Научная статья на тему 'Развитие профессионального образования в Республике Армения в постсоветский период'

Развитие профессионального образования в Республике Армения в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
Армения / СССР / Российская империя / Болонская система / молодежь / образование / Armenia / Soviet Union / Russian Empire / the Bologna system / youth / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулова Е. В.

Изучение исторических предпосылок помогает понять и оценить складывающие тенденции в сфере образования в настоящее время. Поэтому мы сделаем краткий исторический экскурс и попытаемся дать представление о роли и особенностях образования в истории армянского народа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF ARMENIA IN THE POST-SOVIET PERIOD

the study of the historical background helps to understand and appreciate the evolving trends in education currently. So we will make a brief historical digression and try to give an idea of the role and characteristics of education in the history of the Armenian people.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального образования в Республике Армения в постсоветский период»

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Акулова Е.В.

преподаватель ГБПОУ г. Москвы «Педагогический колледж № 15»

ak_katerina@inbox.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Аннотация: Изучение исторических предпосылок помогает понять и оценить складывающие тенденции в сфере образования в настоящее время. Поэтому мы сделаем краткий исторический экскурс и попытаемся дать представление о роли и особенностях образования в истории армянского народа.

Ключевые слова: Армения, СССР, Российская империя, Болонская система, молодежь, образование

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в мировом общественном развитии обозначились новые тенденции. Процессы глобализации определили образование в качестве стратегического направления развития государств, а человеческий интеллектуальный потенциал превратили в мощный инвестиционный ресурс. Образование из сферы сопутствующей становится основной точкой роста и прогресса, формирует интеллектуальный потенциал нации и обеспечивает ее конкурентоспособность на мировых рынках.

Исторические предпосылки

Специфика зарождения и становления современного образования в Республике Армения предполагает выделение при его изучении четырех пластов исторического времени:

1) 301 - 1828 гг. - период от принятия христианства до вхождения Ереванского и Нахичеванского ханств в состав Российской Империи, включая существование армянского народа с VIII в. в качестве религиозной общины под господством арабов, монголов, турков, персов, царской России;

2) 1828 - 1920 гг. - период нахождения Армянской области в составе Российской Империи и образования Первой Республики Армения;

3) 1920 - 1991 гг. - период установления советской власти и вхождения Армянской ССР в состав Советского Союза;

4) 1991 г. - по н.в. - период постсоветского (независимого) развития.

Образование в Республике Армения имеет глубокую 1600-летнюю историю и

непосредственно связано с принятием христианства в качестве государственной религии в 301 г. при царе Тиридате III. Армянская Апостольская Церковь дала начало новой духовности, культуре, литературе, архитектуре и письменности. В 405-406 гг. священнослужитель Месроп Маштоц создал оригинальный армянский алфавит, заложил основу христианской школы, инициировал обучение на армянском языке, дал мощный толчок переводу Библии и иноязычной литературы, оставил после себя много учеников и продолжателей своего дела1.

С появлением собственного алфавита связано создание первой высшей школы -Вагаршапатской семинарии. Высшие школы-университеты начали открываться в ХШ-ХУ вв2. Среди них Гладзорский университет, один из известнейших центров просвещения средневековой Армении, основанный в 1282 г., и Татевский университет - крупнейший средневековый университет на Южном Кавказе, основанный в 1373 г. в Татевском

1 Лусян А.Э. Особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, 2011, № 3-4. С. 271.

2 Мариносян Т.Э. О совершенствовании качества образования в странах постсоветского пространства (на примере Армении)// Отечественная и зарубежная педагогика, 2015, № 5 (26). С. 110.

монастыре. В этих учебных заведениях преподавали грамматику, риторику, литературу, историю, теологию, философию, биологию. Армянские образовательные центры появились в России, Грузии, Индии, Италии и других странах.

Таким образом, в первый выделяемый период образование носило религиозный и всенародный характер.

После вхождения в состав Российской Империи началась перестройка системы образования, о чем свидетельствуют «Тифлисские ведомости». В частности в них рассказывается о миссионерской деятельности в Карабахской провинции немцев-евангелистов, основавших в г. Шуше школу, в которой обучалось 40 армянских детей1. Обучение велось на армянском языке и было бесплатным, школа имела свою типографию. Автор статьи отмечает, что новая школа имела разительный контраст с другими «татарскими» и армянскими училищами в Шуше. Основными замечаниями были небрежность обучения и халатное отношение учителей: «ибо получая исправно плату от родителей, почитают лишним заниматься учениками... В провинции, кроме г. Шуши число учеников простирается не свыше 150 человек; - а во всей Карабагской провинции пропорция грамотных к неграмотным относится как 1:500»2.

