Научная статья на тему 'Регионализация образования в странах постсоветского пространства: предпосылки, результаты, положение русского языка (на примере стран Закавказья и Балтии)'

Регионализация образования в странах постсоветского пространства: предпосылки, результаты, положение русского языка (на примере стран Закавказья и Балтии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
96
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постсоветское пространство / политика регионализации образования / региональная система образования / региональный компонент образования / языковая политика / положение русского языка / Содружество Независимых Государств (СНГ) / страны Закавказья / Азербайджан / Армения / Грузия / страны Балтии / Латвия / Литва / Эстония / моноэтническое государство / полиэтническое государство / этнокультура / post-Soviet space / regionalization of education / education policy of regionalization / regional education system / regional component of education / Commonwealth of Independent States (CIS) / South Caucasus / Azerbaijan / Armenia / Georgia / Baltic states / Latvia / Lithuania / Estonia / mono-ethnic state / a multi-ethnic state / ethnoculture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мариносян Т. Э., Куровская Ю. Г.

В статье рассматривается регионализация образования в странах постсоветского пространства: ее предпосылки, результаты и положение русского языка(на примере стран ЗакавказьяАзербайджана, Армении, Грузии и стран БалтииЛатвии, Литвы, Эстонии). В результате распада СССР страны постсоветского пространства, ставшие самостоятельными субъектами, принялись осуществлять собственную национально-государственную политику, частью которой стало формирование региональной системы образования, отражающей особенности социально-экономического, политического и этнокультурного развития своих регионов в поликультурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisites and results of the regionalization of education in post-Soviet countries (by example of countries of the South Caucasus and the Baltic states)

The prerequisites and results of the regionalization of education in the post-Soviet countries (by the example of countries of the SouthCaucasus Azerbaijan, Armenia, Georgia and Baltic states Latvia, Lithuania, Estonia) are considered in the article. Because of the collapse of the USSR, the post-Soviet countries, becoming independent entities, have begun to implement its own national state policy. Part of this policy is the formation of the regional system of education, particularly reflecting the socio-economic, political and ethnocultural development of the regions in a multicultural space. Russian Foundation supported this research for Humanities on grant 14-06-00650.

Текст научной работы на тему «Регионализация образования в странах постсоветского пространства: предпосылки, результаты, положение русского языка (на примере стран Закавказья и Балтии)»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ПРЕДПОСЫЛКИ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛОЖЕНИЕ

РУССКОГО ЯЗЫКА (на примере стран Закавказья и Балтии)1

В статье рассматривается регионализация образования в странах постсоветского пространства: ее предпосылки, результаты и положение русского языка(на примере стран Закавказья - Азербайджана, Армении, Грузии и стран Балтии - Латвии, Литвы, Эстонии). В результате распада СССР страны постсоветского пространства, ставшие самостоятельными субъектами, принялись осуществлять собственную национально-государственную политику, частью которой стало формирование региональной системы образования, отражающей особенности социально-экономического, политического и этнокультурного развития своих регионов в поликультурном пространстве.

Ключевые слова: постсоветское пространство, политика регионализации образования, региональная система образования,региональный компонент образования, языковая политика, положение русского языка, Содружество Независимых Государств (СНГ), страны Закавказья, Азербайджан, Армения, Грузия, страны Балтии, Латвия, Литва, Эстония, моноэтническое государство, полиэтническое государство, этнокультура.

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-06-00650.

Как цитировать статью: Мариносян Т.Э., Куровская Ю.Г. Регионализация образования в странах постсоветского пространства: предпосылки, результаты, положение русского языка (на примере стран Закавказья и Балтии) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, №1 (35). С.107-123.

Т.Э. Мариносян

Канд.филос. наук, Ученый секретарь, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» E-mail: moscowline@ mail.ru

Ю.Г. Куровская

Канд.филол.наук, доцент, старший науч. сотр. лаборатории теоретической педагогики и философии образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»; доцент, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана E-mail: kurovskaja@ mail.ru

После распада Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств перед каждой из бывших республик кроме задачи создания собственной государственности стояла проблема формирования региональной системы образования, отражающей особенности социально-экономического, политического и этнокультурного развития своих регионов в поликультурном пространстве.

Учитывая, что процесс модернизации образования в странах постсоветского пространства происходил и продолжает происходить в условиях социальной и культурной трансформации и изменений государственного устройства этих стран, одним из наиболее важных аспектов преобразований является формирование принципов региональной образовательной политики, соответствующих общей идеологии новообразовавшихся государств в области образования.

