УДК 377.5
DOI 10.22412/1999-5644-11-2-1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА: ГЕНЕЗИС, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Ананьева Татьяна Николаевна*,
доктор социологических наук, профессор, проректор ФГБОУ ВО «РГУТИС», председатель ФУМО в системе СПО по УГПС 43.00.00. Сервис и туризм, [email protected].
Варламова Анна Викторовна*,
магистр социологии, ученый секретарь ФУМО в системе СПО по УГПС 43.00.00. Сервис и туризм, [email protected],
*ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Статья посвящена анализу деятельности учебно-методического объединения учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма. В статье приводится генезис и анализ основных этапов деятельности УМО в области сервиса и туризма с момента его создания — с 1988 г. до 2015 г. Особое внимание уделяется созданному приказом Министерства образования и науки от 07 октября 2015 г. № 1115 федеральному учебно-методическому объединению в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм, которое до 2015 г. входило в структуру УМО в области сервиса и туризма. Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р «Обутверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015—2020 годы» и в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Министерством образования и науки Российской Федерации были созданы 42 федеральных учебно-методических объединения в системе среднего профессионального образования, в том числе и федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм. Целью создания ФУМО системе СПО стала активизация участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в деле разработки федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования, в обеспечении качества и развития содержания среднего профессионального образования. В статье приводится анализ деятельности федерального учебно-методического объединения в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм и основных задач, стоящих перед ФУМО на ближайшее время.
Ключевые слова: учебно-методическое объединение, УМО, федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования по УГПС 43.00.00 Сервис и туризм, ФУМО, ФГОС
Учебно-методическое объединение учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса было создано приказом Государственного Комитета СССР по народному образованию от 27 мая 1988 г. № 88 на базе Московского технологического института бытового обслуживания населения РСФСР (сегодня — Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет туризма и сервиса», ФГБОУ ВО «РГУТИС»). В 2005 году в связи с созданием группы специальностей Сервис приказом Министерства образования и науки РФ № 288 от 24 ноября 2005 г. УМО по образованию в области сервиса было переименовано в УМО по образованию
в области сервиса и туризма (далее — УМО в области туризма и сервиса, УМО).
УМО осуществляло свою деятельность как государственно-общественное объединение в системе начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации к компетенции УМО отнесены были следующие направления подготовки, специальности и профессии:
• в системе высшего образования направления подготовки бакалавров и магистров: Туризм, Гостиничное дело, Сервис;
• специальности среднего профессионального образования: Туризм, Гостиничный сервис, Организация обслуживания в общественном питании, Сервис по химической обработке изделий, Парикмахерское искусство, Техника и искусство фотографии, Сервис на транспорте (по видам транспорта), Прикладная эстетика, Стилистика и искусство визажа, Сервис домашнего и коммунального хозяйства, Ритуальный сервис;
• профессии начального профессионального образования: Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования, Слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов, Киномеханик, Фильмопроверщик, Официант; Бармен; Буфетчик, Аппаратчик химической чистки, Контролер качества обработки изделий, Отпарщик-прессовщик, Пятновыводчик, Парикмахер, Фотограф; Ретушер; Фотолаборант, Бортпроводник; Дневальный, Повар судовой; Камбузник, Агент коммерческий, Кассир багажный, товарный (грузовой), Оператор по обработке перевозочных документов, приемосдатчик груза и багажа, Траксировщик перевозочных документов, Кассир билетный; Проводник пассажирского вагона; Проводник по сопровождению грузов и спецвагонов.
За период своего существования УМО активно участвовало в разработке государственных образовательных стандартов первого и второго поколений высшего профессионального образования, а также федеральных государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования. В 2014—2015 годы УМО в области сервиса и туризма модернизировало и представило к утверждению в Министерство образования и науки Российской Федерации проекты федеральных государственных образовательных стандартов
высшего образования по направлениям Туризм, Сервис, Гостиничное дело, которые устанавливают требования к подготовке выпускников и присвоению квалификаций: «академический бакалавр», «прикладной бакалавр», «магистр». В соответствии с этим разработан порядок формирования и реализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры, формируются модули (по профессии, квалификации) программ прикладного бакалавриата в рамках модернизированных ФГОС.
