Научная статья на тему 'Конституционные основы противодействия коррупции в Киргизской Республике'

Конституционные основы противодействия коррупции в Киргизской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1173
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОРРУПЦИИ / ВЗЯТКА / ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ (ИВК) / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА / КИРГИЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / КОРРУПЦИЯ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ / CONSTITUTIONAL LAW / FIGHTING CORRUPTION / PREVENTING CORRUPTION / BRIBE / MALFEASANCE / CORRUPTION PERCEPTIONS INDEX (CPI) / CRIMINAL RESPONSIBILITY / SEIZURE OF PROPERTY / THE KYRGYZ REPUBLIC / CORRUPTION IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Алексей Анатольевич

Ретроспективный анализ ситуации противодействия коррупции в Киргизской Республике показывает динамику этого процесса. Наилучший показатель по индексу восприятия коррупции (ИВК) в Киргизской Республике составил 130 место, а наихудший 164. В статье используются данные международной Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). По данным ОЭСР наиболее коррумпированными являются такие сферы деятельности как суды, правоохранительные органы, системы здравоохранения и высшего образования. Автор выявил тенденцию активизации курса на борьбу с коррупцией, что подтверждается тем, что законодателям пришлось ужесточить уголовную ответственность за коррупционные преступления. УК Кр претерпел ряд инноваций, направленных исключительно на совершенствование и усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL FRAMEWORK OF FIGHTING CORRUPTION IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Look back study of the anti-corruption environment in the Kyrgyz Re public shows the dynamics of this process. The best CPI (Corruption Perceptions Index) score for the Kyrgyz Republic was 130, while the worst one was 164. The author uses in his article the data from the International Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). According to the OECD, the most corrupt sectors are considered to be judiciary, law enforcement, health care and higher education. The author revealed an intensified anti-corruption trend, which is confirmed by the fact that legislators had to upgrade the criminal responsibility for corruption crimes. The Criminal Code of the Kyrgyz Republic has undergone multiple innovations aimed solely at improving and upgrading the criminal responsibility for corruption crimes.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы противодействия коррупции в Киргизской Республике»



1

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2018.2-3.3

Иванов Алексей Анатольевич, аспирант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, e-mail: alexnika3@gmail.com.

Аннотация. Ретроспективный анализ ситуации противодействия коррупции

в Киргизской Республике показывает динамику этого процесса. Наилучший показатель по индексу восприятия коррупции (ИВК) в Киргизской Республике составил 130 место, а наихудший - 164. В статье используются данные международной Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). По данным ОЭСР наиболее коррумпированными являются такие сферы деятельности как суды, правоохранительные органы, системы здравоохранения и высшего образования.

Автор выявил тенденцию активизации курса на борьбу с коррупцией, что подтверждается тем, что законодателям пришлось ужесточить уголовную ответственность за коррупционные преступления. УК Кр претерпел ряд инноваций, направленных исключительно на совершенствование и усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления. Ключевые слова: конституционное право, противодействие коррупции, предотвращение коррупции, взятка, должностные преступления, индекс восприятия коррупции (ИВК), уголовная ответственность, конфискация имущества, Киргизская Республика, коррупция в Киргизской Республике.

Для Киргизии в последние десятилетия коррупция явилась ключевой проблемой, нарушающей Конституционные основы и принципы, отрицательно влияющей на экономическое развитие и состояние республики.

Именно Киргизия после распада Советского Союза в 1991 г пережила две революции: «тюльпановую революцию» 2005 г и революцию 2010 г. Основными причинами, побудившими как оппозиционно настроенные силы, так и киргизстанский народ к государственным переворотам явились: глу-

боко укоренившаяся в республике коррупция, непотизм, семейственность, тяжёлое экономическое положение населения, клановая борьба за власть между севером и югом страны.

Александр Князев в книге «Государственный переворот 24 марта 2005 г. в Киргизии»1, разделяя причины и факторы, явившиеся генератором переворота, на эндогенные и экзогенные, относит к первой группе низкую заработную плату, нерешённость важнейших социальных вопросов и коррупцию, а ко второй - деятельность всевозможных НПО на территории Киргизии.

Доктор исторических наук, директор Центра постсоветских исследований МГИМО Станислав Чернявский2 акцентирует внимание на том, что основными причинами «Крестьянского бунта» (именно так он охарактеризовал революционные волнения 2010 г.) явились, с одной стороны, нереали-зованность новым президентом К. Бакиевым провозглашённой программы развития общества, которая включала в себя борьбу с коррупцией, семейственностью и клановостью, с другой стороны, новые власти начали активно срастаться с криминалом, при этом сам президент не брезговал преступными методами в борьбе с оппозицией, что в конечном счёте привело к авторитарному правлению. На этом фоне, попытка создания государственной системы, направленной на обеспечение достойной жизни гражданам республики, потерпела фиаско, а экономические и социальные проблемы только увеличились. В связи с этим возникает риторический вопрос: возможно ли добиться создания эффективной, в интересах общества, государственной системы управления при возрастающей коррупции, клановости и сращивании государственной власти с криминалом?

По данным международных исследований в 2009 г Киргизия оказалась самым бедным государством в СНГ. Одна треть населения (32%) находилась за чертой бедности. При этом уровень безработицы превышал 8% (по официальным данным) или 14-16% (по неофициальным данным)3.

По оценкам международного антикоррупционного движения Transparency International в 2016 г коррупция и взяточничество в Киргизии входят в число трёх самых сложных проблем, с которыми необходимо бороться государству. Такого мнения придерживается почти половина граж-

1 Князев А.А. Государственный переворот 25 марта 2005 г. в Киргизии. Бишкек: Общественный Фонд Александра Князева, 2007.

2 Чернявский С. Киргизская революция 2010 года: причины и перспективы постреволюционного развития Киргизии // Центральная Азия и Кавказ. 2010. Т. 13. Вып. 2. С. 44-53. URL: http://cy-berleninka.ru/article/n/kirgizskaya-revolyutsiya-2010-goda-prichiny-i-perspektivy-postrevolyutsionnogo-razvitiya-kirgizii.

3 См.: Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 20132017 гг. // Президент Кыргызской Республики: официальный сайт. URL: http://www.president.kg/ru/ news/ukazy/1466_tekst_natsionalnoy_strategii_ustoychivogo_razvitiya_kyirgyizskoy_respubliki_na_ period_2013-2017_godyi/.

дан Киргизии (47%)1. Ранее эта же организация, в рамках социологического исследования «Барометр мировой коррупции - 2013»2, провела ряд опросов киргизстанцев, с целью выяснения мнения граждан о том, насколько коррупция изменила своё влияние на общество за последние годы. Так на вопрос: «Как изменился уровень коррупции за последние два года?» -45% респондентов ответили, что уровень коррупции находится на прежнем уровне, 42% ответили, что уровень коррупции увеличился, и только 14% опрошенных уверены в том, что уровень коррупции снизился. На вопрос: «За последние 12 месяцев вы или ваши близкие давали ли взятку, которая могла выражаться в любой форме?» - 45% опрашиваемых киргизстанцев ответили положительно. На вопрос: «Насколько эффективно правительство борется с коррупцией?» - 68% опрошенных ответили, что борется неэффективно, 15% ответили, что борьба есть, но эффективной её назвать нельзя, и только 17% респондентов согласны с мнением, что борьба с коррупцией является эффективной. Интерес представляют и рейтинговые показатели Киргизской Республики, в рамках исследований «Индекса восприятия коррупции»3 на базе Transparency International с 2000 по 2016 гг.:

— с 2000 по 2002 г. Киргизия занимает 87 место;

— с 2003 по 2006 г. - не выходит за рамки 150 места (118, 122, 130, 142);

— в 2007 г. - делит 150 место с Беларусью и Республикой Казахстан;

— с 2008 по 2012 г. - рейтинговые показатели зашкаливают за 160 место (166, 162, 164, 164);

— в 2012 г. - занимает 154 место;

— в 2013 г. - занимает 150 место;

— в 2014 г. - делит 136 место с Российской Федерацией;

— в 2015 г. - делит 123 место с Республикой Казахстан;

— в 2016 г. - вновь поднимается на 136 место.

