Научная статья на тему 'Магистратура и докторантура в сша как основные формы подготовки научно-педагогических кадров'

Магистратура и докторантура в сша как основные формы подготовки научно-педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1077
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ США / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / ДОКТОРСКАЯ ПРОГРАММА / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В США

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова О. В.

Статья посвящена исследованию основных форм подготовки научно-педагогических кадров на примере магистерских и докторских программ в современной системе образования США. В статье рассматриваются основные аспекты организации этих программ, их особенности и разновидности, формы поступления и аттестации обучающихся и сопутствующие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses main aspects of R&D and training staff formation based on the example of Master's and PhD degree programs in modern American education system. The author dwells on key aspects of these programs, their peculiarities and types, admission requirements, students' certification and other related issues.

Текст научной работы на тему «Магистратура и докторантура в сша как основные формы подготовки научно-педагогических кадров»

МАГИСТРАТУРА И ДОКТОРАНТУРА В США КАК ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Работа представлена кафедрой педагогики Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, доцент С. В. Сергеева

Статья посвящена исследованию основных форм подготовки научно-педагогических кадров на примере магистерских и докторских программ в современной системе образования США. В статье рассматриваются основные аспекты организации этих программ, их особенности и разновидности, формы поступления и аттестации обучающихся и сопутствующие проблемы.

The article analyses main aspects of R&D and training staff formation based on the example of Master’s and PhD degree programs in modern American education system. The author dwells on key aspects of these programs, their peculiarities and types, admission requirements, students’ certification and other related issues.

Мобильность научных кадров в эпоху глобализации мирового экономического, социального и культурного пространства диктует необходимость общих образовательных стандартов. В границах Европы такого рода стратегия реализуется сегодня в русле Болонского процесса, в который интегрированы и усилия российской высшей школы. В формате осуществления целей Болонского процесса

особое значение имеет унификация качественных стандартов образования, позволяющая создать базу единой сертификации на различных ступенях (бакалавр, магистр, доктор). Немалую роль в этом процессе играют и программы, ориентированные на получение степеней магистра и доктора.

Для успешного решения проблем, связанных с унификацией академических и

ученых степеней, а также систем подготовки научно-педагогических кадров в Российской Федерации, на наш взгляд, необходимо более детально исследовать каждую из ступеней подготовки специалистов в зарубежных системах высшего образования с целью эффективного использования их позитивного опыта при совершенствовании национальной системы.

На основе сравнительного анализа проблемы становления и развития систем высшего и послевузовского образования в российской и некоторых зарубежных высших школах российские исследователи (Г. У. Матушанский, Л. И. Соломко, Н. Б. Сосновская) пришли к выводу, что в отношении подготовки научно-педагогических кадров перестройка традиционной российской модели происходит на основе британо-американской модели '.

Исходя из этого, а также учитывая тот факт, что по объему научных исследований и масштабам подготовки научных кадров США занимают одно из ведущих мест в мире, мы считаем целесообразным посвятить данную статью рассмотрению американских образовательных программ, ориентированных на получение степени магистра и доктора.

В организационном отношении подготовка научных кадров в США значительно отличается от европейских моделей и практики, принятой в странах СНГ. Вместо аспирантуры и докторантуры, действующих в странах Содружества, в США функционируют самостоятельно или в составе исследовательских университетов специальные структурные подразделения, имеющие статус колледжа или школы (Graduate Schools), которые организуют научную работу магистрантов и докторантов. Они не имеют своих кафедр, лабораторий, своего штата преподавателей, и на них возлагаются лишь организационно-административные и координационные функции. Считаем, что наличие такого структур-

ного зве-на вызвано тем, что аспиранты в американских вузах составляют существенную часть контингента студентов — от 15 до 50%. Например, в Массачусетском технологическом институте число аспирантов равно половине всего состава студентов2.

Важно отметить, что в магистратуру или докторантуру можно поступить с практически любым набором курсов бакалавриата. Чтобы поступить в докторантуру, скажем, по экономике, вовсе не обязательно до этого специализироваться в этой дисциплине в колледже. Как правило, достаточно просто прослушать два-три элективных курса, в зависимости от предпочтений приемной комиссии каждой аспирантуры. Таким образом, магистерские и докторские программы совершенно не являются естественным продолжением бакалавриата - это отдельные самостоятельные программы, на которые поступают выпускники колледжа со всевозможными специализациями.

