ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ
Акулова Е.В.
преподаватель ГБПОУ г. Москвы «Педагогический колледж № 15»
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ
В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Аннотация: Изучение исторических предпосылок помогает понять и оценить складывающие тенденции в сфере образования в настоящее время. Поэтому мы сделаем краткий исторический экскурс и попытаемся дать представление о роли и особенностях образования в истории армянского народа.
Ключевые слова: Армения, СССР, Российская империя, Болонская система, молодежь, образование
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в мировом общественном развитии обозначились новые тенденции. Процессы глобализации определили образование в качестве стратегического направления развития государств, а человеческий интеллектуальный потенциал превратили в мощный инвестиционный ресурс. Образование из сферы сопутствующей становится основной точкой роста и прогресса, формирует интеллектуальный потенциал нации и обеспечивает ее конкурентоспособность на мировых рынках.
Исторические предпосылки
Специфика зарождения и становления современного образования в Республике Армения предполагает выделение при его изучении четырех пластов исторического времени:
1) 301 - 1828 гг. - период от принятия христианства до вхождения Ереванского и Нахичеванского ханств в состав Российской Империи, включая существование армянского народа с VIII в. в качестве религиозной общины под господством арабов, монголов, турков, персов, царской России;
2) 1828 - 1920 гг. - период нахождения Армянской области в составе Российской Империи и образования Первой Республики Армения;
3) 1920 - 1991 гг. - период установления советской власти и вхождения Армянской ССР в состав Советского Союза;
4) 1991 г. - по н.в. - период постсоветского (независимого) развития.
Образование в Республике Армения имеет глубокую 1600-летнюю историю и
непосредственно связано с принятием христианства в качестве государственной религии в 301 г. при царе Тиридате III. Армянская Апостольская Церковь дала начало новой духовности, культуре, литературе, архитектуре и письменности. В 405-406 гг. священнослужитель Месроп Маштоц создал оригинальный армянский алфавит, заложил основу христианской школы, инициировал обучение на армянском языке, дал мощный толчок переводу Библии и иноязычной литературы, оставил после себя много учеников и продолжателей своего дела1.
С появлением собственного алфавита связано создание первой высшей школы -Вагаршапатской семинарии. Высшие школы-университеты начали открываться в ХШ-ХУ вв2. Среди них Гладзорский университет, один из известнейших центров просвещения средневековой Армении, основанный в 1282 г., и Татевский университет - крупнейший средневековый университет на Южном Кавказе, основанный в 1373 г. в Татевском
1 Лусян А.Э. Особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, 2011, № 3-4. С. 271.
2 Мариносян Т.Э. О совершенствовании качества образования в странах постсоветского пространства (на примере Армении)// Отечественная и зарубежная педагогика, 2015, № 5 (26). С. 110.
монастыре. В этих учебных заведениях преподавали грамматику, риторику, литературу, историю, теологию, философию, биологию. Армянские образовательные центры появились в России, Грузии, Индии, Италии и других странах.
Таким образом, в первый выделяемый период образование носило религиозный и всенародный характер.
После вхождения в состав Российской Империи началась перестройка системы образования, о чем свидетельствуют «Тифлисские ведомости». В частности в них рассказывается о миссионерской деятельности в Карабахской провинции немцев-евангелистов, основавших в г. Шуше школу, в которой обучалось 40 армянских детей1. Обучение велось на армянском языке и было бесплатным, школа имела свою типографию. Автор статьи отмечает, что новая школа имела разительный контраст с другими «татарскими» и армянскими училищами в Шуше. Основными замечаниями были небрежность обучения и халатное отношение учителей: «ибо получая исправно плату от родителей, почитают лишним заниматься учениками... В провинции, кроме г. Шуши число учеников простирается не свыше 150 человек; - а во всей Карабагской провинции пропорция грамотных к неграмотным относится как 1:500»2.
16 мая 1919 г. Совет Министров Первой Республики Армения принимает решение об основании в Ереване университета. Он открывается 31 января 1910 г. в здании торговой школы Александрополя. В этот период обучение велось на историко-языковедческом факультете, в университете обучались 262 студента и работали 32 преподавателя3.
После установления советской власти в течение 70 лет образовательная система Армении была составной частью образовательной системы СССР. К основным недостаткам такой системы можно отнести остаточный принцип финансирования, сильную централизацию управления и идеологизацию содержания образовательных программ, а также отсутствие возможности самостоятельного развития.
