Научная статья на тему 'Современное педагогическое образование в Финляндии и Швеции: структура и содержание'

Современное педагогическое образование в Финляндии и Швеции: структура и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4161
1046
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / система образования / структура и содержание профессиональной подготовки учителей / teacher education / education system / structure and content of teacher training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Людмила Владимировна,, Печинкина Ольга Владиславовна,

Актуальность данного исследования определяется интересом к проблемам организации педагогического образования в России и за рубежом. Российские реформы происходят в контексте глобальных мировых изменений и ведут к становлению открытого общества, отличительной особенностью которого является взаимодействие с другими странами и народами. Наш интерес к Финляндии и Швеции обусловлен географическим соседством, схожими климатическими условиями, а также традиционными историческими связями поморов с народами этих стран. В статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки учителей в двух североевропейских странах, раскрыта суть реформ педагогического образования в конце XX – начале XXI века, сопоставлена его структура и содержание, подчеркнуты особенности конкурсного отбора в учебные заведения, готовящие будущих педагогов, уделено внимание организации педагогической практики студентов. Сравнительный анализ двух систем педагогического образования, сопоставление их структуры и содержания позволил найти общее и особенное в подготовке учителей Финляндии и Швеции. Выявлены вариативность содержания образования, гибкость структуры, разнообразие технологий обучения в этих североевропейских странах. Финские и шведские студенты имеют возможность создания собственного образовательного маршрута, что позволяет будущим учителям найти себя, развить в себе профессиональные качества, обрести свой стиль преподавания. Педагогическая профессия является у наших северных соседей довольно престижной, а сами страны занимают высокие места по результатам международных исследований качества образования, причем Финляндия по многим позициям опережает Швецию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY TEACHER EDUCATION IN FINLAND AND SWEDEN: STRUCTURE AND CONTENT

The relevance of the present research is determined by the growing interest to the organisation of teacher education in Russia and abroad. Due to the ongoing changes in our country, there is a pressing need for its development and modernization. One of the sources of innovative changes in teacher education in Russia is the study of other countries’ experience. In this sense, Finland and Sweden, two countries closely related to Russia both historically and geographically, are of particular interest. The article describes professional teacher training in the two Nordic countries and reveals the main ideas behind the reforms within teacher education in the late 20th and early 21st centuries. It also compares the structure and content of teacher education, paying special attention to how teachers-tobe are selected and how their student teaching is organised. The education systems in Finland and Sweden are characterized by diversity in the content of education, flexibility of its structure and use of various technologies. In addition, students can design their own education route according to their interests. These Nordic countries offer a wide variety of technological methods helping teachers-to-be to discover their calling, develop their professional qualities and find their own teaching style. Teaching is seen in these two countries as a rather privileged profession, and the countries themselves rank high according to the international studies on the quality of education, with Finland being ahead of Sweden in many respects.

Текст научной работы на тему «Современное педагогическое образование в Финляндии и Швеции: структура и содержание»

ОрловаЛ.В.,ПечинкинаО;В11Сов£еменноепедагогическо£об£азованиев_Финляндии^Швеции.”

УДК 37.013.74(480)(485)(045)

ОРЛОВА Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 23 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

ПЕЧИНКИНА Ольга Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой языков северных стран и международной научной коммуникации института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 28 научных публикаций, в т. ч. двух монографий

СОВРЕМЕННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФИНЛЯНДИИ

И ШВЕЦИИ: Структура И СОдЕрЖАНИЕ

Актуальность данного исследования определяется интересом к проблемам организации педагогического образования в России и за рубежом. Российские реформы происходят в контексте глобальных мировых изменений и ведут к становлению открытого общества, отличительной особенностью которого является взаимодействие с другими странами и народами. Наш интерес к Финляндии и Швеции обусловлен географическим соседством, схожими климатическими условиями, а также традиционными историческими связями поморов с народами этих стран.

В статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки учителей в двух североевропейских странах, раскрыта суть реформ педагогического образования в конце XX - начале XXI века, сопоставлена его структура и содержание, подчеркнуты особенности конкурсного отбора в учебные заведения, готовящие будущих педагогов, уделено внимание организации педагогической практики студентов.

Сравнительный анализ двух систем педагогического образования, сопоставление их структуры и содержания позволил найти общее и особенное в подготовке учителей Финляндии и Швеции. Выявлены вариативность содержания образования, гибкость структуры, разнообразие технологий обучения в этих североевропейских странах. Финские и шведские студенты имеют возможность создания собственного образовательного маршрута, что позволяет будущим учителям найти себя, развить в себе профессиональные качества, обрести свой стиль преподавания. Педагогическая профессия является у наших северных соседей довольно престижной, а сами страны занимают высокие места по результатам международных исследований качества образования, причем Финляндия по многим позициям опережает Швецию.

Ключевые слова: педагогическое образование, система образования, структура и содержание профессиональной подготовки учителей.

Актуальность заявленной темы определяет- происходящих в стране перемен усиливается

ся происходящими в России изменениями взгля- потребность развития и модернизации образо-

дов на педагогическое образование. Вследствие вания. Одним из источников инновационных

© Орлова Л.В., Печинкина О.В., 2015

149

ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

обновлений отечественного педагогического образования является изучение зарубежного опыта. В этом смысле несомненный интерес представляет опыт двух стран - Финляндии и Швеции, тесно связанных друг с другом исторически и географически.

Республика Финляндия демонстрирует, с одной стороны, динамическую интеграцию в глобальную экономику, с другой, энергично утверждает свою культуру, уникальный язык, национальную идентичность. Финляндия находится в группе стран-лидеров по качеству школьного образования (по результатам исследований PISA 2003, 2006, 2009 и 2012 годов) [1]. Секрет «финского чуда», по мнению Матти Антонена, посла Финляндии в Российской Федерации в 2009 году, заключается в том, что быть учителем в этой стране - по-прежнему призвание, стать педагогом могут лишь лучшие [2].

Серьезная реформа педагогического образования началась в этой стране в 1971 году. В результате ее осуществления учителей для общеобразовательных и старших средних школ стали готовить в университетах. После реформирования системы высшего образования в 1979 году был установлен минимальный образовательный уровень, одинаковый для учителей-предметников и для учителей начальных классов - уровень степени магистра (160 кредитов). Начиная с 1995 года воспитатели детских садов также получают образование в университетах и сдают экзамены на степень бакалавра (120 кредитов) [3].

Королевство Швеция в XIX - начале XX века было небогатой страной, из которой эмигрировало более миллиона человек. Однако в настоящее время Швеция является высокоразвитым промышленным государством, занимающим одно из первых мест в мире по уровню и качеству жизни. Основой инновационного развития страны является побуждение и поощрение самостоятельного, независимого мышления, начиная с дошкольного возраста.

Реформа системы образования Швеции 1988 года была направлена на устранение давнего разделения подготовки учителей младших и старших классов общеобразовательных школ -

одногодичный курс педагогики стал обязательным для всех будущих учителей. Цель реформ 2001 года - обеспечение определенного уровня педагогического мастерства посредством освоения обязательного для всех студентов курса, состоящего из следующих блоков: педагогические дисциплины, специализация, педагогическая практика. Блок педагогических дисциплин был эквивалентен 60 кредитам и распределен на три семестра. Освоение оставшихся кредитов было направлено на специализацию студентов в определенной области знаний и написание дипломной работы или специального проекта. Данная структура педагогического образования подразумевала приобретение всеми учителями общих базовых компетенций в сочетании с выбранной специализацией в конкретной предметной области или возрастной группой обучающихся.

