УДК 342.76
В. Г. Романовский
ассистент кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА1
Аннотация. В статье анализируются признаки уголовных составов преступлений террористической направленности, закрепленных в Уголовном кодексе Республики Армения: «Терроризм» (ст. 217), «Террористическая акция против представителя иностранного государства или международной организации» (ст. 388), «Международный терроризм» (ст. 389). Проведена сравнительная характеристика с аналогичными составами, предусмотренными в Уголовном кодексе Российской Федерации. Указывается, что подобная краткость уголовного законодательства Республики Армения не позволяет охватить многие аспекты террористической деятельности, которые криминализированы в российском уголовном законодательстве. Обращено также внимание, что понятие международного терроризма (хотя и появилось раньше аналогичной нормы в российском законе) охватывает широкий спектр действий и не ограничивается криминализацией преступных посягательств только на собственных граждан. Подобное толкование характерно для стран Западной Европы и может быть учтено в российском законодательстве.
Ключевые слова: терроризм, преступление, уголовная ответственность, Республика Армения, международный терроризм.
V. G. Romanovsky
Assistant
department of Criminal Law Penza State University, Penza, the Russian Federation
CRIMINAL LIABILITY FOR CRIMES OF A TERRORIST NATURE IN THE REPUBLIC OF ARMENIA AND THE RUSSIAN FEDERATION: COMPARATIVE DESCRIPTION
Abstract. The article analyzes the signs of criminal offenses of a terrorist nature enshrined in the Criminal Code of the Republic of Armenia: «Terrorism» (art. 217), «Terrorist Action against a Representative of a Foreign State or International Organization» (art. 388), «International Terrorism» (art. 389). A comparative description was carried out with similar compositions provided for in the Criminal Code of the Russian Federation. It is stated that such brevity of the criminal legislation of the Republic of Armenia does not allow covering many aspects of terrorist activities that are criminalized in the Russian criminal legislation. It was also noted that the concept of international terrorism (although it appeared before a similar rule in Russian law) covers a wide range of actions, and is not limited to criminalizing criminal attacks only on its own citizens. Such an interpretation is typical for the countries of Western Europe and can be taken into account in Russian legislation.
Key words: terrorism, crime, criminal liability, Republic of Armenia, international terrorism.
Республика Армения является ближайшим соседом Российской Федерации и стратегическим партнером в рамках многих межгосударственных соглашений (членство в ОДКБ, ЕАЭС, СНГ). Армения имеет давнюю историю противостояния
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-03-00071-ОГОН.
терроризму, точно так же можно говорить и об участии сепаратистов с национальным уклоном в организации (и участии) ряда террористических организаций. Длительное время противостояние с Турцией обусловило в конце XIX в. появление Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн», открыто признававшей террористические методы в своей национально-освободительной борьбе. Дашнаки участвовали в организации терактов не только против чиновников Турции, но и Российской Империи. Отличились они и во второй половине ХХ в. Особо следует выделить теракт 15 июля 1983 г. в аэропорту Орли (Франция), когда погибли 8 человек и более 50 получили ранения. В это время получает расцвет Армянская секретная армия за освобождение Армении (АСАЛА). Доклад о деятельности АСАЛА (после снятия грифа «секретно») опубликован ЦРУ на своем официальном сайте [14]. Именно теракт в Орли привел во Франции к принятию специального закона № 86-1020 «О борьбе с терроризмом» 9 сентября 1986 г. Ж.Л. Надаль подчеркнул, что именно данный документ впервые позволил французским спецслужбам вести активную разведывательную деятельность, а не ждать совершенного теракта [8]. В то же время Французский закон 1986 г., не меняя общей концепции правовой системы, внес изменения в уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, иные специальные законодательные источники [10].
В настоящее время Армения не является политически спокойной территорией [11]. На это указывают последние события, связанные с выбором главы государства, последующим назначением Председателя Правительства и выборами в парламент республики. Чуть ранее, в июле 2016 г., боевиками был захвачен полицейский участок в Ереване, повлекший за собой политический кризис и массовые акции протеста [9]. Определенный отпечаток накладывает еще факт приема Республикой Армения более 20 тыс. беженцев из Сирии (является третьей страной в мире по числу принятых беженцев) [1]. Это обуславливает появление специальных механизмов противодействия незаконной миграции [4], что отразилось на увеличении в 2016 г. числа экстрадиционных проверок [7].
