ТЕМА НОМЕРА: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КАДРЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
С.А. Дудко
УДК 378 . 1
Преобразования в системе высшего педагогического образования Франции после реформ 2013 года
В статье представлены особенности французской системы высшего образования с акцентом на учреждения по подготовке учителей. В 2013 году была закончена реорганизация университетов, в структуру которых вошли Высшие школы по подготовке педагогических кадров В статье охарактеризованы этапы подготовки учителей во вновь созданных школах, описана новая система циклов обучения и получения университетских степеней, условия поступления в докторантуру и предъявляемые к докторантам требования .
Ключевые слова: реформа высшего педагогического образования, высшие школы по подготовке педагогических кадров, государственные учреждения научного, культурного и профессионального характера, автономия университетов, лицензиат — магистратура — докторантура .
Франция — одна из тех стран, где, с одной стороны, система высшего образования вписывается в общеевропейскую модель, а с другой стороны, обладает многими уникальными, присущими только ей чертами . Во Франции существует несколько типов учебных заведений, в которых можно получить высшее образование. Книга VII «Кодекса образования» содержит следующую классификацию (данные 2016 года):
1 . Государственные учреждения научного, культурного и профессионального характера (фр. Les établissements publics à caractère scientifique, culturel et professionnel), к которым относятся все университеты, Гранд эколь (les Grandes Ecoles) и 1-й Национальный политехнический институт
2 . Учреждения по подготовке учителей (фр . Etablissements de formation des maîtres) .
3 . Частные вузы (фр . Les établissements d'enseignement supérieur privés) .
4. Вузы административного характера, находящиеся в ведении министра, ответственного за высшее образование (фр Les établissements d'enseignement supérieur а caractère administratif placés sous la tutelle du ministre chargé de l'enseignement supérieur) .
© Дудко С .А ., 2016
5 . Специализированные вузы (фр. Les établissements d'enseignement supérieur spécialisés) [2] .
В системе образования Франции существует особое обозначение учебных округов, так называемые академии (фр . académie). Речь идет о территориальном делении Франции на учебные округа под управлением академий . С 1 января 2016 года академии совпадают с границами административных округов Французской Республики . Современная Франция разделена на 30 административных округов, включающих 100 департаментов (с учетом заморских департаментов и территорий) и, соответственно, на 30 академий [4]. Академии несут ответственность за все вопросы государственного образования данного региона (кадры, бюджет и т. д.) и подчиняются Министерству национального образования или Министерству высшего образования и научных исследований . Каждой академией руководит ректор, избираемый преподавателями соответствующего региона по представлению президента республики . Ректорат академии находится в самом крупном городе соответствующего региона [2]
Образование во французских университетах всегда было неотделимо от научной деятельности . Излишне теоретизированное, это образование порой не находило широкого применения в профессиональной сфере, и это обстоятельство привело к тому, что университетское образование стало неконкурентоспособным по сравнению с образованием в специализированных вузах В целом, рубеж XX—XXI веков ознаменовался новым кризисом как мировых образовательных систем, так и учительской профессии В связи с этим во Франции в течение последнего десятилетия основные исследования, пилотные проекты и реформы в области образования касались именно высшей школы и, особенно, высшего педагогического образования . Закон «О высшем профессиональном образовании» от 10 августа 2007 г. , получивший название «Закон Пекрес» (по имени министра образования Valérie Pécresse) утвердил поэтапную реорганизацию университетов и институтов для подготовки учителей (IUFM) с целью улучшения качества профессионального образования . Предусматривалось введение к 2012 году новых классификаций и степеней, декларировалась бюджетная и кадровая университетская