Научная статья на тему 'Деятельность славянских университетов как фактор укрепления единого гуманитарного и образовательного пространства государств - участников СНГ'

Деятельность славянских университетов как фактор укрепления единого гуманитарного и образовательного пространства государств - участников СНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS) / СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / SLAVONIC UNIVERSITY / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ / HUMANITARIAN COOPERATION OF THE CIS COUNTRIES / UNIFIED (COMMON) EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL INSTITUTIONS WHERE TEACHING IS CONDUCTED IN RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мариносян Тигран Эмильевич

В статье рассматривается вклад славянских университетов в формирование единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (СНГ). Славянские университеты в странах СНГ, являясь очагами образования и культуры, способствуют не только развитию и взаимообогащению культуры народов, формированию единого образовательного пространства, но и интеграции в сфере экономики и науки. Эти учебные заведения также играют особую роль в распространении русской словесности и культуры в странах Содружества, благодаря чему обеспечивается сохранение и распространение русского языка языка, способствующего развитию информационно-культурного пространства СНГ, языка межнационального общения, традиционно играющего важную роль в интеграционных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мариносян Тигран Эмильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF SLAVIC UNIVERSITIES AS A FACTOR FOR STRENGTHENING THE UNIFIED HUMANITARIAN AND EDUCATIONAL SPACE OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS) COUNTRIES

The contribution of Slavonic Universities to formation of unified (common) educational space of the Commonwealth of Independent States (CIS) is considered in the article. The Slavonic Universities in the CIS, as centers of education and culture, facilitate not only the development and mutual enrichment of the culture of peoples, formation of unified educational space, but also the integration in the field of economy and science. These educational establishments also play a specific role in the spread of Russian literature and culture in the CIS countries. This provides the preservation and promotion of the Russian language the language promoting the development of information and cultural space of the CIS, the language of international communication, traditionally playing an important role in the integration processes.

Текст научной работы на тему «Деятельность славянских университетов как фактор укрепления единого гуманитарного и образовательного пространства государств - участников СНГ»

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЕМЕ: ИДЕНТИЧНОСТЬ

УДК 37

Деятельность славянских университетов как фактор укрепления единого гуманитарного и образовательного пространства государств — участников СНГ

В статье рассматривается вклад славянских университетов в формирование единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (СНГ). Славянские университеты в странах СНГ, являясь очагами образования и культуры, способствуют не только развитию и взаимообогащению культуры народов, формированию единого образовательного пространства, но и интеграции в сфере экономики и науки. Эти учебные заведения также играют особую роль в распространении русской словесности и культуры в странах Содружества, благодаря чему обеспечивается сохранение и распространение русского языка — языка, способствующего развитию информационно-культурного пространства СНГ, языка межнационального общения, традиционно играющего важную роль в интеграционных процессах.

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств (СНГ), Славянский университет, гуманитарное сотрудничество государств — участников СНГ.

Т.Э. Мариносян

На протяжении более 20 лет со дня своего основания Содружество Независимых Государств (СНГ) активно ищет пути совершенствования интеграционной модели развития, оптимальной для стран, входящих в его состав. При этом на всех этапах своего развития СНГ также прогрессирует в контексте как национальных, так и глобализационных процессов. Известно, что некоторые страны СНГ, стремящиеся к более тесному взаимному сотрудничеству, учредили и действуют в формате различных интеграционных объединений, таких как Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз. Успешность деятельности перечисленных и других интеграционных союзов в определенной степени зависит от фактора гуманитарного сотрудничества, призванного стать эффективным механизмом взаимодействия между государствами Содружества.

© Мариносян Т.Э., 2014

29

Деятельность славянских университетов как фактор укрепления...

Предполагается гуманитарное сотрудничество не на уровне деклараций и подписанных соглашений, а как действующий организм, способствующий духовному единению народов, взаимообогащению культур [2].

В последние годы намечается тенденция активизации взаимодействия стран Содружества в гуманитарной сфере. Этому способствуют как решения, принятые на межгосударственном уровне, так и взаимодействие образовательных учреждений, культурно-просветительских центров, общественных организаций по линии народной дипломатии. В рамках гуманитарного сотрудничества страны СНГ особое внимание уделяют сотрудничеству в сфере образования. Развитие сотрудничества между странами СНГ в сфере образования, бесспорно, способствует интеграции наших народов, и очевидно, что важно учесть роль традиционных образовательных связей между странами СНГ.