УМО проведена большая работа и по созданию нормативно-методической документации:
• квалификационных характеристик выпускников, типовых учебных планов, программ учебных дисциплин, примерных фондов оценочных средств;
• примерных учебных планов подготовки специалистов, бакалавров, магистров, примерных программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, профессиональных модулей;
• диагностических и оценочных средств для государственной итоговой аттестации выпускников и методических рекомендаций по ее проведению;
• требований к условиям реализации основных образовательных программ, к учебно-методическому, информационному и иному ресурсному обеспечению соответствующей образовательной технологии и ряда других документов.
Учебно-методическим объединением проведена работа и по экспертизе документов и материалов, в том числе рецензированию рукописей учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных к изданию с присвоением грифа «Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма». За последние пять лет принято было к рассмотрению более 250 учебных изданий, из которых более 200 получили положительные заключения экспертов о присвоении грифа «Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма». Кроме этого, УМО выполняло работы по рецензированию рукописей учебников, учебных и учебно-методических пособий для присвоения грифа базового вуза. За последние пять лет было принято к рассмотрению более 120 учебных изданий, из которых более 90 получили положительные заключения экспертов о присвоении грифа базового вуза.
По заявкам образовательных организаций осуществлялось обеспечение учебно-програм-
мной и учебно-методической документацией, другими учебно-методическими материалами.
В 2015 году в состав УМО входило более 400 вузов и ссузов, реализующих образовательные программы в области туризма и сервиса, в том числе в Федеральных округах Российской Федерации (далее — ФО РФ) их число составляло: Центральный ФО РФ — 122; Северо-Западный ФО РФ - 43; Приволжский ФО РФ - 49; Южный ФО РФ - 23; Уральский ФО РФ - 21; Сибирский ФО РФ - 52; Дальневосточный ФО РФ - 20; Северо-Кавказский ФО РФ - 24. В связи с вхождением в состав РФ полуострова Крым и города федерального значения Севастополь, в состав УМО вошли также три образовательные организации.
Ежеквартально на протяжении всего периода функционирования УМО проводились заседания совета УМО (на базе РГУТИС) и выездные заседания президиума УМО (на базе таких вузов и ссузов, как Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Северо-Кавказский федеральный университет, Воронежский государственный университет инженерных технологий, Петровский колледж и др.). Как правило, в заседаниях принимали участие работодатели, представители вузов и ссузов, партнеры по международным проектам и программам, заседания носили «открытый дискуссионный» характер и являлись фактически учебно-научно-методической школой, направленной на обеспечение качества подготовки выпускников по образовательным программам в области сервиса и туризма.
В целях развития направлений по совершенствованию образования в области туризма, сервиса, гостиничного дела проводились Всероссийские и Международные научно-методические конференции, круглые столы, мастер-классы и другие мероприятия. За последние десять лет можно выделить наиболее значимые, а именно: заседания подкомитета «Бытовое обслуживание» Комитета по развитию Потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ (проведено на базе РГУТиС, 2008, 2009, 2012 гг.); международная конференция (на базе Французского института туризма и международной школы менеджмента в Париже, 2008); круглый стол по вопросам повышения эффективности туризма и привлечения туристов в системе межстраново-го обмена (на базе Ховдского государственного университета в городе Ховд, Монголия, 2013); мастер-класс развития гостиничного сервиса на
базе туристско-гостиничных объектов Иркутска (2014)и др.
По итогам мероприятий издавались сборники докладов и других научно-методических материалов. Так, по итогам совместного заседания совета УМО и Ассоциации вузов туризма и сервиса был издан сборник «Внутренний туризм как форма сохранения этнокультурного развития народов России: задачи и перспективы (Москва, 2012), к юбилею УМО в области сервиса и туризма (20-летие и 25-летие) были также изданы сборники.
В целях совершенствования профессиональных компетенций для членов УМО учебно-методическое объединение совместно с управлением дополнительных образовательных услуг РГУТИС регулярно проводило повышение квалификации по актуальным вопросам учебной, научной и методической деятельности.
