Научная статья на тему 'Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность'

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
952
157
Поделиться
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТЫ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / ДОКТОР / ХАБИЛИТАЦИЯ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Савина Алиция Казимировна

В условиях всеобщей глобализации, стремительного расширения информационного пространства и развития информационных технологий особую актуальность приобретает реализация принципов Болонского процесса, ориентированного на усиление научного потенциала отдельных стран и подготовку высококвалифицированных специалистов, от которых зависит стабильность развития любой страны и ее авторитет на мировой арене. В настоящее время образование и наука сохраняют роль важнейшего культурного фактора, но вместе с тем становятся условием политического и экономического развития, средством международного общения. Обмен информацией, высокого уровня специалистами, научными исследованиями приобретает значение гаранта экономического успеха многих стран мира.

THE UNIFICATION OF SCIENTIFIC DEGREES AND RANKS IN EUROPE: HISTORY AND MODERNITY

In the conditions of General globalization, the rapid expansion of the information space and development of information technologies is of special urgency implementation of the principles of the Bologna process, oriented at strengthening the scientific potential of the individual countries and the preparation of highly qualified specialists, which depend on the stability of the development of any country and its authority on the world arena. At the present time education and science retain the role of an important cultural factor, but at the same time become a condition of political and economic development, the means of international communication. The exchange of information, high-level specialists, scien tific research is important guarantor of economic success of many countries of the world.

Текст научной работы на тему «Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

А.К. Савина

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

В условиях всеобщей глобализации, стремительного расширения информационного пространства и развития информационных технологий особую актуальность приобретает реализация принципов Болонского процесса, ориентированного на усиление научного потенциала отдельных стран и подготовку высококвалифицированных специалистов, от которых зависит стабильность развития любой страны и ее авторитет на мировой арене. В настоящее время образование и наука сохраняют роль важнейшего культурного фактора, но вместе с тем становятся условием политического и экономического развития, средством международного общения. Обмен информацией, высокого уровня специалистами, научными исследованиями приобретает значение гаранта экономического успеха многих стран мира.

Ключевые слова: Болонский процесс, глобализация, интеграция, университеты, бакалавр, магистр, доктор, ха-билитация, универсальная система высшего образования.

Усиливающийся процесс интеграции в современном мире нашел отражение в тенденции построения Европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area), которое является одним из самых значимых факторов, способствующих развитию сотрудничества высших учебных заведений в рамках Европы. Создание единого пространства высшего образования в Европе, которое выступает в качестве основополагающего компонента устойчивого развития человеческого сообщества, связано с решением многих проблем организационного и содержательного плана: свободного передвижения преподавателей и студентов; признания уровней и качества образовательных программ; признания ученых степеней и званий; утверждения системы кредитов типа ECTS и др.

Практика присуждения ученых степеней и званий, которые являются официальным подтверждением научной квалификации специалиста и его роли в учебно-воспитательном процессе в высшем учебном заведении, форма аттестации научных кадров ведет

© Савина А.К., 2013

58

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

историю со времен первых западноевропейских университетов. В XII веке степень «доктор философии» и «доктор права» была присуждена в Болонском университете, «доктор медицины» в Салернском институте (Италия). В ХШ веке Парижский университет ввел степень «доктор Богословия». Первоначально наименования «доктор» (лат. Doctus — ученый) и «магистр» (лат. Magister — учитель) были Близки друг другу и взаимозаменяемы. Степени «доктор» предшествовала степень «лиценциат» (licenciatus — имеющий право), получение которой предполагало сдачу экзамена и представление письменной работы, а степень «магистр — бакалавр» (лат. Васса — laureus — увенченный лаврами) присуждалась лицам, успешно сдавшим экзамен по специальности.

Иерархическая система степеней «магистр» — «доктор» сложилась в XV—XVII веках. С распространением университетов она была введена в большинстве стран Европы и закреплена университетскими уставами. В XVI веке с преобразованием университетов в государственные учреждения была введена процедура защиты диссертаций на коллегиальном заседании ученого совета. В XIX веке присуждение степеней стало контролироваться государственными органами и регламентироваться законодательством.

Исторически сложившейся системе ученых степеней и званий, а также практике их присуждения в разных европейских странах, присущи многие национальные особенности. Перед участниками Болонского процесса стоит задача достижения такой ситуации, когда по типу диплома об образовании, записи в дипломе и в приложении к нему можно было бы судить, каково образование владельца диплома; какие образовательные программы вузов как внутри страны, так и в разных странах были им изучены. Содержащееся в дипломе указание на присвоение квалификации или присуждение ученой степени должно достаточно ясно говорить об уровне владения знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере знаний.

