Научная статья на тему 'Антиномии современного среднего профессионального образования'

Антиномии современного среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СПО / СИСТЕМА "РАБОЧИЙ ТЕХНИК ИНЖЕНЕР" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / SPE REGIONAL MODEL / SYSTEM "A WORKER A TECHNICIAN AN ENGINEER" / EDUCATIONAL STANDARDS / PROFESSIONAL STANDARDS / DESCRIPTION OF PROFESSIONS AND SPECIALTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Листвин А.А.

Введение. Успешная модернизация среднего профессионального образования (СПО) имеет ключевое значение для инновационного развития отечественной экономики прежде всего, для решения задачи создания высокотехнологичных рабочих мест и повышения производительности труда. Однако процесс реформирования СПО, затянувшийся на много лет, сопровождается внутренними и внешними противоречиями, тормозящими приток необходимых квалифицированных рабочих кадров на рынок труда. Цель статьи состоит в привлечении внимания к накопившимся проблемам в системе СПО, которые во многом обусловлены несогласованностью нормотворческой и законодательной деятельности Министерства образования и науки РФ, профильных комитетов Государственной Думы и Федерального Собрания РФ. Методология. Исследование, изложенное в публикации, основано на комплексном анализе нормативных и программных документов в области среднего профессионального образования и анализе реализации компетентностного подхода в практике учреждений профессионального образования. Результаты и научная новизна исследования заключаются в выявлении и обозначении явных и скрытых антиномий, существующих в системе СПО в настоящее время. Вскрыты причины запаздывающей реакции системы подготовки рабочих кадров на происходящие в экономике преобразования: несоответствие учебных программ требованиям работодателей, неудовлетворительное качество подготовки выпускников, падение престижа рабочих профессий и специальностей среди молодежи, нарушенное соотношение в цепочке непрерывного образования «рабочий техник инженер», сокращение штата мастеров профессионального обучения, незаинтересованность работодателей в совместном с педагогическим сообществом решении проблем СПО, чрезмерно дробная специализация профессий рабочих в имеющихся классификаторах и др. Обозначенные проблемы позволяют начать поиск путей их решения и вариантов действительной модернизации системы СПО, отвечающей потребностям экономики. Показана несостоятельность концепции одноуровневого СПО и ее неконкурентоспособность на фоне развития прикладного бакалавриата в высшей школе. Для формирования единой системы непрерывного профессионального обучения и эффективного функционирования региональных систем профессионального образования предлагается дифференцировать программы базового уровня для обучения квалифицированных рабочих и программы повышенного уровня для подготовки специалистов среднего звена (техников, технологов) на основе базового уровня. Такая система поможет устранить диспропорции в триаде «рабочий техник инженер» и повысит качество профессионального образования. Кроме того, указывается на необходимость полипрофессионального образования, для которого требуются укрупненные образовательные структуры, различающиеся степенью объединения разноуровневых учебных заведений на основе сетевого взаимодействия, конвергенции и интеграции. По мнению автора, в регионах следует развивать два типа учреждений и организаций СПО: территориальные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными программами и учреждения, реализующие образовательные программы прикладных квалификаций в конкретных отраслях (металлургической, химической, строительной и т. д.) в соответствии со спецификой экономики территориальных субъектов. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны специалистам управления образованием, руководителям и педагогическим коллективам учреждений СПО, а также представителям региональных администраций и работодателям при организации многоуровневой сетевой системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antinomy of the Modern Average Professional Education

Introduction. Successful upgrade of the secondary professional education (SPE) has a key value for innovative development of domestic economy. First of all, the solution of a task of creation of high-technology workplaces and development of labour productivity has a key role. However, the process of reforming of SPE, which dragged on for many years, is followed by the internal and external contradictions which are slowing down an inflow of necessary skilled personnel on the labor market. The aim of the present article consists in drawing attention to the collected problems and contradictions in the system of SPE which are in many respects caused by inconsistency in rule-making and legislative activity of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, special-purpose committees of the State Duma of Federal Assembly of the Russian Federation in education. Methods. The research is based on the analysis of normative and program documents in the field of SPE, realization of competence-based approach in practice of activity of establishments of professional education. Results and scientific novelty c onsist in identification and designation of the obvious and hidden antinomy existing in the SPE system now. The reasons for the late reaction of system of training of personnel to the transformations happening in economy are disclosed: discrepancy of training programs to requirements of employers; unsatisfactory quality of training of graduates; fall of prestige of working professions and specialties among youth; the broken ratio in a life-long education chain «a worker a technician an engineer»; reduction of the staff of masters of professional training; disinterest of employers in the joint SPE problem resolution (in cooperation with pedagogical community); excessively fractional specialization of professions of workers in available occupational classifications, etc. The designated problems enable to begin a search of ways of their decision and options of the valid upgrade of the SPE system answering to the requirements of economy. The inefficiency of the concept of one-leveled SPE and its non-competitiveness against the background of development of an applied bachelor degree at the higher school is shown. It is offered to differentiate programs of basic level for training of skilled workers and the program of the increased level for training of specialists of an average link (technicians, technologists) on the basis of basic level for forming of a single system of continuous professional training and effective functioning of regional systems of professional education. Such system will help to eliminate disproportions in a triad «a worker a technician an engineer», and will increase the quality of professional education. Furthermore, it is indicated the need of polyprofessional education wherein the integrated educational structures differing in degree of formation of split-level educational institutions on the basis of network interaction, convergence and integration are required. According to the author, in the regions it is necessary to develop two types of organizations and SPE organizations: territorial multi-profile colleges with flexible variable programs and the organizations realizing educational programs of applied qualifications in specific industries (metallurgical, chemical, construction, etc.) according to the specifics of economy of territorial subjects. Practical significance. The results of the research can be useful to specialists of management of education, heads and pedagogical staff of SPE institutions, and also representatives of regional administrations and employers while organizing the multilevel network system of training of skilled workers and experts of middle ranking.