Недавние международные исследования (PISA, TIMSS) показали, что уровень знаний учащихся в Швеции ниже, чем в Финляндии. Это обусловило необходимость таких изменений в системе школьного образования Швеции, как принятие нового Закона об образовании (2011 год), введение с 1 июля 2011 года нового учебного плана для обязательных школ, внедрение с осени 2012 года шестибалльной системы оценивания взамен ранее существовавшей четырехбалльной, с 1 декабря 2013 года - обязательная аттестация учителей [4].

Становится очевидным, что реформа педагогического образования, начавшаяся в Финляндии на четверть века раньше, уже доказала свою эффективность, в то время как Швеция еще находится в процессе реформирования данной сферы.

В настоящее время финское педагогическое образование - многофакторное поле, включающее в себя кроме традиционной университетской подготовки разнообразные центры, профессиональные учреждения, систему образования взрослых [3]. Конкурс на педагогические факультеты университетов, где готовят учителей начальных классов, - 10-15 чел. на место. При этом вступительные экзамены осуществляются в два

150

ОрловаЛ.В.,ПечинкинаО;В11Сов£еменноепедагогическо£об£азованиев_Финляндии^Швеции.“

этапа: на первом этапе учитываются результаты школьных экзаменов, второй этап проверяет знания в определенной предметной области, навыки социального взаимодействия и мотивацию абитуриента.

Подобная процедура конкурсного отбора существует и для учителей-предметников, но для них она происходит после двух лет обучения на одном из факультетов университета, где сначала изучается профилирующий предмет. В качестве испытания студенты анализируют предложенные преподавателями педагогические ситуации и проходят собеседование. Зачисленные на программу педагогического образования студенты продолжают учебу на своих факультетах, в то же время изучая педагогические дисциплины обычно в течение еще двух лет.

В Финляндии около 50 высших учебных заведений, но педагогическое образование реализуется в 8 университетах. Есть вузы, где обучение ведется на шведском языке, - они созданы для шведскоязычного населения, составляющего в Финляндии около 6 % [3]. Подготовка учителей физкультуры, домоводства, различных ремесел также осуществляется в университетах, тогда как преподавателей музыки и искусства готовят в специализированных институтах (высших профессиональных школах). Для воспитателей детского сада предлагаются трехлетние университетские программы. Обучение преподавателей для взрослых имеет место в университетах, профессиональных учительских колледжах и независимых институтах.

Профессиональная подготовка воспитателей детских садов организована в университетах, трудоемкость образовательной программы составляет положенные для степени бакалавра 120 кредитов. Получив эту степень, воспитатели могут продолжить обучение в магистратуре; оно связано, как правило, со специализацией по раннему обучению. Если воспитатели захотят работать учителями начальных классов, им следует дополнить предметы своего профиля предметами, изучаемыми будущими учителями.

Профессиональная подготовка учителей начальных классов (1-6 классы) осуществляется

в университетах на факультетах педагогического образования (120 кредитов для программ бакалавриата и 160 кредитов для магистерских программ). Основной учебной дисциплиной является педагогика, остальные - предметы, изучаемые в начальной школе, и методика их преподавания, языки, а также курсы специального образования и обучения в режиме консультирования.

Общее ядро предметов по программе педагогического образования включает как основные, так и дополнительные дисциплины. Изучение родного языка (финского/шведского) и математики является обязательным для всех студентов. Искусства (изобразительное искусство, ремесла, музыка и физическое воспитание) группируются в обязательные и факультативные курсы, так же как и так называемые вводные предметы (история, естественные науки, биология, география, религия и этика).

В дополнение к традиционным предметам предлагаются такие модули, как, например, обучение малышей, искусство, методики преподавания физической культуры, музыки, ремесел, а также информатика, медиаобразование и т. д. Существуют два способа изучения дополнительных (непрофильных) предметов. Студенты выбирают либо два предмета или модуля, каждый по 15 кредитов, либо один 35-кредитный модуль. Программа включает некоторые факультативные предметы трудоемкостью примерно в 5 кредитов. Студент имеет право выбрать курсы из программы педагогического факультета или из программ других факультетов. Хотя для получения степени магистра требуется 160 кредитов, довольно часто студенты накапливают дополнительное их количество, изучая интересующие их дисциплины, которые вносятся в сертификат учителя как факультативные.

