СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА (на примере Армении)1
Эффективная модернизация систем образования стран Содружества Независимых Государств предполагает изучение отечественного и зарубежного опыта реформирования, в первую очередь, опыта практической реализации повышения качества образования и, что важно, международного педагогического опыта в этом вопросе. В статье рассматриваются важные аспекты совершенствования качества образования в странах постсоветского пространства на примере Армении.
В последние годы для многих стран мира, в том числе стран постсоветского пространства, проблемы, связанные с качеством образования, развитием системы оценки качества образования, стали одним из приоритетов национальной политики в сфере образования. Это обусловлено потребностью в подготовке высококвалифицированных кад-ров, отвечающих потребностям международного рынка труда и общества, основанного на знаниях.
Эффективная модернизация систем образования стран Содружества независимых государств предполагает изучение отечественного и зарубежного опыта реформирования,
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-06-00650 а.
Т.Э. Мариносян
Ключевые слова:
Содружество Независимых Государств, постсоветское пространство, образовательные реформы, качество образования, Болонский процесс, система образования, Армения.
109
0 совершенствовании качества образования в странах постсоветского ... I
в первую очередь, опыта практической реализации повышения качества образования и, что важно, международного педагогического опыта в этом вопросе. Ведь «современный этап развития общества, характеризующийся процессами глобализации и интеграции культур, ставит перед педагогикой особые задачи, в числе которых повышение межкультурной компетенции обучающегося, развитие его способности успешно общаться с представителями других культур» [2, С.70]. С целью формирования представления о направленности и характере процессов и тенденций, определяющих ситуацию в сфере образования в странах постсоветского пространства, необходимы сравнительные исследования, направленные на выявление специфики и возможных точек сопряжения национальных систем образования, на изучение проблемы повышения качества образования, исходя не только из внутренних, но и мировых критериев его оценки.
Образование всегда было и остается одним из приоритетных направлений в социально-культурном развитии Армении - страны с 1600-летней историей грамотности. Школа в нелегкой судьбе Армении была основой и гарантом культурного и политического выживания нации, стимулом национального прогресса. Система образования Республики Армения имеет давнишнюю историю развития. На каждом его этапе образование являлось определяющим фактором проявления и сохранения национальной самостоятельности государства и самоидентичности народа. Появление первых армянских школ уже в V веке связано с созданием армянской письменности в 405-406 гг. Создание первой высшей школы христианской Великой Армении - Вагаршапатской семинарии также было связано с появлением собственного алфавита и собственной системы письма. Высшие школы-университеты начали открываться в XIII-XV вв. Среди них Гладзорский университет, один из известнейших центров просвещения средневековой Армении, основанный в 1282 году, и Татевский университет - крупнейший средневековый университет на Южном Кавказе, основанный в 1373 году в Татевском монастыре. В этих учебных заведениях преподавали грамматику, риторику, литературу историю, теологию, философию, биологию. Тогда же считалось, что дело воспитания должно иметь государственный всенародный характер. География армянских образовательных центров была достаточно обширной - Россия, Грузия, Индия, Италия и другие страны.
Современная система образования была основана в период непродолжительного существования Первой Республики Армения (1918-1920)1 и
1 Первая Республика Армения (официальное название - Республика Армения, другие названия - Араратская Республика, Эриванская Республика) — незави-
110
I Т.Э. Мариносян
развивалась в период советской власти (1920-1990). В 90-х годах Армения, как и остальные республики СССР, имела развитую систему образования, которая сыграла решающую роль в социальном, экономическом, культурном и научном прогрессе республики.
После провозглашения независимости Армении в 1991 году система образования страны оказалась в сложной ситуации как по причине ее несоответствия требованиям рыночной экономики и демократических реформ, так и в результате возникших социальных проблем, что не могло не привести к резкому падению качества образования в стране. В Армении на протяжении 70-ти лет в школах использовались учебные книги и материалы, переведенные с русского языка. Перед системой образования страны остро встал вопрос о создании новой учебно-методической литературы. Несмотря на определенные сложности в сфере книгоиздания, связанные с резким снижением финансирования, вопросы относительно издания и обеспечения учебными книгами окончательно были решены в рамках проведения кредитной программы «Реформы в системе управления и финансирования образования», которая финансировалась кредитами Всемирного Банка» [4, С.51].
