Научная статья на тему 'Роль университетов в процессе коллективного познания при формировании инновационной и конкурентной экономики государства: опыт Китая'

Роль университетов в процессе коллективного познания при формировании инновационной и конкурентной экономики государства: опыт Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕЛЬ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ / НАУЧНЫЕ ПАРКИ / COLLECTIVE COGNITION / EDUCATION / INNOVATIVE ECONOMY / TRIPLE HELIX MODEL / SCIENTIFIC PARKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Е. И.

Статья посвящена анализу международного опыта взаимодействия университетов, предприятий и государственных органов при построении конкурентоспособной экономики страны. Рассмотрена модель тройной спирали и перспективы ее применения в рамках формирования взаимодействия между ведущими сферами экономики и образования Донецкой Народной Республики. Проанализирован опыт Китая, как ведущей страны в области научного технологического развития, в создании научных парков и студенческих городов как среды для инноваций. Обоснована необходимость увеличения финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article analyzes the experience of the international cooperation of universities, enterprises and public authorities in creating the competitive national economy. This paper also examines the triple helix model and the prospects for its application in the form of interaction between the major sectors of the economy and education of the Donetsk People's Republic. Besides it analyzes the experience of China, as a leading country in the field of scientific technological development and as the top-creator of science parks and campuses as an environment for innovation. The present work grounds the necessity to increase funding for research and development.

Текст научной работы на тему «Роль университетов в процессе коллективного познания при формировании инновационной и конкурентной экономики государства: опыт Китая»

Инновационные проблемы структурной перестройки

экономики

УДК 378.6:330.341.1

Е.И. ЛЕОНОВА, аспирант, е-mail: [email protected]

ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики», г. Донецк, ДНР

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЗНАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ И КОНКУРЕНТНОЙ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА: ОПЫТ КИТАЯ

Статья посвящена анализу международного опыта взаимодействия университетов, предприятий и государственных органов при построении конкурентоспособной экономики страны. Рассмотрена модель тройной спирали и перспективы ее применения в рамках формирования взаимодействия между ведущими сферами экономики и образования Донецкой Народной Республики. Проанализирован опыт Китая, как ведущей страны в области научного технологического развития, в создании научных парков и студенческих городов как среды для инноваций. Обоснована необходимость увеличения финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Ключевые слова: коллективное познание, образование, инновационная экономика, модель тройной спирали, научные парки.

Leonova E.I. Role of universities in the process of collective cognition at forming of the innovative and competitive economy of the state: the Chinese experience.

The present article analyzes the experience of the international cooperation of universities, enterprises and public authorities in creating the competitive national economy. This paper also examines the tri-

ple helix model and the prospects for its application in the form of interaction between the major sectors of the economy and education of the Donetsk People's Republic. Besides it analyzes the experience of China, as a leading country in the field of scientific technological development and as the topcreator of science parks and campuses as an environment for innovation. The present work grounds the necessity to increase funding for research and development.

Keywords: collective cognition, education, innovative economy, triple helix model, scientific parks.

Развитие экономики знаний вместе с ростом осознания того факта, что университеты могут быть движущей силой регионального развития, привели к повышению осведомленности о роли университетов как производителей знаний и инноваций. А их тесные связи с промышленностью и бизнесом демонстрируют изменения в традиционном предназначении роли университетов.

В современных условиях значимым фактором повышения уровня конкурентоспособности отечественной экономики становится тесное взаимодействие образовательных учреждений, предпринимательских структур и государства. В результате создания такого альянса, одной

© Е.И. Леонова, 2017

из форм проявления которого является государственно-частное партнерство, решаются не только институциональные, организационные и стратегические задачи, но и реализуются общественно значимые проекты в различных сферах деятельности. Это создает возможности более эффективного решения проблем не только аккумулирования, но и распределения ограниченных ресурсов на микро- и макроуровнях, а также адекватного распределения ответственности и коммерческих рисков между основными участниками рыночных отношений [1, с. 125].

В ведущих отраслях экономики на первый план выходят вопросы освоения новых знаний и технологий. Все чаще в качестве основного двигателя прогресса рассматриваются инновации, особенное внимание концентрируется на нетрадиционных источниках, которые имеют потенциал, чтобы стать основой для построения новых инновационных моделей [2, с. 1]. Этим и определяется особая роль университетов как основных продуцентов качества образовательных услуг и инновационных идей.

