Научная статья на тему 'Укрепление единого образовательного пространства Содружества Независимых государств с позиции взаимоотношений педагогической науки и образования'

Укрепление единого образовательного пространства Содружества Независимых государств с позиции взаимоотношений педагогической науки и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS) / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ СТРАН СНГ / РУССКИЙ ЯЗЫК / РУССКО-АРМЯНСКИЕ СВЯЗИ / INTEGRATION / GLOBALIZATION / DOMESTIC PEDAGOGY / EDUCATIONAL SYSTEM / UNIFIED EDUCATIONAL SPACE / THE CIS INTERSTATE EDUCATIONAL LINKS / RUSSIAN LANGUAGE / RUSSIAN-ARMENIAN RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мариносян Тигран Эмильевич

Статья посвящена вопросам взаимоотношений стран СНГ в области образования. Не только происходит сохранение и воспроизводство культурных общечеловеческих ценностей, влияющих на установки и поведение личности в духе толерантности, но и формируются те значимые философские представления, культурные навыки, которые помогают народам быстро и эффективно решать стоящие перед ними проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мариносян Тигран Эмильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING OF A COMMON EDUCATIONAL SPACE OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES FROM THE POSITION OF THE RELATIONSHIP OF PEDAGOGY AND EDUCATION

The article is devoted to the study of significance of the relationship between the Commonwealth of Independent States (CIS) countries in the field of education as the common sphere of the cultural life in which the preservation and reproduction of the cultural universal human values influencing on the behavior settings of the personality in the spirit of tolerance are take place and significant philosophical ideas, cultural skills are formed which help peoples quickly and efficiently solve their problem. On the example of the pursuit of Russia and Armenia in the development of relationship, particularly in the field of education, it can be argued that the relations between the CIS countries is not only the formal process of globalization, but also the social, cultural, philosophical, spiritual phenomenon with deep historical roots. Reinforcement of international relations simultaneously with expansion of interuniversity relations, carrying out various activities in the field of education and pedagogy indicate the interest of Russia and other CIS countries in strengthening a common educational space.

Текст научной работы на тему «Укрепление единого образовательного пространства Содружества Независимых государств с позиции взаимоотношений педагогической науки и образования»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПАРАТИВИСТСКИЙ КОНТЕКСТ

УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ С

позиции взаимоотношений

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена вопросам взаимоотношений стран СНГ в области образования. Не только происходит сохранение и воспроизводство культурных общечеловеческих ценностей, влияющих на установки и поведение личности в духе толерантности, но и формируются те значимые философские представления, культурные навыки, которые помогают народам быстро и эффективно решать стоящие перед ними проблемы.

На примере стремлений России и Армении к развитию взаимоотношений, в частности, в области образования, можно утверждать, что отношения между странами Содружества не только формальный процесс в условиях глобализации, но и социальное, культурное, философское, духовное явление, имеющее глубокие исторические корни.

Усиление межгосударственного сотрудничества при одновременном расширении межвузовских связей, проведение различных мероприятий в сфере образования и педагогики свидетельствует о заинтересованности России и других стран СНГ в

Т.Э. Мариносян

Ключевые слова:

Содружество

независимых

государств (СНГ),

интеграция,

глобализация,

отечественная

педагогика,

образовательная

система, единое

образовательное

пространство,

межгосударственные

образовательные связи

стран СНГ, русский

язык, русско-армянские

связи.

© Т.Э. Мариносян 81

укреплении единого образовательного пространства.

В последние годы активность исследований образовательных интеграционных процессов с позиций гуманитарного знания в целом и философии образования в частности повысились. В анализ проблем образовательных связей между различными странами, интеграционных процессов вовлечены как руководители учебных заведений, специалисты в области экономики и политики, так и историки, психологи, философы, социологи, этнологи.

Современные исследования и разработки в сфере образования отражают процесс существенных структурных изменений пути перехода к интеграционному этапу образовательных связей в условиях глобализации. Ведущие философы современности, обращаясь к педагогической теории и практике, к проблемам образования, предлагают различные формы преобразования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности в условиях новых интеграционных реалий.