С изменением социально-экономических условий, а также с появлением новых тенденций в развитии стран постсоветского пространства перед учеными встали новые исследовательские задачи, связанные с разработкой методологических оснований региональной политики в своих странах и прикладных исследований, обеспечивающих программное целевое развитие регионов в различных сферах деятельности, в том числе в области образования. Очевидно, что изучение региональных проблем образования является одним из важнейших направлений региональных исследований для стран Содружества, Балтии и Грузии. Необходимо отметить, что важно не только обеспечить соответствие региональных программ развития образования требованиям программ развития образования на республиканском или федеральном уровнях, но также решить задачу оптимального распределения функций между органами государственной власти различных уровней и общественного управления, определить механизмы и условия реализации образовательной политики с учетом специфики регионов.

Возникает необходимость в создании региональных образовательных программ и регионального компонента базисных учебных планов, что позволит каждой территории конкретной страны идти характерным путем развития с учетом ситуации и специфики региона, с учетом сложившихся традиций, обычаев, своеобразия развития экономики, производства. Таким образом, в каждом регионе появляется региональная образовательная программа, ориентированная на нужды от-

раслей хозяйства отдельно взятого региона, что приводит к стабилизации социальной жизни, регулированию взаимоотношений общества и среды.

Регионализация образования в Азербайджанской Республике

Процесс регионализации образования в Азербайджанской республике проходит в условиях реформирования системы образования страны. Так, например, «в 1999 году соответствующим распоряжением Кабинета министров были осуществлены важные мероприятия, направленные на совершенствование сети профессионально-технических и среднеспециальных заведений. В результате проведенных анализов с учетом параллелизма в подготовке кадров по некоторым специальностям и финансовому перерасходу, допущенным образовательными заведениями одного и того же профиля, расположенным в одном регионе, недостаточном удовлетворении большинством сред-неспециальных заведений одного профиля потребностей региона расположения в квалифицированных кадрах перед правительством Азербайджана было возбуждено ходатайство по совершенствованию сети заведений. В соответствии с этим ходатайством, согласно распоряжению Кабинета министров от 26 августа 2002 года «О совершенствовании Сети заведений средне-специального образования», сеть профессионально-технических и среднеспециальных заведений была оптимизирована, созданы заведения нового типа» [15].В 2000 году Указом Президента Азербайджанской республики «были созданы Азербайджанский Институт Учителей, осуществляющий начальную подготовку учителей, повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, и его филиалы в 12 регионах республики» [15].

В 2013 году была утверждена Государственная стратегия по развитию образования в Азербайджанской республике. В документе говорится, что «в последние годы в Азербайджанской республике достигнуты существенные успехи в области развития образования. В рамках реализуемых государственных программ во всех регионах страны значительно обновилась инфраструктура общего образования. В стране создана нормативно-правовая база образования, отвечающая современным требованиям. В высшем образовании приняты государственные программы, реализованы проекты в целях применения важнейших принципов, вытекающих из Болонской декларации, современного информационного и научно-методического обеспечения учебных за-

ведений, обновления образовательной инфраструктуры, улучшения обеспечения учебниками, обеспечения отдаленных сельских школ педагогическими кадрами, построения услуг дошкольного и профессионального образования на уровне современных требований» [4].

Что касается качества и охвата образования, в документе отмечается, что вместе с определенными положительными сдвигами в развитии системы образования «статистические анализы ведущих международных организаций показывают необходимость повышения показателей международной конкурентоспособности образования в Азербайджане и рейтингового уровня высших учебных заведений, расположенных на территории Азербайджанской республики» [4].

Концепция развития профессионально-технического образования в Азербайджанской республике (2007-2012гг.) затрагивает актуальные для республики вопросы, касающиеся регионализации образования в стране. В документе отмечается, что «структура и механизм управления профессиональных школ и лицеев усовершенствуется, в регионах будут созданы новые учебные заведения. Профиль не отвечающих требованиям регионов профессионально-технических учреждений будет изменен, профессиональные школы и лицеи со слабой материально-технической базой будут упразднены. Социальная защита учащихся усилится, будут созданы широкие возможности для организации различных культурно-массовых и спортивно - оздоровительных мероприятий» [13].

В республике также предпринимаются важные шаги и в направлении усиления материально-технической базы школ. Этот процесс не ограничивается лишь столицей, он охватывает и наиболее отдаленные регионы республики. Так, в Концепции развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее» отмечается, что в республике будут «усилены меры материального стимулирования, предусмотренные для обеспечения отдаленных сельских школ педагогическими кадрами» [12, с.29].

