Научная статья на тему 'Профессионально-квалификационная структура отечественного образования в современном образовательном пространстве'

Профессионально-квалификационная структура отечественного образования в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олекс Ольга

Статья определяет «местоположение» профессионально-квалификационной структуры отечественного образования в современном образовательном пространстве на основе Областей образования и профессиональной подготовки (2013 г.) в рамках Международной стандартной классификации образования и отражает результаты сравнительного анализа соответствующих структур образования в Беларуси, России и Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines the place of professional qualification national education structure in modern educational environment on the basis of education areas and professional training (2013) in the frame of International standard classification of education and shows the results of comparative analysis (common and peculiar) of education structures in Belarus, Russia and Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Профессионально-квалификационная структура отечественного образования в современном образовательном пространстве»

Профессионально-квалификационная структура отечественного образования

в современном

образовательном пространстве

Резюме. Статья определяет «местоположение» профессионально-квалификационной структуры отечественного образования в современном образовательном пространстве на основе Областей образования и профессиональной подготовки (2013 г.) в рамках Международной стандартной классификации образования и отражает результаты сравнительного анализа соответствующих структур образования в Беларуси, России и Казахстане. Ключевые слова: профессионально-квалификационная структура образования, области образования и профессиональной подготовки, классификация образования.

Чтобы выявить тенденции дальнейшего развития профессионально-квалификационной структуры образования (ПКСО) в нашей стране, следует определить ее «местоположение» в современном образовательном пространстве, которое формируется совокупностью национальных образовательных систем. Наиболее эффективным средством сопоставления следует признать документ «Области образования и профессиональной подготовки», который в 2013 г. отделен от Международной стандартной классификации образования, но применяется вместе с МСКО 2011.

О международной классификации областей образования

МСКО является статистической основой для мониторинга развития образования во всех странах мира. Связь ПКСО с

МСКО 1997 была установлена на этапе разработки Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации» (далее - ОКСК). Однако в августе 2013 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО была утверждена иная классификация Областей образования и профессиональной подготовки, вопрос гармонизации стал вновь актуальным.

В настоящее время упомянутые области являются «сквозными классификационными переменными и поэтому не зависят друг от друга» [Материалы ЮНЕСКО 2013 г.]. Их классификация (далее -Международная классификация или МК), разработанная и принятая в 2013 г. в развитие МСКО 2011, представляет собой трехуровневую иерархию научных областей, направлений и специализаций, построенную

Ольга Олекс,

начальник Центра

непрерывного

профессионального

образования

Республиканского

института

высшей школы,

кандидат

педагогических наук, доцент

на основе «предметно-содержательного подхода». Современная версия МК (в сравнении с предыдущей) отражает три (ранее было два) уровня классификации и может быть использована на различных уровнях образования.

Отнесение национальной образовательной программы к той или иной научной области по МК определяется путем сравнения содержательного компонента; при этом ориентируются на специализацию (в терминах МК), которой отводится более 50% учебного времени. При расчетах времени обучения, согласно МСКО 2011, учитывают только аудиторные занятия, а самостоятельную работу сложно подсчитать.

Образовательная программа в соответствии с МСКО 2011 - «единый комплекс или последовательность образовательных мероприятий, спланированных и организованных для достижения заранее поставленных целей обучения или конкретных образовательных задач в течение непрерывного (продолжительного) периода времени» [Материалы ЮНЕСКО 2013 г.]. В нашей стране образовательная

Таблица 1. Сравнение классификационных группировок в МК и в ОКСК

программа - «совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования» [Кодекс Республики Беларусь об образовании, ст. 1]. Согласно МК, образовательных программ (далее - ОП) может быть много, они не имеют «жесткой» связи с уровнями, ступенями и видами образования. Законодательством нашей страны регламентировано содержание понятия ОП; их назначение и количество определяются уровнями (ступенями) основного и видами дополнительного образования, например ОП высшего образования I ступени. В международных рейтингах вузов одним из показателей развития является количество ОП (чем их больше - тем выше рейтинг вуза). Отечественные учреждения образования к такому показателю относят количество открытых ими специальностей, тем самым уравнивая понятия «ОП» и «специальность», стремясь к увеличению номенклатуры специальностей в ОКСК.

