Научная статья на тему 'Межправительственные соглашения в сфере образования Баласанян Л. Г.  как фактор прогнозирования образовательных процессов в странах постсоветского пространства'

Межправительственные соглашения в сфере образования Баласанян Л. Г. как фактор прогнозирования образовательных процессов в странах постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Прогнозирование в образовании / Содружество Независимых Государств / межправительственные соглашения / российско-армянские образовательные связи / образовательное пространство. / forecasting in education / Commonwealth of Independent States / intergovernmental agreements / Russian-Armenian educational links / educational

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мариносян Т. Э., Баласанян Л. Г.

Цель статьи — изучение роли межправительственных соглашений в сфере образования как фактора прогнозирования образовательных процессов в странах постсоветского пространства. Методология и методы исследования — изучение истории и современного состояния взаимоотношений между Россией и Арменией в области образования и педагогики. Результаты исследования. Анализ взаимоотношений между Россией и Арменией в области образования может способствовать структурированию возможной модели развития взаимодействия стран постсоветского пространства в сфере образования, а сам факт многовековых российско-армянских образовательно-педагогических связей может послужить примером подражания в создании межгосударственных культурно-просветительских связей в целом между странами и Содружества, и Балтии. Заключение. Авторы настоящей статьи полагают, что при прогнозировании развития систем образования в странах постсоветского пространства необходимо учитывать, наряду с социально-экономическими факторами, интеграционные процессы, разворачивающиеся как на территории Содружества Независимых Государств, Прибалтики, так и в мире в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мариносян Т. Э., Баласанян Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intergovernmental agreements in the field of education as a factor in predicting educational processes in the countries of the post-Soviet space

Introduction. The article is devoted to the role of intergovernmental agreements in the field of education as a factor in forecasting educational processes in the countries of the post-Soviet space. The authors of this article suppose that in forecasting the development of education systems in the countries of the post-Soviet space, it is necessary to take into account, parallel with social and economic factors, the integration processes unfolding both in the territory of the Commonwealth of Independent States, the Baltic States, and in the world as a whole. Research Methods. The philosophical and cultural analysis of the relations between Russia and Armenia in the field of education and pedagogy, as well as the generalizations and conclusions drawn from the existing experience can contribute to the development of these relations, the understanding of the importance and necessity for all the countries of the Commonwealth, the functioning of a unified educational space, considering the new historical and political conditions. Results. The analysis of the relations between Russia and Armenia in the field of education can contribute to the structuring of a possible model for the development of interaction between the countries of the post-Soviet space in the sphere of education. Conclusions. The authors of this article suppose that in forecasting the development of education systems in the countries of the post-Soviet space, it is necessary to take into account, parallel with social and economic factors, the integration processes unfolding both in the territory of the Commonwealth of Independent States, the Baltic States, and in the world as a whole.

Текст научной работы на тему «Межправительственные соглашения в сфере образования Баласанян Л. Г. как фактор прогнозирования образовательных процессов в странах постсоветского пространства»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

Т. Э. Мариносян

Кандидат философских наук, ученый секретарь, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» E-mail: moscowline@ mail.ru

Л. Г. Баласанян

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, Президент Армянской ассоциации учителей русского языка и литературы E-mail: liliyabalasan@ mail.ru

МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Цель статьи — изучение роли межправительственных соглашений в сфере образования как фактора прогнозирования образовательных процессов в странах постсоветского пространства.

Методология и методы исследования — изучение истории и современного состояния взаимоотношений между Россией и Арменией в области образования и педагогики.

Результаты исследования. Анализ взаимоотношений между Россией и Арменией в области образования может способствовать структурированию возможной модели развития взаимодействия стран постсоветского пространства в сфере образования, а сам факт многовековых российско-армянских образовательно-педагогических связей может послужить примером подражания в создании межгосударственных культурно-просветительских связей в целом между странами и Содружества, и Балтии.

Заключение. Авторы настоящей статьи полагают, что при прогнозировании развития систем образования в странах постсоветского пространства необходимо учитывать, наряду с социально-экономическими факторами, интеграционные процессы, разворачивающиеся как на территории Содружества Независимых Государств, Прибалтики, так и в мире в целом.

Как цитировать статью: Мариносян Т. Э., Баласанян Л. Г. Межправительственные соглашения в сфере образования как фактор прогнозирования образовательных процессов в странах постсоветского пространства // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, №3 (39). С.96-109.

