Научная статья на тему 'Новые ФГОС и WorldSkills в модернизации Российской системы cреднего профессионального образования (СПО)'

Новые ФГОС и WorldSkills в модернизации Российской системы cреднего профессионального образования (СПО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4481
689
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / CРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО) / ФГОС СПО / WORLDSKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ КАДРЫ / RUSSIAN SYSTEM OF EDUCATION / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION (SVE) / FSES OF SVE / PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENCES / HIGHLY SKILLED WORKERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Раиса Ивановна, Анисимова Варвара Дмитриевна, Олесова Марианна Маратовна

Статья посвящена вопросам внедрения ФГОС и WorldSkills в российских учебных заведениях среднего профессионального образования (СПО) на примере конкретного региона. Авторы констатируют значимость системы СПО как одного из знаковых социальных институтов современного общества в подготовке рабочих кадров, жизненной и профессиональной социализации значительной части молодежи. Раскрыты современные тенденции модернизации СПО, среди которых утверждение ТОП-50 специальностей, создание сети межрегиональных центров компетенций, базовых площадок Центра оценки квалификаций и др. Особое внимание уделяется необходимости разработки и реализации методического сопровождения деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения. Авторы предлагают решать задачи ФГОС и WorldSkills через создание научно-творческих коллективов для работы над новым содержанием учебных дисциплин, разработку диагностического инструментария для оценивания уровня сформированности метапредметных, общих и профессиональных компетенций студентов, установление сотрудничества с социальными партнерами и формирование инновационно-образовательного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонова Раиса Ивановна, Анисимова Варвара Дмитриевна, Олесова Марианна Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FSES AND WORLD SKILLS IN MODERNIZATION OF THE RUSSIAN SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article is devoted to the issues of introducing FSES and WorldSkills in Russian in-stitutions of secondary vocational education as exemplified by a specific region. The authors state the importance of secondary vocational education as one of the significant social institutions of modern society in terms of training of workers and professional socialization of the significant part of young people. The article reveals some current trends of modernization of secondary vocational education, among which there is an establishment of the TOP 50 professions, creation of a network of interregional competence centers and basic sites of the Center for Qualification Evaluation, and etc. The authors pay special attention to the need of development and implementation of methodological support for the activities of teachers and industrial education masters. They also suggest solving the problems of the FSES and WorldSkills through the creation of scientific and creative teams to develop new content of educational disciplines, develop diagnostic tools for assessing the level of formation of metasubject, general and professional competences of students, establishing cooperation with social partners and the formation of innovative-educational cluster.

Текст научной работы на тему «Новые ФГОС и WorldSkills в модернизации Российской системы cреднего профессионального образования (СПО)»

УДК 377:006

Р. И. Платонова1, В. Д. Анисгшоеа1, М. М. Олесова2

НОВЫЕ ФГОС И WORLDSKILLS В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПО)

1 Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Алшосова,

г. Якутск, Россия

2Якутская сельскохозяйственная академия, г. Якутск, Россия

Аннотация. Статья посвящена вопросам внедрения ФГОС и WorldSkills в российских учебных заведениях среднего профессионального образования (СПО) на примере конкретного региона. Авторы констатируют значимость системы СПО как одного из знаковых социальных институтов современного общества в подготовке рабочих кадров, жизненной и профессиональной социализации значительной части молодежи. Раскрыты современные тенденции модернизации СПО, среди которых - утверждение ТОП-50 специальностей, создание сети межрегиональных центров компетенций, базовых площадок Центра оценки квалификаций и др. Особое внимание уделяется необходимости разработки и реализации методического сопровождения деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения. Авторы предлагают решать задачи ФГОС и WorldSkills через создание научно-творческих коллективов для работы над новым содержанием учебных дисциплин, разработку диагностического инструментария для оценивания уровня сформированности метапредметных, общих и профессиональных компетенций студентов, установление сотрудничества с социальными партнерами и формирование инновационно-образовательного кластера.

Ключевые слова: российская система образования, среднее профессиональное образование (СПО), ФГОС СПО, WorldSkills, профессиональное обучение, компетенции, высококвалифицированные рабочие кадры.

Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе развития общества гарантом обеспечения качества профессионального образования выступает ФГОС СПО как основа создания единого образовательного пространства, вместе с тем соревнования WorldSkills постоянно повышают планку, задают новые вызовы, формируют качественно новые требования к компетенциям рабочих кадров. В этих условиях учебным заведениям СПО валено следовать этим требованиям, которые являются залогом устойчивого разви-

© Платонова Р. П., Анисимова В. Д., Олесова М. М., 2018

Платонова Раиса Ивановна - доктор педагогических наук, профессор кафедры адаптивной физической культуры Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия; e-mail: platonova_raisa@mail.ru

Анисгшоеа Варвара Дмитриевна - магистрант кафедры машиноведения автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия; e-mail: avdadf@mail.ru

Олесова Марианна Маратовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Якутской сельскохозяйственной академии, г. Якутск, Россия; e-mail: olesoval964@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.11.2018

тия реального сектора экономики региона, повышения конкурентоспособности выпускников на региональных и мировых рынках. Целью данной научной статьи является комплексный анализ проблем внедрения ФГОС и Х^ГогШвЫШ в российскую систему среднего профессионального образовании.

Материал и методика исследований. Методологическую базу составили работы, посвященные анализу состояния и перспектив развития среднего профессионального образования. Использованы теоретические и практические методы исследования: обзорный анализ научно-теоретических трудов, нормативно-правовых документов, статистический анализ данных.

Результаты исследований и их обсуждение. Кардинальные изменения, происходящие в экономике страны, внедрение в производство инновационных технологий, смена приоритетов на федеральном и региональных рынках груда обусловили рост требований к профессиональным компетенциям инженерно-технических работников. На мировом рынке труда сохраняется дефицит высококвалифицированных рабочих кадров. Проблему обеспечения оответствия качества подготовки носителей рабочих профессий мировым стандартам предполагается решать за счет модернизации системы СПО, \VorldSkills, введения новых ФГОС СПО.

Среднее профессиональное образование выступает в качестве одного из знаковых социальных институтов современного общества: обеспечивает предприятия квалифицированным персоналом, осуществляя жизненную и профессиональную социализацию значительной части молодежи. Российская система СПО располагает огромным потенциалом (треть всех трудящихся страны - ее выпускники), основная часть которого сохранилась, несмотря на трудности 90-х гг. XX в. Президент Российской Федерации В. В. Путин указал, что «уровень профессионального образования - это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса, отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности, на национальных перспективах» [10]. Поэтому введение в практику новых стандартов ФГОС, ставших основой Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ», и госзаказа на востребованные рынком труда профессии позволило СПО усилить на рубеже ХХ-ХХ1 вв. свою значимость в региональных и общероссийской социально-экономических системах, так как активное развитие регионов, реализация ряда государственных программ, совершенствование наукоемких производств невозможны без эффективного вхождения в профессионально-социальный мир новых работников, адаптированных к условиям и требованиям общества новых знаний и технологий.

Последние годы в системе среднего профессионального образования прошли под знаком позитивных перемен: повышение статуса СПО, ежегодный прирост числа абитуриентов, расширение спектра образовательных услуг и пакета профессий, предлагаемых колледжами и техникумами, альтернативность и вариативность программ обучения в зависимости от требований работодателя, изменения нормативной базы, социального партнерства и др.

По данным Росстата, 59 % выпускников 9-ых классов общеобразовательных школ, сдав ОГЭ, выбирает в качестве дальнейшей формы обучения получение образования в системе СПО. Федеральными властями утвержден план на 2016-2020 гг. на подготовку 6 тыс. студентов для оборонно-промышленного комплекса и повышение квалификации для 210 тыс. работающих сотрудников. В 2020 г. в системе среднего профессионального образования начнется выпуск носителей профессиональных технических знаний, обучавшихся по ФГОС СПО [12] самым востребованным на рынке труда перспективным профессиям (ТОП-50 [5]) в сферах ИТ-технологий, обслуживания и ремонта техники (от мобильных устройств до автомобиля и промышленного оборудования), диагностических услуг, строительства. Начата подготовка и переподготовка педагогических кадров для

модернизирующихся учреждений СПО: почти 5 тыс. мастеров производственного обучения осваивают программы повышения квалификации на основе международных стандартов WorldSkills.

