Ли Хуэй
ОПЫТ КИТАЙСКИХ РЕФОРМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Мы живем в эпоху стремительного развития экономики. Развивая свою экономику, страны придают большое значение развитию образования. Правительство Китая за 30 с лишним лет проведения реформ предприняло ряд практических мер для развития экономики и образования, для увеличения грамотности населения. Результатами этих усилий стали создание крупнейшей системы просвещения и обеспечение миллиардного населения правом быть образованным. Теперь Китай постепенно переходит от страны с огромным населением к государству с огромным человеческим ресурсом и потенциалом. Цель данной статьи - рассмотреть, какие меры были приняты и предпринимаются в сфере образования Китая и каково его современное состояние.
Ключевые слова и словосочетания: высшее образование, Китай, программа реформ, просвещение.
Сегодняшняя международная архитектоника переживает глубокие и сложные перемены. На этом фоне в Китае всестороннее ведется работа по развитию экономики, политики, культуры, общества и экологии, динамично продвигается процесс индустриализации, информатизации, урбанизации и интернационализации. Актуальной задачей стала оптимизация структуры экономики и модели развития. Международный финансовый кризис позволил нам еще глубже осознать важность и актуальность повышения квалификации населения и подготовки инновационных кадров. Будущее развитие Китая нуждается в талантливых людях и зависит от качества образования.
Еще в 1993 г. в Китае была разработана Программа по реформам и развитию образования, которая стала основополагающим документом для деятельности в этой сфере в период с 90-х гг. прошлого века по начало XXI в. В 2009 г. в Китае была принята Государственная программа реформы и развития сферы образования на средне- и долгосрочную перспективу (2010-2020 гг.), которая направлена на совершенствование современной образовательной системы.
В рамках данной программы был предпринят и предпринимается ряд
мер.
1. Приоритетное развитие образования и обеспечение капиталовложений в эту сферу.
В ходе разработки комплексной стратегии по государственному и региональному развитию образования в полной мере были учтены потребности
1 ШЬ: http://russian.people.com.cn/95199/99702/index.html
16 Вестник РЭУ • 2012 • № 4
разных сфер в кадрах. Был намечен план развития образования с учетом будущих нужд. Вложение в образование в приоритетном порядке обеспечивается государственным бюджетом. При этом разработаны планы по увеличению расходов для просвещения и расширению каналов денежных взносов. Одновременно усиливается контроль над использованием выделенных средств.
В 2010 г. сумма финансовых расходов для образования составляла 3,66% ВВП, увеличившись по сравнению с 2009-м г. на 0,07%. В 2011 г. рост этого показателя по сравнению с 2010-м г. составил 14,6%. В 2012 г. доля бюджетных средств для образования будет занимать 4% ВВП1.
2. Акцентирование внимания на повышении у преподавателей чувства ответственности и долга, воспитание у студентов инновационного духа и способности применять навыжи на практике.
Был определен стандарт по оценке профессиональности учителя в детских садах, в школах и преподавателей в высших учебных заведениях, определены предъявляемые к ним профессиональные и нравственные требования. С 2010 г. по всей стране начали проводить мероприятия по выдвижению преподавателей-передовиков через региональные отборы, путем публичного объявления и интернет-голосования.
В Китае постепенно корректируются учебные планы. Большое внимание уделяется проведению исследовательской и экспериментальной работы. В целях укрепления практических звеньев воспитания Министерством образования и другими ведомствами Китая совместно определены 47 общественных баз практики государственного уровня для китайских школ. В результате укрепления инновационного образования в 2011 г. более 170 тыс. китайских студентов приняли участие в создании бизнеса, и эта цифра по сравнению с 2010-м г. увеличилась на 56%.
3. Предоставление всему населению возможности получить достойное образование.
Были приняты меры по сокращению различий между школами, между вузами, что позволило более рационально управлять учебным процессом и кадрами, содействовало повсеместному использованию высококачественных педагогических ресурсов. Получили развитие обмены преподавателями.
Большое значение придается подготовке специалистов малых национальностей в вузах континентальной части Китая. Например, в 2011 г. в Синь-цзян-Уйгурском и Тибетском автономных районах 65 тыс. студентов от национальных меньшинств поступили в высшие учебные заведения континентальной части Китая.
4. Повышение качества образования и создание совершенной системы его обеспечения.
Постепенно разрабатывается стандарт и механизм по контролю качества образования. Основным стандартом стало содействие всестороннему развитию человека. Проводится работа по определению государственных критериев
1 URL: http://education.imextrade.ru/education/the-educational-system-of-china/history-review/
качества преподавания дисциплин элементарного образования, качества учебного процесса в вузах и училищах. Совершенствуется система оценки профильных вузов, приветствуется развитие самобытности университетов. Подготовка специалистов осуществляется в тесном соответствии с требованиями общества. Вместе с тем совершенствуется механизм подготовки аспирантов. Поощряется создание вузами особой программы образования в соответствии со своей спецификой.
5. Государственная и общественная поддержка частного учебного заведения.
Правительство Китая всемерно поддерживает создание учебных заведений частными и общественными силами. 1 сентября 2003 г. началась практическая реализация первого в Китае Закона о содействии частному образованию. Развитие такого рода образования изменило старую модель просвещения, которая опиралась только на правительство. Благодаря этому были удовлетворены потребности населения в получении образования.
В 2010 г. в Китае количество частных учебных заведений составляло около 120 тыс., т. е. 22% общего количества китайских школ. В этих учебных заведениях учатся 34 млн. студентов, т. е. 13,1% общего количества китайских студентов. Среди вузов 20,9% являются частными1.
Частное учебное заведение открыло себе новый путь в международном учебном сотрудничестве. Например, много студентов из университетов других стран учатся в Китае путем сотрудничества с китайскими частными вузами, что делает китайское образование более диверсифицированным, а также принесло китайским студентам новую возможность совершенствоваться в учебе.
На фоне стремительного развития экономики реформа образования в Китае достигла определенных успехов:
- стремительно повышаются вложения в образование;
- заметно улучшились условия в школах и вузах;
- углубляются образовательные реформы;
- увеличивается уровень преподавания;
- в полной мере осуществляется бесплатное обязательное образование в городе и деревне;
- динамично развивается профессиональное просвещение;
- высшее образование приобрело общенародный характер.
Вместе с тем предстоит решить еще много проблем. Нужно изучать и применять международный опыт и принимать меры для того, чтобы Китай перешел от только огромного к действительно мощному государству в сфере образования и человеческих ресурсов.
1 ИЯЬ: http://education.imextrade.ru/education/the-educational-system-of-china/history-review/