Особое внимание уделяется студенческой практике. Будущие учителя посещают базовые университетские школы с самого начала обучения и постепенно знакомятся с преподавательской деятельностью на младшей ступени общеобразовательной школы. Вслед за вводной практикой в начале обучения организуются

151

ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

сначала основная, затем практика в базовых университетских школах (так называемая полевая) и, наконец, финальная преподавательская.

Во время основной практики студенты знакомятся с особенностями преподавания различных предметов, с формами обучения, методами контроля и оценивания учебных достижений учащихся. Они планируют, проводят и оценивают уроки. Практика сопровождается работой по составлению портфолио и учебными дискуссиями по итогам проведенных студентами уроков.

«Полевая» школьная практика и заключительная преподавательская - учебные периоды, которые могут быть объединены, и тогда у студентов появляется возможность расширить взгляды на профессию учителя, освоить различные методы и приемы обучения. Цель практики состоит в том, чтобы помочь студенту найти свой собственный маршрут в освоении профессии. Студенты работают в одном классе вместе с учителем-руководителем практики и несут ответственность за этот класс в течение довольно длительного периода.

Для интеграции практических и теоретических аспектов образовательной программы студенты выполняют учебные исследовательские проекты, отчет по которым завершает эссе на тему диссертационного исследования. Магистерская диссертация пишется индивидуально, при этом поиск литературы, сбор и анализ данных и т. д. могут осуществляться в парах или в группах. Студенты выбирают темы самостоятельно, в соответствии с собственными интересами и с учетом своего педагогического опыта.

Изучив курсы, эквивалентные 160 кредитам, написав и защитив диссертацию на степень магистра, сдав экзамен, студент получает степень магистра по программе обучения учителей начальных классов и сертификат учителя финской школы. Он может начать работать или продолжить обучение в докторантуре по педагогическому направлению.

Программа профессиональной подготовки учителей-предметников рассчитана на 4-5 лет обучения. На втором курсе студенты должны определиться, будут ли они заниматься препо-

давательской деятельностью. Те, кто решает стать учителем, как правило, на третьем курсе университета начинают изучение педагогики. Студенты, которые приняли решение стать учителями уже после получения степени магистра по другим специальностям, могут получить дополнительное образование на педагогическом факультете.

Уровень обучения в области педагогического образования является аналогичным для будущих учителей начальных классов и для учителей-предметников (магистратура), различается же только основной предмет обучения. Для первых - это педагогика и педагогическая психология, для вторых - предмет, которому они будут учить школьников. На его освоение отводится 55 кредитов. Кроме того, будущие учителя-предметники получают 35 кредитов за изучение второго предмета преподавания. Многие студенты сдают экзамен и по третьему предмету. Структура экзамена варьируется в зависимости от специфики учебной дисциплины.

Базовыми учебными дисциплинами являются психологические и социальные основы преподавания, основы специального (дефектологического) образования, философские и исторические основы образования, навыки взаимодействия и дидактика обучения взрослых.

Изучение предметных дидактик осуществляется на лекциях и в ходе педагогической практики. Главными темами являются планирование учебного предмета, который студенты собираются преподавать в школе, изучение международных тенденций развития предметной дидактики, межпредметные связи.

Методология научных и педагогических исследований изучается с целью подготовки студентов к осуществлению научных проектов в сфере предметной деятельности. Особое внимание уделяется знакомству с профессиональными журналами и научными докладами.