Необходимо отметить, что количество стран, принимающих участие в данных рейтингах, с годами варьируется, и если в 2000 г. их было 90, то уже в 2016 г. их стало 177, что непременно сказалось на результатах исследований.

В свою очередь, социологическое исследование, подготовленное по инициативе Бишкекского центра Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в координации с Аппаратом Президента Киргизской Республики и проведённое в 2015 г.,4 подтверждает опасение в том, что коррупция в Киргизии с годами не уменьшается. Так, 72% респондентов, оказавшись в коррупционной ситуации, давали взятку. При этом эмоцио-

1 «Барометр мировой коррупции - 2016»: Здравоохранение, экономика и коррупция - 3 главные проблемы: пресс- релиз. URL: chrome-extension://gbkeegbaiigmenfmjfclcdgdpimamgkj/views/app.html.

2 «Барометр мировой коррупции - 2013». URL: http://www.transparency.kg/files/pdf/pres_con_2013.pdf.

3 Отчёты «Трансперенси интернешнл», в рамках докладов ИВК за 2000-2016 гг.

4 Общество и коррупция в Кыргызской Республике: доклад для ОБСЕ. Бишкек, 2015. URL: http://www.indem.ru/Proj/DoObKorKlrKra.pdf.

нальная реакция на коррупционную сделку в основном крайне негативная, выражающаяся в ненависти к чиновникам (41,7%), а также в недовольстве государственной системой, которая ставит граждан в такие обстоятельства (около 30%). Большинство киргизстанцев (60%) уверены в том, что чиновники в высших органах власти берут взятки. В докладе также указан годовой объём коррупционного рынка, который составляет 4 356,7 млн. сомов, а средний размер взятки по республике равен 5 237 сомов. На мой взгляд, эти данные могут быть только относительными, по причине того, что в Киргизии, как и в любой другой стране с высоким уровнем коррупции преобладает латентная коррупция, корректный учёт которой просто невозможен.

Конституционные основы

Доминирующим нормативным правовым актом, направленным на борьбу с коррупцией в Киргизии, является Конституция, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие (ч. 1 ст. 6 Основного Закона)1. На основе Конституции принимаются конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 6 Основного Закона). При этом вступившие в законную силу международные договоры, участницей которых является Киргизия, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Киргизской Республики (ч. 3 ст. 6 Основного Закона). В данном случае необходимо обратить внимание на то, что Киргизия является первой страной из числа стран, входящих в СНГ, подписавшей «Конвенцию ООН против коррупции», данный нормативный правовой акт был ратифицирован в 2005 году2, сразу после первой революции. Этот факт говорит о том, что проблема коррупции в Киргизии тогда была одной из ключевых. Из нормативных правовых актов, регулирующих международные взаимоотношения и направленных на противодействие коррупции можно выделить:

— Конвенцию СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, и уголовным делам (1993 г.).

— Соглашение с 12 государствами СНГ о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики (1996 г.).

— Присоединение Киргизской Республики к инициативе повышения прозрачности деятельности добывающих отраслей (ИППДДО), закреплённое Постановлением Правительства КР в 2004 г.3 Основной

1 Конституция Кыргызской Республики. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=31497.

2 Закон Кыргызской Республики от 06.08.2005 № 128 «О ратификации Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции, подписанной 10.12.2003 в г. Мерила (Мексика)» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/1726?cl=ru-ru.

3 Постановление Правительства Кыргызской Республики от 14.05.2004 № 361 «О мерах по обеспечению повышения прозрачности деятельности добывающих отраслей» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ky-kg/55393/10?cl=ky-kg.

целью данной организации является достижение наибольшей прозрачности финансовой отчётности в добывающих отраслях разных стран.

— Соглашение с Правительством США об оказании технической и финансовой помощи (2008 г.), направленной на борьбу с коррупцией. Основными целями подписания данного соглашения являются укрепление верховенства права, сдерживание коррупции, а также повышение профессионализма в судебных и правоохранительных органах. Подобные соглашения были заключены Киргизией со Швейцарией, Японией, Швецией, Финляндией, а также с международными финансовыми организациями (в частности МАР и Азиатским банком развития).

— Принятие Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на территории государств-участников СНГ на период 2005-2007 гг., которая в дальнейшем была продлена до 2010 г. Необходимо также добавить, что Киргизская Республика заключила более 30 двусторонних и многосторонних договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и договоров о выдаче преступников.

Из основных нормативных правовых актов внутриреспубликанского значения, направленных на борьбу коррупцией, можно выделить:

— Закон Киргизской Республики от 08.08.2012 № 153 «О противодействии коррупции»1. В ст. 2 данного Закона закреплено положение, в рамках которого правовую основу противодействия коррупции в Киргизии составляет Конституция, Конституционные Законы, Закон «О противодействии коррупции», а также иные нормативные правовые акты, в том числе международные договоры.

— Закон Киргизской Республики от 30.05.2016 № 75 «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»2. В данном Законе закреплены положения, в рамках которых государственная гражданская и муниципальная службы в Киргизии основываются на единстве и целостности системы государственного управления и действуют на принципах верховенства Конституции (ст. 4 данного Закона). Особенностью поступления на государственную или муниципальную службу в Киргизии является то, что присягу необходимо приносить в письменном виде. Причём присяга приносится только в том случае, если государственный или муниципальный служащий вступает в должность впервые. В ней он клянётся соблюдать Консти-

1 Закон Кыргызской Республики от 08.08.2012 № 153 «О противодействии коррупции». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=53536.

2 Закон Кыргызской Республики от 30.05.2016 № 75 «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.min-just.gov.kg/act/view/ru-ru/111354?cl=ru-ru.

туцию и Законы, честно и добросовестно выполнять свои обязанности и служить народу Киргизии (ст. 25). То, что касается антикоррупционных мер, направленных на предотвращение коррупции в рядах государственных и муниципальных служащих, то в данном Законе, учитывая присягу, закреплены положения Гл. 8 «Этика и антикоррупционные механизмы на государственной гражданской службе и муниципальной службе», которые сдерживают служащих от коррупционных проявлений. Так, в частности в данном законе указано, что служащий не должен допускать использования служебного положения для достижения корыстных интересов и незаконного обогащения, должен принимать меры, предусмотренные Кодексом этики, в случае обнаружения фактов нарушения норм этики со стороны других служащих и не допускать конфликта интересов в своей деятельности.

— Закон Киргизской Республики от 03.04.2015 № 72 «О государственных закупках»1. Данный нормативный правовой акт направлен на регулирование экономической деятельности в области государственных закупок. Его основной целью является обеспечение экономичности и эффективности использования государственных средств, при осуществлении государственных закупок. Осуществление государственных закупок в Киргизской Республике основывается на принципах публичности и открытости, а также создания равных и справедливых условий для поставщиков (подрядчиков) при осуществлении государственных закупок.

— Закон Киргизской Республики от 07.08.2004 № 108 «О декларировании доходов, расходов, обязательств и имущества лиц, замещающих политические, специальные государственные и муниципальные политические должности»2. Закон регулирует правоотношения, связанные с декларированием доходов высших и иных должностных лиц органов государственной власти Киргизской Республики. Необходимо отметить, что высшим судебным органом в Киргизской

Республике, осуществляющим конституционный контроль является Конституционная палата Верховного суда КР, в состав которой входят 11 судей. Конституционный суд КР был распущен в 2010 г. в ходе революции. Этому способствовало принятие «Декрета временного правительства Киргизской Республики»3, в котором указывалось, что Конституционный Суд КР на протяжении всей своей деятельности способствовал концентрации власти

1 Закон Кыргызской Республики от 03.04.2015 № 72 «О государственных закупках» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111125.