Преобразования в сфере образования, начавшиеся во второй половине 90-х годов, привели к непрерывной целостной системе образования. Формальное образование в Армении представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых действуют государственные, негосударственные и муниципальные учебные заведения:
- дошкольные учреждения (работающие не менее 10 месяцев в году) обеспечивают уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 1 года до 6 лет;
- общего среднего образования (включает начальную школу (1-4-е классы), среднюю или основную школу (5-9-е классы) и старшую или полную школу (10-12-е классы). Общеобразовательными школами являются начальные, основные, старшие и средние учебные заведения и гимназии, осуществляющие общеобразовательные программы;
- учреждения начального и среднего профессионального образования.
В гимназиях предусматривается углубленное профильное дифференцированное обучение учащихся, в лицеях осуществляется профессионально-ориентированное обучение учащихся старшей школы. Колледжи учтены * 111
симое государство, провозглашённое в Закавказье 28 мая 1918 года. Декларация Армянского национального совета о принятии им на себя полномочий государственной власти в армянских уездах была принята 30 мая 1918 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arfarchives.org/?p=496
111
0 совершенствовании качества образования в странах постсоветского ... I
в общем числе средних профессиональных учебных заведений. В колледже подготовка специалистов осуществляется по программе среднего профессионального образования, а также по программам общеобразовательного и ремесленного образования;
- высшие учебные заведения - университеты и другие учебные заведения, осуществляющие высшие учебные программы. Высшее образование осуществляется двухстепенной системой: по программе бакалавра и магистра, в государственных и негосударственных учебных заведениях, очного и заочного, на основе платного и бесплатного обучения;
- послевузовского профессионального образования;
- дополнительного образования детей;
- дополнительного образования взрослых;
- специальные (коррекционные);
- для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В числе негосударственных учебных заведений (школ, средних профессиональных учебных заведений, вузов) учтены частные учебные заведения, имеющие государственную лицензию.
Система образования РА включает:
- комплекс государственных образовательных стандартов, программ разного уровня и направленности, обеспечивающих последовательность образования;
- сеть образовательных учреждений разных типов, осуществляющих эти программы;
- систему органов управления образованием и подведомственных учреждений.
Государственная политика в сфере образования определена Конституцией Республики Армения и законом РА «Об образовании»1, устанавливающим принципы государственной политики в области образования и организационно-правовые и финансово-экономические основы системы образования. Конституция страны гарантирует право граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам, на сохранение своих традиций, развития своего языка и культуры, независимо от национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических или иных взглядов, социального происхождения, имущественного положения или иных обстоя-
1 Закон Республики Армения «Об образовании» принят Национальным Собранием Республики Армения 14апр.1999г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1494&lang=rus
112
I Т.Э. Мариносян
тельств. В настоящее время система образования в стране действует также в рамках Государственной программы развития образования Армении на 2011-2015 гг., государственных стандартов образования, утвержденных правительством РА.
Государственная политика построена на следующих основных принципах:
- Республика Армения провозглашает и гарантирует приоритетное развитие образования как важнейшего фактора укрепления государственности;
- опорой государственной политики является национальная школа, главная цель которой - формирование всесторонне развитой личности, преданной своему государству, идеалам гуманизма и гражданственности;
- государство обеспечивает охрану и развитие образования посредством целевого бюджетного финансирования, которое определяется в соответствии с государственной программой развития образования;
- общедоступность, непрерывность, преемственность образования и его соответствие уровню развития, особенностям и степени подготовки обучающихся при обеспечении обязательного государственного минимума;
- светский характер образования в учебных заведениях;
- достаточная автономность учебных заведений;
- гарантия возможности получения гражданами образования в государственных и негосударственных учебных заведениях;
- обеспечение равноправного статуса государственных и аккредитованных негосударственных учебных заведений и выдаваемых ими документов;
- интеграция в международную образовательную систему.
Государство обеспечивает право на образование созданием соответствующих социально-экономических условий для получения образования, гарантируя гражданам страны бесплатное общее среднее образование, бесплатное среднее профессиональное образование на конкурсной основе, высшее и послевузовское образование в государственных учебных заведениях.
