1УДК 37 ББК 74.04(3)
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ - ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
А. И. Жук
Аннотация. В статье раскрыта специфика непрерывного педагогического образования как ключевого фактора устойчивого социокультурного развития. В качестве механизма обеспечения непрерывности подготовки педагогических кадров рассматривается кластерная форма взаимодействия ее субъектов. Охарактеризован созданный в Республике Беларусь учебно-научно-инновационный кластер непрерывного педагогического образования. Указаны уровни подготовки педагогических кадров, обозначены нововведения в системе непрерывного педагогического образования на каждой ступени. Отмечены принципы развития педагогического образования Республики Беларусь: системности, непрерывности и преемственности. Обозначена важность разработки научного, методического и организационного сопровождения, обеспечивающего стабильность и устойчивость развития педагогического образования в республике. Обосновывается необходимость формирования позитивного имиджа профессии педагога в общественном сознании, проведения целенаправленной работы по повышению престижа педагогического образования. Определены приоритетные задачи функционирования системы непрерывного педагогического образования.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, учебно-научно-инновационный кластер, принципы развития педагогического образования, педагогические классы, престиж педагогического образования.
CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS -A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE SOCIETY
A. I. Zhuk
Abstract. The article deals with the specifics of continuous pedagogical education as a key factor for sustainable social and cultural development. As a mechanism to ensure the continuity of teacher's training it is considered a form of cluster interaction of its subjects. The article defines the training, research and innovation cluster of continuous pedagogical education which was created in the Republic of Belarus. The article specifies the levels of training, of teaching stuff and highlights innovations in the system of continuous pedagogical education at every stage. The principles of pedagogical education of the Republic of Belarus: the systems, continuity and succession are presented. The article also notes the importance of developing scientific, methodical and organizational support, ensuring stability and sustainable development of teacher's education in the country. The necessity of creating a positive image of the teaching profession in the public consciousness, of purposeful work to enhance the prestige of teacher's education. The priority tasks of the operation of the continuous pedagogical education are defined.
Keywords: continuous teacher training, educational research and innovation cluster, principles of development of pedagogical education, pedagogical classes, prestige of teacher training
В Национальной стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 г. особое внимание уделяется образованию как ведущему фактору наращивания человеческого потенциала [1].
Ключевая роль в формировании качественной системы образования, отвечающей потребностям экономики информационного общества и устойчивому развитию страны, отводится системе подготовки педагогических кадров.
В Республике Беларусь стратегическим направлением развития педагогического образования на ближайшую пятилетку является обеспечение непрерывности в подготовке педагогических кадров: от профильного обучения в школе - до системы дополнительного образования взрослых.
В 2015 г. в нашей стране разработаны и утверждены Министром образования Концепция развития педагогического образования на 2015-2020 гг. [2] и План мероприятий по ее реализации [3].
В этих документах нашли отражение приоритетные направления совершенствования системы непрерывного педагогического образования. В их числе:
• обновление целей и содержания педагогического образования;
• модернизация технологий образовательного процесса на основе стратегий проблемно-исследовательского, активного, коллективного обучения;
• совершенствование подготовки научно-педагогических работников высшей квалификации с учетом актуальных проблем психолого-педагогической науки и образовательной практики;
• переход на кластерную модель развития, обеспечивающую интеграцию потенциала образования, психолого-педагогической науки и эффективной образовательной практики;
• совершенствование ресурсного обеспечения национальной системы педагогического образования в условиях информационного общества и повышение престижа педагогической профессии.
Механизмом обеспечения непрерывности педагогического образования является переход на кластерную форму взаимодействия ее субъектов. В стране создан учебно-научно-инновационный кластер непрерывного педагогического образования [4].
Кластер призван обеспечить интеграцию и развитие потенциала учреждений и организаций для подготовки современных педагогов, которая в Республике Беларусь осуществляется на следующих уровнях:
• профильное (предпрофессиональное) педагогическое образование на третьей ступени общего среднего образования;
• среднее специальное педагогическое образование (педагогические колледжи);
• высшее педагогическое образование;
• послевузовское образование;
• дополнительное образование взрослых.
