Научная статья на тему 'Реализация в Чувашской Республике организационно-педагогических условий для внедрения интегрированной системы непрерывного профессионального образования'

Реализация в Чувашской Республике организационно-педагогических условий для внедрения интегрированной системы непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTEGRATED EDUCATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / TEACHING STAFF / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / CHUVASH REPUBLIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головина Анна Германовна

В статье на основе изучения современного состояния профессиональной подготовки кадров в Чувашской Республике обоснована необходимость перехода к интегрированной системе непрерывного профессионального образования. Для внедрения этой системы предусмотрена реализация определенных организационно-педагогических условий: обеспечения соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики; консолидации ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций для развития региональной системы профессионального образования; предоставления широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности; организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; разработки нормативно-методической базы для формирования интегрированной системы непрерывного профессионального образования. Проведено экспериментальное апробирование реализации указанных организационно-педагогических условий формирования интегрированной системы непрерывного профессионального образования, систематизированы и обобщены результаты эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INTRODUCTION OF INTEGRATED SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION IN THE CHUVASH REPUBLIC

Considering the modern system of professional training in the Chuvash Republic, the author substantiates the necessity of transition to the integrated system of continuous professional education. The introduction of the system implies the implementation of particular organizational and pedagogical conditions: the correspondence of graduates' qualifications to the requirements of economy; the consolidation of the resources of business, state and educational institutions to develop the regional system of professional education; the possibility of getting necessary qualifications throughout the whole working career for different population categories; professional development for academic teaching staff; development of normative and procedural framework to form the integrated system of continuous professional education. The author has experimentally tested the organizational and pedagogical conditions to form the integrated system of continuous professional education, systematized and summarized the results of the experiment.

Текст научной работы на тему «Реализация в Чувашской Республике организационно-педагогических условий для внедрения интегрированной системы непрерывного профессионального образования»

УДК 37.072

РЕАЛИЗАЦИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INTRODUCTION OF INTEGRATED SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

IN THE CHUVASH REPUBLIC

А. Г. Головина A. G. Golovina

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары

Аннотация. В статье на основе изучения современного состояния профессиональной подготовки кадров в Чувашской Республике обоснована необходимость перехода к интегрированной системе непрерывного профессионального образования. Для внедрения этой системы предусмотрена реализация определенных организационно-педагогических условий: обеспечения соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики; консолидации ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций для развития региональной системы профессионального образования; предоставления широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности; организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; разработки нормативно-методической базы для формирования интегрированной системы непрерывного профессионального образования. Проведено экспериментальное апробирование реализации указанных организационно-педагогических условий формирования интегрированной системы непрерывного профессионального образования, систематизированы и обобщены результаты эксперимента.

Abstract. Considering the modern system of professional training in the Chuvash Republic, the author substantiates the necessity of transition to the integrated system of continuous professional education. The introduction of the system implies the implementation of particular organizational and pedagogical conditions: the correspondence of graduates' qualifications to the requirements of economy; the consolidation of the resources of business, state and educational institutions to develop the regional system of professional education; the possibility of getting necessary qualifications throughout the whole working career for different population categories; professional development for academic teaching staff; development of normative and procedural framework to form the integrated system of continuous professional education. The author has experimentally tested the organizational and pedagogical conditions to form the integrated system of continuous professional education, systematized and summarized the results of the experiment.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, интегрированное образование, непрерывное образование, профессиональное образование, педагогические кадры, Чувашская Республика.

Keywords: organizational and pedagogical conditions, integrated education, continuous education, professional education, teaching staff, Chuvash Republic .

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность исследуемой темы определена Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года. В числе приоритетных направлений развития Чувашской Республики выделены: увеличение интеллектуального потенциала и создание условий для доступности качественного образования, совершенствование деятельности ресурсных центров профессионального образования и интегрирование образовательных учреждений для осуществления многоступенчатой подготовки кадров, развитие внутрифирменного обучения и обеспечение непрерывного профессионального образования населения с целью удовлетворения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в квалифицированных кадрах.

Целью данного исследования является проектирование, обоснование и апробирование организационно-педагогических условий для формирования интегрированной системы непрерывного профессионального образования, соответствующей приоритетным направлениям государственной политики республики.

