Научная статья на тему 'Высшее образование для инвалидов и проблемы инклюзивного образования в Китае'

Высшее образование для инвалидов и проблемы инклюзивного образования в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1575
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / DISABLED PERSON / SPECIAL EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / BACHELOR DEGREE / MAGISTRACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цзиньлин Ван, Супрун Василий Иванович

Рассматриваются этапы становления системы высшего образования для инвалидов в Китае, история обучения лиц с ограниченными возможностями в разных странах. Определяются два пути обучения инвалидов в КНР: в институте специального образования при университете (инвалиды по зрению и слуху) и в общем потоке со студентами без инвалидности (прежде всего инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата). Особое внимание уделяется инклюзивному образованию и его роли в социализации китайских студентов-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цзиньлин Ван, Супрун Василий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the evolution of the higher education system for people with disabilities in China, the history of education of people with disabilities in different countries. The authors define two ways of teaching people with disabilities in the People's Republic of China: at the institute of special education at the university (for visually impaired and hearing impaired) and with students without disabilities (especially for people with musculoskeletal system disorders). Special attention is paid to inclusive education and its role in the socialization of Chinese students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Высшее образование для инвалидов и проблемы инклюзивного образования в Китае»

известия вгпу

* * *

1. Azamatova G.B. Ufimskoe zemstvo (1874 -1917): social'nyj sostav, byudzhet, deyatel'nost' v ob-lasti narodnogo obrazovaniya. Ufa, 2005.

2. Bozhich A.S. Krizis soslovnoj struktury ros-sijskogo obshchestva na rubezhe XIX-XX vekov // Prepodavanie istorii v shkole. 2014. № 10. S. 16-23.

3. Gosudarstvennyj arhiv Permskogo kraya. F. 42. Op. 1. D. 266.

4. Egorova M.V. Povsednevnaya zhizn' uchash-chihsya i uchitelej Urala v XIX - nachale XX v. M., 2008.

5. Korf N.A. Rukovodstvo dlya zemskih glasnyh i uchitelej zemskih shkol. Spb., 1870.

6. Nacional'nyj arhiv Respubliki Bashkortostan (NA RB). F. I-109. Op. 1. D. 151.

7. NA RB. F. I-111. Op. 1. D. 26.

8. NA RB. F. I-113. Op. 1. D. 690.

9. NA RB. F. I-117. Op. 1. D. 52.

10. NA RB. F. I-125. Op. 1. D. 1.

11. Nachal'nye shkoly Orenburgskogo ucheb-nogo okruga po perepisi 18 yanvarya 1911 g. Ufa, 1915.

12. Obuhov M.I. Na raznye temy. Stat'i po vopro-sam narodnogo obrazovaniya i uchitel'skogo byta. Ufa, 1915. Vyp. I.

13. Samarskie gubernskie vedomosti. 1897. 17 dek.

14. Flit N.V. Shkola v Rossii v konce XIX -nachale XX v. Gosudarstvennye i chastnye gimna-zii, progimnazii, domashnee obuchenie, eksternat. L., 1991.

Specificities of employment of teacher intelligentsia in schools of the Ural region in the early twentieth century

The article analyzes the specificities of teacher employment in primary and secondary schools of the Ural region in the early twentieth century. The author explores a set of requirements for candidates for pedagogical positions, reveals the motivations of young people when choosing a teaching profession and the role of so-called "political loyalty" when applying for a job in the educational sphere.

Key words: teaching, intelligentsia, elementary school, Zemskaya School, gymnasium, Orenburg school district, teacher's seminary.

(Статья поступила в редакцию 27.02.2019)

ван цзиньлин

(Чанчунь, кнр)

в.и. супрун

(волгоград)

высшее образование для инвалидов и проблемы инклюзивного образования в китае

Рассматриваются этапы становления системы высшего образования для инвалидов в Китае, история обучения лиц с ограниченными возможностями в разных странах. Определяются два пути обучения инвалидов в КНР: в институте специального образования при университете (инвалиды по зрению и слуху) и в общем потоке со студентами без инвалидности (прежде всего инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата). Особое внимание уделяется инклюзивному образованию и его роли в социализации китайских студентов-инвалидов.