16 мая 1919 г. Совет Министров Первой Республики Армения принимает решение об основании в Ереване университета. Он открывается 31 января 1910 г. в здании торговой школы Александрополя. В этот период обучение велось на историко-языковедческом факультете, в университете обучались 262 студента и работали 32 преподавателя3.

После установления советской власти в течение 70 лет образовательная система Армении была составной частью образовательной системы СССР. К основным недостаткам такой системы можно отнести остаточный принцип финансирования, сильную централизацию управления и идеологизацию содержания образовательных программ, а также отсутствие возможности самостоятельного развития.

Профессиональное образование осуществлялось на трех уровнях: профессионально-техническое образование (профессионально-технические училища) с присвоением за 3 или 1 год квалификации рабочего, среднее профессиональное образование (техникумы и училища) с присвоением за 2-5 лет квалификации техника, технолога и других, высшее профессиональное образование (университеты, институты) с присвоением за 5 лет квалификации специалиста.

Современные трансформации в сфере образования

23 сентября 1991 г. Верховный Совет Армянской ССР подтвердил независимость республики по результатам проведенного референдума. Практически сразу началось реформирование системы образования.

В 1991 г. были основаны колледжи - учебные заведения среднего профессионального образования, присваивающие выпускникам после трех лет обучения квалификацию младшего инженера. Прием в колледжи осуществлялся на базе среднего (полного) образования. Студентам, окончившим второй курс колледжа с высокой успеваемостью, предоставлялась возможность поступления на третий курс соответствующего высшего учебного заведения4, что явилось отличительной особенностью данного типа учебных заведений.

Из-за сокращения государственного финансирования вузов начал активно формироваться сектор негосударственных высших образовательных заведений, но качество

1 Саядов С.М. «Тифлисские ведомости» об Армении и Армянах. URL: http://hpj.asj-oa.am/3796/1/1983-2-3(212).pdf C.221. (дата обращения 10.08.2017).

2 Там же.

3 См. подробнее: ЕГУ. История. URL: http://ysu.am/ysu/ru/history-1431766116 (дата обращения 10.08.2017).

4 Обзор системы национального образования и подготовки кадров. Отчет национального наблюдательного центра. Армения, 2000. С. 22.

образования падало. Это обусловливалось также и отсутствием современной учебно-методической литературы на армянском языке. Однако осуществлялась поддержка создания новых вузов в рамках межгосударственных программ, в том числе в рамках проведения кредитной программы «Реформы в системе управления и финансирования образования», которая финансировалась Всемирным Банком. Постепенно в Армении сформировалась действующая сегодня смешанная вузовская система, включающая традиционные государственные, межгосударственные и негосударственные высшие учебные заведения.

Действительное реформирование системы высшего профессионального образования началось после приятия 14 апреля 1999 г. Закона Республики Армения «Об образовании». В нем говорится: «Образовательная система Республики Армения направлена на укрепление духовного и интеллектуального потенциала армянского народа, сохранение и развитие национальных и общечеловеческих ценностей. Принципами государственной политики в области образования являются гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей; интеграция в международную образовательную систему»1. Последний принцип обозначил новую тенденцию на интеграцию высшего образования Армении в европейское образовательное пространство.

В 2004 г. Армения ратифицировала Лиссабонскую конвенцию, а в мае 2005 г. присоединилась к Болонской декларации2. Суть декларации точно отражают следующие необходимые элементы:

- введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, в том числе и при помощи внедрения «Приложения к диплому»;

- введение трехуровневой системы подготовки: первая ступень (бакалавра) продолжительностью не менее трех лет, вторая ступень, ведущая к степени магистра, и третья ступень, ведущая к докторской степени;

- создание системы кредитов, аналогичной Европейской системе перезачета кредитов как средства повышения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала университетов;

- развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий3.

Присоединившись к Болонскому процессу, Армения взяла на себя обязательства вместе с другими странами начать процесс по переходу на трехуровневую систему обучения, при этом создавая действующую систему обеспечения качества, соответствующую согласованному на европейском уровне своду стандартов, процедур и принципов обеспечения качества. В ноябре 2007 г. Правительством Армении было принято решение утвердить армянский образец «Приложения к диплому», который был создан со стороны АгтЕМС центр, по европейскому стереотипу.

Результаты использования основных принципов Болонского процесса в форме кредитно-рейтинговой системы в Республике Армения также оцениваются как положительные. Как показывает эмпирическое исследование со студентами, проведенное в Российско-Армянском (Славянском) университете, кредитно-рейтинговая система помогает:

1) мобилизовать свои силы и в большей степени реализовать свой потенциал (63 %);

2) планировать время учебных занятий и регулярно заниматься (61 %);

3) выработать (или закрепить) привычку систематически посещать занятия (93 %)1.