Роль университетов в процессе коллективного познания в рамках развития образовательных кластеров изучалась в работах таких ученых, как Юзуо Кай [3], Генри Ицковиц [2, 4], Лавсон и Лоренц, Лоутон Смит и де Бернарди, Стернберг и Тамаси, О.В. Антипова и О.В. Киселева [1], С. Ботот и Д. Сатински [5], Н. Смородинская [6], Е.А. Тюрина и Е.Б. Гаффорова [7], О.В. Столетов [8], М.А. Канева [9] и др.

Однако проблемы освоения новых знаний, образования инновационных моделей развития ученые рассматривают применительно к крупным, развитым странам мира.

В этой связи в качестве цели исследования предлагается проанализировать зарубежный опыт взаимодействия образовательных учреждений, предпринима-

тельских структур и государства, в том числе Китая, с целью возможности применения его для сложившихся условий экономического развития Донецкой Народной Республики.

По мнению финского профессора Юзуо Кая, университеты имеют существенное влияние на экономическое развитие региона. Их влияние может иметь как краткосрочный, так и долгосрочный эффект. Краткосрочный эффект проявляется путем использования работников университетов для развития местных услуг в сфере образования: подготовительные курсы для выпускников школ; публичные лекции; подготовка аналитических записок, научных докладов по техническому и экономическому развитию региона, города. Долгосрочные эффекты университетов на региональном уровне развития следующие:

1. Выпуская специалистов, университет способствует повышению качества местной рабочей силы.

2. Существование университета в регионе выступает в качестве стимула для местных фирм. Это дает им возможность расширить свою деятельность за счет высококвалифицированных специалистов.

3. Высококвалифицированный персонал университета может предоставлять экспертные консультации для местных фирм и агентств по развитию.

4. Присутствие университета усиливает культурную, а также экономическую привлекательность региона для мобильных фирм и высококвалифицированных работников [3, с. 3-4].

Необходимыми условиями стимулирования инноваций является взаимодействие научных кругов, промышленности и государства. Университеты превратились из вторичных в первичные учреждения, влияющие на экономический рост в современном обществе.

Профессор Стэндфордского и Эдинбургского университетов Генри Иц-ковиц разработал модель тройной спирали для понимания динамического взаимодействия между университетами, промышленностью и правительством, которые способствуют развитию предпринимательства, инноваций и экономическому росту. И именно вклад университетов в промышленные инновации имеет решающее значение [4, с. 2].

Современный университет становится одним из ключевых элементов инновационной системы как поставщик человеческого капитала, технологического и управленческого опыта.

Модель инновационного развития по «тройной спирали» включает в себя следующее: в обществе, основанном на научном знании, характерно усиление роли университетов во взаимодействии с промышленностью и правительством; три института (университет, бизнес, власть) стремятся к сотрудничеству, при этом инновационная составляющая происходит из данного взаимодействия, а не по инициативе государства; в дополнение к традиционным функциям каждый их

трех институтов «частично берет на себя роль другого». Институты, способные выполнять нетрадиционные функции, считаются наиважнейшим источником инноваций.

В модели тройной спирали научные круги должны быть тесно связаны с промышленным миром. В частности, университеты должны взаимодействовать с промышленностью с целью максимальной капитализации знаний [4].

Согласно этой модели университеты имеют три варианта коммерциализации знаний:

1. Патентование и лицензирование технологий инновации.

2. Прямое сотрудничество с предприятиями.

3. Получение дополнительной выгоды для всех участников модели инновационного развития.

Для того, чтобы поддерживать роль университетов, правительство должно предложить стимулы и поощрять академические институты выходить за рамки выполнения традиционных функций образования и научных исследований (рис. 1).

Рис. 1. Модель взаимосвязи структурных элементов региональных кластеров

Таким образом, участие университетов в региональных кластерах может не только укрепить, но и бросить вызов традиционным ценностям высшего образования.

Данная модель нашла широкое практическое применение в таких государствах, как Россия, США, Китай, Испания, Мексика и др.