Ключевые слова: инвалид, специальное образование, инклюзивное образование, бакалавриат, магистратура.

В современном мире постоянно растет число людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Связано это с успехами медицины, которая сохраняет и продлевает жизнь лицам с различными формами инвалидности, с осложнившимися технологическими условиями существования современного человека, приводящими к увечьям и нарушениям здоровья, с изменениями в генетическом материале человечества, в результате чего рождаются дети с различными формами отклонения в развитии и т. п. В России количество инвалидов ежегодно увеличивается на 8-9% [3, с. 5]. В 2012 г. в Томской области количество детей с ограниченными возможностями здоровья составляло 3,3 тыс. чел. (1,7% от общей численности детского населения региона) [9, с. 3]. В Иране отмечается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: в 2002 г. на учете состояло 156 300 чел., в 2008 г. - 290 000 чел. [4, с. 3]. Сходная ситуация наблюдается и в других странах.

В обществе создаются условия для социализации лиц с ограниченными возможностями жизнеобеспечения, для них формируется доступная среда обитания. В последнее время на первый план социальной реабилитации

О Ван Цзиньлин, Супрун В.И., 2019

инвалидов выдвигаются проблемы доступности для них всех форм образования, организации инклюзивного образования в школах и вузах. Во многих странах ведется научная разработка проблем социализации инвалидов и инклюзивного образования детей и взрослых [16-18], защищаются диссертации по педагогическим, психологическим, социологическим наукам об образовании инвалидов и их социализации [8; 10; 14; 19], в США издается журнал Disability Studies Quarterly («Ежеквартальные исследования по инвалидности») [15], в России проводятся конференции по проблемам инклюзии [6]. В Саламанкской декларации, принятой в 1994 г. 92 странами, в том числе и Россией, был изложен подход «Школа для всех». В этом документе приоритетной задачей образовательной политики было объявлено создание включающего (инклюзивного) образования [13]. На Генеральной ассамблее ООН в 2006 г. была принята Конвенция по правам инвалидов, по которой в целях реализации права на образование детей с особыми образовательными потребностями без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и в течение всей жизни (ст. 24.2b) [7].

Ведутся дискуссии об употреблении терминов, обозначающих лиц с ограниченными возможностями здоровья. В США и других англоязычных странах в рамках политкор-ректности постепенно отказываются от терминов person with disabilities, disabled person, handicapped person, disabled individual и переходят на обозначения people with special needs. В России также Минтруд РФ предложил отказаться от термина инвалиды, заменить его на люди (лица) с ограниченными возможностями здоровья, люди со специальными потребностями (перевод с английского). Имеются некоторые удачные замены медицинских терминов на бытовые обозначения с положительной коннотацией: ребенок с синдромом Дауна -солнечный ребенок [5]. Однако в юридическом отношении такие замены невозможны. Так, в России термин инвалид содержится более чем в 18 тыс. федеральных нормативных актов, еще больше региональных документов. Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. (в редакции от 29 июля 2018 г.) определяет понятие «инвалид» и сопутствующие термины: «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вы-

зывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [11].

Высшее образование инвалидов в Китае началось в 80-е годы прошлого века. В Чан-чуньском университете был создан институт специального образования для слепых, глухих и лиц с другими физическими ограничениями жизнедеятельности. Создание этого института имело огромное социальное значение. Это событие полностью перевернуло традиционные тысячелетние представления в Китае о жизни и образовании людей с ограниченными возможностями и разрушило дискриминацию инвалидов и предрассудки о них. Оно ознаменовало также социальный прогресс в Китае, отразило совершенствование обеспечения прав человека в стране и особоправ и интересов инвалидов.

В Китае существуют два основных типа высшего образования инвалидов. Первым типом являются институты специального образования при университетах. Такие институты принимают слепых и глухих студентов, которые сдают отдельные вступительные экзамены. Слепые и плохо видящие студенты по окончании вуза могут заниматься иглоукалыванием и прижиганием, массажем, музыкальными выступлениями, медицинской техникой по реабилитации больных, китайским языком, английским языком, проведением занятий по специальному образованию и др. Глухие и слабослышащие студенты становятся дипломированными специалистами по художественному дизайну, садово-парковому дизайну, рисованию, аниме, рекламному делу, моделированию одежды, технике фото- и киносъемки, компьютерной технике, применению компьютеров в разных сферах, управлению промышленностью и торговлей и др.

