Научная статья на тему 'Особенности развития педагогической науки в современной Беларуси'

Особенности развития педагогической науки в современной Беларуси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
988
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ / КЛАСТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / PEDAGOGICS / PECULIARITIES OF DEVELOPMENT / PURPOSES AND TASKS OF DEVELOPMENT / CLUSTER OF PEDAGOGICAL EDUCATION / PROBLEMATIC FIELD OF PRIORITY RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торхова Анна Васильевна

В статье раскрываются особенности развития педагогической науки в Республике Беларусь, ее цели и задачи на современном этапе, представлено проблемное поле приоритетных психолого-педагогических исследований для кластера педагогического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торхова Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of pedagogics development in contemporary Belarus

The article reveals the peculiarities of pedagogics development in the Republic of Belarus, its purposes and tasks at the current stage. The article represents the problematic field of psychological-and-pedagogical priority research for the cluster of pedagogical education

Текст научной работы на тему «Особенности развития педагогической науки в современной Беларуси»

А. В. Торхова

(г. Минск, Беларусь)

Особенности развития педагогической науки в современной Беларуси

В статье раскрываются особенности развития педагогической науки в Республике Беларусь, ее цели и задачи на современном этапе, представлено проблемное поле приоритетных психолого-педагогических исследований для кластера педагогического образования.

К началу XXI века в Беларуси сложились такие особенности развития педагогической науки, когда:

1] основные направления фундаментальных и прикладных научных исследований по педагогике тесно увязаны с приоритетами социально-экономического развития страны, основными положениями государственной политики в области образования. Формирование тематики, задач научных исследований и планирование ожидаемых результатов исходят из необходимости обеспечения их комплексности, создания базового научного задела и системы прикладных разработок.

Так, в частности, в рамках Государственной программы научных исследований «История, культура, общество, государство» (2011-2015 гг.] на фундаментальном уровне обоснованы стратегические направления и механизмы инновационного развития системы образования в условиях информационного общества. В опоре на эти результаты на прикладном уровне в рамках Отраслевой научно-технической программы «Электронные образовательные ресурсы» (2012-2014 гг.] разработаны научно-методические основы создания и внедрения в учебный процесс информационно-образовательных ресурсов и электронных учебно-методических комплексов. Созданные в ходе прикладных исследований электронные образовательные ресурсы апробированы, доказали свою действенность как дидактические инструменты, реализуются в общем среднем, высшем и дополнительном педагогическом образовании, обеспечивая его качество в условиях информационного общества.

Аналогичным образом выстраиваются связи программ фундаментальных и прикладных исследований на 2016-2020 гг.;

2] при формировании государственных и

отраслевых программ научных исследований реализуется принцип научного кластера, предусматривающий комплексное, междисциплинарное и многоуровневое решение определенной научно-педагогической проблемы совместными усилиями специалистов дошкольного, общего среднего, специального, педагогического образования и дополнительного образования взрослых.

Комплексность, многоуровневость и меж-дисциплинарность проводимых исследований при этом отражаются уже в названии соответствующих подпрограмм. Так, в частности, в рамках отраслевой научно-технической программы «Модернизация содержания и научно-методического обеспечения дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников в целях повышения качества образования» (2015-2017 гг.] БГПУ им. М. Танка как ведущий в отрасли вуз разрабатывает содержание и научно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров к реализации компетентно-стного подхода в общем среднем образовании. Результаты выполнения данной программы позволят добиться относительной завершенности общего базового образования на 2 ступени и углубленной профилизации на 3 ступени, способствуя тем самым повышению качества общего среднего и высшего педагогического образования в современных социально-экономических условиях; они логично подведут к обновлению следующего поколения образовательных стандартов и их научно-методического обеспечения, к усовершенствованию информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями времени;

3] в рамках научного кластера реализуемые комплексные исследования проводятся

на общих теоретико-методологических основаниях, имеют системный характер, ярко выраженную практическую направленность. При этом тематика педагогических исследований связана с обновлением содержания и научно-методического обеспечения дошкольного, общего среднего, специального, высшего и дополнительного педагогического образования; модернизацией форм, методов и технологий образовательного процесса, созданием информационно-коммуникационной образовательной среды; достижением социальных результатов образования, формированием личностных и социально-профессиональных компетенций;

4] согласованность подходов к выполнению комплексных междисциплинарных исследований и требований к их качеству обеспечивается системой управления, которая постоянно совершенствуется. Обязательными составляющими этой системы являются стратегии и инструменты научного руководства научно-исследовательскими работами в организациях-исполнителях, координация деятельности и контроль результатов выполнения заданий головными организациями-исполнителями и Министерством образования. Министерство образования на сегодняшний день выполняет не только контролирующую функцию, но и экспертно-консультативную, выступая не только заказчиком работ, но и, в какой-то мере, оператором их качественного выполнения, доведения результатов до внедрения в образовательную практику с получением значимых социально-педагогических и экономических эффектов. Основными способами согласования подходов и достижения консенсуса при этом являются семинары, круглые столы, собеседования и другие формы и методы гуманитарной экспертизы.