Текст научной работы на тему «Антиномии современного среднего профессионального образования»

УДК 337.12 DOI 10.17853/1994-5639-2017-1-103-119

АНТИНОМИИ СОВРЕМЕННОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. Листвин

Череповецкий государственный университет, Череповец (Россия).

E-mail: Lstvm.54@mailru

Аннотация. Введение. Успешная модернизация среднего профессионального образования (СПО) имеет ключевое значение для инновационного развития отечественной экономики - прежде всего, для решения задачи создания высокотехнологичных рабочих мест и повышения производительности труда. Однако процесс реформирования СПО, затянувшийся на много лет, сопровождается внутренними и внешними противоречиями, тормозящими приток необходимых квалифицированных рабочих кадров на рынок труда.

Цель статьи состоит в привлечении внимания к накопившимся проблемам в системе СПО, которые во многом обусловлены несогласованностью нормотворчес-кой и законодательной деятельности Министерства образования и науки РФ, профильных комитетов Государственной Думы и Федерального Собрания РФ.

Методология. Исследование, изложенное в публикации, основано на комплексном анализе нормативных и программных документов в области среднего профессионального образования и анализе реализации компетен-тностного подхода в практике учреждений профессионального образования.

Результаты и научная новизна исследования заключаются в выявлении и обозначении явных и скрытых антиномий, существующих в системе СПО в настоящее время. Показаны причины запаздывающей реакции системы подготовки рабочих кадров на происходящие в экономике преобразования: несоответствие учебных программ требованиям работодателей, неудовлетворительное качество подготовки выпускников, падение престижа рабочих профессий и специальностей среди молодежи, нарушенное соотношение в цепочке непрерывного образования «рабочий - техник - инженер», сокращение штата мастеров профессионального обучения, незаинтересованность работодателей в совместном с педагогическим сообществом решении проблем СПО, чрезмерно дробная специализация профессий рабочих в имеющихся классификаторах и др. Обозначенные проблемы задают вектор поиска путей их решения и вариантов действительной модернизации системы СПО, отвечающей потребностям экономики.

Показана несостоятельность концепции одноуровневого СПО и ее неконкурентоспособность на фоне развития прикладного бакалавриата в выс-

шей школе. Для формирования единой системы непрерывного профессионального обучения и эффективного функционирования региональных систем профессионального образования предлагается дифференцировать программы базового уровня для обучения квалифицированных рабочих и программы повышенного уровня для подготовки специалистов среднего звена (техников, технологов) на основе базового уровня. Такая система поможет устранить диспропорции в триаде «рабочий - техник - инженер» и повысит качество профессионального образования.

Кроме того, указывается на необходимость полипрофессионального образования, для которого требуются укрупненные образовательные структуры, различающиеся степенью объединения разноуровневых учебных заведений на основе сетевого взаимодействия, конвергенции и интеграции. По мнению автора, в регионах следует развивать два типа учреждений и организаций СПО: территориальные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными программами и учреждения, реализующие образовательные программы прикладных квалификаций в конкретных отраслях (металлургической, химической, строительной и т. д.) в соответствии со спецификой экономики территориальных субъектов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны специалистам управления образованием, руководителям и педагогическим коллективам учреждений СПО, а также представителям региональных администраций и работодателям при организации многоуровневой сетевой системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Ключевые слова: региональная модель СПО; система «рабочий - техник - инженер»; образовательные стандарты; профессиональные стандарты; перечень профессий и специальностей.

Для цитирования: Листвин А. А. Антиномии современного среднего профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 1. С. 103-119. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1-103-119.

ANTINOMY OF THE MODERN AVERAGE PROFESSIONAL

EDUCATION

Alexander A. Listvin

Cherepovets State University, Cherepovets (Russia).

E-mail: Listvin.54@mailru

Abstract. Introduction. Successful upgrade of the secondary professional education (SPE) has a key value for innovative development of domestic economy. First of all, the solution of a task of creation of high-technology workplaces and development of labour productivity has a key role. However, the process of refor-

ming of SPE, which dragged on for many years, is followed by the internal and external contradictions which are slowing down an inflow of necessary skilled personnel on the labor market.

The aim of the present article consists in drawing attention to the collected problems and contradictions in the system of SPE which are in many respects caused by inconsistency in rule-making and legislative activity of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, special-purpose committees of the State Duma of Federal Assembly of the Russian Federation in education.

Methods. The research is based on the analysis of normative and program documents in the field of SPE, realization of competence-based approach in practice of activity of establishments of professional education.