Другим типом образования инвалидов является обучение в университетах на общедоступных специальностях, на которые студенты-инвалиды принимаются после сдачи единого государственного вступительного экзамена, чаще всего речь идет об инвалидах с поражениями опорно-двигательного аппарата. по мере совершенствования процедуры сдачи ЕГЭ в Китае количество поступивших студентов-инвалидов в университеты увеличивается из года в год. Эти студенты могут выбрать любую специальность, которая им по

душе. Кроме того, каждый год многие студенты-инвалиды поступают в открытые университеты и учатся заочно.

В современной педагогике данный тип обучения инвалидов получил название инклюзивное образование (англ. inclusive education, фр. l'éducation inclusive, исп. educación inclusiva, порт. a educaçao inclusiva, ит. istru-zione inclusiva, рум. educatia incluziva, укр. íh-клюзивна oceima, белор. тклюзгуна адука-цыя, словац. inkluzívne vzdelávanie, хорв. in-kluzivna edukacija, словен. inkluzivna vzgoja in izobrazevanje, македон. инклузивното образование, нидерл. inclusief onderwijs, венг. inkluzív oktatás). Под инклюзивным образованием понимается «многомерное педагогическое явление, фундаментальной основой которого является признание уникальности, ценности и многообразия всех детей и исключение любых форм их дискриминации, призванное обеспечить продуктивное включение и участие каждого ребенка в системе общего образования, способствующее его дальнейшей полноценной социализации» [12, с. 10]. Эти слова можно отнести также и к высшему образованию студентов-инвалидов.

К концу 2016 г. в Китае существовало 21 высшее учебное заведение (институты при университетах) для специального образования инвалидов, в которых обучалось более 6 тыс. инвалидов по зрению и слуху, в том числе 1 678 первокурсников. В 2016 г. 9 592 студента-инвалида сдали ЕГЭ и поступили в вузы. Всего в этот время около 30 тыс. чел. с нарушениями здоровья училось в разных университетах Китая.

Институт специального образования при Чанчуньском университете создан в 1987 г. На фоне истории специального образования в мире это довольно поздно. Галлодетский университет в Вашингтоне (США) получил статус колледжа в 1864 г. Это было первое в мире частное высшее учебное заведение для глухих [1, с. 3; 19]. В Галлодетском университете обучается около 1 900 глухих студентов-американцев и 200 студентов из различных стран мира. Обучение носит многоступенчатый характер: студенты в зависимости от уровня предыдущей подготовки и желания могут получить специальности на уровне среднего специального и высшего образования. Треть преподавательского состава составляют глухие специалисты. Это единственное в мире специальное учебное заведение высшего гуманитарного образования для глухих [2; 19]. Национальный технический институт для глухих

и слабослышащих Рочестерского университета в США был создан в 1966 г. В нем имеются для глухих и слабослышащих студентов бакалавриат, магистратура и докторантура [2; 19].

В России до 1917 г. существовали училища для глухонемых, крупнейшие из них - санкт-петербургское и московское - были мощными образовательными центрами, развивающими теорию и практику сурдопедагогики. С 1927 г. в СССР стали организовываться группы глухих с переводчиками жестового языка на рабфаках Москвы, Ленинграда и других городов. В 1932 г. было организовано обучение не-слышащих и плохо слышащих в Московском институте химического машиностроения. В 1934 г. первые группы глухих были приняты в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, через год - в Московскую сельскохозяйственную академию, позже - в Московский государственный университет и другие вузы [1]. В настоящее время Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана принимает глухих и слепых для обучения в бакалавриате и магистратуре.

В последние годы китайское правительство обращает большое внимание на образование инвалидов. С 90-х гг. прошлого века опубликованы важные правительственные документы: закон «О защите инвалидов» (декабрь 1990 г.), закон «Об образовании инвалидов» (август 1994 г.), закон «О занятости инвалидов» (февраль 2007 г.). В результате этих законодательных актов открылись большие возможности для получения образования инвалидами. Уровень преподавания в институтах и университетах непрерывно повышается, что способствует развитию специального образования в КНР. Однако в Китае отмечается неравномерность развития системы высшего образования лиц с ограниченными возможностями: вузы, в которых обучаются инвалиды, находятся в основном на востоке и в центре страны, что связано с уровнем экономического развития отдельных регионов. В министерстве образования КНР отсутствует специальный отдел для управления высшим образованием инвалидов.

