманитарных и естественных наук, а также проходят расширенную профессиональную подготовку Заключительным этапом обучения в магистратуре является написание и защита диссертации [11] .

В Узбекистане и Таджикистане в 1990—2000-е годы главными проблемами были нехватка квалифицированных педагогических кадров с высшим образованием, снижение престижа профессионального педагогического образования и социального статуса учителей, воспитателей и наставников, научных и научно-педагогических кадров, отсутствие маркетинга в области образования и подготовки кадров Не были отработаны схемы многовариантного финансирования системы образования и подготовки педагогических кадров

В Республике Узбекистан в дошкольном образовании из общего числа воспитателей и педагогов только 20% имели высшее образование. Укомплектованность школ учителями составляла 93%, отдельные школы — 77— 80%, а по некоторым дисциплинам — до 50% [8].

Для решения задач в области подготовки педагогических кадров одновременно с Законом об образовании в Республике Узбекистан в 1997 го-

ду был принят Закон «О Национальной программе по подготовке кадров», где была дана характеристика имевшихся на тот момент проблем со статусом учителя и с подготовкой преподавательских кадров В соответствии с этим законом в Республике Узбекистан существует двухуровневая система высшего профессионального образования, предусматривающая подготовку бакалавров и магистров Развивается система послевузовского образования, в рамках которой создаются конкурентоспособные образовательные учреждения по повышению квалификации и переподготовки кадров

В высших образовательных учреждениях созданы специальные факультеты по подготовке высококвалифицированных преподавателей, а в областях республики — специальные центры по повышению квалификации и переподготовке учителей и специалистов для общего среднего и среднего специального, профессионального образования Обеспечивается опережающая переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров, поддержание их профессиональных качеств на конкурентоспособном уровне [5]

Реформирование содержания образования подготовки педагогических кадров проходило после принятия закона 1997 года «О Национальной программе по подготовке кадров» на основе государственных образовательных стандартов и основывалось на гуманитарном синтезе всех учебных дисциплин, углублении психолого-педагогической подготовки, направленной на познание учащегося, на осознании внутренней логики и закономерностей образовательного процесса; на основе принципов национальной независимости, опоры на богатый духовный и интеллектуальный потенциал народа и общечеловеческие ценности Особое внимание должно было уделяться личности обучающегося, развитию у него культа образования и знаний, общепознавательной активности, формированию самостоятельности, чувства гордости и достоинства [3]

На период 2007—2014 годов был создан и реализовывался совместно с Всемирным банком в образовательном секторе Узбекистана «Проект развития школьного образования» Помимо поддержки и развития различных направлений узбекистанского образования проект продемонстрировал значительные достижения в подготовке нового курса обучения для повышения квалификации учителей [3]

В Республике Таджикистан среди учителей дневных общеобразовательных учреждений по состоянию на 1 октября 2000 года высшее образование имели примерно 62%, среднее педагогическое — 22,3% [13]. В соответствии с Законом Республики Таджикистан об образовании 2004 года (дополнения 2006 года, 2010 года, 2011 года) педагогов готовят в системе среднего профессионального и высшего образования Педагогические работники периодически проходят аттестацию В соответствии с результатом аттестации определяются соответствие работника занимаемой должности, квалификационный разряд и его уровень [4]

К высшим учебным заведениям Таджикистана относятся университеты и институты, присуждающие квалификации младшего специалиста, бакалавра, специалиста и магистра

В Республике Таджикистан реализованы «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования» и «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки студентов и государственный классификатор направлений и специальностей высшего образования», принятые на основе действующих стандартов Российской Федерации .

