Научная статья на тему 'О совершенствовании качества образования в странах постсоветского пространства (на примере Армении)'

О совершенствовании качества образования в странах постсоветского пространства (на примере Армении) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
951
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / АРМЕНИЯ / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS) / POST-SOVIET SPACE / EDUCATIONAL REFORM / QUALITY OF EDUCATION / BOLOGNA PROCESS / EDUCATION SYSTEM / ARMENIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мариносян Тигран Эмильевич

Эффективная модернизация систем образования стран Содружества независимых государств предполагает изучение отечественного и зарубежного опыта реформирования, в первую очередь, опыта практической реализации повышения качества образования и, что важно, международного педагогического опыта в этом вопросе. Встатье рассматриваются важные аспекты совершенствования качества образования в странах постсоветского пространства на примере Армении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality improvement of education in post-soviet countries (by the example of armenia)

The effective modernization of the education systems of the cis countries (commonwealth of independent states) involves the study of domestic and foreign experience of reform and in the first place the study of the experience of practical implementation of education quality improvement and importantly the study of international pedagogical experience on thisissue. the author considers important aspects of the quality improvement of education in the countries of post-soviet space by the example of armenia.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании качества образования в странах постсоветского пространства (на примере Армении)»

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА (на примере Армении)

QUALiTY iMPROVEMENT OF EDUCATiON iN POST-SOViET COUNTRiES (by the example of Armenia)

Мариносян Тигран Эмильевич

Старший научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат философских наук E-mail: [email protected], [email protected]

Аннотация. Эффективная модернизация систем образования стран Содружества независимых государств предполагает изучение отечественного и зарубежного опыта реформирования, в первую очередь, опыта практической реализации повышения качества образования и, что важно, международного педагогического опыта в этом вопросе. В статье рассматриваются важные аспекты совершенствования качества образования в странах постсоветского пространства на примере Армении.

Marinosyan Tigran E.

Senior Research Fellow of the Laboratory of Theoretical Pedagogy and Philosophy of Education, institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, PhD (Philosophy) E-mail: [email protected], marinosyan@ itiprao.ru

Annotation. The effective modernization of the education systems of the CiS countries (Commonwealth of independent States) involves the study of domestic and foreign experience of reform and in the first place the study of the experience of practical implementation of education quality improvement and importantly the study of international pedagogical experience on this issue. The author considers important aspects of the quality improvement of education in the countries of post-Soviet space by the example of Armenia.

Ключевые слова: Содружество независимых государств, постсоветское пространство, образовательные реформы, качество образования, Болонский процесс, система образования, Армения.

Keywords: Commonwealth of independent States (CiS), post-Soviet space, educational reform, quality of education, Bologna process, education system, Armenia.

В последние годы для многих стран мира, в том числе стран постсоветского пространства, проблемы, связанные с качеством образования, развитием системы оценки качества образования стали одними из главных приоритетов национальной политики в сфере образования. Это обусловлено потребностью в подготовке высококвалифицированных кадров в условиях глобализации, отвечающих потребностям международного рынка труда и общества, основанного на знаниях.

Эффективная модернизация систем образования стран Содружества независимых государств предполагает изучение отечественного и зарубежного опыта реформирования, в первую очередь, опыта практической реализации повышения качества образования и, что важно, международного педагогического опыта в этом вопросе. Ведь «современный этап развития общества, характеризующийся процессами глобализации и интеграции культур, ставит перед педагогикой особые задачи, в числе которых повышение межкультурной компетенции обучающегося, развитие его способности успешно общаться с представителями других культур» [1, с. 70]. С целью формирования представления о направленности и характере процессов и тенденций, определяющих ситуацию в сфере образования в странах постсоветского пространства, необходимы сравнительные исследования, направленные на выявление специфики и возможных точек сопряжения национальных систем образования, на изучение проблемы повышения качества образования, исходя не только из внутренних, но и мировых критериев его оценки.

Образование всегда было и остается одним из приоритетных направлений в социально-культурном развитии Армении - страны с 1600-летней историей грамотности. Школа в нелегкой судьбе Армении была основой и гарантом культурного и политического выживания нации, стимулом национального прогресса. Система образования Республики Армения имеет давнюю историю развития, на каждом этапе которого оно являлось определяющим фактором проявления и сохранения национальной самостоятельности государства и самоидентичности народа. Появление первых армянских школ уже в V в. связано с созданием армянской письменности в 405-406 гг. Создание первой высшей школы христианской Великой Армении - Вагаршапатской семинарии также было связано с появлением собственного алфавита и собственной системы письма. Высшие школы-университеты начали открываться в ХШ-^ вв. Среди них Гладзорский университет - один из известнейших центров просвещения средневековой Армении, основанный в 1282 г., и Татевский университет - крупнейший средневековый университет на Южном Кавказе, основанный в 1373 г. в Татевском монастыре. В этих учебных заведениях преподавали грамматику, риторику, литературу, историю, теологию, философию, биологию. Тогда же считалось, что дело воспитания должно носить государственный, всенародный характер. География армянских образовательных центров была достаточно обширной - Россия, Грузия, Индия, Италия и другие страны.