Results and scientific novelty consist in identification and designation of the obvious and hidden antinomy existing in the SPE system now. The reasons for the late reaction of system of training of personnel to the transformations happening in economy are disclosed: discrepancy of training programs to requirements of employers; unsatisfactory quality of training of graduates; fall of prestige of working professions and specialties among youth; the broken ratio in a life-long education chain «a worker - a technician - an engineer»; reduction of the staff of masters of professional training; disinterest of employers in the joint SPE problem resolution (in cooperation with pedagogical community); excessively fractional specialization of professions of workers in available occupational classifications, etc. The designated problems enable to begin a search of ways of their decision and options of the valid upgrade of the SPE system answering to the requirements of economy.

The inefficiency of the concept of one-leveled SPE and its non-competitiveness against the background of development of an applied bachelor degree at the higher school is shown. It is offered to differentiate programs of basic level for training of skilled workers and the program of the increased level for training of specialists of an average link (technicians, technologists) on the basis of basic level for forming of a single system of continuous professional training and effective functioning of regional systems of professional education. Such system will help to eliminate disproportions in a triad «a worker - a technician - an engineer», and will increase the quality of professional education.

Furthermore, it is indicated the need of polyprofessional education wherein the integrated educational structures differing in degree of formation of split-level educational institutions on the basis of network interaction, convergence and integration are required. According to the author, in the regions it is necessary to develop two types of organizations and SPE organizations: territorial multi-profile colleges with flexible variable programs and the organizations realizing educational programs of applied qualifications in specific industries (metallurgical, chemical, construction, etc.) according to the specifics of economy of territorial subjects.

Practical significance. The results of the research can be useful to specialists of management of education, heads and pedagogical staff of SPE institutions, and also representatives of regional administrations and employers while organizing the multilevel network system of training of skilled workers and experts of middle ranking.

Keywords: SPE regional model, system «a worker - a technician - an engineer», educational standards, professional standards, description of professions and specialties.

For citation: Listvin A. A. Antinomy of the modern average professional education. The Education and Science Journal. 2017. Vol. 19. № 1. Р. 103-119. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1-103-119.

Введение

Процесс модернизации среднего профессионального образования, отвечающего потребностям отечественной экономики, идет сложно, неоднозначно, сопровождается множеством противоречий, которые содержатся в том числе и в нормативных документах, что еще в большей степени затрудняет становление региональных систем профессионального образования. На фоне роста потребности в квалифицированных рабочих и специалистах для промышленности, строительства, транспорта, газового хозяйства, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского хозяйства и других отраслей фиксируется запаздывающая реакция всей системы подготовки кадров на происходящие в экономике преобразования1.

В российских регионах, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, качество рабочей силы становится критическим. Более 50% населения, занятого в различных отраслях экономики, являются работниками простого неквалифицированного труда с узкой специализацией или труда средней сложности. Средний возраст работников в отечественной промышленности составляет 53-57 лет. Согласно международным оценкам, у нас пока не выдерживают конкуренции на мировом рынке труда 62% выпускников, обучавшихся по программам начального профессионального образования (НПО), и 55% - по программам СПО; а по заключению отечественных экспертов, 80% выпускников в области инженерного образования имеют неудовлетворительное качество подготовки [1].

1 Агентство стратегических инициатив: внедрение элементов системы дуального образования: [Электрон. ресурс]. Москва, 2015. Режим доступа: https://asi.ru.

Обзор литературы

Согласно закону «Об образовании в РФ» система среднего профессионального образования (далее - СПО) призвана решать задачи интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, осуществлять подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена по всем основным направлениям социально полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворять потребности личности в углублении и расширении образования1.

В российской Конституции декларируется общедоступность и бесплатность обучения в отечественной системе СПО2. Полномочия реализации этого конституционного права граждан делегированы регионам, так как помимо социальной функции этот уровень образования должен решать задачу обеспечения квалифицированными кадрами региональных экономик. Однако доля лиц, обучающихся на платной основе, от общей численности студентов, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена, составила к 2015 г. в государственных образовательных организациях 22,8%3.

В субъектах Российской Федерации ведется активный поиск эффективных форм и способов функционирования системы профессионального образования [4]. Выделяются три модели управления ресурсами подготовки кадров: традиционная, кластерная и сетевая. Сочетание их элементов в отдельных регионах зависит от особенностей социально-экономического развития территории. Значение кластерной и сетевой моделей увеличивается повсеместно, поскольку они позволяют наиболее эффективно использовать потенциал государственно-частного партнерства и рационально распределять ресурсы системы профессионального образования4.

Сегодня общепризнано, что вопросы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена имеют ключевое значение для инновационного развития отечественной экономики [5-12]. Проблемы СПО в последние годы неоднократно становились предметом

1 Постановление Правительства РФ от 29.12. 2012 г. № 273-Ф3. Режим доступа: www.mon.gov.ru.

2 Конституция Российской Федерации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: constution.ru.

3 Отчет Министерства образования и науки Россиийской Федерации о результатах мониторинга системы образования за 2014 год. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф /документы/7791.

4 Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и прикладных квалификаций на период до 2020 года. [Электрон. ресурс]. Москва: Министерство образования и науки РФ, 2013. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3732.