Преемственность всех уровней подготовки педагогических кадров как фактор обеспечения его непрерывности является первоочередной задачей, которую поставил перед системой образования Глава государства во время посещения Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка (БГПУ) в дни празднования столетнего юбилея в ноябре 2014 г.
На этой встрече прозвучала идея возрождения профильного обучения педагогической направленности в школе, так называемых педагогических классов, что нашло свое отражение в Протоколе поручений Президента.
Именно в работе педагогических классов как площадки осознанного старта в педагогическую профессию мы видим главный механизм отбора подготовленных и мотивированных абитуриентов, а на перспективу - залог обеспечения притока в наши школы высококлассных современных педагогов.
В результате в 2015/2016 уч. г. во всех регионах Беларуси были открыты более 100 педагогических классов и групп, в которых обучались более 1500 десятиклассников. В наступившем учебном году число педагогических классов и групп увеличилось со 102 до 319, а количество учащихся - с 1600 до 3542.
По поручению Президента с 2017 г. будет введен особый порядок приема на педагогические специальности выпускников:
• прошедших обучение в профильных классах и группах педагогической направленности;
• освоивших обязательный двухлетний курс факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию. 10-11 классы» (в объеме 140 ч);
• получивших характеристику-рекомендацию педагогического совета школы;
• имеющих в аттестате хорошие и отличные оценки по двум профильным предметам не ниже 8 баллов (по 10-балльной шкале).
В целях методической поддержки работы педагогических классов в БГПУ завершена раз-
работка учебно-методического комплекса «Введение в педагогическую профессию. 10-11 класс», который размещен на сайте БГПУ в разделе «Педагогические классы» [5]. В настоящее время ведется подготовка рабочих тетрадей к факультативным занятиям для учащихся 10-х и 11-х педагогических классов.
Обязательными для учащихся педклассов являются педагогические пробы - испытания, моделирующие ситуации педагогической деятельности. Это посещение уроков учителей, проведение микроисследований, организация игр на переменах и воспитательных дел, подготовка и проведение фрагментов уроков, практика в школьном лагере, волонтерская деятельность и др.
Есть предпосылки для возрождения таких форм допрофессиональной подготовки, как педагогическая гимназия и педагогический лицей. Ставим задачу создать хотя бы по одной педагогической гимназии в каждой области.
В систему непрерывного педагогического образования страны традиционно входит подготовка педагогических кадров со средним специальным образованием.
В 21 колледже по всей республике готовят педагогов дошкольного образования, начальных классов, музыкального образования, физической культуры и спорта, технического труда и черчения, изобразительного искусства, преподавателей иностранного языка.
Образовательные программы педагогических колледжей и учреждений высшего образования взаимосвязаны и интегрированы, реализуются программы сокращенной подготовки в вузах.
Это обеспечивает преемственность и непрерывность педагогического образования.
Подготовка педагогов с высшим образованием в Республике Беларусь в настоящее время ведется по 31 специальности в 12 университетах страны.
Современная социокультурная ситуация требует от системы высшего образования подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего широким спектром академических, социально-личностных и профессиональных компетенций, в том числе новых, востребованных.
В этом контексте в 2016 г. в стране начата масштабная работа по модернизации структу-
ры и содержания образовательных стандартов, типовых учебных планов и программ высшего педагогического образования. Это позволит продуктивно решать одну из приоритетных задач развития педагогического образования -усиление практикоориентированности процесса подготовки педагогических кадров, максимальное погружение будущих педагогов в профессиональную среду.
Решение этой задачи предусматривает, прежде всего, совершенствование педагогической практики студентов, придание ей непрерывного характера.
С этой целью в нашем университете - ведущем отраслевом вузе страны мы провели эксперимент по организации педагогической практики с выделением одного «школьного дня»: один день в неделю студенты 2-го курса всех специальностей находятся в школе, дошкольном учреждении или специальном учреждении образования. Там они наблюдают за реальным образовательным процессом, помогают учителю, воспитателю в организации урока, подвижных перемен, воспитательных мероприятий и др. Результаты эксперимента подтвердили целесообразность раннего включения студентов в реальную школьную среду. Поэтому в ближайшее время на заседании Президиума УМО по педагогическому образованию по инициативе БГПУ будет рассмотрен вопрос об изменении учебных планов и введении педагогической практики со 2-го курса для всех вузов Беларуси, которые осуществляют профессиональную подготовку педагогических кадров.