Современная система образования была основана в период непродолжительного существования Первой Республики Армения (1918-1920)1 и развивалась в период советской

1 Первая Республика Армения (официальное название Республика Армения, другие названия - Араратская Республика, Эриванская Республика) — независимое государство, провозглашённое в Закавказье 28 мая 1918 г. Декларация Армянского национального совета о принятии им на себя полномочий государственной власти в армянских уездах была принята 30 мая 1918 г. (http://arfarchives.org/?p=496).

власти (1920-1990). В 1990-х гг. Армения, как и остальные республики СССР, имела развитую систему образования, которая сыграла решающую роль в социальном, экономическом, культурном и научном прогрессе республики.

После провозглашения независимости Армении в 1991 г. система образования страны оказалась в сложной ситуации как по причине ее несоответствия требованиям рыночной экономики и демократических реформ, так и в результате возникших социальных проблем, что не могло не привести к резкому падению качества образования в стране. В Армении на протяжении 70 лет в школах использовались учебные книги и материалы, переведенные с русского языка. Перед системой образования страны остро встал вопрос о создании новой учебно-методической литературы. Несмотря на определенные сложности в сфере книгоиздания, связанные с резким снижением финансирования, вопросы относительно издания и обеспечения учебными книгами окончательно были разрешены в рамках проведения кредитной программы «Реформы в системе управления и финансирования образования», которая финансировалась кредитами Всемирного банка [2, с. 51].

Преобразования в сфере образования, начавшиеся во второй половине 1990-х гг., привели к непрерывной целостной системе образования. Формальное образование в Армении представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых действуют государственные, негосударственные и муниципальные учебные заведения:

• дошкольные учреждения (работающие не менее 10 месяцев в году) обеспечивают уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 1 года до 6 лет;

• общего среднего образования (включает начальную школу (1-4-й классы), среднюю или основную школу (5-9-й классы) и старшую или полную школу (10-12-й классы)). Общеобразовательными школами являются начальные, основные, старшие и средние учебные заведения и гимназии, осуществляющие общеобразовательные программы;

• учреждения начального и среднего профессионального образования.

В гимназиях предусматривается углубленное профильное дифференцированное обучение учащихся, в лицеях осуществляется профессионально-ориентированное обучение учащихся старшей школы. Колледжи учтены в общем числе средних профессиональных учебных заведений. В колледже подготовка специалистов осуществляется по программе среднего профессионального образования, а также по программам общеобразовательного и ремесленного образования;

• высшие учебные заведения - университеты и другие учебные заведения, осуществляющие высшие учебные программы. Высшее образование осуществляется двухстепенной системой: по программе бакалавра и магистра, в государственных и негосударственных учебных заведениях, очного и заочного, на основе платного и бесплатного обучения;

• послевузовского профессионального образования;

• дополнительного образования детей;

• дополнительного образования взрослых;

• специальные (коррекционные);

• для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В числе негосударственных учебных заведений (школ, средних профессиональных учебных заведений, вузов) учтены частные учебные заведения, имеющие государственную лицензию.

Система образования Республики Армения (РА) включает:

• комплекс государственных образовательных стандартов, программ разного уровня и направленности, обеспечивающих последовательность образования;

• сеть образовательных учреждений разных типов, осуществляющих эти программы;

• систему органов управления образованием и подведомственных учреждений (табл. 1, рис.).

Государственная политика в сфере образования определена Конституцией РА и законом РА «Об образовании»2, устанавливающим принципы государственной политики в области образования и организационно-правовые и финансово-экономические основы системы образования. Конституция страны гарантирует право граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам, на сохранение своих традиций, развития своего языка и культуры, независимо от национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических или иных взглядов, социального происхождения, имущественного положения или иных обстоятельств. В настоящее время система образования в стране действует также в рамках Государственной программы развития образования Армении на 2011-2015 гг., государственных стандартов образования, утвержденных правительством РА.

Государственная политика включает в себя следующие основные принципы:

Таблица 1

Статистические данные об образовательных учреждениях (дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних и высших профессиональных учебных заведениях) в РА. Основные показатели образования на конец 2011 г.

Дошкольные учреждения

Число дошкольных учреждений 660

в них детей 1000 детей 63,5

в процентах от численности детей соответствующего возраста 25,9

Обеспеченность детей местами в дошкольных учреждениях (на 100 мест) 82,9

в городах 419

в селах 241

Численность детей в дошкольных учреждениях, 1000 детей 63,5

в городах 52,4

в селах 11,1

Охват детей в дошкольных учреждениях (от численности детей соответствующего возраста, %) 25,9

в городах 33,7

2 Закон Республики Армения «Об образовании» принят Национальным Собранием Республики Армения 14 апреля 1999 г. (http://parHamentam/legislatюn.php?sel=show&ГО=1494&lang=ms).