В «Государственной программе развития образования на 2001-2005 гг.»1 были выделены следующие основные задачи для совершенствования системы высшего образования:
- усовершенствование законодательства;
1 Закон Республики Армения «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Армения на 2001-2005 годы» был принят Национальным Собранием Республики Армения 26.06.2001г.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1422&lang=rus
113
О совершенствовании качества образования в странах постсоветского ... I
- усовершенствование системы управления;
- рационализация системы образования;
- обеспечение доступности образования;
- обеспечение педагогическими и научно-педагогическими кадрами;
- соответствие структуры и содержания образования требованиям рыночных отношений;
- единство процессов обучения и воспитания;
- интегрирование в международное образовательное сообщество;
- улучшение материально-технической и учебно-методической базы;
- улучшение состояния финансирования.
За период 1991-2011 гг. в системе образования Армении произошел ряд структурных изменений, было принято множество правовых нормативных актов, регламентирующих правовое поле системы образования.
В настоящее время управление системой образования РА осуществляется на следующих уровнях:
1. Министерство образования и науки Армении:
- разрабатывает государственную программу развития образования, государственные образовательные стандарты и осуществляет их контроль; обеспечивает разработку и издание общеобразовательных программ, учебных планов, книг и учебных материалов;
- разрабатывает законопроект государственных учебных заведений; утверждает квалификационный разряд педагогов и руководителей образовательных заведений; формирует список учебных специальностей;
- осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию учебных заведений;
- утверждает присвоенные научными советами ученые степени и титулы аккредитованных высших учебных заведений;
- утверждает правила для поступления в государственные и негосударственные средние и высшие учебные заведения, осуществляя при этом их контроль;
- разрабатывает формы выпускных документов по всем степеням образования;
- устанавливает порядок определения эквивалентности образовательных документов и их взаимопризнания в других государствах;
- обеспечивает формирование, осуществление и последующее контролирование программ развития государственных учебных заведений;
- дает согласие на назначение и освобождение руководителей управлений образованием в муниципалитетах и общинах.
114
I Т.Э. Мариносян
2. Местные управленческие органы осуществляют региональное управление образованием. Они обеспечивают реализацию образовательной политики, проводят учет детей дошкольного и школьного возраста, обеспечивают посещение учебных заведений. Муниципальные управления образования обеспечивают строительство образовательных учреждений, их эксплуатацию и сохранность.
В настоящее время в РА осуществляется Государственная программа развития образования на 2011-2015 гг., одной из основных целей которой является интегрирование в международное образовательное сообщество. В Республике Армения действуют десятки международных и местных организаций, таких, как UNICEF, UNESCO, UNDP, USAID и др., способствующих внедрению новых предметов, распространению новых методов обучения, подготовки и переподготовки учителей, специалистов системы образования.
Политика в области образования Армении естественным образом связана с тенденциями развития международного образовательного сообщества в условиях глобализации. Интегрирование Республики Армения в мировое образовательное пространство происходит как путем сотрудничества с Советом Европы и Союзом Европы, так и путем восстановления и расширения взаимоотношений со странами СНГ с целью формирования единого образовательного пространства. Особое значение для Армении имеет сотрудничество с Россией. Россия и Армения имеют длительные тесные и устойчивые связи в сфере образования и педагогики. До распада СССР Армения, как и прочие республики Союза, имела развитую систему образования, созданную и получившую свое развитие за период Советской власти.
Согласно статье 43 закона РА «Об образовании», в целях лицензирования учебных заведений, государственного контроля за качеством обучения и выдачи заключения для аккредитации профессий (специальностей), уполномоченный орган государственного управления образованием создает службу лицензирования и аккредитации. Служба лицензирования и аккредитации может по результатам периодических аттестаций представить в уполномоченный орган государственного управления образованием докладную о невыполнении требований государственных образовательных стандартов лицензирования, качества обучения или аккредитованных профессий (специальностей)1.
Международное сотрудничество в области качества образования
1 Закон РА «Об образовании».Глава 4, ст. 43.
115
О совершенствовании качества образования в странах постсоветского ... I
Интеграция Армении в мировое образовательное пространство, осуществление принципов Болонского процесса, новые социально-экономические реалии выдвинули новые требования к качеству образования. Модернизация системы образования в РА предполагает расширение межкультурных взаимодействий, связанных с изменением социокультурного контекста образования, повышения требований к качеству образования.