Материал и методика исследований. Применялся комплекс теоретических методов: общенаучные (анализ управленческо-экономической, психолого-педагогической литературы, методических материалов по профессиональной подготовке кадров); анализ, теоретическое осмысление, обобщение передового педагогического опыта учреждений профобразования.

В процессе работы над статьей были использованы материалы Интернет-портала Правительства Российской Федерации, Официального портала органов власти Чувашской Республики, а также официальных сайтов Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и пр.

Результаты исследований и их обсуждение. В успешной модернизации профессионального образования заинтересованы органы власти республики, включающие в себя министерства и ведомства. На уровне Правительства Чувашии принят ряд документов, определяющих социально-экономическую политику республики: Республиканская комплексная программа инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 гг. и на период до 2020 г., государственная программа Чувашской Республики «Развитие образования на 2012-2020 гг.», Республиканская целевая программа энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 гг. и на период до 2020 г. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.12.2010 № 473 утвержден перечень приоритетных направлений научно -технического развития Чувашской Республики и перечень критических технологий Чувашской Республики. Для формирования стратегических направлений модернизации и технологического развития экономики Чувашской Республики Указом Президента Чувашской Республики от 21.09.2010 № 133 образован Совет по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики, в состав которого входят 6 рабочих групп [2].

Со вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 на территории Российской Федерации действуют три вида государственных учреждений: автономные, бюджетные и казенные. Финансирование автономных и бюджетных учреждений происходит путем выделения субсидии из бюджета учредителя. То есть схема

бюджетного финансирования для автономных и «новых бюджетных» учреждений включает в себя субсидирование учебных заведений в формате государственного задания учредителя, которое рассчитывается исходя из нормативов на одного обучающегося («нормативноподушевое финансирование») [9].

В соответствии с шестым пунктом Постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 671 главными распорядителями средств бюджета в отношении казенных учреждений являются органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных или автономных учреждений.

Министерством финансов России разработаны «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона № 83 -ФЗ». В них установлено, что показатели, определяющие качество государственной услуги в сфере профессионального образования разного уровня, предлагается формировать учредителю индивидуально.

Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений утверждены совместным Приказом Минфина России № 149-н и Минэкономразвития России № 625 от 7 ноября 2011 г.

На основании данных положений сформировано республиканское законодательство.

Возможны и другие механизмы финансирования системы образования. Наиболее эффективны программно-целевые механизмы планирования и финансирования, которые осуществляются в виде государственных целевых программ, а также отдельных проектов. Утверждение ведомственных программ и определение объемов их финансирования относится к компетенции субъектов бюджетного планирования. Эти же механизмы применяются региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление образованием, для развития сетевого взаимодействия учебных заведений.

В соответствии с федеральным законодательством осуществлена реструктуризация сети организаций профессионального образования. В 2011-2013 гг. оптимизация сети организаций, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, осуществлялась по двум основным направлениям:

1. Объединение однопрофильных учреждений начального и среднего профессионального образования. Путем объединения материальных и кадровых ресурсов 7 однопрофильных учреждений начального и среднего профессионального образования были созданы 3 многопрофильных учебных заведения, реализующих образовательные программы двух уровней для электротехнической, металлообрабатывающей и химической отраслей экономики. Деятельность подобных моделей многоуровневых образовательных учреждений позволила повысить доступность начального и среднего профессионального образования для всех слоев населения, наиболее полно удовлетворять заявки работодателей, более эффективно использовать бюджетные средства разных уровней, существенно улучшить качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, так как все многоуровневые учреждения среднего профессионального образования учреждались на базе ресурсных центров начального профессионального образования, созданных в рамках реализации проекта «Реформа системы образования».

2. Реорганизация учреждений начального профессионального образования в форме присоединения к ним однопрофильных учреждений одного уровня, что способствовало ликвидации дублирования в подготовке кадров, оптимизации перечня подготавливаемых профессий и стабилизации рынка труда на этих территориях [4].

Одновременно проводилась ликвидация затратных и низкоэффективных учреждений начального профессионального образования. В 2011 г. были ликвидированы 3 профессиональных училища, где из-за сокращения численности выпускников общеобразовательных школ коэффициент загрузки снизился до 0,4 от проектной мощности.