Проблемы современного образования | № 5 | 2015 | http://www.pmedu.ru 12

в селах 12,4

Общеобразовательные школы

Общеобразовательные школы (на начало учебного года) 2011/2012

Число общеобразовательных школ 1441

в городах 573

в селах 868

в них учащихся 386,4

1000 детей

Число вечерних (сменных) общеобразовательных школ 2

в них учащихся, 1000 человек 0,16

Численность учащихся и учителей в общеобразовательных школах (на начало учебного года, 1000 человек) 2011/2012

Численность учащихся в общеобразовательных школах 386,4

в городах 233,8

в селах 152,6

Численность учителей 41,8

в вечерних (сменных) общеобразовательных школах 0,16

Численность учителей (без совместителей) 0,049

Численность учащихся общеобразовательных школ по языкам обучения 2011/2012

(на начало учебного года, 1000 человек)

Армянский 381,0

Русский 4,6

другие 0,8

Выпуск учащихся общеобразовательных школ 2011/2012

1000 человек

Окончили основную школу 37,8

Окончили среднюю школу -3

Профессиональные (ремесленные) образовательные заведения

Число начальных профессиональных (ремесленных) образовательных заведений4 43

в них студентов: 5,6

1000 человек

на 10 000 населения 17,2

Принято студентов в начальные профессиональные (ремесленные) обра- 2,3

зовательные заведения, 1000 человек

Выпущено специалистов из начальных (ремесленных) образовательных 1,6

заведений:

на 10 000 населения 4,9

Численность преподавателей начальных профессиональных (ремесленных) образовательных заведений 2011/2012

Численность преподавателей 876

(штатный персонал) - всего

3 В связи с переходом на 12-летнюю образовательную систему и формированием трехлетней старшей школы в 2011 г. выпускников не было.

4 Включая те средние профессиональные учебные заведения, которые осуществляют начальную профессиональную (ремесленную) программу.

в том числе: с высшим образованием 659

Средние профессиональные учебные заведения

Средние профессиональные учебные заведения по видам обучения (на начало учебного года) 2011/2012

Число средних профессиональных учебных заведений 97

Численность студентов в них 1000 человек 29,2

в том числе на отделениях: очных 27,5

заочных 1,7

на 10 000 населения 89,4

Принято студентов в средние профессиональные учебные заведения 1000 человек 9,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпущено специалистов из средних профессиональных учебных заведений 7,7

на 10 000 населения 23,7

Численность преподавателей средних профессиональных учебных заведений (на начало учебного года, человек) 2011/2012

Численность преподавателей (штатный персонал) - всего 3057

в том числе с высшим образованием 2796

Высшие учебные заведения

Высшие учебные заведения по видам обучения 2011/2012

Число высших учебных заведений 68

Численность студентов в них 1000 человек 95,3

в том числе на отделениях: очных 62,7

заочных 32,6

на 10 000 населения 291,6

Принято студентов в высшие учебные заведения 1000 человек 7,6

Выпущено специалистов высших учебных заведений 1000 человек 24,9

на 10 000 населения 76,3

Профессорско-преподавательский персонал высших учебных заведений (на начало учебного года, человек) 2011/2012

Численность профессорско-преподавательского персонала (штатный персонал) - всего 9122

из них имеют:

ученую степень доктора наук 764

ученую степень кандидата наук 3654

научное звание академика 42

Научное звание профессора 792

доцента 2 660

Из общей численности - численность преподавателей, работающих по совместительству 2 192

• Республика Армения провозглашает и гарантирует приоритетное развитие образования как важнейшего фактора укрепления государственности;

• опорой государственной политики является национальная школа, главная цель которой - формирование всесторонне развитой личности, преданной своему государству, идеалам гуманизма и гражданственности;

• государство обеспечивает охрану и развитие образования посредством целевого бюджетного финансирования, которое определяется в соответствии с государственной программой развития образования;

• общедоступность, непрерывность, преемственность образования и его соответствие уровню развития, особенностям и степени подготовки обучающихся - при обеспечении обязательного государственного минимума;

• светский характер образования в учебных заведениях;

• достаточная автономность учебных заведений;

• гарантия возможности получения гражданами образования в государственных и негосударственных учебных заведениях;

• обеспечение равноправного статуса государственных и аккредитованных негосударственных учебных заведений и выдаваемых ими документов;

• интеграция в международную образовательную систему.

Государство обеспечивает право на образование созданием соответствующих социально-экономических условий для получения образования, гарантируя гражданам страны бесплатное общее среднее образование, бесплатное среднее профессиональное образование на конкурсной основе, высшее и послевузовское образование в государственных учебных заведениях.

В «Государственной программе развития образования на 2001-2005 гг.»5 были выделены следующие основные задачи для совершенствования системы высшего образования:

• усовершенствование законодательства;

Рис. Численность студентов высших учебных заведений (вуз) и средних специальных учебных заведений (ссуз) на начало учебного года (1000 человек)

5 Закон Республики Армения «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Армения на 2001-2005 годы» был принят Национальным Собранием Республики Армения 26.06.2001 г. (http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1422&lang=rus).

• усовершенствование системы управления;

• рационализация системы образования;

• обеспечение доступности образования;

• обеспечение педагогическими и научно-педагогическими кадрами;

• соответствие структуры и содержания образования требованиям рыночных отношений;

• единство процессов обучения и воспитания;

• интегрирование в международное образовательное сообщество;

• улучшение материально-технической и учебно-методической базы;

• улучшение состояния финансирования.

