Научная статья на тему 'Анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации'

Анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАБОЧИЕ КАДРЫ / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов А.А.

Введение: вопрос развития системы подготовки рабочих кадров в Российской Федерации приобретает особую актуальность в условиях трансформации подходов к роли рабочих кадров в современной экономике. Действующие подходы органов власти к повышению качества подготовки рабочих кадров основаны на оценке соответствия образовательных организаций формальным показателям и критериям. Целесообразнее решать данную проблему через учет мнений работодателей и углубленную синхронизацию федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов. Цель: разработка предложений по развитию системы подготовки рабочих кадров на основе оценки степени удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров и анализа синхронизации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов. Методы: теоретический и нормативный анализ, систематизация, описание, группировка, опрос. Результаты: проведен анализ удовлетворенности качеством подготовки рабочих кадров работодателей из 10 регионов Российской Федерации, а также синхронизации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов, подготовлены предложения по развитию системы подготовки рабочих кадров в стране. Выводы: значительная неудовлетворенность работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации основана на асинхронности федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов, что свидетельствует о назревшей потребности развития системы подготовки рабочих кадров с учетом мнений работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации»

□

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

УДК 331.544, 331.538.2, 377.3

DOI: 10.17072/2218-9173-2018-4-531-547

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. А. СТЕПАНОВ

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия

Для цитирования:

Степанов А. А. Анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации // Ars Administrandi (Искусство управления). 2018. Том 10, № 4. С. 531-547. DOI: 10.17072/2218-9173-2018-4-531-547.

Введение: вопрос развития системы подготовки рабочих кадров в Российской Федерации приобретает особую актуальность в условиях трансформации подходов к роли рабочих кадров в современной экономике. Действующие подходы органов власти к повышению качества подготовки рабочих кадров основаны на оценке соответствия образовательных организаций формальным показателям и критериям. Целесообразнее решать данную проблему через учет мнений работодателей и углубленную синхронизацию федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов.

Цель: разработка предложений по развитию системы подготовки рабочих кадров на основе оценки степени удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров и анализа синхронизации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов.

Методы: теоретический и нормативный анализ, систематизация, описание, группировка, опрос.

Результаты: проведен анализ удовлетворенности качеством подготовки рабочих кадров работодателей из 10 регионов Российской Федерации, а также синхронизации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов, подготовлены предложения по развитию системы подготовки рабочих кадров в стране.

Выводы: значительная неудовлетворенность работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации основана на асинхронности федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов, что свидетельствует о назревшей потребности развития системы подготовки рабочих кадров с учетом мнений работодателей.

© Степанов А. А., 2018

531

Ключевые слова: рабочие кадры; развитие системы подготовки рабочих кадров; удовлетворенность работодателей качеством подготовки рабочих кадров; федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования; профессиональные стандарты

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловливается необходимостью существенной трансформации системы подготовки рабочих кадров в Российской Федерации ввиду изменения роли рабочих кадров в экономике и наличия ряда объективных факторов, сдерживающих развитие страны. Рабочие кадры в условиях появления новых технологий производства и отраслей экономики должны трансформироваться в ту категорию работников, кто способен выполнять инженерные функции и обладает актуальными техническими и прикладными знаниями для работы на передовом оборудовании (Heo et al., 2018)1. Однако обучение по образовательным программам среднего профессионального образования среди молодежи не пользуется должной популярностью. Все чаще выпускники ориентированы не на трудоустройство по полученной профессии или специальности, а на продолжение обучения по программам высшего образования без сдачи Единого государственного экзамена. Одновременно сокращается количество образовательных организаций, реализующих программы подготовки рабочих кадров. Возрастают риски неэффективности государственных расходов на подготовку рабочих кадров (Золотарева, 2014; Hensen and Hippach-Schneider, 2016).

Целью данной статьи является анализ степени удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели решаются задачи:

- разработать методологию анализа удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров;

- провести эмпирическое исследование (методом опроса);

- проанализировать полученные результаты эмпирического исследования;

- сформулировать предложения по повышению качества подготовки рабочих кадров в Российской Федерации.

Теоретическая значимость статьи заключается в развитии теоретических исследований по проблеме удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации, а также разработке и апробации методического инструментария оценки степени удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров. Практическая значимость работы состоит в разработке предложений по повышению качества подготовки рабочих кадров в Российской Федерации на основе применения метода опроса.

1 Analysis and Overview of NQF Developments in European Countries. Annual Report 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cedefop.europa.eu/files/6117_en.pdf (дата обращения: 02.09.2018). DOI: 10.2801/19285.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в сфере среднего профессионального образования, ежегодно проводится мониторинг качества подготовки кадров. По его итогам, однако, меры, направленные на повышение качества образования, применяются не системно, а сама методика мониторинга в значительной степени ориентирована на оценку инфраструктуры, финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций, их опыта международного сотрудничества и результативности участия обучающихся в региональных и национальных чемпионатах WorldSkills. Автор не ставит под сомнение важность данных аспектов мониторинга качества подготовки кадров, но тем не менее выдвигает гипотезу о том, что при решении задачи повышения качества подготовки рабочих кадров необходимо учитывать мнение работодателей.

МЕТОДОЛОГИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ) ИССЛЕДОВАНИЯ

Конкурентоспособность страны и ее роль на мировой арене определяются научным, производственным и технологическим уровнем развития общества и экономики, динамичностью внедрения инноваций в производство товаров и услуг. В условиях цифровизации управленческих и производственных процессов особую роль приобретает формирование интеллектуального потенциала, который способствует актуализации знаний, навыков и компетенций в преобразовании социально-экономической среды жизнедеятельности человека, повышению качества жизни. Креативное мышление, его самостоятельность и критичность являются основой профессионализма в различных областях экономической деятельности и ядром научного капитала нации. Формирование интеллектуального потенциала личности происходит в условиях образовательной системы, поэтому ее соответствие потребностям общества и власти является определяющим фактором развития государства в целом. Требования к профессионалу в различных видах экономической деятельности должны быть отражены в соответствующих стандартах.

На данном историческом этапе необходимо обеспечить взаимосвязь ступеней образовательной системы и внедрить практико-ориентированный подход, направленный на приобретение обучающимися навыков и компетенций, которые они смогут реализовать в выбранной профессии. Немаловажное значение приобретает развитие кадрового состава образовательных организаций с привлечением специалистов различных отраслей экономики.

Значительное внимание в ходе разработки методологии исследования уделялось работам по проблематике эволюционного развития системы подготовки кадров и развития технологий оценки потребностей работодателей в инженерно-технических кадрах (Асалиев, 2016; Мартынов и др., 2017; Мир-забалаева, 2016). Среди зарубежных исследователей в этой области активно работают И. Б. Ницжан, А. А. Ниязгулова, А. К. Бейсембаева, С. К. Жальга-

сова, С. З. Султанова, П. Матин, Ю. Жин, Л. Чжан, К. Дабипи (Niyazgulova et al., 2017; Zhang et al., 2017).

Зарубежные исследователи Э. Фромм, Р. Г. Кунн, М. Ф. Чуиха, Б К. Коннор, Д. Ньюмен описывают педагогические эксперименты по повышению образовательного опыта студентов-инженеров (Fromm and Quinn, 1989; Chouikha et al., 2016).

В свое время о необходимости создания системы четкого разделения профессий писал А. Эбботт (Abbott, 1988). Весомый вклад в разработку предложений по совершенствованию системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций внесла Н. М. Золотарева, результаты исследований и предложения которой также были учтены в ходе работы над статьей (Золотарева, 2014). Изучением вопросов повышения качества подготовки рабочих кадров, престижа рабочих профессий в обществе, эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций, а также проблем моделирования технологии взаимодействия образовательной организации с работодателями занимаются такие зарубежные специалисты, как М. Альтет, П. Бурдье, У М. Валеала, У Гиппач-Шнайдер, В. Карт, К. Коллин, С. Микконен, Л. Постарефф, Ж.-К. Пассерон, К. А. Хенсен (Altet et al., 2002; Cart et al., 2008; Бурдье и Пассерон, 2007; Mikkonen et al., 2017; Postareff et al., 2018; Collin and Valleala, 2005).

Отметим, что зарубежные ученые при анализе проблематики качества подготовки рабочих кадров приоритетным считают уровень профессионального мастерства педагогических работников (Aarkrog, 2005; Billett, 2002; Cao et al., 2018; Corney and du Plessis, 2010). Не менее важную роль в решении проблемы повышения качества подготовки рабочих кадров авторы отводят профессиональной ориентации молодежи. Прорабатывается подход, согласно которому качество подготовки рабочего и его востребованность на рынке труда напрямую зависят от качества профориентационной работы и успешности выстраивания образовательной траектории в соответствии с будущей карьерой студента (Rhee et al., 2017; Streveler et al., 2018).

На качество подготовки специалиста огромное влияние имеют применяемые методы и технологии обучения. Наиболее эффективными являются научные и научно-практические конференции, познавательные экскурсии, профессиональные викторины, деловые игры и кейсы с использованием элементов профессионализма будущих специалистов. Набирает популярность интегрированная форма учебных занятий - объединение нескольких дисциплин в одну лекцию, семинар, что позволяет более глубоко усваивать роль изучаемых явлений, закономерностей в профессиональной деятельности, их взаимосвязи с другими научными и практическими сферами.

Инновационные методы должны сочетать личностно-ориентированное обучение с актуализацией творческого потенциала обучающегося. Для эффективности практико-ориентированного преподавания данный метод предусматривает:

- обзоры новой информации (новаций, открытий, успешных проектов) в сфере профессиональных интересов;

- обеспечение взаимодействия между образовательными учреждениями и бизнесом с целью формирования надежных контактов выпускников вузов с будущими работодателями;

- разработка кейс-технологий обучения с наличием авторского участия;

- формирование у обучающихся навыков и установок на саморазвитие и самостоятельное дополнительное профессиональное образование.