Как основная цель развития педагогической науки рассматривается наиболее полная реализация ее научно-теоретической и конструктивно-практической функций с учетом новых социокультурных детерминант функционирования национальной системы образования.

В условиях динамики происходящих в системе общего среднего, специального, высшего и дополнительного педагогического образования процессов наиболее актуальными видятся такие задачи развития педагогической науки, как:

- выявление актуальных потребностей

модернизации образовательных (педагогических] систем в современных условиях;

- выработка стратегических ориентиров и методологических подходов к развитию национальной системы образования;

- обновление целей и содержания образования в новых социально-экономических условиях;

- модернизация форм, методов, технологий образовательного процесса;

- развитие современных моделей успешной социализации детей и учащейся молодежи в рамках национальной системы образования;

- формирование механизмов оценки качества образования с участием потребителей на основе международных сопоставительных исследований.

Устойчивое развитие национальной системы образования обусловлено интеграцией интеллектуального потенциала субъектов вокруг приоритетной тематики психолого-педагогических исследований. Большие возможности для этого предоставляет созданный в 2015 году учебно-научно-инновационный кластер педагогического образования. Кластер создан в соответствии с задачами, поставленными в Концепции развития педагогического образования на 2015-2020 годы [1], и представляет собой совокупность учреждений и организаций, взаимодействующих на основе добровольных соглашений и заинтересованных в инновационном развитии системы непрерывного педагогического образования.

Полагаем, что кластерное развитие непрерывного педагогического образования позволит создать принципиально новое образовательное пространство профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, в котором:

- интеллектуальные ресурсы будут интегрированы вокруг ключевых проблем развития непрерывного педагогического образования;

- организовано сетевое взаимодействие образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективного научно-педагогического опыта;

- реализуется социальное партнерство в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров,

востребованных на региональных рынках труда;

- обеспечена эффективная преемственность в отборе и подготовке высококвалифицированных педагогических кадров с преодолением дефицита абитуриентов на педагогические специальности и мотивированием на педагогическую профессию лучших учащихся;

- усилена практикоориентированность профессиональной подготовки педагогических кадров с оперативной обратной связью о степени удовлетворенности заинтересованных субъектов (самих выпускников и работодателей];

- будущий педагог включен в среду опережающего профессионально-педагогического развития на базах практик, имеющих инновационный опыт, на стажировочных площадках, через ресурсы удаленного доступа;

- время, затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста образования, и период его профессиональной адаптации будут сокращаться.

Успешность перехода на кластерную модель развития непрерывного педагогического образования определяется качественным научным сопровождением, что требует разработки концептуальных, содержательных, технологических и организационно-управленческих аспектов данного процесса, расширения вертикальных (между уровнями педагогического образования] и горизонтальных (между учреждениями образования одного уровня, а также между региональными кластерами] связей в кластере, обновления и совершенствования содержания и форм этих связей в опоре на потенциал имеющихся научных школ, инновационный опыт образовательной практики, ресурсное и другое обеспечение.

Согласно Положению об учебно-научно-инновационном кластере педагогического образования [2] основными задачами республиканского кластера (по отношению к региональным] являются выработка стратегии и методологии развития педагогического образования, выявление проблемных полей приоритетных психолого-педагогических исследований, координация научно-исследовательской деятельности в области образования в масштабах республики.

БГПУ им. М. Танка как управляющий центр кластерного развития педагогического обра-

зования предложил для субъектов кластера проблемное поле приоритетных психолого-педагогических исследований. Оно разработано с учетом новых социокультурных детерминант функционирования национальной системы образования, вызовов эпохи XXI века и международного контента. К таким приоритетам отнесены:

- выявление актуальных потребностей модернизации образовательных процессов и систем в условиях социокультурной трансформации современного общества; поиск инноваций, обеспечивающих устойчивое развитие образования в условиях перехода к постиндустриальному поликультурному обществу;

- концептуальное обоснование и разработка научно-методического обеспечения формирования эколого-ноосферного мышления и гуманистического мировоззрения личности как условия преодоления антропологических вызовов и угроз техногенной цивилизации, детерминанты устойчивого развития общества;

- анализ новой социальной ситуации развития обучающихся в условиях становления общества, основанного на знаниях и компетенциях, и глобальных вызовов, детерминирующих тенденции к коммодификации, тех-нологизации, унификации и деинституциона-лизации образования; теоретико-методологическое обоснование возрастной периодизации развития обучающихся в условиях позитивной и негативной трансформации образовательной среды;

- теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по проектированию и внедрению образовательных моделей, исходя из разных темпов когнитивно-личностного развития и социального созревания, а также с учетом позитивных (критичность мышления, открытость новому опыту, контактность, компьютерная грамотность, информационная осведомленность] и негативных (инфантильность, ассоциативность мышления, конформизм, чувствительность к манипулятив-ным воздействиям, нарциссизм и др.] личностных новообразований на разных этапах онтогенеза;