серьезного и всестороннего обсуждения с участием руководства страны, органов законодательной власти, представителей работодателей и образовательного сообщества. Для решения задачи создания высокопроизводительных рабочих мест принята государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг.1 Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив» (АНО «АСИ») с 2013 г. реализует системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В настоящий момент в проекте участвует 13 пилотных регионов, 105 учебных заведений и 1005 предприятий. За 20 899 студентами, обучающимися в рамках дуальной модели, закреплено 5602 наставника из числа работников предприятий2. Предполагается, что итогом осуществления проекта явится новый облик системы СПО:

• она будет гибко реагировать на вызовы экономики в условиях глобализации;

• станет современной и привлекательной для молодежи;

• повысится качество подготовки в соответствии с приоритетами экономического развития регионов;

• появятся широкие возможности для граждан в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;

• система приобретет инвестиционную привлекательность за счет эффективности ее управления.

Обсуждение антиномий современного СПО

Несмотря на оптимистичные ожидания от предпринимаемых мер, анализ отчетов Минобрнауки РФ показывает падение престижа рабочих профессий. Так, показатели приема на программы подготовки специалистов среднего звена выросли в 2014 г. до 672,8 тыс. человек (2013 г. - 637 тыс. человек), а по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих несколько сократились (2013 г. - 451 тыс., 2014 г. - 415,6 тыс. человек). Общий контингент обучающихся в системе СПО в 2014 г. в Российской Федерации составил 2,8 млн человек. По профессиям СПО обучалось 0,79 млн человек, по специальностям СПО - около 2,1 млн человек3. Таким образом, охват молоде-

1 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295. Режим доступа: http: / /www.consultant.ru/ document.

2 Агентство стратегических инициатив: внедрение элементов системы дуального образования: [Электрон. ресурс]. Москва, 2015. Режим доступа: https://asi.ru.

3 Постановление Правительства РФ от 15.04. 2014 года № 295. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document.

Образование и наука. Том 19, № 1. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 1. 2017 108

жи образовательными программами подготовки квалифицированных рабочих и служащих составил 8,3%, а программами подготовки специалистов среднего звена - 30,8%. Можно с сожалением констатировать, что профессиональные образовательные организации не рассматриваются работодателями в качестве приоритетной площадки для подготовки рабочих кадров.

Охват занятых в организациях реального сектора экономики программами профессиональной переподготовки, повышения квалификации на базе организаций СПО не превышает 22%. При этом, по данным социологических исследований, всего 3% от общего числа граждан, участвующих в непрерывном образовании, осваивают соответствующие программы и получают после прохождения процедуры аттестации документы, подтверждающие присвоенную квалификацию1.

Напомним, что в 1998 г., до начала крупномасштабного реформирования и «оптимизации» система НПО (начального профессионального образования), насчитывала 3954 учреждения, в которых обучалось 1,68 млн человек; система СПО - 2584 учреждения с контингентом в 2,05 млн человек. Тогда активно обсуждались проблема изменения соотношения в подготовке кадров в системе «рабочий - техник - инженер» и стремление к соотношению 3: 0,7: 1, т. е. на одного инженера предполагалось 0,7 техника и 3 квалифицированных рабочих. В 2004 г., когда завершался процесс передачи в ведение регионов учреждений НПО и их массовой «оптимизации», система профессионального образования России включала 3686 учреждений НПО с контингентом около 1,6 млн человек, 2637 учреждений СПО с 2,5 млн учащихся и 1071 учреждение ВПО (высшего профессионального образования), где обучались около 6,9 млн студентов. В расчете на 10 тыс. человек населения в системе «вуз -СПО - НПО» мы имеем соотношение 3,4: 1,5: 1. К 2014 г. отечественная система подготовки кадров «ВПО - СПО ПССЗ (подготовка специалистов среднего звена) - СПО ПКР (подготовка квалифицированных рабочих)» приобрела соотношение 6,6: 2,65: 1, а с учетом только очной формы обучения - 3,3: 3,1: 1. Таким образом, процесс деиндустриализации, начавшийся в России в 90-х гг. ХХ века, продолжается и в современных условиях, что и приводит к негативной динамике подготовки кадров по рабочим профессиям.

В 2016 г. в системе профессионального образования зафиксировано снижение численности учащейся молодежи в возрасте 17-25 лет на 1215% по сравнению с 2010 г., что неминуемо ведет к дефициту специалистов на рынке труда2. Необходимо, с одной стороны, формировать предложения высокопроизводительных рабочих мест, а с другой - радикально

1 Постановление Правительства РФ от 15.04. 2014 года № 295...

2 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document.

повышать качество подготовки кадров для работы с высокой производительностью.

Между тем большинство учреждений НПО, перейдя в статус организаций СПО, по возможности свернули подготовку по рабочим профессиям. Это и понятно. Федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения (2009-2010 гг.) определили срок обучения профессиям НПО на базе основной общеобразовательной школы 2 года 5 месяцев, по программам СПО - 3 года 10 месяцев, а по углубленной подготовке - 4 года 10 месяцев. Существенное увеличение продолжительности образовательного цикла выгодно как образовательному учреждению, так и региональным органам управления образованием.

Снижение объемов подготовки по профессиям рабочих (служащих) привело к значительному сокращению штата мастеров профессионального обучения. Для региональных бюджетов это весомая экономия средств на фонде оплаты труда и материально-техническом обеспечении учебно-производственных мастерских образовательных учреждений. Например, системой СПО Вологодской области на приемную компанию 20162017 учебного года предусмотрена заявка, включающая 187 профессий рабочих (служащих) и специальностей СПО, из них удовлетворено 48 (около 26%), что существенно уменьшило учебное время на профессиональное (производственное) обучение и количество мастеров производственного обучения, изменило их функционал, условия и оплату труда, повлекло закрытие некоторого числа учебно-производственных мастерских, а следовательно, и урезание материально-технического обеспечения.