Отсутствие системного подхода и преемственности результатов образовательной деятельности и их реализации в трудовой деятельности обусловливает расхождение во взглядах на профессионально значимые компетенции у различных субъектов социально-экономического и образовательного пространства: государства, общества, бизнес-структур, образовательных организаций и самих обучающихся.

Основным противоречием современного этапа развития системы образования является несоответствие полученных практических компетенций выпускников выполняемым профессиональным обязанностям, негативным следствием которого стали длительные сроки адаптации на производстве, затраты на дополнительное обучение, снижение квалификации кадрового состава, возможные убытки и простои для предприятия-работодателя.

Автор статьи, разделяя подходы и принципы, изложенные в трудах зарубежных специалистов, выдвигает тезис о принципиально различных факторах, оказывающих воздействие на функционирование и определяющих перспективы трансформации системы подготовки рабочих кадров в Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составляют методика осуществления мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации, проводимого ежегодно Министерством образования и науки Российской Федерации (с 15 мая 2018 года Министерством просвещения Российской Федерации)2 и результаты федерального статистического наблюдения3.

За основу были взяты показатели и критериальная база, составлен опросный лист для оценки степени удовлетворенности качеством подготовки рабочих кадров работодателями. Далее проведен анализ соответствия федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) профессиональным стандартам по идентичным профессиям и специальностям, разработаны предложения по совершенствованию системы подготовки рабочих кадров, ориентированные на повышение качества образования и степени удовлетворенности им работодателей.

2 Ежегодный доклад о результатах Мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации. М., 2016. 42 с. [Электронный ресурс]: офиц. сайт М-ва образования и науки Рос. Федерации. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/others/Doklad_2016.pdf (дата обращения: 10.09.2018).

3 Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_ doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html (дата обращения: 10.09.2018).

В ходе исследования проведен опрос представителей 300 работодателей (компании различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие трудоустройство молодежи по рабочим профессиям) в 10 регионах Российской Федерации (Брянская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская и Смоленская области, Краснодарский и Пермский края).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования показали, что порядка 25 % руководителей отечественных предприятий и организаций скорее не удовлетворены уровнем квалификации молодых работников, завершивших обучение по программе среднего профессионального образования и трудоустроенных в течение одного года после выпуска. При этом 40 % респондентов уверенно заявили о неудовлетворенности уровнем профессиональной квалификации молодежи, удовлетворены лишь 35 % работодателей.

По данным выборочного статистического наблюдения трудоустройства выпускников образовательных организаций России с 2010 по 2015 годы выпуска, проводимого Федеральной службой государственной статистики4, 13 % выпускников, закончивших обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, считают приобретенные в ходе обучения в средних профессиональных образовательных организациях знания недостаточными. При этом 1,6 % респондентов отметили, что полученные знания им не пригодились (рис.).

Следующий этап исследования - анализ соответствия ФГОС СПО профессиональным стандартам. Одной из функций государства в развитии системы подготовки рабочих кадров является синхронизация этих документов. Необходимо отметить, что они принимаются разными федеральными органами исполнительной власти. Так, ФГОС СПО принимается Министерством образования и науки Российской Федерации (сейчас Министерством просвещения Российской Федерации), профстандарты - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Изучив ряд ФГОС СПО (100114.01 «Официант/бармен»5, 262019.03 «Портной»6, 190623.03 «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава»7) и соответствующих им профстандартов («Официант/

4 Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование [Электронный ресурс]: офиц. сайт Федер. службы гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/welcome2. html (дата обращения: 25.08.2018).

5 ФГОС 100114.01 «Официант, бармен» [Электронный ресурс]: утв. Приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 02.08.2013 № 731. URL: http://base.garant.ru/70444122/ (дата обращения: 20.08.2018).

6 ФГОС 262019.03 «Портной» [Электронный ресурс]: утв. Приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 02.08.2013 № 770. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70344496/#1000 (дата обращения: 20.08.2018).

7 ФГОС 190623.03 «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава» [Электронный ресурс]: утв. Приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 02.08.2013 № 696. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70346154/ (дата обращения: 20.08.2018).

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Программы подготовки специалистов среднего

Программы бакалавриата

Программы специалитета, магистратуры

Программы подготовки кадров высшей квалификации

Всего

60 70 80 90 100

I Знаний достаточно

Знаний недостаточно

Знания не пригодились

Рис. Оценка знаний выпускников образовательных организаций, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) за период с 2010 по 2015 год / Fig. Knowledge evaluation of graduates employed in accordance with the training (specialty) for the period 2010-2015

Источник: составлено автором по данным Росстата8.