В истории формирования и развития российского многонационального государства взаимоотношения между народами, населяющими Россию, имели важное и во многом определяющее значение. Изучение проблем взаимоотношений народов, проживавших на территории России, во все времена было актуальным не только для политиков, представителей различных сфер научной деятельности. Активное сотрудничество со странами ближнего и дальнего Зарубежья является важной составляющей инновационных проектов и программ России. Страны СНГ всегда были и ныне остаются своеобразными площадками столкновений интересов различных государств и народов. Интерес ученых - историков, философов, социологов, культурологов, этнографов - к изучению взаимоотношений России и стран Содружества не ослабевает и по сей день. Одной из областей, традиционно представляющих взаимные интересы для России и стран Содружества, является образование.

При рассмотрении процесса формирования единого образовательного пространства СНГ как двуединого - регионализации-глобализации пепред педагогами-исследователями встают задачи выявить противоречия между регионализацией и глобализацией образовательного пространства с социокультурных позиций, раскрыть их диалектическую взаимосвязь; определить понятие «образовательное пространство» в контексте процесса интернационализации; выявить

исторические закономерности формирования и развития межгосударственных образовательных связей на основе культурологических, социально-философских методологических ориентаций.

При этом следует отметить, что учитывается факт многообразия философских концепций образования, что, в свою очередь, обусловлено мировоззренческими представлениями, а также традициями системы образования, сложившимися в той или иной стране.

В настоящее время в условиях вариативности образования важной задачей педагогической науки становится новое осмысление идей и опыта отечественных и зарубежных педагогов в рамках новой педагогической парадигмы с целью оценить и использовать их вклад в теорию и практику личностно ориентированного образования, занимающего ведущую позицию в мировой педагогической науке. Взаимодействие педагогической науки и практики, их взаимная обусловленность в условиях глобализации требует значительного расширения проявлений педагогической практики, усиления проявления, учета и реализации педагогических аспектов различных сфер человеческой деятельности и общения. Как известно, смена парадигмы образования непосредственным образом связана со сменой модели общественного развития. По этой причине в педагогической науке государств СНГ, до настоящего времени переживающих политические, социальные преобразования, присутствуют и сосуществуют разные парадигмы. Вместе с тем анализ современного состояния образовательных систем стран Содружества Независимых Государств показывает, что антропо-центристская модель образования находит все большее применение как в теории, так и практике обучения и воспитания в этих странах. Индивидуализация, гуманизация, интеграция и вариативность становятся приоритетными направлениями развития образования в этих государствах. Происходит переориентация целей образования с овладения знаниями, умениями, навыками на многогранное интеллектуальное, физическое, нравственное развитие ребенка. При этом педагогическая наука и практика в отдельных государствах развивается с учетом необходимой связи с этнопедагогикой - наукой, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у своего народа.

Современные направления развития систем образования стран-участниц Содружества Независимых Государств, как и большинства

стран мира - интеграция в мировое образовательное пространство, переход к новой, гуманистической образовательной парадигме - обусловливают необходимость переосмысления исторического наследия национальной и зарубежной педагогики, реформирования педагогической науки, поиска эффективных путей взаимодействия и взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности. Исследование педагогических проблем образования в странах СНГ особенно актуально, поскольку позволяет выявить основные тенденции развития различных образовательных систем в условиях глобализации, пути преодоления кризисных явлений в сфере образования. По этой причине сравнительная педагогика переживает период стремительного развития. Систематически проводятся международные научно-практические конференции в области образования, издаются национальные и международные журналы, освещающие вопросы сравнительной педагогики, устанавливаются прямые связи между педагогическими коллективами образовательных учреждений стран Содружества.

Сегодня становится очевидным, что формирование единого образовательного пространства СНГ необходимо не только для развития образования, но и для сохранения и развития всех форм отношений между государствами Содружества. За последние двадцать лет в го-сударствах-участниках Содружества достигнуты ощутимые успехи в области образования и педагогики. Для понимания соотношения национальных особенностей стран СНГ и мирового развития в рамках образовательных парадигм необходим анализ истории зарождения и развития антропологических оснований образования. В свою очередь, анализ содержания образовательных парадигм имеет прагматический смысл в целях его практического применения в педагогической практике.