2 Закон Кыргызской Республики от 07.08.2004 № 108 «О декларировании доходов, расходов, обязательств и имущества лиц, замещающих политические, специальные государственные и муниципальные политические должности» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1507.

3 История становления и развития конституционного контроля в Кыргызстане // Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики. URL: http://constpalata.kg/ru/about/istoriya/.

в одних руках, как при А.А. Акаеве, так и при К.С. Бакиеве. 27 июня 2010 г. в Киргизии состоялся референдум, на котором была принята новая редакция Конституции, включающая в себя положения, регулирующие деятельность Конституционной палаты Верховного суда КР (ст. 97). Позднее был принят Конституционный Закон КР от 13.06.2011 № 37 «О Конституционной палате Верховного суда Киргизской Республики»1.

В ст. 12 Основного Закона КР закреплены положения, в рамках которых в Киргизии признаётся разнообразие форм собственности, которым гарантируется равная правовая защита. При этом земля, её недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются исключительной собственностью Киргизской Республики. Земля также может находиться в других формах собственности, за исключением пастбищ, которые не могут находиться в частной собственности.

Антикоррупционная политика

С приходом к власти в 2011 г. А.Ш. Атамбаева системная коррупция, поразившая все органы государственной власти, была признана одной из угроз национальной безопасности Республики. Так в своей инаугу-рационной речи Президент Киргизской Республики А.Ш. Атамбаев заявил: «Следующий наш шаг - бескомпромиссная борьба с коррупцией. Если мы не искореним все проявления коррупции в нашем обществе, то будущее нашей страны под угрозой»2. В подтверждении столь громкого заявления А.Ш. Атамбаев издаёт Указ Президента КР от 02.02.2012 № 26 «О Государственной стратегии антикоррупционной политики и мерах по противодействию коррупции»3. Данный подзаконный нормативный правовой акт был направлен на мобилизацию всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и гражданского общества в вопросе борьбы с коррупцией. Вместе с тем, он признал утратившим силу Указ предыдущего Президента КР К.С. Бакиева от 11.03.2009 «О Национальной стратегии борьбы с коррупцией в Киргизской Республике». Необходимо добавить, что к этому времени тема коррупции в Киргизии явилась самой обсуждае-

1 Конституционный Закон Кыргызской Республики от 13.06.2011 № 37 «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov. kg/act/view/ru-ru/203281?cl=ru-ru.

2 Выступление Алмазбека Атамбаева на церемонии официального вступления в должность Президента Кыргызской Республики // Президент Кыргызской Республики: официальный сайт. URL: http://www.president.kg/ru/novosti/229_vyistuplenie_almazbeka_atambaeva_na_tseremonii_ofit-sialnogo_vstupleniya_v_doljnost_prezidenta_kyirgyizskoy_respubliki/.

3 Указ Президента Кыргызской Республики «О Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции» от 02.02.2012 // Президент Кыргызской Республики: официальный сайт. URL: http://www.president.kg/ru/news/uka-zy/85_ukaz_prezidenta_kr_o_gosudarstvennoy_strategii_antikorruptsionnnoy_politiki_kyirgyizskoy_ respubliki_i_merah_po_protivodeystviyu_korruptsii/.

мой темой не только в средствах массовой информации и в частной жизни, но и в высших органах государственной власти. Особое внимание к данной проблеме было обусловлено осознанием населения Киргизии того факта, что проявление системной коррупции в обществе взаимосвязано, в первую очередь, с нарушением конституционных прав и свобод человека, а также приводит к деградации государственного управления.

Основной целью «Государственной стратегии антикоррупционной политики Киргизской Республики»1 явилось снижение уровня коррупции в обществе и государственном управлении. Её положения акцентированы на устранении базовых причин возникновения коррупции в обществе, а также последовательности и перманентности в достижении поставленных целей.

Для усиления антикоррупционной политики дополнительно издаётся два Указа Президента КР:

— Указ Президента КР от 21.01.2013 № 11 «О Национальной стратегии устойчивого развития Киргизской Республики на период 2013-2017 годы»2.

— Указ Президента КР от 12.11.2013 «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти»3. Необходимо отметить, что в главу 2 «Национальной стратегии устойчивого развития Киргизской Республики на период 2013-2017 годы» вошли положения, направленные исключительно на борьбу с коррупцией (п. 2.5. «Противодействие коррупции»). Так, в частности, дана негативная оценка состояния правоохранительной и правоприменительной систем, их неспособность противостоять коррупции. Предлагалось инициировать разработку жёстких законов, направленных на борьбу с коррупцией, при этом рекомендовалось радикализировать меры наказания за преступления коррупционного характера. Основной акцент делался на необходимости коренного реформирования судебной и правоохранительной систем.

В Указе «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» Президент Киргизии отмечает позитивные сдвиги в борьбе с коррупцией на первом этапе, в рамках реализации «Государственной стратегии антикоррупционной политики Киргизской Республики». При этом главной задачей нового этапа борьбы с коррупцией установ-

Президента Кыргызской Республики от 02.02.2012 № 26] // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://minjust.gov.kg/ru/content/721.

2 Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы // Президент Кыргызской Республики: официальный сайт. URL: http://www.president.kg/ru/ news/ukazy/1466_tekst_natsionalnoy_strategii_ustoychivogo_razvitiya_kyirgyizskoy_respubliki_na_ period_2013-2017_godyi/.

3 Подписан Указ «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» // Президент Кыргызской Республики: официальный сайт. URL: http://www.president. kg/ru/news/ukazy/3044_podpisan_ukaz_o_merah_po_ustraneniyu_prichin_politicheskoy_i_sistem-noy_korruptsii_v_organah_vlasti/.

1 Государственная стратегия антикоррупционной политики Кыргызской Республики [утв. Указом

лено устранение причин политической и системной коррупции в структурах государственной власти. Основными направлениями антикоррупционной политики являются: противодействие политической коррупции, искоренение системной коррупции и установление приоритета прав человека во взаимоотношениях государства и гражданина.

В целях реализации Указов Президента, на правительственном уровне издаются подзаконные нормативные правовые акты:

— Постановление Правительства КР от 30.04.2013 № 218 «Об одобрении проекта Программы по переходу Киргизской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы»1.

— Постановление Правительства КР от 30.03.2015 № 170 «Об утверждении Плана мероприятий государственных органов Киргизской Республики по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Киргизской Республики на 2015-2017 годы»2.

Для борьбы с преступлениями коррупционного характера в конце 2011 г. Президентом КР издаётся Указ от 14.12.2011 УП № 27 «Об образовании Антикоррупционной службы в Государственном комитете национальной безопасности Киргизской Республики»3 (АКС ГКНБ). Деятельность вновь созданного органа направлена на предупреждение, выявление и пресечение коррупции. Работа сотрудников Антикоррупционного ведомства сосредоточена на борьбе с коррупционерами в высших эшелонах власти, при этом принципы открытости и прозрачности являются основополагающими в их работе.

За 11 месяцев 2015 г. Антикоррупционной службой было возбуждено 334 уголовных дела, из них в суд направлено 105 уголовных дел, за аналогичный период 2014 г. возбуждено 306 уголовных дел. При этом доминируют преступления, связанные со злоупотреблением должностным положением - 121, вторую строчку занимают преступления, связанные с присвоением или растратой вверенного имущества - 52 и замыкают этот список преступления, в состав которых входит вымогательство взятки - 49. Всего за этот период было возмещено в бюджет Киргизии 272,9 млн. сомов4.

1 Постановление Правительства Кыргызской Республики от 30.04.2013 № 218 «Об одобрении проекта Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/53066?cl=ru-ru.

2 Постановление Правительства Кыргызской Республики от 30.03.2015 № 170 «Об утверждении Плана мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики на 2015-2017 годы» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/97423?cl=ru-ru.

3 Указ Президента Кыргызской Республики от 14.12.2011 УП №27 «Об образовании Антикоррупционной службы в Государственном комитете национальной безопасности Кыргызской Республики» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/61205?cl=ru-ru.