Отличается ли содержание понятия «квалификация» на международном уровне от содержания данного понятия, принятого в нашей стране? Квалификация по МСКО - это «официальное подтверждение, обычно документом, завершения образовательной програм-

мы или этапа программы» [Материалы ЮНЕСКО 2013 г.]. Квалификация согласно ОКСК - документально подтверждаемая «подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках специальности, направления специальности» [ОКСК, п. 3.14 раздела 3]. На международном уровне каждая квалификация соотносится с одним из вариантов диплома. Например, диплом бакалавра подтверждает квалификацию, соотносимую с 6-м уровнем образования по МСКО 2011 (всего 8). Варианты диплома в нашей стране соответствуют видам ОП, согласно законодательству. Содержание понятия «квалификация» в Республике Беларусь соотносится, в первую очередь, с практикой его применения. Присвоенная квалификация свидетельствует о возможности применения приобретенных знаний, навыков и компетентности в конкретном виде профессиональной деятельности, как правило, без сертификата соответствия. Общепринято на территории нашей страны: «квалификация» отражает единство содержания образования и содержания труда. Однако в процессе развития национальной системы (рамки) квалификаций (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 г. №34) проявляется тенденция к присвоению квалификаций вне системы образования: диплом

Области образования и профессиональной Профессионально- квалификационная

Уровень подготовки в МСКО (МК) структура образования в ОКСК

классификации Классификационная Количество Классификационная Количество

группировка группировок группировка группировок

1-й уровень (наивысший) Научная область 10 (за исключением «00 Общие программы и квалификации») Профиль образования 15

2-й уровень Направление 29 Направление образования 65

3-й уровень Специализация 80 Группы специальностей 232

не будет гарантировать его обладателю возможность трудоустройства. Возрастающая номенклатура специальностей вызывает затруднения при планировании и распределении бюджетных средств на подготовку кадров. Наступило время проанализировать состояние ПКСО и определить пути ее дальнейшего развития.

Сравнительный анализ отечественной ПКСО и Международной классификации

В Международной классификации на 1-м (самом высоком) уровне располагаются «научные области», в отечественной ПКСО - профили образования. На 2-м уровне в МК находятся «направления», в ПКСО - направления образования. Категории «научная область» и «направление» в МК определяются в большей степени общностью теоретического знания и целей обучения и в меньшей степени - предметом изучения. В МК 3-й уровень представлен «специализациями», которые дифференцируются главным образом на основе методов и средств, инструментов и оборудования; их невозможно приравнять к специализациям специальностей высшего или среднего специального образования в нашей стране. На 3-м уровне в ПКСО - группы специальностей. Четкой формулировки терминов «научная область», «направление», «специализация» в МК не представлено [Материалы ЮНЕСКО 2013 г.].

Чем выше уровень классификации, тем шире область деятельности. Сходство и отличие на современном этапе международной и отечественной классификаций представлены в табл. 1.

Современная Международная классификация несколько отличается от ранее принятой

версии Областей образования в МСКО 2011. Область образования «3 Социальные науки, бизнес и право» разделена в МК на научные области «03 Социальные науки, журналистика и информация» и «04 Бизнес, управление и право»; область образования «4 Наука» - на научные области «05 Естественные науки, математика и статистика» и «06 Информационно-коммуникационные технологии». Областей образования в МК с 2013 г. стало на две больше, было 8.

Количество профилей и направлений образования, а также групп специальностей в ОКСК значительно превышает количество научных областей, направлений и специализаций в МК (табл. 1). Кроме того, ПКСО Беларуси отличается от МК наличием четвертого уровня классификации (специальностей). Результаты сравнения профилей (областей) образования в странах Таможенного союза (Беларуси, России, Казахстане) на основе МК представлены в табл. 2.

Для определения степени соответствия отечественной ПКСО и МК рассмотрим документы [ОКСК и Материалы ЮНЕСКО 2013 г.] на трех уровнях классификации. Судя по специализациям в МК, к научной области «01 Образование» относятся все ОП, нацеленные на подготовку педагогических кадров, в том числе для системы профессионального обучения. Целесообразность объединения профилей образования в ОКСК «С» и по аналогии с научной областью «02 Искусство и гуманитарные науки» в МК не очевидна. Возникает сомнение в необходимости деления профиля образования в ОКСК «Е» на два профиля по аналогии с двумя научными областями в МК - «03» и «04», соответствующими профилю «Е». Уместно рассмотреть вопрос объединения в ОКСК профилей образования и «Н» в соответствии с научной областью в МК «05 Естественные науки, математика и статистика». Наибольшую проблему вызывает выделение в МК научной области «06 Ин-