Криминальная обстановка осложняется еще и фактом длительного противостояния Армении и Азербайджана вокруг зоны Карабахского конфликта. Азербайджан постоянно обвиняет своих соседей в организации терактов на его территории, спонсировании экстремистских националистических организаций. Политические лидеры неоднократно подчеркивали, что ряд организаций (например, «Дашнакцутюн») открыто заявляет об организации террора и геноцида в отношении азербайджанцев. Аналогичные обвинения высказываются в Армении, но уже в адрес Азербайджана. Армен Петросян высказался следующим образом: «Действия нашего соседа Азербайджана носят террористический характер. Нужно быть на чеку, чтобы быть готовыми противостоять террористическим действиям Азербайджана, направленным и против Армении, и против Республики Арцах» [6].
Уголовно-правовые меры противодействия терроризму в Республике Армения строятся на Уголовном кодексе [13]. С учетом геополитического положения выделение особенностей ответственности за преступления террористического характера в сравнении с аналогичными составами, включенными в УК РФ, вызывает определенный научный интерес.
Уголовный кодекс Республики Армения содержит общий состав - «Терроризм» (ст. 217), под которым понимается «совершение или угроза совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если они совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решения государственным органом или должностным лицом или на выполнение иного незаконного требования виновного». Предусматриваются также квалифицирующие признаки и примечание, согласно которому лицо может быть освобождено от уголовной ответственности за данное преступление.
В Российской Федерации понятие терроризма представлено в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». В УК РФ предусматривается ответственность за террористический акт (ст. 205). Терроризм рассматривается как более широкое понятие - сквозь призму идеологии и практики воздействия. Соотношение двух составов указывает, что объективные стороны практически тождественны, различия только в наименовании. Следует указать, что российский подход более выверен. Трактовка террористического акта через перечисление определенных действий позволяет отделить его от смежных составов. Если же аналогичные действия обозначать более широким явлением как терроризм, тогда отсекаются некоторые деяния, которые формально не подпадают под понятие состава, но укладываются в общую линию противоправной деятельности. Российский подход к тому же позволяет совершенствовать иные меры противодействия терроризму, как глобальной угрозе и имеющей свои различные проявления. Для справедливости отметим, что в ряде стран присутствует широкое понятия состава преступления - «терроризм», под которое подводятся практически любые действия, имеющие террористическую цель. В некоторых странах есть норма общего характера, указывающая на цель, при наличии которой любое преступление, предусмотренное Особенной частью уголовного закона, становится террористическим. Таким примером выступает Уголовный кодекс Италии, в котором содержится указание на применение повышающего коэффициента к предусмотренным наказаниям, если преступление имеет террористическую направленность. Данная статья находится в Особенной части Уголовного кодекса (ст. 280).
Уголовный кодекс Республики Армения содержит еще два состава, имеющие международную направленность: ст. 388 - «Террористическая акция против представителя иностранного государства или международной организации», ст. 389 - «Международный терроризм». Обращает внимание, что ст. 217 находится в гл. 23 - «Преступления против общественной безопасности», а представленные статьи (388 и 389) - в гл. 33 «Преступления против мира и безопасности человечества». Подобный подход нельзя признать удачным, поскольку тем самым меняется приоритет объекта при характеристике каждого состава преступления. Однако обратимся к содержательной стороне указанных составов.
В первом случае под террористической акцией понимается применение насилия, похищение, лишение свободы (ч. 1) или убийство (ч. 2) представителя иностранного государства или международной организации, но при наличии цели - провокация войны или осложнение международных отношений. Под международным терроризмом понимается организация или осуществление на территории иностранного государства взрыва или поджога либо иных действий, направленных на уничтожение людей или причинение им телесных повреждений, уничтожение или повреждение зданий, сооружений, дорог и коммуникаций, средств связи или иного имущества, совершенный в целях разжигания международных осложнений или войны либо дестабилизации внутренней обстановки иностранного государства [3].
Российское законодательство пошло по пути детализации некоторых составов преступлений, имеющих террористическую направленность. Так, в течение последних 10 лет появились такие составы преступлений, как содействие террористической деятельности (ст. 205.1), публичное оправдание терроризма (ст. 205.2) включает в себя также призывы и пропаганду терроризма), организация террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4) и др. Отчасти к проявлению международного терроризма относится ст. 205.3 УК РФ - «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», охватывающее «стажировку» в международных лагерях. Точно так же широкой трактовке подлежит участие в террористических организациях, деятельность которых в настоящее время не ограничивается национальными границами, а представляет собой широкую разветвленную сеть.