автономия За отказ от реформирования предполагалось значительное сокращение государственного финансирования несогласных вузов Реформы вызвали неоднозначную реакцию в обществе, профессиональных кругах и среди учащейся молодежи Университетское образование во Франции сохранило свое обозначение циклов и университетских степеней, несколько отличающееся от российского и общеевропейского: например, степень Лисанс или лиценциат (бакалавр), степень Ма^р (магистр) . Характерно, что получить высшее образование в университете бесплатно, за государственный счет, во Франции может любой человек Университеты лишены права отбора кандидатов в студенты (за исключением медицинских факультетов) . Необходимым условием является наличие у абитуриента диплома о полном среднем обра-
зовании, который во Франции носит название «диплом бакалавра» (фр Baccalauréat Français или, кратко, bac): этот диплом позволяет продолжить обучение в университете и некоторых других вузах, если учащийся получил 10 баллов из 20 . В дальнейшем все степени и годы обучения в вузе отсчитываются именно от этого национального диплома: bac+3 — лиценциат, bac+5 — магистратура, bac+8 — докторантура . Бакалавры зачисляются в университеты без вступительных экзаменов. Число принимаемых на I курс абитуриентов обычно не лимитируется, но впоследствии значительная часть записавшихся отсеивается, не справившись с программой обучения В отличие от университетов, высшие школы Гранд эколь (фр. les Grandes Ecoles) производят прием студентов на основе жесткого конкурсного отбора по итогам вступительных экзаменов Гранд эколь представляют собой одну из особенностей французской системы высшего образования и с большим трудом поддаются сравнительной классификации на международном уровне. Да и сам перевод словосочетания les Grandes Ecoles до сих пор вызывает споры у переводчиков и исследователей Одни считают, что переводить надо «высшие школы», а не «большие школы», как было обозначено в Большой советской энциклопедии Другие страстно уверяют, что эти элитные учреждения надо называть Великими школами . Третьи останавливаются на французском звучании и называют их Гранд эколь. Такого обозначения придерживается и автор статьи Ранее в большинстве российских работ чаще все же встречался перевод «Высшие школы», но после создания Высших школ по подготовке педагогических кадров (фр. les écoles supérieures du professorat et de l'éducation) стала проявляться путаница Поэтому в данной статье выражение «les Grandes Ecoles» не переводится, а дана его транслитерация
Еще большее раздражение у переводчиков вызывает название школы, которая готовит педагогов — Эколь Нормаль (Ecole Normale), что дословно переводится как «нормальная школа». Поэтому обычно пишут «высшая нормальная (педагогическая) школа». В 2014 году Эколь Нормаль (Eœle Normale) была признана лучшим высшим учебным заведением Франции и заняла 35-е место в мировом академическом списке Иностранные студенты могут поступать в Эколь Нормаль только после 3—4-летнего обучения у себя на родине. Эколь Нормаль специально организует выездные конкурсные экзамены в России, по результатам которых предлагает стипендию для зачисленных кандидатов В большинстве Гранд эколь обучение платное. Поступить в школы можно после двух или трех лет занятий в подготовительных классах по выбранному направлению (фр. Classe préparatoire aux grandes écoles) . После подготовительных классов обучающиеся проходят один или несколько конкурсов для поступления в Гранд эколь Студенты, с отличием закончившие два первых года обучения в университете, могут также поступить в Гранд эколь без конкурса, но количество мест для них ограничено (не более 10%) . Последующий отсев из Гранд эколь в процессе обучения существенно ниже, чем в университетах
Специализированные вузы, в отличие от университетов и Гранд эколь, не дают общего высшего образования, но адресуются в первую очередь тем, кто хочет получить узкоспециализированную профессию . Продолжительность обучения здесь варьируется от одного года до пяти лет (иногда и более) в зависимости от специальности и диплома . Зачисление проходит по результатам вступительных экзаменов или по конкурсу досье (без экзаменов), иногда по результатам собеседования с приемной комиссией [1].