4 Угрозы безопасности Кыргызстана: коррупция: обзор // CA-portal: центральноазиатский портал. URL: http://www.ca-portal.ru/article:23712.

Из громких уголовных процессов, связанных с коррупционными преступлениями в расследовании которых непосредственное участие принимала Антикоррупционная служба ГКНБ КР, можно выделить:

— Дело Наримана Тюлеева (Мэр г. Бишкек 2008-2010 гг.). Н. Тюле-ев обвинялся следствием по статьям 303 (Коррупция) и 183 (Легализация (отмывание) преступных доходов) УК КР. По версии Генпрокуратуры КР фигурант нанёс ущерб государству в размере 1 млн. 412 тыс. долл. США и 104 млн. сомов. Приговорён судом к 11 годам лишения свободы, с конфискацией имущества1.

— Дело Равшана Сабирова (Экс-министр социального развития Киргизии). В мае 2013 года приговорён Верховным судом КР к пяти годам лишения свободы по статье 313-1 (Получение взятки) УК КР2.

— Дело Данияра Нарымбаева (Бывший руководитель аппарата президента КР). В июле 2015 г. был задержан с поличным, при получении взятки в размере 100 тыс. долл. США. Приговорён судом к 3 годам лишения свободы, с конфискацией имущества по статье 313-1 (Получение взятки) УК КР3.

В целях реформирования деятельности государственных органов Киргизии, происходит ликвидация Государственной службы финансовой полиции при Правительстве КР и создаётся новый правоохранительный орган - Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве КР (финансовая полиция)4 (далее ГСБЭП при ПКР). Перед вновь созданным ведомством Правительством КР были поставлены задачи защиты экономической безопасности государства, предпринимательства и законных интересов граждан и пополнения бюджета страны. В 2016 г. результаты оперативно-следственной деятельности ГСБЭП при ПКР свидетельствуют о выявлении большей суммы ущерба в сравнении с 2015 г. Так сумма ущерба с 2 млрд. 256,8 млн. сом за 2015 г. увеличилась в 2016 г. на 471 млн. сом и составила 2 млрд. 727,8 млн. сом. При этом возмещено в бюджет страны в 2016 г. 1 млрд. 857,7 млн. сом, что на 466,5 млн. сом больше, чем в 2015 г. (1 млрд. 192,2 млн. сом). Следователями следственных подразделений органов финансовой полиции и других органов в 2016 г. возбуждено по экономическим преступлениям 890 уголовных дел. Из них можно выделить уголовные дела коррелирующие с коррупцией: 77 уголовных дел по фактам присвоения и растраты вверенного

1 Абдуваитова А. Борьба с коррупцией: нарушитель тот, кто пойман с поличным // Вечерний Бишкек. URL: http://www.vb.kg/doc/330629_borba_s_korrypciey:_naryshitel_tot_kto_poyman_s_poli-chnym.html.

2 Там же.

3 Там же.

4 Постановление Правительства КР от 15.03.2012 № 176 «Об образовании Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (финансовая полиция)» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.min-just.gov.kg/act/view/ru-ru/92960?cl=ru-ru.

имущества (ст. 171 УК КР), 141 уголовное дело по должностным преступлениям (ст. 304-316 УК КР), в том числе 18 уголовных дел по фактам взяточничества (ст. 313-314 УК КР), 11 уголовных дел по фактам незаконного вознаграждения (ст. 225 УК КР), 18 уголовных дел по фактам контрабанды (ст. 204 УК КР) и 2 уголовных дела по фактам незаконного и нецелевого использования государственного кредита (ст. 184-185 УК КР)1.

Необходимо выделить работу Государственной службы финансовой разведки при Правительстве КР (ГСФР КР), в чьи полномочия вошли не только противодействие отмыванию денег и борьба с финансированием терроризма, но и борьба с системной коррупцией в Киргизии. Если до 2010 г. данное ведомство, как орган системы государственного управления, находилось в стадии становления, то с 2011 г. его деятельность приобрела наступательный характер, о чём свидетельствуют данные результатов его работы за 2014-2016 гг. Так в 2014 г в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, было обработано 990 213 сообщений, поступивших от граждан. По результатам обработки этих сообщений было проведено 25 финансовых расследований2. В 2016 г. аналогичных обращений было на 46% меньше, при этом количество финансовых расследований увеличилось до 413.

Государственные учреждения и общественные институты наиболее подверженные коррупции

По данным социологического исследования «Барометр мировой коррупции - 2016», проведённого Transparency International в Киргизии к наиболее коррумпированным общественным институтам киргизстанцы отнесли: суды, милицию, а также налоговую службу. Отвечая на вопрос о государственных учреждениях наиболее подверженных коррупции киргизстанцы назвали дорожную полицию (так считают 48% респондентов), суды по гражданским делам (36%) и медицинские учреждения (26%). В сравнении с аналогичным исследованием Киргизии этой же организацией в 2013 г. можно отметить, что суды, правоохранительные органы и здравоохранение всё также лидируют в рейтинге самых коррумпированных институтов. В свою очередь в отчёте Организации Экономического Сотрудничества и Развития (далее ОЭСР) за 2015 г. «Антикоррупционные реформы в Киргизии»4 от-

1 Справка по результатам оперативно-следственной деятельности ГСБЭП при ПКР за 2016 год // Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики: Финансовая полиция. URL: http://finpol.gov.kg/ru/activities.

2 Отчёт о деятельности Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики за 2014 год // Государственная Служба Финансовой Разведки при Правительстве Кыргызской Республики. URL: https://fiu.gov.kg/news/29.

3 Отчёт о деятельности Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики за 2016 год // Государственная Служба Финансовой Разведки при Правительстве Кыргызской Республики. URL: https://fiu.gov.kg/news/513.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Антикоррупционные реформы в Кыргызстане: отчёт ОЭСР. Париж, 2015. URL: http://www.oecd.org/

мечается коррумпированность всей судебной системы, при этом делается акцент на внешнее влияние на неё со стороны парламента и органов исполнительной власти, тем самым подчеркивая её зависимость. Заслуживают внимания результаты, приведённые в докладе «Общество и коррупция в Киргизской Республике»1, подготовленные по инициативе Бишкекского центра Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в координации с Аппаратом Президента Киргизской Республики. Так по состоянию специальных рынков бытовой коррупции, в разделе: «доля взяток на общем рынке» лидирует система здравоохранения, за ней идет система высшего образования и замыкает данный рейтинг Госавтоинспекция. В рейтинге по «готовности киргизстанцев давать взятки» лидирует система высшего образования, а по «годовому объёму рынка коррупции» места распределились следующим образом: 1) Госавтоинспекция, 2) высшее образование и 3) здравоохранение.

Коррупция в судах и правоохранительных органах

Государственная власть в Киргизии основывается на принципах разделения государственной власти (ст. 3 Основного Закона). При этом раздел шестой «Судебная власть Киргизской Республики» Основного Закона полностью посвящён регулированию судебной власти в КР. Судебная система Киргизской Республики устанавливается Конституцией и законами и состоит из Верховного суда и местных судов (ст. 93). В свою очередь в ч. 2 ст. 1 Закона Киргизской Республики от 18.07.2003 № 153 «О Верховном суде Киргизской Республики и местных судах»2 закреплены положения, в рамках которых правосудие в Киргизской Республике имеет своим назначением, во-первых, защиту прав и свобод человека, во-вторых, защиту законных интересов граждан и юридических лиц и, в-третьих, обеспечение исполнения Конституции. В этом же Законе закреплены положения о том, что суды в Киргизии полностью независимы и осуществляют судебную власть самостоятельно, подчиняясь только Конституции, а также, процессуальным и иным законам (ст. 4). Необходимо выделить Конституционный Закон КР от 09.07.2008 «О статусе судей Киргизской Республики»3, в котором закреплены положения, в рамках которых носителями судебной власти в Киргизии являются исключительно судьи (ст. 1).

daf/anti-bribery/Kyrgyzstan-Round-3-Moшtoring-Report-RUS.pdf.

