Научная статья на тему 'Конституционные основы противодействия коррупции в Республике Армения'

Конституционные основы противодействия коррупции в Республике Армения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1830
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОРРУПЦИИ / ВЗЯТКА / ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ (ИВК) / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА / РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / КОРРУПЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ / CONSTITUTIONAL LAW / ANTI-CORRUPTION ENFORCEMENT / CORRUPTION MANAGEMENT / CORRUPTION PREVENTION / BRIBES / MISDEMEANOUR IN OFFICE / CORRUPTION PERCEPTION INDEX / CRIMINAL RESPONSIBILITY / DEPRIVATION OF PROPERTY / THE REPUBLIC OF ARMENIA / CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Алексей Анатольевич

Ретроспективный анализ ситуации противодействия корруп ции в Республике Армения показывает динамику этого процесса. По индексу восприятия коррупции (ИВК) в 2017 г. Республика Армения заняла 107 место из 180 стран. По данным исследований наиболее коррумпированными из государственных учреждений являются суды, правоохранительные органы и система образования. Одним из ключевых видов деятельности Правительства Республики Армения в течение последних 15 лет является противодействие коррупции. Важной предпосылкой в реализации антикоррупционной политики Республики Армения стало формирование «Антикоррупционных стратегий» и планов по их реализации. Автор выявил тенденцию активизации курса на борьбу с коррупцией, но нормативно-правовую базу и ответственность за коррупционные преступления считает недостаточными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL FRAMEWORK FOR ANTICORRUPTION ENFORCEMENT IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

A retrospective analysis of the situation in the field of corruption management in the Republic of Armenia shows the dynamics of this process. According to the Corruption Perception Index (CPI) in 2017, the Republic of Armenia ranked 107 out of 180 countries. As reported by numerous research data, the most corrupt of the state institutions are courts, law enforcement agencies and the education system. One of the key activities of the Government of the Republic of Armenia over the past 15 years has been its fight against corruption. Development of the Anti-Corruption Strategies along with the corresponding implementation plan has become an important prerequisite by facilitating the process of bringing in a new anti-corruption policy in the Republic of Armenia. The author detects the tendency to intensify the fight against corruption. However, the author concludes that the regulatory framework and responsibility for corruption crimes are not efficient enough.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы противодействия коррупции в Республике Армения»



1

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЁНОГО

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2018.4.1

Иванов Алексей Анатольевич, аспирант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, e-mail: alexnika3@gmail.com.

Ретроспективный анализ ситуации противодействия коррупции в Республике Армения показывает динамику этого процесса. По индексу восприятия коррупции (ИВК) в 2017 г. Республика Армения заняла 107 место из 180 стран. По данным исследований наиболее коррумпированными из государственных учреждений являются суды, правоохранительные органы и система образования. Одним из ключевых видов деятельности Правительства Республики Армения в течение последних 15 лет является противодействие коррупции. Важной предпосылкой в реализации антикоррупционной политики Республики Армения стало формирование «Антикоррупционных стратегий» и планов по их реализации. Автор выявил тенденцию активизации курса на борьбу с коррупцией, но нормативно-правовую базу и ответственность за коррупционные преступления считает недостаточными. конституционное право, противодействие коррупции, предотвращение коррупции, взятка, должностные преступления, индекс восприятия коррупции (ИВК), уголовная ответственность, конфискация имущества, Республика Армения, коррупция в Республике Армения.

После распада Советского Союза в 1991 г, Армения наряду с другими республиками, в очередной раз приобрела независимость. Этому предшествовало принятие Верховным Советом Армянской ССР 23 августа 1990 г. декларации о независимости Армении. Было задекларировано, что

Аннотация.

Ключевые слова:

на территории Армении действуют только Конституция и законы Республики Армения. Верховный Совет 23 сентября 1991 г. по результатам проведённого референдума подтвердил независимость Армении.

Разрыв внутрисоюзных экономических связей, карабахский конфликт, привели к серьёзному экономическому спаду. По причине отсутствия сырья и энергоресурсов большинство заводов и фабрик остановились, сельское хозяйство приобрело мелкорыночное устройство. Первые проявления коррупции после обретения самостоятельности Арменией возникли на фоне осуществления руководством республики ряда рыночных реформ, включающих в себя приватизацию, реформу ценообразования и переход к экономной финансово-бюджетной политике. В отчёте парламентской комиссии указано, что «за период после 1992 г Армения потеряла свыше 200 млн. долларов в результате растраты и мошенничества в энергетическом секторе»1.

Из бывших республик Советского Союза Армения первой и в наиболее радикальном виде испытала реструктуризацию сельского хозяйства. По данным исследования, проведённого Всемирным банком, результатом этой реструктуризации явилось то, что, как правило, бедные семьи получили меньшие участки, худшего качества, чем более состоятельные. Причиной такого проявления бесправия явилась коррупция, выражающаяся в даче взяток чиновникам, ответственным за распределение земель. Размер взяток достигал до 1 000 долларов США, за плодородные земли в регионе Арарат. Кроме этого в некоторых сёлах директора колхозов приобрели скота больше, чем им причиталось, в некоторых случаях до 50 или 100 голов скота2.

Для того что бы в полной мере оценить проблему коррупции в Армении, необходимо обратиться к первым исследованиям этого явления. Интерес представляют как внутригосударственные оценки, так и оценки международных организаций, изучающих данную проблему. В 2001 г. Армянским демократическим форумом было проведено одно из первых исследований по проблемам, частично связанным с коррупцией - «Социологическое исследование реформ в общественном секторе»3. Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что коррупция воспринималась армянским обществом как актуальная проблема и связывалась со взяточничеством. Подавляющее большинство респондентов (71,9%) были уверены в том, что коррупция является неотъемлемой частью их жизни4. При этом участники опроса воспринимали коррупцию как повсеместно распространённое явление. И только половина респондентов осознавала факт того, что данное

1 Детье Ж.-Ж. Коррупция в странах СНГ-7. Люцерн, 2003. URL: https://docplayer.ru/36171245-Korrupciya-v-stranah-sng-7.html. (Статья подготовлена для Конференции по Инициативе СНГ-7).

2 Там же. С. 25.

3 Борьба с коррупцией в странах с переходной экономикой: Армения. Париж: Организация экономического сотрудничества и развития, 2005. С. 145.

4 Там же.С. 145.

«К,

явление делает бедных ещё беднее, а богатых - богаче. Это исследование выявило наиболее коррумпированные, по мнению населения, государственные учреждения. Ими оказались налоговая инспекция, полиция, суды и Генеральная прокуратура1.

Через год, в 2002 г ЦРР/ТИ Армения при сотрудничестве с Союзом развития гражданского общества и Сетью по проблемам развития было проведено общенациональное исследование, основной целью которого стала оценка общественного мнения об уровне коррупции в Армении. Данное исследование позволило выявить, то что большинство представителей всех социальных слоев Армении были уверены в том, что за последние пять лет уровень коррупции вырос. При этом 84% государственных служащих были убеждены в том, что коррупция является большой проблемой, которую необходимо решать и их точку зрения разделили 80% представителей домохо-зяйств и 79% представителей предприятий. Необходимо отметить тот факт, что в коррупционные операции были вовлечены больше половины представителей домохозяйств (59,4%). Однако уверенность в том, что коррупцию в Армении можно существенно сократить выразили все социальные группы респондентов. Данное исследование показало, что 10 из 11 государственных учреждений и 16 из 30 служб, предлагаемых для оценки, были оценены более чем половиной респондентов как коррумпированные (среди них - суды, прокуратура, полиция, налоговые и таможенные службы)2.

Следует обратить внимание на материалы, представленные Международной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International. В исследовании «Барометр мировой коррупции» в 2013 г.3 респондентам Республики Армения был задан вопрос: «Как изменился уровень коррупции за последние два года?» По мнению 43% респондентов - уровень коррупции за этот промежуток времени увеличился, 39% - считают, что уровень коррупции остался на том же уровне, и только по мнению 18% респондентов - уровень коррупции в республике снизился. На другой вопрос: «Почему вы не сообщаете о случаях коррупции?» Подавляющее большинство (68%) респондентов ответили, что в этом нет никакого смысла, при этом часть опрашиваемых боятся последствий (19%), а остальные респонденты (13%) не знают куда обращаться. Наиболее коррумпированными государственными учреждениями были названы учреждения здравоохранения, правоохранительные органы и суды. По результатам аналогичного исследования «Барометр мировой коррупции» в 2016 г4 Армения вошла в число стран с серьёзными проблемами, связан-

1 Там же С. 146.

2 Там же. С. 146.