Система образования в Армении обращается к опыту создания соответствующих механизмов по повышению эффективности оценки качества образования, применяемых в зарубежных странах. На встрече министров иностранных дел и образования стран Восточного партнерства, состоявшейся в сентябре 2013 г., комиссар ЕС по вопросам образования, культуры, многоязычия и молодежи Андрулле Вассилиу подчеркнул, что с момента, когда в 2005 г. Республика Армения присоединилась к Болонскому процессу, нацеленному, в том числе, на обеспечение сопоставимости стандартов и качества квалификации, в системе высшего образования наблюдается прогресс1. Комиссар также отметил, что сотрудничество стран в рамках различных образовательных проектов позволяет решать такие проблемы, как качество образования и необходимость обеспечения того, чтобы содержание университетского образования наиболее точно отражало потребности международного рынка труда.
Всемирный банк традиционно оказывает финансовую помощь -льготные займы, кредиты - Армении по программе улучшения сферы образования.1 2 Целями и задачами программы «Улучшение сферы образования в Армении» являются:
- содействие в улучшении подготовки детей к начальной школе и физических условий общеобразовательных школ;
- способствование расширению сотрудничества вузов и рынков труда;
- содействие совершенствованию предоставляемых образовательных услуг;
- содействие улучшению соответствия образовательных услуг на всех уровнях, в том числе вузовском, посредством обеспечения доступного и качественного образования, что способствует формированию человече-
1 Еврокомиссар: система высшего образования Армении прогрессирует. Mediamax.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediamax.am/ru/news/
interviews/7964/
2 ARKA News Agency. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arka.am/ru/news/ society/vsemirnyy_bank_predostavit_armenii_30_mln_po_programme_uluchsheniya_ sfery_obrazovaniya/#sthash.3A1MBszT.dpuf
116
I Т.Э. Мариносян
ского капитала в стране, это необходимо для повышения экономической конкурентоспособности.
За период сотрудничества Республики Армения с Всемирным банком (с 1992 г.) и с Международной ассоциацией развития (с 1993 г.) объем предоставленных стране средств составил 1,8 миллиардов долларов.1
Традиционно проводятся консультативные встречи с российскими экспертами, разрабатываются совместные проекты. Например, в Армении в 2010-2012 гг. Центром международного сотрудничества по развитию образования Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации был запущен проект по оценке уровня информационной и коммуникационной компетентности школьников 14-15 лет, а также по созданию инструмента управления качеством среднего образования на основе статистики. По этому проекту министр образования и науки Республики Армения Армен Ашотян отметил следующее:
«У образовательных систем Армении и России есть общие характеристики, так как обе они являются постсоветскими системами, и это дает основание предположить, что внедрение российского опыта в Армении вполне возможно»1 2. В свою очередь, вице-президент Российской академии образования В. Болотов отметил, что в Армении, как и в России, образование оценивается только по результатам национального экзамена. Академик выразил убежденность в том, что для управления качеством образования не достаточно этого подхода, и указал на необходимость проведения статистических исследований, при этом он предложил представить наработки, которые имеются у России, что может быть интересным для образования Армении3.
Россия и Армения на официальном уровне поддерживают сотрудничество в процессе улучшения качества образования в двух странах, что способствует реализации совместных программ и обмену опытом. В частно-
1 Всемирный банк предоставит Армении 30 млн. долларов для улучшения системы образования. News.am [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.am/rus/ news/198904.html
2 Система образования в Армении нуждается в инструменте оценки контроля качества - Минобразования. Информационно-образовательный портал СНГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cis.rudn.ru/document/show.action;jses sionid=A984D7C8586FF2DE31371398F7290AA4?document.id=1380
3 Система образования в Армении нуждается в инструменте оценки контроля качества - Минобразования. Информационно-образовательный портал СНГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cis.rudn.ru/document/show.action ;jsessionid=A984D7C8586FF2DE31371398F7290AA4?document.id=1380
117
0 совершенствовании качества образования в странах постсоветского ... I
сти, структурами по обеспечению качества образования Армении и РФ в январе 2014 г. был подписан меморандум о сотрудничестве. Стороны решили совместно организовать курсы по улучшению качества образования, способствовать процессу обмена сотрудников и экспертов, а также, учитывая принципы Болонского процесса, проводить консультации.1
С целью объединения, расширения и продвижения экспертного потенциала РФ и стран Содружества в сфере оценки качества образования, а также распространения существующего опыта оценки качества образования на евразийском пространстве в 2012г. была создана Евразийская Ассоциация оценки качества образования1 2. Основной целью Ассоциации как организационного объединения специалистов и организаций области оценки качества образования является обеспечение единой платформы для обсуждения, обмена мнениями, конструктивного сотрудничества наших коллег из центров оценки качества образования, исследователей, экспертов.