Для решения современных образовательных задач, стоящих перед странами СНГ в процессе формирования единого образовательного пространства, требуются новые подходы, так как интеграция педагогических сообществ государств Содружества не может происходить на тех же основаниях и в тех формах, в которых она осуществлялась в советское время. При формировании единого образовательного пространства СНГ возникают не только различные организационные проблемы, но и сугубо педагогические, решение которых позволит выявить организационно-педагогические условия эффективной реа-

лизации межгосударственных соглашений и программ в сфере образования с учетом национальных интересов субъектов Содружества. В процессе осуществления самоопределения стран СНГ становится важным вычленить основные направления и эффективные пути к углублению их отношений и взаимодействий. Особое значение приобретает проблема сохранения, укрепления и расширения общей языковой базы на территории Содружества, использование русского языка как универсального средства формирования общеобразовательного пространства, а также развития международных отношений между странами СНГ в целом.

Исходя из опыта сотрудничества между представителями педагогической общественности стран-участниц СНГ, становится очевидным, что образовательные системы этих стран сталкиваются, как правило, с одинаковыми проблемами в процессе переосмысления сущности воспитания с позиций личностно ориентированной педагогической концепции. Перед современной педагогикой стоит сложная задача всестороннего раскрытия сущности и закономерностей воспитания, обучения, образования в целом в условиях его вариативности, в единстве теоретических и методических основ. Пытаясь решить эту задачу, педагогика закономерно переводит ее в область практического осуществления. Сравнительный анализ и обобщение инновационного педагогического опыта различных стран, определение конкретных подходов к содержанию, методам и средствам обучения позволяют выявить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.

Интеграция стран Содружества в систему современных экономических связей, в единое образовательное пространство с соблюдением баланса интересов всех субъектов СНГ, с учетом их национальных особенностей составляет сложнейшую задачу современного развития взаимоотношений между этими государствами. Решение этой задачи возможно лишь при условии глубокого и всестороннего изучения опыта прошлого, осмысления исторических предпосылок формирования единого педагогического пространства многонациональной Российской империи и Союза ССР, исследования истоков международного сотрудничества педагогов, вклада отечественных педагогов в развитие педагогической мысли в странах Содружества, влияния процессов интернационализации педагогической науки и практики на системы образования этих стран.

Как уже отмечалось, в концепциях школ стран СНГ закладывается идея личностно ориентированной педагогики. Надо отметить, что для этих стран переход к гуманистической парадигме не означает полного отказа от прежней модели образования. Речь идет о диалектическом взаимодействии объектной и субъектной образовательных парадигм, проявляющемся в том, что человек одновременно является и субъектом, и объектом образования.

Межгосударственные образовательные связи стран СНГ как фактор укрепления гуманитарного сотрудничества между странами СНГ

Образование в современных условиях является одним из наиболее эффективных способов международного общения. В век глобализации обмен информацией, специалистами, научными исследованиями, образовательными достижениями является обязательным условием экономического и социального успеха любой страны мира. Нарастающий интерес к вопросам образования обусловлен еще и тем, что в настоящее время образовательные системы государств-участ-ников Содружества, как и многих стран мира переживают период серьезных преобразований, от которых зависит будущее современного гуманитарного и технологического прогресса. Сложность этих реформ заключается в том, что при всех их национальных особенностях они имеют также глобальный характер. Известно, что в процессе создания национальных систем образования, ориентированных преимущественно на американские и европейские стандарты, страны СНГ сталкиваются с определенными проблемами, требующими переосмысления как процесса образования, так и условий социальной и культурной жизни. Как правило, новые условия развития образования приходят в противоречие с национальными особенностями, культурой, мировоззрением народов этих стран, и обмен опытом разрешения этой сложной проблемы между государствами-участниками может быть весьма ценен для них.

Отношения со странами СНГ одно из приоритетных направлений внешней политики Российской Федерации, унаследовавшей развитый комплекс связей с республиками бывшего СССР. Развитие отношений РФ с государствами-участниками СНГ в области образования, педагогики, изучения русского языка, подготовки кадров для стран

Содружества обеспечивается вузами и общественными организациями как путем реализации межправительственных соглашений, так и посредством проведения совместных семинаров, конференций, круглых столов.

Система двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений обеспечивает взаимодействие стран СНГ по следующим направлениям: подготовка кадров, формирование условий для осуществления контроля качества образования, создание филиалов высших учебных заведений, совместных учебных заведений - российско-национальных университетов (славянских университетов) в странах СНГ. Действуют также Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях и Соглашение о предоставлении равных прав на поступление в учебные заведения гражданам государств-участников СНГ.

