Научная статья на тему 'Современные тенденции развития национальных систем образования (на примере китайской народной республики)'

Современные тенденции развития национальных систем образования (на примере китайской народной республики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
805
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВИДЫ И СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / NATIONAL EDUCATION SYSTEM / TYPES AND STRUCTURE OF ADULT EDUCATION / MAIN FACTORS AND INDICATORS OF EDUCATION MODERNIZATION / MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова С. И.

В статье рассматриваются современные тенденции эффективного развития систем образования на примере успешной модернизации национальной образовательной системы Китайской народной республики. Образование как общественная подсистема находится в определенной зависимости от процессов, происходящих в конкретном обществе. Развитие науки и экономики, изменение модели традиционного производства предъявляют требования к конкурентоспособности кадров. Модернизация системы профессионального образования становится необходимостью. Национальная безопасность и независимость государств неотделимы от уровня их технологического развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике находится в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Изучение состояния образования в различных странах позволяет констатировать, что конкуренция стран в экономической области сводится к борьбе за первенство в области науки и техники, следовательно, к конкуренции в области подготовки высококвалифицированных технических специалистов, компетентных в сфере решения системных практических задач. В статье проанализированы: состояние, история, национальные особенности и современные тенденции реорганизации непрерывной системы образования. Одним из важнейших факторов стремительного развития системы образования Китая за последние несколько лет являются ежегодные увеличения финансовых вложений государства в систему образования. Реформа образования, проводимая в стране с 1985г. дала ощутимые результаты: способствовала обязательному обучению грамотности всех жителей, развитию сферы высшего образования, увеличению количества зарубежных профессоров в вузах и притоку студентов из других стран. Китай вышел на первое место по масштабам развития образования. Ежегодно, начиная с 1999 года, средства, вкладываемые в образование, увеличивались на 1%. в год. Так в 2016 году вложения в образование составляли 3,4% национального ВВП. В стране значительно снизился уровень безграмотности населения. В 2016 он составил 4% от всего населения страны. Наличие значительного человеческого ресурса в Китае с практически полностью грамотным населением является залогом успешного и стремительного развития китайской цивилизации во всех сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers modern tendencies of effective development of education systems on the example of successful modernization of the national educational system of the Chinese People's Republic. Education as a public subsystem is in a certain dependence on the processes taking place in a particular society. The development of science and economy, the change in the model of traditional production, make demands on the competitiveness of personnel. The modernization of vocational education becomes a necessity. National security and independence of states are inseparable from the level of their technological development. The role and importance of each country in the world economy is directly dependent on how much it owns high technology. The study of the state of education in various countries allows us to state that the competition of countries in the economic field boils down to the struggle for primacy in the field of science and technology, and consequently to competition in the field of training highly qualified technical specialists competent in the sphere of solving system practical problems. The article analyzes the state, history, national peculiarities and modern trends in the reorganization of the continuous education system. One of the most important factors in the rapid development of China's education system over the past few years is the annual increase in the state's financial investments in the education system. The reform of education, conducted in the country since 1985 gave tangible results: contributed to the compulsory education of literacy of all residents, the development of higher education, the increase in the number of foreign professors in universities and the influx of students from other countries. China came out on top in terms of the scale of education. Annually, starting from 1999, the funds invested in education increased by 1%. in year. So in 2016, investments in education amounted to 3.4% of the national GDP. The level of illiteracy of the population decreased; in 2016, it was 4% of the total population of the country. The presence of a significant human resource in China with a practically completely literate population is the key to the successful and rapid development of Chinese civilization in all spheres of life.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития национальных систем образования (на примере китайской народной республики)»

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-347-352

УДК 371

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Назарова С. И.