Ассоциация ставит перед собой следующие задачи:
- представление интересов профессионального сообщества, ориентированного на оценку качества образования;
- развитие экспертного потенциала и поддержка молодых специалистов, заинтересованных в развитии системы качества образования;
- содействие проведению экспертных исследований в области оценки и анализа качества образования, его инструментов и их конкретного приложения;
- содействие развитию методологии оценки качества образования.
Деятельность Ассоциации осуществляется по следующим основным
направлениям:
- разработка реализация проектов в сфере оценки качества образования, а также инструментов оценки качества образования;
- продвижение разработок, экспертизы и консалтинговых услуг в сфере образования за рубежом;
- стимулирование участия евразийских экспертов в международных
1 Структуры по обеспечению качества образования Армении и РФ подписали
меморандум о сотрудничестве. Armenpress [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://armenpress.am/rus/news/747380/strukturiy-po-obespecheniyu-kachestva-
obrazovaniya-armenii.html
2 Евразийская Ассоциация оценки качества образования (ЕАОКО) как форма организационного объединения специалистов и организаций сферы оценки качества образования была создана 25 июня 2012 г. ведущими российскими экспертами в области оценки качества образования для консолидации, расширения и продвижения экспертного потенциала России и стран СНГ в области оценки качества образования.
118
I Т.Э. Мариносян
конференциях, семинарах, совместных исследованиях и издательских проектах;
- организация тематических конференций, семинаров, тренингов в области управления образованием и оценки качества образования;
- предоставление исследовательских грантов на развитие инновационных методов оценки качества образования;
- обеспечение виртуального пространства для сотрудничества исследователей и ученых в области оценки качества образования;
- представление результатов научных исследований в периодическом рецензируемом журнале Ассоциации «Качество образования в Евразии»;
- создание Совета молодых исследователей в сфере оценки качества образования.
Российским тренинговым центром Российской академии образования (РАО) в 2013 г. в Республике Армения был проведен курс для специалистов в области образования, на котором были рассмотрены вопросы построения национальной системы оценки качества образования и возможные варианты использования программ в оценке учебных достижений школьников.1 В ходе курса, среди участников которого было более 40 представителей системы образования федерального и регионального уровней Российской Федерации, Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Кыргызской Республики, также обсуждалась роль национальных экзаменов и мониторинговых исследований качества образования. В рамках программы участники курса были ознакомлены с российским и зарубежным опытом по построению систем национальных экзаменов и мониторингов, с примерами применяемых инструментов оценки качества образования.
Национальная система оценки качества образования в РА1 2
Формирование системы оценки качества образования является одним из важных приоритетов развития образования Республики Армения. Система оценки качества образования призвана обеспечить обучающихся, их родителей, педагогические коллективы школ, преподавателей учрежде-
1 Проблемы системы оценки качества образования обсудят в Ереване. Агентство РИА Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/sn_ edu/20130924/965395005.html#ixzz30pvG38L9
2 Национальная система оценки качества образования в Армении создана с учетом опыта участия республики в международных исследованиях, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений - IEA (The International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
119
О совершенствовании качества образования в странах постсоветского ... I
ний профессионального образования, органы управления образованием всех уровней, работодателей, институты гражданского общества надежной информацией о состоянии и развитии системы образования на разных уровнях.
Система оценивания состоит в основном из трех основных видов оценочных мероприятий, соответствующих трем основным информационным потребностям или целям. К ним относятся:
- оценивание в классе для получения данных в реальном времени в помощь совершенствованию процессов учебы и преподавания в отдельных классах;
- экзамены для принятия решений в отношении динамики прохождения через образовательную систему конкретного учащегося;
- крупномасштабные исследования на уровне системы для мониторинга и предоставления актуальной для педагогов и руководителей информации об общих уровнях результативности в системе.