Что касается языковой политики Азербайджана, то ситуация выглядит следующим образом. Единственным государственным официальным языком является азербайджанский, он используется в официальных документах. Языковая политика направлена на обеспечение устойчивости, лингвистического качества и конкурентоспособности азербайджанского языка как государственного на мировом языковом пространстве. По данным Доклада МИД России «Русский язык

в мире» [6, с. 17], общее количество владеющих русским языком в Азербайджанской республике составляет порядка 70% населения, то есть более 5,5 млн. человек (в том числе около 150 тыс. этнических русских, а также около 700 тыс. представителей дагестанских народов). Статус русского языка законодательно не регламентируется. Прямой дискриминации русского языка, фактически являющегося языком межнационального общения, в Азербайджане не наблюдается, однако, с возрастанием требований по применению государственного языка (азербайджанского) рамки использования русского будут объективно сокращаться. В первую очередь речь идет о переводе уже в ближайшие годы всей образовательной системы республики на азербайджанский язык и использовании русского языка в качестве иностранного.

В школьном секторе на русском языке обучаются около 125 тыс. учащихся, что составляет 13% от общего числа. Из 2783 общеобразовательных школ республики в 379 преподавание ведется в двух секторах (на азербайджанском и русском языках).В 18 вузах и 19 филиалах российских вузов, а также в 38 средних специальных учебных заведениях на русском языке обучаются 20 тыс. студентов.

Наиболее крупным центром по преподаванию русского языка и подготовке русистов является Бакинский славянский университет, где на русском языке обучаются более 400 студентов.

Сокращается российское информационное присутствие. С апреля 1999 года прекращена трансляция программ радиокомпаний «Маяк» и «Радио России».

Из 493 зарегистрированных средств массовой информации 50 -на русском языке. Самыми большими тиражами издаются «Айна-Зеркало», «Панорама», «Ежедневные новости».

Регионализация образования в Республике Армения

На протяжении десятилетий Армения была промышленной страной, и только в последние годы промышленность начала уступать свое место аграрному сектору. Так, если в 1991 году промышленность по показателю валовой добавленной стоимости в 1.5 раза превосходила сельское хозяйство, то начиная с 1993 года произошло обратное, и в 1994 году сельское хозяйство по указанному показателю в том же размере превзошло промышленность. В 1998 году доля промышленности в структуре внутреннего валового продукта (ВВП), произведенного в республике, составляла 23.4%, а сельского хозяйства - 33.2% [16, с.17].

В сфере образования в деле управления образовательными учреждениями возросла роль областных и местных властей. Вместе с децентрализацией общеобразовательного управления в общеобразовательной системе расширилась автономия образовательных учреждений, что содействовало реализации принципов их финансирования по числу обучающихся.

Новое административно-территориальное деление республики и проводимая территориальная политика страны привели к децентрализации государственного управления и соответственно - к предоставлению функций управления системами здравоохранения, образования и социальной системой общинам.

В процессе регионализации образования в Армении создаются новые модели школ, которые могут быть использованы в практике школ других стран Содружества. Например, на армянскую модель школ с индивидуальной образовательной программой обратил внимание В.А. Болотов, заявив, что «это очень интересный опыт, особенно для малокомплектных сельских школ, проблема которых в России стоит гораздо более остро, чем в Армении» [14].

Как и большинство стран постсоветского пространства с переходной экономикой, Армения столкнулась с проблемой избыточности небольших школ и небольших классов. Чтобы снизить расходы, в 2004 году правительством РА было принято решение объединить небольшие школы. В результате этого процесса количество учителей в общеобразовательных школах сократилось на 6000 человек [24]. В первую очередь это касалось школ в сельских местностях. Консолидация школ рассматривалась как возможность экономии средств, которые можно было бы перенаправить на повышение квалификации учителей и рост эффективности оставшихся школ и классов, что, в свою очередь, привело бы к качественным улучшениям в системе образования.

Регионализация образования в Армении отражает социальные и экономические проблемы, национальные и культурные традиции региона. Политика регионализации образования в Армении направлена на решение реальных потребностей и учет различных форм взаимодействия региональных интересов республики, благодаря чему эффективно решаются задачи соответствия образования региональному рынку труда, экономическим потребностям.В настоящее время в республике проводится политика регионализации образования только в

старших классах, в школах, где имеются классы с ремесленным уклоном, в колледжах и ПТУ.

