Научная статья на тему 'Основные тенденции развития структуры и содержания высшего педагогического образования в Сирии (на современном этапе)'

Основные тенденции развития структуры и содержания высшего педагогического образования в Сирии (на современном этапе) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / STRUCTURE OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / CONTENT OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION / SYRIAN ARAB REPUBLIC / TRENDS IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Просюкова Ксения Олеговна

В статье представлен анализ состояния и динамического развития структуры высшего педагогического образования в Сирии в последние десятилетия, что позволяет автору утверждать: современный этап представляет собой эпоху глобального реформирования, происходит пересмотр существовавших ранее образовательных моделей и стандартов, а также совершенствование технологий обучения. Вместе с тем, нация стремится обогатить свой исторически наработанный потенциал, активно изучая инновационный опыт организации и содержания образования других стран, ориентируясь на создание системы непрерывного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major trends in development of structure and content of higher pedagogical education in Syria (at the present stage)

The undertaken analysis of a state and a dynamic development of the structure of higher pedagogical education in Syria during the recent decades allows the author to suggest that the modern stage is a period of global reforming, when the previous educational models and standards are being revised and educational technologies are improving. At the same time the Syrian nation strives to enrich its accumulated potential and to explore the innovative experience in organization and content of pedagogical education worldwide, to focus on development of the continuous pedagogical educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития структуры и содержания высшего педагогического образования в Сирии (на современном этапе)»

УДК 377.8 Просюкова Ксения Олеговна

соискатель лаборатории методологии и теории

профессионального образования

Института педагогики и психологии

профессионального образования

Российской академии образования,

ассистент кафедры иностранных языков

и межкультурной коммуникации

Института филологии и межкультурной коммуникации

Казанского (Приволжского) федерального

университета

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИРИИ (НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ)

Prosyukova Ksenia Olegovna

PhD applicant, Laboratory of Methodology and Theory of Vocational Education, Institute of Education Science and Psychology of Vocational Education, Russian Academy of Education Assistant, Subdepartment of Foreign Languages and Intercultural Communication, Institute of Linguistics and Intercultural Communication, Kazan (Volga region) Federal University

MAJOR TRENDS IN DEVELOPMENT OF STRUCTURE AND CONTENT OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN SYRIA (AT THE PRESENT STAGE)

Аннотация:

В статье представлен анализ состояния и динамического развития структуры высшего педагогического образования в Сирии в последние десятилетия, что позволяет автору утверждать: современный этап представляет собой эпоху глобального реформирования, происходит пересмотр существовавших ранее образовательных моделей и стандартов, а также совершенствование технологий обучения. Вместе с тем, нация стремится обогатить свой исторически наработанный потенциал, активно изучая инновационный опыт организации и содержания образования других стран, ориентируясь на создание системы непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова:

структура высшего педагогического образования, содержание высшего педагогического образования, педагогическое образование, Сирийская Арабская Республика, тенденции в образовании.

Summary:

The undertaken analysis of a state and a dynamic development of the structure of higher pedagogical education in Syria during the recent decades allows the author to suggest that the modern stage is a period of global reforming, when the previous educational models and standards are being revised and educational technologies are improving. At the same time the Syrian nation strives to enrich its accumulated potential and to explore the innovative experience in organization and content of pedagogical education worldwide, to focus on development of the continuous pedagogical educational paradigm.

Keywords:

structure of higher pedagogical education, content of higher pedagogical education, pedagogical education, Syrian Arab Republic, trends in education.

Обучение в сирийских университетах состоит из трех последовательных этапов. Первый этап - основной, на котором осуществляется общенаучная и общепрофессиональная подготовка, он завершается присуждением степени бакалавра и выдачей соответствующего диплома с указанием профиля обучения. Продолжительность обучения для специальностей педагогического профиля составляет четыре года [1, с. 7]. Уровень других документов об окончании высших учебных заведений определяется по отношению к диплому бакалавра. Так, эквивалентными диплому бакалавра признаны дипломы педагогических институтов, а также отдельных институтов педагогического профиля. Второй и третий этапы обучения в университетах относятся к последипломному образованию. Второй этап является этапом специализации и индивидуальной исследовательской работы, основное требование к длительности обучения - курс магистратуры должен длиться не менее двух лет после получения диплома бакалавра. Первый год, как правило, посвящен изучению теоретических дисциплин, второй - проведению практических исследований. Этап завершается присвоением степени магистра. Выпускники, имеющие степень бакалавра могут получить после одного года дополнительной подготовки диплом о специализации в определенной профессиональной области, что является промежуточным этапом [2].

Третий этап университетского образования - докторантура, продолжительностью не менее двух лет после завершения учебы в магистратуре, является углублением специализации. Результаты научных исследований, выполненных в период третьего этапа, оформляются в виде докторской диссертации и защищаются в специализированном ученом совете. Защита завершается присуждением степени доктора философии с указанием профиля подготовки.