Необходимо отметить, что в практике РА, как и многих стран СНГ, оценивание в классе (формирующее оценивание) рассматривается как существенный элемент образовательных реформ, направленных на повышение учебных достижений учащихся, обеспечение равенства в обучении и поддержку образовательного процесса, цель которого «научить учиться».
До обретения Арменией независимости в 1991г. - в советский период - вступительные экзамены в высших учебных заведениях оценивались по 5-балльной системе. По этой же системе оценивались государственные экзамены (письменные) для окончания средней школы, также текущее оценивание по 5-балльной системе (письменная контрольная работа и устный опрос). С 1991 г. по настоящее время в стране проводятся внешние централизованные экзамены:
- единый экзамен вне зависимости от специальности;
- оценивание по 20-балльной системе;
- единая экзаменационная комиссия по проверке (предметные комиссии);
Выпускникам школ предоставляется возможность первоначального выбора сразу нескольких специальностей (высших учебных заведений).
В школах Армении с целью выявления процессов учебной активности оценка знаний текущей успеваемости (помимо баллов) производится, в том числе, без выставления отметок, что обычно сопровождается предложениями, замечаниями учителя относительно выполнения учащимися учебного задания и освоения учебного материала.
120
I Т.Э. Мариносян
В 2005 г. в республике был основан и действует в настоящее время Центр оценки и тестирования. При оценке качества образования базовыми методами установления фактических показателей являются экспертиза и измерение. Процедура проведения экспертизы и измерений устанавливается нормативными актами. Содержание контрольно-измерительных материалов, необходимых для оценки качества знаний, определяется на основе государственного образовательного стандарта1. Проведение необходимых оценочных процедур, разработка и внедрение моделей систем качества образования обеспечивается школами.
В 2007 г. в стране началось проведение единого экзамена по армянскому языку и литературе, в 2008 г. - единого экзамена по армянскому языку и литературе, математике и английскому языку, а с 2009г. проводятся единые экзамены по всем предметам.
Армения участвует в международном сравнительном исследовании качества образования TIMSS1 2. Ожидается, что Армения будет также принимать участие в международной мониторинговой программе PISA3 и международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS4.
Согласно результатам международного исследования TIMSS-2011, Армения имела следующие показатели5:
1 В Республике Армения устанавливаются и публикуются государственные образовательные стандарты, являющиеся основой оценки уровня образования и квалификации выпускников, независимо от формы полученного образования и организационно-правовой формы учебных заведений. Закон РА «Об образовании». Глава 2. Ст. ^Государственные образовательные стандарты.
2 TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования. Исследование проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA, которое позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов, а также выявить различия в национальных системах образования мира. Исследование проводилось в 2003, 2007, 2008 (Advanced), 2011 гг.
3 PISA (Programme for International Student Assesment) - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.
4 PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - Международное исследование качества чтения и понимания текста.
5 Министерство образования и науки РФ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Российская академия образования. Институт содержания методов обучения. Центр оценки качества образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1% 81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/2904/%D1%84%D0%B0%
121
0 совершенствовании качества образования в странах постсоветского ... I
- 437 (3,1) - 8-й класс по естествознанию;
- 416 (3,8) - 4-й класс по естествознанию;
- 467 (2,7) - 8-й класс по математике;
- 452 (3,5) - 4-й класс по математике.
В РА проводятся такие национальные исследования качества образования, как:
- HAAS1 - армянский язык и литература, история Армении;
- BAAS2 - физика (биология), химия (география);
Исследования в рамках Содружества Независимых Государств нацелены на сравнение образовательных систем и успеваемости учеников на плоскости стандартов СНГ, на материале общности программ обучения исследуемой тематики, в основе которой лежат общие ценности для стран-участниц Содружества: история (например, общая история о Великой Отечественной войне), русский язык и литература (общее культурное наследие) [1, С.46].