Теперь рассмотрим каждую из этих программ в отдельности. Для начала обратимся к анализу основного понятия. Слово «магистр» (magister) переводится с латыни как «учитель» и употребляется во многих языках для обозначения человека, имеющего ученую степень. В США степень магистра (Master’s degree) - академическая степень, которая присуждается обладателям степени бакалавра после завершения программы обучения и защиты диссертации.

По данным Википедии (многоязычной сетевой энциклопедии), в США степени магистра искусств - MA - Master of Arts (Magister Artium) и магистра науки -MS - Master of Science (Magister Scientiж) являются базовым типом по большинству специальностей, предполагая освоение учебной программы, рассчитанной на 2-4 года, а в некоторых случаях до 5 лет (например, в Новой школе социальных исследований Нью-Йорка), и напи-

сание диссертации. Так, например, выпускникам Гарварда присуждаются степени МА и МБ, а выпускники Массачусетского технологического института по итогам обучения по магистерской программе получают степень МБ3.

Чтобы начать обучение по магистерской программе, необходимо иметь степень бакалавра, присужденную аккредитованным вузом. При этом тщательно анализируется перечень изученных бакалавром курсов, их объем и содержание, полученные им оценки. Многие вузы, кроме этого, требуют от бакалавров прохождения тестов, обычно проводимых специальными организациями. Кроме аттестата бакалавра и табеля оценок, необходимо представить письменные рекомендации от двух профессоров или преподавателей.

Традиционно каждому студенту после зачисления назначается советник из числа профессоров профилирующей кафедры. Будущий магистр совместно с советником разрабатывает индивидуальный план обучения, включающий в себя определение направления специализации, перечень подлежащих изучению курсов, распределение их по семестрам, примерный объем в зачетных единицах диссертации или проекта (если это предусматривается требованиями).

Занятия по магистерской программе предполагают широкое знакомство с имеющейся специальной литературой, набором идей в изучаемой области и методиками проведения исследований. Общим требованием магистерского курса является написание реферативного обзора на 30-40 страниц. От работы не требуется оригинальности, это своего рода вторичное исследование на базе данных, полученных другими учеными. Такой подход непосредственно связан с идеей магистерской программы как курса интенсивного чтения.

По завершении магистерского курса необходимо написать диссертацию или

сдать экзамен; часто требуется выполнение и того и другого. Экзамен на магистерском уровне приобретает значимость, когда используется как квалификационный экзамен для докторской работы. По его результатам иногда решают, обладает ли студент исследовательскими способностями, необходимыми для работы по докторской программе.

Характерно, что вузы сами устанавливают направление подготовки магистров, а это порождает обилие специализаций. Очень часто та или иная специализация вводится только потому, что на данной кафедре имеется профессор, занимающийся исследованиями в какой-либо узкой области, или созданы соответствующие лаборатории, позволяющие аспиранту вести то или иное исследование.

При анализе содержания магистерских программ становится очевидным, что они более разнообразны по сравнению с универсальным бакалавриатом. Это относится не только к специализации, но и к типам программ. Участни-Оки делегации российских экспертов (О. А. Замулин, Б. Г. Капустин, Д. Л. Константиновский, Н. Е. Покровский, Ю. М. Почта, В. В. Радаев), посетившие некоторые высшие учебные заведения США в мае 2004 г., разделили все магистерские программы по типу направленности на академические и прикладные -последние также называются профессиональными программами4.

Ссылаясь на фактические данные, полученные вышеупомянутыми специалистами, отметим, что «академическая» магистратура предлагает специализированные и углубленные программы подготовки по избранной дисциплине, включая корпус теоретического и прикладного знания повышенного уровня сложности. Такие магистратуры становятся все менее популярными, так как студенты, интересующиеся наукой, как правило, идут напрямую в докторантуру. Так что даже «академические» магистер-

ские программы в основном являются относительно прикладными. В то время как «профессиональные» магистратуры готовят специалистов по вполне конкретным специальностям - медиков, бизнесменов, юристов, инженеров, архитекторов, специалистов по охране окружающей среды, общественным работам и т. д. Обучение по таким программам длится два-три года.