В то же время и в российском законе в гл. 34 «Преступления против мира и безопасности человечества» благодаря Федеральному закону от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ появился новый состав преступления - «Акт международного терроризма» (ст. 361). Следует указать дополнительно, что наше государство (если делать сравнение со странами Западной Европы) одним из последних криминализировало данное деяние. Особенность данного преступления заключается в том, что теракт совершается вне пределов Российской Федерации. Предусматривается экстерриториальный принцип действия уголовного закона. Однако при этом происходит сужение состава: если подобные действия направлены против граждан России, либо против интересов Российской Федерации. Часть 2 криминализирует финансирование данных деяний. Анализ европейских законов позволяет осуществлять расширительное толкование международного терроризма, распространяющегося не только на действия против граждан собственного государства. Под аналогичный состав преступления в США, Франции, Италии, Бельгии и Великобритании будут подпадать любые действия террористического характера, совершенные за пределами государства [12].
В российской юридической науке также высказана критика объективной стороны акта международного терроризма, не совпадающей с признаками, изложенными в ст. 205 УК РФ [2; 5].
Проведя сравнительно-правовое исследование, можно выделить следующие выводы:
1. Угроза терроризма не снимается с общественной повестки Республики Армения и Российской Федерации. Оба государства, являясь соседями, проводят последовательную политику противодействия терроризму, ощущая при этом влияние последствий сирийского конфликта.
2. Основным нормативным актом уголовно-правового противодействия терроризму является Уголовный кодекс Республики Армения, включающий три состава преступлений террористической направленности. Такая краткость не позволяет охватить многие аспекты террористической деятельности, которые криминализированы в российском уголовном законодательстве. Перечень составов террористического характера в УК Республики Армения ограничивается криминализацией терроризма, террористической акции против представителя иностранного государства или международной организации, международного терроризма.
3. Понятие международного терроризма (хотя и появилось раньше аналогичной нормы в российском законе) охватывает широкий спектр действий и не ограничивается криминализацией преступных посягательств только на граждан Армении. Подобное толкование характерно для стран Западной Европы и может быть учтено в российском законодательстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Армения в борьбе с международным терроризмом / Сайт газеты «ИРАВУНК», 29 марта 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.iravunk.com/ru/ news/4174 (дата обращения: 25.09.2018).
2. Балябин В.Н. О некоторых вопросах квалификации преступления, предусмотренного статьей 207 УК РФ / В.Н. Балябин // Адвокатская практика. — 2017. — № 6. — С. 22-26.
3. Волеводз А.Г. Криминализация международного терроризма в уголовном праве / А.Г. Волеводз // Международное уголовное право и международная юстиция. — 2014. — № 2. — С. 3-6.
4. Егиазарян Н.А. Преступления против порядка управления в уголовном праве Армении и России (сравнительно-правовое исследование): монография / Н.А. Егиазарян, отв. ред. А.И. Чучаев. — М. : КОНТРАКТ, 2013. — 160 с.
5. Криминализация и декриминализация как формы преобразования уголовного законодательства: монография / И.С. Власов, Н.А. Голованова, А.А. Гравина и др.; отв. ред.
B.П. Кашепов. — М. : ИЗиСП, ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2018. — 280 с.
6. Мартиросян Р. Для Армении угрозой терроризма является не ИГИЛ, а Азербайджан/ Сайт газеты «168 часов», 25 августа 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://168.am/2017/08/25/834342.html (дата обращения: 23.10.2018).
7. Морозова О.В. Экстрадиционные проверки транспортных прокуратур и вопросы национальной (общественной) безопасности Российской Федерации / О.В. Морозова, М.И. Скрылев // Транспортное право. — 2018. — № 3. — С. 7-11.
8. Надаль Ж.-Л. Выступление по теме: «Нормы и практика предупреждения кризисных угроз, планы действий» / Портал «Мудрый Юрист» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wiselawyer.ru/poleznoe/ 19705-vystuplenie-teme-normy-praktika-preduprezhdeniya-krizisnykh-ugroz (дата обращения: 23.10.2018).
9. Полиция Армении отбила у захватчиков-оппозиционеров двоих заложников / Сайт ИА «Росбалт», 17 июля 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. rosbalt.ru/world/2016/07/17/1532717.html (дата обращения: 24.10.2018).
10. Романовский Г.Б. Бодрийяр, права человека, противодействие терроризму: французская модель / Г.Б. Романовский / / Гражданин и право. — 2018. — № 6. — С. 31-41.
11. Романовский Г.Б. Право на восстание и «цветные» революции в современном мире / Г.Б. Романовский / / Российский журнал правовых исследований. — 2016. — № 1. —
C. 65-72.
12. Романовский Г.Б. Правовые основы противодействия терроризму в Бельгии / Г.Б. Романовский, Романовская О.В. // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2018 — № 3. — С. 77-81.