Для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства организация школьной системы оценки качества образования в Армении осуществляется следующими способами:
1. Балловое оценивание - осуществляется в конце преподаваемого материала и обучения, дает заключительное представление об успеваемости ученика, в то время как обучающее оценивание осуществляется в процессе обучения в целях выявления слабых и сильных сторон ученика. Оценка выставляется на основе результатов изучения учащимися материала темы на протяжении ее изучения с учетом итоговых полугодовых оценок, различных видов учебных работ (контрольных, практических, тематических) и учебной активности учеников.
2. Обучающее оценивание - осуществляется посредством проведения опросов, дискуссий и интервью с учащимися, викторин, тестов, анализа полученных ответов, а также иных форм.
В школах РА проводятся следующие окончательные экзамены:
- экзамены в младшей школе (4-й класс);
- экзамены в средней школе (9-й класс); 1 2
D0%B9%D0%BB/1451/12.12.11-TIMSS_2011.pdf
1 HAAS (аббревиатура на армянском языке) — национальное исследование по армянскому языку и литературе, истории Армении.
2 BAAS (аббревиатура на армянском языке) — национальное исследование по предметам естествознания (физика, химия).
122
I Т.Э. Мариносян
- экзамены в старшей школе (12-й класс).
В высших учебных заведениях Армении оценивание проводится следующим образом:
- промежуточные письменные оценивания по системе 20-балльной оценки;
- конечный устный экзамен по системе 5-балльной оценки;
- тестирование, которое проводится не во всех высших учебных заведениях;
- оценки по кредитной системе, на которую переходят некоторые высшие учебные заведения.
Ответственность за осуществление контроля качества образования возложена на Министерство образования и науки РА, школы, Центр оценки и тестирования, высшие учебные заведения.
По инициативе министра образования и науки Армена Ашотяна в республике при тестировании новых учебников и методических пособий, которое планируется ввести в обращение в средних школах страны, приглашаются родители учеников для участия в этом процессе.
Министр считает, что именно непосредственное участие родителей важно для получения качественного образования, что родители - сторона, которая заинтересована в получении достойного образования детьми, и в конечном итоге - создана блестящая возможность избавиться от низкопробных, алогичных и плохо написанных учебников [6].
В республике системно решаются вопросы качества и доступности образования. В условиях современных тенденций развивающейся мировой экономики, глобализации система образования РА, опираясь на интеграцию накопленного мирового опыта и передовых идей, переходит на инновационный путь развития.
Качественные преобразования подготовки кадров в РА соответствуют мировым тенденциям развития образования. В рейтинге по Индексу развития человеческого потенциала1, составленному на основе оценочных данных 2013 г., Армения занимала 87-е место с индексом - 0.73. По показателям рейтинговой системы оценивания уровня образования1 2 в странах
1 Индекс развития человеческого потенциала является комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для стран во всём мире.
2 Индекс уровня образования в странах мира - это комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций. Один из ключевых показателей социального развития. Используется для расчета Индекса развития человеческого потенциала в рамках специальной серии докладов ООН о развитии
123
0 совершенствовании качества образования в странах постсоветского ... I
мира в 2011 г. республика занимала 56-е место с индексом - 0.76.
В списке стран по уровню грамотности, приведенном по Докладу программы развития Организации Объединенных Наций за 2009 г., республика занимала 10-е место с показателем 99.7.
Руководствуясь мировыми тенденциями, система образования РА определила курс на построение системы ’’образования и обучения на протяжении всей жизни“. Реализация этого курса проходит в рамках системы непрерывного образования, охватывающей все уровни - от дошкольного до послевузовского и дополнительного образования взрослых. В настоящее время разрабатывается Стратегия развития непрерывного образования и План действий на 2011-2021 гг.[5, С.156].
Болонский процесс и качество образования в РА
Согласно Закону РА «Об образовании»* 1 целью высшего профессионального образования является подготовка и переподготовка кадров высокой профессиональной квалификации, удовлетворение потребностей личности в углублении образования на базе среднего общего и среднего профессионального образования. В республике действуют следующие разновидности высших учебных заведений: университет, институт, академия, консерватория. Статус высшего учебного заведения определяется формой его образовательных программ (очная, заочная, экстернат), организационно-правовой формой, наличием государственной аккредитации. В РА устанавливаются следующие квалификационные степени высшего профессионального образования: бакалавр; дипломированный специалист; магистр.