Как правило, квалификация учителя-предметника соответствует 180 кредитам. Большинство учителей специализируется в двух или более предметах. Их количество зависит от типов преподавательских должностей (специализаций)

152

ОрловаЛ.В.,ПечинкинаО;В11Современноепедагогическо£образованиев_Финляндии^Швеции.“

в школах. После завершения программы образования по предмету и учительской подготовки выпускники могут продолжить обучение, поступив в докторантуру.

Подготовка учителей профессионального обучения осуществляется в профессиональных колледжах, которые связаны с политехническими институтами. Программы обучения варьируются в зависимости от профессиональной области, однако общим является изучение педагогики.

Подготовка кадров для системы образования взрослых, как правило, происходит на базе образовательных программ для учителей-пред-метников. Те, кто намерен заниматься образованием взрослых, должны изучить педагогику, обучаясь на своем факультете [3].

Финские учителя постоянно занимаются самообразованием, к их услугам курсы повышения квалификации, профессиональные семинары и конференции, посещение которых считается само собой разумеющимся делом, поскольку Финляндия успешно реализует концепцию непрерывного образования («образования длиною в жизнь»). В Финляндии существует Закон 1998 года о профессиональном обучении взрослых, в котором предусмотрен порядок взаимодействия системы образования и рынка труда. В стране действуют комитеты по профессиональному обучению, Консультативный совет по сотрудничеству, Совет по образованию для взрослых, учрежденные Министерством образования и культуры Финляндии [5, с. 69].

Подготовка педагогических кадров в этой стране является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. Учебные достижения маленьких финских граждан, так называемое финское чудо, - это результат кропотливой работы государства. Финляндия стремится сохранить свою идентичность, расставляя приоритеты в области образования, а также в сфере научных исследований и инновационных разработок. В стране понимают, что расходы на профессиональную подготовку педагогов - это инвестиции в будущее.

В Швеции педагогическое образование реализуется в 26 из более чем 40 университетов

и университетских колледжей. Принципиальное различие педагогических программ этих учебных заведений состоит в том, что колледжи в отличие от университетов не ставят своей целью подготовку педагогов-исследователей и ученых.

Несмотря на усилия государства повысить статус учителя, сделать педагогическое образование более гибким, количество абитуриентов, поступающих на педагогические программы в Швеции, в последние годы сократилось, и в настоящее время в среднем на одно место претендует один абитуриент. Для поступления на педагогические специальности необходимо иметь аттестат об окончании старшей средней школы и проходной балл по дисциплинам, совпадающим с курсами выбранной специализации, либо другие документы, подтверждающие необходимый уровень знаний.

Проблемы реформирования педагогического образования в Швеции также находятся в фокусе повышенного внимания правительства и общества в целом. В апреле 2010 года шведский парламент принял закон, в соответствии с которым степень бакалавра или магистра образования присуждается в одной из четырех профессиональных квалификаций: дошкольное образование, начальное школьное образование, учебная дисциплина и профессиональное образование [6].

Степень бакалавра дошкольного образования предполагает получение 160-210 кредитов по курсам, дающим знания, необходимые для обучения дошкольников, например знание особенностей формирования навыков чтения, письма, элементарных арифметических действий и др.

Степень бакалавра начального школьного образования имеет три направления специализации: 1) работа в подготовительном и 1-3 классах (240 кредитов); 2) работа в 4-6 классах (240 кредитов); 3) работа в учреждениях дополнительного образования, предполагающая знание его особенностей и одного или более прикладных или художественных предметов (180 кредитов).

Степень бакалавра учебной дисциплины предоставляет две возможные специализации: преподавание в 7-9 классах обязательной

153

ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

школы (270 кредитов, 195 из которых отводится на специализацию по трем дисциплинам) и преподавание в старшей средней школе (300-330 кредитов, 225 или 255 из которых выделяются на специализацию по двум учебным дисциплинам).