бармен»9, «Специалист по ремонту и индивидуальному пошиву швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, изделий текстильной галантереи»10, «Слесарь по осмотру и ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта»11), установлено наличие несоответствий между требованиями к знаниям выпускников по программам подготовки квалифицированных рабочих и требованиями к необходимым знаниям в рамках трудовых функций (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что пять блоков необходимых знаний у рабочего, предусмотренных профстандартом «Официант/бармен», не находят отражения во ФГОС СПО 100114.01 «Официант, бармен». Таким образом, выпускники программ подготовки квалифицированных рабочих, закончившие

8 Таблица 2.19 - Оценка полученных знаний выпускниками образовательных организаций 2010-2015 гг. выпуска, трудоустроившимися по найму на первую работу, связанную с полученной профессией (специальностью) [Электронный ресурс]: офиц. сайт Федер. службы гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/PublishData/ Reports/Files/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%202.19.xlsx (дата обращения: 25.08.2018).

9 Профессиональный стандарт «Официант/бармен» [Электронный ресурс]: утв. Приказом М-ва труда и социальной защиты Рос. Федерации от 01.12.2015 № 910н. URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71195904/ (дата обращения: 20.08.2018).

10 Профессиональный стандарт «Специалист по ремонту и индивидуальному пошиву швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, изделий текстильной галантереи» [Электронный ресурс]: утв. Приказом М-ва труда и социальной защиты Рос. Федерации от 21.12.2015 № 1051. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71212566/ (дата обращения: 20.08.2018).

11 Профессиональный стандарт «Слесарь по осмотру и ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта» [Электронный ресурс]: утв. Приказом М-ва труда и социальной защиты Рос. Федерации от 02.12.2015 № 954н. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71198808/ (дата обращения: 20.08.2018).

Таблица 1 / Table 1

Результаты анализа соответствия ФГОС СПО 100114.01 «Официант, бармен» профстандарту «Официант/бармен» / Compatibility analysis results for federal state educational standards for secondary vocational education 100114.01 "Waiter, bartender" and professional standard "Waiter/barman"

Необходимые знания у рабочего, предусмотренные профстандартом Содержание аналогичных требований к знаниям в ФГОС 100114.01 «Официант/бармен»

Раздел 3.1.1, трудовая функция «Выполнение инструкций...» «Правила, технологии и компьютерные программы, используемые для расчета с потребителями в организациях питания» Отсутствуют

Раздел 3.2.1, трудовая функция «Сервировка столов.» «Технологии наставничества и обучения на рабочих местах» Отсутствуют

Раздел 3.2.1, трудовая функция «Подача готовых блюд.» «Правила порционирования и технологии подготовки и презентации блюд в присутствии потребителей» Отсутствуют

Раздел 3.2.1, трудовая функция «Подача готовых блюд.» «Виды инструментов и оборудования, используемых для подготовки и презентации блюд в присутствии потребителей» Отсутствуют

Раздел 3.2.6, трудовая функция «Обслуживание потребителей.» «Принципы и приемы презентации напитков и закусок потребителям» Отсутствуют

обучение в образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию по данной профессии, заведомо не могут обладать требуемыми знаниями, в которых заинтересованы работодатели. Отмечаем, что не нашедшие отражение во ФГОС блоки знаний относятся к наиболее актуальным требованиям и предпочтениям потребителей организаций общественного питания. С момента утверждения профстандарта (2015 год) ФГОС СПО не актуализировался.

В ходе анализа содержания ФГОС СПО 262019.03 «Портной» и профстандарта «Специалист по ремонту и индивидуальному пошиву швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, изделий текстильной галантереи» (в части профессии «Портной» 6-го и 7-го разрядов) установлена их асинхронность. Во ФГОС СПО предполагается 3 профессиональных модуля, в то время как профстандарт на 6 и 7 разрядах профессии предполагает 2 вида трудовых функций (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Результаты анализа соответствия ФГОС СПО 262019.03 «Портной» профстандарту «Специалист по ремонту и индивидуальному пошиву швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий» (в части профессии «Портной» 6-го и 7-го разрядов) / Compatibility analysis results for federal state educational standards for secondary vocational education 262019.03 "Tailor" and professional standard "Specialist in repair and custom tailoring in sewing, knitted, fur, leather and textile haberdashery" (in terms of occupational specialization

"Tailor", qualification levels 6 and 7)

Трудовые функции у портного 6-го и 7-го разрядов, предусмотренные профстандартом Профессиональные модули, предусмотренные ФГОС 262019.03 «Портной»

Б/01.5 «Ремонт дизайнерских и эксклюзивных швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента по индивидуальным заказам» ПМ.01 «Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам»

Б/02.5 «Изготовление дизайнерских и эксклюзивных швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента по индивидуальным заказам» ПМ.02 «Дефектация швейных изделий»

При этом профстандарт предполагает способность портного 6-го и 7-го разрядов осуществлять ремонт и изготовление дизайнерских и эксклюзивных швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента по индивидуальным заказам, в то время как ФГОС СПО не содержит детализации профессиональных компетенций выпускника (указано лишь «швейные изделия»). Таким образом, отсутствует единообразное понимание в части профессиональных компетенций портных начальных разрядов. С момента утверждения профстандарта (2015 год) ФГОС СПО не актуализировался.