Получение университетского образования во Франции состоит из трёх циклов, которые предусматривают три итоговых уровня: степень Лисанс, степень Мастёр, степень Доктора, что соответствует степеням бакалавр — магистр — доктор согласно Болонской классификации . До 2013 года первый цикл обучения в университете представлял собой начальный этап высшего образования, на котором в течение двух лет осуществлялась общенаучная подготовка . По окончании выдавался «диплом об общем университетском образовании» (DEUG), который являлся необходимым условием для продолжения образования на более высоком уровне в любом вузе. Второй цикл университетского образования состоял из двух последовательных одногодичных ступеней, завершающихся получением дипломов «лиценциата» (Licence) и «мэтриз» (Maîtrise), каждый из которых рассматривался в качестве диплома о законченном высшем образовании Поскольку Франция имела две массовые квалификации высшего университетского образования — лиценциат и мэтриз (три и четыре года обучения соответственно), то в качестве квалификации, соответствующей первой ступени высшего образования согласно Болонской декларации, была определена степень лиценциата с трехлетним сроком обучения . Имея диплом об общем двухлетнем университетском образовании, студенты, решившие стать учителями, могли переходить в Университетские институты для подготовки учителей (IUFM) . Проучившись там еще два года (с поочередным присвоением степеней «лиценциата» и «мэтриз»), они могли приступать к профессиональной деятельности. То есть, чтобы стать учителем начальной или средней школы, достаточно было четырехлетнего срока обучения В 2013 году ситуация изменилась В результате произведенной реорганизации Университетские институты для подготовки учителей (IUFM) были заменены на Высшие школы по подготовке педагогических кадров (фр. ESPE — les écoles supérieures du professorat et de l'éducation) . Обучение будущих учителей удлинилось, как минимум, на год, существенно расширилось и обогатилось содержание образования Были увеличены часы на прохождение практики в школах и усовершенствованы условия для проведения научно-исследовательской работы . Новые высшие школы осуществляют подготовку учителей начального и среднего звена, преподавателей вузов, научных работников и представителей практически всех профессий, так или иначе связанных с образованием, тогда как существовавшие ранее университетские институты для подготовки учителей готовили только работников
для дошкольных учреждений, начальной и средней школы . Также новые школы (ESPE) организуют курсы повышения квалификации и переквалификации работников образования, готовят воспитателей и заведующих детскими садами . Окончательно реструктуризация системы высшего педагогического образования была закреплена Законом об образовании от 8 июля 2013 года о реорганизации школы Французской Республики [6] . Теперь к выпускникам педагогических отделений предъявляются повышенные требования, но и предоставляются значительно более широкие возможности в сфере трудоустройства, повышения квалификации, проведения научных исследований и т. д. На сегодняшний день насчитывается 30 высших школ по подготовке педагогических кадров — по одной в каждой академии .
По новому закону Высшие школы по подготовке педагогических кадров (ESPE) являются структурными подразделениями Государственных учреждений научного, культурного и профессионального характера (фр. EPCSCP — établissements publics а caractère scientifique, culturel et professionnel) . Все французские университеты (их во Франции 85) и Гранд эколь отнесены к Государственным учреждениям научного, культурного и профессионального характера. Эти учреждения являются автономными учреждениями и имеют «расширенные обязанности и свободы», согласно закону о свободе и обязанностях университетов от 22 июля 2013 года [7] . Университеты получили финансовую и кадровую автономию Они могут самостоятельно подбирать персонал (ранее назначало Министерство), сами присуждают научные степени, имеют право привлекать частных инвесторов для финансирования учебной и научной деятельности, создавать университетские фонды и управлять недвижимым имуществом Работать преподавателем в университете, высшей школе или вузе имеет право только обладатель докторской степени Действует также диплом в области научных исследований (фр. HDR — l'habilitation а diriger des recherches), существующий с 1984 года . Такой диплом дает возможность руководить научными исследованиями
Отныне во Франции можно стать учителем только после пяти лет обучения, имея диплом Мастер 2 (М2) в области образования и профессиональной подготовки (Master Métiers de l'enseignement, de l'éducation et de la formation) . Чтобы начать обучение в Высшей школе по подготовке педагогических кадров, студенты должны пройти сначала полный первый цикл обучения в университете (три года) с присуждением степени Ли-санс . Степень Лисанс присваивается по окончании шести семестров (или трех лет) высшего образования и после присуждения 180 учебных кредитов ETCS (30 кредитов за семестр) . При переходе из университета во вновь созданные школы никакого конкурса не существует, а переход разрешается студентам со степенью Лисанс любой направленности Но поступать в Высшие школы по подготовке педагогических кадров могут лишь лица, прошедшие письменный тест и собеседование и обязательно имеющие французское гражданство (на университетское образование это требование
не распространяется) . Положительный ответ о зачислении получают не все 100% желающих.