3 «Барометр мировой коррупции - 2013». URL: https://www.transparency.kg/files/pdf/pres_ con_2013.pdf.

4 БадалянН. «Барометр мировой коррупции»: Армения входит в число стран с наиболее серьёзными проблемами коррупции. URL: http://arminfo.info/full_news.php?id=22969.

ными с коррупцией. Был отмечен высокий уровень коррупции среди членов парламента, высокий уровень взяточничества во всех сферах жизнедеятельности, низкая гражданская позиция в вопросах антикоррупционных действий и неэффективное противодействие коррупции. 37% респондентов причисляют коррупцию к трём ключевым проблемам в стране, а 42% респондентов уверены в том, что члены парламента являются наиболее коррумпированными представителями власти. Большинство опрошенных (65%) считают, что с коррупцией необходимо бороться более эффективно. В том, что в Армении распространено взяточничество уверены 24% респондентов, но лишь один из десяти респондентов сообщает об этом преступлении. Наиболее коррумпированными государственными учреждениями были названы суды, правоохранительные органы, системы здравоохранения и образования.

Международная организация Transparency International ежегодно исследует ИВК (Индекс Восприятия Коррупции) и в 2017 г. Армения по этому показателю заняла 107 место из 180 стран. По мнению руководителя программ антикоррупционного центра Transparency International в Армении Ва-ружана Октаняна, одна из основных причин, по которой Армения демонстрирует такие низкие показатели, заключается в том, что при усовершенствовании нормативной правовой базы, направленной на противодействие коррупции, остаются лазейки для коррупционеров. Он так же добавил: «Законы принимаются. Здесь проблема заключается в их реализации»1.

Ещё одним доказательством наличия в последние годы коррупции в Армении, стали массовые волнения 13 апреля 2018 г., в результате чего правительство Республики Армения ушло в отставку, а Премьер-министром страны стал оппозиционный лидер Никол Пашинян. Одной из основных причин, побудивших народные массы выйти на улицы городов Армении, явилась значительная коррупция в высших эшелонах власти.

Конституционные основы

Главенство права в Республике Армения по праву принадлежит Конституции, т.к. именно она обладает высшей юридической силой (ч. 1 ст. 5 Конституции РА)2. В иерархии нормативно-правовой базы, регулирующей противодействие коррупции в Армении, Конституция занимает главенствующее место. В Республике Армения все законы должны соответствовать конституционным законам, а подзаконные нормативные правовые акты -соответствовать как конституционным, так и внутриреспубликанским законам (ч. 2 ст. 5 Конституции РА).

Необходимо отметить, что в Конституцию РА, принятую на референдуме 5 июля 1995 г., за прошедшее время был внесён ряд поправок.

1 Саакян Н. Восприятие коррупции в Армении осталось практически неизменным // Радио Аза-тутюн. URL: https://rus.azatutyun.am/a/29056950.html.

2 Конституция Республики Армения // Национальное Собрание Республики Армения: официальный сайт. URL: http://www.parliament.am/parliament.php?lang=rus&id=constitution.

«К,

После вступления Армении в Совет Европы в 2001 г, возникла необходимость проведения в стране Конституционной реформы. Первый Конституционный референдум прошёл в Армении 27 ноября 2005 г.1 По официальным данным явка на референдуме была высокая и подавляющее большинство граждан выступило за принятие новой версии Конституции. Вносимые изменения касались формы правления и разделения ветвей власти, часть полномочий Президента переходила к Национальному собранию, изменения также затрагивали организацию судебной системы. Второй Конституционный референдум прошёл 6 декабря 2015 г.2 Вносимые поправки изменяли систему правления в Армении с полупрезидентской на парламентскую, планировался плавный переход, который должен был завершиться во время избирательного цикла 2017-2018 гг. Согласно новым положениям Конституции РА Президент избирается не на прямых выборах (как это было ранее), а депутатами и избранными представителями органов местного самоуправления. Сроки полномочия Президента были увеличены с пяти до семи лет. Вооружённые силы Армении подчиняются Правительству, а верховным главнокомандующим во время войны является Премьер-министр страны. По мнению председателя Ассоциации политологов Армении, доктора политических наук Амаяка Ованнисяна, важной целью Конституционной реформы 2015 г, явилось «стремление действующего главы государства не просто сохранить контроль над парламентом и этим самым всю полноту власти в своих руках, но при этом оградить себя от политической ответственности за то или иное решение карабахской проблемы»3.

Высшим органом конституционного правосудия в Республике Армения является Конституционный суд, который обеспечивает верховенство и непосредственное действие Конституции в правовой системе Армении. При осуществлении своих обязанностей Конституционный Суд независим и подчиняется только Конституции4. С 1996 г Конституционный Суд РА стал членом Европейской комиссии «За демократию через право» Совета Европы (Венецианская комиссия). Конституционный Суд РА в 2000 г (когда Армения ещё не являлась членом Совета Европы) был избран полноправным членом международной организации «Конференция европейских конституционных судов»5.

Общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Республики Армения. Так поло-

1 Конституционный референдум в Армении (2015) // ВикипедиЯ. URL: wikipedia.org/wiki/Консти-туционный_референдум_в_Армении_(2005).

2 Там же.

3 Ованнисян А. Конституционная реформа: вызовы для Армении и Арцаха // Научное Общество Кавказоведов. URL: http://www.kavkazoved.info/news/2017/11/21/konstitucionnaja-reforma-vyzovy-dlja-armenii-i-arcaha.html.

http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3017.

5 Конституционный Суд Республики Армения мения. URL: http://www.concourt.am/russian/cc/history.htm.

5 Конституционный Суд Республики Армения: история // Конституционный Суд Республики Ар-

4 Закон Республики Армения от 14.06.2006 № ЗР-58 «О Конституционном Суде». Ст. 1. URL

жения ч. 3 ст. 5 Конституции РА чётко указывают на тот факт, что «в случае противоречия между нормами международных договоров, ратифицированных Республикой Армения, и законов Республики Армения применяются нормы международных договоров». Необходимо добавить, что внешняя политика Республики Армения, затрагивающая область борьбы с коррупцией осуществляется на основе международного права (ст. 13 Конституции РА).

Конституционное закрепление форм собственности

В Республике Армения признаются и равным образом защищаются все формы собственности. Недра и водные ресурсы являются исключительной собственностью государства (ст. 10 Конституции РА). Управление государственной собственностью осуществляет правительство Республики Армения. Основой экономического строя Армении является социальная рыночная экономика. Правом собственности на землю не могут пользоваться иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства, за исключением случаев, закреплённых законом (ст. 60 Конституции РА).

Отличительной особенностью в системе местного самоуправления в Армении, в сравнении с Российской Федерацией является наличие общины (общность жителей одного или нескольких населённых пунктов) (ст. 180 Конституции РА). В Армении община является юридическим лицом публичного права. При этом данная форма местного самоуправления может иметь право собственности, как на землю, так и на иное имущество. Распоряжается собственностью общины Совет старейшин общины, руководствуясь установленным законом.

Международное сотрудничество в области борьбы с коррупцией

Первой фазой активного сотрудничества Республики Армения с международными организациями в области борьбы с коррупцией, безусловно, можно считать вхождение в 2003 г. Республики Армения в «Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией», который был организован Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). К данной структуре присоединились и страны, в прошлом входившие в состав СССР (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Украина и Узбекистан). Данный план направлен на совершенствование антикоррупционной политики этих стран посредством рекомендаций, разработанных международными экспертами. В 2004 г. Республике Армения были даны первые 24 рекомендации, из которых только 1 рекомендация была выполнена Арменией полностью, 8 рекомендаций были выполнены в основном, 11 рекомендаций были выполнены частично и 4 рекомендации выполнены не были1. Мониторинг выполнения Республикой Армения полученных рекомендаций отражён в отчёте первого раунда в 2006 г.

1 Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией. Армения: отчёт (второй раунд мониторинга). Париж: Организация экономического сотрудничества и развития, 2011. С. 9.

«К,

В 2004 г Республика Армения вошла в членство «Группы государств против коррупции» (GRECO). В 2005 г. Армения ратифицировала Конвенцию Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию». В 2006 г - ратифицировала Конвенцию Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию».

В 2006 г Республика Армения также ратифицировала программу действий сотрудничества с Европейским Союзом, в рамках организации «Европейской политики соседства» (ENP). В данной программе борьба с коррупцией выделена как приоритетная отрасль. Для Республики Армения были выделены 8 антикоррупционных мероприятий, включающих в себя обеспечение надлежащего расследования по коррупционным преступлениям, разработку правил этики судей и прокуроров, определение ответственности, в случае неправильного декларирования имущества и доходов должностными лицами.

