Научная статья на тему 'Зарубежный опыт подготовки кадров высшей квалификации для образования и науки'

Зарубежный опыт подготовки кадров высшей квалификации для образования и науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
994
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
education / graduate / doctorate / Science / Scientists / подготовка научных кадров / Образование / магистратура / докторантура / наука / НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ / training of scientific personnel

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Ангелина Олеговна, Хаванова Наталья Владимировна

Болонская декларация, к которой присоединилась Российская Федерация, во многом изменила под- ход к подготовке кадров высшей квалификации для образования и науки. В статье представлено исследование зарубежного опыта подготовки кадров высшей квалификации для образования и на- уки на примере отдельных стран Европы. Реализация отдельных положений декларации уже по- казала возможные результаты и их влияние на развитие высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Bologna Declaration, signed by the Russian Federation, in many ways changed the approach to training of highly qualified personnel for education and science. This paper presents a research of abroad experience in training of highly qualified personnel for education and science, on example of some European countries. The implementation of certain provisions of the declaration has already shown the possible outcomes and their impact on the development of higher education.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт подготовки кадров высшей квалификации для образования и науки»

НАУКА

экспортно-сырьевого типа определила приоритетность таких отраслей услуг, как сервис развлечений и туризм, обслуживания нефте-и газопровода, функционирование финансового сектора (рис. 6). Заменить ее, как советуют адепты постиндустриализма, новой моделью, ядро которой составят наукоемкие технологии, не получится. Наука сама по себе существовать не может. Она должна быть применима в какой-либо предметной сфере. Поэтому наиболее реалистично было бы вести речь о формировании технологически модернизированной неоиндустриальной парадигмы будущего развития России.

Опыт междисциплинарного моделирования приводит к констатации нежизнеспособности сложившейся на сегодня в России сервисной системы. Необходима и актуальна ее принципиальная реструктуризация. Изменение существующей модели возможно при наличии понимания на высшем управленческом уровне стратегических ориентиров ее трансформации. Речь идет о формировании государственной сервисной политики. Представленные в настоящей работе иерархические ряды факторной значимости сервисных компонентов позволяют установить ее приоритеты и актуальные управленческие связи.

Литература

1. Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века//Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

2. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995.

3. Gilson E. Le thomisme. P., 1948.

4. Gilson E. Linguistique et philosophie: Essais sur les constantes philosophiques du language. P., 1969.

5. Национальная идея России. Программа действий (постановка задачи)/Под ред. С.С. Сулакшина. М., 2009.

6. Федулин А.А. Сервис в историческом и философском осмыслении. М., 2010.

7. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001.

8. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение. М., 2006.

9. Валлерстайн И. Миросистемный анализ//Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций. Новосибирск, 1998. Вып. 1.

10. Валлерстайн И. Изобретения реальностей Времени-Пространства: к пониманию наших исторических си-стем//Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций. Новосибирск, 2001. Вып. 2.

УДК 378.048.2

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Ковальчук Ангелина Олеговна, начальник центра международных программ,

angelina.o.kov@gmail.com,

Хаванова Наталья Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление»,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The Bologna Declaration, signed by the Russian Federation, in many ways changed the approach to training of highly qualified personnel for education and science. This paper presents a research of abroad experience in training of highly qualified personnel for education and science, on example ofsome European countries. The implementation of certain provisions of the declaration has already shown the possible outcomes and their impact on the development of higher education.

78 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 3

Зарубежный опыт подготовки кадров высшей квалификации для образования и науки

Болонская декларация, к которой присоединилась Российская Федерация, во многом изменила подход к подготовке кадров высшей квалификации для образования и науки. В статье представлено исследование зарубежного опыта подготовки кадров высшей квалификации для образования и науки на примере отдельных стран Европы. Реализация отдельных положений декларации уже показала возможные результаты и их влияние на развитие высшей школы.

Keywords: training of scientific personnel, education, graduate, doctorate, science, scientists

Ключевые слова: подготовка научных кадров, образование, магистратура, докторантура, наука, научные работники.

Болонским процессом с 1999 года — года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств — стали именовать движение, цель которого заключается в «гармонизации» систем образования, прежде всего высшего, стран Европы. Системы высшего образования должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат — магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т. д. [1, 2].