За последние пять были разработаны и реализованы следующие программы: «Проектирование и реализация основных образовательных программ вуза при переходе на систему Федеральных государственных образовательных стандартов», «Эффективное использование компетенций в туристской сфере», «Интерактивные технологии обучения в вузе в условиях реализации ФГОС ВПО», «Правовые аспекты и технология организации международных программ двойного диплома», «Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ в области туризма и сервиса», «Развитие кредитно-модульной системы обучения и расширение академической мобильности через использование электронных средств обучения», «Современные технологии обучения», «Современные технологии оказания гостиничных услуг», «Классификация объектов туристской индустрии», «Методология организации учебного процесса по направлению подготовки «Гостиничное дело», «Разработка фонда оценочных средств ООП вуза», «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)» и др.
В 2015 году под руководством Министерства образования и науки РФ была проведена работа по созданию новой сети федеральных учебно-методических объединений в связи с изменением подходов к группированию направлений и специальностей подготовки на уровнях среднего профессионального и высшего образования.
В результате 8 сентября 2015 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 987 было создано федеральное
учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН 43.00.00 Сервис и туризм, председателем ФУМО был назначен проректор ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» Е.С. Угрюмов.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Министерством образования и науки Российской Федерации созданы 42 федеральных учебно-методических объединения в системе среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 октября 2015 г. № 1115).
Целью создания ФУМО в системе СПО является участие педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования, в обеспечении качества и развития содержания среднего профессионального образования.
Основными направлениями деятельности ФУМО являются:
федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. В рамках данного направления деятельности учебно-методическим объединением осуществляется:
• подготовка предложений в Минобрнауки России по проектам федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
9 участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
9 осуществление методического сопровождения реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
9 подготовка предложений по оптимизации перечня профессий, специальностей среднего профессионального образования;
9 примерные образовательные программы. По данному направлению осуществляется:
• организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных программ;
• взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, религиозными организациями или централизованными
религиозными организациями при организации разработки и проведения экспертизы примерных программ.
Обеспечение качества и развития содержания среднего профессионального образования предусматривает:
9 проведение мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
9 обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения разработки и реализации образовательных программ среднего профессионального образования;
9 участие в разработке совместно с объединениями работодателей фондов оценочных средств для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся;
9 участие в независимой оценке качества образования и профессионально-общественной аккредитации;
9 профессиональное совершенствование деятельности научно-педагогических работников.
ФУМО участвует:
• в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
• в разработке профессиональных стандартов.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 октября 2015 г. № 1115 создано федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм (далее — ФУМО в системе СПО по УГПС 43.00.00 Сервис и туризм, ФУМО). Председателем ФУМО была назначена проректор ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» Т.Н. Ананьева.
К компетенциям федерального учебно-методического объединения отнесены следующие специальности:
43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании;
43.02.02 Парикмахерское искусство;
43.02.03 Стилистика и искусство визажа;
43.02.04 Прикладная эстетика;
43.02.05 Флористика;
43.02.06 Сервис на транспорте (автомобильно-дорожный транспорт);
43.02.06 Сервис на транспорте (воздушный транспорт);
43.02.06 Сервис на транспорте (железнодорожный транспорт);
43.02.07 Сервис по химической обработке изделий;
43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства;
43.02.09 Ритуальный сервис;
43.02.10 Туризм;
43.02.11 Гостиничный сервис;
43.02.12 Технология эстетических услуг;
43.02.13 Технология парикмахерского искусства;
43.02.14 Гостиничное дело;
43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Профессии:
43.01.01 Официант, бармен;
43.01.02 Парикмахер;
43.01.03 Бортпроводник судовой;
43.01.04 Повар судовой;
43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте;
43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте;
43.01.07 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования;
43.01.08 Аппаратчик химической чистки;
43.01.09 Повар, кондитер.
В состав ФУМО входят более 250 ведущих профессиональных образовательных организаций, реализующих профессии и специальности, отнесенные к укрупненной группе 43.00.00 Сервис и туризм.
С декабря 2015 г. функционирует интернет-сайт ФУМО (http://rguts.ru/umo), caИ-центр ФУМО.