В 2011 г Армения присоединилась к организации «Сотрудничество открытого управления» (Open Government Partnership). Данная структура координируется межправительственной комиссией, состоящей из восьми государств-учредителей: Соединённых Штатов Америки, Бразилии, Индонезии, Мексики, Норвегии, Филиппин, Южной Африки и Соединённого Королевства. Основной целью организации является улучшение системы государственного управления, повышение уровня прозрачности между гражданским обществом и властью, противодействие коррупции.

В 2015 г. Республика Армения ратифицировала договор «О Евразийском экономическом союзе»1 и тем самым вошла в международную организацию региональной экономической интеграции ЕАЭС. В данную структуру, помимо Армении, входят Россия, Казахстан, Беларусь и Кыргызская Республика. Целью создания ЕАЭС явилось обеспечение свободного движения товаров, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, единой политики в отраслях экономики, между государствами-участниками.

Нормативная правовая база противодействия коррупции на территории Республики Армения

Авангардом в борьбе с коррупцией на территории Республики Армения по праву можно считать «Антикоррупционную стратегию 20032007 гг.»2. Данная стратегия была направлена на устранение причин и условий, стимулирующих распространение коррупции.

Для осуществления антикоррупционной политики в Республике Армения 1 июня 2004 г. Указом Президента РА был создан Совет по борь-

1 Договор о Евразийском экономическом союзе [подписан в г. Астане 29.05.2014]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 163855/.

2 Принята Постановлением Правительства РА №1522-Н от 06.11.2003

бе с коррупцией (СБК). Возглавил СБК Премьер-министр РА. При совете была создана комиссия по мониторингу реализации намеченных действий. В дальнейшем данный нормативный правовой акт был упразднён и 19 февраля 2015 г. Правительство РА приняло новое Постановление № 165-Н «О создании Совета по борьбе с коррупцией и экспертной комиссии, утверждении состава Совета, порядка деятельности Совета, экспертной комиссии и отдела мониторинга антикоррупционных программ Аппарата Правительства Республики Армения»1. На основе данного документа был создан новый СБК. Его председателем был назначен Премьер-министр РА, а в его состав включены руководитель Аппарата Правительства РА, Министр юстиции РА, Министр финансов РА, Генеральный прокурор РА, председатель Комиссии по этике высокопоставленных должностных лиц РА, представитель от оппозиционных парламентских фракций, председатель Общественного совета, представитель Союза общин Армении. Функции секретариата Совета осуществляет отдел мониторинга антикоррупционных программ Аппарата Правительства РА2. Основными задачами, поставленными перед новым СБК, стали: эффективное осуществление антикоррупционной политики в Республике Армения; устранение причин возникновения и распространения коррупции; сопоставление деятельности уполномоченных государственных органов, отвечающих за противодействие коррупции.

Из стран, входящих в ЕАЭС, Армения является единственной страной, в которой отсутствует закон, направленный исключительно на борьбу с коррупцией. Для примера в России таким нормативным правовым актом является ФЗ № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», в Республике Беларусь - Закон Республики Беларусь № 165-З «О борьбе с коррупцией». В указанных законах закреплена дефиниция «коррупция», а в законодательстве Республики Армения такое определение отсутствует. Возникает закономерный вопрос: «Как можно бороться с коррупцией, при отсутствии её определения?» Остаётся возможность обращения к международным правовым актам, в которых данная дефиниция закреплена, например, к Конвенции Совета Европы 1999 г. «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию».

Из внутриреспубликанских нормативных правовых актов, регулирующих противодействие коррупции в Армении, можно выделить:

Закон РА от 28.06.2017 № ЗР-96 «О комиссии по предупреждению коррупции»3. Данный Закон регулирует «порядок формирования и деятельности, гарантии независимости, функции и полномочия Комиссии по предупреждению коррупции, требования, предъявляемые к её членам, а также отношения, связанные с анализом деклараций и проведения производства

1 Концепция и стратегия по борьбе с коррупцией // Правительство Республики Армения. URL: http://www.gov.am/ru/anti-corruption-strategy/.

2 Там же.

3 Закон Республики Армения от 28.06.2017 № ЗР-96 «О Комиссии по предупреждению коррупции». URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=101653.

Ив «К

по ним» (ч. 1 ст. 1). Комиссия по предупреждению коррупции (далее - Комиссия) является независимым государственным органом. Комиссия в пределах своих правомочий может от имени Республики Армения исполнять обязанности, выступать в суде в качестве истца или ответчика. Комиссия состоит из пяти членов, которых назначает Национальное Собрание в порядке, установленном Конституционным законом РА «Регламент Национального Собрания» и статьями 12-15 Закона РА «О Комиссии по предупреждению коррупции». Координирует деятельность Комиссии её председатель, который созывает и ведёт заседания Комиссии, подписывает постановления, заключения и протоколы заседаний Комиссии, а также издаёт приказы, подписывает официальные документы и заключает договоры от имени Комиссии. Член Комиссии при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией и законами Республики Армения. Никто не вправе вмешиваться в работу Комиссии и давать ей указания. Уголовное преследование в отношении члена Комиссии может быть возбуждено на основании только ходатайства Генерального прокурора, с согласия членов Комиссии. Функциональную деятельность Комиссии обеспечивает её Аппарат, численность и штатное расписание которого утверждает Правительство РА. В основные функции Комиссии входят: контроль за соблюдением требований в отношении работы высокопоставленных должностных лиц (за исключением депутатов, судей и прокуроров); проверка и анализ деклараций; участие в разработке политики, связанной с борьбой с коррупцией. К основным полномочиям Комиссии относятся: рассмотрение и разрешение заявлений; предоставление компетентным органам материалов, связанных с нарушением правил этики, ситуаций связанных с конфликтом интересов; публикации деклараций и разрешение вопросов, касающихся их нарушений; предоставление консультаций комиссиям по этике и пересмотр их заключений; разработка программ по предупреждению коррупции и представление их Правительству. Комиссия вправе возбуждать внутреннее производство как на основании письменного заявления лица, так и на основании публикаций средств информации, а также по инициативе самой Комиссии. По результату производства Комиссия принимает заключение о наличии или об отсутствии нарушений. В случае наличия нарушений, касающихся, как правил этики, так и затрагивающие вопросы конфликта интересов, Комиссия предлагает компетентному органу привлечь высокопоставленное должностное лицо к дисциплинарной ответственности если в его деянии отсутствуют признаки административного правонарушения или преступления.

Закон РА от 21.06.2014 № ЗР-113-Н «О внесении изменения в Закон Республики Армения «О борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма»»1. Данный Закон регулирует отношения, связанные с отмыва-

1 Закон Республики Армения от 21.06.2014 № ЗР-113-Н «О внесении изменения в Закон Республики Армения «О борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма»». URL: http:// www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=3293&lang=rus.

нием денег и финансированием терроризма и при этом определяет круг компетентных органов, учреждений и лиц, включённых в данную сферу деятельности. Определяет порядок и условия сотрудничества этих органов между собой, при этом контролируя применение мер ответственности в данной сфере. Правовое регулирование борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма основывается исключительно на Конституции РА и основах международного права. Результатом любых коррупционных действий может явиться материальная выгода одного из участников коррупционной сделки, которая может выражаться, в том числе, в незаконном приобретении, как наличных, так и безналичных финансов, которые необходимо будет «отмыть». По этой причине данный закон является актуальным в борьбе с коррупцией.

Закон РА от 14.06.2011 № ЗР-172 «Об общественной службе»1. Данным Законом устанавливаются принципы, порядок организации, правила этики Общественной службы Республики Армения, регулируются отношения, связанные с декларацией имущества, доходов и взаимосвязанных лиц с высокопоставленными должностными лицами. Общественная служба в Республика Армения - это осуществление полномочий, возложенных на государство Конституцией и законами РА, которые включают в себя государственную службу, муниципальную службу, государственные и муниципальные должности. Из основных принципов общественной службы можно выделить: верховенство Конституции и законов РА; приоритетность прав и свобод человека и гражданина; равенство перед законом для общественных служащих; равная доступность общественной службы для граждан, в соответствии с их профессиональными знаниями и рабочими навыками; беспристрастность; честность; ответственность. Особого внимания заслуживает Глава 6 данного закона, в которой обозначены правила этики общественных служащих и высокопоставленных должностных лиц и установлен запрет на принятие ими подарков. В частности, в основные правила этики общественных служащих входят: уважение закона и подчинение ему; содействие своей деятельностью формированию доверия и уважения к занимаемой общественным служащим должности и представляемому им органу; проявление уважительного отношения ко всем лицам, с которыми происходит общение при осуществлении общественным служащим своих полномочий; стремление общественным служащим управлять своими инвестициями так, чтобы, свести к минимуму возможность возникновения конфликта интересов.

