Научная статья на тему 'Опыт китайских реформ в сфере образования'

Опыт китайских реформ в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КИТАЙ / CHINA / ПРОГРАММА РЕФОРМ / PROGRAM OF REFORMS / ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Хуэй

Мы живем в эпоху стремительного развития экономики. Развивая свою экономику, страны придают большое значение развитию образования. Правительство Китая за 30 с лишним лет проведения реформ предприняло ряд практических мер для развития экономики и образования, для увеличения грамотности населения. Результатами этих усилий стали создание крупнейшей системы просвещения и обеспечение миллиардного населения правом быть образованным. Теперь Китай постепенно переходит от страны с огромным населением к государству с огромным человеческим ресурсом и потенциалом. Цель данной статьи рассмотреть, какие меры были приняты и предпринимаются в сфере образования Китая и каково его современное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We are living in the era of extremely fast development of economy. While developing their economy countries pay serious attention to education development. Chinese Government during more than 30 years of reforms took a number of practical steps to develop economy and education and to improve literacy level of the population. These efforts led to the creation of the biggest system of education and provided the population with an opportunity to be educated. At present China is transforming from a country with huge population into a country with vast human resources and potential. The aim of the article is to show what steps have been taken and what is being done now in education of China and to demonstrate its present situation.

Текст научной работы на тему «Опыт китайских реформ в сфере образования»

Ли Хуэй

ОПЫТ КИТАЙСКИХ РЕФОРМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Мы живем в эпоху стремительного развития экономики. Развивая свою экономику, страны придают большое значение развитию образования. Правительство Китая за 30 с лишним лет проведения реформ предприняло ряд практических мер для развития экономики и образования, для увеличения грамотности населения. Результатами этих усилий стали создание крупнейшей системы просвещения и обеспечение миллиардного населения правом быть образованным. Теперь Китай постепенно переходит от страны с огромным населением к государству с огромным человеческим ресурсом и потенциалом. Цель данной статьи - рассмотреть, какие меры были приняты и предпринимаются в сфере образования Китая и каково его современное состояние.

Ключевые слова и словосочетания: высшее образование, Китай, программа реформ, просвещение.

Сегодняшняя международная архитектоника переживает глубокие и сложные перемены. На этом фоне в Китае всестороннее ведется работа по развитию экономики, политики, культуры, общества и экологии, динамично продвигается процесс индустриализации, информатизации, урбанизации и интернационализации. Актуальной задачей стала оптимизация структуры экономики и модели развития. Международный финансовый кризис позволил нам еще глубже осознать важность и актуальность повышения квалификации населения и подготовки инновационных кадров. Будущее развитие Китая нуждается в талантливых людях и зависит от качества образования.

Еще в 1993 г. в Китае была разработана Программа по реформам и развитию образования, которая стала основополагающим документом для деятельности в этой сфере в период с 90-х гг. прошлого века по начало XXI в. В 2009 г. в Китае была принята Государственная программа реформы и развития сферы образования на средне- и долгосрочную перспективу (2010-2020 гг.), которая направлена на совершенствование современной образовательной системы.

В рамках данной программы был предпринят и предпринимается ряд

мер.

1. Приоритетное развитие образования и обеспечение капиталовложений в эту сферу.

В ходе разработки комплексной стратегии по государственному и региональному развитию образования в полной мере были учтены потребности

1 ШЬ: http://russian.people.com.cn/95199/99702/index.html

16 Вестник РЭУ • 2012 • № 4

разных сфер в кадрах. Был намечен план развития образования с учетом будущих нужд. Вложение в образование в приоритетном порядке обеспечивается государственным бюджетом. При этом разработаны планы по увеличению расходов для просвещения и расширению каналов денежных взносов. Одновременно усиливается контроль над использованием выделенных средств.

В 2010 г. сумма финансовых расходов для образования составляла 3,66% ВВП, увеличившись по сравнению с 2009-м г. на 0,07%. В 2011 г. рост этого показателя по сравнению с 2010-м г. составил 14,6%. В 2012 г. доля бюджетных средств для образования будет занимать 4% ВВП1.