Государство ориентирует СПО на создание так называемого треугольника образования. основ}' которого составят квалифицированные рабочие кадры, среднюю зону -техники, вершину - имеющие высшее образование инженеры, проектировщики, управленцы. В России данная концепция ставит перед учреждениями среднего профессионального образования по отношению к выпускникам в качестве основных параметров деятельности:

- давать высокое качество образования [11];

- формировать широкую систему знаний по избранной профессии;

- обеспечивать овладение профессиональными и общекультурными компетенциями, прикладными навыками, позволяющими на производстве трудиться на более высоком и креативном уровне, чем преемники;

- создавать устойчивую мотивацию для раннего включения в профессиональную деятельность при сжатых сроках обучения.

ФГОС для ТОП-50 строится по следующим критериям:

- виды деятельности и профессиональные компетенции будущих представителей «трудового капитала» основываются на требованиях международных профессиональных стандартов, новых образовательных и производственных технологиях;

- изменяются номенклатуры и ориентации общих компетенций;

- усиливается значимость академической свободы в обновлении структурной и содержательной сторон образования для учреждений СПО;

- сроки продолжительности подготовки рабочих кадров варьируются на основе конкретных предложений и рекомендаций ведущих работодателей - потенциальных заказчиков на региональном и федеральном рынках труда;

- задаются четкие условия выполнения требований к реализации образовательных программ;

- вводятся новые дополнительные требования к уровню и практическому опыту профессиональной деятельности педагогических кадров;

- внедряется новая форма организации государственной итоговой аттестации - демонстрационный экзамен.

В 2015-2016 гг. Минобрнауки России были проведены два тура конкурсного отбора, результатом которого стало создание сети из шести межрегиональных центров компетенций, миссия которых - подготовка национальной сборной (включая кандидатов в сборную, конкурсантов, экспертов, тренеров, технических администраторов) и команд других субъектов Российской Федерации к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства WorldSkills. Деятельность таких центров направлена на достижение двух целей: 1) экспериментальной апробации заново разрабатываемых продуктов: федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ, контрольно-измерительных материалов, технологий подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50 - и отработки средств трансляции лучших методик подготовки по программам СПО; 2) подготовки полного состава национальной сборной по WorldSkills, включая не только кандидатов в сборную, но и экспертов, тренеров, специалистов по техническому сопровождению, команд республик и регионов для национальных и международных чемпионатов профессионального мастерства World-Skills [1], [2], [5], [9].

Тем не менее, несмотря на определенные достижения системы СПО, существует ряд проблем, которые являются сдерживающим фактором развития как самой системы, так и ее отдельных структур:

- неполное соответствие качества подготовки выпускников реальным потребностям современного рынка труда, запросам крупных работодателей и профессиональных сообществ;

- студенты получают навыки во время производственной практики и/или в процессе обучения, выполняя задания на устаревшем оборудовании, уже не применяемом непосредственно на высокотехнологичном производстве; их профессиональные компетенции, достаточные на теоретическом уровне, не закрепляются практически;

- преобладание социально-пассивных выпускников учебных заведений, с пониженной мотивацией на качество труда и управление собственной производственной карьерой [4].

Проблема адаптации выпускников российского СПО к профессиональной деятельности в динамично изменяющихся производственно-экономических условиях осложняется новыми условиями на реальных предприятиях, оснащенных современным сложным оборудованием и требующих овладения уникальными технологиями. Современные ФГОС и международные профессиональные стандарты требуют от будущих рабочих и технического контингента, чтобы они полностью погружались в производственные процессы, развивали требуемые профессиональные компетенции, нарабатывали практический опыт деятельности в избранной профессии.

А. А. Листвин, проанализировав качество среднего профессионального образования, отмечает, что, «по заключению отечественных экспертов, 80 % выпускников в области инженерного образования имеют неудовлетворительное качество подготовки», «по международным оценкам, у нас пока не выдерживают конкуренции на мировом рынке труда 55 % выпускников по программам СПО», «выпускник учреждения СПО с дипломом специалиста среднего звена и удостоверением (или свидетельством) о квалификации по рабочей профессии, попадая на производство, вынужден снова пройти цикл обучения, но уже в системе корпоративной переподготовки или повышения квалификации по рабочей профессии» [4]. Решение данной задачи - одной из ключевых для системы профтехобразования - эксперт видит в подготовке и переподготовке преподавателей спеццисциплин и мастеров производственного обучения СПО по международным стандартам профобучения.