Значительные изменения претерпела система подготовки кадров после передачи в собственность Чувашской Республики 9 федеральных учреждений среднего профессионального образования в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2423-р и от 29 декабря 2011 г. № 2413-р. Также принятие нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» потребовало внесения изменений в деятельность профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики.

В целях обеспечения соответствия спроса и предложения по количеству и качеству подготавливаемых рабочих и специалистов актуальным требованиям республиканского рынка труда и перспективам социально-экономического развития Чувашской Республики, а также повышения экономической эффективности использования образовательных ресурсов профессиональных образовательных организаций распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 января 2013 г. № 5-р был утвержден план мероприятий по оптимизации сети государственных учреждений Чувашской Республики [7].

Одной из причин разработки мер по оптимизации сети учреждений профессионального образования стали неблагоприятные демографические тенденции. Продолжилось снижение числа выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ республики (в 2000 г. выпускников 9-х классов было 23146, прогноз на 2015 г. - 11200, в 2000 г. выпускников 11-х классов было 15318, прогноз на 2015 г. - 7090).

В ходе реализации данного плана путем присоединения и слияния были реорганизованы 18 учреждений среднего и начального профессионального образования, на базе которых были созданы 8 многоуровневых учреждений среднего профессионального образования. Также в целях повышения эффективности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики и государственного имущества Чувашской Республики 4 учреждения начального профессионального образования переименованы в учреждения среднего профессионального образования [6].

К 2013 г. в Чувашской Республике органами исполнительной власти совместно с Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики для обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в квалифицированных кадрах выстроена новая типология учреждений профессионального образования, реализующая образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, программы профессионального обучения и программы дополнительного профессионального образования. В результате преобразований в Чувашской Республике создано 13 двухуровневых профессиональных образовательных учреждений по отраслевой направленности, позволяющих обеспечить выполнение государственного задания по подготовке востребованных кадров и реализовывать принцип непрерывности профессионального образования [1].

Произошли заметные позитивные изменения в укреплении материально-технической базы и развитии инфраструктуры профессионального образования. В 2013 г. Чувашская Республика вошла в число победителей конкурсного отбора региональных программ развития образования. Региону была предоставлена субсидия на совершенствование региональной программы развития профессионального образования. Благодаря победе в конкурсе для

решения задач по развитию региональной программы развития профессионального образования в 2014 и 2015 гг. региону оказывается финансовая поддержка из средств федерального бюджета, в 2014 г. она составила 17 млн 383 тыс. 300 рублей [5].

Субсидия, предоставленная в 2014 г. из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики, направлена:

- на развитие учебно-методической и материально-технической базы учреждений профессионального образования, ведущих подготовку кадров для электроэнергетической отрасли;

- на материально-техническое оснащение многофункциональных центров прикладных квалификаций;

- на создание учебного центра на базе ОАО «Промтрактор»;

- на создание центра развития компетенций по формату World Skills;

- на создание и развитие Центра сертификации профессиональных квалификаций.

Кроме того, из республиканского бюджета Чувашской Республики на развитие

системы профессионального образования дополнительно направлено в 2014 году 38 млн рублей, финансовую поддержку за счет средств ведущих работодателей учреждения профобразования получили в объеме 86,5 млн рублей. Общий объем финансирования региональной программы развития профессионального образования в 2014 году составил более 156 млн рублей, 11 % из которых составляют средства федерального бюджета, 24 % - средства бюджета Чувашской Республики, около 10 % - средства профессиональных образовательных организаций, более 55 % - средства работодателей [5].

Во всех государственных профессиональных образовательных учреждениях учебный процесс организован на основе федеральных образовательных стандартов. Разработаны основные профессиональные образовательные программы и программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Они составлены с учетом требований работодателей.

В учебном процессе реализуются междисциплинарные курсы и профессиональные модули. Созданы фонды оценочных средств. Проблем, связанных с внедрением федеральных образовательных стандартов, в учреждениях образования не наблюдалось. Была произведена корректировка содержания профессиональных модулей по идентичным профессиям и специальностям в целях создания системы единых требований к формируемым профессиональным компетенциям студентов.