Вопреки популярному убеждению, Болонский процесс не был основан на инициативе Европейского союза и является межправительственным соглашением между странами, входящими и не входящими в Евросоюз. Следовательно, «процесс» не имеет статуса законодательства Евросоюза. Кроме того, поскольку Болонскую декларацию нельзя отнести к законам, у подписавших государств нет никаких юридических обязательств. Степень участия и сотрудничество целиком базируются на добровольных началах. Это положение имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, то, что государства сотрудничают на добровольной основе, характеризует их с лучшей стороны. С другой стороны, тот факт, что Болонская декларация была, по сути, принята без применения законодательной базы Евросоюза и без участия Европейского парламента, вызывает неодобрение у сторонников Евросоюза.

Хотя Болонская декларация была создана вне Евросоюза, Европейская Комиссия играет

все более и более важную роль в ее выполнении. Комиссия организовала и провела несколько европейских мероприятий (в рамках проекта TEEP), связанных с проверкой качества образования. В итоге было обнаружено, что большинство стран не перестроили свои системы образования. Процесс будет иметь много последствий, например, будут заключаться двусторонние соглашения между странами и учреждениями о признании степеней [3].

В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования.

1. Введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования.

2. Переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат — магистратура).

3. Введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов).

4. Указание пройденных дисциплин в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.

5. Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном).

6. Обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.

К настоящему времени принято говорить о 10 задачах, к ранее сформулированным добавляются:

• введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня),

79

НАУКА

• придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности),

• повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования,

• реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое «образование в течение всей жизни») [3, 4].

Кроме того, в настоящее время дискуссия по вопросу единения Европы в области образования все чаще сводится к обсуждению проблем формирования общеевропейского образовательного и исследовательского пространства.

Вопрос о «встраивании» аспирантуры в общую систему высшего образования в качестве третьей ступени, или третьего цикла (после бакалавриата и магистратуры) только недавно вошел в повестку дня Болонского процесса. Если соглашаться с такой постановкой вопроса, то нужно вводить в программы аспирантуры весомый образовательный компонент — насыщать аспирантуру определенными курсами. Какими и в каком объеме — это должны решать соответствующие профессиональные сообщества. Вероятно введение новых курсов в аспирантские программы потребует увеличения срока обучения в аспирантуре, поскольку даже сейчас, когда образовательный компонент в аспирантуре минимален, количество аспирантов, успевающих в срок защитить диссертацию, невелико (в среднем порядка 20%; надо заметить, что там, где в аспирантуру поступают после завершения магистратуры, этот процент резко возрастает, достигая 70%). Важно не допустить ситуации, когда образовательный компонент аспирантуры вытеснил бы научно-исследовательский: аспирантура была и в обозримом будущем должна остаться основным каналом поступления в науку кадров высокой квалификации.

«Вторая» докторская степень («вторая» постольку, поскольку во многих западных странах уже защита диссертации в аспирантуре дает степень доктора — PhD, т. е. «доктора философии» с прибавлением названия конкретной науки, например, биологии) до недавних пор существовала, кроме России, в нескольких странах, но сейчас они упразднены или упраздняются. Россия, Финляндия (с двумя уровнями в аспирантуре — лиценциата и доктора) остаются среди немногих

стран, которые сохраняют «вторую» докторскую степень (в России формально первую, поскольку в результате защиты первой диссертации присваивается степень кандидата наук, а не доктора). Хотя у этой степени не оказывается эквивалента в западных системах, ее роль в российских системах высшего образования и науки достаточно велика. Во-первых, это фактически первая собственно научная степень: кандидатская степень, не говоря уже о магистерской, носит квалификационный характер, в то время как докторская степень предполагает, что ее обладатель основал новое научное направление или решил (обобщил) крупную научную проблему. Во-вторых, именно доктора наук — основные эксперты-рецензенты, которые решают вопрос о возможности присвоения диссертанту степени кандидата наук, а жюри из трех докторов наук решает научную судьбу соискателя докторской степени. В-третьих, именно докторская степень открывает путь к получению ученого звания профессора. Слишком многое придется менять в устоявшейся системе, если степень доктора наук будет упразднена.

В рамках Болонской декларации один учебный год является эквивалентом 1500—1800 часов обучения. В этом новая модель приближается к системам США и Японии. Это придает больший вес практическому обучению и интенсивным научно-исследовательским работам. Новые методы оценки отражают не только работу студента на экзаменах, но и результаты работы в лабораториях, часы, затраченные на исследования, инновации и т. д.