В такую программу входят изменение функциональных обязанностей профессионально-педагогического персонала, условий и оплаты труда, оснащение учреждений СПО современным оборудованием, развитие социального партнерства с крупными концернами и предприятиями, предоставляющими свои площади для обучения студентов, использование современных методов управления, повышение финансирования материально-технической базы образовательных организаций [10].

Е. В. Помазанова и М. К. Романченко утверждают, что «часто в текущей деятельности рядового преподавателя СПО существует разрыв теоретических знаний и практических умений». Решение этой проблемы исследователи видят «в повышении профессиональных знаний и педагогического опыта каждого члена профессионально-педагогического коллектива, основанного на знании структуры и методов современной профессиональной педагогики, сознательного отказа от традиционной трактовки обучающего как демонстратора эталонного выполнения трудовых приемов и операций. <...> подготовленный член профессионально-педагогического сообщества должен быть модератором всего учебно-производственного процесса, разработчиком средств обучения, технологий и техник, которые обеспечат развитие личности и компетентности обучаемых» [7], [8]. Обученный в соответствии с новыми требованиями преподаватель модернизируемого учреждения СПО будет способен «адаптировать имеющееся технологическое оборудование под требование заказа на подготовку рабочих кадров для нужд конкретного предприятия» [8], [10], [12].

В современных условиях рынка труда российских регионов, в том числе Республики Саха (Якутии), востребованность выпускников системы СПО, получивших конкретную дефицитную профессию, определяется, с одной стороны, качеством и уровнем их профессиональной подготовки, сформированностью общих и профессиональных компетенций, с другой - компетентностью, уровнем профессиональной грамотности, опытом работы по новым образовательным технологиям педагогических коллективов.

Так, модернизация учебных программ и практик в условиях ГБПОУ «Якутский индустриально-педагогический колледж» ведется с целью обеспечения достаточного уровня профессиональной квалификации выпускников и трансформации ключевых методологических подходов, позволяющих повысить квалификацию и уровень мастерства преподавателей. В принятой программе развития колледжа задачами являются педагогическое сопровождение и мотивация преподавателей к достижению повышенного уровня профессиональных компетенций через систему постоянно действующих проблемно-методических семинаров городского уровня, организацию работы кафедр, проектную деятельность и индивидуальную работу каждого педагога по саморазвитию (как профессионала и воспитателя).

Новые условия организации профессиональной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения СПО требуют пересмотра технологий и методов обучения, форм организации учебных занятий и итоговых экзаменов, в этом значимую роль играет компетентность сотрудников методического отдела, основными задачами которого являются:

- наполнение обучения новым содержанием, опережающим традиционный комплекс знаний и умений в профессиональной деятельности педагога, который органично сочетает учебную работу с научно-исследовательской, методической (в команде) [8];

- разработка инновационных проектов с новыми возможностями ИТ-технологий [3];

- научно-методическое обеспечение эффективной работы базовой площадки Центра оценки квалификаций в области сварочного дела;

- разработка новых методик оценивания результатов педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения;

- оказание консультативно-методической помощи по актуализации и развитию у них профессиональных компетенций как основы профмастерства [6];

- разработка новых образовательных программ и обновление их содержательной части с учетом требований ФГОС СПО, профессиональных стандартов и ключевых компетенций \VorldSkills.

На качество результатов деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения по формированию компетенций у студентов огромное влияние оказывает соответствие материально-технической базы образовательного учреждения условиям и оборудованию производственных предприятий республики.

Открытие базовой площадки Центра оценки квалификаций в области сварочного дела на базе Якутского индустриально-педагогического колледжа не только создает региональному профессиональному сообществу условия для постоянного повышения разрядов, но и позволяет на практических занятиях по курсу «Сварочное дело» формировать компетенции, отвечающие международным техническим стандартам \VorldSkills. В колледже проводятся курсы повышения квалификации и мастер-классы для специалистов, проходит интенсивный обмен опытом лучших мастеров-производственников республики, устанавливаются контакты для совместного наставничества и проектной деятельности. При отборе кадров работодатели отдают предпочтение бывшим слушателям именно таких курсов. Конкурс абитуриентов на специальность «Сварочные технологии» (75 заявлений на 25 мест) свидетельствует об эффективности проводимой работы.

