Anisimova Varvara Dmitrievna NEW CHALLENGES AND TOOLS .
pedagogical sciences
УДК 37.013.75
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ СПО
© 2018
Анисимова Варвара Дмитриевна, магистрант кафедры машиноведения Автодорожного факультета Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (677013, Россия, Якутск, ул. Белинского, 58, e-mail: [email protected])
Аннотация. Трансформация и новые тренды рынка труда все больше предъявляют серьезные требования к профессиональным компетенциям специалистов. На мировом уровне рынок труда испытывает устойчивый дефицит высококвалифицированных рабочих кадров, что отражается на производительности труда отдельного предприятия региона, в целом и страны. Восполнение нехватки рабочих кадров на рынке, соответствие качества подготовки кадров рабочих профессий к мировым стандартам World Skills, новым ФГОС СПО, профессиональным стандартам являются основными задачами системы профессионального образования. В данной статье рассмотрены основные проблемы и пути модернизации системы среднего профессионального образования в условиях РФ на примере отдельного региона. Раскрывается актуальность методического сопровождения деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения по реализации новых требований в связи с повышением необходимости не только освоения, но и опережения новых и лучших мировых практик и стандартов в профессиональном образовании в условиях современных обновляющихся технологических условий профессиональной деятельности рабочих кадров. Новые ФГОС, профстандарт и международные конкурсы World Skills ставят перед СПО задачи на высоком творческом уровне подготовить специалистов, владеющих профессиональными навыками и опытом в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.
Ключевые слова: подготовка рабочих кадров, профессиональная подготовка, ФГОС СПО, World Skills, стандарты в профессиональном образовании, профессиональный стандарт, ключевые компетенции, высококвалифицированный специалист, рабочие кадры.
NEW CHALLENGES AND TOOLS TO PREPARE WORKING FRAMEWORKS IN THE ACCOUNT SYSTEM
© 2018
Anisimova Varvara Dmitrievna, Master of Science in Machine Science Department of Road Construction North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (677013, Russia, Yakutsk, Belinskogo str., 58, e-mail: [email protected])
Abstract. Transformation and new trends in the labor market are increasingly placing serious demands on the professional competencies of specialists. At the world level, the labor market is experiencing a steady deficit of highly skilled workers, which affects the productivity of the individual enterprise in the region, in general and in the country. Replenishment of the shortage of workers in the market, the conformity of the quality of the training of workers in the professions to the world standards of World Skills, the new FGOS SPO, professional standards are the main tasks of the vocational education system. In this article the main problems and ways of modernization of the system of secondary vocational education in the conditions of the Russian Federation on an example of a separate region are considered. The urgency of methodical support of the activity of teachers and masters of industrial training on the implementation of new requirements is revealed in connection with the increase in the need not only for mastering, but also for advancing new and better world practices and standards in vocational education in the conditions of modern renewed technological conditions for the professional activity of workers. New FGOS, professional standards and international competitions World Skills put before the secondary vocational education tasks at a high creative level to prepare specialists who have professional skills and experience in accordance with modern standards and advanced technologies.
Keywords: training of personnel, vocational training, secondary vocational education, World Skills, standards in vocational education, professional standard, core competencies, highly qualified specialist, workforce.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитию системы среднего профессионального образования (далее - СПО) на протяжении достаточно долгого времени не уделялось должного внимания на государственном уровне и с позиции институтов гражданского общества. Но в последнее время отмечаются позитивные моменты: - увеличение количества студентов СПО, ежегодный рост числа абитуриентов, повышение престижа среднего профессионального образования, расширение спектра образовательных услуг, предоставляемых средними образовательными учреждениями. По отдельным отраслям формируется госзаказ на подготовку кадров по востребованным специальностям. Например, Правительством РФ на 2016 - 2020 г. утвержден план на подготовку 6000 студентов и повышение квалификации 210 000 сотрудников оборонно-промышленного комплекса. Согласно Поручению Президента РФ в 2020 году в системе среднего профобразования должен осуществиться выпуск кадров на основе ФГОС СПО [1] по ТОП - 50 [2] самым востребованным на рынке труд, новым и перспективным профессиям. ФГОС по ТОП - 50 имеет такие отличительные характеристики:
- виды деятельности и профессиональные компетенции будущих специалистов основаны на требованиях
современных международных Профстандартов с учетом новых технологий;
- изменение номенклатуры и ориентации общих компетенций;
- акцентировано внимание на усилении роли академической свободы для образовательных организаций СПО в обновлении структурной и содержательной сторон образования;
- уточнены сроки продолжительности подготовки рабочих кадров на основе конкретных предложений и рекомендаций ведущих работодателей - заказчиков на рынке;
- определены условия выполнения требований и реализации образовательных программ;
- введены новые дополнительные требования к уровню и практическому опыту профессиональной деятельности педагогических кадров;
- введена новая форма организации государственной итоговой аттестации - демонстрационный экзамен.
Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы был проведен конкурс на создание Межрегиональных центров компетенций (далее - МЦК). Целью МЦК выступает создание условий для обеспечения подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специ-
педагогические науки
Анисимова Варвара Дмитриевна НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ...
альностям среднего профессионального образования, а также обеспечение тренировки национальной сборной для подготовки к национальным и международным чемпионатам профмастерства WorldSkills. В результате конкурсной работы создана сеть региональных МЦК, «на площадках которых осуществляется экспериментальная апробация новых 44 ФГОС, образовательных программ, модулей, методик и технологий подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50, выработка механизма трансляции лучшего практического опыта подготовки по образовательным программам СПО и профессионального обучения по ТОП-50» [3, 4].
По данным Росстата 59% выпускников 9 класса после сдачи ОГЭ поступили в образовательные учреждения СПО. В 2017 году по приоритетному проекту «Рабочие кадры для передовых технологий» реализацию новых ФГОС по ТОП-50 начали 1,5 тысячи колледжей. Начата подготовка и переподготовка педагогических кадров -почти 5 тысяч мастеров производственного обучения осваивают программы повышения квалификации на основе международных стандартов WorldSkills.
Но, несмотря на то, что образовательные организации осуществляют подготовку будущих кадров рабочих профессий, руководствуясь ФГОС СПО, уровни подготовленности выпускников не всегда соответствуют реальным условиям современного рынка, запросам работодателей. Студенты при прохождении практики и выполнении практических заданий работают на устаревших оборудованиях, вышедших из строя и уже не используемых на производстве. После выпуска молодые специалисты испытывают трудности при работе на современных технологических оборудованиях производства, имея достаточные профессиональные компетенции на теоретическом уровне без практического подкрепления.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема адаптации выпускников в профессиональной деятельности усложняется новыми Профессиональными стандартами, требованиями к деятельности на рабочем месте в производстве, который оснащен современными сложными оборудованиями и уникальными технологиями. Именно реальные условия современного производства позволяют будущим специалистам полностью погрузиться в процесс и развивать востребованные навыки и практический опыт по выбранной специальности. А.А. Листвин в своих исследованиях о качестве среднего профессионального образования утверждает, что «по заключению отечественных экспертов 80% выпускников в области инженерного образования имеют неудовлетворительное качество подготовки», «по международным оценкам у нас пока не выдерживают конкуренции на мировом рынке труда 55% выпускников - по программам СПО», «в настоящее время выпускник учреждения СПО с дипломом специалиста среднего звена и удостоверением (или свидетельством) о квалификации по рабочей профессии, попадая на производство, вынужден снова пройти цикл обучения, но уже в системе корпоративной переподготовки или повышения квалификации по рабочей профессии» [5]. Одним из ключевых задач для выявленного противоречия автор видит в подготовке и переподготовке мастеров производственного обучения СПО, изменение их функциональных обязанностей, условий и оплаты труда, оснащение современными оборудованиями учебно-производственных мастерских, повышение финансирования материально-технической базы образовательных организаций [5, C.114].
Специалисты среднего профессионального образования считают, что «часто в текущей деятельности преподавателя остается разрыв теоретических знаний и практических умений». Решение этой проблемы видят «в повышении профессионального педагогического опыта,
основанного на знании структуры и методов методической работы» [6].
Сегодня очевидным становится факт, что репродуктивные методы обучения, активно применяемые в практике подготовки специалистов, не отвечают предъявляемым требованиям, «в современных условиях производства и образования от мастера производственного обучения требуется быть не просто демонстратором эталонного выполнения трудовых приемов и операций, но и модератором всего учебно-производственного процесса, а также разработчиком тех средств обучения, которые он будет применять в процессе своей деятельности» [7,8]. В связи с тем от преподавателя СПО требуется умение «адаптировать имеющееся технологическое оборудование под требование заказа на подготовку рабочих кадров для нужд конкретного предприятия» [7,8].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Модернизация системы среднего профессионального образования требует обеспечения условий для повышения квалификации и роста профессионального мастерства преподавателей. В программе развития ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Якутский индустриально -педагогический колледж» одним их важных задач является мотивирование к развитию деятельностного уровня профессиональных компетенций преподавателей через проведение систематически действующих проблемно
- методических семинаров для работников образовательного учреждения и для педагогов всей региональной системы среднего профессионального образования региона, организация кафедральной системы работы и индивидуальной работы каждого преподавателя.