2. Акцентирование внимания на повышении у преподавателей чувства ответственности и долга, воспитание у студентов инновационного духа и способности применять навыжи на практике.

Был определен стандарт по оценке профессиональности учителя в детских садах, в школах и преподавателей в высших учебных заведениях, определены предъявляемые к ним профессиональные и нравственные требования. С 2010 г. по всей стране начали проводить мероприятия по выдвижению преподавателей-передовиков через региональные отборы, путем публичного объявления и интернет-голосования.

В Китае постепенно корректируются учебные планы. Большое внимание уделяется проведению исследовательской и экспериментальной работы. В целях укрепления практических звеньев воспитания Министерством образования и другими ведомствами Китая совместно определены 47 общественных баз практики государственного уровня для китайских школ. В результате укрепления инновационного образования в 2011 г. более 170 тыс. китайских студентов приняли участие в создании бизнеса, и эта цифра по сравнению с 2010-м г. увеличилась на 56%.

3. Предоставление всему населению возможности получить достойное образование.

Были приняты меры по сокращению различий между школами, между вузами, что позволило более рационально управлять учебным процессом и кадрами, содействовало повсеместному использованию высококачественных педагогических ресурсов. Получили развитие обмены преподавателями.

Большое значение придается подготовке специалистов малых национальностей в вузах континентальной части Китая. Например, в 2011 г. в Синь-цзян-Уйгурском и Тибетском автономных районах 65 тыс. студентов от национальных меньшинств поступили в высшие учебные заведения континентальной части Китая.

4. Повышение качества образования и создание совершенной системы его обеспечения.

Постепенно разрабатывается стандарт и механизм по контролю качества образования. Основным стандартом стало содействие всестороннему развитию человека. Проводится работа по определению государственных критериев

1 URL: http://education.imextrade.ru/education/the-educational-system-of-china/history-review/

качества преподавания дисциплин элементарного образования, качества учебного процесса в вузах и училищах. Совершенствуется система оценки профильных вузов, приветствуется развитие самобытности университетов. Подготовка специалистов осуществляется в тесном соответствии с требованиями общества. Вместе с тем совершенствуется механизм подготовки аспирантов. Поощряется создание вузами особой программы образования в соответствии со своей спецификой.

5. Государственная и общественная поддержка частного учебного заведения.

Правительство Китая всемерно поддерживает создание учебных заведений частными и общественными силами. 1 сентября 2003 г. началась практическая реализация первого в Китае Закона о содействии частному образованию. Развитие такого рода образования изменило старую модель просвещения, которая опиралась только на правительство. Благодаря этому были удовлетворены потребности населения в получении образования.

В 2010 г. в Китае количество частных учебных заведений составляло около 120 тыс., т. е. 22% общего количества китайских школ. В этих учебных заведениях учатся 34 млн. студентов, т. е. 13,1% общего количества китайских студентов. Среди вузов 20,9% являются частными1.

Частное учебное заведение открыло себе новый путь в международном учебном сотрудничестве. Например, много студентов из университетов других стран учатся в Китае путем сотрудничества с китайскими частными вузами, что делает китайское образование более диверсифицированным, а также принесло китайским студентам новую возможность совершенствоваться в учебе.

На фоне стремительного развития экономики реформа образования в Китае достигла определенных успехов:

- стремительно повышаются вложения в образование;

- заметно улучшились условия в школах и вузах;

- углубляются образовательные реформы;

- увеличивается уровень преподавания;

- в полной мере осуществляется бесплатное обязательное образование в городе и деревне;

- динамично развивается профессиональное просвещение;

- высшее образование приобрело общенародный характер.

Вместе с тем предстоит решить еще много проблем. Нужно изучать и применять международный опыт и принимать меры для того, чтобы Китай перешел от только огромного к действительно мощному государству в сфере образования и человеческих ресурсов.

1 ИЯЬ: http://education.imextrade.ru/education/the-educational-system-of-china/history-review/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.