Степень доктора может быть получена не ранее, чем через два года после присуждения степени магистра. Помимо факультетов образования высших учебных заведений подготовку преподавателей организуется также на базе высших институтов профессиональной подготовки, которые осуществляют подготовку учителей начального и среднего профиля [4].

Структура педагогических факультетов была инициирована министерством высшего образования и окончательно сформирована в 1997 г.: по окончании педагогического факультета выпускник получает право преподавания в начальных и средних общеобразовательных учреждениях. К преподавателям вузов предъявляется дополнительное требование: они должны иметь степень магистра и / или доктора наук [5].

Необходимо учитывать тот факт, что в соответствии с целями реформы образования 2000 г. университеты были призваны стать источником возрождения арабской культуры и формирования национальной идентичности [6]. На фоне интенсивного развития культуры и научных контактов с университетами и образовательными институтами других стран правительство обеспечивает независимость университетов.

Каждый университет имеет свой бюджет и управляется советом во главе с президентом университета. Имеется также Высший совет университетов во главе с министром высшего образования. В состав этого совета, кроме президентов университетов, входят известные общественные деятели и специалисты в различных областях, которые формируют политику университетского образования и научных исследований, координируют межуниверситетские программы, ежегодно определяют порядок приема абитуриентов в университеты.

В государственных образовательных институтах образование любого уровня предоставляется бесплатно [7].

Для целей проведения более глубокого анализа специфики процесса развития высшего педагогического образования, мы в первую очередь решили проанализировать деятельность четырех основных университетов. Табл. 1 содержит данные об общей численности студентов первых и последующих курсов. Представлены данные о каждом университете в отдельности, а также данные об общей численности студентов и абитуриентов вузов. Данные интересны с точки зрения процентного соотношения количества студентов педагогического профиля к количеству студентов других специальностей. За основу нами были собраны данные по терм основным факультетам, которые в рамках университетов ведут подготовку специалистов педагогического профиля

- факультетам образования (или педагогические факультетам), факультетам исламского образования (подготовка учителей и преподавателей курсов теологии, истории ислама, основ ислама и т. д., которые входят в программу обучения в начальной и средней школе) и факультетам физического образования (физического воспитания) (подготовка учителей и преподавателей физкультуры).

Таблица 1 - Численность студентов педагогического профиля (по состоянию на 2003 г.), чел.

Факультет Унив- тет* Общая численность студентов Зачисленные абитуриенты (1-й курс) Выпускники

Муж. пола Жен. пола Обоих полов Муж. пола Жен. пола Обоих полов Муж. пола Жен. пола Обоих полов

Образова- ние Д 1123 3302 4425 211 962 1173 136 165 301

А 562 1491 2053 215 649 864 31 39 70

Т 665 3736 4401 243 1463 1706 33 291 324

Б 336 1922 2258 68 498 566 12 153 165

Исламское образова- ние Д 4266 3337 7603 669 551 1220 379 263 642

Физическое образова- ние Т 495 160 655 66 28 94 79 47 126

Общая числен- ность Д 48853 43136 91989 8115 8658 16773 4584 4041 8625

А 32357 18564 50921 7389 5200 12589 2812 1612 4424

Т 14267 20581 34848 3646 4737 8373 1410 2014 3424

Б 11768 12433 23931 2248 2690 4938 1101 1043 2144

*Д - университет Дамаска, А - университет Алеппо, Т - университет Тишрин, Б - университет аль-Баас [8].

На базе представленных в таблице данных мы можем сделать следующие выводы:

- при сравнении численности студентов первого курса и студентов-выпускников становится очевидным, что прием на специальности педагогического профиля увеличился за 4 года в 1,52 раза. Принимая во внимание специфику финансирования государственных вузов в Сирии (образование в государственных вузах является бесплатным, а количество мест для поступления на ту или иную специальностью четко регламентируется Высшим советом при министерстве высшего образования, исходя из социального заказа государства), мы можем сделать вывод о признании недостатка специалистов педагогического профиля на государственном уровне;

- сравнивая численные показатели по четырем университетам, мы можем утверждать, что наиболее масштабная подготовка специалистов педагогического профиля ведется в университете Дамаска, где численность студентов (кроме студентов факультета физического образования) превышает показатели других университетов в 1,5-2 раза,

- интересным показателем при анализе системы высшего педагогического образования является гендерный аспект: из таблицы очевидно преобладание студентов женского пола. Эти данные, по нашему мнению, свидетельствуют об успешной реализации идеи равенства мужчин и женщин, озвученной во второй половине ХХ в.

Не менее интересным показателем для нас является определение потребности преподавательских кадров в соответствии с профилем обучения. Мы изучили данные, представленные в ежегодном отчете Министерства высшего образования (по состоянию на 2006 г.). Результат проведенного анализа дан ниже в табл. 2 [9].