Профессиональное образование осуществлялось на трех уровнях: профессионально-техническое образование (профессионально-технические училища) с присвоением за 3 или 1 год квалификации рабочего, среднее профессиональное образование (техникумы и училища) с присвоением за 2-5 лет квалификации техника, технолога и других, высшее профессиональное образование (университеты, институты) с присвоением за 5 лет квалификации специалиста.
Современные трансформации в сфере образования
23 сентября 1991 г. Верховный Совет Армянской ССР подтвердил независимость республики по результатам проведенного референдума. Практически сразу началось реформирование системы образования.
В 1991 г. были основаны колледжи - учебные заведения среднего профессионального образования, присваивающие выпускникам после трех лет обучения квалификацию младшего инженера. Прием в колледжи осуществлялся на базе среднего (полного) образования. Студентам, окончившим второй курс колледжа с высокой успеваемостью, предоставлялась возможность поступления на третий курс соответствующего высшего учебного заведения4, что явилось отличительной особенностью данного типа учебных заведений.
Из-за сокращения государственного финансирования вузов начал активно формироваться сектор негосударственных высших образовательных заведений, но качество
1 Саядов С.М. «Тифлисские ведомости» об Армении и Армянах. URL: http://hpj.asj-oa.am/3796/1/1983-2-3(212).pdf C.221. (дата обращения 10.08.2017).
2 Там же.
3 См. подробнее: ЕГУ. История. URL: http://ysu.am/ysu/ru/history-1431766116 (дата обращения 10.08.2017).
4 Обзор системы национального образования и подготовки кадров. Отчет национального наблюдательного центра. Армения, 2000. С. 22.
образования падало. Это обусловливалось также и отсутствием современной учебно-методической литературы на армянском языке. Однако осуществлялась поддержка создания новых вузов в рамках межгосударственных программ, в том числе в рамках проведения кредитной программы «Реформы в системе управления и финансирования образования», которая финансировалась Всемирным Банком. Постепенно в Армении сформировалась действующая сегодня смешанная вузовская система, включающая традиционные государственные, межгосударственные и негосударственные высшие учебные заведения.
Действительное реформирование системы высшего профессионального образования началось после приятия 14 апреля 1999 г. Закона Республики Армения «Об образовании». В нем говорится: «Образовательная система Республики Армения направлена на укрепление духовного и интеллектуального потенциала армянского народа, сохранение и развитие национальных и общечеловеческих ценностей. Принципами государственной политики в области образования являются гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей; интеграция в международную образовательную систему»1. Последний принцип обозначил новую тенденцию на интеграцию высшего образования Армении в европейское образовательное пространство.
В 2004 г. Армения ратифицировала Лиссабонскую конвенцию, а в мае 2005 г. присоединилась к Болонской декларации2. Суть декларации точно отражают следующие необходимые элементы:
- введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, в том числе и при помощи внедрения «Приложения к диплому»;
- введение трехуровневой системы подготовки: первая ступень (бакалавра) продолжительностью не менее трех лет, вторая ступень, ведущая к степени магистра, и третья ступень, ведущая к докторской степени;
- создание системы кредитов, аналогичной Европейской системе перезачета кредитов как средства повышения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала университетов;
- развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий3.
Присоединившись к Болонскому процессу, Армения взяла на себя обязательства вместе с другими странами начать процесс по переходу на трехуровневую систему обучения, при этом создавая действующую систему обеспечения качества, соответствующую согласованному на европейском уровне своду стандартов, процедур и принципов обеспечения качества. В ноябре 2007 г. Правительством Армении было принято решение утвердить армянский образец «Приложения к диплому», который был создан со стороны АгтЕМС центр, по европейскому стереотипу.
Результаты использования основных принципов Болонского процесса в форме кредитно-рейтинговой системы в Республике Армения также оцениваются как положительные. Как показывает эмпирическое исследование со студентами, проведенное в Российско-Армянском (Славянском) университете, кредитно-рейтинговая система помогает:
1) мобилизовать свои силы и в большей степени реализовать свой потенциал (63 %);
2) планировать время учебных занятий и регулярно заниматься (61 %);
3) выработать (или закрепить) привычку систематически посещать занятия (93 %)1.
1 Закон Республики Армения «Об образовании», ст. 4.3, 5.4. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1494&lang=rus (дата обращения 10.08.2017).
2 См. подробнее: Лалаян М.С., Саакян А.Г. Основные тенденции развития современной системы образования// Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. № 22. С 39-54.