Что касается языковой политики, то еще в 1991 году русский считался общесоюзным основным языком межнационального общения и, естественно, делопроизводства, т.е., по сути, он являлся вторым родным языком на территории страны. Однако в это время практически все школы переходят на армянский язык обучения. То же самое происходит с русскими отделениями в вузах, что фактически приводит к утрате статуса русского языка как второго родного языка и его переводу его в разряд иностранных языков, изучаемых студентами по выбору. Данное обстоятельство приводит к изменению формы его функционирования, сокращению общего числа изучающих язык в традиционных формах.

С 1996 года языковая ситуация претерпевает изменения, происходит перелом, и изучение русского языка приобретает актуальность. С 1999 года выходит журнал «Русский язык в Армении», в вузах проводятся научные и научно-методические конференции, посвященные проблемам типологии и сопоставления языков, современным проблемам теории и методики преподавания русского языка и т.д. Формированию специалистов, отвечающих современным требованиям и хорошо владеющих как родным, так и русским языком, в большой степени способствует Российско-Армянский (Славянский) государственный университет (РАУ), основанный в г. Ереване в 1997 году [19].

В 2011 году родным языком является один язык - армянский. Русский язык в Армении выступает в различных ипостасях - родной язык, второй язык, основной, иностранный, Lingua Franca. Разнообразие функций нашло отражение в разнообразии типов школ в соответствии с тем, как преподается русский язык:

- 47 школ со специальными классами, в которых русский язык является языком обучения;

- 26 школ с билингвальным и углубленным изучением русского языка;

- 2 полностью русские школы;

- 5 школ РФ - для детей граждан России без преподавания армянского [7].

За период 1990-2011 годов количество школ с обучением на русском языке и соответственно обучающихся на русском языке в Армении резко падает.

В ходе социологического опроса, проведенного службой Гэллапа в 2008 году, на вопрос, важно ли изучение русского языка в Армении, положительный ответ дали 94 % респондентов. При этом в стране сейчас проживают только 15 тысяч этнических русских [3].По мнению армянских русистов, до 70% населения республики (около 2,5 млн. человек) русским языком владеют на коммуникативном уровне, в том числе примерно 35% в возрасте старше 40 лет имеют хорошие навыки владения русским языком [6, с.27].

«В стране сохраняется уверенная позиция русского языка в культурно-информационном пространстве. В настоящее время по всей республике в метровом диапазоне ретранслируются передачи ОРТ и РТР, помимо этого в Ереване - передачи НТВ, «ТВС Москва», «Муз-ТВ». В радиоэфире присутствуют радиостанции «Маяк», «Голос России», активно работает «Русское радио». Русскоязычная пресса представлена в Армении и целым рядом газет, среди которых наиболее популярными и крупнотиражными являются общественно-политические издания «Республика Армения», «Голос Армении», «Новое время». Российская периодика в стране представлена слабо» [6, с.28]. Таким образом, русский язык в Армении все еще обладает большой объединяющей силой. Степень распространенности русского языка и национально-русского двуязычия в республике Армении достаточно большая. Изучению русского языка в Армении уделяется значительное внимание, и имеет место явление двуязычия, которое со временем становится менее очевидным.

Регионализация образования в Республике Грузия

После распада СССР в середине 90-х прошлого столетия в Республике Грузия сущность новой государственной региональной политики в области образования заключалась в постепенном переходе от преимущественно отраслевого к преимущественно региональному развитию системы образования и, соответственно, от отраслевого федерального управления к совместному федерально-региональному управлению учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования [20, 2].

В Грузии тенденция регионализации в деятельности вузов просматривалась в их более целенаправленной работе на конкретный регион: научные исследования, разработка и реализация наукоемких и информационных технологий через технопарки, подготовка и повышение квалификации кадров и т.п. [20, 1].

Тенденция регионализации в деятельности высшей школы получала свое подтверждение еще и в том, что Тбилисские и некоторые продвинутые вузы признанных центров высшего образования (Кутаиси, Батуми) стремились создать свои филиалы и другие подразделения в других регионах страны и, конечно, в первую очередь, бездотационных, с более высоким уровнем жизни населения. Это означало, что уже не абитуриенты мигрировали в вузовские центры, а сами вузы начинали переносить свою деятельность к местам проживания потенциальных абитуриентов. Это была принципиально новая для организации высшей школы ситуация, и надо было выработать соответствующее отношение к территориальной экспансии ведущих вузов [20, 18].