Проблема унификации ученых степеней и званий в условиях глобализации и европейской образовательной интеграции имеет огромное значение для построения универсальной модели высшего образования. Уже в течение нескольких десятилетий интеграционные процессы в системе высшего образования сопровождаются разработкой соответствующих соглашений о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней, что предполагает диверсификацию высшего образования.

Еще до появления Болонской декларации, в 1988 году в Болонье на съезде европейских ректоров, созванном по случаю 900-летия Болонского университета, была подписана «Всеобщая хартия университетов» (Magna Charta Universitatum), в которой подчеркивалась особая их роль в современном мире как центров культуры, знания и исследований. Университет

59

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

декларировался в Хартии независимым от политической и экономической власти, а учебный процесс в нем был призван отвечать требованиям общества и быть неотделимым от исследовательской деятельности. Университеты, в соответствии с Хартией, должны обладать автономией, а преподаватели и студенты — свободой выбора места обучения и преподавания, применения своих знаний и умений.

В 1997 году Большинство стран Европы, в том числе Россия, а также США, Канада, Австралия — всего 43 государства, подписали в Лиссабоне Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. Двумя наиболее важными инструментами в процедуре взаимного признания документов об образовании, упомянутыми в конвенции, являются Европейская система перевода кредитов (European Credit Transfer System — ECTS) [5] и Приложение к диплому, в котором дается детальное описание квалификации, перечень учебных дисциплин, полученные оценки и кредиты.

Важным шагом на пути построения единой Европы стала подписанная в 1998 году министрами образования четырех стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии) Совместная Декларация о гармонизации структуры системы европейского высшего образования (Сорбонская декларация). Основной идеей декларации было создание в Европе открытой системы высшего образования, которая смогла бы, с одной стороны, сохранять и беречь культурное наследие и разнообразие отдельных стран, а с другой — способствовать созданию единого пространства преподавания и обучения, в котором студенты и преподаватели располагали бы возможностью неограниченного передвижения и тесного сотрудничества. Сорбонская декларация определяла следующие ключевые моменты: мобильность, признание и доступ к рынкам труда.

Указанные декларации являются предпосылками Болонской Декларации об архитектуре высшего европейского образования, получившей название Болонской декларации [1], которая была подписана в 1999 году 29 странами Европы. Болонская декларация поддержала основные принципы Сорбон-ской декларации, определила основные цели стран-участниц: международную конкурентоспособность, подвижность и востребованность на рынке труда.

В 2001 году в Праге министры образования стран, подписавших Болонскую декларацию, подтвердили свои обязательства по учреждению к 2010 году единой зоны Европейского высшего образования. Участники встречи приняли систему легко понимаемых и сопоставимых степеней; приняли систему, основанную на двух циклах обучения: достепенному и послестепенному (undergraduate & graduate studies); учредили систему кредитов, обеспечивающую перезачетную и накопительную функции, используемую в приложении к диплому (Diploma Supplementе); содействовали устранению препятствий свободному передвижению студентов, преподавателей, исследователей и управлен-

60

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

цев; содействовали европейскому сотрудничеству в обеспечении качества (ENQA и установления общих норм принятия рекомендаций и распространения лучшей практики); содействовали европейскому подходу к высшему образованию (развитие учебных модулей, курсов и программ, ведущих к совместному признанию степеней); содействовали в организации обучения в течение всей жизни (lifelong learning).

Смысл и идеология «Болонского процесса», развивающегося в условиях активно формирующегося в Европе единого образовательного пространства в странах, присоединившихся к Болонской конвенции (их 45, в том числе и Россия), состоит в унификации образовательных систем стран-участниц процесса: вводятся две академические степени, подтверждающие наличие высшего образования — бакалавра и магистра; устанавливаются единые сроки для прохождения бакалаврской и магистерской подготовки; устанавливаются минимальные стандарты знаний, которыми должен владеть обладатель каждой из степеней. При этом приветствуется наличие дополнительных (сверх стандартов) программ и курсов, сохраняющих культурно-исторические и образовательные особенности высшего учебного заведения. Кроме того, студентам предоставляется возможность получить образование в различных странах, прослушивать интересующие их курсы. Все эти меры должны способствовать повышению мобильности работников и созданию единого рынка труда.

Корректными в Болонском процессе признаются две модели: 3 + 2 +3, либо 4 + 1 + 3, где цифры означают сроки (годы) обучения на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры соответственно [3].