С 2015 года ФУМО в системе СПО по УГПС 43.00.00. Сервис и туризм была проведена следующая деятельность:
> на основе Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования разработана структура ФУМО (рис. 1), сформированы рабочие группы по общеобразовательным дисциплинам и по специальностям и профессиям, отнесенным к компетенциям ФУМО;
> актуализированы ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям, вошедшим в список, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 г. № 831 и отнесенные к компетенциям ФУМО (43.02.13 Технология парикмахерского искусства; 43.02.12 Технология эстетических услуг; 43.02.14 Гостиничное дело; 43.02.15 Поварское и кондитерское дело; 43.01.01 Повар, кондитер);
Рис. 1. Структура ФУМО в системе СПО по УГПС 43.00.00. Сервис и туризм Fig. 1. Structure of FEMA in the system of secondary professional education in the integrated group of professions and specialties of43.00.00 "Service and tourism "
Рис. 2. Заседание ФУМО в системе СПО по УГПС 43.00.00 Сервис и туризм на базе ФГБОУ ВО «РГУТИС», апрель 2016 г.
Fig. 2. Meeting of FEMA in the system of secondary professional education in the integrated group ofprofessions and specialties of43.00.00 "Service and tourism" on the basis of "Russian State University of Tourism and Service ", April 2016
> совместно с бизнес-сообществом, а именно Федерацией рестораторов и отельеров, была проведена работа по переводу из 19.01.17 УГПС в 43.00.00 УГПС профессий 19.01.17 Пекарь и 19.01.17 Повар, кондитер;
> разработан новый ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело;
> разработаны примерные образовательные программы по специальностям и профессиям, входящим в ТОП-50 (43.02.13 Технология парикмахерского искусства; 43.02.12 Технология эстетических услуг; 43.02.14 Гостиничное дело; 43.02.15 Поварское и кондитерское дело; 43.01.01 Повар, кондитер);
> актуализированы ФГОС СПО, отнесенные к компетенциям ФУМО, в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами и требованиями WSR;
> создана база ПОО и вузов, реализующих образовательные программы СПО.
Ежеквартально проводятся заседания рабочих групп ФУМО, семинары, в которых принимают участие как представители профессионального сообщества, так и бизнес-сообщества из разных регионов страны.
Каждые полгода проводятся заседания ФУМО как на базе ФГБОУ ВО «РГУТИС» (рис. 2), так и на площадках ведущих профессиональных образовательных организаций, а именно ГБПОУ «Первый Московский Образовательный Комплекс», ГБПОУ «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно», ГБПОУ
Рис. 3. Заседание ФУМО в системе СПО по УГПС 43.00.00Сервис и туризм на базе ГБПОУ «Первый Московский Образовательный Комплекс», ноябрь 2016 г.
Fig. 3. Meeting of FEMA in the system of secondary professional education in the integrated group ofprofessions and specialties of43.00.00 "Service and tourism" on the basis of "The First Moscow Educational Complex", November 2016
«Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева» и др. (рис. 3 и 4).
ФУМО неоднократно выступает инициатором проведения совместных мероприятий, направленных на интеграцию системы СПО и ВО (например, панельная дискуссия форума-выставки: «Импортозамещение в туризме» (сентябрь 2016 г.) (рис. 5), проектно-аналитического семинара «Подготовка предложений по инте-гративной модели по туризму и сервису (март 2017 г.) и ряд других мероприятий).
ФУМО в системе СПО по УГПС 43.00.00 Сервис и туризм неоднократно было отмечено благодарностями и от Министерства образования и науки Российской Федерации (от заместителя министра, директора департамента), и от бизнес- и профессионального сообществ.
В настоящее время ФУМО проводится работа по разработке совместно с бизнес-сообществом, а именно Федерацией рестораторов и отельеров, модели по объединению специальностей и профессий СПО по УГПС 43.00.00 Сервис и туризм в три укрупненные группы (рис. 6). Данная модель нашла поддержку и развитие и со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации.
Одной из задач, стоящей перед ФУМО на ближайшее время, является формирование кадрового потенциала и подготовки кадров для системы СПО для реализации программ по специальностям и профессиям, входящим в ТОП-50.