Выявлено несоответствие содержания ФГОС СПО 190623.03 «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава» и профстандарта «Слесарь по осмотру и ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта» (табл. 3).

Во ФГОС СПО выделены два профессиональных модуля, в то время как профстандарт предполагает пятнадцать видов трудовых функции по восьми разрядам разной степени сложности выполняемых операций. При этом проф-стандарт включает требование к образованию на уровне среднего общего образования и профессионального обучения (программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих). Таким образом, профстандарт не предъявляет требования к наличию среднего профессионального образования. С момента утверждения профстандарта (2015 год) ФГОС СПО не актуализировался.

Исследование ряда ФГОС СПО и профстандартов показало различие требований к уровню образования, несистемность и несвоевременность актуализации ФГОС СПО, различное понимание уровней квалификаций, отсутствие четкой систематизации видов трудовых функций и профессиональных модулей.

Таблица 3 / Table 3

Результаты анализа соответствия ФГОС СПО 190623.03 «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава» профстандарту «Слесарь по осмотру и ремонту подвижного

состава железнодорожного транспорта» / Compatibility analysis results for federal state educational standards for secondary vocational education 190623.03 "Fitter for maintenance and repair of rolling stock", professional standard "Fitter for inspection and repair of rolling

stock of railway transport"

Трудовые функции рабочего, предусмотренные профстандартом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможные наименования должностей, профессий

Содержание ФГОС 190623.03 «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава»

А/01.2 «Подготовка к техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта»

Слесарь по ремонту подвижного состава 2-го разряда

А/02.2 «Подготовка к работе расходного материала для заправки узлов подвижного состава железнодорожного транспорта»

А/03.2 «Ремонт несложных деталей подвижного состава железнодорожного транспорта»

В/01.2 «Техническое обслуживание простых узлов и деталей подвижного состава железнодорожного транспорта»

Слесарь по ремонту подвижного состава 3-го разряда

В/02.2 «Ремонт простых узлов и деталей подвижного состава железнодорожного транспорта»

С/01.3 «Техническое обслуживание оборудования»

С/02.3 «Ремонт оборудования»

Слесарь по ремонту подвижного состава 4-го разряда

D/01.3 «Техническое обслуживание сложного оборудования»

D/02.3 «Ремонт сложного оборудования»

Слесарь по ремонту подвижного состава 5-го разряда; слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания 5-го разряда

ПМ. 01 «Техническое обслуживание и ремонт основных узлов обслуживаемого оборудования»

ПМ. 02 «Контроль качества отремонтированных узлов обслуживаемого оборудования»

Е/01.4 «Проверка технического состояния (качества) сборки после ремонта»

Е/02.4 «Испытание после ремонта с вводом в заданные параметры работы оборудования»

Слесарь по ремонту подвижного состава 6-го разряда; слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания 6-го разряда

Б/01.5 «Диагностирование оборудования»

Б/02.5 «Расшифровка результатов диагностирования оборудования»

Слесарь по ремонту подвижного состава 7-го разряда; слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания 7-го разряда

0/01.4 «Техническое обслуживание особо сложного оборудования»

Слесарь по ремонту подвижного состава 8-го разряда

0/02.4 «Ремонт особо сложного оборудования»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка рабочих кадров осуществляется в рамках ФГОС СПО, не учитывающих актуальное состояние производства в отраслях, внедрение инноваций, результаты и планы модернизации организаций и предприятий. Действующие ФГОС СПО формируют профессиональные компетенции у молодежи на уровне, не удовлетворяющем потребностям работодателей.

На основе результатов исследований даны следующие предложения, направленные на повышение удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров:

- разработать и утвердить на федеральном уровне порядок определения потребности отраслей экономики, подотраслей и крупнейших предприятий-работодателей в рабочих кадрах;

- на платформе Главного информационно-вычислительного центра Министерства просвещения Российской Федерации разработать информационную систему, позволяющую регистрировать потребность работодателей в рабочих кадрах;

- наделить Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации полномочиями по согласованию ФГОС СПО, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - по утверждению дополнений во ФГОС СПО, обязательные для соблюдения образовательными организациями, расположенными в соответствующем регионе;

- принять федеральный нормативный акт, направленный на систематизацию государственной политики в части повышения престижа рабочих профессий в стране.

Стратегия информационно-технологического развития профессиональной подготовки кадров должна быть представлена в системе среднего профес-

сионального образования с точки зрения трех основных направлений: новый цикл дисциплин либо разделов, посвященных цифровым технологиям; новый подход к преподаванию на основе современных реалий и перспектив отраслей экономики; активное применение инновационных методов, способствующих реализации на практике полученных компетенций.

В России на сегодняшний день можно выделить несколько актуальных направлений совершенствования образования: развитие практико-ориентированного подхода за счет привлечения в преподавательский состав специалистов-практиков, занятых в различных сферах экономики, снижение академичности, устранение существенного преобладания теоретической подготовки над практическими навыками.