формационно-коммуника-ционные технологии (ИКТ)». Соответствующее содержание ОП можно обнаружить в пяти профилях образования ОКСК, но наибольшее количество специальностей, нацеленных на изучение ИКТ, расположено в профилях «I» и Целесообразно изучить возможность интеграции двух профилей образования в ОКСК - «I Техника и технологии» и Архитектура и строительство», сопоставляя содержание отечественных ОП этих профилей с содержанием направлений научной области «07» в МК. Структура и содержание научной области «08» в МК в основном соответствуют профилю образования в ОКСК «К Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство». Научная область в МК «09 Здравоохранение и социальное обеспечение» соответствует двум профилям образования в ОКСК - «Ь» и «М». Спорным представляется включение в научную область «10 Службы» (согласно МК) таких направлений, как «102 Гигиена и охрана

Таблица 2.

Сравнение

профилей

(областей)

образования

в странах

Таможенного

союза на основе

Международной

классификации

(областей

образования

и профессиональной

подготовки

МСКО 2013)

Научные области согласно Международной классификации Профили образования в Беларуси Области образования в России Профили образования в Казахстане

01 Образование А Педагогика В Педагогика. Профессиональное образование 6 Образование и педагогические науки 1 Образование

02 Искусство и гуманитарные науки С Искусство и дизайн Р Гуманитарные науки 8 Искусство и культура 7 Гуманитарные науки 4 Искусство 2 Гуманитарные науки

03 Социальные науки, журналистика и информация Е Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства 5 Науки об обществе 5 Социальные науки, экономика и бизнес 3 Право

04 Бизнес, управление и право

05 Естественные науки, математика и статистика О Естественные науки Н Экологические науки 1 Математические и естественные науки 6 Естественные науки

06 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) I Техника и технологии J Архитектура и строительство 2 Инженерное дело, технологии и технические науки 7 Технические науки и технологии

07 Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли

08 Сельское, лесное, рыболовное хозяйство и ветеринария К Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство 4 Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки 8 Сельскохозяйственные науки 12 Ветеринария

09 Здравоохранение и социальное обеспечение 1. Здравоохранение М Социальная защита 3 Здравоохранение и медицинские науки 11 Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)

10 Службы N Физическая культура, туризм и гостеприимство О Общественное питание и бытовое обслуживание Р Службы безопасности 9 Оборона и безопасность государства. Военные науки 9 Услуги 10 Военное дело и безопасность

труда на производстве», «103 Службы безопасности», наряду с направлением «101 Сфера обслуживания», содержащим ОП в областях спорта, туризма и др. Соответственно в ОКСК профили образования «№>, «Р» и другие выделены в качестве отдельных группировок, при этом ОП в области гигиены и охраны труда размещены в профиле образования «I».

Таким образом, 15 профилей образования в ПКСО и 10 областей образования в МК в целом совпадают, но структура образования согласно ОКСК включает большее количество элементов классификации: отечественное образование более дифференцировано. И в отечественной, и в международной структуре применяются сквозные классификационные группировки, вне зависимости от уровней, ступеней и видов образования. В результате введения в действие Областей образования и профессиональной подготовки в 2013 г. появилось принципиальное отличие ПКСО от МК: отсутствие отечественного аналога научной области «06 ИКТ». Существуют и другие, менее значимые «разногласия» двух классификаций, легко устраняемые при необходимости.

Сравнение отечественной ПКСО и структуры образования в Российской Федерации на основе Международной классификации

В российском законодательстве понятие «ОП» связано не только с уровнями, но и с направленностью образования. Россия с 2009 г. перешла на укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки, которые образованы вследствие отнесения ОП к определенной профессиональной области, единые для всех уровней образования.

В Беларуси единые классификационные группировки были созданы значительно раньше и внедрены в 2002-2003 учебном году [ОКСК]. В настоящее время (приказ Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 г. №1059) в России на одну область образования меньше, чем в МК.

Структуры образования в Беларуси и России (относительно МК) обладают общими характеристиками:

■ отсутствует аналог научной области «06 ИКТ», соответствующие ОП включены в иные области (профили) образования;

■ научная область «02» (согласно МК) представлена двумя областями (профилями) образования - «Искусство»

и «Гуманитарные науки» в Беларуси и России; при этом ОП по содержанию совпадают, но несколько отличаются по наименованиям - «Искусство и культура» в России, «Искусство и дизайн» в Беларуси;

■ совпадают ОП, включенные в область образования «Науки об обществе» (Россия) и в профиль образования «Е» (Беларусь);

■ выделены в отдельную область (профиль) образования ОП, нацеленные на кадровое обеспечение служб безопасности, не объединены с ОП сферы бытового обслуживания, питания, туризма, гостеприимства (согласно МК).