В результате распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991 году была разрушена единая система образования со своей общей для всех республик нормативно-правовой базой, единым языком общения и обучения. Страны Содружества Независимых Государств — бывшие республики СССР (кроме Латвии, Литвы, Эстонии) — начали разрабатывать собственные национальные образовательные системы, некоторые из них — базируясь на советской образовательной системе, другие — ориентируясь на западные образовательные нормы и правила. Вместе с тем, к сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция сужения сферы применения русского языка в странах Содружества, что, в свою очередь, приводит к ограничению прав миллионов соотечественников, оказавшихся за пределами России в результате распада СССР. Это привело к резкому сокращению, а в некоторых странах и к полной ликвидации учебных заведений с преподаванием на русском языке. В этой связи представляется важным стабильное положение русского языка в национальных системах образования стран СНГ, что в первую очередь зависит от деятельности учебных заведений с преподаванием на русском языке, действующих в этих государствах.

Со временем стало очевидно, что, стремясь к интеграции в хозяйственно-экономической, финансовой сферах в условиях глобализации, страны Содружества должны пересматривать образовательные системы. Идея единого образовательного пространства становится актуальной и общезначимой для всех стран СНГ, в которых активно обсуждаются нормативно-правовые, научные, практические аспекты интеграции. Вступление стран Содружества в единое образовательное пространство согласуется с различными процессами, во многом определяющими сроки внедрения новых стандартов, специальностей и направлений. Создание единого образовательного пространства диктуется многочисленными объективными процессами, происходящими в современном мире, которые направлены на объединение сил в освоении экономических, информационных, техноло-

30

Деятельность славянских университетов как фактор укрепления...

гических и других пространств, что становится необходимостью для дальнейшего прогресса. Во многом наличие единого образовательного пространства может обеспечить укрепление культурных связей, расширение информационных сфер и благодатную почву для объединения людей в решении общезначимых проблем.

Начало формированию единого (общего) образовательного пространства положила Концепция формирования единого образовательного пространства СНГ, подписанная правительствами государств — участников СНГ в 1997 году [3]. В этом документе был заложен необходимый правовой фундамент, который обеспечивает реализацию таких задач, как:

— обеспечение доступа на равных условиях всех граждан стран Содружества, входящих в единое (общее) образовательное пространство, в государственные образовательные учреждения;

— признание учебных программ, документов об образовании, ученых степеней и званий;

— согласование деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием стран СНГ.

На сегодняшний день одним из успешных проектов в области образования наряду с такими, как Сетевые университеты СНГ (коммент. 1) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) (коммент. 2), являются Славянские университеты, деятельность которых нацелена на создание единого образовательного пространства на постсоветском пространстве, развитие академической мобильности, укрепление сотрудничества между странами СНГ в области подготовки специалистов, содействие обмену аспирантами.

Вне зависимости от форм хозяйствования и организации учебного процесса университеты эти создавались с целью сохранения права граждан, проживающих в странах Содружества, на выбор получения образования на русском языке, возможность сохранения самобытной языковой идентичности. Славянские университеты успешно используют свой потенциал для продвижения русского языка. В некоторых Славянских университетах, в частности в Славянском университете Республики Молдова, представлена возможность подготовки и прохождения тестирования по русскому языку как иностранному. Образование в Славянских университетах осуществляется по российским образовательным стандартам высшего профессионального образования с применением национальной компоненты учебных планов. Славянский университет выступает за широкое правовое поле функционирования в Республике Молдова русского языка, за хорошую профессиональную подготовку русскоязычного населения по стандартам классической высшей школы европейского типа [1]. Посредством приобщения к гуманитарным знаниям зарубежные учебные заведения с преподаванием на русском языке, в частности Славянские университеты, способствуют сохранению языковой и культурной идентичности предста-

31

Деятельность славянских университетов как фактор укрепления...

вителей диаспоры, а также укреплению образовательного и социального статуса русскоязычного населения в странах СНГ. Надо заметить, что образование на русском языке в Славянские университеты привлекает представителей разных этнокультурных групп, для которых этот язык не является родным.