Библиографический список

Асалиев А. М. Проблемы участия государства в регулировании рынка труда // Товарный менеджмент: экономический, логистический и маркетинговый аспекты: сб. трудов междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: Воронеж. филиал Рос. экон. ун-та им. Г. В. Плеханова, 2016. С. 21-27.

Бурдье П., Пассерон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / пер. с франц. яз. Н. А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. 267 с.

Золотарева Н. М. Развитие системы подготовки кадров для инновационной экономики России // Образование и наука. 2014. № 5. С. 14-22. DOI: https:// doi.org/10.17853/1994-5639-2014-5-14-22.

Мартынов В. Г., Еремина И. Ю., Кибовская С. В., Руденко Г. Г., Должен-кова Ю. В. Профессиональные стандарты в системе развития квалификаций работников нефтегазового комплекса // Нефтяное хозяйство. 2017. № 2. С. 26-29. DOI: 10.24887/0028-2448-2017-2-26-29.

Мирзабалаева Ф. И. Подготовка рабочих кадров: проблемы, практика, развитие // Материалы междунар. науч.-практ. конф. по проблемам социально-трудовых отношений. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2016. С. 162-168.

Aarkrog V. Learning in the Workplace and the Significance of School-Based Education: A Study of Learning in a Danish Vocational Education and Training Programme // International Journal of Lifelong Education. 2005. Vol. 24, № 2. P. 137-147. DOI: https://doi.org/10.1080/02601370500056268.

Abbott A. The System of Professions: An Essay on the Division of Expert Labor. Illinois: The University of Chicago Press, 1988. 452 p.

Altet M, Paqualy L., Perround Ph. Formateurs d'enseignants. Quelle professionnalisation? Paris: De Boeck Supérieur, 2002. 296 p.

Billett S. Workplace Pedagogic Practices: Co-Participation and Learning // British Journal of Educational Studies. 2002. Vol. 50, № 4. P. 457-481. DOI: https:// doi.org/10.1111/1467-8527.t01-2-00214.

Cao Y., Postareff L., Lindblom S., Toom A. Teacher Educators' Approaches to Teaching and the Nexus with Self-Efficacy and Burnout: Examples from Two Teachers' Universities in China // Journal of Education for Teaching. 2018. Vol. 44, № 4. P. 479-495. DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2018.1450954.

Cart B., Lozier F., Moullet S. De l'assistant(e) au gestionnaire: Étude sur la professionnalisation des emplois tertiaires administratifs [Электрон-

ный ресурс]. URL: http://www.cereq.fr/cereq/netdoc46.pdf (дата обращения: 08.09.2018).

Chouikha M. F., Connor K. A., Newman D. Experimental Centered Pedagogy Approach to Learning in Engineering: An HBCU's Experience [Электронный ресурс]. URL: https://peer.asee.org/experimental-centered-pedagogy-approach-to-learning-in-engineering-an-hbcu-s-experience (дата обращения: 12.09.2018).

Collin K., Valleala U.-M. Interaction among Employees: How Does Learning Take Place in the Social Communities of the Workplace and How Might Such Learning Be Supervised? // Journal of Educational Work. 2005. Vol. 18, № 4. P. 401420. DOI: https://doi.org/10.1080/13639080500327873.

Corney T., du Plessis K. Apprentices' Mentoring Relationships. The Role of Significant Others' and Supportive Relationships across the Work-Life Domains // Youth Studies. 2010. Vol. 29, № 3. P. 18-26.

Fromm E., Quinn R. G. An Experiment to Enhance the Educational Experience of Engineering Students // Engineering Education. 1989. Vol. 79, № 3. P. 424-429.

Hensen K. A., Hippach-Schneider U. Supporting Teachers and Trainers for Successful Reforms and Quality of Vocational Education and Training: Mapping Their Professional Development in the EU-Germany [Электронный ресурс]. URL: http://libserver.cedefop.europa.eu/vetelib/2016/ReferNet_DE_TT.pdf (дата обращения: 04.09.2018).

Heo D., Anwar S., Menekse M. The Relationship between Engineering Students' Achievement Goals, Reflection Behaviors, and Learning Outcomes // International Journal of Engineering Education. 2018. Vol. 34, № 5. P. 1634-1643.

Mikkonen S., Pylvas L., Rintala H., Nokelainen P., Postareff L. Guiding Workplace Learning in Vocational Education and Training: A Literature Review // Empirical Research in Vocational Education and Training. 2017. Vol. 9, № 9. P. 1-22. DOI: https://doi.org/10.1186/s40461-017-0053-4.

Niyazgulova A., Nietzhan I., Beisembaeva A., Zhalgasova S., Sultanova Z. Formation of Cognitive Activity among Students in Professional Competence Formation // Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. Vol. 12, № 3. P. 769-774. DOI: 10.3923/jeasci.2017.769.774.

Postareff L., Mattsson M., Parpala A. The Effect of Perceptions of the Teaching-Learning Environment on the Variation in Approaches to Learning - Between-Student Differences and within-Student Variation // Learning and Individual Differences. 2018. Vol. 68. P. 96-107. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2018.10.006.