Еще одно направление оптимизации педагогической практики и в соответствии с поручением Главы государства с целью придания педагогической практике студентов непрерывного характера предусматривается ее организация начиная с 1-го курса.
В нашем университете эта задача решается посредством включения первокурсников в волонтерскую деятельность, которая дает будущим педагогам неоценимый предпрофессио-нальный опыт. Такая практика организуется для студентов 1-го курса на базах различных типов учреждений образования: дошкольные учреждения; средние школы; гимназии; школы-интернаты; центры коррекционно-развива-ющего обучения и реабилитации, центры соци-
альной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи и др.
В русле реализации идеи практикоориен-тированной подготовки педагогических кадров новые широкие возможности для специализации предоставляет магистратура как вторая ступень высшего образования. Модернизация содержания магистерского образования является ответом на запрос системы общего среднего образования. Сегодня для осуществления профильного обучения в старшей школе нужны высококлассные учителя-предметники. В профессиональном стандарте педагога, разработка которого ведется сегодня в Республике Беларусь, предусматривается, что именно педагоги с магистерской степенью будут работать в профильных классах, гимназиях и лицеях, в тех учреждениях, где обучение ведется на повышенном и углубленном уровнях.
Интенсивные преобразования в экономике и социокультурном развитии, появление новых сложнейших технологий, трансформационные процессы в сфере образования требуют постоянного совершенствования квалификации педагогических кадров. В связи с этим возрастает роль и значение системы дополнительного образования взрослых, способной оперативно обеспечить подготовку педагогов к работе в новых условиях.
Хочу отметить, что Институт повышения квалификации и переподготовки БГПУ мобильно реагирует на запросы учреждений дошкольного, общего среднего, специального, высшего образования по реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров, стажировки.
Мы предлагаем 28 образовательных программ переподготовки, более 100 образовательных программ повышения квалификации, обучающие курсы по различным направлениям.
Определение актуальной проблематики, разработка и реализация образовательных программ повышения квалификации, стажировки осуществляется на основе:
• получения образовательного запроса от руководителей и педагогов конкретных учреждений образования республики;
• проведения научного исследования проблем конкретного учреждения образования (также по запросу);
• реализации экспериментальных или инновационных научных проектов, в которых участвуют несколько учреждений образования из разных регионов.
Переподготовка специалистов осуществляется с использованием современных технологий организации учебного процесса: «перевернутый класс», «смешанное обучение», «коллективное взаимообучение».
В процессе обучения слушателями самостоятельно формируется учебно-методический комплекс, обеспечивающий содержательное сопровождение специалиста в профессиональной деятельности.
Такую же работу ведут все региональные институты развития образования.
Таким образом, педагогическое образование Республики Беларусь развивается сегодня на основе принципов системности, непрерывности и преемственности. Чтобы это развитие было стабильным и устойчивым, необходимо соответствующее научное, методическое и организационное сопровождение. На сегодняшний день эта задача успешно решается в деятельности учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования. Сделано немало!
Разработана тематика приоритетных психолого-педагогических исследований в области образования, которая утверждена на заседании Координационного совета Кластера.
Данное проблемное поле легло в основу определения стратегических направлений фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, а также для формирования тематики магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, курсовых и дипломных работ студентов, НИР кафедр всех вузов, готовящих педагогические кадры.
С целью усиления преемственности и интеграции разных уровней педагогической подготовки в рамках работы Кластера ведется работа по созданию сети ресурсных центров прак-тикоориентированного педагогического образования с учетом регионального опыта.