К ключевым задачам модернизации системы профессионального образования на современном этапе относится концентрация ресурсов для подготовки кадров. При этом не должны быть утрачены фундаментальные основы образования - его общедоступность и качество. Эти принципы должны быть положены в основу мер по оптимизации функционирования региональных сетей учреждений профессионального образования. Развитие инфраструктуры подготовки рабочих кадров должно сопровождаться, с одной стороны, усилением самостоятельности образовательных организаций, с другой - расширением полномочий общественных органов управления (попечительских, наблюдательных советов) профессиональным образованием. Проблема формирования профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в регионах тесно связана с дальнейшей оптимизацией сети учреждений СПО, стимулированием и расширением механизмов государственно-частного партнерства по обучению рабочим профессиям.

Еще одна задача, требующая безотлагательного решения, - приведение содержания образования и технологий подготовки кадров в соответствие современным требованиям к квалификациям выпускников учреждений СПО со стороны работодателей, с тем чтобы заинтересовать последних в участии в организации учебного процесса и привлечь инвестиции. Очевидно, что в условиях стремительных технических и технологических изменений государственных средств на качественную, гибко реагирующую на запросы рынка труда систему подготовки специалистов явно недостаточно. Переложив задачу обеспечения общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования на плечи регионов, государство рассчитывает на запуск механизма частно-государственного партнерства и вложения финансовых ресурсов регионов, не обещая при этом никаких стимулирующих преференций. Внимание государства сосредоточено лишь на 50 наиболее перспективных и востребованных на рынке труда профессиях и специальностях, требующих среднего профессионального образования. Ради них предлагается комплекс мер по развитию системы СПО до 2020 г., включающий

• разработку и актуализацию профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ;

• последовательное внедрение по этим стандартам и программам практико-ориентированной (дуальной) модели обучения;

• апробацию моделей подготовки педагогических кадров для системы СПО в организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования;

• подготовку методических рекомендаций по дополнительному профессиональному образованию руководителей профессиональных образовательных организаций1.

Другая проблема заключается в чрезмерной специализации профессий рабочих и специальностей СПО. Так, утвержденный Перечень профессий и специальностей СПО включает в себя около 900 профессий рабочих и должностей служащих Общероссийского классификатора - ОК 016-94, объединенных в 294 укрупненные группы2. Излишняя специализация в разделении труда в отечественной экономике представлена в Об-

1 Постановление Правительства РФ от 15.04. 2014 г. № 295. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document.

2 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: ba-se1.qostedu.ru/49/49453.

щероссийском классификаторе 5142 профессиями рабочих и 2152 должностями служащих1. Таким образом, перечень профессий СПО охватывает порядка 12% реальных потребностей. Решение проблемы - в расширении профессионального поля учебных профессий, т. е. их укрупнении. Например, в ФРГ в 90-х гг. прошлого века многообразие профессий и специальностей за счет их группировки было ограничено 480 учебными профессиями, а в настоящее время из-за повышения технологического уровня производства их стало 350. В Польше 385 профессий классификатора интегрированы в 26 учебных профессий. Естественно, в России централизованно это сделать сложно. Однако на местном уровне с учетом особенностей развития региональных экономик и систем профессионального образования этот процесс целесообразен как инициатива снизу. В настоящее время данная проблема признана и учитывается в разработке ФГСО СПО четвертого поколения.

Рассмотрим возможности реализации образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих с позиции требований профессиональных стандартов, взяв в качестве примера профессии сферы металлообработки и черной металлургии (таблица). В таблице видно, что обучающийся в учреждениях СПО по профессии «Токарь» может в процессе обучения достичь уровня квалификации 4-го разряда при условии прохождения производственной практики продолжительностью не менее двух месяцев и выполнения токарных работ сложностью 3-го разряда. Но где он может получить 2-й и 3-й разряды? В учреждениях НПО для достижения этих начальных уровней квалификации были предусмотрены занятия в учебно-производственных мастерских, а затем - в цехах предприятий. Причем обучение строилось на выпуске полезной продукции, выполнении заказов населения и организаций. До 75% учебного времени затрачивалось непосредственно на производственные работы, что и обеспечивало формирование профессиональной квалификации.

Аналогичная ситуация и по другим профессиям, например в секторе черной металлургии. Процесс подготовки квалифицированного подручного сталевара и оператора МНЛЗ намного сложнее и требует больше затрат, чем подготовка некоторых специалистов среднего звена.

В ФГОС по специальностям СПО предусмотрена возможность получения квалификации по одной из профессий рабочего (служащего) без предъявления требований к уровню квалификации. Тем самым Минис-

1 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94...

терство образования и науки еще в большей степени дискредитирует программы подготовки квалифицированных кадров рабочих (служащих).