ФГБНУ Институт управления образованием РАО, г. Санкт-Петербурге, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции эффективного развития систем образования на примере успешной модернизации национальной образовательной системы Китайской народной республики. Образование как общественная подсистема находится в определенной зависимости от процессов, происходящих в конкретном обществе. Развитие науки и экономики, изменение модели традиционного производства предъявляют требования к конкурентоспособности кадров. Модернизация системы профессионального образования становится необходимостью. Национальная безопасность и независимость государств неотделимы от уровня их технологического развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике находится в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Изучение состояния образования в различных странах позволяет констатировать, что конкуренция стран в экономической области сводится к борьбе за первенство в области науки и техники, следовательно, к конкуренции в области подготовки высококвалифицированных технических специалистов, компетентных в сфере решения системных практических задач. В статье проанализированы: состояние, история, национальные особенности и современные тенденции реорганизации непрерывной системы образования. Одним из важнейших факторов стремительного развития системы образования Китая за последние несколько лет являются ежегодные увеличения финансовых вложений государства в систему образования. Реформа образования, проводимая в стране с 1985г. дала ощутимые результаты: способствовала обязательному обучению грамотности всех жителей, развитию сферы высшего образования, увеличению количества зарубежных профессоров в вузах и притоку студентов из других стран. Китай вышел на первое место по масштабам развития образования. Ежегодно, начиная с 1999 года, средства, вкладываемые в образование, увеличивались на 1%. в год. Так в 2016 году вложения в образование составляли 3,4% национального ВВП. В стране значительно снизился уровень безграмотности населения. В 2016 он составил 4% от всего населения страны. Наличие значительного человеческого ресурса в Китае с практически полностью грамотным населением является залогом успешного и стремительного развития китайской цивилизации во всех сферах жизнедеятельности. Ключевые слова: национальная система образования, виды и структуры образования взрослых, основные факторы и показатели модернизации образования, современные тенденции развития образования.

Введение. За последние годы наблюдается стремительный рост достижений Китая в сфере образования - страны, в которой численность населения равняется одной пятой всего населения земного шара. В настоящее время Китай добился значительных успехов в образовании: фактически почти ликвидирована неграмотность населения, введено обязательное девятилетнее школьное обучение, высшее элитарное образование превратилось в массовое. Все это - результат государственной политики, ориентирующей систему образования и общество в целом на подготовку кадров высокой квалификации, способных жить и эффективно трудиться в условиях «знаниевой экономики». Взят курс на всестороннее воспитание и развитие молодёжи, на формирование качественного человеческого потенциала.

Модернизация систем образования проходит во всем мире, и в Евросоюзе, и в России, и бывших союзных республиках. До настоящего времени непрерывно идут реформы, а объективно обоснованного проекта развития и совершенствования национальной системы образования нет. Поэтому изучение такого масштабного и успешного опыта развития и реформирования национальной системы образования заслуживает самого тщательного анализа, исследования и обобщения.

За последние полвека в Китае произошли глобальные изменения в образовании. Особенно выросли показатели образованности: по всей стране 98% детей учатся в начальной школе, 90% из них переходят в классы средней школы. Уровень неграмотности населения снизился до 5% (в перспективе 3% к 2020 г.). Введено всеобщее девятилетнее обучение при условии минимальных затрат на его введение и сопровождение.

По разным источникам Китай на указанную масштабную акцию затратил 2% средств всех мировых затрат на системы образования. Напомним, что население Китая в настоящее время составляет 20% от численности населения земного шара. Достоинством указанной акции можно считать также и широкий территориальный охват внедрения всеобщего образования. К 2001 году девятилетним образованием было охвачено 90% всех населенных пунктов страны [3].

Основная часть. Результаты. Если рассматривать историю развития системы образования в Китае, то необходимо отметить, что своими успехами китайская цивилизация в течение своей пяти тысячелетней истории обязана трепетному отношению общества и государства к знанию, обучению и Учителю. Философы, поэты, учителя, научные деятели были всегда уважаемыми людьми в обществе, многие из них занимали высокие государственные посты. Первоначально в Древнем Китае дети получали знания в семье. Их учили уважать старших и следовать нормам поведения, принятым в обществе. Семейное обучение в большей степени было присуще знати или зажиточным семьям. В отдельных семьях малышей с трех лет учили письму, счету. С 6-ти лет дети отправлялись в школу, где их учили владению холодным оружием, верховой езде, музыке и искусству написания иероглифов. Обучение детей было платным и стоимость обучения довольно высокой. Другая ситуация была в сельских школах. Знания, получаемые детьми в сельских школах, были скудными и ограниченными. Много времени ученики сельских школ отдавали изучению, зазубриванию учебных текстов, отдавая этой деятельности все дни и праздники. Кроме того, в школе, в тот период существовала суровая система наказаний, чаще всего битье палками. Отметим, что в древнем Китае обучение проходили только мальчики. Девочки не допускались к учебе, так как им предназначалась судьба жены и матери семейства.