13. Уголовный кодекс Республики Армения / Официальный сайт Национального Собрания Республики Армения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. parliament.am/legislation.php?ID= 1349&sel=show&lang=rus (дата обращения: 28.10.2018).
14. Justice Commandos for the Armenian Genocide / Website Central Intelligence Agency [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cia.gov/library/readingroom/ docs/D0C_0005462031.pdf (дата обращения: 28.10.2018).
REFERENCES
1. Armeniia v bor'be s mezhdunarodnym terrorizmom (Armenia in the fight against international terrorism). Available at: https://www.iravunk.com/ru/news/4174 (accessed 25.09.2018).
2. Baliabin V. N. On some issues of qualification of crime stipulated by article 207 of the Criminal Code of the Russian Federation. Advokatskaia praktika = Advocate's Practice, 2017, no. 6, pp. 22-26 (in Russian).
3. Volevodz A. G. Criminalization of international terrorism in criminal law. Mezhdu-narodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaia iustitsiia = International Criminal Law and International Justice, 2014, no. 2, pp. 3-6 (in Russian).
4. Egiazarian N. A., Chuchaev A.I. (ed.) Prestupleniia protiv poriadka upravleniia v ugolovnom prave Armenii i Rossii (sravnitel'no-pravovoe issledovanie): monografiia [Crimes against an order of management in criminal law of Armenia and Russia (a comparative and legal research): monograph]. Moscow, KONTRAKT Publ., 2013, 160 p.
5. Vlasov I. S., Golovanova N.A., Gravina A.A. and others; Kashepov V.P. (ed.) Kriminali-zatsiia i dekriminalizatsiia kak formy preobrazovaniia ugolovnogo za-konodatel'stva: monografiia [Criminalization and decriminalization as forms of transformation of the criminal legislation: monograph]. Moscow, IZiSP, OOO «IuRIDIChESKAIa FIRMA KONTRAKT» Publ., 2018, 280 p.
6. Martirosian R. For Armenia, the threat of terrorism is not ISIS, but Azerbaijan. Sait gazety «168 chasov» = Website of the newspaper «168 hour's», 25 August, 2017 Available at: https://168.am/2017/08/25/834342.html (accessed 23.10.2018).
7. Morozova O. V., Skrylev M.I. Extradition verifications by transport prosecutor's offices and issues of the national (public) security of the Russian Federation. Transportnoe pravo = Transportation Law, 2018, no. 3, pp. 7-11 (in Russian).
8. Nadal' Zh.-L. Vystuplenie po teme: «Normy i praktika preduprezhdeniia krizis-nykh ugroz, plany deistvii» (Performance on a subject: "Norms and practice of prevention of crisis threats, plans of actions"). Available at: https://wiselawyer.ru/poleznoe/19705-vystuplenie-teme-normy-praktika-preduprezhdeniya-krizisnykh-ugroz (accessed 23.10.2018).
9. Politsiia Armenii otbila u zakhvatchikov-oppozitsionerov dvoikh zalozhnikov (The police of Armenia fought off aggressors oppositionists of two hostages). Available at: http://www.rosbalt.ru/world/2016/07/17/1532717.html (accessed 24.10.2018).
10. Romanovsky G. B. Baudrillard human rights, counteraction to terrorism: French model. Grazhdanin ipravo = Citizen and Law, 2018, no. 6, pp. 31-41(in Russian).
11. Romanovsky G.B. Right to revolt and «colored» revolutions in the modern world. Rossiiskii zhurnal pravovykh issledovanii = Russian journal of legal studies, 2016, no. 1. pp. 65-72 (in Russian).
12. Romanovsky G. B., Romanovskaya O.V. Legal framework for countering terrorism in Belgium. Vestnik Ural'skogo iuridicheskogo instituta MVD Rossii = Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the of the Interior of the Russian Federation, 2018, no. 3, pp. 77-81 (in Russian).
13. Ugolovnyi kodeks Respubliki Armeniia (Criminal Code of the Republic of Armenia). Available at: http://www.parliament.am/legislation.php?ID=1349&sel=show&lang=rus (accessed 28.10.2018).
14. Justice Commandos for the Armenian Genocide. Available at: https://www.cia.gov/ library/readingroom/docs/DOC_0005462031.pdf (accessed 28.10.2018).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Романовский Владислав Георгиевич — ассистент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
AUTHOR
Romanovsky Vladislav Georgievich — Assistant, department of Criminal Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Романовский В. Г. Уголовная ответственность за преступления террористического характера в Республике Армения и Российской Федерации: сравнительная характеристика / В.Г. Романовский // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Romanovsky V. G. Criminal liability for crimes of a terrorist nature in the Republic of Armenia and the Russian Federation: comparative description. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).