3 Бадалян М.В. Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для армянской Высшей школы// Проблемы современной экономики (Новосибирск), 2010. № 1-2. С. 186.
Организационной базой государственной политики в сфере образования стала Государственная программа развития образования Армении, утверждаемая Национальным Собранием республики с представления правительства. Последовательное принятие и реализация данных программ с 2001 г. способствовали развитию образовательной системы республики Армения, а также профессионального образования. В настоящее время идет обсуждение на всех уровнях Государственной программы развития образования Армении на 2016-2025 гг. Проект представляется впервые на 10 лет2, чтобы дать оценку и проанализировать результаты. В основе программы лежат концепция образования, принципы Болонского процесса, Программа ООН «Об устойчивом развитии до 2030 года» и другие европейские стандарты образования3. Предполагается дальнейшее сохранение государственного армянского языка в образовании как средства сохранения национальной самоидентичности, введение инклюзивного образования, улучшение условий обучения, развитие дошкольного образования. Общая ориентация программы на конкурентоспособность на рынке труда предполагает наличие года трудового стажа перед поступлением в вузы.
Тем не менее, существует ряд проблем, связанный с отсутствием навыков самостоятельной работы у студентов, что особенно важно при обучении в рамках Болонской системы. Также в законодательстве Республики Армения никак не затронута проблема развития дистанционного обучения и отсутствует понимание данного термина4. Однако дистанционное обучение является важной и перспективной формой развития единого образовательного пространства.
Рассмотрев основные аспекты развития профессионального образования в Республике Армения, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, трансформация системы образования была непосредственно связана с распадом Советского Союза, необходимостью перехода к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации.
Во-вторых, при реформировании системы образования был выбран ориентир на ее интеграцию с европейским образовательным процессом.
В-третьих, в настоящее время процессы модернизации образования носят незавершенный характер и требуют дальнейшей работы в отношении обеспечения качества подготовки.
В-четвертых, наравне с перенятием образцов европейской образовательной системы предпринимаются попытки сохранить национальную идентичность.
Литература
1. Бадалян М.В. Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для армянской Высшей школы// Проблемы современной экономики (Новосибирск), 2010. № 1-2. С. 186.
2. Берберян А.С. Тенденции развития высшего профессионального образования в Армении в контексте современных трансформационных процессов// Годичная научная конференция: сб. науч. ст. - Ереван: Изд-во РАУ, 2007. С. 465-472.
1 Берберян А.С. Тенденции развития высшего профессионального образования в Армении в контексте современных трансформационных процессов// Годичная научная конференция: сб. науч. ст. - Ереван: Изд-во РАУ, 2007. С. 465-472.
2 Ранее аналогичные программы принимались на пять лет.
3 Акцент на качество образования. URL: http://golosarmenii.am/article/36018/akcent-na-kachestvo-obrazovaniya (дата обращения 10.08.2017).
4 См. подробнее: Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. Информатизация образования и дистанционное обучение в государствах - участниках СНГ: нормативно-правовые аспекты// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, 2007, № 1. С. 9-20.
3. Лалаян М.С., Саакян А.Г. Основные тенденции развития современной системы образования// Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. № 22. С. 39-54.
4. Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. Информатизация образования и дистанционное обучение в государствах - участниках СНГ: нормативно-правовые аспект// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, 2007, № 1. С. 9-20.
5. Лусян А.Э. Особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, 2011, № 3-4. С. 264-282.
6. Мариносян Т.Э. О совершенствовании качества образования в странах постсоветского пространства (на примере Армении)// Отечественная и зарубежная педагогика, 2015, № 5 (26). С. 109-126.
7. Рябов А.В., Крылов А.Б., Бредихин А.В., Воркунова О.А., Муртазин М.Ф., Притчин С.А., Надеин-Раевский В.А., Силаев Н.Ю., Сотников В.И., Гончаренко С.И., Арешев А.Г., Муханов В.М. Южный Кавказ в системе «трех морей»: внешние угрозы и внутренние вызовы// Мировая экономика и международные отношения, 2016. Т. 60. № 10. С. 91-106.
8. Обзор системы национального образования и подготовки кадров. Отчет национального наблюдательного центра. Армения, 2000.
9. Саядов С.М. «Тифлисские ведомости» об Армении и Армянах. URL: http://hpj.asj-oa.am/3796/1/1983-2-3(212).pdf C.221. (дата обращения 10.08.2017).