Ключевые слова: прогнозирование в образовании, Содружество Независимых Государств, межправительственные соглашения, российско-армянские образовательные связи, образовательное пространство.

В настоящее время во всех развитых странах мира прогнозированию развития системы образования придается очень большое значение. Статистика утверждает, что «затраты на исследования и разработки в этом направлении составляют ежегодно около 2 % всех ассигнований на науку в области образования. Выигрыш от исследований и разработок более чем в 50 раз превышает затраты, связанные с их проведением [9].

Как известно, прогнозирование развития систем образования в различных странах мира осуществлялось и осуществляется в ходе разработки прогноза социально-экономического развития этих государств на очередной период с учетом таких факторов, как экономический рост и рост численности населения, и охватывает параметры, характеризующие состояние системы образования. Эти прогнозы строились на основе экстраполирования сложившихся темпов изменения состояния экономики на последующий прогнозный период, и только относительно недавно при прогнозировании развития систем образования ученые и специалисты стали учитываться такие факторы, как мощный рост научных знаний, стремительное развитие науки и техники, а также кардинальные геополитические изменения последнего десятилетия.

25 лет Содружества Независимых Государств — это возраст поколения. Педагогическая общественность первой осознала, что родилось и выросло новое постсоветское поколение, имеющее собственные идеалы, свое отношение к своей стране, собственный независимый опыт и видение современного мира. На протяжении четверти века со дня своего основания Содружество продолжает активно искать пути совершенствования интеграционной модели своего развития, оптимальной для стран, входящих в его состав. При этом на всех этапах своего развития СНГ также прогрессирует в свете как национальных, так и глобализа-ционных процессов.

Современная образовательная парадигма стран Содружества Независимых Государств ориентирована на устойчивое интеллектуальное и культурное развитие нового поколения, а концептуальной основой образования являются идеи гуманизации, демократизации и перспективности образования, которые, безусловно, невозможно представить без нового концептуального осмысления путей развития

интеграционных процессов между образовательными сообществами стран СНГ и других государств постсоветского пространства.

С изменением социально-экономических условий развития стран постсоветского пространства, а также с появлением новых тенденций в их развитии «перед учеными встали новые исследовательские задачи, связанные с разработкой методологических оснований региональной политики в своих странах и прикладных исследований, обеспечивающих программное целевое развитие регионов в различных сферах деятельности, в том числе в области образования» [4].

Говоря о взаимоотношениях между странами постсоветского пространства, необходимо учитывать не только страновые, но и глобальные риски. Как считают О. Б. Иванов и С. В. Иванова, в современном мире системы образования государств наименьшим образом подготовлены к управлению рисками. По мнению ученых, «в новых геополитических, социальных, экономических условиях перед национальными системами образования стоит задача создания системы выявления, идентификации, оценки и управления рисками. В образовательном пространстве, в отличие от представлений правительств, глобальных бизнес-структур, вопросы рисков даже и не поднимаются. Обратимся к очередной попытке Всемирного экономического форума в Давосе дать анализ и обобщение наиболее опасных для мирового сообщества рисков. Глобальные риски ежегодно определяются по пяти группам: экономические, экологические, геополитические, социальные и технологические. Хотя следует подчеркнуть, что влияние отдельных рисков затрагивает в большинстве случаев не одну конкретную группу, а несколько или все. Вместе с тем определяются наиболее существенные признаки отнесения конкретных рисков к той или иной группе. Все вышеназванные глобальные риски в той или иной степени оказывают самое прямое влияние на образовательное пространство, причем невозможно абстрагироваться от одной группы рисков, говоря об их влиянии на систему образования, так как для образовательного пространства все эти риски носят комплексный характер» [1].

Прогнозирование образовательных процессов в странах постсоветского пространства невозможно как без учета вышеприведенных рисков, так и без изучения и анализа истории связей между этими государствами в сфере образования и педагогики. Становится очевидным, что «современные формы взаимоотношений между странами

СНГ и их народами, желание и потребность сохранить дружбу между ними, а также тенденции и перспективы развития культурных, научных, образовательных связей между государствами Содружества делают необходимым изучение истории этих связей, их основ и хода развития. Пример истории взаимоотношений между Россией и Арменией в области образования и педагогики свидетельствует о том, что субъекты государства объединяли не только их экономические, политические интересы, но и духовные, культурные, мировоззренческие ценности народов» [2].