1 Общество и коррупция в Кыргызской Республике. Бишкек, 2014. URL: http://www.osce.org/ru/ bishkek/140511?download=true.

2 Закон Кыргызской Республики от 18.07.2003 № 153 «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах». URL: http://jogorku.sot.kg/sites/default/files/photos/zakon_kyrgyzskoy_ respubliki_o_verhovnom_sude_kyrgyzskoy_respubliki_i_mestnyh_sudah.pdf.

3 Конституционный Закон Кыргызской Республики от 09.07.2008 № 141 «О статусе судей Кыргызской Республики» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.min-just.gov.kg/act/view/ru-ru/202352?cl=ru-ru.

Что касается органов внутренних дел, их места и роли в системе исполнительной власти Киргизии, то основным нормативным правовым актом, регулирующим их деятельность, является Закон КР от 11.01.1994 № 1360-Х11 «Об органах внутренних дел Киргизской Республики»1. При этом правовую основу их деятельности составляет непосредственно Конституция КР (ст. 6 вышеназванного Закона), по той причине, что в случае противоречия любых Законов и иных нормативных правовых актов Конституции, Конституционная палата Верховного суда КР признаёт их неконституционными (Ст. 97 Основного Закона).

С 2012 по 2017 гг. в Киргизии по должностным экономическим преступлениям, связанным с коррупцией, было предъявлено обвинение в рамках возбуждённых уголовных дел 38 судьям и 85 руководителям подразделений правоохранительных органов2. Из громких уголовных процессов в отношении высокопоставленных судей и руководителей правоохранительных органов можно выделить:

— Дело экс-Генпрокурора и бывшего Министра Юстиции Киргизии Аиды Саляновой, обвиняемой по статье 304 «Злоупотребление должностным положением» УК КР3.

— Дело экс-главы Военного суда КР Нурланбека Ашымбекова, обвиняемого по статьям 313 «Вымогательство взятки» и 313-1 «Получение взятки» УК КР. Судья обвинялся в том, что путём вымогательства получил от заявителей денежные средства в сумме 50 тыс. долл. США за изменение меры пресечения подсудимому и положительное решение при вынесении приговора4.

— Дело начальника следственного управления Генеральной Прокуратуры КР Кылычбека Арпачиева, задержанного сотрудниками Антикоррупционной службы ГКНБ Киргизии по подозрению в получении взятки в 100 тыс. долл. США5.

Несомненно, что по делам, по которым вина вышеперечисленных граждан ещё не доказана в предусмотренном законом порядке и не установлена вступившим в законную силу судебным решением, граждане будут считаться невиновными (Конституция ст. 26)

1 Закон Кыргызской Республики от 11.01.1994 № 1360-XII «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.min-just.gov.kg/act/view/ru-ru/686.

2 Кыргызстан: коррупция и время // Центр Льва Гумилева в Кыргызстане. URL: http://www.gumi-lev-center.su/kyrgyzstan-korrupciya-i-vremya/.

3 На экс-генпрокурора Киргизии завели уголовное дело // РИА Новости. URL: https://ria.ru/ world/20161226/1484669564.html?inj=1.

4 Судью поймали при возврате взятки // Дело №... URL: http://delo.kg/index.php/2011-08-04-18-06-33/10677-sudyu-pojmali-pri-vozvrate-vzyatki.

5 Ночёвкин В. На взятке в $100 тысяч попался главный следователь Кыргызстана... // Дело №. URL: http://delo.kg/index.php/2011-08-04-18-06-33/8457-na-rekordnoj-vzyatke-100-tysyach-dollarov-popalsya-glavnyjsledovatelkyrgyzstana.

Необходимо добавить, что при вступлении в должность, будущие судьи и сотрудники внутренних дел принимают присягу, в которой публично, перед своим Отечеством и своим народом клянутся неукоснительно руководствоваться требованиями Конституции и соблюдать законность. При этом новоиспечённые судьи и сотрудники правоохранительных органов получают от государства массу привилегий. В связи с этим, очевидно, и ответственность их перед Законом и народом должна быть более высокая. Ещё древнегреческий философ Аристотель говорил, что «идти в суд - значит обратиться к справедливости», но о какой справедливости может идти речь при таком недоверии граждан Киргизии к судебной системе в целом?

Коррупция в системе здравоохранения

В Основном Законе КР закреплены положения, в рамках которых каждый гражданин имеет право на охрану своего здоровья. При этом государство создаёт благоприятные условия для медицинского обслуживания граждан, а также принимает меры по развитию здравоохранения в Киргизии. В рамках государственных гарантий предусмотрено как бесплатное медицинское обслуживание, так и медицинское обслуживание на льготных условиях (Ст. 47). Нормативно-правовая база об охране здоровья граждан основывается на Конституции КР. В свою очередь Закон КР от 09.01.2005 № 6 «Об охране здоровья граждан Киргизской Республики»1 определяет правовые, экономические и социальные основы охраны здоровья граждан Киргизской Республики. Основной задачей Закона является реализация неотъемлемого права граждан на защиту и охрану, как своего здоровья, так и здоровья других лиц, гарантируемых Основным Законом КР. Обеспечение Конституционных прав граждан в области охраны здоровья относятся к полномочиям Правительства КР.

С 2013 по 2015 гг. в КР в системе здравоохранения было выявлено 69 случаев взяточничества (в 2013 г. - 23, в 2014 г. - 32, за три месяца 2015 г. - 14 случаев)2. Основные преступления коррупционного характера совершаются по статьям вымогательство (ст. 170 УК КР), присвоение или растрата вверенного имущества (ст. 171 УК КР), незаконное получение вознаграждения служащим (ст. 225 УК КР), подделка, изготовление, сбыт или использование поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 350 УК КР) и мошенничество (ст. 166 УК КР).

По результатам аудиторского расследования в Министерстве здравоохранения КР за 7 месяцев 2017 г. было выявлено финансовых наруше-

1 Закон Кыргызской Республики от 09.01.2005 № 6 «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/ view/ru-ru/1602.

2 ИАЦ «Кабар». Здравоохранение Кыргызстана - проблема государственного масштаба // КАБАР. URL: http://old.kabar.kg/rus/kabar/full/92072.

ний на общую сумму 44 млн. 450 тыс. сомов1. Из основных нарушений можно выделить:

— закупку медицинского оборудования с нарушением требований Закона КР «О государственных закупках» - 19 млн. 776 тыс. сомов;

— необоснованные начисления и выплаты заработной платы -10 млн. 263 тыс. сомов;

— закупку товаров и услуг без проведения тендера - 9 млн. 217 тыс. сомов;

— нецелевое использование денежных средств - 267,7 тыс. сомов;

— необоснованные списания денежных средств и товарно-материальных ценностей - 393,2 тыс. сомов.

Все вышеперечисленные финансовые нарушения и преступления имеют прямое отношение к коррупции, нарушая при этом Конституционные основы, в рамках которых государство должно принимать активные меры по развитию здравоохранения и создавать благоприятные условия для медицинского обслуживания граждан. В связи с этим, необходимо обратить внимание на положения Закона КР от 28.05.2013 № 81 «О статусе медицинского работника»2. Данный Закон регулирует правовые и социально-экономические отношения, связанные с деятельностью медицинских работников, их основные права, обязанности и ответственность при осуществлении их профессиональной деятельности. Так в рамках ст. 6 вышеназванного Закона, здоровье человека является высшей ценностью личного и общественного характера, а медицинские работники обязаны способствовать охране здоровья населения. В обязанности медицинских работников входят осуществление своей профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Киргизской Республики, строгое соблюдение прав и законных интересов пациента, неукоснительное соблюдение своих служебных обязанностей. При этом медицинские работники несут ответственность, в соответствии с Конституцией и иными нормативными правовыми актами, за нарушение врачебной этики и причинённый ущерб здоровью граждан.