В развитии национальной системы образования Китая большое значение имело учение Кун-цзы «учителя Куна», в латинизированной транскрипции - Конфуция. (55 г.- 479 г. до н.э.). В соответствии с этим учением от Учителя требовалось уважительное отношение к ученику, приветствовалась активная позиция обучающихся, стремление задавать вопросы и получать на них ответы. В период правления Конфуция и после него образование стало системой и неотъемлемой частью государственной политики. Учение Конфуция распространялось не только на образовательную политику, но и на государственное строительство и управление государством. Его идеи и вера в возможность построения в стране идеального общества, основанного на равенстве, мире, человеколюбии и разумном управлении в течение более 2500 лет не только вдохновляли ученых

и правителей на построение идеального государства, но и служили основой практического обучения и подготовки государственных служащих. Система подготовки и назначения на должности осуществлялись следующим образом. После начального курса обучения основам конфуцианства любой юноша 19-20 лет мог участвовать в государственных экзаменах на получение своеобразной лицензии на замещение чиновничьего места. Овладение конфуцианской мудростью открывало путь к чиновничьей карьере. Замещение происходило на трех территориальных уровнях: уездные, провинциальные, столичные. Государственные экзамены проводились один раз в три года и были трехступенчатыми. Последовательная сдача экзаменов на первой и второй ступени означали, что претендент допускается до основного государственного экзамена. Конкуренция среди претендентов и требования к экзамену были весьма жесткими. Обычно количество претендентов доходило до десятка тысяч, а вакантных мест было всего порядка 300. Во время экзамена нужно было написать стихотворение размером не менее 60 слов, написать сочинение в конфуцианском духе о каком -либо событии в древности и трактат на отвлеченную тему с использованием цитат из классических канонов. Сам процесс проведения экзамена был похож на проведение современных экзаменов по ЕГЭ в школах, только более жестким и изощренным.

Претендентов на несколько суток запирали в маленьких комнатах, отбирали все материалы, которые могли быть подсказкой, никуда не выпускали, ничего не передавали, не допускали постороннего общения. После сдачи экзаменационных материалов они ждали своей участи [1,2].

В истории мировых цивилизаций нет даже приблизительного примера столь длительного воздействия идей одного человека и его последователей. Необходимо отметить, что в целом такая система государственных экзаменов с небольшими изменениями просуществовала с 551г. до н.э. до 1905г. н.э., более 2500 лет, а требование написания трактатов и развернутых комментариев к нему в конфуцианском духе было отменено только в 1912 году.

Длительное время система образования в Китае почти не менялась. Происходили изменения только по мере накопления человечеством большого количества новых знаний. Фактически приведенное выше описание подготовки к государственным экзаменам претендентов и назначение их на чиновничьи должности по результатам экзаменов можно считать прообразом древнейшей государственной системы высшего образования в Китае. В пятидесятые годы прошлого века 80% населения Китая было безграмотным. Школьное обучение было недоступно большинству женщин и сельским жителям [1,6].

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 12

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12 —--—

Ускоренное развитие системы образования в Китае началось после 1950 года при активной помощи Советского Союза, отсюда и заимствование опыта советской школы. Во второй половине ХХ в. десятки тысяч студентов Китайской народной республики (КНР) учились в советских вузах, в том числе и педагогических. Китай позаимствовал и структуру советской системы образования: дошкольное, школьное, начальное и среднее профессиональное (техникумы и училища), высшее и послевузовское образование, а также системы специального, и дополнительного образования.

Следует отметить, что заимствование было проведено грамотно. Структура системы образования Китая реформировалась с учетом своего длительного исторического опыта и национальных особенностей китайского народа. И в постперестроечное для России время, руководством Китая было сохранено все лучшее в системе образования, что было создано в период дружбы с Советским Союзом (СССР). После распада СССР Китай перешел без всяких разрушений старой системы образования к ее реформированию. Успехи современной системы образования Китая определяются фактором грамотной перестройки своей системы образования как основного фактора успешного развития страны в будущем.

Успешному реформированию национальной системы образования Китая способствовал также фактор учета национальных особенностей характера и менталитета народа, которые отражены в составе, структуре, содержании и функционировании системы образования. Основные национальные особенности китайской системы образования в следующем.

Исторически сложившееся с древнейших времен уважительное отношение жителей Поднебесной к знаниям, обучению и Учителю. Глубокое уважение миллионов людей к знаниям отражено и в китайских пословицах - образных, выразительных, четко раскрывающих суть понятия: «Знание - сокровище, которое всегда при владельце», «Чем растить сына неучем, лучше растить свинью», «И золото имеет цену, знания же бесценны», «Большие знания - богатство», «Пища утоляет голод, знания излечивают от невежества» [1, с.497].