- разработка концептуальных оснований и содержания компетентностных моделей выпускников всех ступеней образования, детерминирующих проектирование и разработку образовательных стандартов; научно-ме-

тодическое обеспечение перехода на компе-тентностную основу обучения и воспитания в системе дошкольного, общего среднего и специального образования;

- внедрение практикоориентированных научных продуктов для системы дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников (концепций, образовательных стандартов, учебных программ, дидактических материалов, образовательных ресурсов и др.] по реализации компетентностного подхода, допрофильной подготовки и профильного обучения;

- разработка теоретических основ и практических моделей поиска, выявления и развития детской одаренности в целях максимального раскрытия возможностей интеллектуального, творческого, социального, личностного потенциала растущего человека и обеспечения социальной и экономической безопасности общества;

- научно-методическое обеспечение процессов образовательной интеграции / инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья, включая организационные аспекты деятельности структур специального образования, вопросы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов дефектологического профиля, а также педагогов общего образования;

- решение научно-педагогических проблем информатизации образования, интеллектуального развития и социализации современного человека; обоснование основных направлений развития дидактики в условиях информатизации образования; создание методической системы подготовки соответствующих специалистов в системе высшего и дополнительного педагогического образования;

- разработка теоретико-методологических основ и технологий непрерывного воспитания учащейся и студенческой молодежи с учетом факторов и рисков глобализирующегося мира; исследование проблематики кросскультурного взаимодействия в условиях глобализации, создания общих ценностей и формирования единого социокультурного пространства при полноценном существовании и развитии представителей различных культур; развитие инновационных воспитательных моделей, обеспечивающих формирование гражданской идентичности обучаю-

щихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества; профилактика этно- и ксенофобии, воспитание толерантности;

- обоснование содержания, принципов и особенностей семейного воспитания как ключевого фактора обеспечения демографической безопасности страны, системы социально-педагогической поддержки современной белорусской семьи как института воспитания; обобщение теоретико-методологических подходов к исследованию феномена семейного неблагополучия, проведение мониторинговых исследований социальных рисков в развитии детей; определение направлений модернизации социально-педагогической поддержки семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- разработка научно обоснованных концепции и модели национальной системы оценки качества дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического образования и дополнительного образования педагогических работников, а также соответствующего комплексного научно-методического обеспечения, включающего критерии, показатели и инструментарий оценки качества образования;

- концептуальное обоснование и научно-методическое обеспечение системы непрерывного образования взрослых на всех жизненных этапах (молодость, зрелость, старость]; создание механизмов включения их в продуктивные разносторонние общественные отношения, разработка и внедрение моделей и технологий психолого-педагогической поддержки их активной жизненной позиции;

- определение теоретико-методологических оснований, содержания, научно-методического обеспечения и технологий непрерывного педагогического образования в целях устойчивого развития общества; разработка содержания и научно-методического обеспечения допрофессиональной подготовки педагогов на третьей ступени общего среднего образования; спецификация и преемственность целей, содержания, форм и методов на всех уровнях педагогического образования; обоснование, разработка и внедрение персонифицированных моделей повышения квалификации специалистов образования;

- концептуальные, содержательные, технологические и организационно-управленче-

ские аспекты кластерного развития непрерывного педагогического образования, разработка и систематизация механизмов, методов и технологий взаимодействия в нем; разработка институционально-организационного, организационно-деятельностного, маркетингового, кадрового, инвестиционного и других сценариев его построения; формирование инновационной образовательной среды подготовки педагогических кадров в условиях учебно-научно-инновационного кластера.

Развитие национальных систем педагогического образования в условиях болонских соглашений требует более внимательного отношения к так называемой адаптивно-рефлексивной стратегии модернизации, чтобы в ориентации на общие унифицированные принципы и нормы не потерять ценный опыт отечественных традиций. Это тоже является актуальным направлением научных исследований, сравнительных в том числе.

Отмечая специфику развития педагогической науки в Республике Беларусь, подчеркнем относительность данного вопроса. Нет науки национальной - белорусской, российской, французской и т.д. Наука, если она есть, принадлежит миру. В условиях глобализирующегося мира глобализируются и проблемы, связанные с образованием. Эти проблемы являются общими для мирового научного сообщества, и логично, если научные поиски их решения будут осуществляться совместно в формате международных научных исследований, кросскультурных исследований по целому ряду важнейших направлений.

Особенности развития педагогической науки в современной Беларуси обусловлены новыми социокультурными детерминантами функционирования национальной системы образования, связаны с преодолением имеющихся в ней недостатков, достижением системных изменений в качестве, отвечающих международным критериям.

Литература

1. Концепция развития педагогического образования на 2015-2020 годы [в Республике Беларусь] [Электронный ресурс].

- URL: http://portal.mspu. by/dok/mo/koncepciya.pdf/

2. Положение об учебно-научно-инновационном кластере непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс].

- URL: http://portal.mspu.by/dok/rasp/pologenie.pdf/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.