В государственных профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования по состоянию на 1 апреля 2014 г. работали 1555 педагогов. Образовательные учреждения укомплектованы педагогическими кадрами полностью. 86 % из общего числа педагогических работников составляли педагоги с высшим, 12,8 % - со средним и 1,2 % - с начальным профессиональным образованием. В 2013 г. 22 педагогических работника получили высшее и среднее профессиональное образование без отрыва от производства, 42 педагога продолжили обучаться, переподготовку прошли 7 мастеров производственного обучения.

34,1 % педагогических работников профессиональных образовательных организаций имели высшую квалификационную категорию, 32,9 % - первую квалификационную категорию, аттестованы на соответствие занимаемой должности 15,1 % педагогических работников. В 2013/2014 учебном году повысили свою квалификацию в разных формах более 30 % педагогических работников.

Стажировку на предприятиях и в организациях республики в 2013/2014 учебном году прошел 81 преподаватель спецдисциплин и мастер производственного обучения, что

составило 7,9 % от их общего числа (за пределами республики - 19 чел.), в ведущих вузах и учреждениях СПО республики повысил квалификацию также 81 чел. (7,9 %) (за пределами республики - 12 чел.).

К началу 2014 года в государственных профессиональных образовательных организациях Чувашской Республики работало 30 кандидатов и 2 доктора наук.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг., распоряжением Главы Чувашской Республики - план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Чувашской Республике», в соответствии с которыми в профессиональных образовательных организациях проведены мероприятия по организации заключения дополнительных соглашений к трудовому договору (новых трудовых договоров) с педагогами [3].

В соответствии с мониторингом деятельности образовательных организаций по состоянию на 1 апреля 2014 г. эффективный контракт заключен с 71,2 % педагогических работников, в том числе с 75,4 % преподавателей и мастеров производственного обучения. В целях реализации единого подхода к определению суммы выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ педагогическими работниками разработаны методические рекомендации по установлению показателей эффективности их деятельности [1].

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р в рамках реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы в части доведения к 2018 году средней заработной платы мастеров производственного обучения и преподавателей в профобразовании до средней заработной платы в соответствующем регионе к 2013 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций должна была составить не менее 75 % от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по Чувашской Республике за соответствующий период, то есть не менее 15011,6 руб. По данным отчета по форме федерального статистического наблюдения среднемесячная номинальная начисленная заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения республиканских профессиональных образовательных организаций за 2013 год составила 18290,0 руб., или 91,4 % от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по Чувашской Республике за аналогичный период.

Значительному повышению качества образования способствовало внедрение в учебный процесс современных технологий обучения. Среди них широкое распространение нашли технология модульного обучения в разных ее вариациях, метод проектной деятельности, кейс-технология, метод групповой дискуссии, проблемное обучение, различные интерактивные методы [8].

Значительно выросло количество педагогических работников, использующих на учебных занятиях информационно-коммуникационные технологии. По сведениям руководителей образовательных организаций, применяют их в своей практической работе более 80 процентов педагогов.

Реализация системного пролонгированного процесса повышения квалификации педагогических работников за счет внедрения в учебный процесс современных технологий продемонстрировала позитивную динамику в развитии их педагогического твор-

чества. В 2014 г. 50 педагогов профессиональных образовательных организаций стали победителями всероссийских олимпиад и конкурсов, 18 - межрегиональных, 67 - республиканских. По числу победителей превалировали Канашский педагогический колледж, Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий, Чебоксарский электромеханический колледж [4].

Большое внимание уделено формированию системы прогнозирования объемов и структуры подготовки кадров. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики» Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики ежегодно разрабатывается баланс трудовых ресурсов Чувашской Республики, на основании которого формируется прогнозная потребность в кадрах по видам экономической деятельности. Учитывая данную информацию, министерства и ведомства Чувашской Республики, имеющие в своем ведении государственные образовательные учреждения, определяют объемы подготовки кадров на соответствующий год, а затем на конкурсной основе устанавливают государственные задания на подготовку кадров данным учебным заведениям.