В качестве пилотного проекта с 2016 г. в коллежде проводится демонстрационный экзамен по компетенции «Сварочные технологии», который максимально приближен к реалиям производства и охотно посещается представителями потенциальных работодателей, заинтересованных в грамотных рабочих, «способных эффективно реализовывать полученные при обучении компетенции» [7]. Молодые специалисты, ориентированные на трудоустройство на крупных промышленных предприятиях, проходят аттестацию в Национальном агентстве контроля сварки.

Реализация новых ФГОС СПО и профессиональных стандартов, дуальное образование, растущая конкуренция за возможность участвовать в международном и всероссийском чемпионатах WorldSkills, конкурсах профессионального мастерства и предметных олимпиадах мотивируют преподавателей на профессиональное совершенствование, освоение новых навыков и образовательных техник, лучшего мирового и российского опыта в сфере педагогики профобразования.

Резюме. На наш взгляд, новый подход к организации методической работы с преподавателями, разработка индивидуальных программ педагогического сопровождения позволят решить ряд задач, таких как создание научно-творческих коллективов для работы над новым содержанием учебных дисциплин с учетом международных стандартов профессиональной деятельности, метапредметных связей; разработка диагностического инструментария для оценивания уровня сформированности метапредметных, общих и профессиональных компетенций студентов; установление эффективных форм сотрудничества с социальными партнерами (работодателями, представителями региональной и муниципальной власти, делового сообщества, учеными и политиками, а также другими образовательными организациями) на основе сетевого взаимодействия; формирование основ инновационно-образовательного кластера.

Динамически изменяющиеся условия рынков труда, смена приоритетов профессий, конкуренция в сфере занятости обуславливают необходимость не только освоения новых лучших мировых стандартов в профессиональном образовании, овладения компетенциями на продвинутом уровне. Общество, профессиональное сообщество и крупные работодатели требуют от преподавателей и мастеров производственного обучения готовности организовать на уровне современных стандартов вхождение в трудовую деятельность новой генерации индустриально-технических кадров. Конечный результат республиканских профессионально-педагогических коллективов - обеспечить увеличение к концу 2020 г. численности выпускников образовательных учреждений СПО Якутии до 50 тыс. человек, лучшие из которых смогут на демонстрационных экзаменах показать уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills Russia.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астаева С. С. Подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по программам конкурсного движения WorldSkills в условиях сетевого взаимодействия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 8, ч. 2. - С. 95.

2. Галанина М. А. Проблемы повышения качества подготовки будущих специалистов в условиях межрегионального центра компетенций // Среднее профессиональное образование. - 2017. - № 1. - С. 3.

3.Дорожкин Е. М, Лыжин А. И., Табаков Л. С. Применение информационных технологий в процессе подготовки мастеров производственного обучения //Научный диалог. -2016. -№ 3(51). - С. 281-290.

4. Листвин А. А. Антиномии современного среднего профессионального образования // Образование и наука.-2017.-№1, т. 19.-С. 113.

5. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2016. - № 1-2(24). - С. 61-70.

6. Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://static.govenmient.ru/media/files/7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbjViodyObukhty.pdf.

7. Платонова Р. И., Воронов В. В. Технология обучения: от уточнения понятий к практике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 1(85). - С. 162-166.

8. Помазанова Е. В. Индивидуальные траектории образования педагогических работников в системе среднего профессионального образования // Образование и воспитание. - 2016. - № 1(6). - С. 83-85.

9. Попов К. В. Дуальная подготовка квалифицированных кадров в сфере автомобильного транспорта в соответствии с профессиональными стандартами и стандартами ШогИБкИк // Учебный год. - 2018. -№50.-С. 82-84.

10. Путин обсудил с Госсоветом проблемы национального проекта по образованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.newsru.com/russia/24mar2006/education.html.

11. Романченко М. К. Повышение качества образования как результат эффективной научно-методической работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 1(25). - С. 139.

12. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 июня 2014 г. № 632) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/documents/view/58828/.