Конфликт интересов в Республике Армения трактуется как «ситуация, когда высокопоставленные должностные лица при осуществлении своих полномочий должны выполнять действия или принимать решения, которые можно интерпретировать как действие в собственных интересах или в интересах взаимосвязанного с ними лица» (ст. 5 данного Закона). Кон-

1 Закон Республики Армения от 14.06.2011 № ЗР-172 «Об общественной службе». URL: https:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=95536.

«К,

трольными органами по соблюдению правил этики общественных служащих и высокопоставленных должностных лиц являются «Комиссии по этике»1, которые создаются в органах государственной власти и в аппаратах городских и сельских администраций. Помимо вышеперечисленных организаций комиссии по этике могут создаваться органами прокуратуры. Для высокопоставленных должностных лиц создаётся отдельная комиссия, состоящая из пяти членов, назначаемых Президентом РА. При этом членов комиссии делегируют по представлению председателя Национального собрания, Премьер-министра, Председателя Конституционного суда, Председателя Кассационного суда и Генерального прокурора. По принципу - от каждого органа по одному представителю. Все члены Комиссии высокопоставленных должностных лиц при исполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции РА и законам РА. Полномочия представителей комиссии ограничиваются сроком 6 лет. Основными функциями Комиссии являются: контроль над декларациями; выяснение наличия конфликтов интересов и выяснение нарушений правил этики. Члены комиссии правомочны беспрепятственно войти в любое государственное или муниципальное учреждение или организацию, ознакомиться с любыми материалами и документами, относящимся к вопросам, рассматриваемым в комиссии, даже в тех случаях, когда запрашиваемые материалы или документы содержат государственную, служебную, торговую или другую охраняемую государством тайну. Комиссия может возбуждать производство, как по собственной инициативе, так и на основании заявления какого-либо лица. По результатам производства комиссия выдаёт своё заключение в течение одного месяца. Заключение о нарушении правил этики отправляется Президенту РА и вышестоящему лицу высокопоставленного должностного лица. Если комиссия выявляет признаки преступления, то она отправляет все материалы в Генеральную прокуратуру РА.

Запретительные меры на принятие подарков общественными служащими и высокопоставленными должностными лицами закреплены в ст. 29 «Запрет на принятие подарков».

Обязательства по декларированию имущества и доходов отражены в ст. 32. В этой же статье указаны лица, имеющие родственные или супружеские связи, к ним относятся: супруг или супруга высокопоставленного должностного лица, совместно проживающие родители, а также совместно проживающие совершеннолетние и не состоящие в браке дети. Данная категория граждан представляет декларации о своём имуществе и доходах в «Комиссию по этике высокопоставленных должностных лиц».

Закон РА от 14.01.2017 № ЗР-21 «О закупках»2. Данный нормативный правовой акт регулирует отношения, связанные с процессом закупки

1 Далее по тексту - Комиссия.

2 Закон Республики Армения от 14.01.2017 № ЗР-21 «О закупках». URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=96299.

заказчиками товаров, работ и услуг, устанавливает основные права и обязанности сторон этих отношений. Так, в частности, в рамках ст. 33 и 49 настоящего закона регулируется вопрос конфликта интересов. Результаты «Антикоррупционных стратегий» В течение последних 15 лет Правительство РА провозгласило противодействие коррупции одним из ключевых видов своей деятельности. Одной из важнейших предпосылок в реализации антикоррупционной политики стало формирование «Антикоррупционных стратегий» и планов по их реализации.

Первая «Антикоррупционная стратегия 2003-2007 гг.» хоть и привела к некоторым правовым и институциональным изменениям, но, по мнению международных экспертов ОЭСР, в общем, была недостаточно сосредоточена на конкретных практических мерах, и на мониторинге их исполнения1.

В рейтинге стран по ИВК Transparency International Армения в 2003 г (начало первой антикоррупционной стратегии) занимала 78 место (из 133 стран), а в 2007 г. (конец первой антикоррупционной стратегии) занимает уже 99 место (из 180 стран). При этом, из стран, входящих в состав ЕА-ЭС, за этот промежуток времени Армения демонстрирует наилучшие результаты. Для сравнения Россия в 2003 г. занимала 86 место, а в 2007 г опустилась на 143 место. Остальные страны (Киргизия, Беларусь и Казахстан) в 2007 г опустились на 150 место.

Первая «Антикоррупционная стратегия 2003-2007 гг.» не дала ожидаемых результатов, в связи, с чем 8 октября 2009 г. была утверждена вторая «Антикоррупционная стратегия 2009-2012 гг.»2 и план по её реализации. Приоритетной задачей, поставленной стратегией, явилось существенное сокращение общего уровня коррупции. В программу мероприятий по осуществлению данной задачи вошли создание новых институциональных структур, совершенствование нормативной правовой базы, привлечение общественности к проблеме коррупции и мониторинг антикоррупционных мероприятий. Основными ожидаемыми результатами являлись: ликвидация системного характера коррупции; значительное ограничение степени распространения коррупции; улучшение качества предоставляемых гражданам общественных услуг; улучшение восприятия социальной справедливости; укрепление стабильности политической системы; повышение конкурентоспособности экономики страны.

Из основных положительных результатов, достигнутых в ходе реализации «Антикоррупционной стратегии 2009-2012 гг.» можно выделить: — повышение эффективности в выявлении случаев отмывания денег и финансирования терроризма;

1 Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией. Армения: отчёт (второй раунд мониторинга). Париж: Организация экономического сотрудничества и развития, 2011. С. 4.

Принята Постановлением правительства РА №1272 от 08.10.2009 г

«к.

— в налоговой сфере внедрены методы и процедуры выявления коррупционного состава преступления во время расследования налоговых преступлений. При этом осуществилась возможность установления связей между коррупционными и экономическими преступлениями и правонарушениями. Расширился круг электронных налоговых услуг;

— в таможенной сфере повысилась эффективность управления и подотчётность таможенной службы. Внедрена система оценки производительности таможенной службы;

— в сфере образования внедрена единая система приёмных экзаменов в высшие учебные заведения. Разработаны ежегодные антикоррупционные программы, утверждённые приказом министра образования и науки;

— в судебной системе, в рамках Закона РА «Об общественной службе», отрегулирован вопрос конфликта интересов судей;

— в правоохранительной системе усовершенствована система использования данных государственного регистра населения при оказании общественных услуг. Усовершенствована доступность процедур обжалования действий полицейских служащих;

— в системе исполнительной власти, в рамках Закона РА «Об общественной службе», урегулирована этика высокопоставленных должностных лиц Республики Армения. Запущена система декларирования имущества высокопоставленных должностных лиц и внедрена система контроля при выявлении конфликта интересов.

Для осуществления антикоррупционной политики в Республике Армения была внедрена децентрализованная система борьбы с коррупцией, в рамках которой функции разработки политики и контроля были отделены от функций выявления и преследования коррупции. Программа мероприятий антикоррупционной стратегии ввела политику разработки и осуществления ведомственных (отраслевых) программ, которая, впрочем, полностью не была обеспечена государственными органами.

Необходимо отметить, что цели, намеченные в программе мероприятий «Антикоррупционной стратегии 2009-2012 гг.» не были полностью реализованы. Высокий уровень коррупции по-прежнему отмечался в таких государственных учреждениях как полиция, суды, образование (ВУЗы), налоговые и таможенные органы1. Из основных причин полного или частичного невыполнения намеченных целей можно выделить то, что основные коррупционные проблемы страны определялись в ходе выполнения плана по реализации антикоррупционной программы (а должны были определяться заранее), до конца не были обозначены причины проявления коррупции, присутствовали пробелы в законодательной базе (не принят закон, регули-

1 Антикоррупционная стратегия 2015-2018 гг. (перевод с армянского языка Ж.С. Харатян по заказу автора).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рующий противодействие коррупции на территории Армении), отсутствовало должное финансирование.

В рейтинге стран по ИВК Transparency International Армения в 2009 г (начало второй антикоррупционной стратегии) занимала 120 место (из 180 стран), в 2010 г. - 123 место (из 178 стран), а в 2011 г продемонстрировала наихудшие за все годы показатели, откатившись на 129 место (из 183 стран) в 2012 г. (конец второй антикоррупционной стратегии) Армения реабилитировалась, поднявшись на 105 место (из 176 стран). Примечательно, что в сравнении со странами, входящими в состав ЕАЭС, Армения за этот промежуток времени вновь продемонстрировала наилучшие результаты. Для сравнения Россия в 2009 г. занимала 146 место, а в 2012 г. - её положение улучшилось до 133 места.