1 Закон Республики Армения «Об образовании», ст. 4.3, 5.4. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1494&lang=rus (дата обращения 10.08.2017).

2 См. подробнее: Лалаян М.С., Саакян А.Г. Основные тенденции развития современной системы образования// Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. № 22. С 39-54.

3 Бадалян М.В. Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для армянской Высшей школы// Проблемы современной экономики (Новосибирск), 2010. № 1-2. С. 186.

Организационной базой государственной политики в сфере образования стала Государственная программа развития образования Армении, утверждаемая Национальным Собранием республики с представления правительства. Последовательное принятие и реализация данных программ с 2001 г. способствовали развитию образовательной системы республики Армения, а также профессионального образования. В настоящее время идет обсуждение на всех уровнях Государственной программы развития образования Армении на 2016-2025 гг. Проект представляется впервые на 10 лет2, чтобы дать оценку и проанализировать результаты. В основе программы лежат концепция образования, принципы Болонского процесса, Программа ООН «Об устойчивом развитии до 2030 года» и другие европейские стандарты образования3. Предполагается дальнейшее сохранение государственного армянского языка в образовании как средства сохранения национальной самоидентичности, введение инклюзивного образования, улучшение условий обучения, развитие дошкольного образования. Общая ориентация программы на конкурентоспособность на рынке труда предполагает наличие года трудового стажа перед поступлением в вузы.

Тем не менее, существует ряд проблем, связанный с отсутствием навыков самостоятельной работы у студентов, что особенно важно при обучении в рамках Болонской системы. Также в законодательстве Республики Армения никак не затронута проблема развития дистанционного обучения и отсутствует понимание данного термина4. Однако дистанционное обучение является важной и перспективной формой развития единого образовательного пространства.

Рассмотрев основные аспекты развития профессионального образования в Республике Армения, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, трансформация системы образования была непосредственно связана с распадом Советского Союза, необходимостью перехода к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации.

Во-вторых, при реформировании системы образования был выбран ориентир на ее интеграцию с европейским образовательным процессом.

В-третьих, в настоящее время процессы модернизации образования носят незавершенный характер и требуют дальнейшей работы в отношении обеспечения качества подготовки.

В-четвертых, наравне с перенятием образцов европейской образовательной системы предпринимаются попытки сохранить национальную идентичность.

Литература

1. Бадалян М.В. Формирование общеевропейского образовательного пространства: задачи для армянской Высшей школы// Проблемы современной экономики (Новосибирск), 2010. № 1-2. С. 186.

2. Берберян А.С. Тенденции развития высшего профессионального образования в Армении в контексте современных трансформационных процессов// Годичная научная конференция: сб. науч. ст. - Ереван: Изд-во РАУ, 2007. С. 465-472.

1 Берберян А.С. Тенденции развития высшего профессионального образования в Армении в контексте современных трансформационных процессов// Годичная научная конференция: сб. науч. ст. - Ереван: Изд-во РАУ, 2007. С. 465-472.

2 Ранее аналогичные программы принимались на пять лет.

3 Акцент на качество образования. URL: http://golosarmenii.am/article/36018/akcent-na-kachestvo-obrazovaniya (дата обращения 10.08.2017).

4 См. подробнее: Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. Информатизация образования и дистанционное обучение в государствах - участниках СНГ: нормативно-правовые аспекты// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, 2007, № 1. С. 9-20.

3. Лалаян М.С., Саакян А.Г. Основные тенденции развития современной системы образования// Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. № 22. С. 39-54.

4. Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. Информатизация образования и дистанционное обучение в государствах - участниках СНГ: нормативно-правовые аспект// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, 2007, № 1. С. 9-20.

5. Лусян А.Э. Особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, 2011, № 3-4. С. 264-282.

6. Мариносян Т.Э. О совершенствовании качества образования в странах постсоветского пространства (на примере Армении)// Отечественная и зарубежная педагогика, 2015, № 5 (26). С. 109-126.

7. Рябов А.В., Крылов А.Б., Бредихин А.В., Воркунова О.А., Муртазин М.Ф., Притчин С.А., Надеин-Раевский В.А., Силаев Н.Ю., Сотников В.И., Гончаренко С.И., Арешев А.Г., Муханов В.М. Южный Кавказ в системе «трех морей»: внешние угрозы и внутренние вызовы// Мировая экономика и международные отношения, 2016. Т. 60. № 10. С. 91-106.

8. Обзор системы национального образования и подготовки кадров. Отчет национального наблюдательного центра. Армения, 2000.