Высшее образование инвалидов требует больших людских и материальных ресурсов. Как известно, в развитых странах большинство затрат на образование лиц с ограниченными возможностями осуществляет центральное правительство. Затрат на образование инвалидов необходимо в пять раз больше, чем на обычных студентов. В настоящее время в Ки-

тае средства на обучение инвалидов выплачиваются из местного бюджета, обычно столько же, сколько на студентов без инвалидности. Все это сказывается на совершенствовании высшего образования инвалидов.

Пока еще в Китае отсутствуют единые критерии для приема студентов-инвалидов в разные университеты, имеются существенные различия между вузами в содержании вступительных экзаменов. Каждый университет составляет свои вопросы к экзаменам, родители вынуждены узнавать в вузах разные программы экзаменов, чтобы помочь детям подготовиться к ним.

У преподавателей системы специального образования трудная работа. В Китае с 50-х гг. прошлого века был установлен повышенный размер денежного довольствия для этих преподавателей. Нынешняя надбавка к окладу уже не соответствует современным условиям жизни. Она не менялась с 1956 г., к тому же некоторым преподавателям из местных специальных школ до сих пор не платят эту надбавку.

В современных условиях во всем мире получает развитие инклюзивное образование. Ученики-инвалиды принимаются в обычные школы, они учатся с обычными детьми в одном классе. Тем самым лица с ограниченными возможностями могут как можно раньше влиться в обычный социальный коллектив, социализироваться. В средних школах в Китае инклюзивное образование уже получило развитие, а в вузах пока эта работа не очень эффективна.

при этом следует отметить, что пока в Китае для инвалидов имеется фактически только бакалавриат. Во всей стране только один институт открыл магистратуру для лиц с ограниченными возможностями. Предполагается, что постепенно будет создана комплексная система высшего специального образования в Китае.

Обеспечение интересов инвалидов является важным параметром социального прогресса страны. Многие инвалиды изменили свою судьбу благодаря получению образования. В Китае имеется 85 млн инвалидов, а высшее образование для них осуществляется только в последние 30 лет. Пока ресурсов для развития высшего образования инвалидов в стране слишком мало. Абсолютное большинство китайских инвалидов не может получить высшего образования, потребности граждан с ограниченными возможностями в этом не обеспечиваются.

Выходом из сложившейся ситуации может стать инклюзивное образование. Получе-

ние образования для всех желающих инвалидов в специальных институтах при университетах нереально. При этом данный вид обучения не соответствует современным представлениям о развитии образования лиц с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование помогает студентам-инвалидам легче войти в социальный коллектив, быстрее пройти социализацию. Следовательно, этим путем необходимо идти при организации высшего образования инвалидов.

По мере того как развиваются политика, экономика и компьютерная техника в социальной жизни Китая, инклюзивное образование в ближайшем будущем обязательно получит быстрое развитие, и его содержание будет богаче. Значительно расширится набор специальностей для обучения инвалидов. Система ресурсов для инклюзивного образования и система технической поддержки обучающихся инвалидов будут совершенствоваться, что будет способствовать развитию сознания равенства в обществе.

С 80-х гг. прошлого века действуют несколько специальных институтов, созданных Китайской ассоциацией инвалидов и местными управлениями образования. Они внесли вклад в развитие высшего образования инвалидов, однако по мере углубления и распространения инклюзивного образования задача этих институтов начинает изменяться. Большинство студентов-инвалидов будет вливаться в общие группы студентов университетов. Тем самым задачи институтов специального образования серьезно изменяются: они будут обеспечивать учебно-воспитательную поддержку, станут службой жизнеобеспечения, службой консультации, профессиональной ориентации, психологической помощи и т. д.

Послевузовское образование является важной частью системы высшего образования инвалидов. За 30 лет ее развития расширяется число дисциплин, по которым обучаются инвалиды, углубляется содержание предметов и специальностей. некоторые из специальностей уже достигли уровня, когда можно объявлять прием инвалидов в магистратуру. Тысячи студентов-инвалидов поступают в университеты каждый год. Многие из них хотели бы продолжить учебу. Следует учитывать это их желание, удовлетворять их образовательные потребности.