За период 1991-2011 г.г. в системе образования Армении произошел ряд структурных изменений, а также было принято множество правовых нормативных актов, регламентирующих правовое поле системы образования.

В настоящее время управление системой образования РА осуществляется на следующих уровнях:

1. Министерство образования и науки Армении:

• разрабатывает государственную программу развития образования, государственные образовательные стандарты и осуществляет их контроль; обеспечивает разработку и издание общеобразовательных программ, учебных планов, книг и учебных материалов;

• разрабатывает законопроект государственных учебных заведений; утверждает квалификационный разряд педагогов и руководителей образовательных заведений; формирует список учебных специальностей;

• осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию учебных заведений;

• утверждает присвоенные научными советами ученые степени и титулы аккредитованных высших учебных заведений;

• утверждает правила для поступления в государственные и негосударственные средние и высшие учебные заведения, осуществляя при этом их контроль;

• разрабатывает формы выпускных документов по всем степеням образования;

• устанавливает порядок определения эквивалентности образовательных документов и их взаимопризнания в других государствах;

• обеспечивает формирование, осуществление и последующее контролирование программ развития государственных учебных заведений;

• дает согласие на назначение и освобождение руководителей управлений образования в муниципалитетах и общинах.

2. Местные управленческие органы осуществляют региональное управление образованием. Они обеспечивают реализацию образовательной политики, проводят учет детей дошкольного и школьного возраста, обеспечивают посещение учебных заведений. Муниципальные управления образования обеспечивают строительство образовательных учреждений, их эксплуатацию и сохранность.

В настоящее время в РА осуществляется Государственная программа развития образования на 2011-2015 гг., одной из основных целей которой является интегрирование в международное образовательное сообщество. В РА действуют десятки международных и

местных организаций, таких как UNICEF, UNESCO, UNDP, USAID, способствующих внедрению новых предметов, распространению новых методов обучения, подготовки и переподготовки учителей, специалистов системы образования.

Политика в области образования Армении естественным образом связана с тенденциями развития международного образовательного сообщества в условиях глобализации. Интегрирование РА в мировое образовательное пространство происходит как путем сотрудничества с Советом Европы и Союзом Европы, так и путем восстановления и расширения взаимоотношений со странами СНГ с целью формирования единого образовательного пространства. Особое значение для Армении имеет сотрудничество с Россией. Россия и Армения имеют длительные тесные и устойчивые связи в сфере образования и педагогики. До распада СССР Армения, как и прочие республики Союза, имела развитую систему образования, созданную и получившую свое развитие за период Советской власти.

Согласно статье 43 закона РА «Об образовании» в целях лицензирования учебных заведений, государственного контроля за качеством обучения и выдачи заключения для аккредитации профессий (специальностей) уполномоченный орган государственного управления образованием создает службу лицензирования и аккредитации. Эта Служба может по результатам периодических аттестаций представить в уполномоченный орган государственного управления образованием докладную о необеспечении требований государственных образовательных стандартов лицензирования, качества обучения или аккредитованных профессий (специальностей)6.

Международное сотрудничество в области качества образования

Интеграция Армении в мировое образовательное пространство, осуществление принципов Болонского процесса, новые социально-экономические реалии выдвинули новые требования к качеству образования. Модернизация системы образования в РА предполагает расширение межкультурных взаимодействий, связанных с изменением социокультурного контекста образования, повышения требований к качеству образования.

Система образования в Армении обращается к опыту по созданию соответствующих механизмов повышения эффективности оценки качества образования, применяемых в зарубежных странах. На встрече министров иностранных дел и образования стран Восточного партнерства, состоявшейся в сентябре 2013 г., комиссар ЕС по вопросам образования, культуры, многоязычия и молодежи Андрулле Вассилиу подчеркнул, что с момента, когда в 2005 г. РА присоединилась к Болонскому процессу, нацеленному в том числе на обеспечение сопоставимости стандартов и качества квалификации, в системе высшего образования наблюдается прогресс7. Комиссар также отметил, что сотрудничество между странами в рамках различных образовательных проектов позволяет решать такие проблемы, как качество

6 Закон РА «Об образовании» глава 4, статья 43.

7 Еврокомиссар: система высшего образования Армении прогрессирует. Mediamax (http://www.

me diamax.am/ru/news/interviews /7964/).

образования и необходимость обеспечения того, чтобы содержание университетского образования наиболее точно отражало потребности международного рынка труда.

Всемирный банк традиционно оказывает финансовую помощь Армении по программе улучшения сферы образования в стране в качестве льготных займов и кредитов8. Целями и задачами программы «Улучшение сферы образования в Армении» являются:

• содействие в вопросах улучшения подготовки детей к начальной школе и физических условий общеобразовательных школ;

• способствование расширению сотрудничества между вузами и рынком труда;

• содействие совершенствованию предоставляемых образовательных услуг;

• содействие улучшению соответствия образовательных услуг на всех уровнях, в том числе, вузовском посредством обеспечения доступного и качественного образования, что поспособствует формированию человеческого капитала в стране, что необходимо для увеличения экономической конкурентоспособности.