На начальном этапе второго учебного цикла Мастёр (Master) студент выбирает профильную специализацию . На первом курсе выбранная специальность занимает практически все учебное время Педагогика как наука на университетском уровне трансформируется во Франции в «науки об образовании» (фр . sciences de l'éducation), включающие: психологию, социологию, историю, философию, философию образования, педагогику (понимаемую как дидактика или практика обучения), специальную педагогику и др Педагогика как самостоятельная отрасль научных знаний утрачивает свое значение. Кроме лекционных и семинарских занятий, студенты много времени проводят в Центре педагогической документации, где учатся самостоятельно работать, используя технические и аудиовизуальные средства, различную документацию, а также программу МЕМОЛОГ, объединяющую всю информацию, касающуюся системы образования на базе CD-ROM . Самостоятельной работе студентов во Франции уделяется гораздо больше внимания, нежели в России . Огромное количество письменных работ и сочинений на разнообразные темы по всем предметам, рефераты и курсовые работы — норма для французских студентов, как, впрочем, и для большинства учащихся других развитых западных стран По окончании первого года обучения для получения степени Мастёр 1 (М1) сдаются профильные экзамены (обычно два письменных и два устных) [5].
Второй год в школе посвящен, в основном, профессиональной подготовке Важным является достаточно продолжительная педагогическая стажировка На первом курсе — от четырех до щести недель В основном это посещение уроков в средней и начальной школах, их анализ и разбор, а также проведение уроков совместно с учителем На втором курсе — семь недель педагогической практики, из них три недели — проведение уроков под руководством преподавателя и четыре — самостоятельно, вместо основного учителя, но под его наблюдением [5]
Во Франции учителя являются госслужащими и имеют пожизненное обеспечение рабочим местом К концу первого года обучения в Высшей школе по подготовке педагогических кадров студенты должны подготовить конкурсный экзамен, позволяющий им перейти на второй год обучения и получить статус госслужащего. Этот статус позволяет студентам получать минимальную заработную плату данной категории служащих (в противоположность стипендии первого курса, которая значительно ниже) . Зарплата налагает определенные обязанности: безусловное посещение занятий и стажировок; запрет на любой вид другой оплачиваемой деятельности; в случае провала выпускного экзамена вторичное прохождение курса уже без всякой зарплаты; направление на работу в тот департамент, от которого они получали зарплату. Учителя имеют множество социальных льгот, подобно военнослужащим, полиции и т. д. Средняя зарплата учителя обще-
образовательной школы за 2013 год во Франции составила 2487 евро в месяц . Зарплата учителей начальной школы, как и в других странах, ниже, чем у их коллег из средней и старшей школы К примеру, в коллежах (французской школе) средняя зарплата учителей доходит до 4000 евро в месяц Студентам, успешно окончившим второй год цикла Ма^р, присуждается национальная степень магистра в области образования и профессиональной подготовки и выдается диплом Ма^р 2 профессиональный (Master 2 Professionnel) На втором цикле обучения возможно также присуждение степени Ма^р 2 Recherche в области научных исследований с последующим продолжением образования с целью получения степени доктора (Ph. D).