Третья волна антикоррупционной политики в Республике Армения была выражена в «Антикоррупционной стратегии на 2015-2018 гг.», которая была утверждена Постановлением Правительства РА от 25.09.2015 № 1141-Н. В очередной раз в качестве приоритетных направлений деятельности Правительства Армении была определена борьба с коррупцией. В частности, было определено, что Правительство Республики Армения реализует антикоррупционную политику, основанную на новом переосмысленном видении борьбы с коррупцией. Основными целями, поставленными перед Правительством Республики Армения стали: снижение уровня коррупции, при тесном взаимодействии с международными организациями; формирование добросовестного и ответственного типа должностного лица в системе общественного управления; повышение общественного доверия к власти и государственным институтам. При этом было отмечено, что в борьбе с коррупцией будут применяться более продуктивные и эффективные средства, предполагающие переосмысление самого процесса борьбы с коррупцией, основанном на «теории изменения». Предполагалось, что стратегия поможет государственным структурам управления изменить внутреннюю антикоррупционную культуру1. Приоритетными направлениями для стратегии были выбраны четыре целевые отрасли: здравоохранение, образование, полиция и сбор государственных доходов с населения2. Систематизация антикоррупционных мероприятий и контроль над исполнением стратегии был возложен на СБК.

В рейтинге стран по ИВК Transparency International Армения в 2015 г. (начало третьей антикоррупционной стратегии) занимала 95 место (из 168 стран), в 2016 г. 113 место (из 177 стран), а в 2017 г. оказалась на 107 месте (из 180 стран). Несмотря на улучшение рейтингового показателя в 2017 г., по сравнению с 2016 г., специалисты Transparency International считают, что Армения находится в стадии стагнации без ка-

1 Антикоррупционная стратегия 2015-2018 гг. (перевод с армянского языка Ж.С. Харатян по заказу автора).

2 Там же.

«к.

ких-либо тенденций к улучшению1. В сравнении со странами, входящими в состав ЕАЭС, Армения по-прежнему демонстрирует неплохие результаты, уступая лишь Республике Беларусь, которая за последние годы стремительно улучшила свои показатели (2015 г - 107 место, 2016 г. - 79 место и 2017 г. - 68 место). Россия за этот промежуток времени продемонстрировала следующие результаты: 2015 г - 119 место, 2016 г - 131 место, 2017 г. - 135 место.

Заслуживает внимания доклад Антикоррупционного органа Совета Европы (GRECO), в котором отмечается, что в 2016 г Армения успешно реализовала все рекомендации GRECO, которые касались криминализации коррупционных правонарушений, но при этом не реализовала ни одной рекомендации, которые касались предупреждения коррупции среди членов парламента. Кроме того, до конца 2016 г. не были реализованы более половины (57%) рекомендаций, связанных с предупреждением коррупции среди судей2.

Государственные учреждения, наиболее подверженные коррупции

Основываясь на данных международных и внутриреспубликанских исследований можно заключить, что к основным государственным учреждениям, в которых наблюдается высокий уровень коррупции в Армении можно отнести суды, правоохранительные органы и образование. Рассмотрим наиболее детально данные учреждения на предмет проявления в них коррупции, с учётом корреляции Конституционных основ и внутренних нормативных правовых актов.

Коррупция в судах. Судебную власть в Армении осуществляют суды, в соответствии с Конституцией и законами РА3. Принцип разделения властей в Армении осуществляется на основе баланса между законодательной, исполнительной и судебной властью (ст. 4 Конституции РА). В Конституции РА суды и высший судебный совет выделены в отдельную главу 7, в рамках которой в Республике Армения действуют Конституционный Суд, Кассационный суд, апелляционные суды, суды первой инстанции общей юрисдикции и Административный суд. Высшим судебным органом, не затрагивающим конституционное правосудие, является Кассационный суд РА.

В Армении гарантом независимости судов и судей является Высший судебный совет. Данная структура является независимым государственным органом (ст. 173 Конституции РА). К основным полномочиям Высшего судебного совета относятся: решение вопросов о даче согласия на возбужде-

1 Саакян Н. Восприятие коррупции в Армении осталось практически неизменным // Радио Аза-тутюн. URL: https://rus.azatutyun.am/a/29056950.html.

2 International & Regional Initiatives. London, 2015. URL: https://armenpress.am/rus/news/893989/ armenia-has-implemented-of-greco-recommendations-related-to-criminalization-of-corruption-offences.html3.

3 Судебный Кодекс Республики Армения от 07.04.2007 № 3P-135. URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=58329.

ние уголовного преследования в отношении судей; решение вопросов о лишении судей свободы в связи с осуществлением ими своих полномочий; решение вопросов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Высший судебный совет может выступать в качестве суда, в тех случаях, когда идёт рассмотрение вопросов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, и иных случаях, установленных Судебным кодексом РА. Данный орган судебной власти наделён правом на принятие подзаконных нормативных правовых актов (ст. 175 Конституции РА).

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с организацией и деятельностью судебной власти в Республике Армения является Судебный Кодекс РА (не распространяется на Конституционный суд).

Важную роль в системе управления судами занимают два органа судейского самоуправления Армении - это Общее собрание судей РА и Совет председателей судов (СПС). Членами Общего собрания судей являются все судьи Республики Армения, при этом данная структура является высшим органом судейского самоконтроля. В состав СПС входят председатели судов общей юрисдикции, административных и апелляционных судов, а также Председатель Кассационного суда и председатели палат Кассационного суда.

В структуру Общего собрания судей входит комиссия по этике и дисциплинарным вопросам Общего собрания судей, которая наделена рядом полномочий, в которые в том числе входят: возбуждение дисциплинарного производства в отношении, как председателя Кассационного суда, так и других судей; назначение выговора (может сопровождаться удержанием 25% заработной платы судьи в течение шести месяцев); назначение строгого выговора (может сопровождаться удержанием 25% заработной платы судьи в течение одного года); направление ходатайства о прекращении полномочий судьи, которое может удовлетворить только Президент РА. Необходимо добавить, что в случаях систематических дисциплинарных проступков со стороны судей, в отношении них применяется вид наказания, в рамках которого их заработная плата может сокращаться до 50%.

В 2012 г. Председатель Кассационного суда РА направил в комиссию по этике Совета председателей судов обращение, касающееся 20 судей, которые, по мнению инициатора обращения, могли быть причастны к нарушению правил поведения судей. Вместе с тем, были направлены обращения в отношении 2 судей в дисциплинарный комитет Совета правосудия, с целью обсуждения вопроса о возбуждении дисциплинарного производства в отношении них. По результатам прения сторон в отношении обоих судей были возбуждены дисциплинарные производства. В этом же году комиссия СПС, руководствуясь ст. 154 Судебного кодекса РА, инициировала разбирательства в отношении 6 судей. По итогам разбирательства было выявлено, что 3 судьи нарушили положение п. 8, ч. 3, ст. 90 Судебного кодекса РА и были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Ив «К

За период с апреля 2014 г. по апрель 2015 г. в Республике Армения было возбуждено 7 дисциплинарных производств в отношении судей разной юрисдикции, в результате которых, четверо судей были привлечены к дисциплинарной ответственности1.

Из громких преступлений коррупционного характера, с участием судей, относящихся к судам разной юрисдикции можно выделить:

— задержание в декабре 2014 г. судьи общей юрисдикции Лорийского марза Х. Хачатряна, обвиняемого в получении взятки в особо крупном размере (ч. 4 ст. 311 УК РА). Впоследствии обвиняемый был приговорён судом первой инстанции к 8 годам лишения свободы2;

— задержание в октябре 2016 г. известного ереванского судьи административного округа Шенгавит И. Барсегяна, обвиняемого в получении взятки (ст. 311 УК РА). В данном преступном деянии удивляет тот факт, что судья получил взятку в виде 1 000 долларов США непосредственно из рук в руки и был пойман с поличным в одном из подземных переходов Еревана3;

— задержание 6 июня 2017 г. председателя суда общей юрисдикции Ге-гаркуникской области А. Петросяна, обвиняемого в получении взятки в особо крупном размере (ч. 4 ст. 311 УК РА). Примечательно, что по данному делу обвинение предъявлено не только судье, но и прокурору той же области С. Шхояну по ст. 311 УК РА4. Характеризуя в целом судебную систему Республики Армения,

уместно вспомнить и громкое дело с участием руководителя Судебного департамента РА М. Мартиросяна и его непосредственных подчинённых, которые обвинялись в хищении 115 млн. драмов. В рамках возбуждённого в 2013 г. уголовного дела на скамье подсудимых оказались 13 человек, почти все они получили реальные сроки. Сам М. Мартиросян был приговорён судом к 6,5 годам лишения свободы по обвинению в хищении и взяточничестве5.