Для получения степени бакалавра профессионального образования (90 кредитов) требуется накопление 40 кредитов по дисциплинам общей педагогической подготовки (вместо 60 кредитов на других программах) и наличие весомого педагогического опыта, соотносящегося с профессионально-ориентированными курсами высшего учебного заведения. Эта программа позволяет педагогам-практикам получить квалификацию преподавателя профессионального обучения.

Для тех, кто уже имеет диплом бакалавра или магистра любых наук, кроме педагогики, но планирует преподавать в учебном заведении, предлагаются педагогические программы продолжительностью в полтора года. Для уже практикующих учителей существует возможность восполнить недостающие курсы или количество кредитов посредством традиционных учебных курсов в университете или путем дистанционного обучения, повысить ученую степень или изменить специализацию.

Все существующие программы педагогической подготовки в Швеции состоят из трех интегрированных блоков. Первый блок - общее педагогическое образование (60 кредитов), обязательное для всех студентов, охватывающее такие ключевые темы, как дидактика, специальная педагогика, социализация, основные ценностные ориентации, междисциплинарные связи и т. д. Цель данного блока - стимулировать развитие общего подхода в образовании и сотрудничество учителей различной специализации. Кроме того, именно наличие специальных педагогических компетенций позволяет учителям идентифицировать часто возникающие в школе проблемные ситуации и помогать обучающимся находить пути их решения, получать необходимую поддержку и помощь.

Второй блок - изучение определенной предметной области или дисциплин одного

блока (40 кредитов), которые студент планирует преподавать в дальнейшем. Этот блок позволяет обучающимся самим определять свой педагогический профиль. При этом возможно изучение таких традиционных дисциплин, как английский язык или математика, и обучение в рамках междисциплинарного подхода или предметной области. Изучение методики преподавания определенной дисциплины возможно с самого начала обучения в учебном заведении или на любом ином последующем этапе.

Третий блок - специализация (30 кредитов), предполагающая углубленное изучение ранее выбранной дисциплины второго блока или дополнительные предметы. Например, студенты могут специализироваться на изучении определенной возрастной группы обучающихся, особенностях обучения взрослых, методике обучения чтению и т. д.

Количество кредитов может варьироваться от университета к университету. Приведем для примера педагогическую программу Университета Стокгольма [7], которая не является исключением и содержит три обязательных компонента: общепедагогические дисциплины

(90 кредитов), учебная дисциплина или дисциплины одного блока (60 кредитов), специализация (30 кредитов). Для студентов, уже имеющих профессиональное образование, предлагается дополнительное педагогическое (90 кредитов). Также реализуется программа подготовки со-ветников-консультантов (180 кредитов) - специалистов, оказывающих помощь в выборе образовательного маршрута и карьеры в целом на всех уровнях системы образования.

В период обучения для каждого студента любой педагогической программы обязательным является прохождение педагогической практики. В рамках блока общего педагогического образования она длится 10 недель (10 кредитов). Продолжительность педагогической практики со специализацией в определенной предметной области также составляет 10 недель (10 кредитов). Таким образом, на педагогическую практику отводится, как правило, 20-30 недель (20-30 кредитов). Однако существуют значительные различия

154

ОрловаЛ.В.,ПечинкинаО;В11Современноепедагогическо£образованиев_Финляндии^Швеции.“

в планировании педагогической практики: некоторые университеты и университетские колледжи организуют ее прохождение на протяжении всего периода обучения, другие - одним блоком на итоговом этапе обучения в высшем учебном заведении.

К завершению курса обучения в университете или университетском колледже студенты обязаны подготовить диссертацию или проектную работу (минимум 10 кредитов), в которой должны продемонстрировать свою способность оперировать научными теориями и исследовательскими методами.

Подобная структура педагогического образования позволяет студентам во время обучения в высшем учебном заведении сменить область специализации, практикующим учителям - совершенствовать свое мастерство и делиться им с будущими коллегами.