Следует отметить и такие характеристики структуры образования в России, которые гармонизируют ее с МК, но отличают от ПКСО в Беларуси. ОП экологических наук включены в область естественных и математических наук; архитектуры и строительства - в сферу инженерного дела, технологий и технических наук; социальной защиты - в здравоохранение и медицинские науки; профессионального образова-

ния - в область образования и педагогических наук.

В России отсутствует «начальное профессиональное образование» как уровень образования при наличии профессионально-технического образования в Беларуси. Среднее профессиональное образование представлено двумя направлениями подготовки и, соответственно, двумя перечнями -перечнем профессий и перечнем специальностей (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 г. №1199). Первое направление подготовки нацелено на получение профессий рабочих, второе - на присвоение квалификации среднего профессионального уровня: специалист, техник, бухгалтер, финансист, юрист, редактор, менеджер и др. Отдельные квалификации (менеджер, редактор и др.) присваиваются в России на уровне среднего профессионального образования, в Беларуси - по результатам освоения содержания ОП высшего образования I ступени, при этом 11 специальностей открыто в системе среднего специального образования для подготовки квалифицированных рабочих. Вопрос возможного объединения двух уровней образования -профессионально-технического и среднего специального -становится актуальным, так как соответствующие ОП в МСКО 2011 отнесены к уровню общего образования.

Высшее образование в России представлено бакалавриатом, магистратурой, специ-алитетом, подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре, в адъюнктуре, по программам ординатуры и ассистентуры-стажировки (приказ Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 г. №1061). Существенно отличаются квалификации, присваиваемые в России:

Анализ ЩЩ

■ по завершении бакалавриата - «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр» (в Беларуси бакалавриат отсутствует);

■ по завершении магистратуры - «магистр» (в Беларуси -магистр ...наук или магистр ... конкретной области);

■ по завершении аспирантуры и адъюнктуры - «исследователь, преподаватель-исследователь» (в Беларуси аналогичная исследовательская квалификация присваивается в системе послевузовского образования);

■ по завершении ординатуры - квалификации врачей-специалистов - «врач-акушер-гинеколог», «врач-радиолог» и др. (в Беларуси соответствующие ОП клинической ординатуры функционируют на основе законодательства о здравоохранении);

■ по завершении ассистентуры-стажировки имеет место сочетание таких квалификаций, как «архитектор, преподаватель высшей школы» или «дирижер высшей квалификации, преподаватель творческих дисциплин» (в Беларуси нет подобных ОП).

По завершении специалите-та в России присваиваются квалификации: «преподаватель», «химик», «инженер», «врач общей практики», «провизор», «психолог», «артист» и др. В России не присваиваются квалификации в области экономики и менеджмента (соответствующие ОП реализуются только по специальностям бакалавриата и магистратуры). Специалитет в России не относится к I ступени высшего образования; высшее образование в Беларуси представлено I ступенью, которая близка к специалитету, и II ступенью - магистратурой.

Таким образом, результаты сравнения отдельных областей (профилей) образования по-

казывают, что в нашей стране значительно больше классификационных группировок относительно МК и современной структуры образования в России; не в полной мере совпадают уровни (ступени) образования двух стран. В поиске конкретных решений целесообразно сопоставить структуру образования стран Таможенного союза (табл. 2).

Сравнение отечественной ПКСО и структуры образования в Республике Казахстан на основе Международной классификации

В Казахстане отказались от уровня профессионально-технического образования, согласно МСКО 2011, ОП «технического и профессионального образования» отнесены к уровню «среднее образование» вместе с ОП «общего среднего образования». Уровень «по-слесреднее образование» в РК соответствует уровню среднего специального образования в нашей стране и уровню среднего профессионального образования в РФ. Таким образом, в пределах Таможенного союза уровень профессионально-технического образования сохранился только в Беларуси. В нашей стране остается без особых изменений в последние 10 лет номенклатура специальностей профессионально-технического образования (105) и незначительно меняется номенклатура профессий рабочих в рамках этих специальностей, сроки обучения пока не снижаются. Российский вариант, когда подготовка рабочих осуществляется не по специальностям, а в соответствии с перечнем профессий, представляется более эффективным для реализации потребностей работодателей.