Значительное внимание в последние годы уделяется реорганизации именно третьего цикла обучения — докторантуре (аналог российской аспирантуры), который предполагает обучение исследованию в процессе осуществления оригинальных научных работ Автономизация вузов потребовала повышения требований к аттестации соискателей на основании оценки совокупности работ, включая диссертацию и все исследования, проводившиеся параллельно диссертации, отраженные в публикациях, конференциях, контрактах, свидетельствах и т д Диплом доктора присуждается не менее чем через восемь лет обучения (bac+8) Он является доступным после получения степени Ма^р в области научных исследований (Master 2 Recherche) и предусматривает подготовку в течение минимум шести семестров (три года) с наличием общей суммы в 480 кредитов, полученных на протяжении всего срока обучения В программу включены оригинальные исследовательские работы, осуществляемые в научно-исследовательских лабораториях университетов Ранее была произведена унификация режима присуждения докторских степеней, слияния трех существующих дипломов: государственного доктора, доктора третьего цикла и доктора-инженера . Была введена единая докторская степень, подтверждающая подготовку (в период от двух до четырех лет) и защиту диссертации или другой оригинальной научной работы . Новый диплом стал эквивалентен по уровню американскому диплому доктора философии (Ph. D). Во Франции Ph. D — аналог российского кандидата наук, и нет соответствующего обозначения нашему доктору наук 12 мая 2003 года между правительствами Российской Федерации и Республики Франция было заключено соглашение «О взаимном признании дипломов о высшем образовании, ученых степеней и ученых званий», которое установило эквивалентность российской ученой степени кандидата наук французской ученой степени доктора (Ph . D) . Данное соглашение распространяется на все дисциплины . 29 июня 2015 года было подписано очередное соглашение между Правительствами России и Франции о взаимном признании дипломов об образовании, квалификаций и ученых степеней Группа экспертов проделала серьезную работу, чтобы учесть все особенности систем образования России и Франции Благодаря данному соглашению французские абитуриенты могут подавать заявки на поступление
в российские вузы, а российские студенты после 1-го курса магистратуры смогут без проблем поступить на 2-й курс магистратуры (Master) во Франции .
Обучение в докторантуре Франции происходит в выбранном государственном вузе или университете, при котором работают Докторские школы (фр. Ecole Doctorale) или Научные лаборатории (фр. Unité de Recherche) . При поступлении в докторантуру экзамены сдавать не надо. Необходимо подать заявку на зачисление с приложенным учебным проектом и рекомендательным письмом. Необходимо заранее найти в интересующем университете научного руководителя, который будет курировать поступление и напишет рекомендационное письмо . Каждую заявку рассматривают отдельно . Требования к аспирантам предъявляются достаточно жесткие . Самый сложный год обучения — первый . Ранее он назывался DEA. Пока не пройден первый этап и студент не проявил себя с лучшей стороны — никто гарантий о дальнейшем обучении не дает. Итог первому учебному году в докторантуре подводит квалификационный экзамен, который показывает степень понимания материала и готовности к дальнейшей научно-исследовательской деятельности . При этом аспиранту необходимо изучить до 20 дисциплин .
Степень доктора присуждается после защиты диссертации или предъявления совокупности оригинальных научных работ, которые могут быть индивидуальными или, если проблема того требует, коллективными, уже опубликованными или изданными . В случае, если диссертация или работы являются результатом коллективного вклада, кандидат должен составить научный доклад, позволяющий оценить его личную долю Квалификация присуждается специальным жюри из пяти человек, составленным по указанию президента университета
Важным условием при приеме в аспирантуру является финансовая обеспеченность исследования: студент должен предоставить либо документы о наличии средств на образование, либо получить грант от частного фонда или государства. Главным механизмом финансовой помощи аспирантам во Франции являются научные пособия: ежегодно для французских и иностранных студентов выделяется 4000 пособий сроком на три года, которые покрывают всю стоимость обучения и научных исследований . Для этого необходимо заключить контракт с докторантурой . Согласно декрету от 23 апреля 2009 года ежемесячное пособие аспиранта, заключившего контракт с Докторской школой (фр. Ecole Doctorale), составляет минимум 1700 евро [3]. Некоторые частные компании и крупные корпорации также могут финансировать исследования в определенной области Ряд стипендий направлен на привлечение во Францию иностранных студентов. Студенты из России могут договориться с российским и французским университетом и писать диссертацию под руководством двух руководителей из разных стран Но такая совместная аспирантура возможна только для аспирантов 1-го курса, а также только при взаимной заинтересованности обоих научных руководителей