Таблица 2 - Распределение потребности преподавательских кадров в соответствии

с направлением обучения

Специальность Потребность, %

Филологические специальности 17

Медицинские науки 17

Технические науки 19

Сельское хозяйство 15

Инженерные специальности 25

Экономика и менеджмент 7

Основываясь на данных, представленных в таблице, мы можем свидетельствовать наличие потребности подготовки преподавателей инженерных и технических дисциплин. Эта потребность отражает уровень общемирового дефицита преподавателей в сфере инженерии и технической отрасли, что, разумеется, связано с непрекращающимся инновационным развитием в сфере техники и технологии.

Как уже было упомянуто ранее, подготовка специалистов высшего профиля ведется не только в университетах, но и в высших институтах. Структура высших институтов весьма многочисленна. Примечательно то, что в каждом из институтов существует программа педагогической подготовки, что позволяет студентам получать дополнительную специальность с правом преподавания. Так, к примеру, студент Высшего института архитектуры, пройдя курс педагогической подготовки, получает диплом преподавателя архитектуры. Такая система позволяет добиться более качественной подготовки будущих преподавателей [10].

В ходе анализа структуры высшего профессионального образования мы задались вопросом, какая часть студентов, успешно окончивших первую ступень высшего образования и получивших степень бакалавра, продолжают образование в магистратуре и докторантуре. Мы сочли необходимым рассмотреть соотношение численности студентов, получивших степень бакалавра, по отношению к студентам магистратуры и докторантуры. Данный анализ мы провели на основе статистических данных, представленных министерством высшего образования по университету Дамаска [11] (табл. 3).

Таблица 3 - Численность студентов, получивших степень бакалавра, степень магистра

и степень доктора (ученая степень) в университете Дамаска

Фак-т Ун-т Академический год

1999-2000 | 2000-2001 | 2001-2002

Численность студентов, чел.

Б* М У Б М У Б М У

Образов-е Д 310 48 18 202 45 16 222 42 25

Исламское образ-е Д 41 - 15 46 22 15 47 20 19

*Б - степень бакалавра, М - степень магистра, У - ученая степень.

- 34 -

Как мы видим из представленной таблицы, в среднем от 6 до 10 % студентов педагогического профиля после получения степени бакалавра продолжают обучение в магистратуре и докторантуре.

Проведя анализ структуры высших учебных заведений, проблем функционирования и управления процессом, мы сделали следующие выводы в отношении современных тенденций развития высшего образования в Сирии:

- качественный пересмотр образовательных программ на предмет их соответствия общемировым стандартам с целью повышения конкурентоспособности системы высшего профессионального образования;

- создание системы, ориентированной на социальные нужды государства, с учетом статуса государства в контексте политической ситуации в мире;

- разработка модели непрерывного педагогического образования, где структура средних, высших и постуниверситетских образовательных педагогических учреждений является единой и неразделимой;

- повышение роли высшего педагогического образования в формировании человеческого капитала в целом: на современном этапе педагогическое образование рассматривается как одна из составляющих системы профессионального образования, тогда как более эффективной в сирийской действительности может стать разработка автономной системы педагогического образования при условии, что основной целью станет не создание обособленных автономных педагогических образовательных учреждений, а именно рост значимости педагогического образования в целом и, как следствие, предоставление самостоятельности в проведении исследований.

Ссылки:

1. Salha S. Higher Education Development in Syria from 1970 to 2000. [Б. м.], [б. г.]. С. 7-10.

2. Al-Amine A. Reform of general education in the Arab countries. [Б. м.], 2005. С. 98-113.

3. Просюкова К.О. Демократизация общества и влияние процесса на развитие педагогического образования в Сирии

(на современном этапе) // Международная научно-практическая конференция «ХХ международная конференция, посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук», г. Москва, 2014 г. М., 2014. С. 126.

4. UNESCO Regional Bureau for Education in the Arab States, UNESCO National Education Support Strategy (UNESS), The

Republic of Syria. Beirut, 2008.

5. Salha S. Higher Education Development in Syria from 1970 to 2000. [Б. м.], [б. г.]. С. 7-10.

6. Просюкова К.О. Диверсификация структуры и содержания среднего педагогического образования в Сирийской Арабской Республике // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10. С. 97.

7. National Report on the Development of Education in Syrian Arab Republic; International Conference on Education, the 48th Session. Geneva, 2008.

8. UNESCO Regional Bureau for Education in the Arab States, UNESCO National Education Support Strategy (UNESS), The Republic of Syria. Beirut, 2008.

9. National Report on the Development of Education in Syrian Arab Republic; International Conference on Education, the 48th Session. Geneva, 2008.

10. Youssef L. Massoud H.K. & Ayoubi R.M. (2009). Attempts confronting globalisation of higher education: The case of the Syrian National Standard Medical Test. IcErI 2009, Spain, Madrid, 16-18 November. Madrid, 2009.

11. Al-Amine A. Reform of general education in the Arab countries. [Б. м.], 2005. С. 98-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.