Государствами-участниками СНГ создана нормативно-правовая база сотрудничества и развития интеграционных процессов в области образования. Действует ряд межправительственных договоренностей - Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств, Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств и Межгосударственная программа её реализации, Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств.

Одна из основных задач этих соглашений, концепций, программ, организаций - дальнейшее расширение всестороннего взаимодействия системы образования России с системами образования стран Содружества. Для этого проводятся совместные работы по сохранению исторически сложившихся культурных традиций, в особенности, по сохранению русского языка как языка обучения. Например, в рамках федеральной целевой программы "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" осуществляются поставки в общеобразовательные учреждения, ведущие обучение на русском языке в странах СНГ учебников и учебно-методической литературы и мультимедийных обучающих программ. Программа также предусматривает сотрудничество по информационному и научно-методическому обеспечению изучения русского языка, созданию сети центров обуче-

ния, в том числе дистанционного, в государствах-участниках СНГ.

Активную роль в развитии интеграционных процессов в сфере образования играет Евразийская Ассоциация университетов (ЕАУ). ЕАУ созданная ведущими университетами стран СНГ, рассматривает проблемы развития национального образования, задачи сохранения единого образовательного пространства и обеспечения эквивалентности университетских дипломов, развития сотрудничества университетов

- членов Ассоциации в области образования и университетской науки, основные учебно-методические вопросы совершенствования университетского образования.

Непрерывное развитие информационных технологий в образовательных системах стран Содружества способствует установлению межвузовских связей в сфере высшего образования, укреплению сотрудничества между учебными заведениями, а также академической мобильности студентов, аспирантов на пространстве СНГ. Примером успешно функционирующей системы дистанционного образования может послужить Сетевой открытый университет СНГ, действующий с 2010 учебного года.

Сетевой открытый университет СНГ позволяет студентам стран-участниц СНГ учиться как в высших учебных заведениях своей страны, так и в вузах, являющихся участниками сетевого образовательного проекта. Проект предусматривает выдачу студентам дипломов о высшем образовании по окончании учебы, обмен аспирантами, совместные магистерские программы, проведение совместных научных исследований и повышение академической мобильности. Основными направлениями образовательной деятельности Сетевого открытого университета СНГ являются юриспруденция, международное право, международный менеджмент, филология.

В укрепление и развитие сотрудничества между государствами-участниками СНГ в сфере образования, науки и культуры вносят весомый вклад такие организации, как Федеральное Агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

- Россотрудничество, Русский фонд, Совет по гуманитарному сотрудничеству государств-участников СНГ. Программы и проекты этих организаций направлены на взаимообогащение национальными культурами и накопленным в странах СНГ научно-образовательным потенциалом.

Российской Федерацией и другими странами СНГ периодически разрабатываются национальные и межгосударственные программы по поддержке интеграции государств-участников Содружества в образовательной сфере.

В последнее время во всех странах СНГ активно обсуждается идея создания единого образовательного пространства, которое становится потребностью и необходимостью, определяемыми комплексом причин. Реальные обстоятельства жизнедеятельности государств Содружества диктуют новые условия их взаимоотношений в политической, экономической, культурной и других сферах. Формирование единого образовательного пространства играет важную роль в углублении отношений взаимодействия стран СНГ, так как в нем создается особая психологическая ситуация взаимопонимания между народами, способствующая осмыслению общезначимых для современных обществ целей, задач, тенденций. Формирование единого образовательного пространства происходит в условиях все еще продолжающихся процессов реформирования систем образования стран Содружества, считающих приоритетным возрождение ценностей национального образования, усиление роли воспитательной функции образования в духе национальных культур. Здесь важно учитывать психологическую готовность народов, более семидесяти лет находившихся в рамках единого государства, пользовавшихся единым языком общения и обучения, при ориентации на большое многонациональное пространство научно-культурных, торгово-экономических отношений. Построение на новом качественном уровне единого образовательного пространства, по убеждению многих ученых и специалистов, не должно проходить без учета позитивного опыта разрушенной единой системы образования, обеспечивавшей высокий, признанный во всем мире уровень организации учебно-воспитательного процесса на территории бывшего Союза ССР. При этом нельзя забывать о политизации образовательной системы - только декларировании, а не реальном учете национальных принципов воспитания и образования. Вместе с тем в условиях глобализации субъекты Содружества в своих образовательных целевых программах закладывают механизм вхождения высших учебных заведений в Болонский процесс. Эти факторы и обстоятельства делают весьма важными постановку и решение задачи формирования единого образовательного пространства.

