Научная статья на тему 'Тенденции развития национально-региональных образовательных пространств государств-участников СНГ'

Тенденции развития национально-региональных образовательных пространств государств-участников СНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ОБРАЗОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ / EDUCATION / REGIONAL AND EDUCATIONAL SYSTEMS / EDUCATION IN CIS MEMBER STATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Монахова Лира Юльевна

В статье определяются тенденции развития национально-региональных образовательных систем на основе обзора общих принципов и особенностей систем образования некоторых государств-участников СНГI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the trends of development of national-regional educational systems are determined on the basis of the review of general principles and features of education systems of some CIS member states

Текст научной работы на тему «Тенденции развития национально-региональных образовательных пространств государств-участников СНГ»

Образовательные среды, системы и технологии

А.Е. Марон Л.Ю. Монахова

(Санкт-Петербург)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

DEVELOPMENT TRENDS OF NATIONAL-REGIONAL EDUCATIONAL

SPACES OF CIS MEMBER STATES

В статье определяются тенденции развития национально-региональных образовательных систем на основе обзора общих принципов и особенностей систем образования некоторых государств-участников СНГ

Ключевые слова: образование, регионально-образовательные системы, образование в государствах-участниках СНГ

In the article the trends of development of national-regional educational systems are determined on the basis of the review of general principles and features of education systems of some CIS member states Key words: education, regional and educational systems, education in CIS member states

Образование - многофакторное и многоаспектное общественное явление. Обычно его связывают с передачей, усвоением и применением знаний как социальных практик. В качестве одной из государственных функций выступает функция развития культуры, науки и образования, которая выражается через их государственную поддержку; сохранение историко-культурного наследия как материального, так и духовного; признание идеологического многообразия и обеспечение свободы творчества; охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования; выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и др. [1].

Для реализации этих функций уже недостаточно рамок одного государства, современная геополитическая обстановка и разрушение границ информационного пространства отдельных стран вызывают необходимость межгосударственного сотрудничества в области образования для решения проблем выживания цивилизации в целом. Стратегической точной роста в XXI веке становится сфера образования, именно опережающее развитие образования формирует

инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический прорыв [2].

Можно утверждать, что в рамках бывшего СССР все составляющие Союз Республики были объединены в единую образовательную систему, регулируемую государством. Это единство обеспечивается общим культурным и историческим наследием и поддерживается Межпарламентской Ассамблеей (МПА] Государств-участников Содружества Независимых государств.

Что же объединяет образовательные системы разных государств-участников СНГ в образовательное пространство? Во-первых, межнациональная коммуникация в рамках единого образовательного пространства осуществляется на русском языке, во-вторых, на общих принципах построения образовательных пространств. Перечислим основные из них: опора на фундаментальную научную составляющую содержания образования; сочетание общечеловеческих ценностей с национально-культурной народной базой; ориентация на преемственность, последовательность и непрерывность; единство духовно-нравственного и физического воспитания нации; поощрение талантов и личных дости-

жений обучающихся; обязательность базового минимального уровня образования [4].

Общим направлением для государств-участников СНГ стала необходимость возрождения профессионального образования, способного удовлетворить запросы экономики и промышленности в квалифицированной рабочей силе. С этой целью актуальной становится оптимизация и реструктуризация системы начального и среднего профессионального образования на всем пространстве СНГ.

Непрерывная система образования стран СНГ также оказывается включенной в образовательное пространство и выстроена по следующему сценарию: в колледжах начального профессионального образования; в средне-специализированных колледжах; в вузах; в аспирантуре и докторантуре; на курсах повышения квалификации и переподготовки.

Рассмотрим особенности национально-региональных систем, лежащих в основе развития образовательных пространств государств-участников СНГ.

Так, система образования, функционирующая в республике Беларусь, считается национальным предметом гордости. Правительству этой страны удалось найти эффективную стратегию поддержки и развития этого важного направления государственной деятельности. Результаты не заставили себя ждать: Беларусь достигла практически стопроцентного уровня грамотности взрослого населения, а 98% работающего населения имеют среднее или высшее профессиональное образование. Большое внимание правительство республики уделяет качеству выпускаемых учебных и методических пособий, а также технологическому оснащению учебных организаций. Развитие образовательной системы Беларуси продолжается в следующих приоритетных направлениях:

- создание равных условий для доступа к образованию;

- разработка мер по повышению качества обучения;

- организация повышения квалификации преподавателей всех уровней образования - от дошкольного до послевузовского;

- интеграция национальной системы образования с мировой системой;

- увеличение финансирования отрасли образования.

- Высшее профессиональное образование в Беларуси осуществляется в следующей структурной организации:

- классические университеты, в которых осуществляется подготовка научных работников, способных проводить научно-исследовательские работы по различным направлениям;

- профильные университеты, осуществляющие подготовку по одному, чаще по двум актуальным для экономики страны направлениям;

- институты, в которых готовят специалистов узкого профиля, готовых функционировать в определенных областях производства;

- высшие колледжи, выпускники которых получают степень бакалавра.

Наряду с традиционными очной и заочной формами обучения в стране практикуется и дистанционное образование. Причем наряду с государственными учебными организациями в Беларуси существуют и частные образовательные учреждения, однако государство строго контролирует их деятельность [5].

В Узбекистане гарантируется бесплатное среднее образование, которое может продолжаться 12 лет, причем последние три года обучения учащийся выбирает направление дальнейшей подготовки: профессионально-техническое или академическое. После обязательного девятилетнего общего среднего образования молодой человек может продолжить бесплатное обучение в профессиональном колледже или в академическом лицее.