С целью обеспечения постоянного профессионального роста педагогов в Швеции разработана система повышения их квалификации, регулируемая на различных уровнях [8]. Так, государство посредством правительства и парламента утверждает школьный учебный план и, определяя приоритеты профессионального развития педагогов, инициирует мероприятия, направленные на повышение их квалификации. Университетам вменяется в обязанности организовывать курсы повышения квалификации для практикующих учителей, поощрять преподавателей университетов к участию в семинарах для школьных педагогов, разрабатывать курсы для специалистов с различными возможностями и потребностями и др.

Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся общеобразовательные школы, обязаны организовывать курсы повышения квалификации педагогов в соответствии с договором с Союзом учителей Швеции. Согласно этому договору, каждый учитель, работающий на полную ставку, ежегодно должен выделять 104 часа на повышение своей профессиональной квалификации, из которых минимум 27 часов отводится на курсы повышения квалификации.

Особенностью педагогического образования в Швеции является существование системы поддержки молодых специалистов. В соответствии с отчетом Правительства 2008 года выпускник университета или педагогического колледжа не может считаться полноценным специалистом сразу после окончания учебного заведения [9]. В то же время с момента приема на работу от него требуется исполнение всех обязанностей наравне с опытными педагогами. Поэтому начиная с 1995 года в Швеции были разработаны программы, в соответствии с которыми молодые учителя получали право на поддержку ментора (куратора) или на участие в специальной программе по поддержке молодых специалистов первого года работы. В настоящее время менторские программы варьируются от муниципалитета к муниципалитету, разрабатываются и утверждаются в каждом из них независимо.

Следует отметить, что система современного педагогического образования Швеции достаточно гибкая и удовлетворяет потребности общества в количестве и квалификации преподавателей, при этом у педагога есть возможность корректировки своего педагогического профиля на протяжении всей жизни.

К наиболее важным направлениям реформирования педагогического образования в Финляндии и Швеции относятся те, в рамках которых сформулированы основные подходы не только к изменению программ подготовки учителей, но и процедуры регулирования профессиональной деятельности педагогов. Система педагогического образования призвана обеспечивать баланс между количеством принимаемых на работу молодых педагогов и выходящих на пенсию или переходящих в другие сферы профессиональной деятельности; начало педагогической деятельности - это продолжение обязательного обучения посредством сопровождения молодого педагога наставниками на рабочем месте; подготовка учителя предполагает постоянное (в течение всей жизни) профессиональное развитие [4].

В заключение подчеркнем, что систему подготовки учителей в Финляндии и Швеции

155

ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

характеризуют вариативность содержания образования, гибкость структуры и технологий обучения, наличие у студента возможности проектирования адекватного его интересам и потребностям индивидуального образовательного маршрута. В этих североевропейских странах не настаивают на определении единственно верного пути подготовки учителя. Существует многообразие различных техноло-

гических приемов, призванных помочь будущему педагогу найти себя, развить в себе профессиональные качества, обрести свой стиль преподавания. Следовательно, главной целью системы педагогического образования этих стран является подготовка учителя, способного к самообучению и развитию собственной научно-обоснованной траектории образовательного маршрута.

Список литературы

1. Kupianen S., Hautamaki J., Karjalainen T. The Finnish Education System and PISA. Helsinki, 2009.

2. Волков А. Детям до 16 лет разрешается: финское чудо! // Знание - сила. 2009. № 10. С. 5-13.

3. Kansanen P. Teacher Education in Finland: Current Models and New Developments. URL: http://www.helsinki. fi/~pkansane/Cepes.pdf (дата обращения: 03.10.2014).

4. Луговская И.Р., Орлова Л.В., Печинкина О.В., Старостина Е.Н. Педагогическое образование в североевропейских странах. Архангельск, 2014.

5. Гриценко Н.Н. Подготовка кадров с учетом потребностей рынка труда (опыт стран Европейского союза) // Alma mater. 2012. № 2. С. 65-69.