Помимо унификации национальных образовательных систем создается единый международный образовательный стандарт в рамках концепции Глобальной системы образования. Наличие единого международного эталона в области образования, значительно упрощает процедуру признания и установления эквивалентности дипломов и ученых степеней в мировом научном сообществе, поскольку в этом случае отпадает необходимость устанавливать эквивалентность дипломов одной страны с дипломами всех других стран [2].

Механизм присвоения ученых степеней и званий, аттестация исследователей в западных университетах отличается в зависимости от страны, статуса университета, программ подготовки и обучения. Этот процесс имеет свою терминологию и номенклатуру.

В настоящее время реальная ситуация такова, что в разных странах, а иногда даже в пределах одной страны, квалификации, получаемые выпускниками вузов, с трудом поддаются сравнению. Так, например, бакалавр во Франции — степень, присваиваемая выпускникам полной средней школы и дающая право поступления в вузы. Аналогом же бакалавриата в современной Франции выступает licence — эквивалент российскому или английскому бакалавриату.

61

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

Бакалавр — (лат. Baccalaureus) в большинстве зарубежных стран ученая степень, приобретаемая студентами после освоения программы базового высшего образования в течение 4—6 лет. В Европейском Союзе, Канаде и США — 3—4 года, а на медицинских направлениях подготовки обычно от 5 до 6 лет. В Великобритании, например, степень бакалавра присуждается после 3—4-летних, а в области медицины и фармакологии — 5—6-летних специализированных программ на дневном отделении колледжа или университета, успешного окончания обучения и сдачи экзаменов. Наиболее распространенными степенями бакалавриата в Великобритании являются: бакалавр искусств (Bachelor of Arts (ВА), бакалавр бухгалтерского дела (Bachelor of Accountancy (BAcc)), бакалавр архитектуры (Bachelor of Architecture (BArch)), бакалавр инженерного дела (Bachelor of Engineering (BEng)), бакалавр наук (BSc)), бакалавр медицины (Bachelor of Medicine (МВ)), бакалавр права (Bachelor of Laws (LLB)), бакалавр в области образования (Bachelor of Education (BEd)) [8].

Кроме того, бакалавриат в Великобритании подразделяется на пять категорий. К наивысшей категории относится диплом первой степени (First class honors), обозначаемый (I). Вторая категория (Second class honors) также включает в себя две степени, соответственно, вторую высшую (2:i) и вторую низшую (2:ii). Диплом третей степени (third class honors) обозначается (Ш). Студенты, которым не удалось достигнуть никаких успехов, получают простой диплом об окончании (“ordinary degree” или “pass degree”) [9].

В Дании степень «бакалавра» присуждается после окончания трехлетней базовой университетской программы (180 кредитов ECTS), которая основывается на исследованиях, а также дает студентам широкую академическую базу и специализированные знания, вооружающие их теоретическими, практическими и аналитическими навыками. Датским студентам предоставляется право выбора бакалаврской программы — первая из них, ориентированная на академические профессии, изучается в течение двух лет (120 кредитов ECTS). Выпускники этого направления могут выполнять практические и профессионально-технические задачи на аналитической базе. Студенты, выбравшие профессиональную программу, предусматривающую теоретическую и практическую подготовку, изучают ее в течение 3—4 лет (240 кредитов ECTS). Изучение обеих программ завершается написанием и защитой дипломной работы.

В Швеции обладатели т. н. университетского диплома (Hogskoleexamen), получаемого после 2-х летнего обучения в университете, в течение 3— 3,5 лет осваивают программу «Kandidatexamen» — эквивалент общепринятого в Европе бакалавра.

В Норвегии обучение по программам бакалавриата рассчитано, как правило, на 3 года и предполагает изучение базовых и факультативных предметов по основной специальности и написание дипломной работы [5].

62

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

Выпускники зарубежных университетов, получившие степень бакалавра, имеют право работать по специальности и занимать должности, требующие высшего образования, а также продолжать образование в магистратуре. Большинство выпускников вузов в странах ЕС и Северной Америки после бакалавриата не продолжает обучение в магистратуре потому, что бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования. Высшее образование чаще всего продолжают студенты, которые планируют заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в вузе.