Главным аспектом Болонского процесса, подвергающимся критике, является вопрос о присвоении степеней. Критики указывают, что изменения приближают систему к модели Великобритании, при этом игнорируются академические традиции, сложившиеся в большинстве стран континентальной Европы. Европейские ученые скептически относятся к Болонскому процессу, делая акцент на том, что основная идея всех образовательных планов ЕС является экономической, а не образовательной, поскольку она нацелена на расширение масштаба европейских систем высшего образования, чтобы увеличить ее конкурентоспособность и прибыльность, а также снизить затраты.

В большой части континентальной Европы предыдущая система высшего образования на-

80 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 3

Зарубежный опыт подготовки кадров высшей квалификации для образования и науки

много ближе к немецкой структуре, в которой есть ясное различие профессионально-технического и академического высшего образования. Это главным образом имеет воздействие на квалификацию инженера. Сплав двух типов степеней может быть контрпроизводительным в следующих случаях:

• профессионально-техническое трехлетнее обучение не предназначено для дальнейшего обучения, таким образом, те студенты, которые также хотят продвинуться к степени магистра, будут находиться в невыгодном положении;

• степень магистра, а не степень бакалавра, становится первой квалификацией для профессионального инженера.

Академические трехлетние степени в основном направлены на последующее получение степени магистра, поэтому существует различие между студентами технического вуза и академического вуза после трех лет обучения, и это отличие необходимо отразить в получаемых ими степенях.

В континентальной Европе распространено пятилетнее, нередко доходящее до восьми лет, обучение. Это приводит к тому, что многие студенты не завершают обучение, поэтому в некоторых случаях ввод квалификации бакалавра приветствуется. Однако приоритеты меняются от страны к стране и от учреждения к учреждению.

Рассмотрим ряд примеров организации системы образования в европейских странах.

В Великобритании высшее образование регулируется такими основными нормативными актами, как Закон образовательных реформ в редакции 1988 года (Education Reform Act, 1988) и Закон о высшем образовании в редакции 2004 года (Higher Education Act, 2004).

Великобритания необычна тем, что выпускники со степенью бакалавра могут сразу продолжать учиться на доктора, минуя необходимость получать степень магистра (табл. 1).

Эта практика широко распространена и поддерживается в Великобритании, поэтому получение степени доктора философии занимает меньше времени и стоит дешевле, чем в других странах Евросоюза. В отличие от многих университетских систем в других странах, британские студенты еще во время учебы в университете обязаны осуществлять и защищать существенное количество проектно-исследовательских работ, что дает им опыт, необходимый для написания диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Противники существующей системы утверждают, что опыт, получаемый студентами во время работы над степенью магистра, необходим и не может быть заменен общими университетскими предметами. Как видим, возможности получения той или иной научной степени, повышения квалификации достаточно разнообразны. Особо хотелось бы отметить, что занятие научными исследованиями, не сводящимися исключительно к теме предполагаемой диссертации, становится обяза-

Таблица 1

Виды высших учебных заведений и дипломов (степеней) в Великобритании [5]

Типы высших учебных заведений Виды степеней и дипломов

Университет Общее свидетельство о получении продвинутого уровня образования

Открытый университет Первый диплом

Колледж Государственный диплом

Технический колледж Высшее национальное свидетельство

Институт Высший национальный диплом Свидетельство Диплом Диплом о высшем образовании Степень фонда Степень бакалавра Степень почетного бакалавра Степень магистра (обучающая программа) Свидетельство о постдипломном образовании Диплом постдипломного образования Степень магистра Магистр философии Докторская степень Высшая степень доктора наук

81

НАУКА

тельным элементом подготовки к получению той или иной степени.

Высшее обучение проходит в университетах и колледжах. Все университеты — автономные учреждения, особенно в делах, касающихся учетных курсов. В результате закона, принятого в 1992 году, разделение на университеты и политехнические училища было отменено, и политехническим учебным заведениям был дан университетский статус (то есть право выдавать их собственные дипломы). Советы финансирования высшего образования были созданы в Англии, Шотландии и Уэльсе, заменяя Совет финансирования университетов и политехнических училищ и Совет финансирования колледжей. Большинство университетов разделено на факультеты, которые далее могут быть подразделены на отделы. Получить статус высшего образовательного учреждения возможно, если число курсов высшего образования превышает 55% от суммарного числа курсов.