О состоянии российско-армянского сотрудничества в сфере образования

Образование всегда было и остается одним из приоритетных направлений в социально-культурном развитии Армении - страны с 1600-летней историей грамотности. Школа в нелегкой судьбе Армении была основой и гарантом культурного и политического выживания нации, стимулом национального прогресса.

После провозглашения независимости Армении в 1991 г. система образования страны оказалась в сложной ситуации как по причине ее несоответствия требованиям рыночной экономики и демократических реформ, так и в результате возникших социальных проблем, что не могло не привести к резкому падению качества образования в стране. В Армении на протяжении 70 лет в школах использовались учебные книги и материалы, переведенные с русского языка. После провозглашения независимости Республики Армения перед системой образования страны остро встал вопрос о создании новой учебно-методической литературы. Несмотря на определенные сложности в сфере книгоиздания, связанные с резким снижением финансирования, вопросы относительно издания и обеспечения учебными книгами окончательно были решены в 1997-2001 гг. в рамках проведения кредитной программы «Реформы в системе управления и финансирования образования».

В настоящее время система образования в стране действует в рамках «Закона Республики Армения об образовании», принятого Национальным Собранием РА в 1999 г., Государственной программы развития образования Армении на 2011-2015 гг., государственных стандартов образования, утвержденных правительством РА.

Преобразования в сфере образования, начавшиеся во второй половине 90-х гг., привели к непрерывной целостной системе образования. Формальное образование в Армении представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых действуют государственные, негосударственные и муниципальные учебные заведения:

- дошкольные (образование для детей в возрасте 3-6 лет);

- общего среднего образования (включает начальную школу (1-ГУ классы), среднюю, или основную школу ^-1Х классы) и старшую, или полную школу (Х-ХП классы);

- начального и среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования;

- послевузовского профессионального образования;

- дополнительного образования детей;

- дополнительного образования взрослых;

- специальные (коррекционные);

- для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Система образования РА включает:

- комплекс государственных образовательных стандартов, программ разного уровня и направленности, обеспечивающих последовательность образования;

- сеть образовательных учреждений разных типов, осуществляющих эти программы;

- систему органов управления образованием и подведомственных учреждений.

В настоящее время в РА осуществляется Государственная программа развития образования на 2011-2015 гг., одной из основных целей которой является интегрирование в международное образовательное сообщество. В Республике Армения действуют десятки международных и местных организаций, таких как UNICEF, UNESCO, UNDP, USAID и др., способствующих внедрению новых предметов, распространению новых методов обучения, подготовки и переподготовки учителей, специалистов системы образования.

Политика в области образования Армении естественным образом связана с тенденциями развития международного образовательного сообщества в условиях глобализации. Интегрирование Республики Армения в мировое образовательное пространство происходит как путем сотрудничества с Советом Европы и Союзом Европы, так и путем восстановления и расширения взаимоотношений со странами СНГ с целью формирования единого образовательного пространства. Особое значение для Армении имеет сотрудничество с Россией. Россия и Армения имеют длительные тесные и устойчивые связи в сфере образования и педагогики. До распада СССР Армения, как и другие республики Союза, имела развитую систему образования, созданную и получившую свое развитие за период Советской власти.

На современном этапе российско-армянские отношения в сфере образования осуществляются в условиях, которые определяются формированием единого образовательного пространства СНГ, развитием

процессов европейской и евразийской интеграции, усиливающимися процессами глобализации. На межправительственном уровне систематически обсуждаются вопросы, представляющие взаимный интерес для развития систем образования обеих стран в рамках Конференции министров образования стран Содружества, Совета по сотрудничеству в области образования. Договорно-правовая база отношений между РФ и РА периодически пополняется новыми соглашениями и протоколами, затрагивающими различные сферы сотрудничества, а двусторонний диалог между странами на всех уровнях носит интенсивный и доверительный характер. В настоящее время на повестке дня обеих стран - реформы в рамках Болонского процесса, которые сопровождаются соответствующими преобразованиями структуры и содержания высшего образования.