Необходимо отметить, что Конституционные права граждан на охрану своего здоровья и на право бесплатного и льготного медицинского обслуживания нарушаются, при коррупционных угрозах со стороны, как сотрудников медицинских учреждений, так и их посредников. Это может выражаться в вымогательстве взятки, в требовании получения вознаграждения, в мошенничестве, в подделке и использовании поддельных медицинских документов, в служебном подлоге и т.д. В тоже время, наблюдаются случаи, при

1 Киргизия. Миллионные хищения в здравоохранении. Где и сколько украли // ЦентрАзия. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1502833380.

2 Закон Кыргызской Республики от 28.05.2013 № 81 «О статусе медицинского работника» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203889?cl=ru-ru.

которых не сотрудники медицинских учреждений вымогают взятки, а граждане провоцируют их на такого рода преступления, с целью, например, получения медицинской помощи без очереди или получения льготных путёвок в санаторий лиц, не относящихся к категории «льготников» и т.д. В этих случаях правоотношения между взяткодателями и сотрудниками медицинских учреждений могут регулироваться статьями № 314 (Дача взятки) и № 327 (Провокация взятки либо коммерческого подкупа) УК КР

Уголовная ответственность должностных лиц за коррупционные

преступления

Живший ещё в I веке до нашей эры выдающийся древнеримский философ и оратор Цицерон сказал: «Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл». Возможно, философ имел в виду то, что при постижении смысла любого закона, человек познаёт аспекты справедливости, морали и чести, при этом при желании нарушить закон человеку придётся идти в разрез со своей совестью, осознавая аморальность своего деяния.

Основным источником уголовного права в Киргизии является Уголовный Кодекс КР1, который основан на Конституции КР и на международных договорах, участницей которых является Киргизская Республика. Следует отметить, что за последние годы в УК КР внесены существенные положительные изменения, касающиеся противодействия коррупции. Это связано, в первую очередь, с международным сотрудничеством в области борьбы с коррупцией с такими значимыми организациями как ООН (подписание Конвенции против коррупции), Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), ОЭСР и Transparency International.

По данным Генеральной прокуратуры КР2 правоохранительными органами в 2016 г было возбуждено 1 002 уголовных дела коррупционной направленности (в 2015 г. аналогичных уголовных дел было возбуждено на 139 больше). При этом в 2016 г от общей массы уголовных дел было возбуждено органами прокуратуры - 812 дел (81%), ГКНБ - 103 дела (10,3%), ГСБЭП - 65 дел (6,49%), и МВД - 22 дела (2,2%).

По предварительной оценке, размер ущерба, причинённого этими преступлениями в 2016 г., составил 939 952 308 сомов (в 2015 г. аналогичный ущерб оценивался в 1 232 390 224 сомов, что на 292 437 916 сомов больше, чем в 2016 г.). При этом возмещено государству в 2016 г. 320 045 870 со-

1 Уголовный кодекс Кыргызской Республики. URL: https://www.prokuror.kg/images/docs/criminal-code.pdf.

2 О работе генеральной прокуратуры Кыргызской Республики за 2016 год по исполнению национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы // Генеральная прокуратура Кыргызской Республики: официальный сайт. URL: https://www. prokuror.kg/the-national-development-strategy-of-the-kyrgyz-republic/2786-o-rabote-generalnoj-proku-ratury-kr-po-ispolneniyu-natsionalnoj-strategii-ustojchivogo-razvitiya-kyrgyzskoj-respubliki-na-period-2013-2017-gody.html.

мов (что составляет 34% от суммы ущерба), в 2015 г. 232 375 785 сомов (что составляет 18,9% от суммы ущерба). Наилучшие показатели, по принимаемым мерам по возмещению причинённого государству ущерба за 2016 г., оказались у органов прокуратуры, за ними идут государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями, органы национальной безопасности и органы внутренних дел.

Необходимо отметить, что низкий уровень возмещения ущерба объясняется несколькими факторами. Во-первых, некоторые уголовные дела, в рамках которых, проходят крупные суммы причинённого ущерба, находятся на стадии расследования. Во-вторых, те уголовные дела, в которых обвиняемыми являются неустановленные лица или лица, находящиеся в розыске, временно приостанавливаются.

Глава 30 УК КР полностью посвящена правовому регулированию должностных преступлений и первой статьёй в этой главе фундаментально закреплена статья 303 «Коррупция» УК КР. Необходимо отметить, что дефиниция коррупции закреплена не только в Законе КР «О противодействии коррупции», но и в Уголовном Кодексе КР, причём данное определение в них абсолютно идентично. Максимальное наказание, которое может получить чиновник-коррупционер по данной статье - это лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с конфискацией имущества, а также лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. При жесткости наказания по данной статье, многие скептики озабочены её применением - они ссылаются на расплывчатость формулировки и дублирующие положения с другими коррупционными преступлениями. На их взгляд, данные правовые коллизии могут создать условия для избирательного подхода к подозреваемым, а также к злоупотреблениям со стороны следствия.

Статья 304 «Злоупотребление должностным положением» УК КР предусматривает наказание как в виде штрафа, так и в виде лишения свободы от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Статья 304-1 «Проведение незаконных проверок должностным лицом государственного контролирующего органа» УК КР предусматривает наказание как в виде штрафа, так и в виде лишения свободы на срок от шести до десяти лет с конфискацией имущества.

Статья 305 «Превышение должностных полномочий» УК КР. По данной статье наказание - штраф, лишение свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой и лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Статья 306 «Заключение контракта, осуществление государственной закупки вопреки интересам Киргизской Республики» УК КР предусматривает наказание как в виде штрафа, так и в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества.

Статья 308 «Незаконное использование бюджетных средств» УК КР предусматривает наказание как в виде штрафа, так и в виде лишения свободы на срок от восьми до десяти лет с конфискацией имущества.

Статья 308-1 «Незаконное обогащение» УК КР. Данная статья применяется в том случае, если активы должностного лица значительно превышают его законные доходы, при этом чиновник не может разумно обосновать это несоответствие. Максимальное наказание, которое может понести по этой статье коррупционер, выражается в лишении свободы на срок от шести до восьми лет с конфискацией имущества. Штраф по данной статье не предусмотрен. Необходимо акцентировать внимание на том, что Киргизия является единственной страной, среди стран, входящих в Европейский Экономический Союз (ЕАЭС), которая имплементировала статью 20 «Конвенции ООН против коррупции».

В УК КР закреплены положения, связанные с преступлениями, которые можно отнести к категории «взятка». Во-первых, эта категория преступлений напрямую относится к коррупции. Во-вторых, преступник в данном аспекте не обязательно должен быть должностным лицом. В-третьих, по преступлениям данной категории могут проходить не только посредники, но и провокаторы. Рассмотрим уголовную ответственность по данной категории преступлений.

Статья 313 «Вымогательство взятки» УК КР - наказание по этой статье может выражаться как в виде штрафа, так и в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества.

Статья 313-1 «Получение взятки» УК КР - наказание может выражаться как в виде штрафа, так и в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать должности в государственных и муниципальных службах.

Статья 313-2 «Посредничество во взяточничестве» УК КР. По данной статье наказание может выражаться как в виде штрафных санкций с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, так и в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества. В том случае, если лицо, являющееся посредником в получении или даче взятки, добровольно сообщило о преступлении органу, в права которого входит возбуждение уголовных дел по данным эпизодам преступлений, то это лицо освобождается от уголовной ответственности.

Статья 314 «Дача взятки» УК КР. Если данное преступление совершено в интересах организованной преступной группы или в особо крупном размере, то наказание предусматривает как штрафные санкции, так и лишение свободы на срок от восьми до десяти лет. При этом лицо давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, в случаях вымогательства взятки со стороны должностного лица, при добровольном сообщении о предстоящей даче взятки.