В этой связи необходимо отметить значимый вклад Славянских университетов, занимающих особую позицию в социокультурном пространстве каждого из государств Содружества, в формировании единого (общего) образовательного пространства СНГ. На протяжении вот уже 20 лет в странах СНГ Россия открывает высшие учебные заведения — Славянские университеты на основе двусторонних межправительственных договоров на паритетных условиях. В настоящее время на постсоветском пространстве действуют пять Славянских университетов: Российско-Армянский (коммент. 3), Бакинский (коммент. 4), Киргизско-Российский (коммент. 5), РоссийскоТаджикский (коммент. 6), Российско-Белорусский (коммент. 7). Решение о создании российско-национальных университетов принимается двумя государствами на основании двух законодательных и нормативных баз.

Славянские университеты в странах Содружества Независимых Государств, являясь очагами образования и культуры, способствуют не только развитию и взаимообогащению культуры народов, формированию единого образовательного пространства, но и интеграции в сфере экономики и науки. Славянскими университетами разрабатываются эффективные стратегии их взаимодействия с государственными и общественными структурами стран СНГ, осуществляется многостороннее партнерство с международными организациями, институтами гражданского общества.

Например, Российско-Армянский (Славянский) университет (РАУ) поддерживает отношения и проводит совместную работу с ведущими российскими и зарубежными вузами, такими как МГУ, МГИМО, Международный университет Вены, РУДН, Дипломатическая академия МИД РФ, МГТУ им. Баумана, Московский университет связи и информатики (МТУСИ), Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербургский «Фонд культуры и образования», Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Российский институт стратегических исследований (РИСИ) и многими другими. На постоянной основе осуществляются стажировки студентов и аспирантов, разрабатываются совместные программы, проводятся конференции, семинары, приглашаются специалисты с курсами лекций. Осуществляется обмен студентами с МГИМО.

РАУ работает по российским образовательным стандартам, и обучение ведется на русском языке. По окончании университета у выпускников университета есть реальная возможность работать как в Армении, так и в России, так как они получают диплом и армянского, и российского государственного образца.

32

Деятельность славянских университетов как фактор укрепления...

РАУ является не только образовательным, но и культурным центром в республике, пропагандирующим русский язык и русскую культуру. При РАУ создан Институт русской словесности, на базе которого действует Центр повышения квалификации армянских русистов. Сотни учителей из различных регионов Республики Армения в центре проходят обучение и получают сертификаты Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина и Московского института открытого образования.

Институт русской словесности организовывает и проводит в регионах Армении выездные семинары по методике преподавания русского языка, разрабатывает исследовательские программы и проекты, среди которых следует отметить программу «Социологический и культурологический аспекты функционирования русского языка в Армении как средства международного общения». В РАУ действует отдел аспирантуры. Русскую культуру и словесность Славянский университет представляет посредством своего Дома культуры, а также театра и художественной гостиной.

Подводя итог вышеизложенному, можно с достаточной определенностью утверждать, что Славянские университеты, проявившие себя как социокультурный феномен, доказали свою состоятельность в деле развития гуманитарного сотрудничества, способствующего, в свою очередь, диалогу и партнерству во всех сферах межгосударственного сотрудничества — в науке, экономике, политике и других сферах.

Эти учебные заведения также играют особую роль в распространении русской словесности и культуры в странах Содружества, благодаря чему обеспечивается укрепление социального статуса русскоязычного населения в этих государствах, а также сохранение и распространение русского языка — языка, способствующего развитию и взаимообогащению культуры народов, сохранению информационно-культурного пространства СНГ, языка межнационального общения, традиционно играющего важную роль в интеграционных процессах.

Славянские университеты предоставляют не только образовательные услуги, но и являются культурно-просветительскими центрами, способствующими популяризации знаний о русской культуре, сохранению культурно-языковой идентичности российских соотечественников за рубежом, их полноценной социализации, приобщению молодежи к богатейшему культурно-историческому достоянию народов Содружества.

Создание Славянских университетов в странах СНГ, способствующее формированию единого образовательного пространства, отвечает не только интересам народов, нуждающихся в сохранении традиционных отношений между странами, развитии национального образования, культуры, но и геополитическим интересам государств — участников Содружества.