Перечень профессий (специальностей) высших учебных заведений, готовящих дипломированных специалистов, утверждает Правительство Республики Армения по представлению уполномоченного органа государственного управления образованием. Высшее учебное заведение в соответствии с его характером и в установленном законом порядке может реализовывать также и общеобразовательные и средние профессиональные образовательные программы по профессиям (специальностям), со-
человека.
Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования ее населения по двум основным показателям: - индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса); - индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).
1 Закон РА «Об образовании» был принят Национальным Собранием Республики Армения 14.04.1999.
124
I Т.Э. Мариносян
гласованным с уполномоченным органом государственного управления образованием.
В 2004 г. Армения ратифицировала Лиссабонскую конвенцию, а в 2005 г. присоединилась к Болонскому процессу. В результате структурных изменений в системе образования, предусмотренных Болонским соглашением, многие армянские высшие учебные заведения перешли на систему обучения «бакалавр-магистр», а также к кредитно-модульной системе обучения зачетных единиц. С начала 2006 г. по решению правительства РА был создан фонд «Национальный информационный центр академического взаимного признания и обмена» с целью улучшения процесса взаимного признания и эквивалентности академических квалификаций и способствования объективному признанию квалификации обучающихся, что даст им возможность свободно и гибко передвигаться между высшими учебными заведениями различных стран мира.
С момента присоединения к Болонскому процессу РА принимала активное участие в работе Болонских форумов, в подготовительных мероприятиях в составе рабочих групп. В 2012 г. на Восьмой Болонской конференции министров образования министру образования и науки Республики Армения А.Г. Ашотяну официально было передано руководство секретариатом и вице-президентские обязанности в Болонском процессе на период 2012-2015 гг. Армения, ставшая девятой по порядку и первой из стран - не членов Европейского Союза, будет проводить очередной Болонский форум, который состоится в столице Армении в 2015 г. Министерство образования РА считает, что до проведения Болонского форума армянские вузы будут обязаны претворить в жизнь «программу минимум»: обеспечение качества образования, внедрение национальной квалификационной структуры и институциональной аккредитации [3, С.73].
Интеграция Армении в европейское образовательное пространство посредством присоединения армянских высших учебных заведений к Болонскому процессу дает возможность стране повысить качество образования и его конкурентоспособность в Европе, ознакомиться с системами образования в европейских странах, использовать опыт работы их учреждений в процессе модернизации отечественной системы образования.
Согласно Болонскому соглашению армянским студентам обеспечивается академическая мобильность через введение зачетных единиц, которые можно набрать в различных учебных заведениях, а также предоставляется возможность получения конвертируемого диплома и, соответственно, работы в любой европейской стране, подписавшей Болонское соглашение.
125
О совершенствовании качества образования в странах постсоветского ... I
Переход армянских высших учебных заведений на кредитную систему является одной из важных задач Болонского процесса, условием совместимости и гибкости образовательных систем и квалификаций. С целью обеспечения внедрения кредитной системы с 2007 г. во всех государственных высших учебных заведениях осуществляются работы по переподготовке профессорско-преподавательского состава. В настоящее время утверждено положение об организации учебного процесса в высших учебных заведениях по кредитной системе.
Очевидно, что именно качество образования, обеспечиваемого образовательной системой страны, определяет уровень ее социально-экономического развития и качество жизни населения.
Литература
1. Багдасарян А.Г. Многомерные исследования в области оценки качества образования // Качество образования в Евразии. - 2013. - №1. - C. 37-50.
2. Куровская Ю.Г. Формирование картины мира в учебниках немецкого языка // Ценности и смыслы. - 2013. - №6. - С.70-78.
3. Лукичев Г.А. Значение Лиссабонской конвенции о признании для международной интеграции в сфере образования М.: РУДН, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russianenic.ru/publications/DOC/b12e13. pdf
4. Мкртчян Л.О. Развитие образования Республики Армения // Проблемы управления. - 2007. - № 3 (24). - С. 48-56.
5. Саргсян А.С., Авагян А.А., Маранджян Т.Б., АванесянВ.М. Достижения и перспективы развития непрерывного образования в Армении // Человек и образование. - 2010. - №4 (25). - С. 152-157.
6. Ani Julhakyan. Создавайте качество образования. Radiovan.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.radiovan.fm/
sozdavayte-kachestvo-obrazovaniya/
126