Особенности национального характера проявляются в труде и обучении: ответственность, трудолюбие, трепетное отношение к знаниям, быстрое и качественное освоение чужого положительного опыта или высших достижений (российского и западного). Эти положительные качества личности особенно ярко проявились в период обучения китайских студентов в бывшем Советском Союзе и в настоящее время, в процессе их обучения в современной России.

Заимствование высоких научных достижений и технологий, наиболее развитых в научном и экономи-

ческом плане стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Южная Корея, Италия, Сингапур и другие. Например, в период с 1993г. по 2009г. в зарубежные вузы 103-х стран мира уехало более 580000 выпускников школ Китая. И вернулось более 180 000 специалистов, готовых совершенствовать экономику страны.

Одним из важнейших факторов стремительного развития системы образования Китая за последние несколько лет являются ежегодные увеличения финансовых вложений государства в систему образования. В докладе ЮНЕСКО «Образование для всех» отмечается, что уже к 2003 году Китай вышел на первое место по масштабам развития образования. Реформа образования, проводимая в стране с 1985г. дала ощутимые результаты. Ряд законодательных актов правительства способствовал обязательному обучению грамотности всех жителей, развитию сферы высшего образования, увеличению количества зарубежных профессоров в вузах и притоку студентов из других стран. Конкретный показатель, указывающий на то, что уровень образования в Китае растет стремительными темпами - это количество специалистов с высшим образованием на 100 тысяч человек. Двадцать лет назад этот показатель был 600 выпускников на каждые 100 тысяч человек. К 2020г. Министерство образования планирует достичь показателя в 13,5 тысяч специалистов [4].

В 1949 году в Китае существовало 205 учебных заведений высшей ступени. Сегодня их порядка двух тысяч с количеством студентов в 20 миллионов человек. Дипломы, полученные в вузах Китая, признаются в 64 странах мира. Все высшие заведения в Китае имеют свою иерархию, установленную в едином рейтинге. Выпускник старшей школы Китая может поступать в одно высшее учебное заведение только того уровня (ранга), которое соответствует полученным им баллам единого экзамена [4,5]. В отличие от российской системы образования, где возможности поступления выпускников школы в вузы по баллам ЕГЭ не ограничены, можно подавать заявления одновременно в несколько вузов. Структура образовательных учреждений высшей школы Китая следующая: колледжи с двухгодичной программой (свидетельство специалиста среднего уровня); колледжи с четырехгодичной программой (диплом бакалавра); вузы подготавливают бакалавров, магистров, докторов наук по 820 специальностям. Обучение ведется на китайском или английском языках. С 1981 г. в Китае введена система степеней - бакалавр, магистр и доктор наук. Срок обучения в вузе на 1-й ступени составляет 3 года, а для полного высшего образования от 4 до 6 лет. В 2005 г. общее число выпускников вузов составило 4,4 млн. чел., тогда как во всех странах Евросоюза, вместе взятых, 2,5 млн. чел. Особенностью вузов Китая является

значительное преобладание естественно-технических и прикладных специальностей. Среди всех специальностей, представленных в системе высшего образования Китая, технические составляют порядка 60% студенческих мест против 14% в США, 18% в Голландии, 22% в Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии. Выпуск специалистов с техническим образованием в год составляет около 650 тыс. человек, в США - 220 тыс., в странах ЕС- 100 тыс. чел. Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей в университеты и технопарки. Значительное внимание уделяется привлечению талантов из США [4,5].

Сегодня ежегодно уезжает за рубеж учиться более 25 тыс. человек. Наибольшим авторитетом пользуются вузы США, Великобритании, Канады, Австралии, Германии, Франции, Японии. Китай занимает первое место в мире по числу обучающихся за рубежом. По ци-тируемости статей и количеству патентов на изобретения Китай занимает третье место, после Америки и Японии. По данным Национального научного фонда (NSF) США из 276 тыс. иностранцев - обладателей докторских степеней, работающих в настоящее время в США, 22% - выходцы из Китая [4]. Среди молодежи КНР существует сильнейшая мотивация и стремление к получению высшего образования в силу вышеуказанного уважительного отношения китайцев к Знанию, Обучению, а также понимание того факта, что человек с высшим образованием получит более высокое статусное положение и материальное обеспечение в обществе. Поэтому ежегодный конкурс в отдельные университеты достигают до 200-300 человек на место. В Китае в вузах действует система единого государственного экзамена, его сдают по всей стране, а зачисляются самые лучшие студенты. Полученный выпускником школы на едином экзамене более высокий балл позволит ему попасть в более престижный ВУЗ, определяемый соответствующей категорией в едином рейтинге высших учебных заведений страны. Содержание программ обучения, как и поддержание сложившихся пропорций между образовательными учреждениями различного уровня, находятся в Китае под строгим государственным контролем. Высшее образование платное для всех, но плата составляет 15-20% от себестоимости обучения. Однако следует отметить, что существуют и исключения из этого правила. Государственная система распределения выделяет бюджетные места представителям национальных меньшинств, малоимущим семьям, а также особо одаренным представителям молодежи. С 2007г. восстановлено бесплатное обучение в педагогических вузах Минобразования Китая при условии, что после окончания выпускники отработают два года в сельских школах или 10 лет в городских [5].