Получить высшее образование в Узбекистане можно:

- в Университете, предлагающем образовательные программы по широкому спектру научной и профессиональной деятельности, осуществляющем послевузовские программы повышения квалификации и переподготовки;

- в Академии, реализующей программы высшего и постинститутского образования по отдельным отраслям знаний, уровням и направлениям;

- в Институте, функционирующем в поле реализации учебных программ высшего образования и послевузовской подго-

Образовательные среды, системы и технологии

товки по определенным узконаправленным отраслям знания.

Во всех этих образовательных организациях кроме собственно функции обучения реализуются и функции научной, экономической, технической, культурной и просветительской деятельности.

В Узбекистане распространена двухступенчатая система высшего образования: бакалавриат - с четырехлетним обучением, дающим основные и фундаментальные знания и умения по разным гуманитарным и техническим направлениям; магистратура - с двухлетним обучением по выбранной специальности [6].

В Республике Казахстан после выбора самостоятельного пути развития, как показали проведенные ЮНЕСКО исследования, наблюдалась устойчивая тенденция к снижению качества образования. Система образования в Республике не ориентировалась на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, к формированию у них профессиональных знаний и умений. В результате констатировалось, что лишь 30% выпускников осознанно выбирали вид профессиональной деятельности. Кроме того, в Республике отсутствовала система государственной организации дошкольного образования, что негативно отразилось на подготовленности детей к школе

[7].

Начиная с 1999 года, когда правительством Республики была разработана стратегия экономического развития, положение с образованием существенно улучшилось. Предпринятая реформа ориентирована на улучшение качества обучения в соответствии с потребностями государства, а также на внедрение положительного опыта зарубежных стран. Новый Закон об образовании ориентирован на реализацию Международных стандартов классификации образования, рекомендованных ЮНЕСКО. В целях обеспечения принципа непрерывности и преемственности в образовании были введены четыре уровня обучения: дошкольное, среднее, высшее и послевузовское.

К 2020 году в Республике планируется переход на двенадцатилетнюю систему обучения, принятую в большинстве высокоразвитых стран, и введение двенадцатибалльной системы оценивания знаний.

Высшее и послевузовское образование в Казахстане после реформирования представ-

лено следующей структурой: четырехлетнее высшее базовое обучение (бакалавриат]; двухлетнее высшее специальное образование (магистратура); докторантура. Характерной чертой высшего образования в Республике является преобладание частных вузов, хотя больше половины студентов обучается в государственных организациях.

В России система непрерывного образования реализуется через следующие пять ступеней:

- дошкольное обучение (ясли, детские сады, центры раннего детского развития, прогимназии];

- общеобразовательные организации (школы, лицеи, гимназии], реализующие начальное, основное и среднее образование;

- среднее профессиональное образование (училища, техникумы, лицеи, колледжи];

- высшее образование (университеты, институты, академии];

- послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры].

Образовательные организации, реализующие образовательные программы, могут быть государственными (регионального и федерального устройства], муниципальными или частными.

Федеральные государственные образовательные стандарты, реализуемые в педагогической системе РФ, охватывают более 70% образовательных программ, остальные 30% составляют национально-региональный компонент.

Кратко описать образовательную систему, принятую в современной России, сложно. Она не укладывается в основополагающий документ - «Закон об образовании», поэтому возникает необходимость в объемных нормативных регламентах, практически ежедневно появляющихся из-под пера чиновников. Нормативно-правовая база системы образования РФ, кроме упомянутого выше Закона, определяется: Конституцией РФ; Целевой программой развития образования; Федеральными законами - «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования»; Приказами Минобрнауки -«О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы»; Примерными положениями об организации учебного процесса; Концепцией модернизации систе-

мы образования в России; О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования; Типовыми положениями о дополнительном обучении и др. Этот неполный список следует еще пополнить законами, постановлениями, указами и распоряжениями, касающимися каждого отдельного вида и формы образования.

Последовательность проведения политики государства в области образования призваны мониторить все уровни власти - от центральных, вневедомственных, республиканских, автономно-областных, автономно-окружных и т.д. до муниципальных [8].

Начиная с 2012 года группа Пирсон публикует разработанный ею на основе метрик PISA, TIMSS и PIRLS индекс, характеризующий уровень грамотности и количество выпускников по различным странам, вы-

страивая рейтинг лучших систем образования в мире. По результатам 2016 года http://hvylya.net/ analytics / culture / 20-luch-shih-sistem-obrazo vaniya-v-mire.html Россия занимает 13 место, поднявшись в рейтинге на семь позиций по сравнению с 2012 годом. Традиционно первые места занимают страны Восточной Азии: Южная Корея (1], далее следуют Япония (2], Сингапур (3] и Гонконг (4]. При этом США отведено 14 место в рейтинге. Лучшие позиции по сравнению с Россией занимают Польша (10] и Германия (12]. В двадцатку лучших не вошла ни одна из стран СНГ (кроме России].

В отчете группы Пирсон отмечено, что Россия имеет резервы для улучшения позиций, если обратит внимание на развитие дошкольного и начального образования [9].

Литература

1. Понятие функций государства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/funkcii-gosudarstva.html

2. Пушкин А. И. Образовательная функция современного Российского государства: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Н. Новгород, 2002.

3. Официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи (МПА) Государств-участников Содружества Независимых государств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iacis.ru/

4. Образование в странах бывшего СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edunews.rU/education-abroad/Europe/obrazovanie-sssr-sng.html#l1

5. Белорусская система образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ / edunews.ru/ education-abroad/ sistema-obrazovaniya/v-respublike-Belarus.html

6. Образование в Узбекистане [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/Uzbekistan.html

7. Система образования в республике Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-Kazahstane. html

8. Отличительные особенности российской системы образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-Rossii.html

9. Best Education Systems In The World - Режим доступа: http:/ //edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-Kazahstane.html

http://www.mbctimes.com/english/20-best-education-systems-world

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.