Наряду с имеющимися межправительственными соглашениями о сотрудничестве существует также форма двусторонних взаимодействий между российскими и армянскими школами и высшими учебными заведениями. В основном Россия представлена учебными заведениями Москвы и С.Петербурга.

В настоящее время в Армении действуют свыше десяти высших учебных заведений как в качестве филиалов российских вузов, так и совместно созданных образовательных учреждений, занявших определенную нишу в образовательном пространстве страны:

1. Армянский институт туризма - филиал Российской международной академии туризма.

2. Ереванский филиал Московской международной академии предпринимательства.

3. Ереванский филиал Российского государственного университета туризма и сервиса.

4. Ереванский филиал Московского государственного университета сервиса.

5. Российско-Армянский (Славянский) университет.

6. Ереванский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

7. Филиал Московского нового юридического института в городе Ереване.

8. Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Ереване.

9. Ереванский филиал Санкт-Петербургского института внешнеэ-

кономических связей, экономики и права.

10. Ереванский филиал Московского института бизнеса и права.

11. Армяно-российский международный университет "Мхитар Гош".

12. Российско-Армянский современный гуманитарный институт (филиал Московской гуманитарной академии).

Среди названных вузов особую роль в распространении русской словесности и культуры в Республике Армения играет Российско-армянский (Славянский) университет - РАУ Славянский университет является не только образовательным, но и культурным центром в республике, пропагандирующим русский язык и русскую культуру. При РАУ создан Институт русской словесности, на базе которого действует Центр повышения квалификации армянских русистов. Сотни учителей из различных регионов РА в Центре проходят обучение и получают сертификаты Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина и Московского института открытого образования.

Институт русской словесности организует и проводит в регионах Армении выездные семинары по методике преподавания русского языка, разрабатывает исследовательские программы и проекты, среди которых следует отметить программу «Социологический и культурологический аспекты функционирования русского языка в Армении как средства международного общения". В РАУ действует отдел аспирантуры. Русскую культуру и словесность Славянский университет представляет посредством своего Дома культуры, а также театра и художественной гостиной.

Все филиалы российских высших учебных заведений действуют в рамках законодательств обеих стран, имея лицензию на право ведения образовательной деятельности от министерств образования и науки России и Армении. Между РФ и РА с 2001 г. действует межправительственное Соглашение "О взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и званиях".

В Республике Армения наблюдается стабильная тенденция увеличения количества филиалов российских высших учебных заведений, что в свою очередь способствует продвижению российских образовательных стандартов.

Многие из филиалов не только предоставляют образовательные услуги, но и являются культурно-просветительскими центрами. На

базе филиалов российских высших учебных заведений создаются ассоциации, общественные организации, как, например, Ассоциация армянских выпускников российских (советских) вузов на базе филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях глобализации и стремительного расширения информационного пространства особую важность приобретают вопросы усиления научно-творческого потенциала и подготовки высококвалифицированных специалистов. В рамках межправительственных соглашений совместно с российской высшей школой решается также вопрос послевузовского образования посредством обеспечения местами в аспирантуре граждан Армении, получивших право на продолжение образования в России по программе государственных стипендий. Ежегодно Министерство образования и науки России выделяет для Армении государственные стипендии на обучение армянских студентов и аспирантов в вузах РФ.

Расширению сотрудничества между вузами, школами и другими образовательными учреждениями РФ и РА также способствует функционирование различных общественных организаций, объединяющих преподавателей русского языка и русскоязычных специалистов в различных областях деятельности.

Состояние русского языка в Республике Армения

С 1999 г. в республике действует Концепция «Русский язык в системе образования и общественно-культурной жизни Республики Армения», принятая Правительством РА. В настоящее время, согласно положению о функционировании школ с углубленным изучением русского языка, утвержденному в 2000 г., в Армении действуют свыше 60 школ; в 40 школах функционируют классы с русским языком обучения. Во всех общеобразовательных школах РА со второго класса в обязательном порядке русский язык изучают или как отдельный предмет, или как иностранный язык, в то время как другие иностранные языки изучают только с пятого класса.