Первым этапом образования становится бакалавриат, который длится в течение трех или четырех лет и завершается присвоением степени бакалавра в искусствах, науке или других областях (технология, юриспруденция и т. д.). Только в некоторых шотландских университетах первая степень — степень магистра. В некоторых университетах и колледжах двухлетний курс может завершаться получением диплома о высшем образовании.

Некоторые университеты приняли кредитную, или модульную, систему оценки. Другие учреждения ввели ускоренные двухлетние степени, которые требуют, чтобы студенты продолжали учиться в течение периода каникул. Редко присваиваемая степень зависит полно -стью от показателя на выпускных экзаменах. Большинство учреждений базирует часть финальной степени на оценках в течение периода обучения, особенно полученные к концу второго года, и многие также используют форму непрерывной оценки. Большинство курсов включает исследования и написание обширного тезиса или диссертации, что обычно составляет приблизительно 50% заключительной оценки года.

На втором этапе — магистратуре — обучение сфокусировано на предмете академической или профессиональной дисциплины. Общее требование для получения степени магистра — первичная степень бакалавра. Степень магистра обычно требует более чем один

год обучения. В Великобритании степень магистра можно получить через обучение или исследования, поэтому существует также степень магистра научных исследований. Эта степень характеризуется наличием особого требования — написание диссертации (35—40 тыс. слов), тогда как объем преподаваемых дисциплин минимален. Курсы магистра исследований в Великобритании обязаны гарантировать, что, по крайней мере, 60% содержания курса составляет проектная работа, поскольку чаще всего люди, получающие эту степень, работают в сфере науки. Тем самым формируется особая группа кадров высшей квалификации — ученые, занимающиеся научной деятельностью и лишенные необходимости совмещать эту работу с преподаванием.

Однако сохраняется и эта возможность, в том числе в рамках третьего этапа, которым становится докторат, длительностью в три года. Обучение проходит в области философии, юриспруденции, гуманитарных и медицинских наук, музыки и богословии. Необходимо защитить диссертацию и опубликовать несколько научных работ. Обычно на докторскую диссертацию претендуют старшие университетские преподаватели, которые совмещают преподавательскую деятельность с написанием диссертации.

Французский бакалавриат и докторат не изменились в постболонской редакции, однако диплом о высшем образовании и лицензия (табл. 2) объединяются в одну лицензию после трехгодичного обучения.

Вводится степень магистра профессиональных наук и магистра научных исследований. Диплом инженера сохраняется, однако люди, имеющие этот диплом, могут также переквалифицироваться в магистра. Высшее образование во Франции организовано в виде двойной системы:

1) университеты (включая Политехнические институты) открыты для большого количества студентов, их программы приспосабливаются к специализированным сферам деятельности и исследованиям;

2) высшие школы (Grandes Ecoles) и другие профессиональные учреждения высшего образования с выборочной политикой приема студентов.

Лицеи (Lycees) также предлагают неуниверситетские курсы высшего образования, приводящие к степени инженера (de Technicien

82 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 3

Зарубежный опыт подготовки кадров высшей квалификации для образования и науки

Таблица 2

Виды высших учебных заведений и дипломов (степеней) во Франции [6]

Типы высших учебных заведений Виды степеней и дипломов

Университет Технологический институт Национальный Политехнический Высшее Учреждение Педагогическое училище Школа Инженерных наук Школа Торговли и Управления Большая научная Школа Школа Архитектуры Высшее учреждение католического образования Учреждение художественного высшего образования Высшая школа сельскохозяйственного образования Степень бакалавра Диплом об окончании двухлетнего курса юридического факультета Высшее свидетельство — техника Диплом общих университетских дисциплин (DEUG) Диплом научных и технических университетских дисциплин (DEUST) Национальный специализированный технологический диплом Диплом школы торговли и управления Диплом высшего образования Диплом инженера Диплом специализированного высшего образования