Необходимость решения большинства экономических и социальных вопросов на региональном и муниципальном уровне предполагала более эффективное использование демографического и интеллектуального потенциала территорий, разработку специальных целевых проектов подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, включавших изучение возможностей и предпосылок развития высшей профессиональной школы региона в условиях экономического и политического реформирования грузинского общества [20, 5].

Новая модель образования в Грузии, согласно Программе реформирования системы профессионального образования, основана на партнерстве публичного и частного секторов, что подразумевает общение студентов с будущими работодателями. Реформа подразумевает создание немецкой модели профессионального обучения, согласно которой студент одновременно сможет учиться в профессиональном училище и работать по специальности. Кроме того, государство создаст фонд, который профинансирует идеи и инициативы учащихся. После окончания обучения студент сможет выбрать: продолжить ли ему существующую рабочую практику, трудоустроиться на новое место, начать собственный бизнес или продолжить высшее образование. Международные исследования показывают, что отсутствие квалифицированной рабочей силы один из факторов, тормозящих развитие экономики страны. Данная реформа направлена на искоренение этой проблемы [8].

Языковая политика и роль русского языка в Грузии имеют свои особенности. Согласно Конституции Республики Грузия [12], принятой 24 августа 1995 года, на территории Грузинской Республики государственный язык - грузинский, в Абхазии - абхазский (статья 8). Если в

советское время русский язык как обязательный предмет в национальных школах Грузии преподавался с третьего класса, то после распада СССР и до 2005 года русский язык имел статус негосударственного языка, а с 2005 года он имеет статус иностранного языка.

Как показывают результаты исследования Фонда «Наследие Евразии» по теме "Русский язык в новых независимых государствах" (2008), «статус русского языка не определен. Однако Грузия ратифицировала рамочную Конвенцию о защите национальных меньшинств. В непризнанной Абхазии абхазский язык имеет статус государственного, а русский язык является «языком "государственных" и других учреждений», а в Южной Осетии - официальным» [16, с.23]. Доля взрослого населения Грузии, свободно владеющего русским языком, не превышает 30 %. А из 171 школы с русским языком обучения осталось 59 [16, с.111]. При этом 22 % населения желают начать изучать или повысить уровень владения русским языком, и только 5 % учащихся обучаются на русском языке. По данным опросов, проведенных в 2006 году, 30% опрошенных заявили о желании повысить свой уровень владения русским языком, а в 2007 году таких респондентов стало значительно меньше — 22 % [16, с.142].

После распада СССР и придания грузинскому языку статуса государственного языка количество русских школ последовательно сокращалось. Так, если в 1988 году в Грузии было 257 школ с русским языком обучения, то есть все предметы преподавались на русском языке, то к 2014 году в стране осталась 61 школа с «русским сектором» - речь идет о русской школе, но открытой под крышей грузинской. Такие школы работают в «режиме исчерпания», когда новые начальные классы с русским языком обучения не открываются, а те учащиеся, кто уже учится в русских классах, могут окончить школу и получить соответствующий аттестат. Характерно, что и в высших учебных заведениях «русские сектора» работают в таком же режиме - «режиме исчерпания» [9].

В целом, интерес к русскому языку длительное время был на грани кризиса, что было обусловлено определенными факторами: «усилением центростремительных тенденций в развитии системы образования, обновлением содержания общего среднего образования, проблемами педагогической компетентности кадров, наконец, политикой — игнорированием русских школ, закрытием школ и секторов с обучением на русском языке.

Регионализация образования в Латвийской Республике Согласно данным латвийских экспертов (RuditeAndersone, Irena 2ogla, AijaTuna, Латвийский университет), в Латвии действует единая система образования, и она работает, основываясь на одном законодательстве и общих стандартах. Закон об образовании является обязательным для всех регионов Латвии, и Болонский процесс реализуется одновременно во всех высших учебных заведениях Латвии, независимо от их местоположения. Региональной политики в области образования нет, если не считать обязанности районов (местных самоуправлений) в области обеспечения образования, а также политику развития сети региональных вузов и филиалов вузов.

B 1991 году в Латвии действовало 1014 учреждений дошкольного образования, которые посещали 87800 детей: в городах действовало 658 дошкольных образовательных учреждений - 74800 детей; в сельской местности - 356 дошкольных образовательных учреждений -13000 детей.

B 2001 году в Латвии действовало 552 учреждения дошкольного образования, которые посещали 61451 человек, в городах действовало 437 дошкольных учреждений - 49 200 детей; в сельской местности -168 дошкольных заведений - 12 300 детей.