UDC 377:006

R. I. Platonova1, B. D. Anisimova1, M M. Olesova2

NEW FSES AND WORLD SKILLS IN MODERNIZATION OF THE RUSSIAN SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

'M Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia 2Yakutsk agricultural Academy, Yakutsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the issues of introducing FSES and WorldSkills in Russian institutions of secondary vocational education as exemplified by a specific region. The authors state the importance of secondary vocational education as one of the significant social institutions of modern society in terms of training of workers and professional socialization of the significant part of young people. The article reveals some current trends of modernization of secondary vocational education, among which there is an establishment of the TOP 50 professions, creation of a network of interregional competence centers and basic sites of the Center for Qualification Evaluation, and etc. The authors pay special attention to the need of development and implementation of methodological support for the activities of teachers and industrial education masters. They also suggest solving the problems of the FSES and WorldSkills through the creation of scientific and creative teams to develop new content of educational disciplines, develop diagnostic tools for assessing the level of formation of metasubject, general and professional competences of students, establishing cooperation with social partners and the formation of innovative-educational cluster.

© Platonova R. I., Anisimova B. D., Olesova M. M., 2018

Platonova, Raisa Ivanovna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Adaptive Physical Education, M. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia; e-mail: platonova_raisa@mail.ru

Anisimova, Varvara Dmitrievna - Master's Degree Student, Department of Mechanical Engineering, M. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia, e-mail: avdadf@mail.ru

Olesova, Marianna Maratovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of General Education Disciplines, Yakut State Agricultural Academy, Yakutsk, Russia; e-mail: olesoval964@mail.ru

The article was contributed on November 26, 2018

BecniHUK 'H 'liy iiM. K X. Hmejieea. 2018. № 4(100)

Keywords: Russian system of education, secondary vocational education (SVE), FSES of SVE, WorldSkills, professional training, competences, highly skilled workers.

REFERENCES

1. Astaeva S. S. Podgotovka kvalificirovannyh rabochih, sluzhashchih i specialistov srednego zvena po pro-grammam konkursnogo dvizheniya WorldSkills v usloviyah setevogo vzaimodejstviya // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2016. - № 8, ch. 2. - S. 95.

2. Galanina M. A. Problemy povysheniya kachestva podgotovki budushchih specialistov v usloviyah mezh-regional'nogo centra kompetencij // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2017. - № 1. - S. 3.

3. Dorozhkin E. M, Lyzhin A. I., Tabakov L. S. Primenenie informacionnyh tekhnologij v processe podgotovki masterov proizvodstvennogo obucheniya // Nauchnyj dialog. -2016.-№3(51).-S.281-290.

4. Listvin A. A. Antinomii sovremennogo srednego professional'nogo obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. -2017.-№l,t. 19.-S. 113.

5. Ob utverzhdenii spiska 50 naibolee vostrebovannyh na rynke truda, novyh i perspektivnyh professij, trebuyushchih srednego professional'nogo obrazovaniya // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire. - 2016. - № 1-2(24). - S. 61-70.

6. Pasport prioritetnogo proekta «Obrazovanie» po napravleniyu «Podgotovka vysokokvalificirovannyh specialistov i rabochih kadrov s uchetom sovremennyh standartov i peredovyh tekhnologij» («Rabochie kadry dlya peredovyh tekhnologij») [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa http://static.government.ru/media/fi-les/7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbj ViodyObukhty.pdf.

7. Platonova R. I., Voronov V V Tekhnologiya obucheniya: ot utochneniya ponyatij k praktike // Vestnik Chu-vashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2015. -№ 1(85). - S. 162-166.

8. Pomazanova E. V. Individual'nye traektorii obrazovaniya pedagogicheskih rabotnikov v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya// Obrazovanie i vospitanie. -2016. -№ 1(6). - S. 83-85.

9. Popov K. V. Dual'naya podgotovka kvalificirovannyh kadrov v sfere avtomobil'nogo transporta v sootvet-stvii s professional'nymi standartami i standartami WorldSkills // Uchebnyj god. - 2018. - № 50. - S. 82-84.

10. Putin obsudil s Gossovetom problemy nacional'nogo proekta po obrazovaniyu [Elektronnyj resurs], -Rezhim dostupa: https://www.newsru.com/russia/24mar2006/education.html.

11. Romanchenko M. K. Povyshenie kachestva obrazovaniya kak rezul'tat effektivnoj nauchno-metodicheskoj raboty // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2017. - № 1(25). - S. 139.

12. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo obrazovaniya (FGOS SPO) novogo pokoleniya (utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 05 iyunya 2014 g. № 632) [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.edu.ru/documents/view/58828/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.