Пути достижения уровня квалификации Ways of level qualification achievement

Профессиональный стандарт Квалификация по профессии Требования к образованию Дополнительные требования

Токарь. № 1128н от 25.12.2014 г. 2-3-й разряд Программа ПО* -

4-й разряд Программа СПО ПКР** Стаж работы токарем 3-го разряда не менее двух месяцев

Оператор МНЛЗ. № 1020н от 11.12.2014 г. 4-5-й разряд Программа ПО Квалификация по профессиям стропальщик, газорезчик

6-й разряд Программа СПО ПКР Стаж работы оператором МНЛЗ 5-го разряда не менее трех лет

Сталевар конвертера. № 1023н от 11.12.2014 г. Подручный сталевара (второй)4-6-й разряды; (первый) 67-й разряды Программа ПО Квалификация по профессиям стропальщик, газорезчик

Сталевар 78-й разряды Программа СПО ПКР Стаж работы подручным сталевара 7-го разряда не менее одного года

^Программа ПО - программа профессионального обучения. **Программа СПО ПКР - программа подготовки квалифицированных рабочих.

Следует признать, что концепция одного уровня СПО с реализацией двух типов программ - подготовки квалифицированных рабочих и подготовки специалистов среднего звена - неконкурентоспособна на фоне развития прикладного бакалавриата в высшем образовании. Более целесообразна единая система СПО с программами (1) базового уровня - подготовки квалифицированных рабочих и (2) повышенного уровня - подготовки специалистов среднего звена (техников, технологов) на основе базового уровня. Такая система способствует более эффективному обучению инженерных кадров, она поможет устранить диспропорции в системе «рабочий - техник - инженер» и повысит качество профессионального образования.

В настоящее время выпускник учреждения СПО с дипломом специалиста среднего звена и удостоверением (или свидетельством) о квалифи-

кации по рабочей профессии, попадая на производство, вынужден снова пройти цикл обучения, но уже в системе корпоративной переподготовки или повышения квалификации по рабочей профессии. Создание собственных центров и программ обучения персонала становится выраженной тенденцией развития кадрового потенциала организаций и предприятий, совпадающей с мировым трендом усиления значимости внутрифирменной подготовки сотрудников [13]. Как показывает практика развитых стран, при повышении роли корпоративного обучения появляется более тесная связь профессионального образования с субъектами спроса на рынке труда, а сеть учреждений профессионального образования приобретет структуру, соответствующую реалиям инновационной экономики.

Заключение

Система СПО должна способствовать профессиональному самоопределению и становлению молодежи, стать действительно связующим звеном между общим и высшим образованием, а не превращаться в «тупиковую ветвь» профессиональной подготовки.

Рост производительности труда обеспечивается включением работников во множество технологических цепочек, возникающих при взаимодействии смежных малых, средних и крупных предприятий. Такое взаимодействие возможно только при уверенной ориентации работников в пограничных областях знаний и близких отраслях производства, т. е. за счет полипрофессионализма, который является интегративной характеристикой субъекта профессиональной деятельности, отражающей его способность и готовность к осуществлению смежных видов деятельности [14-20]. Профессиональное становление предполагает постоянное совершенствование и приобретение работником новых компетенций, которые формируются и развиваются пока спонтанно, преимущественно в самостоятельной образовательной деятельности.

До сих пор в образовательных стандартах не предусмотрена подготовка по многим востребованным профессиям, что в условиях дефицита кадров в высокотехнологичных и наукоемких отраслях производства приводит к отставанию отечественного образования от современных требований экономики и производства. И самый существенный недостаток заключается в пренебрежении полипрофессионализмом, который не сводится к механическому соединению профессий, а заключается в их интеграции, в результате которой появляются новые виды профессиональной деятельности. Для полипрофессионального образования необходимы укрупненные образовательные структуры, различающиеся степенью объединения разноуровневых учебных заведений на основе сетевого взаимодействия, конвергенции и интеграции [14, 15, 21]. Идея

полипрофессионализма для отечественного профессионального образования не нова: ее истоки можно обнаружить в практике профессиональных лицеев, осуществлявших подготовку по широко интегрированным профессиям на основе уровневой, стадийной организации образовательного процесса. Да и опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности такого подхода [22].

Анализ программных и нормативных документов в области образования и деятельности учреждений профессионального образования показывает, что процесс их совершенствования продолжается. В регионах назрела необходимость развития двух типов сетей учреждений и организаций, реализующих образовательные программы СПО и получение прикладных квалификаций, а также гибких модульных программ переподготовки и повышения квалификации. Это (1) территориальные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными программами и (2) учреждения, реализующие образовательные программы прикладных квалификаций в конкретных отраслях (металлургической, химической, строительной и т. д.) и поддерживаемые предприятиями регионов.

Дальнейшее укрупнение учреждений СПО, их научно-методическое и образовательное объединение на основе сетевого взаимодействия с учреждениями высшего образования, развитие прикладного бакалавриата, идей полипрофессионализма и мультиквалификаций требует гармонизации нормативно-правового обеспечения сферы образования.

Статья рекомендована к публикации чл.-кор., д-ром пед. наук, проф. А. Н. Лейбовичем

Список использованных источников

1. Беляева А. П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. С.-Петербург: Институт профтехобразования РАО, 2002. 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кязимов К. Г. Проблемы совершенствования воспроизводства квалифицированных рабочих кадров / / Профессиональное образование. Столица. 2016. № 5. С. 2-5.

3. Ткаченко Е. В. Профессиональное образование в России: проблемы развития // Ценности и смыслы. 2014. № 2 (30). С. 11-12.