B 2011 году в Латвии действовало 605 учреждений дошкольного образования, которые посещали 90859 детей: в городах - 375 дошкольных учреждений - 68100 детей; в сельской местности - 177 дошкольных заведений - 22800 детей.

Регионализация образования в Литовской Республике После восстановления независимости в 1990 году Литва четко заявила о важности роли образования в развитии общества. Согласно обязательствам Национальной стратегии образования на период 20132022 гг. уровень инвестиций повысится до 6% от валового внутреннего продукта к 2022 году за счет государственных средств. В период 1995-2003 гг. Литва была одной из стран, демонстрирующих значительное повышение уровня качества образования, согласно данным Международной Ассоциации по оценке учебных достижений(1ЕА), но с тех пор находится в состоянии стагнации. Например, по результатам тестирования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) литовские школьники показывают результаты гораздо ниже среднего по сравнению со школьниками

соседних стран. Национальные и международные оценки также показывают заметные различия в результатах между учащимися городских и сельских школ (в частности, по результатам международного сравнительного исследования РКАв Литве). В частности, показатели уровня образования детей младшего возраста в сельской местности значительно ниже. Существует проблема недостаточного финансирования школ, расположенных в сельской местности [21]. Физическая недоступность школы также является одной из проблем, связанных с дошкольным образованием в сельской местности. Еще один фактор, препятствующий дошкольному образованию - социально-экономический статус семьи, в то время как в крупных городах наблюдается нехватка мест в дошкольных группах [23].

Регионализация образования в Эстонской Республике

В ходе исследования, проведенного ОЭСР в 2001 году, «были выявлены следующие проблемы, связанные с образованием в сельской местности:

- значительный разрыв в результатах между школьниками из городских школ и школьниками из сельских школ по итогам оценки качества образования учащихся. Различия указывают на основные проблемы неспособности некоторых школ полностью осуществить национальную учебную программу, провести необходимую разработку учебных программ на базе школ, обеспечить необходимыми важными ресурсами (учебники, компьютеры и другие учебные материалы), а также провести мероприятия по оценке качества образования на базе школы;

- серьезная нехватка учителей в сельской местности, куда мало кто хочет ехать работать, невзирая на предоставление студентам возможности прощения долга по студенческому кредиту в качестве стимула» [22, с.112-113]. (Перевод - Т.М.)

По данным исследования, «численность учащихся в сельских школах существенно отличается от численности учащихся в городских школах. В базовых школах (классы: 0-9), расположенных в сельской местности, количество учащихся в классе составляло 14.8 учеников, а в школах, находящихся в городах, количество учащихся составляло 24.3 ученика. В сельских гимназиях этот показатель составил 22.0 ученика, в городских - 28.6 учеников» [22, с. 115]. (Перевод - Т.М.)

«В течение нескольких лет Фонд открытой Эстонии сосредоточил

свое внимание на маленьких сельских школах. В 1995 году в проекте, изучавшем проблемы эффективности деятельности маленьких школ, приняли участие представители 25 школ с целью проанализировать свои проблемы и найти пути повышения эффективности учебных заведений. Проект под названием «Сельская школа - высоко конкурентная школа» (1996-1998 гг.) выявил ту роль, которую играют школы в небольших городах в качестве центров интеллектуальной и культурной жизни» [22, с. 115]. (Перевод - Т.М.)

«Проект был направлен на развитие навыков работы с компьютером учащихся в условиях прогресса высоких технологий. В 1996 и 1997 гг. Фонд открытой Эстонии поддержал проект, предусматривающий дополнительное обучение для учителей начальной, средней, высшей школ в сельских образовательных учреждениях, а также снабжение учителей методическими учебными материалами для интеграции «экономики» в качестве официального предмета в школьную программу. Эта программа стала продолжением программы 1996 года, которая была реализована для обучения основам экономики в начальной школе в сельской местности. Фонд открытой Эстонии считал одной из приоритетных задач своей деятельности в ближайшем будущем превращение школ, расположенных в сельских районах и малых городах, в социальные центры» [22, с. 116]. (Перевод - Т.М.)

В документе «Права человека в Эстонии 2014-2015» также отмечается, что «исследования PISA как 2006, так и 2009 годов обращают внимание на различия в школьной жизни и в ее ощущении учениками школ с эстонским и русским языком обучения, а также жителей сельской местности и горожан, различия, соответственно которым ученики школ с русским языком обучения и сельских школ находятся в худшем положении, нежели другие» [10].