Магистр (от лат. Magister — глава, учитель) — академическая степень, квалификация, в некоторых странах ученая степень, присуждаемая студентам после окончания университета или приравниваемого к нему учебного заведения. Магистратура — ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. В основном она предназначается для тех, кто собирается получить дополнительную квалификацию, но не планирует связывать свою судьбу с серьезными занятиями наукой, а напротив — ориентирован на скорейшую возможность заняться практической деятельностью. В некоторых европейских университетах для ее получения необходимо сдавать экзамен, в других достаточно посещения занятий. Иногда требуется защитить «малую диссертацию» (thesis), соискатель которой должен показать умение разбираться в литературе и методах исследований, проблемах, стоящих перед данной наукой. За «диссертации» по гуманитарным специальностям присуждается степень «магистр искусств» (master of arts), за «диссертации» по техническим специальностям — «магистр наук» (master of sciences). В Японии степень «магистр» (shusi) присуждается по всем наукам.

В Великобритании, например, существуют две группы программ на степень магистра: первая ориентирована на исследовательскую деятельность (Research programmes) и вторая направлена на повышение профессионального уровня по одной из специализаций (Taught programmes). Овладение английскими студентами магистерскими исследовательскими программами осуществляется в два этапа: после 8—9 месяцев лекций и семинаров происходит сдача экзаменов. Затем студенты в течение 3—4 месяцев под руководством научного консультанта, принадлежащего к старшему преподавательскому составу, готовят самостоятельную научно-исследовательскую работу (дипломный проект). По результатам экзаменов и защиты диплома присуждается степень магистра-исследователя, которую часто называют «магистром философии» (М. Phil.).

В отличие от России, где программы бакалавриата и магистратуры часто рассматриваются как две части единого образовательного процесса, в Великобритании эти программы являются самостоятельными. Типичной является ситуация, когда выпускник бакалаврской программы принимает

63

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

решение о продолжении обучения на магистерском уровне после нескольких лет трудовой деятельности [8].

Диплом магистра и диплом бакалавра признается в большинстве стран мира зарубежными работодателями, а также он дает возможность перевода из вуза в вуз. В США и Западной Европе существуют разные степени магистра [10]:

Master of Arts, М.А. — магистр искусств, присуждается в гуманитарных областях знания;

Master of Science, M.Sc. — магистр наук, присуждается в точных и естественных науках;

Master of Business Administation, MBA — магистр делового администрирования;

Legum magister, LLM — магистр права;

Master of Public Administration, MPA — магистр государственного управления;

Master of Engineering, M.Eng. — магистр технических наук;

Master of Divinity, M.Div. — магистр Богословия.

В Швеции степень магистра (magisterxamen) присуждается студентам после 2-летнего обучения и защиты дипломной работы. Самостоятельное место в квалификационной системе Швеции занимают профессиональные степени и звания (Yrkesexamina), которые присуждаются и присваиваются по 50 специальностям. Работа в области юриспруденции, искусства, медицины, инженерии, сельского и лесного хозяйства, ветеринарии и других специальностей требует соответствующей регистрации и специального разрешения.

В Норвегии магистерские программы рассчитаны на 2 года и включают в себя углубленное изучение предметов по выбранной специальности и написание магистерской дипломной работы.

В структуре высшего образования ряда скандинавских стран (Норвегия, Исландия) до недавних пор присутствовала степень «кандидата наук» (лат. candidatus/candidate с добавлением названия науки), предшествующая степени «доктора». В настоящее время степень «кандидата наук», в связи с переходом на Болонский процесс, постепенно вытесняется PhD. В образовательной системе Бельгии и Нидерландов степень «кандидата» соответствовала значительно более низкому академическому уровню. Она присваивалась после прохождения первых двух или трех курсов вузовского образования, называемого «кандидатурой», и сдачи соответствующего экзамена. В ходе Болонского процесса дипломы кандидатов были упразднены.

В Дании еще сохраняется в структуре университетского образования вторая после бакалавра «кандидатская» (магистерская) степень, которая присуждается после суммарного пятилетнего, обучения (3 года бакалавриата + 2—2,5 года «кандидат»). Программа «кандидатской» степени осно-

64

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

вана на исследованиях и вооружает студента теоретическими знаниями, аналитическими и научными или художественными навыками, а также умениями применять их на практике. Курс предполагает подготовку диссертации или художественного проекта.

В Финляндии «кандидат» — первая ступень обучения в университетском секторе. Обучение на этой ступени осуществляется в течение 3 лет. Степень магистра в Финляндии является второй после степени «кандидата» и получение ее предусматривает 2 года обучения.

В настоящее время во многих европейских странах, в Америке и Канаде самая высокая академическая степень в системе высшего образования доктор философии (Ph.D — Doctor of Philosophy). В большинстве зарубежных стран наименование степени «доктор» не отражает детальной специализации: «доктор философии» означает присуждение этой степени философским факультетом, который, как правило, объединяет специалистов как гуманитарных, так и естественных наук. Данная степень не имеет прямого отношения к философии и присуждается во многих научных областях: помимо доктора философии на Западе существуют и другие степени того же ранга: доктор медицины, доктор права и доктор Богословия. Наличие четырех степеней того же ранга связано с тем, что в Средние века в университетах Было четыре факультета: философии, медицины, права и Богословия.