Таблица 3

Виды высших учебных заведений и дипломов (степеней) в Германии

Типы высших учебных заведений Виды степеней и дипломов

Университет (Universitat) Технический университет Technische Universitat/Technische Hochschule Педагогический институт (Padagogische Hochschule) Высшее художественное училище/консерватория (Kunsthochschule/ Musikhochschule) Высшая школа прикладной науки (Fachhochschule) Аттестат специальных высших учебных заведений Свидетельство об окончании вуза/аттестат зрелости Диплом бакалавра Магистр Ученая степень кандидата наук Докторская степень Габилитация

superieur). Большинство учреждений управляется Министерством просвещения и наук, однако некоторые колледжи Grandes Ecoles подотчетны другим министерствам. Степени высших школ ценятся больше, чем университетские дипломы, из-за отборочных процедур, которые в них предусмотрены. Общественные университеты юридически обязаны принять любых учащихся, которые закончили среднюю школу.

Во Франции бакалавриат предоставляется в конце среднего образования и позволяет поступить в университет. За этим следует диплом об общем университетском образовании после двух лет обучения, после еще одного года обучения выдается лицензия. Лицензия — эквивалент британской степени бакалавра. После обретения лицензии студенты могут получить степень магистра (maitrise), который получается после одного года научных работ. За магистром следуют диплом о высшем специальном образовании (diplOme d’etudes superieures specialisees — DESS) или диплом об окончании курса усовершенствования (Diplome d’etudes approfondies — DEA), оба требуют пройти еще один год обучения. DEA можно считать эквивалентным магистру философии. После

DEA студенты могут получать докторскую степень, что занимает, по крайней мере, три года.

Степень доктора может сопровождаться постдокторской степенью, the Habilitation a Diriger les Recherches, представляющей самое высокое национальное признание. Эта степень предлагается академикам, которые продемонстрировали научные исследования высокого уровня.

В Германии процесс реформ привел к тому, что многие университеты присваивают степень бакалавра. Вновь введенные степени магистра эквивалентны пятилетнему диплому, который выдавался раньше.

Федеральное правительство Германии законодательно устанавливает общие принципы высшего образования, стимулирует исследования, оказывает финансовую помощь студентам, оказывает поддержку получению профессионально-технической рекомендации и профессионально-технического обучения по месту работы. В каждой из 16 областей (Земель) Германии осуществляется региональное регулирование системы образования — Законы о высшем образовании приняты в каждой Земле.

В Германии функционируют частные и государственные учреждения в форме:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

83

НАУКА

1) университета или их эквивалентов в форме высших школ обучения (техническая, педагогическая);

2) колледжи искусств;

3) школы прикладной науки (Fachhochschul-en) и управления (Verwaltungsfachhochschu-len) (табл. 3).

В Германии с начала 1990-х годов структура высшего образования является предметом постоянной доработки. Основной аспект делается на разделение обучения, нацеленного на подготовку к профессии, и обучения нового поколения академиков и ученых. Один из приоритетов состоит в том, чтобы расширить школы прикладных наук (Fachhochschulen), объединить прикладные исследования и трансфертехнологии.

Альтернатива учреждениям высшего образования обеспечивается профессиональными академиями (Berufsakademien). Квалификации, которые они предоставляют, подпадают под директиву Евросоюза о степенях высшего образования, при условии, что они удовлетворяют определенным критериям (первичные квалификации, требования к преподавательскому составу).

В Германском законодательстве не существует предписаний для специального обучения преподавательского состава высшего образования. Требование найма в штат учреждений высшего образования обычно — диплом доктора наук, а для профессоров — габилита-ция или эквивалентные академические достижения.

Первым этапом обучения становятся Школы прикладных наук, которые предлагают прикладные курсы обучения главным образом в инженерных науках, экономике, работе в сфере социальных проблем, общественной и юридической администрации и здоровья. Программа длится 8 семестров (2 семестра = 1 учебный год) и включает один или два практических семестра. Успешная сдача экзаменов дает право студенту на профессиональный диплом.

Профессиональные академии отличаются наличием курсов, которые комбинируют академические занятия с обучением по месту работы. Академии могут присуждать степени бакалавра и магистра.

В традиционных университетах первый этап сфокусирован на общих знаниях и дисциплинах, после которых никакая степень

не присваивается. С 1998 года введена степень бакалавра, требующая минимума трех лет обучения (максимально четыре года). После получения степени бакалавра можно начинать профессиональную карьеру.