С первых же лет создания СНГ Республика Армения, с позиции взаимоотношений педагогической науки и образования, участвовала в процессах по формированию и укреплению единого образовательного пространства Содружества, сохранению и воспроизводству культурных общечеловеческих ценностей, способствующих эффективному решению имеющихся многочисленных проблем. При этом надо отметить, что взаимоотношения между различными странами Содружества имеют свои характерные отличительные особенности. К примеру, связи России и Армении, которые строятся в области образования, в условиях глобализации носят скорее неформальный характер и основываются на культурных, философских, духовных и социальных началах, имеющих глубокие исторические корни. Российско-армянские педагогические связи имеют давнюю историю благодаря многовековой дружбе и культурным отношениям русского и армянского народов.

За 25 лет в сфере образования Армении были осуществлены достаточно серьезные системные преобразования, которые были необходимы для создания национальной системы в этой области. На этом пути сделано все возможное, чтобы сохранить достижения советского периода и внедрить инновационные процессы, которые имеют место в образовательных системах США, стран Западной Европы.

Формирование в мире в конце 1990-х новых образовательных пространств оказало существенное влияние на содержание Государственной концепции развития образования в Республике Армения.

Система образования Армении всегда была заинтересована в усилении межгосударственного сотрудничества, направленного на расширение профессиональных связей и проведение различных мероприятий в сфере образования и педагогики. Данная направленность является серьезным показателем заинтересованности России и Армении в укреплении максимально приближенных образовательных систем. Сегодня говорить

о едином образовательном пространстве, на наш взгляд, преждевременно, однако необходимо рассматривать все возможные ресурсы по нормативному взаимопризнанию, гуманитарному взаимообогащению и всестороннему сотрудничеству, так как реальные обстоятельства жизнедеятельности государств Содружества диктуют новые условия их взаимоотношений в политической, экономической, культурной и других сферах.

Надо отметить, что в последние годы активность исследований образовательных интеграционных процессов с позиций гуманитарного знания в целом и философии образования в частности повысились. В анализ проблем образовательных связей между различными странами, интеграционных процессов вовлечены как руководители учебных заведений, специалисты в области экономики и политики, так и историки, психологи, философы, социологи, этнологи. Перед исследователями встают серьезные проблемы, так как «при рассмотрении процесса формирования единого образовательного пространства СНГ как двуединого — регионализации-глобализации — перед педагогами-исследователями встают задачи выявить противоречия между регионализацией и глобализацией образовательного пространства с социокультурных позиций, раскрыть их диалектическую взаимосвязь; определить понятие «образовательное пространство» в контексте процесса интернационализации; выявить исторические закономерности формирования и развития межгосударственных образовательных связей на основе культурологических, социально-философских методологических ориентаций» [3].

13-15 октября 2016 года в Ереване состоялись Пятый российско-армянский межрегиональный форум, Первый Международный форум евразийского партнерства и Второй молодежный форум Россия-Армения «Общий взгляд в будущее» [6], в рамках которых прошли круглые столы, семинары, заседания. На форумах отмечалось, что система двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений должна больше внимания уделить современному взаимодействию наших стран по таким направлениям, как подготовка кадров, формирование условий для осуществления контроля качества образования, создание совместных учебных заведений. На одном из круглых столов обсуждались вопросы гуманитарного сотрудничества, дальнейших приоритетов и форм сотрудничества России и Армении.

Как в государствах — участниках СНГ, так и в Армении создана

нормативно-правовая база сотрудничества и развития интеграционных процессов в области образования. Действует ряд межправительственных договоров: Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств, Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств и Межгосударственная программа ее реализации, Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в СНГ.

Очевидно, что основной задачей этих соглашений, концепций, программ, организаций является дальнейшее расширение всестороннего взаимодействия системы образования России с системами образования стран Содружества. С этой целью проводятся совместные мероприятия по сохранению как исторически сложившихся культурных традиций, так и русского языка. Одна из таких программ — «Федеральная целевая программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств», в рамках которой в общеобразовательные школы с русским языком обучения осуществляются поставки учебников, учебно-методической литературы и мультимедийных обучающих программ. Программа также осуществляет информационное и научно-методическое обеспечение по изучению русского языка, созданию сети центров обучения, в том числе дистанционного.