Мы можем наблюдать примеры работы модели тройной спирали в Великобритании, где в течение последних семи лет происходит ориентация на объединение усилий государства, университетов и бизнеса в рамках как общенациональной, так и локальной политики. Так, в 2004 г. была одобрена долгосрочная инвестиционная программа в области науки и инноваций (2004-2014 гг.), целью которой являлось увеличение доли НИОКР в ВВП с 1,9% до 2,6%. В рамках данной программы были определены стратегические технологические направления развития, запущены программы в области R&D, созданы партнерства и сети трансфера знаний, определены схемы льготного налогообложения для компаний, занимающихся R&D, установлены гранты, общая сумма которых к марту 2007 г. составила 3 млрд. фунтов стерлингов на 36000 проектов [5, с. 43].

Для инновационных компаний взаимодействие с научным сообществом, как правило, считается решающим. Инновационные фирмы часто в значительной степени зависят от знаний, полученных в исследовательских институтах. Университеты способствуют промышленным инновациям, не только предлагая новые виды технологических разработок, но и с помощью различных взаимодействий.

Имеющиеся исследования показывают, что регионы с сильными исследовательскими университетами имеют лучшие возможности для привлечения и поддержки инновационных фирм, чем регионы без таких университетов [6].

С начала нового века Китай увеличил инвестиции в области науки и техники, а также предпринимает шаги в направлении создания инновационной системы и экономики знаний. Национальная политика поставила перед собой цель -представить Китай в качестве инновационной страны к 2020 г.

Во-первых, для развития экономики знаний Китаю необходимо дальнейшее повышение качества человеческих ресурсов, т.е. Китай будет переключаться из страны с большим населением в страну с сильными человеческими ресурсами. Будет востребовано дальнейшее развитие университетов, которые будут способствовать повышению качества образования, а также ориентации образования для удовлетворения потребностей в хозяйственном строительстве.

Во-вторых, экономическая трансформация в сторону развития инновационной системы выдвинула университеты в центральное звено экономики страны. В дополнение к обучению и исследованиям университеты принимают более активное участие в жизни общества, особенно в промышленном секторе. Это и есть так называемая третья миссия университетов, цель которой - капитализация знаний.

В Китае находит свое применение модель тройной спирали, которая была введена для понимания инновационных систем и роли университетов в инновационных системах. Тем не менее, следует отметить, что формирование модели тройной спирали является результатом индуктивного теоретизирования, главным образом в контексте западных стран.

Высшие учебные заведения в Китае управляются или на уровне центрального правительства, или провинций - муниципальном уровне. Институты на первом уровне (национальные университеты) обычно проводят исследования, ориентированные для элитного образования и национальных приоритетов. Остальные

учреждения, администрируемые на провинциальном - муниципальном уровне, являются региональными университетами. Региональные высшие учебные заведения в основном созданы для массового высшего образования и служат для реализации региональных интересов [7].

Преимущество китайского высшего образования заключается в том, что все высшие учебные заведения стремятся к улучшению, т.е. становятся все более ориентированными на исследования. Важность науки и техники в целях экономического развития страны была признана китайским правительством. Усиливается взаимосвязь в системе коммерциализации знаний путем укрепления сотрудничества между университетами и промышленностью.

В настоящее время взаимодействие университетов и промышленной сферы экономики осуществляется в трех направлениях: 1) включение университетов в предприятия; 2)создание научно-технических парков университетов; 3) создание университетских городов.

Особое место в системе высшего образования Китая занимает строительство университетов на основе научных парков по подобию Стэнфордского и Кембриджского научных парков. К

2010 г. насчитывалось 86 университетов на основе научных парков национального уровня на всей территории Китая. А в

2011 г. в Китае уже функционировало более 120 технопарков внутри страны. Еще 5 технопарков Министерство науки и техники КНР создало за рубежом: в Сингапуре, Мэриленде (США), Кэм-бридже и Манчестере (Великобритания), Москве. Зарубежные технопарки являются для КНР платформой для выхода китайских предприятий и научно-исследовательских организаций за границу, эффективным способом привлечения в страну зарубежных ученых и специалистов [8, с. 111].

Среди всех созданных технопарков выделяются объекты, созданные совместными усилиями университетов и центральных правительств, и парки, созданные путем коллаборации региональных администраций с университетами. Данные технопарки, как правило, располагаются на территории, прилегающей к университетскому кампусу, и управляются либо юридическим лицом, созданным университетом, либо совместно местным правительством и университетом [9, с. 77].

Опыт Китая показывает, что научные парки обеспечивают надежную среду для инноваций.