Необходимо добавить, что в рамках УК КР штрафные санкции, наложенные на лицо, привлечённое к уголовной ответственности выражают-

ся в расчётных показателях и варьируются, в зависимости от тяжести преступления. Так по статьям 305, 306 и 314 УК КР на обвиняемого может быть наложен штраф от двадцати до тридцати тысяч расчётных показателей, что составляет в денежном эквиваленте от 2-х до 3-х млн. сомов1. По статьям 304 и 313-1 УК КР коррупционеру грозит эквивалентный штраф от 3-х до 5-ти млн. сомов. За вымогательство взятки (ст. 313 УК КР) на обвиняемого может быть наложен как штраф от 4-х до 5-ти млн. сомов, так и обязательства в виде выплаты от сорокакратной до пятидесятикратной суммы взятки.

В ноябре 2016 г. Парламентом КР был принят Закон «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях», в котором предусматривалась выплата денежных вознаграждений до одного миллиона сомов, лицам, сообщившим в правоохранительные органы о коррупционном правонарушении. В свою очередь Президент КР Алмазбек Атамбаев данный нормативный правовой акт не подписал2, вернув его в парламент на доработку.

Основными, на мой взгляд, полностью обоснованными, замечаниями со стороны Президента стали, во-первых, установление правовой защиты предусматривалось только для государственных и муниципальных служащих, тогда как все остальные категории граждан не попадали под действие закона и соответственно на них могло быть оказано давление со стороны коррупционеров, во-вторых, в документе не был определён источник финансирования выплат вознаграждений, в-третьих, нормы данного закона могли усилить коррупцию среди госслужащих, по причине внутреннего «стукачества» за вознаграждение. При этом глава государства предложил парламентариям устранить спорные недоработки и выработать согласованный вариант закона.

Выводы

Киргизия за последние 12 лет пережила две революции, причём одной из основных причин, с уверенностью, можно считать коррупцию. Однако до сих пор в Киргизской Республике не наблюдается выраженной переломной тенденции в отношении изменения коррупционного климата в положительную сторону. Об этом свидетельствуют и статистические данные внутригосударственных опросов, и оценки международных организаций, изучающих антикоррупционную политику разных стран, и статистические данные, представленные силовыми структурами и официальными государственными организациями Киргизии. И если в 2005 г., во времена первой революции, Киргизия находилась на 130 месте по Индексу Восприятия Кор-

1 Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 15.06.2006 № 1115-III «Об утверждении размера расчетного показателя» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/51948.

2 Глава Киргизии не подписал закон о защите граждан, сообщивших о коррупции // РИА Новости. URL: https://ria.ru/world/20170102/1485086928.html.

рупции, то в 2016 г. она находится на 136 месте. При этом необходимо отметить, что в 2010 г., во времена второй революции, её положение в рейтинге было максимально отрицательным (164 место).

Из государственных учреждений наиболее подверженных коррупции выделяются суды, правоохранительные органы, системы здравоохранения и высшего образования.

Основным законом, имеющим ключевое значение в правовом регулировании противодействия коррупции в Киргизии, является безусловно Конституция. Этот факт подтверждается закреплёнными положениями, как в самом Основном Законе КР, так и в нормативных правовых актах международного и внутриреспубликанского значения.

С приходом к власти А.Ш. Атамбаева нормативная правовая база, регулирующая борьбу с коррупцией, усилилась рядом подзаконных актов, включающих в себя Национальные стратегии и планы, а также нормативными правовыми актами республиканского и международного значения. Произошло ужесточение уголовной ответственности должностных лиц за коррупционные преступления. Создание Антикоррупционной службы (АКС ГКНБ) безусловно, принесло свои положительные плоды, выражающиеся как в привлечении к уголовной ответственности высокопоставленных чиновников-коррупционеров, так и в возврате в государственный бюджет похищенных средств. При этом, необходимо отметить тот факт, что официального веб-портала у данной организации нет, а веб-портал ГКНБ Киргизии, на котором представлена лишь одна страница, посвященная истории образования АКС, работает с большими перебоями. На мой взгляд, если в государстве создается Антикоррупционное ведомство, то наличие у него официального интернет ресурса просто необходимо, по той причине, что работа такого ведомства должна быть максимально прозрачной, доступной и открытой. В данном случае можно привести пример работы «Национального бюро по противодействию коррупции» в Казахстане, где вся работа ведомства отражена на официальном интернет-портале, при этом любой гражданин может ознакомиться с их работой и оценить их деятельность.

К положительным моментам борьбы с коррупцией в Киргизии можно отнести попытку реформирования всего государственного аппарата, включающего в себя судебную и правоохранительную системы. Так в отчёте Антикоррупционной сети ОЭСР по Стамбульскому плану за 2017 г. отмечается, что Киргизия из 25 пунктов рекомендаций, касающихся реформирования государственного аппарата, успешно реализовала 20. Для сравнения в 2016 г. из 25 аналогичных рекомендаций, было реализовано только 14. При этом, к актуальным проблемам относятся слабая реализация реформирования судебной и правоохранительной систем, отсутствие института защиты свидетелей по коррупционным преступлениям.

В свою очередь глава Центра ОБСЕ в Бишкеке С. Капинос считает, что: «Коррупция - обратная сторона эффективности системы государствен-

ного управления»1. С данным тезисом нельзя не согласиться, учитывая тот факт, что революционные настроения в Киргизии начинались с претензий именно в адрес исполнительной власти. Он также уверен в том, что аппарат исполнительной власти необходимо реформировать, а «залогом успешного осуществления реформы органов внутренних дел является не только наличие политической воли, но и системы жёсткого контроля»2.

Еще в XVIII веке немецкий философ и родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант сказал: «Любые реформы должны начинаться с реформы в головах». И если задуматься над этим изречением, то становится предельно очевидным, что если исполнительная власть, парламентарии любого государства, принимая законы и проектируя реформы, не будут задумываться о том, как на своём примере их исполнять, то данное государство обязательно столкнётся с проявлениями правового нигилизма в будущем.

Библиографический список

1. Абдрисаев Э., Алымбеков М. Мнение о борьбе с коррупцией в Кыргызстане: Интервью с послом, главой Центра ОБСЕ в Бишкеке С. Капино-сом // КАБАР. URL: http://old.kabar.kg/interview/full/101635.

2. Абдуваитова А. Борьба с коррупцией: нарушитель тот, кто пойман с поличным // Вечерний Бишкек. URL: http://www.vb.kg/doc/330629_borba_s_ korrypciey:_naryshitel_tot_kto_poyman_s_polichnym.html.

3. Антикоррупционные реформы в Кыргызстане: отчёт ОЭСР Париж, 2015. URL: http://www.oecd.org/daf/anti-bпbery/Kyrgyzstan-Round-3-Monitoring-Report-RUS.pdf.

4. «Барометр мировой коррупции - 2013». URL: http://www.transparency.kg/ files/pdf/pres_con_2013.pdf.

5. «Барометр мировой коррупции - 2016»: Здравоохранение, экономика и коррупция - 3 главные проблемы: пресс-релиз. URL: chrome-extension://gbkeegbaiigmenfmjfclcdgdpimamgkj/views/app.html.

6. Выступление Алмазбека Атамбаева на церемонии официального вступления в должность Президента Кыргызской Республики // Президент Кыргызской Республики: официальный сайт. URL: http://www.president. kg/ru/novosti/229_vyistuplenie_almazbeka_atambaeva_na_tseremonii_ ofitsialnogo_vstupleniya_v_doljnost_prezidenta_kyirgyizskoy_respubliki/.

7. Глава Киргизии не подписал закон о защите граждан, сообщивших о коррупции // РИА Новости. URL: https://ria.ru/world/20170102/1485086928.html.

8. Государственная стратегия антикоррупционной политики Кыргызской Республики [утв. Указом Президента Кыргызской Республики

1 Абдрисаев Э., Алымбеков М. Мнение о борьбе с коррупцией в Кыргызстане: интервью с послом, главой Центра ОБСЕ в Бишкеке С. Капиносом // КАБАР. URL: http://old.kabar.kg/interview/ full/101635.