В университетах Великобритании и странах, традиционно применяющих британскую систему организации университетов, степень «доктор философии» присуждается гуманитариям (doctor of philosophy); для специалистов по естественным наукам принято обозначение «доктор наук» (doctor of sciences). Программы, целью которых является подготовка к получению высшей ученой степени — доктора философии, чаще всего имеют исследовательскую направленность, и на их освоение отводится два— три, а то и четыре года. Они называются «Research programmes» или «PhD programmes» и фактически эквивалентны программам российской аспирантуры. Соискатель докторской степени к концу периода обучения должен опубликовать полученные результаты в официальных отчетах и в научных или специализированных журналах и после опубликования материалов написать диссертацию. Помимо доктора философии, программы послевузовского образования могут вести в Великобритании к получению докторских степеней в определенных науках, например, доктора образования (doctor of education, EdD).

Во Франции и странах, использующих французскую систему высшего образования, характер университетских дипломов и ученых степеней связан с национальной спецификой, проявляющейся в особой структуре высшего образования, которое подразделяется на соответствующие циклы, отличающиеся своей продолжительностью: «короткий» (les formations coutes) и «длинный» (les formations longes). «Короткий» цикл длится, как

65

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

правило, два года и пользуется большой популярностью в обществе, так как дает возможность реального и быстрого трудоустройства. По завершении «короткого» цикла выпускники получают университетский технологический диплом (Diplome universitaire de technologie — DUT) или университетский диплом высшего технического образования (Diplome d’etudes universitaires scientifiques et techniques — DEUST). После этого образование может быть продолжено для приобретения дополнительной специальности. Обладателям дипломов выдается профессиональная лицензия (Licence professionelle) или национальный специализированный технологический диплом (DNTS). Возможен также переход студента на «длинный» цикл обучения.

«Длинный» цикл университетского образования во Франции — это обучение в университете на нескольких последовательных циклах, каждый из которых завершается получением отдельного государственного диплома. Этих циклов три. Первый цикл двухлетний, дающий базовую подготовку, завершается получением диплома об общем университетском образовании (DEUG). Этот диплом не имеет практической ценности на рынке труда, поэтому Большинство студентов продолжает обучение на следующих циклах.

На уровне второго цикла знания, приобретенные за предыдущие два года, совершенствуются и углубляются. После годичного обучения на втором цикле студент получает диплом лиценциата (licence) и еще через год — диплом специалиста — Master 1.

Обучение на третьем цикле в течение одного — двух лет (последипломное образование) предусматривает совершенствование знаний по специальности и научную работу. По результатам этого цикла выдается диплом магистра в области углубленного изучения исследовательской работы — Master-2 Recherche или диплом высшего специализированного образования Master-2 Professionnel.

Следующие три-четыре года занимает обучение в аспирантуре, в процессе которого студенты готовятся к написанию диссертации и получению докторской степени.

В Швеции присуждению ученой степени доктора предшествует лицензиат (Licenciatexamen), который присуждается соискателю после окончания аспирантуры при условии набора 80 кредитов за обучение и 40 кредитов за написание эссе или научной работы. Ученая степень доктора присуждается после набора 160 кредитов за обучение в аспирантуре и 80 кредитов за написание диссертации. Для получения докторской степени в Норвегии необходимо отучиться 3 года по программе Ph.D и защитить диссертацию по итогам проведения самостоятельных исследований.

Приобретение в западных странах ученой степени Ph.D. требует выполнения и соблюдения ряда правил и условий: наличия диплома о высшем образовании (магистерского); сдачи ряда устных и письменных эк-

66

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

заменов, подтверждающих соответствующий уровень знаний. В США, например, процесс достижения ученой степени доктора философии включает три основных этапа:

1. 3—4 летнее обучение в университете и получение степени бакалавра (B.Sc., B.A. — Bachelor of Science, Bachelor of Arts) на уровне undergraduate studies (предвыпускное обучение).

2. Двухлетнее обучение на уровне graduate studies (последипломное обучение) и получение степени магистра или мастера (M.Sc., M.A. — Master of Science, Master of Arts).

3. Получение степени Ph.D. предполагает, как минимум, трех-четы-рехлетнее обучение — два года курсов и два года самостоятельного научного исследования.