ЮНЕСКО в 2016 г. опубликовала результаты исследования «Доклад по науке: на пути к 2030 году», в котором перечислила основные долгосрочные мировые тенденции. Согласно представленным данным почти треть мировых расходов на науку берут на себя США, по пятой части у Китая и ЕС, десятую часть вносит Япония. Остальной мир, в котором живут две трети человечества, оплачивает менее четверти совокупных расходов на исследования.

В 2013 г. на планете работало 7,8 млн. ученых (на 20% больше, чем за пять лет до этого). Наибольшее количество из них работает в Китае: 1,48 млн. от общего числа работающих в 2013 г. Затем идут США и страны Европейского союза [10, с. 623].

При этом число научных статей в мире растет еще быстрее: по сравнению с 2008 г. их стало больше на 23%. В Китае, быстро превращающемся в третью научную сверхдержаву наряду с США и ЕС, количество публикаций за пять лет выросло вдвое, и в 2014 г. Китай возглавил рейтинг стран по научным работам в сфере исследования нанотехнологий (рис. 2), а за десять лет повысил свою долю во всемирном банке научных статей с 5 до 20%.

Украина

Франция 5%

4%

Испания 4%

Иран 5%

Япония 7%

Республика Коре; 8%

Китай 38%

Индия 9%

■ Китай

■ США Индия

Республика Корея

Япония

Иран

Франция

Украина

Испания

США 20%

Рис. 2. Рейтинг стран мира по научным работам в сфере исследования нанотехнологий [10, с. 404]

За последнее десятилетие Китай совершил значительный скачок в области науки, техники и инноваций. Доля ВВП, которую страна тратит на научные исследования и разработки, возрастает с каждым годом. Внутригосударственные затраты на НИОКР в 2013 г. составили 2,08%, при этом данный показатель превышает аналогичный по всем странам Европейского союза. В 2014 г. затраты на НИОКР составили уже 2,09% от ВВП [10, с. 623].

При этом Китай занимает первое место в мире по патентованию: в Государственное ведомство Китая по вопросам интеллектуальной собственности в 2011 г. поступило более полмиллиона заявок на выдачу патента на изобретение. А в 2014 г. Китай, после США, занял второе место по индексу цитирования научных работ [10, с. 623].

Согласно двухлетнему Обзору науки, технологий и индустрии за 2014 г. Китай к 2019 г. превзойдет США в качестве страны лидера в области финанси-

рования НИОКР. При этом к 2020 г. страна превратится в полностью инновационно-ориентированную. Акцент на экспериментальном развитии, сделанный в последние два десятилетия, привел к снижению прикладных исследований, и прежде всего фундаментальных, что привело к тому, что предприятия финансируют более трех четвертей внутренних расходов на НИОКР. С 2004 г. перевес в пользу экспериментальных исследований стал еще более значительным [10, с. 623].

Китайские технические специалисты создавались в условиях массового подъема инженерно-технического высшего образования. В 2013 г. количество аспирантов достигло 1,85 млн., общее же количество магистров 25,5 млн. [10, с. 623].

Таким образом, стратегия Китая, ориентированная на усиление роли взаимодействия университетов и предприятий, увеличение числа научно-технических парков и создание университетских городов позволила государству стать одним из лидеров среди ведущих

держав в области научного технологического развития, сформировав конкурентоспособную экономику.

Спецификой развития научной базы в Донецкой Народной Республике является то, что основной объем научных исследований фундаментального характера приходится не на университеты (вузы), как в большинстве стран мира, а на научно-исследовательские институты. В то же время вузы осуществляют основной объем подготовки кадров, в том числе и высшей квалификации, при достаточно слабой научной базе и скромных масштабах финансирования НИОКР. Создание инфраструктуры для содействия развитию связей между наукой и бизнесом в такой системе представляет собой нетривиальную задачу, поскольку на формировании инфраструктуры вокруг университетов будет сказываться недостаток научного потенциала, а в случае создания ее при научных организациях - нехватка молодых кадров.

Научно-техническая и инновационная политика, поддержка определенных видов НИОКР находятся в ведении целого ряда министерств, координация усилий между которыми развита слабо. Добиться перераспределения приоритетов в этой системе достаточно трудно, так как действует своеобразная инерционная траектория процесса принятия решений «от достигнутого».

Взаимодействие в цепочке «наука -бизнес» пока еще остается недостаточно развитым.