2 Там же.

от 02.02.2012 № 26] // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://minjust.gov.kg/ru/content/721.

9. Закон Кыргызской Республики от 03.04.2015 № 72 «О государственных закупках» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http:// cbd.minjust.gov. kg/act/view/ru-ru/111125.

10. Закон Кыргызской Республики от 06.08.2005 № 128 «О ратификации Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции, подписанной 10.12.2003 в г Мерила (Мексика)» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1726?cl=ru-ru.

11. Закон Кыргызской Республики от 07.08.2004 № 108 «О декларировании доходов, расходов, обязательств и имущества лиц, замещающих политические, специальные государственные и муниципальные политические должности» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1507.

12. Закон Кыргызской Республики от 08.08.2012 № 153 «О противодействии коррупции». URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=53536.

13. Закон Кыргызской Республики от 09.01.2005 № 6 «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1602.

14. Закон Кыргызской Республики от 11.01.1994 № 1360-XII «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/686.

15. Закон Кыргызской Республики от 18.07.2003 № 153 «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах». URL: http://jogorku.sot. kg/sites/default/files/photos/zakon_kyrgyzskoy_respubliki_o_verhovnom_ sude_kyrgyzskoy_respubliki_i_mestnyh_sudah.pdf.

16. Закон Кыргызской Республики от 28.05.2013 № 81 «О статусе медицинского работника» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov. kg/act/view/ru-ru/203889?cl=ru-ru.

17. Закон Кыргызской Республики от 30.05.2016 № 75 «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111354?cl=ru-ru.

18. ИАЦ «Кабар». Здравоохранение Кыргызстана - проблема государственного масштаба // КАБАР URL: http://old.kabar.kg/rus/kabar/full/92072.

19. История становления и развития конституционного контроля в Кыргызстане // Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики. URL: http://constpalata.kg/ru/about/istoriya/.

20. Киргизия. Миллионные хищения в здравоохранении. Где и сколько украли // ЦентрАзия. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1502833380.

21. Князев А.А. Государственный переворот 25 марта 2005 г в Киргизии. Бишкек: Общественный Фонд Александра Князева, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Конституционный Закон Кыргызской Республики от 09.07.2008 № 141 «О статусе судей Кыргызской Республики» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202352?cl=ru-ru.

23. Конституционный Закон Кыргызской Республики от 13.06.2011 № 37 «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd. minjust.gov. kg/act/view/ru-ru/203281?cl=ru-ru.

24. Конституция Кыргызской Республики. URL: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=31497.

25. Кыргызстан: коррупция и время // Центр Льва Гумилева в Кыргызстане. URL: http://www.gumilev-center.su/kyrgyzstan-korrupciya-i-vremya/.

26. На экс-генпрокурора Киргизии завели уголовное дело // РИА Новости. URL: https://ria.ru/world/20161226/1484669564.html?inj=1.

27. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы // Президент Кыргызской Республики: официальный сайт. URL: http://www.president.kg/ru/news/ukazy/1466_tekst_ natsionalnoy_strategii_ustoychivogo_razvitiya_kyirgyizskoy_respubliki_na_ period_2013-2017_godyi/.

28. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 гг. // Президент Кыргызской Республики: официальный сайт. URL: http://www.president.kg/ru/news/ukazy/1466_tekst_ natsionalnoy_strategii_ustoychivogo_razvitiya_kyirgyizskoy_respubliki_na_ period_2013-2017_godyi/.

29. Ночёвкин В. На взятке в $100 тысяч попался главный следователь Кыргызстана... // Дело №... URL: http://delo.kg/index.php/2011-08-04-18-06-33/8457-na-rekordnoj-vzyatke-100-tysyach-dollarov-popalsya-glavnyjsledovatelkyrgyzstana.

30. О работе генеральной прокуратуры Кыргызской Республики за 2016 год по исполнению национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы // Генеральная прокуратура Кыргызской Республики: официальный сайт. URL: https://www.prokuror. kg/the-national-development-strategy-of-the-kyrgyz-republic/2786-o-rabote-generalnoj-prokuratury-kr-po-ispolneniyu-natsionalnoj-strategii-ustojchivo-go-razvitiya-kyrgyzskoj-respubliki-na-period-2013-2017-gody.html.

31. Общество и коррупция в Кыргызской Республике. Бишкек, 2014. URL: http://www.osce.org/ru/bishkek/140511?download=true.

32. Общество и коррупция в Кыргызской Республике: доклад для ОБСЕ. Бишкек, 2015. URL: http://www.indem.ru/Proj/DoObKorKIrKra.pdf.

33. Отчёт о деятельности Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики за 2014 год // Государственная Служба Финансовой Разведки при Правительстве Кыргызской Республики. URL: https://fiu.gov.kg/news/29.

34. Отчёт о деятельности Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики за 2016 год // Государственная Служба Финансовой Разведки при Правительстве Кыргызской Республики. URL: https://fiu.gov.kg/news/513.

35. Отчёты «Трансперенси интернешнл», в рамках докладов ИВК за 20002016 гг.

36. Подписан Указ «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» // Президент Кыргызской Республики: официальный сайт. URL: http://www.president.kg/ru/news/ukazy/3044_ podpisan_ukaz_o_merah_po_ustraneniyu_prichin_politicheskoy_i_ sistemnoy_korruptsii_v_organah_vlasti/.

37. Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 15.06.2006 № 1115-III «Об утверждении размера расчетного показателя» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov. kg/act/view/ru-ru/51948.

38. Постановление Правительства КР от 15.03.2012 № 176 «Об образовании Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (финансовая полиция)» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd. minjust.gov. kg/act/view/ru-ru/92960?cl=ru-ru.

39. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 14.05.2004 № 361 «О мерах по обеспечению повышения прозрачности деятельности добывающих отраслей» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ky-kg/55393/10?cl=ky-kg.

40. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 30.03.2015 № 170 «Об утверждении Плана мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики на 2015-2017 годы» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd. minjust.gov. kg/act/view/ru-ru/97423?cl=ru-ru.

41. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 30.04.2013 № 218 «Об одобрении проекта Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/53066?cl=ru-ru.

42. Справка по результатам оперативно-следственной деятельности ГСБЭП при ПКР за 2016 год // Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики: Финансовая полиция. URL: http://finpol.gov.kg/ru/activities.

43. Судью поймали при возврате взятки // Дело №... URL: http://delo.kg/ index.php/2011-08-04-18-06-33/10677-sudyu-pojmali-pri-vozvrate-vzyatki.

44. Уголовный кодекс Кыргызской Республики. URL: https://www.prokuror.kg/ images/docs/criminal-code.pdf.

«ИКв «К

45. Угрозы безопасности Кыргызстана: коррупция: обзор // CA-portal: цен-тральноазиатский портал. URL: http://www.ca-portal.ru/article:23712.

46. Указ Президента Кыргызской Республики «О Государственной стратегии антикоррупционнной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции» от 02.02.2012 // Президент Кыргызской Республики: официальный сайт. URL: http://www.president. kg/ru/news/ukazy/85_ukaz_prezidenta_kr_o_gosudarstvennoy_strategii_ antikorruptsionnnoy_politiki_kyirgyizskoy_respubliki_i_merah_po_ protivodeystviyu_korruptsii/.

47. Указ Президента Кыргызской Республики от 14.12.2011 УП №27 «Об образовании Антикоррупционной службы в Государственном комитете национальной безопасности Кыргызской Республики» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/61205?cl=ru-ru.

48. Чернявский С. Киргизская революция 2010 года: причины и перспективы постреволюционного развития Киргизии // Центральная Азия и Кавказ. 2010. Т. 13. Вып. 2. С. 44-53. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/kirgizskaya-revolyutsiya-2010-goda-prichiny-i-perspektivy-postrevolyutsionnogo-razvitiya-kirgizii.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.