Rhee J., Sheppard S., Brunhaver S., Carrico C., Streveler R. Supporting Student Career Development of Undergraduate Engineering // FIE 2017 - Frontiers in Education, Conference Proceedings. 2017. October. P. 1-2. DOI: 10.1109/ FIE.2017.8190468.

Streveler R. A., Lichtenstein G., Olcese L. O., Matusovich H. M., Sheppard S. Professional Engineering Pathways Study: The Value of a Community of Practice to Stimulate Use of Research Findings that Inform Practice [Электронный ресурс]. URL: https://www.asee.org/public/conferences/106/papers/22016/download (дата обращения: 15.09.2018).

Zhang L., Dabipi I. K., Jin Y., Matin P. Improving Undergraduate Engineering Education with Educational Module Library and Vertical Integration Projects

[Электронный ресурс]. URL: https://peer.asee.org/improving-undergraduate-engineering-education-with-educational-module-library-and-vertical-integration-projects.pdf (дата обращения: 10.09.2018).

Информация об авторе

Степанов Алексей Алексеевич - аспирант базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Россия, г. Москва, Стремянный переулок, 36 ORCID: 0000-0002-8642-0641 ResearcherlD: U-3593-2018 Электронный адрес: StepanovRGTU@yandex.ru

Статья получена 2 ноября 2018 года

UDC 331.544, 331.538.2, 377.3

DOI: 10.17072/2218-9173-2018-4-531-547

ANALYSIS oF THE EMPLoYERS SATISFACTIoN WITH THE QuALITY

of personnel training in the Russian federation

Aleksey A. Stepanov

Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyannyy lane, Moscow, 117997, Russia ORCID: 0000-0002-8642-0641 ResearcherlD: U-3593-2018 E-mail: StepanovRGTU@yandex.ru

For citation:

Stepanov, A. A. (2018), "Analysis of the Employers Satisfaction with the Quality of Personnel Training in the Russian Federation", Ars Administrandi, vol. 10, no. 4, pp. 531-547, doi: 10.17072/2218-9173-2018-4-531-547.

Introduction. The issue of developing a system of personnel training in the Russian Federation acquires a special relevance in the context of transforming approaches to the role of workers in the modern economy. The current approaches of the authorities to this issue are based on a formal assessment of the educational institutions compliance with formal indicators and criteria. It seems more appropriate to approach the issue of improving the quality of personnel training through taking into account the views of employers as well as by in-depth synchronization of federal state educational standards of secondary vocational education and professional standards.

Aims. To work out proposals for the development of a personnel training system based on the assessment of employers' satisfaction with the quality of personnel

training and analyses of federal state educational standards of secondary vocational education and professional standards.

Methods. Theoretical analysis, normative analysis, systematization, description, grouping and survey.

Results. Personnel training quality satisfaction of the employers in 10 Russian Federation regions was studied, as well as the level of synchronization between the federal educational standards of secondary vocational education and professional standards; proposals were formulated for the development of a training system of workers in the Russian Federation.

Conclusion. Considerable dissatisfaction of employers with the quality of personnel training in the Russian Federation stems from the asynchrony between the federal state educational standards of secondary vocational education and professional standards, which indicates the urgent need for the development of a personnel training system that takes into account the needs of employers.

Keywords: workers; development of a training system for workers; employers satisfaction with the quality of personnel training; federal state educational standards for secondary vocational education; professional standards

References

Asaliev, A. M. (2016), "Problems of state participation in the regulation of the labor market", Tovarnyi menedzhment: ekonomicheskii, logisticheskii i market-ingovyi aspekty: sbornik trudov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Commodity management: economic, logistic and marketing aspects: proceedings of the international scientific and practical conference], Voronezh branch of Plekha-nov Russian University of Economics, Voronezh, Russia, pp. 21-27.

Bourdieu, P. and Passeron, J.-C. (2007), La reproduction: éléments pour une théorie du système d'enseignement,Translated by Shmatko, N. A., Prosveshcheniye, Moscow, Russia.

Zolotareva, N. M. (2014), "Developing the vocational training system for the Russian innovative economy", The Education and Science Journal, vol. 5, pp. 14-22, doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-5-14-22.

Martynov, V. G., Eremina, I. Y., Kibovskaya, S. V., Rudenko, G. G. and Dolzhen-kova, Yu. V. (2017), "Professional standards in the system of development of qualifications of workers in the oil and gas complex", Neftyanoe Khozyaystvo - Oil industry, vol. 2, pp. 26-29, doi: 10.24887/0028-2448-2017-2-26-29.

Mirzabalayeva, F. I. (2016), "Training of personnel: problems, practice, development", Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii po problemam sotsial'no-trudovykh otnoshenii [Materials of the international scientific and practical conference on the problems of social and labor relations], Voronezh State University, Voronezh, Russia, pp. 162-168.

Aarkrog, V. (2005), "Learning in the workplace and the significance of school-based education: A study of learning in a Danish vocational education and training programme, International Journal of Lifelong Education, vol. 24, no. 2, pp. 137-147, doi: https://doi.org/10.1080/02601370500056268.