Для повышения точности в планировании потребностей в трудовых ресурсах, а также в соответствии с решением Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики от 4 декабря 2013 года подготовлен прогноз потребности рынка труда Чувашской Республики в кадрах на 2014-2020 гг., составленный на основе опроса организаций республики о подготовке специалистов по образовательным программам профессионального образования [10].

Данная работа имеет положительный эффект. В соответствии с анализом рынка труда за 2013 г. наблюдается относительная стабильность структуры занятых в экономике Чувашской Республики. Отмечается рост числа работников, занятых в обрабатывающих производствах (в 2010 г. - 22,3 %, в 2012 - 24,7 %), строительстве (в 2010 г. - 14,2 %, в 2012 - 15,1 %), гостиничном и ресторанном сервисе (в 2010 г. - 19,3 %, в 2012 - 30,3 %), сферах коммунальных, социальных и персональных услуг (в 2010 г. - 21,4 %, в 2012 - 23,6 %). В связи с этим меняется структура подготовки квалифицированных кадров. Предусмотрено увеличение в 2014 году контрольных цифр приема по таким укрупненным группам специальностей, как сфера обслуживания, технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, машиностроение, металлургия и металлообработка, строительство и архитектура [1].

Для наиболее полного удовлетворения потребностей работодателей в квалифицированных рабочих во всех профессиональных образовательных организациях подготовка кадров осуществляется только на основе договоров с работодателями. При подготовке специалистов среднего звена введена практика целевого обучения студентов для конкретного работодателя. В целях повышения ответственности профессиональных образовательных организаций и бизнеса за качество профессионального образования и эффективность финансовых средств, направляемых на подготовку кадров, в настоящее время в республике рассматривается возможность внедрения в систему подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена дуальной модели обучения, предусматривающей совмещение теоретической подготовки в учебных заведениях с практическим обучением на производстве [7].

Адаптация профобразования к рыночным условиям определяет ее жесткую нацеленность на конечный результат - трудоустройство выпускников. По данным статистики, все больше выпускников оказываются востребованными, и их трудоустройство с каждым

годом становится все успешнее. По состоянию на 1 июля 2014 г. более 60 % выпускников профессиональных образовательных организаций получили направления на работу. Сведения о количестве выпускников профессиональных образовательных организаций, зарегистрированных на бирже труда, подтверждают положительные тенденции в решении проблемы трудоустройства молодых специалистов и, как следствие, повышение соответствия подготовки квалифицированных кадров требованиям рынка труда [4].

Обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики связано прежде всего с усовершенствованием механизмов оценки качества образования. В целях объективизации оценки качества реализуемых программ профессионального образования, повышения уровня информированности заказчиков и потребителей образовательных услуг о качестве реализуемых программ профессионального образования в марте 2014 г. между органами исполнительной власти Чувашской Республики и Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики подписано соглашение о сотрудничестве в области формирования региональной системы сертификации квалификаций и независимой оценки качества профессионального образования (общественной аккредитации профессиональных образовательных организаций, профессионально -общественной аккредитации образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов и программ профессионального обучения). В рамках данного соглашения в 2014 г. создан Центр сертификации профессиональных квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций, других категорий граждан, прошедших обучение в различных формах.

В целях повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, владеющих знаниями о современных производственных технологиях и продвижении инновационных стандартов, форматов и ценностей профессионализма, в период с марта по май 2014 г. проведены 23 республиканские олимпиады, в которых приняли участие 157 студентов из 25 профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики. 6 победителей республиканских олимпиад приняли участие в заключительных этапах всероссийских олимпиад профессионального мастерства, двое из которых вошли в число победителей. Ежегодно на базах профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики проводятся заключительные этапы всероссийских олимпиад профмастерства. В целях создания новых возможностей для развития профессий и инноваций, продвижения инновационных стандартов, форматов и ценностей профессионализма и предпринимательства в рамках реализации программы планируется создать центр развития компетенций по формату World Skills на базе Новочебоксарского политехнического техникума [1].

Для соответствия качества и количества подготавливаемых кадров потребностям регионального рынка труда в республике сформирована инфраструктура системы профессиональной ориентации, в которую вошли следующие составляющие: общеобразовательные школы, учреждения профессионального образования, государственные органы управления образованием, государственные службы занятости населения, центры профориентации, средства массовой информации, общественные объединения и организации, семья, иные социальные институты, ответственные за воспитание, образование, профессиональное обучение молодежи.