Надо отметить, что в современной системе образования уже функционируют соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях и о предоставлении гражданам государств — участников СНГ равных прав на поступление в учебные заведения [8].

Активную роль в развитии интеграционных процессов в сфере образования играет Евразийская ассоциация университетов (ЕАУ), созданная ведущими университетами стран СНГ, которая рассматривает проблемы развития национального образования, задачи сохранения и обеспечения эквивалентности университетских дипломов, развития сотрудничества университетов — членов Ассоциации в области образования и университетской науки, основные учебно-методические вопросы совершенствования университетского образования.

В рамках Форума 3 ноября 2015 года в Ереване был подписан

Меморандум о намерениях по формированию Ассоциации образовательных организаций высшего образования Российской Федерации и Республики Армения. Документ подписали тридцать шесть вузов России и Армении.

При этом надо отметить, что непрерывное развитие информационных технологий в образовательных системах стран Содружества сегодня способствует свободному и разноуровневому установлению межвузовских связей в сфере высшего образования, укреплению сотрудничества между учебными заведениями, а также академической мобильности студентов, аспирантов на пространстве СНГ.

В настоящее время в Армении действует шесть высших учебных заведений как в качестве филиалов российских вузов, так и совместно созданных образовательных учреждений, занявших определенную нишу в образовательном пространстве страны:

1. Российско-Армянский (Славянский) университет;

2. Филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова;

3. Ереванский филиал Российского государственного университета туризма и сервиса;

4. Ереванский филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права;

5. Ереванский филиал Российского государственного университета туризма и сервиса;

6. Филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

7. Филиал Московского университета экономики, статистики и информатики.

В условиях глобализации и стремительного расширения информационного пространства особую важность приобретают вопросы усиления научно-творческого потенциала и подготовки высококвалифицированных специалистов. В рамках межправительственных соглашений совместно с российской высшей школой решается также вопрос послевузовского образования посредством обеспечения местами в аспирантуре граждан Армении, получивших право на продолжение образования в России по программе государственных стипендий. Ежегодно Министерство образования и науки РФ выделяет для Армении государственные стипендии на обучение армянских студентов и аспирантов в вузах РФ. Расширению

сотрудничества между вузами, школами и другими образовательными учреждениями РФ и РА также способствует функционирование различных общественных организаций, объединяющих преподавателей русского языка и русскоязычных специалистов в различных областях деятельности.

В настоящее время в Армении действуют государственные высшие учебные заведения, в которых ведется подготовка учителей русского языка и литературы, функционируют аспирантура, докторантура, ведется подготовка соискателей. Систематически проводятся семинары и конференции для преподавателей-русистов, приглашаются ведущие специалисты-филологи и лингвисты из России.

За последнее время для армянской педагогической общественности важной задачей в рамках новой педагогической парадигмы стало осмысление и исследование новых идей и опыта национальной и зарубежных теорий и методик. Появилась необходимость не только оценить и использовать их вклад в теорию и практику личностно ориентированного образования, занимающего ведущую позицию в мировой педагогической науке, но и осуществить взаимодействие педагогической науки и практики, так как их взаимная обусловленность в условиях глобализации, учет и реализация педагогических аспектов различных сфер человеческой деятельности сегодня являются актуальными проблемами. Данные исследования необходимы для определения путей преодоления кризисных явлений в сфере образования.

Российско-армянское сотрудничество в сфере образования всегда было и остается одним из приоритетных направлений в социально-культурном развитии Армении — страны с многовековой историей образования.