Пройдя эти испытания, в докторантуру попадают особенно одаренные американские студенты с хорошими результатами самостоятельных исследований и по рекомендации факультета. Американский аспирант первый год слушает лекции, второй год готовится к экзаменам, на третьем году проводит исследование, на четвертом году заканчивает его, подводит итоги и пишет диссертацию.

Обычно в зарубежных странах степень Ph.D присуждается после изучения трех-четырехлетних программ обучения в докторантуре и защиты оригинального диссертационного исследования. В Австрии, например, программа докторантуры требует, как минимум, двух лет обучения; в Испании для получения степени доктора требуется от трех до четырех лет обучения в докторантуре; в Норвегии в течение трех лет изучается программа PhD; в Дании степень доктора присуждается, как правило, по окончании трехлетнего курса обучения и исследований (180 кредитов ECTS) на базе степени Candidates. В ряде стран (Франция, Бельгия, Италия и др.) существуют аналогичные степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA), которые рассматриваются как составляющие систему подготовки профессионального, а не академического доктора. В этих странах присуждается степень «специального доктора» или «доктора исследований». Предполагается, что обладатель такой степени занимается, как правило, практической деятельностью, а не наукой, в связи с чем ее получение не требует выполнения самостоятельного научного исследования. Профессиональный докторат обычно не считается ученой степенью.

Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета: так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского Содружества — исследовательской. Ряд университетов Великобритании (в том числе Оксфорд и Кембридж) даже включает степень доктора медицины в высший докторат (приблизительный аналог

67

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

доктора наук в России), требующий существенного вклада в медицинскую науку.

В некоторых западных странах существует титул, который присуждается тому, кто уже является носителем докторской степени, и который может иногда приравниваться к ученой степени доктора наук в РФ. Так, в англо-саксонской академической системе (Великобритания и некоторые страны Содружества) следующая после доктора философии (Ph.D.) степень в естественных науках носит название доктор наук (Doctor of Science, D.Sc.); для исследователей, специализирующихся в области Филологии — доктор словесности (Doctor of Letters, D.Litt.), в области права — доктор права (Doctor of Laws, LLD). Присуждение этого титула осуществляется не по результатам защиты диссертации, а по сумме опубликованных работ и по общему вкладу в науку или даже по общественной и публицистической деятельности. В данном случае титул доктора наук является, прежде всего, почетным титулом, вручаемым после многолетних заслуг, а не по результатам направленной работы на получение ученой степени. Во многих странах специалисту в знак признания научных заслуг без прохождения курса обучения и без учета обязательных требований (по публикациям и защите), но достигшим Больших успехов в какой-либо области знаний, может быть присуждена почетная степень «доктор наук» (Honoris causa, сокр. h.c., Honor doctor или Honor degree). Такие специалисты привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира.

В современной континентальной европейской академической системе, в таких странах как Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Португалия, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия, Польша, Чехия, Болгария, Венгрия, Словакия и Словения, а также в некоторых азиатских странах, существует процедура «хабилитации» (Habilitation, от лат. Habilis — способный, пригодный), которая следует после присуждения докторской ученой степени. В определенном смысле эта степень, по ряду параметров, аналогична защите докторской диссертации в РФ, так как после прохождения «хабилитации» претенденту присваивается титул «хабилитирован-ного доктора» (doctor habilitatus, Dr.habil), который дает право на занятие профессорской должности в университете. Однако следует отметить, что титул «хабилитации» не является отдельной ученой степенью, но квалификацией, добавочной к докторской степени.

Основным этапом «хабилитации» является защита диссертации, подготовка которой предполагает выполнение научной работы значительно более высокого уровня, чем это требуется для исследования, после которого присуждают ученую степень доктора. В отличие от диссертации на ученую степень доктора данная диссертация выполняется самостоятельно, то есть не предполагает руководства более подготовленным ученым.

68

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

Процедура «хабилитации» проходит по-разному. В странах Западной Европы предметом рецензирования оппонентов является не только диссертационная работа, которая в России представляет собой рукопись, дублирующую так называемую докторскую монографию, а вся работа ученого в целом, включая научные публикации, которые оцениваются согласно принятой в стране пунктации, педагогическую деятельность (издание учебных пособий, разработку лекционных курсов) и организационную работу в сфере науки (участие в международных научных организациях, руководство научными проектами и др.).