Основным звеном, обеспечивающим методическое сопровождение реализации названного направления деятельности в учреждениях профобразования Чувашской Республики, стал открытый в 2012 г. Центр молодежных инициатив Минобразования

Чувашии, в структуре которого функционирует центр «Профкарьера», чья деятельность направлена на организацию профориентационной работы в учреждениях профобразования всех уровней и содействие трудоустройству выпускников.

С целью информирования молодежи и незанятого населения о профессиях и специальностях, востребованных на рынке труда Чувашской Республики, создана база данных о профессиях и специальностях среднего профессионального образования «Атлас профессий», которая на сегодня включает в себя не менее 150 самых востребованных в Чувашской Республике профессий. Дальнейшему развитию системы профессиональной ориентации молодежи и формированию позитивного отношения к труду способствует создание на базе 6 профессиональных образовательных организаций профо-риентационных центров по инсталляции рабочих профессий. С 2013 г. в рамках соглашения между Минобразования Чувашии и Госслужбой занятости населения Чувашии во всех профессиональных образовательных организациях республики проходит Единый день профориентации, целью которого является повышение уровня информированности различных категорий граждан об условиях и возможностях получения профессионального образования. В 2014 г. в названном мероприятии приняли участие 4083 школьника из 135 школ республики, 227 родителей, 290 воспитанников дошкольных образовательных учреждений, 185 человек из числа взрослого незанятого населения, 63 представителя работодателей и 66 директоров и заместителей директоров школ. В качестве волонтеров работали 438 студентов профессиональных образовательных организаций. Начиная с 2008 г., проводится республиканская акция волонтеров -профориентаторов «Твой профессиональный выбор». В целях формирования единой системы профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях реализуется ряд проектов, среди них «Предприятия - студентам», «Лучший выпускник», «Республиканский фестиваль профессий "Мир профессиональных возможностей"», «Социальный партнер образования».

Эта деятельность направлена не только на реальное знакомство учащихся с имеющимися возможностями выбора профессии или специальности в соответствии со спросом и предложением на рынке труда, но и на развитие умений и навыков, необходимых для активного включения самого гражданина в принятие решения о выборе жизненного пути и планирования профессиональной карьеры. В результате профессиональные образовательные организации получили возможность привлекать уже сориентированных на профессию или специальность выпускников общеобразовательных организаций в число потенциальных абитуриентов.

Результатом этой работы также стало увеличение числа абитуриентов, претенд у-ющих на одно бюджетное место при поступлении в профессиональные образовательные организации, на базе которых функционируют многофункциональные центры прикладных квалификаций. Например, в 2014 г. в Чебоксарском электромеханическом колледже на специальность «Прикладная информатика» конкурс составил 4 человека на место, в Чебоксарском техникуме строительства и городского хозяйства на специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» - 5 человек на место, «Земельные и имущественные отношения» - 4 человека на место и т. п. [1].

Подобные факты говорят о том, что новые подходы к проведению профориента-ционной работы соответствуют требованиям изменившейся социокультурной ситуации в рамках образовательного кластера «школа - техникум (колледж)», и ее инновационные компоненты вызывают неподдельный интерес у школьников и их родителей.

Резюме. В рамках подготовительного этапа внедрения и апробации интегрированного непрерывного профессионального образования в Чувашской Республике были реализованы следующие организационно-педагогические условия:

1. Подготовлено нормативно-правовое и методическое сопровождение: на уровне Правительства Чувашии принят ряд документов, определяющий социально-экономическую политику республики; в учебный процесс внедрены федеральные образовательные стандарты; разработаны основные профессиональные образовательные программы и программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих с учетом требований работодателей; созданы фонды оценочных средств; произведена корректировка содержания профессиональных модулей по идентичным профессиям и специальностям в целях создания системы единых требований к формируемым профессиональным компетенциям студентов; подготовлены методические рекомендации по реализации сетевой формы в образовательных программах.