После провозглашения независимости Республики Армения от Советского Союза перед системой образования страны остро встал вопрос о создании новой учебно-методической литературы. Несмотря на определенные сложности в сфере книгоиздания, связанные с резким снижением финансирования, вопросы относительно издания и обеспечения учебными книгами окончательно были решены в 1997-2001 гг. в рамках проведения кредитной программы «Реформы в системе управления и финансирования образования». В настоящее время система образования в стране действует в рамках «Закона Республики Армения об образовании», принятого Национальным Собранием РА в 1999 г.,

Государственной программы развития образования Армении на 20112015 гг., государственных стандартов образования, утвержденных правительством РА. При Министерстве образования и науки Армении созданы профессиональные предметные комиссии, которые в данный момент разрабатывают новые проекты и концепции, в частности Концепцию функционирования русского языка в Армении. Одним из основных положений данной Концепции является учет активно расширяющейся интеграции народов и государств, а также роль русского языка в этих процессах, перераспределение общественных функций различных языков, сохранение уже существующих и развитие и распространение новых типов многоязычия. Хотелось бы отметить, что в Государственной программе языковой политики Республики Армения закреплен тот факт, «что преимущество государственного языка Республики Армения гармонично сочетается с сохранением языков национальных меньшинств в соответствии с нормами международного права и языковой политики Совета Европы на основании принципа взаимного уважения по отношению ко всем культурам» [5].

С 1999 года в республике функционирует порядка 60 школ с углубленным обучением русскому языку, в 45 школах имеются классы с русским языком обучения. Во всех общеобразовательных школах Республики Армения с армянским языком обучения со 2-го по 12-й классы русский язык является обязательным учебным предметом.

В РА также имеются школы Министерства обороны и пограничного управления ФСБ РФ, в которых преподавание ведется на русском языке и по российским учебникам и программам. Выпускники этих школ сдают ЕГЭ РФ.

В общеобразовательных школах Армении ежегодно проводятся школьные, региональные и республиканские олимпиады по русскому языку. Стали традиционными Фестиваль русской песни, проводимый Союзом армян России, Дни русской словесности и конкурс «Лучший учитель года».

В Армении также функционирует Армянская ассоциация учителей русского языка и литературы, целью которой является создание условий для профессионального развития учителей русского языка и литературы в республике. Среди задач Ассоциации — совершенствование системы обмена опытом между учителями русского языка, содействие работе по реализации инновационных технологий в педагогической деятельности

учителей русского языка и литературы, организация методической и практической помощи учителям русского языка в подготовке учащихся к участию в олимпиадах на территории РФ и обучению в российских вузах.

Надо отметить, что Ассоциация и другие общественные организации все свои проекты реализуют совместно с Российским центром науки и культуры в Ереване (комментарий 1), целями и задачами которого являются популяризация русского языка в Армении, расширение и укрепление образовательного пространства русского языка и русской культуры, создание необходимых условий для практического применения русского языка, получение образования на русском языке, оказание содействия в изучении и распространении русского языка как неотъемлемой части мировой культуры, действенного инструмента развития интеграционных процессов и межнационального общения и рабочего языка Содружества Независимых Государств.

В Российском центре науки и культуры в Ереване действуют курсы русского языка для детей различных возрастных групп, которые хотят углубить свое знание русского языка и расширить сферу его использования, а также для сотрудников государственных учреждений и силовых структур, работников различных промышленных предприятий и сферы услуг (краткосрочные и интенсивные курсы). Проводятся курсы как для выпускников российских и советских вузов, стремящихся поддерживать свой уровень знаний русского языка, так и для молодых людей, желающих получить высшее образование в России.

В РА проводятся ежегодные конференции, семинары, посвященные теории и методике преподавания русского языка, издается профессиональный журнал для преподавателей «Русский язык в Армении», учредителями которого являются Министерство образования и науки РА, ОО Армянская ассоциация «Педагогическая инициатива» и Национальный институт образования.

Развитие отношений РФ и РА в области образования, педагогики, изучения русского языка, подготовки кадров для наших стран направлено на укрепление и развитие образовательного пространства и обеспечивается сегодня школами, вузами и общественными организациями как через реализацию межправительственных соглашений, так и посредством проведения совместных семинаров, конференций, круглых столов. Отделом диаспоры Управления международных отношений

Министерства образования и науки РА организуются горизонтальные связи, взаимные посещения, обмен опытом, обеспечение школ учебниками и учебными материалами и др.

Примером продуктивного сотрудничества являются российские школы, учебные центры при высших учебных заведениях, организующие изучение армянского языка, литературы, истории и культуры нашего народа. В частности, на базе Московского государственного лингвистического университета с 2001 года действует Центр армянского языка и культуры. Такая форма сотрудничества была запланирована межправительственными соглашениями РФ и РА.