Так, в нашем университете для создания интегрированной информационно-образовательной среды подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста на факультете социаль-
но-педагогических технологий открыт Республиканский ресурсный центр социально-педагогических технологий. Создана новейшая печатная и электронная база данных инновационных социально-педагогических технологий и обеспечен доступ к ней всех заинтересованных. Деятельность Ресурсного центра содействует проектированию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов будущих специалистов социально-педагогической сферы, в том числе реализации дистанционного обучения.
Подобные ресурсные центры создаются на базе экспериментальных и инновационных площадок не только учреждений высшего образования, но и на базе школ-лабораторий Кластера, филиалов кафедр и др. В них ведется активная исследовательская и образовательная деятельность по усилению профильной и допрофиль-ной педагогической подготовки школьников. Сегодня в Кластере четыре школы-лаборатории: это три школы Минска и одна сельская.
Образование для устойчивого развития призвано обеспечить соответствие получаемых знаний и навыков быстро меняющимся трендам в обществе и экономике, технике и технологиях. Оно должно способствовать развитию личной инициативы и адаптируемости человека, благодаря которым расширяются его возможности.
Нынешние студенты педагогических специальностей будут осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях развивающегося информационного общества - «общества знаний». Поэтому сегодня образовательная среда учреждения высшего образования должна быть направлена на формирование опыта работы в электронной среде.
Для совершенствования процесса подготовки педагогических кадров представляет особую актуальность создание электронных учебно-методических комплексов, внедрение в образовательный процесс современных методик использования электронных образовательных ресурсов и дистанционного обучения на основе сервисов WEB 2.0 (вебинары, онлайн-лекции, интернет-конференции).
В целях повышения качества педагогического образования в нашей стране ведется создание сетевой академии педагогики электронного обучения при БГПУ как ведущем отраслевом
вузе страны. Работа сетевой академии позволит максимально интенсивно развивать собственную информационно-образовательную среду педагогического образования, то есть перейти к так называемому электронному обучению.
Это современная высокотехнологичная научно-образовательная площадка, которая объединит преподавателей, студентов, ученых не только БГПУ, но и всего Кластера в профессиональное педагогическое сообщество по таким направлениям, как:
• дидактика сетевого урока;
• педагогическая практика в сфере электронного обучения;
• сетевое педагогическое взаимодействие на базе электронного журнала;
• открытые лекции, семинары, вебинары опытных 1Т-педагогов и лучших ученых;
• формирование научного портфолио студента в области педагогики электронного обучения.
Наш университет целенаправленно работает на повышение престижа педагогического образования.
Бренд нашего университета - «Великое дело - для достойных людей». Мы много усилий прикладываем для его продвижения в белорусском обществе.
У входа в главный корпус БГПУ, расположенный на центральной площади нашей столицы, установлена скульптурная композиция «Учительница первая моя». Она стала неотъемлемым артефактом университетской жизни: на ее фоне фотографируются выпускники, абитуриенты, их преподаватели и родители, студенты загадывают желание об успешной сдаче экзаменов, а минчане и гости столицы, рассматривая скульптуру, тепло вспоминают своих первых учителей.
Немаловажную роль в совершенствовании системы непрерывного педагогического образования играет формирование позитивного имиджа профессии педагога в общественном сознании.
Позитивное отношение молодых людей, их родителей к педагогической профессии во многом зависит от средств массовой информации. БГПУ постоянно популяризирует педагогическое образование в печатных и электронных изданиях республики. В нашей прессе по-
стоянно поднимаются такие актуальные проблемы, как популяризация педагогической профессии, повышение престижа учителя, открытие педагогической классов, организация волонтерской практики для первокурсников, особенности приема на педагогические специальности и др.
Активизирована работа в социальных сетях, где современные школьники проводят много времени. Например, за прошлый учебный год количество просмотров страницы БГПУ в социальной сети «Вконтакте» составило почти 500 тыс., а официального канала БГПУ на УоиТиЬе - более 90 тыс.
Такая работа приносит свои плоды. Нынешняя приемная кампания в БГПУ отличалась высокой мотивированностью абитуриентов.
Конкурс сформировался на всех специальностях, в среднем более двух человек на место. Проходные баллы выросли на 20-40 пунктов. В итоге БГПУ на 100% выполнил план приема на бюджетные места.