Для практической реализации государственного стандарта высшего профессионального образования решением Правительства Республики Таджикистан ряд средних специальных учебных заведений был введен в структуру вузов в качестве колледжей с изменением их правовых основ. Это позволило обеспечить непрерывность в получении высшего образования разного уровня (младший специалист, бакалавр, дипломированный специалист, магистр) Двухлетняя фундаментальная подготовка высшего профессионального образования и в вузе, и в колледже осуществляется по единым учебным планам В учебный процесс внедряется рейтинговая система оценки знаний, которая предусматривает непрерывную текущую и итоговую аттестацию студентов Подготовка специалистов в вузах осуществляется по двум параллельным ветвям: по обычной традиционной системе со сроками обучения 4 или 5 лет и выдачей диплома специалиста (дипломированный специалист) по соответствующей специальности и по новой, двухуровневой системе: 4-летнее обучение завершается присуждением степени бакалавра; 6-летнее обучение — присуждением степени магистра [13].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на постсоветском пространстве построение системы подготовки педагогических кадров идет в русле общеевропейских трендов на основе международных документов, принимаемых европейским и международным сообществом Во всех рассматриваемых странах есть понимание необходимости перехода на подготовку учителей исключительно в системе высшего многоуровнего образования — бакалавр, магистр. По различным причинам этот переход в отдельных странах происходит в разные сроки и в разном темпе. Что касается научно-исследовательской подготовки среди педагогических кадров, то в большинстве она осуществляется через образовательную докторскую программу с присвоением квалификации Phd. Однако такие страны, как Республика Беларусь, Кыргызская Республика, пока сохраняют аспирантуру и докторантуру как два уровня высшей научной квалификации

Литература

1. Андарало М.А. Педагогическое образование Беларуси, России, Украины в постсоветский период // Вестник МГПУ. Сер . : Педагогика и психология . 2001 . № 3 . С 85—92 .

2. Байрамова С.М. Современные проблемы среднего специального педагогического образования в Азербайджанской Республике // Педагогическое образование и наука . 2009. № 12 . C . 22—26 . [Электронный ресурс] URL: http://library.ua/m/articles/view. (дата обращения 16 . 08 . 2016) .

3. Бегимкулов У.Ш. Некоторые аспекты системы непрерывного образования республики Узбекистан . [Электронный ресурс]. URL: http://www. phil . muni . cz/wupv/home/Documents/Uzbekistan .pdf (дата обращения 2 . 07. 2016) .

4. Закон Республики Таджикистан об образовании 2004 г. [Электронный ресурс] URL: http://base. spinform ,ru/show_doc. fwx?rgn=8248 . (дата обращения 20. 07. 2016) .

5 . Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготов-

ке кадров». [Электронный ресурс] URL: http://base. spinform. ru/show_doc. fwx?rgn=16602 (дата обращения 15 07 2016)

6 . Закон Украины «О высшем образовании» 2014 г. [Электронный ресурс]

URL: http://www ostro org/general/society/articles/452338/ (дата обращения 5. 09. 2016) .

7. Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь . [Электронный ресурс] URL: http://pravo . levonevsky. org/bazaby11/republic45/ text797 htm (дата обращения 15 07 2016)

8 . Педагогическая практика в системе подготовки педагогов в Литве: ретроспектива и перспектива . [Электронный ресурс] URL: http://www. academia. edu/4027930/ (дата обращения 15. 07. 2016) .

9. Погольша Л.В. Модернизация педагогического образования в Республике Молдова: достижения и перспективы . [Электронный ресурс] URL: http:// conferenceipo . mdu . edu. ua/doklad/pogolsha .pdf. (дата обращения 15 . 07. 2015) .

10 Проект Закона Молдовы об образовании [Электронный ресурс] URL: pro-science, asm . md/ (дата обращения 14. 07. 2015) .

11. Сапожников С.В. Основные этапы развития системы подготовки педагогических кадров в Азербайджанской Республике как стране-участнице Организации Черноморского экономического сотрудничества. [Электронный ресурс] URL: http://www.jurnal. org/articles/2013/ped69. html (дата обращения 10 08 2015)

12. Скоробогатова М.Р. Развитие системы научно-педагогического образования в Украине // Ученые записки Таврического национального университета им . В. И. Вернадского . Сер. : «Проблемы педагогики средней и высшей школы» Т 26 (65) 2013 № 2 С 36—55

13 Стратегия образования: опыт Республики Таджикистан [Электронный ресурс] URL: http://www. analitika. org/index.php/tj-tk/tt-politics/9061-20061231231725983 (дата обращения 15 . 07. 2016) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.