В республике также действуют школы со специальными классами, в которых преподавание ведется на русском языке. В этих школах преподавание ведется по российским учебникам и программам. Выпускники школ сдают единый централизованный экзамен по русскому языку и

литературе. Ежегодно среди учащихся школ проводятся республиканские олимпиады по русскому языку.

Обучение русскому языку в учебных заведениях проходит по государственным стандартам, определяющим необходимый уровень подготовки учащихся школ и позволяющим им продолжить обучение на русском языке в высших учебных заведениях Армении и России.

В настоящее время в республике действуют четыре государственных высших учебных заведения, в которых ведется подготовка учителей русского языка и литературы. На кафедрах этих учебных заведений функционирует аспирантура, докторантура, ведется подготовка соискателей. Систематически проводятся семинары и конференции для преподавателей-русистов, приглашаются ведущие специалисты-филологи и лингвисты из России.

С 2009 г. в Армении действует «Ассоциация учителей русского языка школ Армении», целью которой является создание системы условий для профессионального развития учителей русского языка и литературы в республике. Среди задач Ассоциации - совершенствование системы обмена опытом между учителями русского языка, содействие работе по реализации инновационных технологий педагогической деятельности учителей русского языка и литературы, организация методической и практической помощи учителям русского языка в подготовке учащихся к участию в олимпиадах на территории РФ и обучению в российских вузах.

В Армении функционирует Российский учебно-методический центр русского языка (РУМЦРЯ) представительства Россотрудничества в РА, целями и задачами которого являются популяризация русского языка в Армении, расширение и укрепление образовательного пространства русского языка и русской культуры, создание необходимых условий для практического применения русского языка, получение образования на нем, оказание содействия в изучении и распространении русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и действенного инструмента развития интеграционных процессов и межнационального общения и рабочего языка Содружества Независимых государств.

В РУМЦРЯ действуют курсы русского языка для:

- детей различных возрастных групп, которые хотят углубить свои знания по русскому языку и расширить сферу его использования;

- сотрудников государственных учреждений и силовых структур, работников различных промышленных предприятий и сферы услуг

(краткосрочные и интенсивные курсы);

- выпускников российских и советских вузов, стремящихся поддерживать свой уровень знаний русского языка, не прерывать связи с Россией;

- молодых людей, желающих получить высшее образование в России.

В рамках представительства Россотрудничества в РА также действует консультативный кабинет по содействию обучению в российских высших учебных заведениях.

В Республике успешно применяются дистанционные формы обучения на русском языке. Они востребованы как российскими военнослужащими и членами их семей, российскими соотечественниками, проживающими в РА, так и определенным контингентом граждан Республики, ориентированных на русскоязычное образование. В разработке и распространении новых информационных технологий, используемых в дистанционном образовании, принимают участие местные учебные заведения совместно с филиалами российских вузов.

В РА проводятся ежегодные конференции, семинары, посвященные теории и методике преподавания русского языка, издается профессиональный журнал для преподавателей «Русский язык в Армении», одним из учредителей которого является Центр образовательных реформ Минобразования и науки Республики Армения.

Литература

1. Аршаруни. Московский университет и прогрессивная армянская интеллигенция. - Ереван, 1995.

2. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. - М., 2003.

3. Григорян К. Из истории русско-армянских литературных и культурных связей. - Ереван, 1974.

4. Лифоров А.П. Россия-Армения: научно-образовательные и историко-культурные связи: Международный научный альманах/ Под общей ред. А.ПЛифорова. - Рязань, 2008.

5. Мясников В.А. СНГ: Интеграционные процессы в образовании. -М., 2003.

6. Мясников В.А., Найденова Н.Н. Постсоветское образовательное пространство в контексте педагогических измерений. - М., 2006.

7. Пискунов А.И. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (вторая половина XIX века). - М., 1976.

8. Ромашина Е.Ю. Становление гуманитарного подхода к среднему образованию в педагогической теории и практике учебных заведений России второй половины XIX - начала XX вв. - М., 2006.

9. Турбовской Я.С., Лукацкий М.А. Философия образования: связь науки и практики: Сборник научных статей. Институт теории и истории педагогики РАО/ Науч. ред. Я.С. Турбовской. - М.; Тверь, 2002.

10. Педагогический энциклопедический словарь / Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.; Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.