Раскрытие проблем коррупции требует обращения к истории армянского правосудия, а именно к сборнику феодального права составленного Мхитаром Гошем в конце XII века (Армянский судебник), во второй части которого устанавливается запрет на пристрастное действие судей: «Если судья действует пристрастно, он должен быть лишён этого звания»6. Еще

1 За год в Армении 4 судей привлечены к дисциплинарной ответственности // NEWS.am. URL: https://news.am/rus/news/268347.html.

2 Мшецян Л. Иначе всё останется, как есть: видимая часть айсберга // Голос Армении. URL: http://golosarmenii.am/article/53324/inache-vse-ostanetsya--kak-est.

3 Там же.

4 Судьи и прокурор задержаны в Армении: их подозревают в получении взятки // REGNUM: информационное агентство. URL: https://regnum.ru/news/2284721.html.

5 Мшецян Л. Иначе всё останется, как есть: видимая часть айсберга // Голос Армении. URL: http://golosarmenii.am/article/53324/inache-vse-ostanetsya--kak-est.

6 Армянский судебник Мхитара Гоша. Ереван: АН Армянской ССР, 1954

в XII веке армянские законодатели старались обезопасить свои судебные органы от проявлений коррупции и взяточничества.

Коррупция в правоохранительных органах. Деятельность полиции в Республики Армения регулируется Конституцией РА, Законом РА от 16.04.2001 № ЗР-177 «О полиции»1 и другими нормативными правовыми актами, в том числе международного значения. Полиция в системе органов исполнительной власти занимает особое место. Каждый сотрудник полиции является представителем исполнительной власти и находится под защитой закона и государства. Обязанности полиции, её права и ответственность закреплены непосредственно в Законе РА «О полиции» и тесно связанны с Конституционными основами. К основным задачам, поставленным перед данным силовым ведомством, относятся: защита жизни и здоровья, а также прав, свобод и законных интересов личности от преступных и иных противоправных посягательств; защита интересов общества и государства; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и защита всех форм собственности. Сотрудники полиции, совершившие умышленное преступление несут ответственность на общих основаниях. Данные правовые нормы распространяются и на случаи, в которых сотрудники выполняли заведомо незаконные приказы. Должностные лица, издавшие такие приказы, также несут ответственность на общих основаниях. При этом за невыполнение заведомо незаконного приказа ответственность исключается. Необходимо добавить, что сотрудник полиции может быть привлечён к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

С приходом к власти нового Премьер-министра Никола Пашиняна, который, в свою очередь, заявил о том, что: «Коррупция в системе полиции должна быть искоренена полностью»2, - произошли массовые увольнения руководителей силовых структур. Этому способствовало направление Президенту РА предложения об увольнении Начальника полиции РА и Главы Службы Национальной Безопасности (СНБ) Армении. В свою очередь Президент РА был обязан в трёхдневный срок, руководствуясь ст. 139 Конституции РА, утвердить кадровое решение премьера, а в случае несогласия - опротестовать его в Конституционном суде. После чего Президент РА утвердил кадровые перестановки, в результате которых новым Главой полиции РА был назначен Валерий Осипян, а Директором СНБ Артур Ване-цян. Кроме того, Указами Президента с занимаемых должностей были освобождены заместители начальника Полиции РА С. Ованнисян, У Погосян

1 Закон Республики Армения от 16.04.2001 № ЗР-177 «О Полиции». URL: https://base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=29396.

2 Пашинян объявил борьбу с коррупцией одной из задач Службы нацбезопасности Армении // Sputnik. URL: https://ru.armeniasputnik.am/politics/20180510/ll968572/pashinyan-obyavil-borbu-s-korrupciej-funkciej-sluzhby-nacbezopasnosti-armenii.html.

«к.

и А. Гамбарян. А. Гамбарян, ко всему прочему, был уволен из правоохранительных органов РА. Данные перестановки в силовых ведомствах свидетельствуют о том, что, с одной стороны, новое Правительство РА настроено на радикальные меры в отношении борьбы с коррупцией, с другой стороны, можно с уверенностью говорить о том, что данные силовые структуры нуждаются в глобальных реформах и чистках.

Коррупция в системе образования. В Армении область образования регулируется Конституцией РА и Законом РА от 08.05.1999 № ЗР-297 «Об образовании»1. Стимулирование развития образования, культуры и науки закреплено в ч. 1 ст. 15 Конституции РА. В Армении каждый имеет право на образование, а в государственных учебных заведениях среднее образование является бесплатным. Образование в высших учебных заведениях тоже можно получить бесплатно на конкурсной основе и в установленных законом случаях (ст. 38 Конституции РА). Закон РА «Об образовании» устанавливает принципы государственной политики в области образования и организационно-правовые и финансово-экономические основы системы образования. Государственная политика в области образования в Республике Армения нацелена на развитие области образования как важнейшего фактора укрепления государственности. При этом организационной основой государственной политики направленной на улучшение сферы образования, является «Государственная программа развития образования», которая утверждается Национальным Собранием РА, при представлении Правительства РА. Необходимо отметить, что Антикоррупционная стратегия в сфере образования входит в первоочередные задачи, поставленные перед Правительством Республики Армения на 20152018 гг. В течении 2009-2012 гг. были разработаны формы справок и характеристик «Об уровне мастерства учителя общеобразовательного учебного заведения», что в свою очередь положительно отразилось на компетенции преподавательского состава. В этот период времени была внедрена единая система приёмных экзаменов в высшие учебные заведения. В 2012 г. абитуриенты аккредитованных негосударственных высших учебных заведений сдавали экзамены централизованным способом вместе с абитуриентами государственных вузов. В соответствии с комплексным планом действий борьбы с коррупцией на 2011-2012 гг., утверждённым приказом Министра образования и науки Республики Армения, высшими учебными заведениями были разработаны ежегодные антикоррупционные стратегические программы. С ужесточением требований при получении лицензий, количество частных ВУЗов сократилось с 90 до 34. Для учителей общеобразовательных школ разработана и внедрена методическая инструкция -руководство «Образование против коррупции», а для преподавательского состава высших учебных заведений вышла брошюра «Руководство по ор-

1 Закон Республики Армения от 08.05.1999 № ЗР-297 «Об образовании». URL: http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7468.

ганизации антикоррупционных курсов и мероприятий». В свою очередь студенты ВУЗов стали организовывать и осуществлять антикоррупционные молодёжные мероприятия.

В рамках антикоррупционной стратегии в сфере образования с приходом нового Правительства в 2018 г. Генеральной прокуратурой было возбуждено 22 уголовных дела по фактам злоупотреблений в учебных заведениях. При этом 16 уголовных дел было возбуждено в отношении директоров школ, 4 уголовных дела - в отношении сотрудников детских учреждений, 2 уголовных дела - в отношении чиновников ВУЗов. Общий ущерб, нанесённый государству, был оценён в 33 227 700 драмов1. В свою очередь Следственный комитет Армении возбудил ещё 13 уголовных дел, связанных со злоупотреблениями в школьных и дошкольных образовательных учреждениях, пять из которых касаются злоупотреблений должностными полномочиями, четыре - присвоения чужого имущества, два - получения взятки, по одному делу - за превышение полномочий и служебный подлог. Общая сумма ущерба по всем делам оценивается в 15,9 млн. драмов2.

Неоспоримыми доказательствами того, что в системе образования есть коррупция, являются не только статистические данные опросов населения за последние годы, но беспрецедентные расследования 2018 года, в рамках которых суммарный ущерб, нанесённый государству в основном коррупционными преступлениями, оценивается в 49 127 700 драмов. Необходимо учитывать и тот факт, что по многим уголовным делам идёт следствие и, соответственно, сумма ущерба и количество уголовных дел могут возрасти.

Уголовная ответственность должностных лиц за коррупционные

преступления

Уголовно-правовое регулирование противодействия коррупции на территории Армении осуществляется в первую очередь Конституцией РА, а также Уголовным кодексом РА, Уголовно-процессуальным кодексом РА и международными нормативными правовыми актами, ратифицированными Республикой Армения (ст. 1 УК РА).

Одним из важнейших направлений «Антикоррупционной стратегии на 2015-2018 гг.» является осуществление эффективного выявления и расследования преступлений коррупционного характера. К сожалению, данные направления деятельности в Республике Армения по-прежнему реализуются недостаточно, по причине того, что предварительное выявление

1 Мшецян А. Генеральная прокуратура Армении возбудила 22 уголовных дела по факту злоупотреблений в учебных заведениях // АрмИнфо. http://arminfo.info/full_news. php?id=32527&lang=2.