Китайской традиции свойственен высочайший престиж образования. По рейтингу QS (2017г.) 4 китайских вуза вошли в сотню лучших университетов мира: Пекинский университет, Шанхайский университет Джао Тонг, университеты Фундань и Цингау. А по инженерным и информационным технологиям, химии и других) китайские университеты лидируют в мировых рейтингах. Образование как общественная подсистема находится в определенной зависимости от процессов, происходящих в конкретном обществе. Развитие науки и экономики, изменение модели традиционного производства предъявляют требования к конкурентоспособности кадров. Модернизация системы профессионального образования становится необходимостью во всём мире. Национальная безопасность и независимость государств неотделимы от уровня их технологического развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике находится в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Изучение состояния образования в различных странах позволяет констатировать, что конкуренция стран в экономической области сводится к борьбе за первенство в области науки и техники, следовательно, к конкуренции в области подготовки высококвалифицированных технических специалистов, компетентных в сфере решения системных практических задач.

Обобщение основных теоретических положений и выводов проведенного исследования позволило нам сделать следующее заключение:

1) Успешный опыт реформирования системы образования Китая подтверждает истину, что если государство, общество заботятся о будущем процветании страны, то должны вкладывать значительные средства в систему образования, бережно относиться к процессам ее реорганизации и модернизации;

2) Научное сообщество и руководство системой образования внимательно следит и изучает положительные тенденции в мировом развитии науки, техники, философии, достижений в области гуманитарного знания и в соответствии с ними реформирует, корректирует политику в сфере образования;

3) В Китае с древнейших времен сложилось уважительное отношение к Образованию, Знанию, Учителю;

4) В настоящее время в Китае ускоренными темпами модернизируют систему образования, вкладывая в нее значительные средства, в том числе, и в процесс ликвидации безграмотности населения. Ежегодно, начиная с 1999 года, средства, вкладываемые в образование увеличивались на 1% в год. В 2016 году вложения в образование составляли порядка 3,4% национального ВВП. В перспективе на 2020 г. - 4% ВВП. Динамика снижения уровня безграмотности населения в

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 12

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12 —--—

последние годы характеризуется следующими цифрами: 2016 г. - 4% безграмотных от всего населения страны, перспектива на 2020 год - 3%. Необходимо отметить, что для подавляющего большинства малоимущего населения все виды обучения бесплатны;

5) В Китае активно изучают лучшие достижения других стран в сфере образования, науки, культуры. Ежегодно на обучение в зарубежные вузы (более 100 стран) отправляются выпускники школ и становятся абитуриентами.

6) Успешному и ускоренному развитию образования способствуют также общенациональные психологические и личностные особенности характера и мен-тальности китайского народа. Трудолюбие, ответственность, настойчивость, усидчивость, амбициозность в труде и обучении - эти качества отличают китайских студентов. Для них учеба длиться в среднем по десять часов каждый день на протяжении всего обучения. Поэтому лидирующие позиции в науке, культуре и искусстве сегодня все чаще претендуют выходцы из Китайской народной республики. Так происходит потому, что образование в Китае - это великая ценность для государства и для каждого человека;

7) В последние годы Китай особенно заботится о представлении своей страны на международной арене. Большое внимание уделяется широкому глобальному распространению положительного имиджа за рубежом и внутри страны. Одним из существенных направлений является активное развитие системы обучения зарубежных студентов в образовательных учреждениях Китая. Ежегодно в вузах Китая обучаются в среднем 80000 студентов из 170 стран мира.