В Польше, например, за последние десять лет ужесточились требования к публикациям. Поскольку все научные издания подлежат рецензированию, количество пунктов, получаемых автором за публикацию, зависит от рейтинга издания, в котором была опубликована работа. Рейтинг включает журналы, пунктированные Министерством науки и высшего образования. Кроме статей в журналах пунктируются также научные монографии и разделы в них, объемом не менее 1 п. л. Остальные научные публикации, в том числе опубликованные материалы конференций, не пунктируются. Советы факультетов, к юрисдикции которых относится проведение процедуры «хабилитации», не допускают к защите соискателей, научные публикации которых оцениваются ниже 120 пунктов [5].

«Хабилитация» существует также и в некоторых странах бывшего Советского Союза — Латвии, Литве, Молдавии и Эстонии. В этих странах после выхода из СССР была введена европейская градация ученых степеней. Вместе с тем, в них признаются степени и звания, полученные в

ссср.

В западной системе подготовки научных кадров, в отличие от России, диссертация на соискание ученой степени доктора философии является лишь одним из элементов выполнения программы подготовки к получению ученой степени, а в саму программу входит освоение значительного количества специальных курсов.

Что касается подготовки докторов философии, то далеко не во всех странах существуют систематизированные и структурированные, отвечающие единому стандарту качества докторские программы, что часто затрудняет сравнение степеней между собой. Кроме того, система послевузовского образования в различных странах отличается по степени централизованное™ ее управления. В некоторых странах, таких как Франция и Япония, образовательная система регулируется центральным правительством, а в США и Великобритании роль государства в управлении производством докторов крайне мала.

В США наиболее систематизированы докторские программы, хотя они децентрализованы и различаются от университета к университету. Исследовательские институты автономны и многочисленны, между ними на-

69

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

блюдается высокая конкуренция. Они производят около 20 тыс. докторов в год в области естественных и технических наук, что позволяет рационализировать академические программы и финансирование исследований, а также объединять различные источники финансирования и создавать условия для эффективного производства научного знания и докторов. Средства на исследовательскую деятельность привлекаются из различных Фондов: федеральных, военных или частных.

Япония производит наименьшее число докторов в год (в относительных величинах). Это отражает низкий статус фундаментальной науки в стране и низкий уровень государственного финансирования. Управление осуществляется централизованно, сверху вниз, и у университетов нет возможности реформировать докторские программы.

В Европе докторские программы менее систематизированы, чем в США и Японии, и отражают различное национальное наследие институтов. Французская система отличается фрагментарностью университетских исследовательских групп и дихотомией между университетами и элитными высшими школами (grandes ecoles). Проводившиеся в последнее время реформы послевузовского образования во Франции имели целью увеличение численности выпускаемых докторов.

В Германии не существует Большого различия между докторскими программами и другими программами углубленного обучения, и подготовка докторов наук остается относительно бессистемной [4]. Отборочный процесс, набор курсов и содержание программ не являются высокоструктурированными как в американской системе. В результате в Германии наблюдается излишняя «растянутость» процесса подготовки докторантов и их «старение» из-за необходимости защиты второй диссертации (Habilitation), дающей право на профессорскую должность. Более того, непрозрачные методы отбора претендентов и часто несистематическая подготовка докторантов Были причиной того, что карьерные пути докторов не были четко обозначены.

Усиливающаяся международная конкуренция, спрос на молодых ученых и преподавателей, вызванный заметным оттоком немецких ученых и преподавателей за рубеж, прежде всего в США, стала причиной переосмысления системы подготовки научно-педагогических кадров и внесения в ее функционирование существенных изменений. В качестве альтернативы традиционной подготовке молодых ученых в начале 2000-х годов по решению Научного Совета ФРГ, консультационного органа по вопросам развития высшего образования и науки, Конференции ректоров в различных вузах, университетах, международных колледжах и специальных центрах начали действовать различные проекты, предоставляющие выпускникам вузов альтернативные возможности трудоустройства и условия карьерного роста.

Упразднение требования обязательной защиты на должность «хабили-тированного доктора», введение для молодых ученых со степенью «докто-

70

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

ра» новой должности «младшего профессора» (Promotion), включенного в процесс преподавания, консультирования, ведения исследовательской деятельности, способствовали омоложению профессорско-преподавательского состава и сокращению срока подготовки научных кадров. После 6 лет работы в должности «младшего профессора» молодые специалисты получают возможность занять должность профессора, которая утверждается специальной аттестационной комиссией.

Характерной особенностью деятельности западных университетов является неразрывная связь учебного и научного процессов, установка на фундаментальность образования, обращение к основополагающим категориям соответствующих областей знания. «Болонский процесс» поощряет фундаментальность исследований и выдвигает тезис о преобразовании европейского образовательного пространства в общеевропейское образовательное и исследовательское пространство.