Второй этап — углубленное обучение, которое состоит из большего количества курсов, способствующих углубленному изучения выбранного предмета, что позволяет получить диплом по основному предмету. Обычно обучение длится в течение пяти семестров, а курс обучения включает либо два главных предмета, либо комбинацию одного главного и двух дополнительных предметов.

Третьим этапом становится кандидатство. Присвоение степени доктора наук происходит только в университетах. Существуют способы перевода квалификации, полученной в Школе прикладных наук, для получения степени доктора в университете. Процесс подготовки доктора наук состоит из независимого исследования и защиты диссертации в течение двухчетырех лет.

Габилитация представляет собой квалификацию, которая разрешает преподавать и участвовать в исследованиях по академическому предмету. Она присваивается университетами и аналогичными учреждениями высшего образования, обычно на основе постдокторской диссертации. После принятия в 2002 году поправки к закона о структуре высшего образования, габилитация будет постепенно выведена из требований найма профессоров.

Структура университетского образования в Испании сильно отличается от англо-саксонской модели. В течение многих лет существовало 2 вида первоначальных степеней: после трех лет диплом (Diplomatura), после еще трех — лицензия (Licenciatura). Первая степень вела к среднему уровню технических профессий типа социальный работник, школьный учитель, вторая — давала возможность получить более сложную профессию, а также открывала дорогу к докторской степени. Новые степени — это степень бакалавра (Graduado), которая присваивается после четырех лет учебы, и магистра (Master) — присваивается после обучения в течение еще одного или двух лет.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы о тенденциях в подготовке кадров высшей квалификации за рубежом.

84 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 3

Зарубежный опыт подготовки кадров высшей квалификации для образования и науки

Под влиянием Болонского процесса происходит гармонизация образования, в том числе системы подготовки кадров в высшей школе. Основным признаком такой гармонизации выступает введение двух первых степеней (бакалавра и магистра). Вместе с тем, процесс гармонизации не означает и не приводит к полному отказу государств от использованных ранее элементов высшей школы и системы подготовки кадров высшей квалификации: государства отказываются от ряда узкоспециализированных программ (например, габилитация в Германии), но сохраняют некоторые, доказавшие эффективность на национальном уровне, программы подготовки.

Важной тенденцией подготовки кадров высшей квалификации за рубежом является стремление образовательных учреждений разделить обучающие (ориентированные на теоретическое и практическое изучение выбранной специальности) и исследовательские программы (ориентированные на занятия научной деятельностью). Такая практика позволяет сформировать две категории кадров высшей квалификации — для науки, а также для практической (коммерческой и некоммерческой) деятельности и образования.

Государственные системы подготовки кадров европейских стран сохраняют достаточно широкие возможности для получения высшей квалификации. Более того, стимули-

руется международная мобильность преподавателей, широко практикуется привлечение внештатных сотрудников. В этих условиях университеты остаются элитой системы образования, но границы между ними и иными образовательными организациями все более размываются. В связи с этим возможности достижения высшей квалификации все более расширяются.

Стремление повысить экономическую составляющую эффективности высшего образования приводит к коммерциализации университетов. Этим объясняется привлечение менеджеров к принятию организационных решений, ранее относящихся к компетенции профессуры. Позитивным следствием этого процесса становится появление зависимости академической карьеры от результативности. Поиск применения результатов обучения и исследований в обществе и экономике бросает вызов традиционным нормам, когда оценка не зависела от применимости того или иного знания.

Университеты приблизились к коммерческим организациям, они становятся все больше ориентированными на результаты исследований. Государство отходит от функции управления обучением, сосредотачиваясь вместо этого на контроле результатов деятельности. В настоящее время много университетов имеют полномочия назначать профессорский состав без какого-либо вмешательства со стороны.

Литература

1. Communication from the Commission to the Council and to the European Parliament. Efficiency and equity in European education and training systems. 1096. SEC 2006.

2. Human Development Report 2007/2008. UNDP. 2007.

3. Kealey Т. The economic laws of fundamental research, New York, 1996, MacMillan Press.

4. Science. Technology and Innovation in Europe, 2007 edition. Eurostat/European Commission, 2007.

5. http://www.dfes.gov.uk Department for Education and Skills (дата обращения: 18.04.2010).

6. http://www.education.gouv.fr Minist^re de l’Education nationale, de l’Enseignement supёrieur et de la Recherche (Ministry of Education, Higher Education and Research) (дата обращения: 18.04.2010).

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.