Большое значение придается сотрудничеству между университетами как местом развития высокой науки и профессиональными группами . Важным принципом деятельности является «партисипация», т. е. участие в организации управления и обучения всех заинтересованных лиц и внешних организаций . Поэтому в управляющих советах появились представители не только от преподавательского корпуса, студентов вуза и технического персонала, а также представители от профсоюзных организаций, местной администрации, крупных предприятий региона и т д
Высшие школы по подготовке педагогических кадров (ESPE) интегрированы в университеты, но управляются своим Советом во главе с директором . Директор Высшей школы по подготовке педагогических кадров назначается сроком на пять лет совместным приказом министров высшего и национального образования по предложению Совета школы . Школьный совет включает в себя также научно-образовательный Совет, члены которого избираются на срок до пяти лет с соблюдением гендерного паритета (равного количества женщин и мужчин). Количество членов в совете не должно превышать 30 человек . Их них: 10 представителей от преподавательского корпуса и технического персонала (четыре из которых преподаватели-исследователи); четыре или шесть представителей студентов, стажеров, учителей, обучающихся на курсах повышения квалификации и т д ; один или несколько представителей общественных учреждений и, по меньшей мере, 30% внешних членов, в том числе обязательно одного представителя местных властей . Ректор академии сам назначает, как правило, пять внешних членов Председатель школьного Совета избирается из числа внешних членов, назначаемых ректором Согласно закону Высшие школы по подготовке педагогических кадров сами определяют политику в области образования и научных исследований, отвечают за подготовку учебных пособий, программ и выдачу дипломов
Таким образом, Высшие школы по подготовке педагогических кадров выполняют следующие основные функции:
1) обеспечивают теоретическую и практическую подготовку будущих педагогических кадров, организуют специализацию по направлениям и уровням, определенным государством в рамках профессиональной ориентации, а также обеспечивают междисциплинарную подготовку на базе наук об образовании;
2) организуют курсы обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для учителей начального и среднего звена, а также технического персонала, обеспечивая решение задач непрерывного профессионального обучения в течение жизни;
3) участвуют в начальной и продолжающейся профессиональной подготовке педагогов-исследователей;
4) участвуют в подготовке преподавателей для высших учебных заведений;
5) обеспечивают выдачу документов об образовании [5].
Таким образом, французская система высшего образования характеризуется двойным разделением. С одной стороны, высшее государственное образование обеспечивается достаточно демократичными университетами, бесплатными и открытыми для всех; им противопоставлены Гранд эколь, принимающие студентов только на конкурсной основе и взимающие солидную плату за обучение С другой стороны, разделение касается также научных изысканий: научные исследования проводят государственные учреждения научного и технологического характера (фр. EPSP — établissements publics а caractère scientifique et technologique) и университеты, которые, в свою очередь, обеспечивают двойную миссию: обучение и исследование. Все вместе эти учреждения образуют очень сложный и не всегда понятный самим французам ландшафт
Французские университеты активно и разносторонне занимаются научными разработками, консультированием по их применению, выдачей заключений и экспертиз . Последнее время наблюдается стремление сблизить научно-педагогические исследования, проводимые в университетах, и практику преподавания в школах. Создана Ассоциация преподавателей и исследователей в области наук об образовании (AECSE), которая курирует издание более 30 французских научных журналов по педагогике. Главой ассоциации утверждается педагог-практик, являющийся одновременно научным сотрудником (в области образования) При организации педагогических исследований создаются лаборатории, в которые входят как ученые-теоретики, так и преподаватели образовательных учреждений . Учителя признаются полноправными участниками исследовательского процесса Данный подход вооружает педагогов более солидной базой как теоретических, так и практических знаний, позволяющих не только эффективно осуществлять педагогическую деятельность, но и профессионально совершенствоваться посредством участия в научно-исследовательской деятельности
Литература
1 . Campus France . [Электронный ресурс] URL: http://www. russie . campusfrance .
org/node/5820 (дата обращения 01 . 06 . 2016) .
2 . Code de l'éducation. Version consolidée au 22 juin 2016 .
3 . Décret du 23 avril 2009.
4. Décret n° 2015-1616 du 10 décembre 2015 relatif aux régions académiques.
5 . Lancement des Écoles supérieures du professorat et de l'éducation [Электрон-
ный ресурс] URL: http://cache . media . education . gouv. fr/file/06_Juin/58/6/2013_ ESPE_dpresse_259586 .pdf (дата обращения 11 . 05. 2016) .
6 . LOI n° 2013-595 du 8 juillet 2013 d'orientation et de programmation pour la
refondation de l'école de la République
7. LOI n°2013-660 du 22 juillet 2013 . Chapitre 1er: Principes relatifs а la création et а l'autonomie des établissements publics а caractère scientifique, culturel et рrofessionnel .