В укрепление и развитие сотрудничества между государствами — участниками СНГ в сфере образования, науки и культуры весомый вклад вносят такие организации, как Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству — Россотрудничество, Фонд «Русский мир», Совет по гуманитарному сотрудничеству государств — участников СНГ. Программы и проекты этих организаций направлены на взаимообогащение национальных культур и накопление в странах СНГ научно-образовательного потенциала, способствующего интеграции образовательных сфер Содружества.

В Армении действуют также десятки международных и местных организаций, таких как UNICEF, UNESCO, UNDP, USAID и др., способствующих внедрению новых предметов, распространению новых методик обучения, подготовке и переподготовке учителей, специалистов системы образования. Таким образом, в образовательную политику естественным образом привносятся и тенденции развития международного образовательного сообщества в условиях глобализации. Надо отметить, что проводимая в стране «политика содействия международному сотрудничеству призвана содействовать повышению качества и рейтинга образования в Армении в глазах международного сообщества и включению армянских образовательных учреждений в международные образовательные сети» [7]. Интегрирование Республики Армения в мировое образовательное пространство происходит как путем сотрудничества с Советом Европы и Союзом Европы, так и путем восстановления и расширения взаимоотношений со странами Содружества.

На межправительственном уровне, в рамках Конференции министров образования стран Содружества и Совета по сотрудничеству в области

образования, систематически обсуждаются вопросы, представляющие взаимный интерес для стран.

Договорно-правовая база отношений между РФ и РА периодически пополняется новыми соглашениями и протоколами, затрагивающими различные сферы сотрудничества, а двусторонний диалог между странами на всех уровнях носит интенсивный и доверительный характер. В настоящее время на повестке дня обеих стран — реформы в рамках Болонского процесса, которые сопровождаются соответствующими преобразованиями структуры и содержания высшего образования. Наряду с имеющимися межправительственными соглашениями о сотрудничестве существует также форма двусторонних взаимодействий между российскими и армянскими школами и высшими учебными заведениями. Россия в основном представлена учебными заведениями Москвы и Санкт-Петербурга.

Межгосударственные образовательные связи России и Армении и других государств — участников СНГ становятся фактором укрепления гуманитарного сотрудничества, а образование в современных условиях является одним из наиболее эффективных способов международного общения. В век глобализации обмен информацией, специалистами, научными исследованиями, образовательными достижениями стал обязательным условием экономического и социального успеха любой страны мира, так как от этого зависит будущее современного гуманитарного и технологического прогресса.

Философско-культурологический анализ взаимоотношений России и Армении в области образования и педагогики, обобщения и выводы, сделанные из имеющегося опыта применительно к новым, изменившимся социально-историческим и политическим условиям, могут способствовать развитию этих отношений, пониманию важности и необходимости функционирования единого образовательного пространства для всех стран Содружества, их выходу на новый уровень взаимоотношений, обеспечивающих условия содержательного прогресса в культуре этих стран, а также прогнозированию образовательных процессов в странах постсоветского пространства. Анализ также может способствовать структурированию возможной модели развития взаимодействия стран постсоветского пространства в сфере образования, а сам факт многовековых российско-армянских образовательно-педагогических связей может послужить примером подражания в создании межгосудар-

ственных культурно-просветительских связей в целом между странами и Содружества, и Балтии.

Авторы настоящей статьи полагают, что при прогнозировании развития систем образования в странах постсоветского пространства необходимо учитывать, наряду с социально-экономическими факторами, интеграционные процессы, разворачивающиеся как на территории Содружества Независимых Государств, Прибалтики, так и в мире в целом.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.8520.2017/БЧ).

Комментарии

1. Российский центр науки и культуры в Ереване был открыт 16 апреля 2009 года. Деятельность Российского центра науки и культуры находится под эгидой Посольства Российской Федерации в Республике Армения и осуществляется на основе Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 29 августа 1997 г.

Литература

1. Иванов О. Б., Иванова С. В. Формирование современного образовательного пространства: междисциплинарный взгляд // Философские науки. 2016. № 1. С. 42.

2. Мариносян Т. Э. Основания и факторы становления и развития российско-армянских образовательных и педагогических связей // Проблемы современного образования. 2010. № 3. С. 48.

3. Мариносян Т. Э. Укрепление единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств с позиции взаимоотношений педагогической науки и образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 3 (12). С. 82.