В заключение необходимо отметить, что сегодня становится очевидным, что регионализация образования является закономерным, исторически обусловленным процессом дальнейшего развития, в первую очередь, среднего и высшего профессионального образования в странах постсоветского пространства, способным поднять его на качественно новый уровень, отвечающий требованиям современности. В большинстве стран СНГ и Балтии продолжается процесс ослабления вертикальных связей и существенного усиления горизонтальных связей и структур управления, формирования региональных рынков

труда. Это приводит к ощутимому перераспределению функций и результатов деятельности средней профессиональной школы в пользу потребностей регионов, а также к значительному усилению роли региональных органов управления в использовании возможностей профессионально-технических училищ, колледжей в интересах развития регионов. Такие факторы, как «усиление воздействия рынка на развитие среднего и высшего профессионального образования в странах постсоветского пространства, объективные требования регионализации образования способствуют трансформации однопрофильных учебных заведений в многопрофильные, что существенно повышает степень их адаптации к местным условиям. В регионах этих стран создаются и развиваются новые формы организации деятельности образовательных учреждений - региональные образовательные комплексы профессионального образования различного вида на базе существовавших ранее образовательных учреждений разного отраслевого профиля и подчинённости. Реализация стратегии регионализации среднего профессионального образования проходит в рамках соответствующих региональных программ, содержащих перечень задач и мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей в области развития профессионального образования.

В настоящее время в сфере образования во всех странах постсоветского пространства наблюдается пересмотр традиционно существующих отношений между «центром» и «периферией». При этом, естественно, что модель регионализации образования, применяемая в странах с федеративным административно-территориальным устройством, таких как, например, Российская Федерация, не может выступать в качестве образца для остальных стран СНГ, ищущих новые модели отношений между центром и регионами. Также как моноэтнические страны не могут использовать модели регионализации образования, применяемые в полиэтнических государствах. Например, если в России, Казахстане, Украине есть необходимость развития мононациональных учебных заведений, а также поликультурной школы с сохранением возможности изучения национальных языков и культуры в различных регионах страны, то в Республике Армения, где 99% населения - армяне, как в мононациональной стране отсутствует мотивация для регионализации образования по этническому признаку.

Следовательно, модели регионализации образования в разных

странах Содружества не могут в точности совпадать, так как выбор той или иной модели системы образования объективно должен быть обусловлен конкретными особенностями культурно-исторического развития каждого региона, культурными традициями, духовно-нравственным состоянием общества, этно-демографической, социально-экономической ситуацией страны и другими факторами, без внимательного анализа которых любое решение в вопросах строительства системы национального образования, в том числе, вопроса регионализации образования будет заведомо непродуктивным.

Языковой фактор на постсоветском пространстве играет роль не только средства национальной самоидентификации, но и инструмента реализации политических интересов. Роль русского языка при этом неоднозначна и неравноценна. Так, в Южной Осетии русский язык является официальным языком; в Грузии и Армении статус русского языка формально не определен, что приводит к тому, что де-факто русский язык является иностранным.

Армения, Грузия, Азербайджан относятся к группе стран, в которых русским владеют менее 30 % населения и где русский язык практически не используется в повседневной коммуникации, поскольку во всех трех сферах общения доминирует титульный язык.

Как показывают результаты исследования Фонда «Наследие Евразии», «страны Балтии существенно различаются и по уровню владения русским языком, и по его распространенности. В Латвии около половины населения свободно владеет русским языком, треть - использует его при общении в семье и с друзьями, при этом русский язык в меньшей степени применяют в деловой сфере и в образовании. В Эстонии ситуация несколько хуже: треть населения страны свободно владеет русским языком, пока использует его при общении в семье и с друзьями, но реже - на работе и учебе. В Литве он практически вытеснен литовским: только пятая часть населения страны свободно владеет русским языком, он мало используется в общении» [16, с. 112].

Таким образом, видно, что языковая политика в рассматриваемых странах постсоветского пространства реализуется по-разному, отражая тем самым национальные и государственные приоритеты в этой сфере.

Литература

1. Бедианашвили Г. В. Социально-экономическое развитие региона: долгосрочный аспект. Тб., 1989.

2. Бильчак В. С., Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград, 1988.

3. Газазян А. Армения не хочет забывать русский язык. Русский язык в постсоветских странах // Deutsche Welle. - 25.07.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dw.de/арме-ния-не-хочет-забывать-русский-язык/а-16121693 (Дата обращения: 06.11.2016).