Abbott, A. (1988), The system of professions: An essay on the division of expert labor, The University of Chicago Press, Illinois, USA.

Altet, M., Paqualy, L. and Perround, Ph. (2002), Formateurs d'enseignants. Quelle professionnalisation?, De Boeck Supérieur, Paris, France.

Billett, S. (2002), "Workplace pedagogic practices: Co-participation and learning", British Journal of Educational Studies, vol. 50, no. 4, pp. 457-481, doi: https:// doi.org/10.1111/1467-8527.t01-2-00214.

Cao, Y., Postareff, L., Lindblom, S. and Toom, A. (2018), "Teacher educators' approaches to teaching and the nexus with self-efficacy and burnout: Examples from two teachers' universities in China", Journal of Education for Teaching, vol. 44, no. 4, pp. 479-495, doi: https://doi.org/10.1080/02607476.2018.1450954.

Cart, B., Lozier, F. and Moullet, S. (2008), "De l'assistant(e) au gestionnaire: Étude sur la professionnalisation des emplois tertiaires administratifs", Net.Doc. 46, November [Online], available at: http://www.cereq.fr/cereq/netdoc46.pdf (Accessed September 8, 2018).

Chouikha, M. F., Connor, K. A. and Newman, D. (2016), "Experimental centered pedagogy approach to learning in engineering: An HBCU's experience", 2016 ASEE Annual Conference and Exposition, New Orleans, Louisiana, USA [Online], available at: https://peer.asee.org/experimental-centered-pedagogy-approach-to-learning-in-engineering-an-hbcu-s-experience (Accessed September 12, 2018).

Collin, K. and Valleala, U.-M. (2005), "Interaction among employees: How does learning take place in the social communities of the workplace and how might such learning be supervised?", Journal of Educational Work, vol. 18, no. 4, pp. 401-420, doi: https://doi.org/10.1080/13639080500327873.

Corney, T. and du Plessis, K. (2010), "Apprentices' mentoring relationships. The role of significant others' and supportive relationships across the work-life domains", Youth Studies, vol. 29, no. 3, pp. 18-26.

Fromm, E. and Quinn, R. G. (1989), "An experiment to enhance the educational experience of engineering students", Engineering Education, vol. 79, no. 3, pp. 424429.

Hensen, K. A. and Hippach-Schneider, U. (2016), Supporting teachers and trainers for successful reforms and quality of vocational education and training: Mapping their professional development in the EU-Germany, Cedefop ReferNet thematic perspectives series [Online], available at: http://libserver.cedefop.europa. eu/vetelib/2016/ReferNet_DE_TT.pdf (Accessed September 4, 2018).

Heo, D., Anwar, S. and Menekse M. (2018), "The relationship between engineering students' achievement goals, reflection behaviors, and learning outcomes", International Journal of Engineering Education, vol. 34, no. 5, pp. 1634-1643.

Mikkonen, S., Pylvas, L., Rintala, H., Nokelainen, P. and Postareff, L. (2017), "Guiding workplace learning in vocational education and training: A literature review", Empirical Research in Vocational Education and Training, vol. 9, no. 9, pp. 1-22, doi: https://doi.org/10.1186/s40461-017-0053-4.

Niyazgulova, A., Nietzhan, I., Beisembaeva, A., Zhalgasova, S. and Sultanova, Z. (2017), "Formation of cognitive activity among students in professional competence formation", Journal of Engineering and Applied Sciences, vol. 12, no. 3, pp. 769-774, doi: 10.3923/jeasci.2017.769.774.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Postareff, L., Mattsson, M. and Parpala, A. (2018), "The effect of perceptions of the teaching-learning environment on the variation in approaches to learning -between-student differences and within-student variation, Learning and Individual Differences, vol. 68, pp. 96-107, doi: https://doi.org/10.10167j.lindif.2018.10.006.

Rhee, J., Sheppard, S., Brunhaver, S., Carrico, C. and Streveler, R. (2017), "Supporting student career development of undergraduate engineering", FIE 2017 - Frontiers in Education, Conference Proceedings, October, pp. 1-2, doi: 10.1109/ FIE.2017.8190468.

Streveler, R. A., Lichtenstein, G., Olcese, L. O., Matusovich, H. M. and Sheppard, S. (2018), "Professional engineering pathways study: The value of a community of practice to stimulate use of research findings that inform practice", 2018 ASEE Annual Conference and Exposition, Salt Lake City, Utah, USA [Online], available at: URL: https://www.asee.org/public/conferences/106/papers/22016/ download (Accessed September 15, 2018).

Zhang, L., Dabipi, I. K., Jin, Y. and Matin, P. (2017), "Improving undergraduate engineering education with educational module library and vertical integration projects", 2017 ASEE Annual Conference and Exposition, Columbus, Ohio, USA [Online], available at: https://peer.asee.org/improving-undergraduate-engineering-education-with-educational-module-library-and-vertical-integration-projects.pdf (Accessed September 10, 2018).

Received November 2, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.