За период сотрудничества РА с Всемирным банком (с 1992 г.) и с Международной ассоциацией развития (с 1993 г.) объем предоставленных стране средств составил 1,8 млрд долл.9

Традиционно проводятся консультативные встречи с российскими экспертами, разрабатываются совместные проекты. Например, в Армении в 2010-2012 гг. Центром международного сотрудничества по развитию образования Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации был запущен проект по оценке уровня информационной и коммуникационной компетентности школьников 14-15 лет, а также по созданию инструмента управления качеством среднего образования на основе статистики. По этому проекту министр образования и науки РА Армен Ашотян отметил следующее: «У образовательных систем Армении и России есть общие характеристики, так как обе они являются постсоветскими системами, и это дает основание предположить, что внедрение российского опыта в Армении вполне возможно»10. В свою очередь, академик Российской академии образования В. А. Болотов отметил, что в Армении, как и в России, образование оценивается только по результатам национального экзамена. Академик выразил убежденность в том, что для управления качеством образования недостаточно этого подхода, и указал на необходимость проведения статистических исследований, при этом он предложил представить наработки, которые имеются у России, что может представить интерес для Армении11.

Россия и Армения на официальном уровне поддерживают сотрудничество в процессе улучшения качества образования в двух странах, что способствует реализации совместных программ и обмену опытом. В частности, структурами по обеспечению качества

8 ARKA News Agency (http:// arka.am/ru/news/society/ vsemirnyy_bank_predostavit_armenii_30_mln_ po_programme_uluchsheniya_sfery_obrazovaniya/#sthash.3A1MBszT.dpuf).

9 Всемирный банк предоставит Армении 30 млн долл. для улучшения системы образования (http:// news.am/rus/news/198904.html).

10 Система образования в Армении нуждается в инструменте оценки контроля качества - Минобразования. Информационно-образовательный портал СНГ. (http://cis.rudn.ru/document/show.action;jses sionid=A984D7C8586FF2DE31371398F7290AA4?document.id=1380).

11 Там же.

образования Армении и РФ в январе 2014 г. был подписан меморандум о сотрудничестве. Стороны решили совместно организовать курсы по улучшению качества образования, способствовать процессу обмена сотрудников и экспертов, а также, учитывая принципы Болонского процесса, проводить консультации12.

С целью объединения, расширения и продвижения экспертного потенциала РФ и стран Содружества в сфере оценки качества образования, а также распространения существующего опыта оценки качества образования на евразийском пространстве в 2012 г. была создана Евразийская Ассоциация оценки качества образования13. Основной целью Ассоциации, как организационного объединения специалистов и организаций в области оценки качества образования является обеспечение единой платформы для обсуждения, обмена мнениями, конструктивного сотрудничества между нашими коллегами из центров оценки качества образования, исследователями, экспертами.

Ассоциация ставит перед собой следующие задачи:

• представление интересов профессионального сообщества, ориентированного на оценку качества образования;

• развитие экспертного потенциала и поддержка молодых специалистов, заинтересованных в развитии системы качества образования;

• содействие проведению экспертных исследований в области оценки и анализа качества образования, его инструментов и их конкретного приложения;

• содействие развитию методологии оценки качества образования.

Деятельность Ассоциации осуществляется по следующим основным направлениям:

• разработка реализация проектов в сфере оценки качества образования, а также инструментов оценки качества образования;

• продвижение разработок, экспертизы и консалтинговых услуг в сфере образования за рубежом;

• стимулирование участия евразийских экспертов в международных конференциях, семинарах, совместных исследованиях и издательских проектах;

• организация тематических конференций, семинаров, тренингов в области управления образованием и оценки качества образования;

• предоставление исследовательских грантов на развитие инновационных методов оценки качества образования;

• обеспечение виртуального пространства для сотрудничества исследователей и ученых в области оценки качества образования;

12 Структуры по обеспечению качества образования Армении и РФ подписан меморандум о сотрудничестве. Armenpress (http://armenpress.am/rus/news/747380/strukturiy-po-obespechernyu-kachestva-obrazovaniya-armenii.html).

13 Евразийская Ассоциация оценки качества образования (ЕАОКО), как форма организационного объединения специалистов и организаций сферы оценки качества образования была создана 25 июня 2012 г. ведущими российскими экспертами в области оценки качества образования для консолидации, расширения и продвижения экспертного потенциала России и стран СНГ в области оценки качества образования.

• представление результатов научных исследований в периодическом рецензируемом журнале Ассоциации «Качество образования в Евразии»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание Совета молодых исследователей в сфере оценки качества образования.

Российским тренинговым центром Российской академии образования (РАО) в 2013 г. в РА был проведен курс для специалистов в области образования, на котором были рассмотрены вопросы построения национальной системы оценки качества образования и возможные варианты использования программ в оценке учебных достижений школь-ников14. В ходе курса, среди участников которого были более 40 представителей системы образования федерального и регионального уровней Российской Федерации, Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Кыргызской Республики, также обсуждалась роль национальных экзаменов и мониторинговых исследований качества образования. В рамках программы участники курса были ознакомлены с российским и зарубежным опытом по построению систем национальных экзаменов и мониторингов, с примерами применяемых инструментов оценки качества образования.