9. Саядов С.М. «Тифлисские ведомости» об Армении и Армянах. URL: http://hpj.asj-oa.am/3796/1/1983-2-3(212).pdf C.221. (дата обращения 10.08.2017).

10. Акцент на качество образования. URL: http://golosarmenii.am/artide/36018/akcent-na-kachestvo-obrazovaniya (дата обращения 10.08.2017).

11. Закон Республики Армения «Об образовании», ст. 4.3, 5.4. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1494&lang=rus (дата обращения 10.08.2017).

12. ЕГУ. История. URL: http://ysu.am/ysu/ru/history-1431766116 (дата обращения 10.08.2017).

References:

1. Badalian M.V. Formirovanie obshcheevropeiskogo obrazovatel'nogo prostranstva: zadachi dlia armianskoi Vysshei shkoly [The formation of the European higher education area: challenges for the Armenian Higher schools]// Problemy sovremennoi ekonomiki (Novosibirsk), 2010. № 1-2. S. 186.

2. Berberian A.S. Tendentsii razvitiia vysshego professional'nogo obrazovaniia v Armenii v kontekste sovremennykh transformatsionnykh protsessov [Tendencies of development of higher professional education in Armenia in the context of contemporary transformation processes ]// Godichnaia nauchnaia konferentsiia: sb. nauch. st. - Erevan: Izd-vo RAU, 2007. S. 465-472.

3. LalaianM.S., Saakian A.G. Osnovnye tendentsii razvitiia sovremennoi sistemy obrazovaniia [The basic tendencies of development of modern education system]// Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera, 2013. № 22. S. 39-54.

4. Krasnova G.A., Siul'kova N. V. Informatizatsiia obrazovaniia i distantsionnoe obuchenie v gosudarstvakh - uchastnikakh SNG: normativno-pravovye aspekty [Informatization of education and distance learning in the States - participants CIS: normative-legal aspect]// Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Informatizatsiia obrazovaniia, 2007, № 1. S. 9-20.

5. Lusian A.E. Osobennosti deistvuiushchei modeli gosudarstvenno-konfessional'nykh otnoshenii v Respublike Armeniia [Features of the current model of state-confessional relations in the Republic of Armenia]// Gosudarstvo, religiia, Tserkov' v Rossii i za rubezhom, 2011, № 3-4. S. 264-282.

6. Marinosian T.E. O sovershenstvovanii kachestva obrazovaniia v stranakh postsovetskogo prostranstva (na primere Armenii) [Improving the quality of education in the post-Soviet space (on example of Armenia)]// Otechestvennaia i zarubezhnaia pedagogika, 2015, № 5 (26). S. 109-126.

7. Riabov A.V., Krylov A.B., Bredikhin A.V., Vorkunova O.A., Murtazin M.F., Pritchin S.A., Nadein-Raevskii V.A., Silaev N.Iu., Sotnikov V.I., Goncharenko S.I., Areshev A.G., Mukhanov V.M. Iuzhnyi Kavkaz v sisteme «trekh morei»: vneshnie ugrozy i vnutrennie vyzovy [The South Caucasus in the system of the "three seas": external threats and domestic challenges]// Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia, 2016. T. 60. № 10. S. 91-106.

7. Obzor sistemy natsional'nogo obrazovaniia i podgotovki kadrov. Otchet natsional'nogo nabliudatel'nogo tsentra. Armeniia, 2000.

8. Saiadov S.M. «Tiflisskie vedomosti» ob Armenii i Armianakh ["Tifliskie Vedomosti" about Armenia and Armenians]. URL: http://hpj.asj-oa.am/3796/1/1983-2-3(212).pdf C.221. (data obrashcheniia 10.08.2017).

9. Aktsent na kachestvo obrazovaniia. URL: http://golosarmenii.am/article/36018/akcent-na-kachestvo-obrazovaniya (data obrashcheniia 10.08.2017).

10. Zakon Respubliki Armeniia «Ob obrazovanii», st. 4.3, 5.4. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1494&lang=rus (data obrashcheniia 10.08.2017).

11. EGU. Istoriia. URL: http://ysu.am/ysu/ru/history-1431766116 (data obrashcheniia 10.08.2017).

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

IN THE POST-SOVIET PERIOD

Akulova E.V.

Teacher, Pedagogical College № 15 ak_katerina@inbox.ru

Abstract: the study of the historical background helps to understand and appreciate the evolving trends in education currently. So we will make a brief historical digression and try to give an idea of the role and characteristics of education in the history of the Armenian people. Key words: Armenia, Soviet Union, Russian Empire, the Bologna system, youth, education

Для цитирования: Акулова Е.В. Развитие профессионального образования в Республике Армения в постсоветский период// Архонт, 2017. № 1. С. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.