Таким образом, несмотря на то, что высшее образования инвалидов в Китае началось не так давно, оно быстро развивается. В будущем следует учитывать реальные потребности молодых граждан страны, осознавать тенден-

известия вгпу

ции развития специального образования, принимать эффективные меры для устойчивого развития высшего образования инвалидов в Китае.

Известная китайская писательница, председатель Китайской ассоциации инвалидов Чжан Хайди, избранная на этот пост 13 ноября 2008 г. на 5-м съезде ассоциации, сказала, что если даже крылья сломалась, душа все равно высоко взлетает. Сама госпожа Чжан знает все трудности жизни инвалидов, она с 5-летнего возраста после серии перенесенных операций по удалению раковой опухоли на позвоночнике передвигается в инвалидной коляске. Если каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья - ангел с ранеными крыльями, то развитие специального образования поможет ему раскрыть крылья для полета души.

Список литературы

1. Абрамов И.А. Модель системы высшего технического образования лиц с недостатками слуха (на примере Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана): авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1993.

2. Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. М.: Академкнига, 2002.

3. Воронцова М.В., Коротенко Н.С., Морозова И.И. Механизмы реабилитации граждан с ограниченными возможностями (региональный опыт): моногр. Таганрог: А.Н. Ступин, 2011.

4. Гафари Эбрахим Али. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования (на материале Исламской Республики Иран): дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2012.

5. Зимина Л.Б. Солнечные дети с синдромом Дауна. М.: Эксмо, 2010.

6. Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. Орехово-Зуево: Изд-во Гос. гуман.-технол. ун-та, 2017.

7. Конвенция о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 дек. 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.un.org/ru/documents/declconv/conventions/dis ability.shtml (дата обращения: 28.04.2019).

8. Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2015.

9. Медова Н.А. Модель инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2013.

10. Мельник Ю.В. Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах Запада

(Канада, США, Великобритания) и России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2012.

11. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: 181-ФЗ. М.: Проспект, 2018.

12. Сигал Н.Г. Современное состояние и тенденции развития инклюзивного образования за рубежом: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2016.

13. Ташина Т.М., Семено А.А. Подготовка специалистов к работе в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем: Modern Research of Social Problems. 2014. № 2(34). URL: http://journal-s.org/ index.php/sisp/article/view/2201421/pdf_527 (дата обращения: 28.04.2019).

14. Чигрина А.Я. Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011.

15. Disability Studies Quarterly. Columbus, Ohio: Publishing of University Libraries, 1980-2018. Vol. 1-38.

16. Jordan A., Stanovich P. The Beliefs and Practices of Canadian Teachers about Including Students with Special Needs in their Regular Elementary Classrooms // Exceptionality Education Canada. 2004. Vol. 14. No 2. P. 25-46.

17. Porter G.L. Meeting the Challenge: Inclusion and Diversity in Canadian Schools // Education Canada. 2004. Vol. 44. No 1. P. 11-13.

18. Punani B. Integrated Education for Children with Disabilities // Journal of Indian Education. 2004. Vol. 30. No 1. P. 39-46.

19. Winzer M.A. The History of Special Education from Isolation to Integration. Washington, DC:

Gallaudet University Press, 1993.

* * *

1. Abramov I.A. Model' sistemy vysshego tekh-nicheskogo obrazovaniya lic s nedostatkami sluha (na primere Moskovskogo gosudarstvennogo tekhni-cheskogo universiteta im. N.E. Baumana): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1993.

2. Bazoev V.Z., Palennyj V.A. Chelovek iz mira tishiny. M.: Akademkniga, 2002.

3. Voroncova M.V., Korotenko N.S., Morozova I.I. Mekhanizmy reabilitacii grazhdan s ogranichennymi vozmozhnostyami (regional'nyj opyt): monogr. Taganrog: A.N. Stupin, 2011.

4. Gafari Ebrahim Ali. Organizacionno-peda-gogicheskie usloviya obucheniya detej s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya sredstvami in-klyuzivnogo obrazovaniya (na materiale Islamskoj Respubliki Iran): dis. ... kand. ped. nauk. Dushanbe, 2012.