Национальная система оценки качества образования в РА15

Формирование системы оценки качества образования является одним из важных приоритетов развития образования РА. Система оценки качества образования призвана обеспечить обучающихся, их родителей, педагогические коллективы школ, преподавателей учреждений профессионального образования, органы управления образованием всех уровней, работодателей, институты гражданского общества надежной информацией о состоянии и развитии системы образования на разных уровнях.

Система оценивания состоит в основном из трех основных видов оценочных мероприятий, соответствующих трем основным информационным потребностям или целям. К ним относятся:

• оценивание в классе для получения данных в реальном времени в помощь совершенствованию процессов учебы и преподавания в отдельных классах;

• экзамены для принятия решений в отношении динамики прохождения через образовательную систему конкретного учащегося;

• крупномасштабные исследования на уровне системы для мониторинга и предоставления актуальной для педагогов и руководителей информации об общих уровнях результативности в системе.

14 Проблемы системы оценки качества образования обсудят в Ереване. Агентство РИА Новости (http://ria.rU/sn_edu/20130924/965395005.html#ixzz30pvG38L9).

15 Создание национальной системы оценки качества образования в Армении осуществлено с учетом опыта участия республики в международных исследованиях, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений - IEA (The International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Необходимо отметить, что в практике РА, как и многих стран СНГ, оценивание в классе (формирующее оценивание) рассматривается как существенный элемент образовательных реформ, направленных на повышение учебных достижений учащихся, обеспечение равенства в обучении и поддержку образовательного процесса, цель которого «научить учиться».

До обретения Арменией независимости в 1991 г. - в советский период - вступительные экзамены в высших учебных заведениях оценивались по 5-балльной системе. По этой же системе оценивались государственные экзамены (письменные) для окончания средней школы, также текущее оценивание по 5-балльной системе (письменная контрольная работа и устный опрос).

С 1991 г. по настоящее время в стране проводятся внешние централизованные экзамены:

• единый экзамен вне зависимости от специальности;

• оценивание по 20-балльной системе;

• единая экзаменационная комиссия по проверке (предметные комиссии);

Выпускникам школ предоставляется возможность первоначального выбора сразу

нескольких специальностей (высших учебных заведений).

В школах Армении с целью выявления процессов учебной активности оценка знаний текущей успеваемости (помимо балловой) производится в том числе без выставления отметок, что обычно сопровождается предложениями, замечаниями учителя относительно выполнения учащимися учебного задания и освоения учебного материала.

В 2005 г. в республике был основан и действует в настоящее время Центр оценки и тестирования. При оценке качества образования базовыми методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Процедура проведения экспертизы и измерений устанавливается нормативными актами. Содержание контрольно-измерительных материалов, необходимых для оценки качества знаний определяется на основе государственного образовательного стандарта16. Проведение необходимых оценочных процедур, разработка и внедрение моделей систем качества образования обеспечивается школами.

В 2007 г. в стране началось проведение единого экзамена по армянскому языку и литературе, в 2008 г. - единого экзамена по армянскому языку и литературе, математике и английскому языку, а с 2009 г. проводятся единые экзамены по всем предметам.

Армения участвует в международном сравнительном исследовании качества образования TIMSS17. Ожидается, что Армения будет также принимать участие в международной

16 В Республике Армения устанавливаются и публикуются государственные образовательные стандарты, являющиеся основой оценки уровня образования и квалификации выпускников, независимо от формы полученного образования и организационно-правовой формы учебных заведений. Закон РА «Об образовании». Глава 2. Статья 9. Государственные образовательные стандарты.

17 TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования. Исследование проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA, которое позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-ых классов начальной школы и учащихся 8-ых классов, а также выявить различия в национальных системах образования мира. Исследование проводилось в 2003, 2007, 2008 (Advanced), 2011 гг.

мониторинговой программе PISA18 и международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS19.

Согласно результатам международного исследования TIMSS-2011 Армения имела следующие показатели20:

• 437 (3,1) - 8-й класс по естествознанию;

• 416 (3,8) - 4-й класс по естествознанию;

• 467 (2,7) - 8-й класс по математике;

• 452 (3,5) - 4-й класс по математике.

В РА проводятся такие национальные исследования качества образования, как:

• HAAS21 - армянский язык и литература, история Армении;

• BAAS22 - физика (биология), химия (география);

Исследования в рамках Содружества Независимых Государств нацелены на сравнение образовательных систем и успеваемости учеников на плоскости стандартов СНГ, на материале общности программ обучения исследуемой тематики, в основе которой лежат общие ценности для стран-участниц Содружества: история (например, общая история о Великой Отечественной войне), русский язык и литература (общее культурное наследие) [3, с. 46].