4. Государственная стратегия по развитию образования в Азербайджанской Республике. Утверждено Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 24 октября 2013 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://azertag.az/ru/xeber/Gosudarstvennaya_strategiya_po_ razvitiyu_obrazovaniya_v_Azerbaidzhanskoi_Respublike-109168. - (дата обращения: 05.02.2016).

5. Двалишвли Р. Актуальные вопросы расширения потребительского рынка Грузии. Кутаиси, 1992.

6. Доклад МИД России. Русский язык в мире. М., 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Russian/_01.php. - дата обращения: 20.05.2015 г.

7. Золян С. Русский язык зарубежья. РГГУ. Изд-во «Златоуст», Санкт-Петербург. 2013. С. 61-84. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.academia.edu/6901472/РУССКИЙ_ ЯЗЫК_В_АРМЕНИИ (дата обращения: 20.12.2016).

8. Информационное агентство Sputnik. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// sputnik-georgia.ru/society/20160324/230767320/v-gruzii-startovala-reforma-professionalnogo-obrazovanija.html. - (дата обращения: 09.09.2015).

9. Калатозишвили Г. Русский пока остается вторым языком в Грузии - 2. Тбилиси. Специально для "Вестника Кавказа" // Вестник Кавказа. 17 июля 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestikavkaza.ru/analytics/Russkiy-poka-ostaetsya-vtorym-yazykom-v-Gruzii-2.html. - (дата обращения: 03.11.2015)

10. Керикмяэ Т., Реммельг А., Сярав С. Право на образование. Политическое и структурное развитие. Эстонский центр по правам человека. Отчет: Права Человека в Эстонии 2014 - 2015. Режим доступа: https://goo.gl/AGYSWu - (дата обращения: 08.09.2016).

11. Конституция Республики Грузия. Режим доступа: https://goo.gl/ouwNO1 - (дата обращения: 04.11.2016).

12. Концепция развития «Азербайджан - 2020: Взгляд в будущее». 41с. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.president.az/files/future_ru.pdf. - (дата обращения: 07.03.2016).

13. Концепция развития профессионально-технического образования в Азербайджанской Республике (2007-2012 гг.) [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://edu.gov.az/ru/ page/78/3199. - (дата обращения: 07.03.2016).

14. Новости Армении. Агентство международной информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsarmenia.ru/arm1/20071108/41767310.html. - (дата обращения: 07.03.2016).

15. Реформы в сфере образования. Программа реформ в сфере образования Азербайджанской Республики, утвержденная Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 15 июня 1999 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.azerbaijan. az/portal/Society/Education/education_02_r.html. - (дата обращения: 05.02.2016).

16. Русский язык в новых независимых государствах: результаты комплексного исследования / Под ред. Е.Б. Яценко, Е.В. Козиевской, К.А. Гаврилова. М.: Фонд "Наследие Евразии", 2008. 176 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fundeh.org/files/publications/2/ gosudarstvennaya_politika_v_otnoshenii_russkogo_ya.pdf. - (дата обращения: 01.11.2016).

17. Система профессионального образования Армении: Отчет Национального наблюдательного центра. Армения 2000. Европейский фонд образования. С. 17 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/84FF21244380FCB7C12579C9003A8C47/$file/ EECA_VET_N0_Armenia_00_RU.pdf. - (дата обращения: 07.03.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. ТетруашвилиЗ. Фнансово-экономические проблемы развития социальной инфраструктуры в Грузии. ТГУ, 1991.

19. Хачикян А.Я. Функционирование русского языка в Армении // Вестник МАПРЯЛ (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы). - 2006. - № 52. - С.20-21.

20. Чихдадзе Н.В. Региональные вопросы маркетинга образовательных услуг в Грузии в усло-

виях переходной экономики: Автореф.дис. ... канд.экон. наук. Украина, Славянск, 1996.

21. OECDReviewsofSchoolResources: Lithuania 2016, OECDReviewsofSchoolResources, OECDPublishing, Paris. [Электронныйресурс]. URL: https://www.oecd.org/edu/school/Lithuania -Summary - ENG.pdf - (дата обращения: 28.08.2016).

22. Reviews of National Policies for Education. Estonia. Organisation for Economic Co-operation and Development. 2001. pp. 112-116.

23. UNESCO programme Education for All - 2015. Overview ofNational Education Lithuania. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002299/229934E.pdf. - (дата обращения: 28.08.2016).

24. Uuipljnujuib Uprnuilj. luipnguiliuibbbpli jjuibuiljp bi]iuqhi t. 168chuil. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.168.am/am/articles/2210-pr. - (дата обращения: 07.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.