Становится очевидным, что опыт деятельности славянских университетов СНГ важен как для развития самих университетов, так и для других высших учебных заведений, участвующих в процессе формирования еди-

33

Деятельность славянских университетов как фактор укрепления...

ного образовательного и общего гуманитарного пространств Содружества Независимых Государств. Этот опыт также позволяет расширять сеть Славянских университетов в странах СНГ и дальнем зарубежье, выработать меры по совершенствованию их деятельности.

Комментарии

1. Целью проекта «Создание Сетевого открытого университета СНГ» является разработка и внедрение аналога программы «Эразмус Мундус» в рамках единого (общего) образовательного пространства государств — участников СНГ. Основная цель проекта состоит в повышении качества и привлекательности высшего образования, укреплении сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории государств — участников СНГ. Проект направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных магистерских программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований с целью подготовки кандидатской диссертации.

2. Университет ШОС образован в 2008 году, в 2009 году сформирован его состав из 53 ведущих университетов стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества. Для Российской Федерации Университет ШОС позволяет сохранять лидирующие позиции основы системы образования как в Русской Азии, так и на Евразийском континенте в целом.

3. Армяно-Российский (Славянский) университет был учрежден в 1997 году на основании «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско-Армянского университета», которое было подписано 29 августа 1997 года (http://www.rau.am/rus/).

4. Бакинский Славянский университет основан 13 июня 2000 года на базе Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы имени М. Ф. Ахундова на основании Указа Президента Азербайджанской Республики «Об усовершенствовании системы образования в Азербайджанской Республике» (от 13 июня 2000 г., г. Баку): «Создать “Бакинский Славянский университет” с расширением профиля Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы. Гейдар Алиев, Президент Азербайджанской Республики» (http://bsu-edu.org/AttaR.aspx).

5. Киргизско-Российский (Славянский) университет был открыт в 1993 году в соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Киргизской Республикой и Российской Федерацией (г. Москва, 10.06.1992), Указом Президента Киргизской Республики (г. Бишкек, 28.09.1992) и Соглашением между Правительствами Киргизской Республики и Российской Федерации об условиях учреждения и деятельности Киргизско-Российского Славянского университета (г. Бишкек, 09.09.1993), постановлением Правительства Российской Федерации (г. Москва, № 149

34

Деятельность славянских университетов как фактор укрепления...

от 23.02.1994), приказом №326-128/1 от 14.02.1994 председателя Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию и приказом министра образования и науки Киргизской Республики (http://www.krsu.edu.kg/index. php?lang=ru).

6. Российско-Таджикский (Славянский) университет образован в 1996 году и является первым и единственным межгосударственным высшим учебным заведением Республики Таджикистан и Российской Федерации. Он обладает статусом государственных университетов двух стран. Университет учрежден постановлением Правительства Республики Таджикистан и Межправительственным соглашением Российской Федерации и Республики Таджикистан.

В настоящее время в Российско-Таджикском (Славянском) университете функционируют 4 факультета, 27 кафедр, из которых 20 выпускающих, 5 сервисных и 2 межфакультетские, где обучаются 3977 студентов, из них 2277 студентов очной формы обучения, 1700 студентов заочной формы обучения (http://www.rtsu.tj/).

7. Российско-Белорусский (Славянский) университет был основан в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, подписанным в г. Могилеве 19.01.2001, приказами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования Республики Беларусь № 3862/518 от 28.11.2001 и № 2102/206 от 15.05.2003 Приказом Министерства образования Республики Беларусь № 371 от 23.09.2003 университет преобразован в государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет» (http://bru.by/).

Литература

1. Бабенко О. Славянский университет в образовательном пространстве Республики Молдова // Вестник Славянского университета Республики Молдова [Электронный ресурс]. URL: http://www.surm.md/index.php?option=com_ content&task=view&id=450&Itemid=1.

2. Итоговый документ Международной научно-практической конференции «20 лет Содружеству Независимых Государств». 28—29 сентября 2011 года, город Минск [Электронный ресурс]. URL: http://www.cis.minsk.by/news. php?id=336.

3. Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Утверждена Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года [Электронный ресурс]. URL: http://lexed.ru/doc.php?id=4524&q=#.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.