2 В Армении расследуют 13 уголовных дел, связанных с образовательными учреждениями // Sputnik. URL: https://ru.armeniasputnik.am/incidents/20180621/12799733/v-armenii-rassleduyut-13-ugolovnyh-del-svyazannyh-s-obrazovatelnymi-uchrezhdeniyami.html.

«К,

и дальнейшее следствие по коррупционным делам осуществляют различные следственные органы. В связи с этим, новый Премьер-министр Никол Пашинян в ходе выступления в СНБ заявил о том, что «в Армении сегодня, по-сути, нет универсального органа борьбы с коррупцией»1. При этом он считает, что данную функцию должна взять на себя СНБ.

В Уголовном Кодексе РА нет статей, напрямую коррелирующих с коррупционными преступлениями, потому что законодательно не закреплено определение коррупции. Например, в Уголовном Кодексе Республики Казахстан коррупционным преступлениям выделена отдельная Глава 15, в которой закреплено правовое регулирование именно коррупционных и связанных с ними уголовных правонарушений против интересов государственной службы и государственного управления2.

В УК РА закреплены нормы права, регулирующие противодействие коррупции в сфере избирательного права. Так, в частности, ст. 154.2 УК РА регулирует отношения между избирателем и кандидатом, как в случаях получения взятки от кандидата избирателем, так и от избирателя кандидату. Максимальное наказание по данной статье, в тех случаях, когда оно совершено группой лиц по предварительному сговору, выражается в лишении свободы сроком от четырех до шести лет. Необходимо отметить, что лицо получившее взятку, освобождается от уголовной ответственности, в тех случаях, когда данное лицо в трёхдневный срок добровольно сообщило правоохранительным органам о получении взятки и содействовало раскрытию преступления. В свою очередь ст. 154.9 УК РА регулирует отношения, связанные с посредничеством между дающим «избирательную взятку» и получающим «избирательную взятку». Максимальное наказание по данной статье, в случаях с использованием должностного положения, выражается в лишении свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 311 УК РА «получение взятки». Данная статья регулирует отношения, в рамках которых должностное лицо получает взятку. Максимальное наказание по данной статье в случаях участия организованной группы, судей, в особо крупных размерах, выражается в лишении свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Статья 312 УК РА «Дача взятки» регулирует отношения, в рамках которых должностному лицу даётся взятка. Максимальное наказание, предусмотренное данной статьёй, при условии того, что дача взятки совершена в особо крупном размере или организованной группой лиц, варьирует от трёх до семи лет лишения свободы. Необходимо добавить, что в тех слу-

1 Ни один чиновник, берущий взятки, не должен спать спокойно - Пашинян в СНБ // Sputnik. URL: https://ru.armeniasputnik.am/politics/20180511/11981459/pashinyan-natsbezopasnost-korruptsiya-borba-armenia.html.

2 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 № 226-V // ПАРАГРАФ: информационные системы. URL: http://online.zakon.kz/m/Document/?doc_id=31575252#pos=383;-49&sel_ link=1004096328.

чаях, когда лицо, дающее взятку, либо сталкивающееся с вымогательством взятки, в течении трёх дней сообщает об этом правоохранительным органам, то оно освобождается от уголовной ответственности.

Статья 313 УК РА «Посредничество во взяточничестве». Данная статья регулирует отношения, связанные непосредственно с посредничеством во взяточничестве, т.е. в способствовании достижению соглашения между взяткодателем и взяткополучателем. Максимальное наказание по данной статье выражается как в виде штрафа в размере от двухсоткратного до четырёхсоткратного размера минимальной заработной платы, так и в виде ареста на срок от одного до трёх месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет, при условии того, что посредник во взяточничестве в момент совершения коррупционного преступления использовал должностное положение.

Статья 350 УК РА «Провокация взятки или коммерческого подкупа» регулирует отношения между должностным лицом и взяткодателем, в рамках которых происходит провокация взятки или коммерческого подкупа со стороны взяткодателя. При данных обстоятельствах должностное лицо не даёт своего согласия на принятие взятки (либо не знает об этом), а взяткодатель преследует своей целью создание искусственных доказательств совершения преступления должностным лицом, тем самым шантажируя его. Максимальное наказание по данной статье выражается как в виде штрафа в размере от трёхсоткратного до пятисоткратного размера минимальной заработной платы, так и в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на определённый срок.

По данным Генеральной прокуратуры РА в 2017 г. было зарегистрировано 163 преступления коррупционного характера. Из них по 101 преступлению были предъявлены обвинения должностным лицам, 45 из которых являлись сотрудниками полиции, один - начальником паспортного стола, обвинения были предъявлены сотрудникам службы принудительного исполнения судебных актов, сотрудникам таможни, судьям, прокурорам и 3 следователям. Для сравнения в 2016 г. было зарегистрировано всего 7 подобных преступлений1. По мнению Генерального прокурора РА Артура Дав-тяна, данные показатели свидетельствуют не столько о росте преступлений коррупционной направленности, сколько о более последовательной работе правоохранительных органов и том, что обществу неприятно это явление2. Но, скорее всего, это свидетельствует о недостоверной статистике по преступлениям данной категории.

1 Сколько коррупционных преступлений раскрыто в Армении в 2017 - отчитался генпрокурор // Sputnik. URL: https://ru.armeniasputnik.am/politics/20180515/12041347/armenia-korruptisya-chinovnik-prokuratura-prestupleniya.html.

2 Там же.

«к.

Сложно представить какое количество преступлений, связанных с коррупцией, будет зарегистрировано и расследовано в 2018 г., при том, что основным лозунгом в работе нового правительства является искоренение коррупции. Наглядным примером может служить тот факт, что в 2018 г. в казну Республики Армения благодаря работе правоохранительных органов за полтора месяца были возвращены 42 млн. долларов США. В основном это неуплаченные налоги и средства теневого сектора экономики1. В связи с этим Глава Правительства заявил: «Это важный показатель, и мы должны продолжить работу в данном направлении. Дела по незаконному обогащению, хищениям, присвоениям также по своему объёму большие и находятся в процессе. Мы вернём в госбюджет серьёзные средства, до конца компенсируем нанесённый государству ущерб»2.

Выводы

Независимая Армения, как и большинство стран, входивших ранее в состав СССР, столкнулась с рядом как экономических, так и внешнеполитических проблем. Армения столкнулась с проявлениями коррупции во всех отраслях жизнедеятельности общества. Внутриреспубликанские и международные исследования свидетельствуют о том, что на протяжении многих лет уровень коррупции в Армении либо увеличивается, либо находится в неизменном состоянии. Нормативная правовая база, регулирующая противодействие коррупции в Республике Армения основывается на Конституции РА. В неё также входят Международные договоры, ратифицированные Республикой Армения, законы РА и подзаконные акты. При этом целевого Закона, направленного исключительно на противодействие коррупции, в Армении до сих пор нет. Законодателями не закреплена ни в одном нормативном правовом акте дефиниция коррупции. Данные правовые «недочёты» могут свидетельствовать о том, что, с одной стороны, власти не считают данную проблему значительной, с другой стороны, они сами являются её частью. Антикоррупционные программы, мероприятия и стратегии, существенных результатов не дают. Выявлением, следствием и раскрытием коррупционных преступлений в Армении занимаются разные силовые ведомства. Данный алгоритм действий представляется является контрпродуктивным. Более эффективно с коррупционными преступлениями может справляться только целевое ведомство, направленное исключительно на выявление, расследование и раскрытие коррупционных преступлений, обладающее при этом максимальной независимостью. Для примера можно привести Бюро по расследованию случаев коррупции (БРК) в Республи-

1 Борьба с коррупцией пополнила бюджет Армении на $42 млн. // МТРК «Мир». URL: https:// mir24.tv/news/16313343/borba-s-korrupciei-popolnila-byudzhet-armenii-na-42-mln.

2 Там же.

ке Сингапур, которое обладает политической самостоятельностью и подчиняется только Премьер-министру Республики.

По данным исследований основными отраслями, наиболее подверженными коррупции в Армении являются суды, правоохранительные органы и система образования. Коррупционные проявления в данных отраслях нарушают, в первую очередь конституционные права граждан Армении. Уголовная ответственность должностных лиц за коррупционные преступления остаётся толерантной по отношению к коррупционерам. Например, в ст. 154.2 УК РА, в которой регулируются избирательные отношения, отсутствует запрет на возможность вновь выставлять свою кандидатуру в качестве кандидата гражданину, даже в тех случаях, при которых гражданин был привлечён к уголовной ответственности за получение или дачу «избирательной взятки».