6. Organisation of the Education System in Sweden. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency, EURY-BASE, 2011.

7. Stockholm University. Courses in Education. Academic Year 2012-2013. URL: http://www.su.se/english/study/ courses (дата обращения: 03.10.2014).

8. Comparative Study of Nordic Teacher-Training Programmes. Copenhagen, 2009.

9. Methods and Practices Utilized to Support Teachers’ Professional Development: Current State Description. Oulu, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Kupianen S., Hautamaki J., Karjalainen T. The Finnish Education System and PISA. Helsinki, 2009.

2. Volkov A. Detyam do 16 let razreshaetsya: finskoe chudo! [Appropriate for Children Under 16: The Finnish Phenomenon]. Znanie - sila, 2009, no. 10, pp. 5-13.

3. Kansanen P. Teacher Education in Finland: Current Models and New Developments. Available at: http://www. helsinki.fi/~pkansane/Cepes.pdf (accessed 3 October 2014).

4. Lugovskaya I.R., Orlova L.V., Pechinkina O.V., Starostina E.N. Pedagogicheskoe obrazovanie v severoevropeyskikh stranakh [Teacher Education in Nordic Countries]. Arkhangelsk, 2014.

5. Gritsenko N.N. Podgotovka kadrov s uchetom potrebnostey rynka truda (opyt stran Evropeyskogo soyuza) [Personnel Training According to the Labour Market Demand (the European Union Experience)]. Alma mater, 2012, no. 2, pp. 65-69.

6. Organisation of the Education System in Sweden. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency, EURYBASE, 2011.

7. Stockholm University. Courses in Education. Academic Year 2012-2013. Available at: http://www.su.se/english/ study/courses (accessed 3 October 2014).

8. Comparative Study of Nordic Teacher-Training Programmes. Copenhagen, 2009.

9. Methods and Practices Utilized to Support Teachers ’Professional Development: Current State Description. Oulu, 2009.

156

ОрловаЛ.В.,ПечинкинаО;В11Сов£еменноепедагогическо£об£азованиев_Финляндии^Швеции...1

Orlova Lyudmila Vladimirovna

Institute of Pedagogics and Psychology, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

(Arkhangelsk, Russia)

Pechinkina Olga Vladislavovna

Institute of Philology and Cross-Cultural Communication, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

CONTEMPORARY TEACHER EDUCATION IN FINLAND AND SWEDEN:

STRUCTURE AND CONTENT

The relevance of the present research is determined by the growing interest to the organisation of teacher education in Russia and abroad. Due to the ongoing changes in our country, there is a pressing need for its development and modernization. One of the sources of innovative changes in teacher education in Russia is the study of other countries’ experience. In this sense, Finland and Sweden, two countries closely related to Russia both historically and geographically, are of particular interest.

The article describes professional teacher training in the two Nordic countries and reveals the main ideas behind the reforms within teacher education in the late 20th and early 21st centuries. It also compares the structure and content of teacher education, paying special attention to how teachers-to-be are selected and how their student teaching is organised.

The education systems in Finland and Sweden are characterized by diversity in the content of education, flexibility of its structure and use of various technologies. In addition, students can design their own education route according to their interests. These Nordic countries offer a wide variety of technological methods helping teachers-to-be to discover their calling, develop their professional qualities and find their own teaching style.

Teaching is seen in these two countries as a rather privileged profession, and the countries themselves rank high according to the international studies on the quality of education, with Finland being ahead of Sweden in many respects.

Keywords: teacher education, education system, structure and content of teacher training.

Контактная информация: Орлова Людмила Владимировна адрес: 163009, г. Архангельск, просп. Ленинградский, д. 40;

e-mail: l.orlova@narfu.ru

Печинкина Ольга Владиславовна адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Смольный Буян, д. 7;

e-mail: o.pechinkina@narfu.ru

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.