Финансирование обучения студентов по докторским программам в странах Запада во многом основано на системе грантов и различных фондов. Зачастую оно является многоканальным (используются средства государства, бизнеса, самих университетов). Так, в США многие студенты получают средства из исследовательских фондов, собранных вне университета, но управляемых университетом или индивидуальными исследовательскими группами. Эти фонды используются для создания мест ассистентов преподавателей и исследовательских должностей. Относительно в меньшем масштабе используются федеральные фонды. Распределение финансирования зависит от академической успеваемости студента.

Основным источником финансирования в Японии являются беспроцентные банковские ссуды. В последнее время правительство Японии разрабатывает систему финансирования подготовки научных кадров в высших учебных заведениях по образцу американской.

Финансирование студентов во Франции основано в большей своей части на различных грантах, предоставляемых государственными министерствами, и, в частности, министерством национального образования и исследований: от 85 до 95% студентов в области естественных и технических наук финансируется одним из таких учреждений. Кроме того, существуют гранты, предоставляемые такими крупными организациями, как DGA (General — Direktorate), СЕА (Nuclear Energy Centre), CES (Space Studies Centre), Франс Телеком и др. Эти гранты предоставляются определенному кругу лабораторий, с которыми у указанных организаций установлены хорошие партнерские отношения. В отличие от США финансирование студентов относительно независимо от их академической успеваемости. Система распределения грантов в большей степени административная или основана на долгосрочном партнерстве.

В Германии три четверти студентов работают в качестве младшего персонала в университетах, хотя условия работы сильно различают-

71

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

ся. Эти рабочие места финансируются частично федеральным и муниципальным правительствами (гранты), частично государственными и частными исследовательскими фондами (финансирование осуществляют выборочно по проектам, в которых студенты могут работать ассистентами). В последнем случае многое зависит от репутации профессора или руководителя: они часто ведут проекты, в которых участвуют университет и исследовательские институты, с одной стороны, и частный сектор — с другой. В результате студенты являются членами исследовательских групп, где их личная работа составляет лишь часть коллективного труда.

В Великобритании большая часть грантов распределяется по принципу индивидуальной академической успеваемости [11]. Остальных студентов финансируют государственные учреждения, а также сами университеты. Финансирование со стороны компаний незначительно. В результате около 75% студентов, полностью вовлеченных в процесс обучения по докторской программе, получают от государственных учреждений стипендии. Половина из них получает деньги от исследовательских советов, четверть — от университетов, министерств и муниципальных властей. Более половины студентов, частично занятых, финансируют сами себя. Лишь 23% имеют доступ к государственным грантам и 15% финансируется бизнесом. В Великобритании общая тенденция такова: расширяется государственное финансирование через исследовательские советы и университеты. Значительная доля студентов финансируется совместно бизнесом и университетами в рамках специальных программ.

Литература

1. Болонская декларация: Европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года // Вестн. Рос. филос. о-ва. — 2005. — № 1 (33). С. 74—77.

2. Реализация Болонского процесса в странах Tempus. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eacea.ec.europa.eu/tempus/tools/documents/bolog na%20implementation%20report_1005_ru.pdf

3. Даргын Ч.К., Захаров Н.В. От обучения к науке: о статусе кандидатских и

докторских диссертаций в российском и западном образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hdirassia.ra/382?searched=

%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2&highlight= ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1

4. Все об образовании и карьере в Германии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dw. de/темы-дня/учеба-и-каpьеpа/s-7935

5. Косинска А., Дмоховски Т. Интеграция Польши в Болонский процесс: плюсы и минусы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oms.kstu.ru/rus/ information/poland.htm

72

Унификация ученых степеней и званий в Европе: история и современность

6. Система трансфера европейских кредитов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/ects_en.htm.

7. Высшее образование в Норвегии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.norvegia.ru/studywork/study/higher/

8. Тарасова О.А. Система народного образования в Великобритании // Образование в современном мире: достижения и проблемы. Коллективная монография / Под ред. академика ГАН РАО Ю.С. Давыдова. — Москва-Пя-тигорск: РАО-ПГАУ, 2009.

9. Томас Т. Системы профессионального образования в Великобритании и в мире / Портал GAAP.rU — 24 ноября 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gaap. ru/articles/124081/

10. Международная стандартная классификация образования 2011, Институт статистики ЮНЕСКО, 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ifap.ru>pr/2012/nl20123a.pdf

11. UK Quality Code for Higher Education. — The Quality Assurance Agency for Higher Education, 2011.

73