5. Zimina L.B. Solnechnye deti s sindromom Da-una. M.: Eksmo, 2010.

6. Inklyuzivnoe obrazovanie: teoriya i praktika: sb. materialov II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ore-khovo-Zuevo: Izd-vo Gos. guman.-tekhnol. un-ta, 2017.

7. Konvenciya o pravah invalidov: prinyata rezo-lyuciej 61/106 General'noj Assamblei OON ot 13 dek. 2006 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.un.org/ ru/documents/declconv/conventions/disability.shtml (data obrashcheniya: 28.04.2019).

8. Kuz'mina O.S. Podgotovka pedagogov k rabote v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2015.

9. Medova N.A. Model' inklyuzivnogo obrazo-vaniya v usloviyah municipal'noj obrazovatel'noj si-stemy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk, 2013.

10. Mel'nik Yu.V. Sravnitel'nyj analiz obshche-go inklyuzivnogo obrazovaniya v stranah Zapada (Kanada, SSHA, Velikobritaniya) i Rossii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Pyatigorsk, 2012.

11. O social'noj zashchite invalidov v Rossij-skoj Federacii: 181-FZ. M.: Prospekt, 2018.

12. Sigal N.G. Sovremennoe sostoyanie i tenden-cii razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya za rube-zhom: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2016.

13. Tashina T.M., Semeno A.A. Podgotovka spe-cialistov k rabote v inklyuzivnom obrazovanii [Elek-tronnyj resurs] // Sovremennye issledovaniya social'-nyh problem: Modern Research of Social Problems. 2014. № 2(34). URL: http://journal-s.org/index.php/ sisp/article/view/2201421/pdf_527 (data obrashcheniya: 28.04.2019).

14. Chigrina A.Ya. Inklyuzivnoe obrazovanie de-tej-invalidov s tyazhelymi fizicheskimi narusheniya-mi kak faktor ih social'noj integracii: avtoref. dis. . kand. sociol. nauk. N. Novgorod, 2011.

Higher education for people with disabilities and the problems of inclusive education in China

The article considers the evolution of the higher education system for people with disabilities in China, the history of education of people with disabilities in different countries. The authors define two ways of teaching people with disabilities in the People's Republic of China: at the institute of special education at the university (for visually impaired and hearing impaired) and with students without disabilities (especially for people with musculoskeletal system disorders). Special attention is paid to inclusive education and its role in the socialization of Chinese students with disabilities.

Key words: disabled person, special education, inclusive education, bachelor degree, magistracy.

(Статья поступила в редакцию 30.04.2019)

О Огдонова Ц.Ц., 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ц.ц. огдонова

(иркутск)

развитие научно-исследовательского потенциала студентов при изучении дисциплины «социолингвистика»

Предпринимается попытка представить возможности развития научно-исследовательского потенциала студентов в процессе преподавания учебной дисциплины «Социолингвистика». В качестве одного из способов осуществления этой задачи рассматривается приобщение студентов к проектной деятельности в форме социолингвистического эксперимента с последующим комментированием его структурных компонентов.

Ключевые слова: социолингвистика, научно-исследовательский потенциал студентов, проектная деятельность, метод проектов, социолингвистический эксперимент, анкетирование.

Социолингвистика - научно-исследовательская дисциплина, возникшая на стыке различных наук и изучающая язык «в обществе» и «для общества». Имеется в виду весь комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей, использующих данный язык; социальная структура этого общества; социальные признаки людей; социальная стратификация языка; социальная обусловленность и вариативность языковых явлений и др. Таким образом, социолингвистика охватывает достаточно широкий круг вопросов, отражающих характер взаимодействия составляющих триады «человек - язык - общество» [8]. Поэтому именно социолингвистика как наука призвана учитывать то, что еще в свое время отмечал P.A. Будагов: «... активная позиция людей ставит перед лингвистами проблему постоянного и глубокого взаимодействия между языком и его носителями» [1, с. 7].

Теоретическое освещение концептуально-проблемного поля социолингвистики, систематизация дидактических материалов, а также организация самостоятельной работы в рамках компетентностно-ориентированного обучения направлены на формирование у студентов социолингвистической компетенции, предполагающей не только знание норм поль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.