Для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства организация школьной системы оценки качества образования в Армении осуществляется следующими способами:

1. Балловое оценивание - осуществляется в конце преподаваемого материала и обучения, дает заключительное представление об успеваемости ученика, в то время как обучающее оценивание осуществляется в процессе обучения в целях выявления слабых и сильных сторон ученика. Оценка выставляется на основе результатов изучения учащимися материала темы на протяжении ее изучения с учетом итоговых полугодовых оценок, различных видов учебных работ (контрольных, практических, тематических) и учебной активности учеников.

2. Обучающее оценивание - осуществляется посредством проведения опросов, дискуссий и интервью с учащимися, викторин, тестов, анализа полученных ответов, а также иных форм.

В школах РА проводятся следующие окончательные экзамены:

• экзамены в младшей школе (4-й класс);

18 PISA (Programme for International Student Assesment) - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

19 PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - Международное исследование качества чтения и понимания текста.

20 Министерство образования и науки РФ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Российская академия образования. Институт содержания методов обучения. Центр оценки качества образования. (http://xn--80abuq'iibhv9a.xn~p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86 %D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/2904/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1451/12.12.11-TIMSS_2011.pdf).

21 HAAS (аббревиатура на армянском языке) - национальное исследование по армянскому языку и литературе, истории Армении.

22 BAAS (аббревиатура на армянском языке) - национальное исследование по предметам естествознания (физика, химия).

• экзамены в средней школе (9-й класс);

• экзамены в старшей школе (12-й класс).

В высших учебных заведениях Армении оценивание проводится следующим образом:

• промежуточные письменные оценивания по системе 20-балльной оценки;

• конечный устный экзамен по системе 5-балльной оценки;

• тестирование, которое проводится не во всех высших учебных заведениях;

• оценки по кредитной системе, на которую переходят некоторые высшие учебные заведения.

Ответственность за осуществление контроля качества образования возложена на Министерство образования и науки РА, школы, Центр оценки и тестирования, высшие учебные заведения.

По инициативе министра образования и науки Армена Ашотяна в республике при тестировании новых учебников и методических пособий, которые планируется ввести в обращение в средних школах страны, приглашаются родители учеников принять участие в этом процессе.

Министр считает, что именно непосредственное участие родителей важно для получения качественного образования, что родители - заинтересованная сторона, которая может биться в борьбе за достойное образование детей, и в конечном итоге, создана блестящая возможность избавиться от низкопробных, алогичных и ужасных учебников [4].

В республике системно решаются вопросы качества и доступности образования. В условиях современных тенденций развивающейся мировой экономики, глобализации система образования РА, опираясь на интеграцию накопленного мирового опыта и передовых идей, переходит на инновационный путь развития.

Качественные преобразования подготовки кадров в РА соответствуют мировым тенденциям развития образования. В рейтинге по Индексу развития человеческого потенци-ала23, составленному на основе оценочных данных 2013 г., Армения занимала 87-е место с индексом 0,73. По показателям рейтинговой системы оценивания уровня образования в странах мира в 2011 г. республика занимала 56-е место с индексом 0,76 (табл. 2).

В списке стран по уровню грамотности, приведенного по Докладу программы развития Организации Объединенных Наций за 2009 г., республика занимала 10-е место с показателем 99,7.

Руководствуясь мировыми тенденциями, система образования РА определила курс на построение системы «образования и обучения на протяжении всей жизни». Реализация этого курса проходит в рамках системы непрерывного образования, охватывающей все уровни - от дошкольного до послевузовского и дополнительного образования взрослых. В настоящее время разрабатывается Стратегия развития непрерывного образования и План действий на 2011-2021 гг. [5, с. 156].

23 Индекс развития человеческого потенциала является комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для стран во всем мире.

Таблица 2

Рейтинг стран постсоветского пространства по уровню образования (2011)24

МЕСТО СТРАНА ИНДЕКС

13 Эстония 0,92

19 Латвия 0,88

25 Литва 0,87

31 Украина 0,86

33 Грузия 0,84

35 Казахстан 0,83

49 Россия 0,78

52 Беларусь 0,78

56 Армения 0,76

67 Туркменистан 0,74

76 Молдова 0,72

77 Кыргызстан 0,72

80 Узбекистан 0,71

84 Таджикистан 0,70

99 Азербайджан 0,67

Болонский процесс и качество образования в РА

Согласно Закону РА «Об образовании»25, целью высшего профессионального образования является подготовка и переподготовка кадров высокой профессиональной квалификации, удовлетворение потребностей личности в углублении образования на базе среднего общего и среднего профессионального образования. В республике действуют следующие разновидности высших учебных заведений: университет, институт, академия, консерватория. Статус высшего учебного заведения определяется формой его образовательных программ (очная, заочная, экстернат), организационно-правовой формой, наличием государственной аккредитации. В РА устанавливаются следующие квалификационные степени высшего профессионального образования:

• бакалавр;

• дипломированный специалист;

• магистр.

Перечень профессий (специальностей) высших учебных заведений, готовящих дипломированных специалистов, утверждает Правительство Республики Армения по представлению уполномоченного органа государственного управления образованием. Высшее учебное заведение в соответствии с его характером и в установленном законом порядке может

24 Рейтинг стран мира по уровню образования (http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info).

25 Закон РА «Об образовании» был принят Национальным Собранием Республики Армения 14.04.1999.