Разработан и применяется Классификатор специальностей высшего и послевузовского

образования Республики Казахстан. Высшее образование представлено в основном двумя блоками:

■ «специальности бакалавриата» (всего 176 в рамках 12 «всеобщих профилей организаций образования»);

■ «специальности высшего специального образования» (специалитета), к ним относятся специальности военного и медицинского назначения.

По результатам освоения ОП бакалавриата выпускникам присваивается квалификация и (или) академическая степень «бакалавр». Магистратура (180 специальностей) отнесена к послевузовскому уровню образования. Подготовка «научных, педагогических и управленческих кадров» - магистров в Казахстане осуществляется (только в очной форме) по двум направлениям: «профильная магистратура» (срок обучения -не менее 1 года) и «научная и педагогическая магистратура» (срок обучения - 2 года).

Выпускникам, завершившим обучение в магистратуре, присваивается академическая степень «магистр» по специальности. В Казахстане, как и в Беларуси, существуют два типа ОП для подготовки магистров. Кроме того, послевузовское образование в РК представлено специальностями докторантуры (их 179 и 12 групп специальностей): осуществляется подготовка докторов философии (PhD) и докторов по профилю на базе учебных программ магистратуры со сроком обучения не менее 3 лет. Что касается профилей образования в Казахстане и Беларуси, то они имеют много общего на основе МК.

Тем не менее в структурах высшего образования стран Таможенного союза выявляется ряд особенностей (табл. 2). В Казахстане высшее обра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зование представлено одной ступенью, но по наименованиям областей (профилей) оно, в основном, гармонизировано с МК. В ряде стран, входящих в иные союзы и сообщества, также наблюдается наличие бакалавриата, магистратуры и специалитета как совокупности ОП, неделимых на II ступени высшего образования.

Дальнейшее развитие ПКСО было бы целесообразно осуществлять на основе политических и экономических соглашений стран-партнеров, так как особенности национальных систем образования в ряде случаев носят субъективный характер. Представляется возможным создание ПКСО Таможенного союза на основе МК.

В процессе анализа научно-технического уровня ПКСО в Республике Беларусь, выполняемого с ориентацией на международную классификацию областей образования, необходимо оценивать последствия любых изменений данной структуры не только в пределах национальной системы образования, но и международного образовательного пространства. Вместе с тем представляется целесообразным уменьшение количества классификационных группировок с опорой на Области образования и профессиональной подготовки (2013) и МСКО 2011, а также с учетом структур образования стран Таможенного союза. С целью формирования предложений по дальнейшему развитию ПКСО в нашей стране следует проанализировать взаимосвязь структуры образования и классификации видов экономической деятельности. Этому вопросу будет посвящена завершающая статья данного цикла публикаций.

Факторы

коммерческого успеха

Стремление наладить устойчивые контакты с реальным сектором наделяет современные университеты функциями активных двигателей экономического роста. Ключевым звеном коммерциализации новых знаний становится трансфер технологий - наиболее эффективный инструмент коммерциализации научных продуктов в практику. На счету Центра трансфера технологий Санкт-Петербургского Университета ИТМО немало успешных практик и в то же время узких мест, которые постоянно приходится преодолевать. Директор центра, кандидат физико-математических наук, координатор направления «наноэлектроника» Северо-Западного центра трансфера технологий Сергей Мельченко рассказывает об опыте работы на этом поле и делится секретами, как оптимально объединить усилия науки и бизнеса для достижения коммерческого успеха.

Трансформация знаний в новый продукт и затем его трансфер в производственные процессы должны быть прописаны в определенных нормативно-правовых актах, которые облегчают передачу знаний в промышленность и сводят к минимуму трансакционные издержки этой передачи. Российская законодательная база вполне достаточна для обеспечения процесса трансфера технологий. Например, решен один из важнейших вопросов коммерциализации интеллектуальной собственности - установление ее правообладателя. Этот момент достаточно четко прописан в части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. В настоящее время университеты имеют право оформлять научные продукты, созданные на бюджетные средства, на себя, если иное не предусмотрено в соответствующем государственном контракте. А для ученого - физического лица - установлено правило о том, что инновация принадлежит работодателю, если она выполнена в рамках служебного задания. При этом разработчик является субъектом авторского права. Что касается передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, то существуют такие формы, как внесение их в уставный капитал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.