8) Наличие значительного человеческого ресурса в Китае (одна пятая численности населения мира) наряду с практически полностью грамотным населением (13% населения ежегодно, обучаются в различных образовательных учреждениях) является залогом успешного и стремительного развития китайской цивилизации во всех видах деятельности. Можно предположить, что в ближайшее время Китай осуществит значительный прорыв в экономической, военной, научной, культурной, технической, образовательной сферах деятельности и станет практически самой мощной и передовой страной мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Сидихменов, В.Я. Китай: страницы прошлого/В.Я. Си-дихменов. - Смоленск: Русич, 2010.

[2] Конфуций. Конфуцианство. LAROUSSE. Всемирная иллюстрированная энциклопедия. Пер. с фр. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Астрель». 2004.

[3] Васюхин, О.В., Сюй Ц. Сравнительный анализ образования в Китае и России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Межд. науч. конф. (Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб. Заневская площадь, 2014. - С. 79-81.

[4] Образование в Китае. Высшие, школьные и дошкольные системы образования в Китае. Электр. Ресурс -https://busmessman.ru/obrazovame-v-kitae-vyisshee-shkolnoe-i-doshkolnoe-sistema-obrazovaniya-v-kitae.html

[5] Система образования в Китае: описание, развитие. Электрон. Ресурс - FB.ru: http://fb.ru/article/249932/sistema-obrazovamya-v-kitae-opisanie-razvitie

[6] Энциклопедия нового Китая. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989 .

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION SYSTEMS (ON THE EXAMPLE OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA)

Nazarova S.I.

Institute of Education Management RAO, Saint Petersburg, Russia

Аnnotation. The article considers modern tendencies of effective development of education systems on the example of successful modernization of the national educational system of the Chinese People's Republic. Education as a public subsystem is in a certain dependence on the processes taking place in a particular society. The development of science and economy, the change in the model of traditional production, make demands on the competitiveness of personnel. The modernization of vocational education becomes a necessity. National security and independence of states are inseparable from the level of their technological development. The role and importance of each country in the world economy is directly dependent on how much it owns high technology. The study of the state of education in various countries allows us to state that the competition of countries in the economic field boils down to the struggle for primacy in the field of science and technology, and consequently to competition in the field of training highly qualified technical specialists competent in the sphere of solving system practical problems. The article analyzes the state, history, national peculiarities and modern trends in the reorganization of the continuous education system. One of the most important factors in the rapid development of China's education system over the past few years is the annual increase in the state's financial investments in the education system. The reform of education, conducted in the country since 1985 gave tangible results: contributed to the compulsory education of literacy of all residents, the development of higher education, the increase in the number of foreign professors in universities and the influx of students from other countries. China came out on top in terms of the scale of education. Annually, starting from 1999, the funds invested in education increased by 1%. in year. So in 2016, investments in education amounted to 3.4% of the national GDP. The level of illiteracy of the population decreased; in 2016, it was 4% of the total population of the country. The presence of a significant human

resource in China with a practically completely literate population is the key to the successful and rapid development of Chinese civilization in all spheres of life.

Key words: national education system, types and structure of adult education, main factors and indicators of education modernization, modern trends in the development of education.

REFERENSES

[1] Sidikhmenov, V.YA. Kitay: stranitsy proshlogo/V.YA.Si-dikhmenov. - Smolensk: Rusich, 2010.

[2] Konfutsiy. Konfutsianstvo. LAROUSSE. Vsemirnaya illyustrirovannaya entsiklopediya. Per. s fr. M.: OOO «Iz-datel'stvo AST»: OOO «Astrel'». 2004.

[3] Vasyukhin, O.V., Syuy TS. Sravnitel'nyy analiz obra-zovaniya v Kitaye i Rossii [Tekst] // Problemy i perspektivy ekonomiki i upravleniya: materialy III Mezhd. nauch. konf.

(Sankt-Peterburg, dekabr' 2014 g.). - SPb. Zanevskaya ploshchad', 2014. - p. 79-81.

[4] Obrazovaniye v Kitaye. Vysshiye, shkol'nyye i dosh-kol'nyye sistemy obrazovaniya v Kitaye. Elektr. Resurs -https://businessman.ru/obrazovanie-v-kitae-vyisshee-shkolnoe-i-doshkolnoe-sistema-obrazovaniya-v-kitae.html

[5] Sistema obrazovaniya v Kitaye: opisaniye, razvitiye. Elektron. Resurs - FB.ru: http://fb.ru/article/249932/sistema-obrazovaniya-v-kitae-opisanie-razvitie

[6] Entsiklopediya novogo Kitaya. Per. s angl. - M.: Progress, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.