Эксперты также обнаружили четкое различие между специализированными и междисциплинарными магистерскими программами. В российских университетах господствующим форматом магистратуры на данный момент является специализированная программа, продолжающая изучение той дисциплины, которую студенты изучали в бакалавриате. Что же касается американского опыта, то магистратура практически никогда не продолжает курс бакалавриата.

Участники делегации свидетельствуют, что обращает на себя внимание и возрастающая роль междисциплинарных программ. Эти программы междисциплинарны в том смысле, что студентам предлагается весьма широкий набор курсов. Это означает, что у американского студента есть реальная возможность получения второго диплома по другой специальности или получения диплома в междисциплинарной области. Интересен также опыт получения дополнительных дипломов (т. е. возможность специализации сразу по двум программам, которая для России является пока скорее исключением).

Историко-педагогический анализ специальной литературы по заявленной проблематике позволяет сделать вывод о том, что, хотя принято считать, что в США трехуровневая система образования (бакалавр - магистр - доктор), дефакто это уже не так. Можно сказать, что система эволюционировала в двухуровневую. После получения степени бакалавра студент поступает либо в профес-

сиональную школу, где получает магистерскую степень, либо сразу на докторскую программу, где в процессе может получить и степень магистра, но это уже простая формальность.

Профессор Б. Л. Губман, занимающийся сравнительным анализом организации магистратуры и докторантуры в странах Запада, пришел к выводу, что в настоящее время в границах образовательного пространства США идет процесс определенного заимствования опыта Великобритании по присуждению ученых степеней, предполагающих наличие практико-технологических навыков5. В британских университетах, например, студенты, имеющие опыт социальной работы, обладают преимуществами по получению магистерской степени по социологии, и такого рода обучающая стратегия по магистерским программам все более активно завоевывает образовательное пространство США. Американские университеты зачастую предлагают объединенные магистерско-докторские программы. Они обычно требуют для реализации пять лет обучения. И здесь американские университетские образовательные программы идут по пути британских, известных под названием 1 + 3 года обучения.

Сегодня многие склоняются к тому, что сам факт получения степени магистра имеет в США скорее юридический смысл (степень магистра дает право на преподавание и помогает преодолеть формальные препятствия на пути к неполной занятости) и является своеобразной «тренировкой» на пути к защите докторской диссертации.

Наряду с традиционными формами постдипломного образования в США существует еще и промежуточная между магистерской и докторской степенями степень кандидата философии (C. Phil.), носителями которой являются студенты докторской программы, успешно сдавшие экзамены по прослушанным курсам.

Такие студенты обычно представляют проспект диссертации на степень доктора философии, но не выполняют таковую6. Они также могут неофициально именоваться претендентами на степень доктора философии, не представившими диссертации (all but dissertation) - Ph. D. (ABD). Некоторые университеты присваивают им на основании пройденной программы и сданных экзаменов магистерскую степень, другие же требуют для этого написания магистерской диссертации.

Теперь обратимся непосредственно к докторским программам. Степень доктора философии (Ph. D.) является итогом обучения по высшей университетской программе. Она ведет свое происхождение от латинского варианта - Philosophiae Doctor или Doctor philosophia. Если обратиться к истории вопроса о присуждении степени доктора философии, то стоит вспомнить о том, что она обычно давалась университетами высококвалифицированным специалистам, которые заслужили поддержку равных им коллег по профессии и демонстрировали на протяжении всей длительной и продуктивной карьеры успехи в области философии. Она была заимствована США из Университета Фридриха Вильгельма в Берлине, прижившись в Йельском университете в 1861 г.7, и теперь подразумевает написание докторской диссертации исследовательского характера практически в любой области естественных или общественных наук и означает, что ее обладатель подготовлен к дальнейшей исследовательской и преподавательской деятельности.

Докторские степени присуждаются в США докторскими исследовательскими университетами. Как указывает В. Е. Шукшунов, ссылаясь на статистические данные Фонда Карнеги, их немного: всего 261 университет, или 6,6% от общего числа высших учебных заведений (3941)8. В соответствии с указанной классифика-

цией они подразделяются на две группы: экстенсивные и интенсивные.

Для поступления на докторскую программу обязательно наличие у абитуриента степени бакалавра, достаточно высокого уровня успеваемости, нескольких рекомендательных писем и удовлетворительного прохождения квалификационного экзамена GRE (Graduate Record Exam).