4. Листвин А. А. Основные положения профессионально-интегративной системы обучения // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 5. С. 45-46.

5. Жураковский В. М., Воров А. Б. Системные инновации в моделях подготовки инженерных кадров // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 17-24.

6. Чучалин А. И., Чубик П. С., Соловьев М. А., Замятина О. М. Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 188-208.

7. Замятина О. М., Мозгалева П. И., Соловьев М. А., Боков Л. А., Позде-ева А. Ф. Технология проектно-ориентированного обучения в инженерном образовании // Высшее образование сегодня. 2013. № 12. С. 68-74.

8. Современное инженерное образование. С.-Петербург: Политехнический университет, 2012. 80 с.

9. Мартынов В. Г., Шейнбаум В. С. Двадцатилетний опыт уровневой подготовки инженерных кадров в Губкинском университете. Уроки, вектор развития / Инженерное образование для новой индустриализации. Казань: КНИТУ, 2013. С. 131-142.

10. Проектирование образовательной среды формирования современного инженера / под ред. Л. Н. Банниковой, Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2013. 220 с.

11. Fominykh M. V., Uskova B. A., Mantulenko V. V., Kuzmina O. N., Shu-ravina E. N. A Model for the Education of a Student of a Vocational Pedagogical Educational Institution Through the Gaming Simulation // IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (8). Р. 2814-2840.

12. Zeer E. F. Bragina I. V. Valuable and Professional Orientations as a Social and Psychological Resource of Development of a Modern Worker / / International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (15). Р. 7791-7802.

13. Deissinger T., Hellwig S. Structures and Functions of Competence-based Education and Training (CBET): A Comparative Perspective. Mannheim: In-WEnt // Capacity Building International. Germany, 2005.

14. Днепров С. А., Тулькибаева Н. Н., Медведев И. Ф. От монопрофессиональной подготовки к полипрофессиональной // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 5. С. 2-6.

15. Ибрагимов Г. И. Многофункциональный центр прикладных квалификаций: понятия и сущность / / Профессиональное образование. Столица. 2015. № 1. С. 6-9.

16. Смирнов И. П. МЦПК и ремейки профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 5. С. 43-50.

17. Никитин М. В. МЦПК: модель профессиональной успешности // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 2. С. 7-10.

18. Zinnatova M. V., Konovalova M. E., Makarova N. V. The Professional Transspective of the Students in the Conflicting Realities of the Post-industrial Society // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). Р. 6925-6933.

19. Andryukhina L. M., Dneprov S. A., Sumina T. G., Zimina E. Y., Utkina S. N., Mantulenko V. V. The Model of Monitoring of Vocational Pedagogical Competences of Professors in Secondary Vocational Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). Р. 7016-7034.

20. Dorozhkin E. M., Tarasyuk O. V., Sinkina E. A., Deryabina E. M., Si-simbaeva V. S. Profes-sional Competencies Development of Competitive Bachelors in Machine Engineering // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (16). Р. 9300-9312.

21. Блинов В. И., Есенина Е. Ю. Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании / / Образование и наука. 2013. № 7 (106). С. 18-38. DOI: 10.17853/1994-5639-2013-7-18-38

22. Rothe G. Die Systeme beruflicher Qualifizierung Deutschlands, Oesterreich und der Schweiz imVergleich. Wien, 2001. Р. 1-5.

23. Schelten A. Begriffe und Konzepte der berufspädagogischen Fachsprache. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2005. 164 р.

Статья поступила в редакцию 23.04.2016; принята в печать 16.11.2016.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Об авторе:

Листвин Александр Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального и технологического образования Череповецкого государственного университета, Череповец (Россия). E-mail: Listvin.54@mail.ru.

References

1. Beljaeva A. P. Integrativnaja teorija i praktika mnogourovnevogo nep-reryvnogo professional'nogo obrazovanija. [Integrative theory and practice of multilevel continuous professional education]. St.-Petersburg: Institut proftehobrazo-vanija RAO. [Institute of Vocational Training of the Russian Academy of Education]. 2002. 240 p. (In Russian)

2. Kyazimov K. G. Reproduction improvement problems of competent personnel. Professional'noe obrazovanie. Stolica. [Vocational Education. The Capital]. 2016. № 5. Р. 2-5. (In Russian)

3. Tkachenko E. V. Professional education in Russia: Problems of development. Cennosti i smysly. [Value and Meanings]. 2014. № 2 (30). P. 11-12. (In Russian)

4. Listvin A. A. Basic provisions of integrative vocational training system. Professional'noe obrazovanie. Stolica. [Vocational Education. The Capital]. 2011. № 5. Р. 45-46. (In Russian)

5. Zhurakovskij V. M., Vorov A. B. System innovation in models of training engineering personnel. Professional'noe obrazovanie. Stolica. [Vocational Education. The Capital]. 2016. № 8. P. 17-24. (In Russian)

6. Chuchalin A. I., Chubik P. S., Solovyev M. A., Zamyatina O. M. Preparation of elite specialists in engineering and technology. Voprosy obrazovanija. [Education Issues]. 2013. № 2. Р. 188-208. (In Russian)

7. Zamyatina O. M., Mozgaleva P. I., Solov'ev M. A., Bokov L. A., Pozde-ev A. F. Technology and project-based learning in engineering education. Vysshee obrazovanie segodnja. [Higher Education Today]. 2013. № 12. Р. 68-74. (In Russian)

8. Sovremennoe inzhenernoe obrazovanie. [Modern engineering education]. St.-Petersburg: Politehnicheskij universitet. [Polytechnical University]. 2012. 80 р. (In Russian)

9. Martynov V. G., Sheinbaum V. S. Dvadcatiletnij opyt urovnevoj podgo-tovki inzhenernyh kadrov v Gubkinskom universitete. Uroki, vektor razvitija.