2. Осуществлена реструктуризация сети организаций профессионального образования: выстроена новая типология учреждений профессионального образования, объединены однопрофильные учреждения начального и среднего профессионального образования, созданы многоуровневые учреждения среднего профессионального образования, увеличена доля государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена.

3. Выстроено взаимодействие с социальными партнерами республиканских производственно-научно-образовательных кластеров: развитие системы непрерывного образования осуществляется с помощью ресурсных центров, созданных в рамках государственно-частного партнерства; начали свою деятельность центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для высокотехнологичных производств машиностроительной отрасли; создана инфраструктура транспортно-энергетического ресурсного центра, реконструирован центр подготовки и переподготовки кадров для авиационной отрасли и центр по изготовлению и техническому обслуживанию высокотехнологичной электронной техники, дальнейшее развитие получил межрегиональный центр подготовки специалистов энергической отрасли, наработан опыт в реализации коротких программ профессионального обучения, организовано прохождение стажировок преподавателями специальных дисциплин и мастерами производственного обучения на предприятиях республики; учреждения образования оснащены авторскими учебными программами, учебно-методическими разработками, разработанными социальными партнерами.

4. Повышен уровень кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования: организовано получение педагогическими работниками профессионального образования (необходимого уровня) без отрыва от производства, повышение квалификации в разных формах, стажировки для преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения на предприятиях и в организациях республики; реализуется Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.

5. Внедрены в учебный процесс современные технологии обучения, технология модульного обучения в разных ее вариациях, метод проектной деятельности, кейс-технология, метод групповой дискуссии, проблемное обучение, различные интерактивные методы.

6. Усовершенствована система прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики: ежегодно стал разрабатываться баланс трудовых ресурсов Чувашской Республики, на основании которого формируется прогнозная потребность в кадрах по видам

экономической деятельности; с учетом данной информации определяются объемы подготовки кадров на соответствующий год, подготовлен прогноз потребностей рынка труда Чувашской Республики в квалифицированных кадрах на 2014-2020 гг.

7. Выстроена система формирования профессионально-ориентированного контингента абитуриентов: взаимодействие между образовательными учреждениями осуществляется в рамках образовательного кластера «школа - техникум (колледж)»; созданы центр «Профкарьера» и центры поддержки выбора профессий и планирования карьеры; ежегодно во всех профессиональных организация республики проходит Единый день профориентации; организовано диагностическое тестирование; обновлена база данных о профессиях и специальностях среднего профессионального образования «Атлас профессий»; реализуются проекты «Предприятия - студентам», «Лучший выпускник», «Республиканский фестиваль "Мир профессиональных возможностей"», «Социальный партнер образования».

8. Осуществляется мониторинг требований к уровню подготовки кадров: сформирована региональная система сертификации квалификации и независимой оценки качества профессионального образования; создан Центр сертификации профессиональных квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Информационный доклад «О состоянии и результатах деятельности системы образования Чувашской Республики за 2013-2014 учебный год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId_13/publichnij_doklad_red._ot_06.08.2014.pdf

2. Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011-2015 годы и на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=13&id=901195

3. Дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Чувашской Республике» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=13&id=1650165

4. Головина, А. Г. Адаптация системы профессионального образования Чувашской Республики к рыночным условиям / А. Г. Головина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 4 (84). - С. 166-172.

5. Головина, А. Г. Интеграция образовательной и производственной деятельности при подготовке специалистов [Электронный ресурс] / А. Г. Головина // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. - 2014. - № 8-9(8). - Режим доступа : http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1579

6. Головина, А. Г. Мобильная многоуровневая подготовка профессиональных кадров, востребованных экономикой Чувашской Республики / А. Г. Головина // В мире научных открытий. - 2014. - № 3.1 (51). -С. 541-554.

7. Головина, А. Г. Опыт модернизации профессионального образования Чувашской Республики / А. Г. Головина // Приволжский научный журнал. - 2014. - № 2. - С. 234-238.

8. Кириллова, О. В. Алгоритмитизация процесса повышения профессионального уровня преподавателей в образовательном учреждении / О. В. Кириллова, А. И. Давыдова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. - С. 291-298.

9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html

10. Указ Президента Чувашской Республики «О Совете по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=24&id=898387

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.