На докторскую программу формально отводится 3-4 года, однако практически этот процесс растягивается на 6-8 лет после получения степени бакалавра. Многие американские университеты установили ограничение - 10 лет обучения по докторской программе или же от аспирантов требуется повторная сдача квалификационного экзамена, если они не защитят свои диссертации в течение

5 лет с момента сдачи этого экзамена.

После изучения аспирантом всех или большей части предусмотренных планом курсов, сдачи экзамена по иностранным языкам и при положительной характеристике комитет школы аспирантов (или декан школы) утверждает тему диссертации и назначает докторский комитет в составе 4-5 профессоров профилирующего департамента под председательством руководителя аспиранта. Роль комитета — направлять работу аспиранта, контролировать выполнение плана, принимать квалификационный экзамен, давать заключения о диссертации и организовывать ее публичную защиту.

Диссертация, как правило, содержит обзор литературы по теме, обоснование избранной методологической платформы и ряд глав, излагающих содержание и выводы исследования. Ее объем в зависимости от области знания варьируется от 50 до 800 страниц. Для защиты диссертации назначается определенное число членов академического комитета (два-четыре профессора), каждый из которых дает определенную оценку работе9. В ходе защиты, носящей характер откры-

того публичного обсуждения, диссертант излагает основные выводы своего труда и отвечает на вопросы и замечания членов комитета и присутствующих.

В США довольно часто ценность степени доктора философии подвергается сомнению, становится предметом обсуждения и критики. Повод для этого -сфокусированность докторских программ всецело на сфере исследований и публикаций и часто ставящееся им в вину невнимание к процессу обучения, коллегиальной деятельности, созданию учебных планов и т. д. В связи с подобного рода тенденциями Фонд Карнеги в 1960 г. способствовал утверждению степени доктора искусств как альтернативной доктору философии. Эта степень (Б. А.), ориентированная на содержание специальности, планирование курсов, педагогику, присуждается соискателям, которые хотят посвятить себя преподавательской карьере.

Однако, несмотря на волну скептицизма относительно ценности программ, ориентированных на присуждение сте-

пени доктора философии, почти все руководящие вакансии в исследовательском секторе университетов развитых стран Запада, а также в инвестиционных банках, занимающихся финансовым и индустриальным планированием, предполагают наличие у претендентов на их занятие степени доктора философии (РЬ Б.). Ее наличие - существенное условие для получения университетских должностей, предполагающих пожизненное трудоустройство.

Подводя итоги, можно сказать, что высокая эффективность научных исследований и подготовки научных кадров в США обеспечивается в значительной мере тем, что научные исследования и обучение молодых ученых тесно между собой переплетены и осуществляются под одной крышей, т. е. в высшем учебном заведении. И хотя система подготовки научно-педагогических кадров в США не лишена недостатков, ее положительный опыт может быть использован в процессе реформирования российской системы высшего образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Матушанский Г. У. Образовательные маршруты подготовки научно-педагогических кадров и инженерных кадров в российской и зарубежной высшей школе // Alma Mater. 2002. № 2, С.42-50; Матушанский Г. У., Соломко Л. И., Сосноеская Н. Б. Подготовка научнопедагогических кадров высшей школы - ретроспективный анализ // Информационно-аналитический вестникМОПО, 1998. Вып. 1-2 (6-7). С. 59-64.

2 http ://web.mit.edu/facts

3 http://en.wikipedia.org/wiki/Master’s degree

4 Замулин О. А., Капустин Б. Г., Константиноеский Д. Л. и др. Американское университетское образование: Уроки для России // http://www.nes.ru/~ozamulin/NTFtrip report

5 Губман Б. Л. Магистратура и докторантура в странах Запада: Вызов общества, основанного на знаниях // http://education.rekom.ru/5 2006/23.html

6 http://en.wikipedia.org/wiki/Candidate of Philosophy

7 http://en.wikipedia.org/wiki/Doctor of Philosophy

8 Шукшунов В. E. Об опыте работы по вопросам подготовки научных кадров в ведущих мировых образовательных учреждениях. Минск, 2006 // http://web.minedu.unibel.by/center/modules

9 http://en.wikipedia.org/wiki/Thesis committee

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.