[Twenty years of experience level of training of engineers in the Gubkin University. Lessons, development]. Inzhenernoe obrazovanie dlja novoj industrializacii. [Engineering education for new industrialization]. Kazan: Kazanskij nacional'nyj issle-dovatel'skij tehnologicheskij universitet. [Kazan National Research Technological University]. 2013. P. 131-142. (In Russian)

10. Proektirovanie obrazovatel'noj sredy formirovanija sovremennogo inzhe-nera. [The design of the educational environment of formation of the modern engineer]. Ed. by L. N. Bannikova, Yu. R. Vishnevskiy. Ekaterinburg: Ural'skij fede-ral'nyj universitet. [Ural Federal University]. 2013. 220 р. (In Russian)

11. Fominykh M. V., Uskova B. A., Mantulenko V. V., Kuzmina O. N., Shu-ravina E. N. A Model for the Education of a Student of a Vocational Pedagogical Educational Institution through the Gaming Simulation. IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (8). Р. 2814-2840. (Translated from English)

12. Zeer E. F., Bragina I. V. Valuable and Professional Orientations as a Social and Psychological Resource of Development of a Modern Worker. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (15). Р. 7791-7802. (Translated from English)

13. Deissinger T., Hellwig S. Structures and Functions of Competence-based Education and Training (CBET): A Comparative Perspective. Mannheim: In-WEnt. Capacity Building International. Germany, 2005. (Translated from English)

14. Dneprov S. A., N. N. Tulkibayeva N. N., Medvedev I. F. From mono professional preparation to polyprofessional. Professional'noe obrazovanie. Stolica. [VocationalEducation. The Capital]. 2015. № 5. P. 2-6. (In Russian)

15. Ibragimov G. I. Multifunctional center of applied qualifications: the concept and essence. Professional'noe obrazovanie. Stolica. [Vocational Education. The Capital], 2015. № 1. P. 6-9. (In Russian)

16. Smirnov I. P. Interregional center for professional advancement and remakes of vocational education. Professional'noe obrazovanie. Stolica. [Vocational Education. The Capital]. 2014. № 5. S. 43-50. (In Russian)

17. Nikitin M. V. Interregional center for professional advancement: a model of professional success. Professional'noe obrazovanie. Stolica. [Vocational Education. The Capital], 2014. № 2. P. 7-10. (In Russian)

18. Zinnatova M. V., Konovalova M. E., Makarova N. V. The Professional Transspective of the Students in the Conflicting Realities of the Post-industrial Society. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). Р. 6925-6933. (Translated from English)

19. Andryukhina L. M., Dneprov S. A., Sumina T. G., Zimina E. Y., Utki-na S. N., Mantulenko V. V. The Model of Monitoring of Vocational Pedagogical Competences of Professors in Secondary Vocational Education. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). Р. 7016-7034. (Translated from English)

20. Dorozhkin E. M., Tarasyuk O. V., Sinkina E. A., Deryabina E. M., Si-simbaeva V. S. Professional Competencies Development of Competitive Bachelors in Machine Engineering. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (16). Р. 9300-9312. (Translated from English)

Обзор практики применения программ обучения, совмещенного с работой (WBL), в высшем образовании Великобритании

21. Blinov V. I., Yesenina Y. Y. Developing the conceptual approach to standardization of vocational education. Obrazovanie i nauka. [The Education and Science Journal]. 2013. № 7 (106). P. 18-38. DOI: 10.17853/1994-5639-2013-7-1838. (In Russian)

22. Rothe G. Die Systeme beruflicher Qualifizierung Deutschlands, Oesterreich und der Schweiz imVergleich. Wien, 2001. P. 1-5. (Translated from German)

23. Schelten A. Begriffe und Konzepte der berufspädagogischen Fachsprache. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2005. 164 p. (Translated from German)

Received: 23.04.2016; accepted for printing: 16.11.2016.

The author has read and approved the final manuscript.

About the author:

Alexander A. Listvin - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Trade and Technological Education, Cherepovets State University, Cherepovets (Russia). E-mail: Listvin.54@mail.ru.

УДК 377.3 DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1-119-141

ОБЗОР ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ, СОВМЕЩЕННОГО С РАБОТОЙ (WBL), В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Джон Талбот

Университет Честера, Честер (Великобритания).

E-mail: j. talbot@chester. ac. uk

Кэрол Костли

Университет Мидлсекса, Лондон (Великобритания).

E-mail: c.costley@mdx.ac.uk

М. А. Дремина3, В. А. Копновь

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург (Россия). aE-mail: mdryomina@yandex.ru; bE-mail: vitalij.kopnov@fsvpu.ru Аннотация. Цель публикации - обзор практических вопросов организации обучения, совмещенного с работой (ОСР - англ. WBL). Особенности применения данной технологии профессиональной подготовки рассматриваются на примере опыта деятельности университетов Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.