реализовывать также и общеобразовательные и средние профессиональные образовательные программы по профессиям (специальностям), согласованным с уполномоченным органом государственного управления образованием.

В 2004 г. Армения ратифицировала Лиссабонскую конвенцию, а в 2005 г. присоединилась к Болонскому процессу. В результате структурных изменений в системе образования, предусмотренных Болонским соглашением, многие армянские высшие учебные заведения перешли на систему обучения «бакалавр-магистр», а также к кредитно-модульной системе обучения зачетных единиц. С начала 2006 г. по решению правительства РА был создан фонд «Национальный информационный центр академического взаимного признания и обмена» с целью улучшения процесса взаимного признания и эквивалентности академических квалификаций и способствования объективному признанию квалификации обучающихся, что даст им возможность свободно и гибко передвигаться между высшими учебными заведениями различных стран мира.

С момента присоединения к Болонскому процессу РА принимала активное участие в работе Болонских форумов, в подготовительных мероприятиях в составе рабочих групп. В 2012 г. на Восьмой Болонской конференции министров образования министру образования и науки Республики Армения А. Г. Ашотяну официально было передано руководство секретариатом и вице-президентские обязанности в Болонском процессе на период 2012-2015 гг. В Армении, ставшей девятой по порядку и первой из стран - не членов Европейского Союза, был проведен IV Болонский форум, который состоялся в столице Армении в мае 2015 г.

Интеграция Армении в европейское образовательное пространство посредством присоединения армянских высших учебных заведений к Болонскому процессу дает возможность стране повысить качество образования и его конкурентоспособность в Европе, ознакомиться с системами образования в этих странах, использовать опыт работы их учреждений в процессе модернизации отечественной системы образования.

Согласно Болонскому соглашению, армянским студентам обеспечивается академическая мобильность через введение зачетных единиц, которые можно набрать в различных учебных заведениях, а также предоставляется возможность получения конвертируемого диплома и, соответственно, работы в любой европейской стране, подписавшей Болонское соглашение.

Переход армянских высших учебных заведений на кредитную систему является одной из важных задач Болонского процесса, условием совместимости и гибкости образовательных систем и квалификаций. С целью обеспечения внедрения кредитной системы с 2007 г. во всех государственных высших учебных заведениях осуществляются работы по переподготовке профессорско-преподавательского состава. В настоящее время утверждено положение об организации учебного процесса в высших учебных заведениях по кредитной системе.

Очевидно, что именно качество образования, обеспечиваемого образовательной системой страны, определяет уровень ее социально-экономического развития и качество жизни населения.

Список литературы

1. Куровская, Ю. Г. Формирование картины мира в учебниках немецкого языка [Текст] / Ю. Г. Куровская // Ценности и смыслы. - 2013. - № 6. - С. 70-78.

2. Мкртчян, Л. О. Развитие образования Республики Армения [Текст] / Л. О. Мкртчян // Проблемы управления. - 2007. - № 3 (24). - С. 48-56.

3. Багдасарян, А. Г. Многомерные исследования в области оценки качества образования [Текст] / А. Г. Багдасарян // Качество образования в Евразии. - 2013. - № 1. - C. 37-50.

4. Julhakyan, А. Создавайте качество образования [Электронный ресурс] / A. Ju-lhakyan // Radiovan. - Режим доступа: http://archive.radiovan.fm/sozdavayte-kachestvo-obrazovaniya/ (дата обращения: 09.12.2015).

5. Саргсян, А. С. Достижения и перспективы развития непрерывного образования в Армении [Текст] / А. С. Саргсян, А. А. Авагян, Т. Б. Маранджян, В. М. Аванесян // Человек и образование. - 2010. - № 4 (25). - С. 152-157.

6. Лукичев, Г. А. Значение Лиссабонской конвенции о признании для международной интеграции в сфере образования [Текст] / Г. А. Лукичев. - М.: РУДН, 2012.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kurovskaya Yu. G. Formirovanie kartiny mira v uchebnikakh nemetskogo yazyka. Tsennosti i smysly. 2013, No. 6, pp. 70-78.

2. Mkrtchyan L. O. Razvitie obrazovaniya Respubliki Armeniya. Problemy upravleniya. 2007, No. 3 (24), pp. 48-56.

3. Bagdasaryan A. G. Mnogomernye issledovaniya v oblasti otsenki kachestva obrazovaniya. Kachestvo obrazovaniya v Evrazii. 2013, No. 1, pp. 37-50.

4. Julhakyan A. Sozdavayte kachestvo obrazovaniya. Radiovan. Available at: http://ar-chive.radiovan.fm/ sozdavayte-kachestvo-obrazovaniya/ (accessed: 09.12.2015).

5. Sargsyan A. S., Avagyan A. A., Marandzhyan T. B., Avanesyan V. M. Dostizheniya i perspektivy razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya v Armenii. Chelovek i obrazovanie. 2010, No. 4 (25), pp. 152-157.

6. Lukichev G. A. Znachenie Lissabonskoy konventsii o priznanii dlya mezhdunarodnoy inte-gratsii v sfere obrazovaniya. Moscow: RUDN, 2012.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.