4. Мариносян Т. Э., Куровская Ю. Г. Регионализация образования в странах постсоветского пространства: предпосылки, результаты, положение русского языка (на примере стран Закавказья и Балтии) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 1 (35). Т. 1,. С. 108.

5. Мариносян Т. Э., Куровская Ю. Г. Роль русского языка в формировании единого образовательного пространства СНГ: нормативно-правовой аспект (Россия — Армения). Правовые механизмы обеспечения стабильности и безопасности государства: международный и национальный аспекты : сб. науч. ст. по мат-лам XI Международной науч.-практ. конф. 27-29 апреля 2016. Ереван; Ростов-на-Дону. 2016. С. 65.

6. Новый формат евразийского сотрудничества [Электронный ресурс] // Национальный комитет по исследованию БРИКС [сайт]. Режим доступа: http://www.nkibrics.ru/posts/ show/5804d4b76272696e91100000 (дата обращения: 10.10.2016).

7. СНГ на пути к открытым образовательным ресурсам: аналитический обзор. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. 2011. С. 48.

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях [Электронный ресурс] [Ереван, 15 сентября 2001 года] / Национальный информационный центр по вопросам признания образования и (или) квалификации, ученых степеней и званий, полученных в иностранном государстве. Режим доступа: http://nic.gov.ru/ru/docs/ foreign/confirmation/idokb_3257_228023 (дата обращения: 18.11.2016).

9. Тодосийчук А. В. Образование в документах // Образование в документах. 2008. № 7 (176). С. 66.

I T. Э. MapMHoeqH, .n. r. EanacaHHH

References

1. Ivanov O. B., Ivanova S. V., Formirovanie sovremennogo obrazovatel'nogo prostranstva: mezhdistsiplinarnyy vzglyad // Filosofskie nauki.— 2016.— № 1.— S. 42.

2. Marinosyan T. E. Osnovaniya i faktory stanovleniya i razvitiya rossiysko-armyanskikh obrazovatel'nykh i pedagogicheskikh svyazey // Problemy sovremennogo obrazovaniya.— № 3.— 2010.— S. 48.

3. Marinosyan T. E. Ukreplenie edinogo obrazovatel'nogo prostranstva Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv s pozitsii vzaimootnosheniy pedagogicheskoy nauki i obrazovaniya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika.— 2013.— № — 3(12).— S.82.

4. Marinosyan T. E., Kurovskaya YU.G. Regionalizatsiya obrazovaniya v stranakh postsovetskogo Kurovskaya YU.G. prostranstva: predposylki, rezul'taty, polozhenie russkogo yazyka (na primere stran Zakavkaz'ya i Baltii) // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika.— 2017. T. 1, № 1 (35). S. 108.

5. Marinosyan T. E., Kurovskaya YU.G. Rol' russkogo yazyka v formirovanii edinogo obrazovatel'nogo prostranstva SNG: normativno-pravovoy aspekt (Rossiya — Armeniya). Pravovye mekhanizmy obespecheniya stabil'nosti i bezopasnosti gosudarstva: mezhdunarodnyy i natsional'nyy aspekty. Sbornik nauchnykh statey po materialam XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 27-29 aprelya 2016 — Erevan.— Rostov-na-Donu. 2016.— S. 65.

6. Novyy format evraziyskogo sotrudnichestva. Natsional'nyy komitet po issledovaniyu BRIKS. 2016-10-16. URL: http://www.nkibrics.ru/posts/show/5804d4b76272696e91100000

7. SNG na puti k otkrytym obrazovatel'nym resursam. Analiticheskiy obzor. Institut YUNESKO po informatsionnym tekhnologiyam v obrazovanii. 2011.— S. 48.

8. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki Armeniya

0 vzaimnom priznanii dokumentov ob obrazovanii, uchenykh stepenyakh i uchenykh zvaniyakh (Erevan, 15 sentyabrya 2001 goda). Natsional'nyy informatsionnyy tsentr po voprosam priznaniya obrazovaniya

1 (ili) kvalifikatsii, uchenykh stepeney i zvaniy, poluchennykh v inostrannom gosudarstve. URL: http:// nic.gov.ru/ru/docs/foreign/confirmation/idokb_3257_228023

9. Todosiychuk A. V. Obrazovanie v dokumentakh // Obrazovanie v dokumentakh. № 7 (176).— 2008.— S. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.