Выводы

Рассматривая перспективы технологического развития Донецкой Народной Республики и беря во внимание рассмотренный опыт применения модели тройной спирали в ведущих странах мира, полученный от этого экономический эффект, можно сказать что данная концепция должна быть применена и в наших условиях для построения инноваци-

онного и конкурентоспособного государства. У нашего государства есть для этого все предпосылки: рост исследовательского потенциала вузов, наличие научно-исследовательских институтов и человеческого капитала. На начало 2017 г. в Донецкой Народной Республике функционировало 18 образовательных организаций высшего профессионального образования [11, с. 253], 19 научно-исследовательских институтов, контингент студентов образовательных организаций высшего профессионального образования составляет 43086 человек, а штатных сотрудников - 10716 [11, с. 251].

Полученные в ВУЗах знания студенты должны направлять на дальнейшее развитие инновационной составляющей экономического развития Республики, социальной инфраструктуры своих городов. Происходит постепенная трансформация университета из преподавательского в исследовательский, наработки которого активно должны применяться во всех отраслях экономики. Чтобы внедрить модель тройной спирали в жизнь в нашей Республике, необходимо:

1. Создать научные рейтинги для общеобразовательных школ, по результатам которых школа будет получать дополнительное финансирование (подобная система была введена в Республике Татарстан).

2. Аккумулировать высшие учебные заведения по профилю отраслей экономики, повысив репутацию и уровень университетов.

3. Обновить профессорско-преподавательский состав. Для преподавания можно привлекать специалистов высшей квалификации из других отраслей, которые являются успешными предпринимателями.

4. Оптимизировать научно-исследовательские институты.

5. Законодательно поощрять развитие НИОКР.

6. Ориентировать Министерство образования и науки на ведущие сферы экономики при формировании государственного заказа на учебные места.

7. Применять практику обязательного участия студентов в научной жизни вуза. Например, в Китае существует практика выдачи оценок студентам «в кредит», чтобы позднее компенсировать их посредством участия в дополнительных мероприятиях.

Список использованной литературы

1. Антипова О.В. Модель оценки научно-образовательного кластера в регионе / О.В. Антипова, О.В. Киселева // Наука Красноярья. - 2016. - № 4 (37). -С. 122-138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Etzkowitz H. The Triple Helix of University-Industry-Government: Implications for Policy and Evaluation [Electronic resource] / H. Etzkowitz (Working Paper 2002.11, 2002). - Available at: http: // www.sister.nu/pdf/wp_11.pdf

3. Cai. Y. The roles of universities in Chinese regional innovation systems — an reexamination of the Triple Helix model / Y. Cai // The Future Dynamics of Regional Development (University of Tampere, Finland, 5th May, 2013 - 8th May, 2013). -23 p.

4. Ицковиц Г. Модель тройной спирали / Г. Ицковиц // Инновации. - 2011. -№ 4 (150). - С. 5-10.

5. Ботот С. Модель тройной спирали в региональном развитии Великобри-

тании, США и России / С. Ботот, Д. Сатински // Инновации. - 2011. - № 4 (150). - С. 43-46.

6. Смородинская Н. Инновационная экономика: от иерархий к сетевому укладу / Н. Смородинская // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2013. - № 2. - С. 87-111.

7. Тюрина Е.А. Инновационное развитие Китая: проблемы и пути решения / Е.А. Тюрина, Е.Б. Гаффорова // Менеджмент и бизнес-администрирование. -2014. - № 3. - С. 140-149.

8. Столетов О.В. Университеты в современных стратегиях инновационного развития субъектов мировой политики / О.В. Столетов // Бизнес. Общество. Власть. - 2011. - № 7. - С. 101-126.

9. Канева М.А. Государственно-частное партнерство в инновационной деятельности вузов Китая / М.А. Кане-ва // Мир экономики и управления. -2014. - № 1 (14). - С. 69-80.

10. UNESCO Science Report: Towards 2030. Research and Development, 2016 [Electronic resource]. - Available at: http: // uis.unesco.org / sites/default/files / documents / unesco-science-report-towards-2030-part2.pdf

11. Отчет Министерства образования и науки за II полугодие 2016 года // Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // mondnr.ru / component / jdownloads/send / 39-otchet / 1954-otchjot-o-rabote-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-za-ii-polugodie-2016-g (дата обращения: 23.04.2017).

Статья поступила в редакцию 24.05.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.