В ч. 3 и ч. 4 ст. 311 УК РА «получение взятки» отсутствует запрет на право занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на определённый срок, хотя в частях 1 и 2 этой же статьи такая мера предусмотрена. Нетерпимость населения Армении к проявлениям коррупции достигла своего апогея после 13 апреля 2018 г. По мнению главы делегации ЕС в Армении Петра Свитальского, данное событие можно охарактеризовать как идеологическую революцию1. Кроме того, Глава нового Правительства Армении Никол Пашинян заявил: «Мы объявляли, что коррупция будет искоренена в Армении и пусть никто не сомневается, что мы достигнем этой цели самыми решительными и эффективными шагами. Сейчас мы можем де факто зафиксировать, что долгие годы наша страна систематически обворовывалась. Все участники этого грабежа должны быть выявлены и понесут ответственность»2. По его мнению: «Коррупция - это одна из главных бед и проблем, которая не дала возможности Армении развиваться так, как было реально возможно»3. Доказательством намерений главы нового Правительства Армении является то, что Армению потрясли громкие коррупционные разоблачения и обыски в домах лиц, связанных с прежней властью. В связи с этим хочется вспомнить слова первого Премьер-министра Республики Сингапур Ли Куан Ю, которого справедливо считают символом борьбы с коррупцией: «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников». Ведь реальная борьба с коррупцией в Армении только началась.

нужно сохранить // АрмИнфо. URL: http://arminfo.info/full_news.php?id=32039&lang=2.

2 Пашинян: мы имеем дело с крупнейшим случаем выявления коррупции в истории Третьей республики // АМИ «Новости-Армения». URL: http://newsarmenia.am/news/incidents/pashinyan-my-imeem-delo-s-krupneyshim-sluchaem-vyyavleniya-korruptsii-v-istorii-tretey-respubliki-/.

3 Процесс борьбы с коррупцией в Армении необратим - Пашинян // АМИ «Новости-Армения». URL: http://newsarmenia.am/news/society/protsess-borby-s-korruptsiey-v-armenii-neobratim-pashinyan/.

1 Мкртчян М. Свитальский: Произошедшее в Армении стало положительным брендом, который

«к.

Библиографический список

1. Армянский судебник Мхитара Гоша. Ереван: АН Армянской ССР, 1954.

2. Бадалян Н. «Барометр мировой коррупции»: Армения входит в число стран с наиболее серьёзными проблемами коррупции. URL: http:// arminfo.info/full_news.php?id=22969.

3. «Барометр мировой коррупции - 2013». URL: https://www.transparency. kg/files/pdf/pres_con_2013.pdf.

4. Борьба с коррупцией в странах с переходной экономикой: Армения. Париж: Организация экономического сотрудничества и развития, 2005.

5. Борьба с коррупцией пополнила бюджет Армении на $42 млн. // МТРК «Мир». URL: https://mir24.tv/news/16313343/borba-s-korrupciei-popolnila-byudzhet-armenii-na-42-mln.

6. В Армении расследуют 13 уголовных дел, связанных с образовательными учреждениями // Sputnik. URL: https://ru.armeniasputnik.am/ incidents/20180621/12799733/v-armenii-rassleduyut-13-ugolovnyh-del-svyazannyh-s-obrazovatelnymi-uchrezhdeniyami.html.

7. Детье Ж.-Ж. Коррупция в странах СНГ-7. Люцерн, 2003. URL: https:// docplayer.ru/36171245-Korrupciya-v-stranah-sng-7.html.

8. Договор о Евразийском экономическом союзе [подписан в г. Астане 29.05.2014]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 163855/.

9. За год в Армении 4 судей привлечены к дисциплинарной ответственности // NEWS.am. URL: https://news.am/rus/news/268347.html.

10. Закон Республики Армения от 08.05.1999 № ЗР-297 «Об образовании». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7468.

11. Закон Республики Армения от 14.01.2017 № ЗР-21 «О закупках». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=96299.

12. Закон Республики Армения от 14.06.2006 № ЗР-58 «О Конституционном Суде». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3017.

13. Закон Республики Армения от 14.06.2011 № ЗР-172 «Об общественной службе». URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=95536.

14. Закон Республики Армения от 16.04.2001 № ЗР-177 «О Полиции». URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=29396.

15. Закон Республики Армения от 21.06.2014 № ЗР-113-Н «О внесении изменения в Закон Республики Армения «О борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма»». URL: http://www.parliament.am/ legislation.php?sel=show&ID=3293&lang=rus.

16. Закон Республики Армения от 28.06.2017 № ЗР-96 «О Комиссии по предупреждению коррупции». URL: https://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=101653.

17. Конституционный референдум в Армении (2015) // ВикипедиЯ. URL: wikipedia.org/wiki/Конституционный_референдум_в_Армении_(2005).

18. Конституционный Суд Республики Армения: история // Конституционный Суд Республики Армения. URL: http://www.concourt.am/russian/cc/ history. htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Конституция Республики Армения // Национальное Собрание Республики Армения: официальный сайт. URL: http://www.parliament.am/ parliament.php?lang=rus&id=constitution.

20. Концепция и стратегия по борьбе с коррупцией // Правительство Республики Армения. URL: http://www.gov.am/ru/anti-corruption-strategy/.

21. Мкртчян М. Свитальский: Произошедшее в Армении стало положительным брендом, который нужно сохранить // АрмИнфо. URL: http:// arminfo.info/full_news.php?id=32039&lang=2.

22. Мшецян А. Генеральная прокуратура Армении возбудила 22 уголовных дела по факту злоупотреблений в учебных заведениях // АрмИнфо. http://arminfo.info/full_news.php?id=32527&lang=2.

23. Мшецян Л. Иначе всё останется, как есть: видимая часть айсберга // Голос Армении. URL: http://golosarmenii.am/article/53324/inache-vse-ostanetsya--kak-est.

24. Ни один чиновник, берущий взятки, не должен спать спокойно - Пашинян в СНБ // Sputnik. URL: https://ru.armeniasputnik.am/ politics/20180511/11981459/pashinyan-natsbezopasnost-korruptsiya-borba-armenia.html.

25. Ованнисян А. Конституционная реформа: вызовы для Армении и Арца-ха // Научное Общество Кавказоведов. URL: http://www.kavkazoved.info/ news/2017/11/21/konstitucionnaja-reforma-vyzovy-dlja-armenii-i-arcaha. html.

26. Пашинян объявил борьбу с коррупцией одной из задач Службы нац-безопасности Армении // Sputnik. URL: https://ru.armeniasputnik.am/ politics/20180510/11968572/pashinyan-obyavil-borbu-s-korrupciej-funkciej-sluzhby-nacbezopasnosti-armenii.html.

27. Пашинян: мы имеем дело с крупнейшим случаем выявления коррупции в истории Третьей республики // АМИ «Новости-Армения». URL: http://newsarmenia.am/news/incidents/pashinyan-my-imeem-delo-s-krupneyshim-sluchaem-vyyavleniya-korruptsii-v-istorii-tretey-respubliki-/.

28. Процесс борьбы с коррупцией в Армении необратим - Пашинян // АМИ «Новости-Армения». URL: http://newsarmenia.am/news/society/protsess-borby-s-korruptsiey-v-armenii-neobratim-pashinyan/.

29. Саакян Н. Восприятие коррупции в Армении осталось практически неизменным // Радио Азатутюн. URL: https://rus.azatutyun.am/a/29056950. html

30. Сколько коррупционных преступлений раскрыто в Армении в 2017 -отчитался генпрокурор // Sputnik. URL: https://ru.armeniasputnik.am/ politics/20180515/12041347/armenia-korruptisya-chinovnik-prokuratura-prestupleniya.html.

«К,

31. Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией. Армения: отчёт (второй раунд мониторинга). Париж: Организация экономического сотрудничества и развития, 2011.

32. Судебный Кодекс Республики Армения от 07.04.2007 № 3P-135. URL: http://base.spinform.nj/show_doc.fwx?rgn=58329.

33. Судьи и прокурор задержаны в Армении: их подозревают в получении взятки // REGNUM: информационное агентство. URL: https://regnum.ru/ news/2284721.html.

34. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 № 226-V // ПАРАГРАФ: информационные системы. URL: http://onNne.zakon.kz/iri/ Document/?doc_id=31575252#pos=383;-49&sel_link=1004096328.

35. International & Regional Initiatives. London, 2015. URL: https:// armenpress.am/rus/news/893989/anrenia-has-implemented-of-greco-recommendations-related-to-criminalization-of-corruption-offences.html3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.