В конкурсе за право стать студентом БГПУ участвовало 170 медалистов и обладателей дипломов ссузов с отличием, что на 70% больше, чем в 2014 г., 315 выпускников лицеев и гимназий, что в 1,8 раза больше, чем 2 года назад.
Мы рады, что нашими студентами стали достойные выпускники школ, сделавшие осознанный выбор. Потому что от того, какой абитуриент придет сегодня учиться в педагогический университет, зависит, какой учитель придет в учреждения образования в перспективе. Будет ли он обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, гражданственности и общей культуры, способным создавать новые знания в сфере профессиональной педагогической деятельности, разрабатывать и внедрять инновационные образовательные программы и технологии.
И чтобы обеспечить современный уровень подготовки специалистов - будущих педагогов, нельзя останавливаться на достигнутом. Перед системой непрерывного педагогического образования как фактора устойчивого развития общества сегодня стоит ряд задач, в числе которых:
1) совершенствование системы допро-фильной и профильной педагогической подго-
товки в учреждениях общего среднего образования;
2) обеспечение преемственности и согласованности в содержании образовательных программ на всех ступенях подготовки педагогов;
3) создание профессионального стандарта педагога с новыми компетенциями и соответствующих образовательных стандартов;
4) постоянное развитие информационно-образовательной среды на основе педагогики электронного обучения;
5) модернизация механизмов и содержания кластерного сотрудничества в отрасли педагогического образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eco nomy.gov.by/ru/macroeconomy/nacionalnaya-strategiya (дата обращения: 10.10.2016).
2. Концепция развития педагогического образования на 2015-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bspu.by/ klaster/informacionnoe-obespechenie (дата обращения: 07.10.2016).
3. План мероприятий по реализации Концепции развития педагогического образования на 2015-2020 годы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bspu.by/klaster/informa cionnoe-obespechenie (дата обращения: 07.10. 2016).
4. Положение об учебно-научно-инновационном кластере непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bspu.by/klaster/informacionnoe-obespechenie (дата обращения: 10.10.2016).
5. Методическое сопровождение факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию»: для 10-11 классов учреждений общего среднего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedklassy. bspu.by/index.php/pedagogu/fakultativnye-zanyatiya (дата обращения: 05.10.2016).
6. Жук, А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. - Минск: Пропилеи, 2003.
REFERENCES
1. Natsionalnaya strategiya ustoychivogo sotsial-no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus na period do 2030 g. Available at: http:// www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/na-cionalnaya-strategiya (accessed: 10.10.2016).
2. Kontseptsiya razvitiya pedagogicheskogo obra-zovaniya na 2015-2020 gody. Available at: http://bspu.by/klaster/informacionnoe-obe-spechenie (accessed: 07.10.2016).
3. Plan meropriyatiy po realizatsii Kontseptsii raz-vitiya pedagogicheskogo obrazovaniya na 2015-2020 gody. Available at:http://bspu.by/ klaster/informacionnoe-obespechenie (accessed: 07.10.2016).
4. Polozhenie ob uchebno-nauchno-innovatsion-nom klastere nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Available at:http://bspu.by/klast er/informacionnoe-obespechenie (accessed: 10. 10.2016).
5. Metodicheskoe soprovozhdenie fakultativnykh zanyatiy "Vvedenie v pedagogicheskuyu pro-fessiyu": dlya 10-11 klassov uchrezhdeniy ob-shchego srednego obrazovaniya. Available at: http://pedklassy.bspu.by/index.php/pedagogu/ fakultativnye-zanyatiya (accessed: 05.10.2016).
6. Zhuk A. I., Koshel N. N. Aktivnye metody obu-cheniya v sisteme povysheniya kvalifikatsii ped-agogov: ucheb.-metod. posobie. Minsk: Propi-lei, 2003.
Жук Александр Иванович, доктор педагогических наук, профессор, ректор Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, г. Минск e-mail: [email protected]
Zhuk Aleksandr I., ScD in Education, Professor, Rector, M. Tank Minsk State Pedagogical University e-mail: [email protected]