На повышение результатов профессиональной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения СПО важную роль играет материально
- техническая база образовательного учреждения, особенно в период реализации требований ФГОС СПО. Открытие базовой площадки Центра оценки квалификаций в области сварочного дела на базе Якутского индустриально - педагогического колледжа создает условия постоянно повышать разряды профессионального сообщества в условиях региона. В колледже имеется современная база для организации практических учебных занятий по компетенциям «Сварочное дело», отвечающая международным техническим стандартам World Skills. На базе колледжа проводятся курсы повышения квалификации для специалистов и студентов, в результате которого происходит обмен опытом лучших мастеров на местах производства, устанавливаются контакты для наставничества, отбор кадров работодателями. Рост числа абитуриентов на «Сварочное дело» на 25 мест 75 заявлений свидетельствует об эффективности проводимой работы. В виде пилотного проекта второй год проводится демонстрационный экзамен по компетенции «Сварочное дело» в максимально приближенных к реальным условиям производства, за процессом которого следят работодатели, заинтересованные в специалистах, готовых приступить сразу после выпуска. Молодые специалисты, проявляющие интерес к трудоустройству в крупных промышленных предприятиях, проходят аттестацию в Национальном агентстве контроля сварки.
Новые условия организации профессиональной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения СПО требуют пересмотра технологий и методов обучения, форм организации учебных занятий и итоговых экзаменов, в которых роль методического отдела учреждения огромна. Основными задачами методического отдела СПО являются:
- наполнение новым смыслом опережающую профессиональную деятельность педагога СПО, требующей сочетать учебную работу с научно - исследовательской, методической работой в команде для разработки инновационных проектов с новыми технологическими решениями;
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4(25)
29
Anisimova Varvara Dmitrievna NEW CHALLENGES AND TOOLS .
pedagogical sciences
- научно - методическое обеспечение эффективной деятельности базовой площадки Центра оценки квалификаций в области сварочного дела;
- разработка новых методик оценивания результатов педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения учебного учреждения;
- оказание консультативно - методической помощи по актуализации и развитию у преподавателей и мастеров производственного обучения востребованных профессиональных компетенций как основы профессионального мастерства;
- разработка новых образовательных программ и обновление их содержательной части с учетом требований ФГОС СПО, профессиональных стандартов и ключевых компетенций World Skills;
Реализация новых ФГОС СПО, профессиональных стандартов, дуальное образование [8]. повышающаяся конкуренция в международном конкурсе World Skills становятся мотивирующими факторами для преподавателей СПО на непрерывное освоение новых профессиональных навыков, обновление знаний, достижение высокого уровня профессионального мастерства в своей сфере. На наш взгляд, новый подход в организации методической работы с преподавателями должен обеспечить решение задач СПО: создание научно - творческих коллективов для обеспечения содержания учебных дисциплин метапредметными связями, решения проблем оценивания уровня сформированности метапред-метных и профессиональных компетенций студентов; - установление эффективных форм сотрудничества с социальными партнерами, другими образовательными организациями на основе сетевого взаимодействия с ориентацией на создание инновационно - образовательного кластера [10]. Возрастающий интерес и необходимость не только освоения, но и опережения новых и лучших мировых стандартов в профессиональном образовании, современные обновляющиеся технологические условия профессиональной деятельности рабочих кадров требуют от преподавателей и мастеров производственного обучения на высоком творческом уровне владеть профессиональными навыками и опытом, чтобы быть готовыми организовать подготовку будущего специалиста «высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, обеспечив увеличение к концу 2020 года до 50 тыс. человек численности выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс Россия» [11].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения/ Приказ Минобрнауки от 05.06.2014. № 632.
2. Перевертайло А.С. Межрегиональный центр компетенций в качестве модели инновационного «Хаба» системы среднего профессионального образования России // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 1-2 (24). С. 6-17.
3. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Приказ Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г.
4. Галанина М.А. Проблемы повышения качества подготовки будущих специалистов в условиях межрегионального центра компетенций // Среднее профессиональное образование. 2017. № 1. С.3.
5. Листвин А.А. Антиномии современного среднего профессионального образования // Образование и наука. Том 19.№ 1.2017 /The Education and science journal. Vol. 19. no. 1. 2017. С. 113.
6. Романченко М. К. Повышение качества образования как результат эффективной научно-методической работы //Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 139.
7. Дорожкин Е.М., Лыжин А.И., Табаков Л.С. Применение информационных технологий в процессе подготовки мастеров производственного обучения //Научный диалог. 2016. №3 (51). С. 281-290.
8. Платонова Р.И., Воронов В.В. Технология обучения: от уточнения понятий к практике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2015. № 1 (85). С. 162-166.
9. Попов К.В. Дуальная подготовка квалифицированных кадров в
сфере автомобиль транспорта в соответствии с профессиональными стандартами и стандартами World Skills. // Учебный год. 2018. № 1 (50). С. 82 - 84.
10. Астаева С.С. Подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по программам конкурсного движения World Skills в условиях сетевого взаимодействия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 8-2. С.95.
11. Приоритетный проект «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий» от 25 октября 2016 г. № 9.
Статья поступила в редакцию 29.09.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018