10. Акцент на качество образования. URL: http://golosarmenii.am/artide/36018/akcent-na-kachestvo-obrazovaniya (дата обращения 10.08.2017).
11. Закон Республики Армения «Об образовании», ст. 4.3, 5.4. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1494&lang=rus (дата обращения 10.08.2017).
12. ЕГУ. История. URL: http://ysu.am/ysu/ru/history-1431766116 (дата обращения 10.08.2017).
References:
1. Badalian M.V. Formirovanie obshcheevropeiskogo obrazovatel'nogo prostranstva: zadachi dlia armianskoi Vysshei shkoly [The formation of the European higher education area: challenges for the Armenian Higher schools]// Problemy sovremennoi ekonomiki (Novosibirsk), 2010. № 1-2. S. 186.
2. Berberian A.S. Tendentsii razvitiia vysshego professional'nogo obrazovaniia v Armenii v kontekste sovremennykh transformatsionnykh protsessov [Tendencies of development of higher professional education in Armenia in the context of contemporary transformation processes ]// Godichnaia nauchnaia konferentsiia: sb. nauch. st. - Erevan: Izd-vo RAU, 2007. S. 465-472.
3. LalaianM.S., Saakian A.G. Osnovnye tendentsii razvitiia sovremennoi sistemy obrazovaniia [The basic tendencies of development of modern education system]// Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera, 2013. № 22. S. 39-54.
4. Krasnova G.A., Siul'kova N. V. Informatizatsiia obrazovaniia i distantsionnoe obuchenie v gosudarstvakh - uchastnikakh SNG: normativno-pravovye aspekty [Informatization of education and distance learning in the States - participants CIS: normative-legal aspect]// Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Informatizatsiia obrazovaniia, 2007, № 1. S. 9-20.
5. Lusian A.E. Osobennosti deistvuiushchei modeli gosudarstvenno-konfessional'nykh otnoshenii v Respublike Armeniia [Features of the current model of state-confessional relations in the Republic of Armenia]// Gosudarstvo, religiia, Tserkov' v Rossii i za rubezhom, 2011, № 3-4. S. 264-282.
6. Marinosian T.E. O sovershenstvovanii kachestva obrazovaniia v stranakh postsovetskogo prostranstva (na primere Armenii) [Improving the quality of education in the post-Soviet space (on example of Armenia)]// Otechestvennaia i zarubezhnaia pedagogika, 2015, № 5 (26). S. 109-126.
7. Riabov A.V., Krylov A.B., Bredikhin A.V., Vorkunova O.A., Murtazin M.F., Pritchin S.A., Nadein-Raevskii V.A., Silaev N.Iu., Sotnikov V.I., Goncharenko S.I., Areshev A.G., Mukhanov V.M. Iuzhnyi Kavkaz v sisteme «trekh morei»: vneshnie ugrozy i vnutrennie vyzovy [The South Caucasus in the system of the "three seas": external threats and domestic challenges]// Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia, 2016. T. 60. № 10. S. 91-106.
7. Obzor sistemy natsional'nogo obrazovaniia i podgotovki kadrov. Otchet natsional'nogo nabliudatel'nogo tsentra. Armeniia, 2000.
8. Saiadov S.M. «Tiflisskie vedomosti» ob Armenii i Armianakh ["Tifliskie Vedomosti" about Armenia and Armenians]. URL: http://hpj.asj-oa.am/3796/1/1983-2-3(212).pdf C.221. (data obrashcheniia 10.08.2017).
9. Aktsent na kachestvo obrazovaniia. URL: http://golosarmenii.am/article/36018/akcent-na-kachestvo-obrazovaniya (data obrashcheniia 10.08.2017).
10. Zakon Respubliki Armeniia «Ob obrazovanii», st. 4.3, 5.4. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1494&lang=rus (data obrashcheniia 10.08.2017).
11. EGU. Istoriia. URL: http://ysu.am/ysu/ru/history-1431766116 (data obrashcheniia 10.08.2017).
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF ARMENIA
IN THE POST-SOVIET PERIOD
Akulova E.V.
Teacher, Pedagogical College № 15 [email protected]
Abstract: the study of the historical background helps to understand and appreciate the evolving trends in education currently. So we will make a brief historical digression and try to give an idea of the role and characteristics of education in the history of the Armenian people. Key words: Armenia, Soviet Union, Russian Empire, the Bologna system, youth, education
Для цитирования: Акулова Е.В. Развитие профессионального образования в Республике Армения в постсоветский период// Архонт, 2017. № 1. С. 12-17.