В связи с этим ФУМО неоднократно принимает участие в вебинарах, организованных
Рис. 4. Заседание ФУМО в системе СПО по УГПС 43.00.00 Сервис и туризм на базе ГБПОУ «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно», апрель 2017г. Fig. 4. Meeting of FEMA in the system of secondary professional education in the integrated group of professions and specialties of43.00.00 "Service and tourism" on the basis of Moscow College of management, hospitality and information technology "Tsaritsyno", April 2017
Рис. 5. Панельная дискуссия форума-выставки: «Импортозамещение в туризме», сентябрь 2016г. Fig. 5. Discussion of the forum-exhibition: «import .Substitution in tourism», .September 2016
Развитие УГПС 43.00.00 Сервис и туризм
43.02.01, Организаций обслуживания п общественном пнтаннн;
43.02.10. Гуршм; 43.Й2Д Í. Гостиннчнын
сервис; 4.Ч.Л7..15. Ппяяпгкп* и
43.02.02 Парикмахсрское искусство;
43.02.03.Стилистика и искусство визажа;
43.02.04. Прикладная эстетика;
43.02-06 Гфнисна грйнгпорте(йп видам транспорта); 43.02.07. Сервис по хими-ícckoíI обработке шдг.чкй; 43.02.0Я. Гррнисдлмнцшп о и коМмуназцптГоХлэнйства; 43-02.03, Ритуальный Сгрвис;
Оптимизация перечня профессий УГПС 43.00.00 Сервис и туризм
Рис. 6. Модель развития УГПС 43.00.00 Сервис и туризм Fig. 6. Model of development in the integrated group of professions and specialties of43.00.00 "Service and tourism"
Центром развития профессионального образования ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», а также проводит обучение по программам повышения квалификации и переподготовки, направленным на повышение качества подготовки кадров для сферы туризма и сервиса.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в центре внимания УМО всегда находились и находятся вопросы совершенствования качества и содержания образовательной деятельности с учетом современных требований профессионального и бизнес-сообществ.
Литература
1. Ананьева Т.Н. Основные направления подготовки кадров для сферы туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 3. с. 41—45.
2. Блинов В.И., Глазунов А.Т. Модели учебно-методических объединений в системе СПО // Среднее профессиональное образование. 2016. № 10. с. 3—10.
Российскому государственному университету туризма и сервиса - 65 лет!
3. Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Развитие среднего профессионального образования: сценарий и прогнозы // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 3.
4. Варламова А.В. Адаптация студентов к современным условиям рынка труда //Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 4. с. 83-87.
EDUCATIONAL AND METHODiCAL ASSOCIATION ON EDUCATION IN THE SPHERE OF SERVICE AND TOURISM: GENESIS, STRUCTURE AND MAIN TASKS
Tat'yana N. Anan 'eva*,
Dr. Sci. (Sociology), Prof., [email protected]
Anna V. Varlamova*,
*Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The article analyzes the activities of the Educational and Methodical Association of High schools of service and tourism in the Russian Federation. The article presents the genesis and analysis of the main stages of the Educational and Methodical Association (EMA) in service and tourism from its foundation — from 1988 to 2015. Special attention is paid to the Federal Educational and Methodical Association in the system of vocational education in the integrated group of professions and specialties of43.00.00 "Service and tourism". This Association was created by the order № 1115 of the Ministry of education and science on the 7th of October 2015 and was included in the structure of the EMA in the field of service and tourism until 2015. 42 Federal educational organizations in the system of secondary vocational education, including the Federal Educational and Methodical Association (FEMA) in the system of vocational education in the integrated group of professions and specialties of43.00.00 "Service and tourism" were established by the Ministry of education and science of the Russian Federation for the execution of the order No. 349- p "On approval of complex measures aimed at improving the system of vocational education for 2015—2020" of the Government of the Russian Federation dating from the 3rd of March 2015 and in accordance with the part 2 of the article 19 of the Federal law No. 273- 03 dating from the 29th of December 2012 "On education in the Russian Federation". The purpose of creating FEMA in the system in the system of secondary vocational education was the increased participation of pedagogical and scientific workers, representatives of employers in the development of Federal state educational standards, exemplary educational programs, coordination of organizations engaged in educational activity on educational programs of secondary vocational education, in ensuring the quality and content of vocational education. The article provides an analysis of the activities of the Federal Educational and Methodical Association in the system of secondary professional education in the integrated group of professions and specialties of43.00.00 "Service and tourism" and main tasks of the FEMA in the near future.
Keywords: Educational and Methodical Association, EMA, the Federal Educational and Methodical Association in the system of secondary professional education in the integrated group of professions and specialties of43.00.00 "Service and tourism", FEMA, GEF (Federal State Educational standard)
References:
1. Anan 'eva T.N., The main directions of personnel training for tourism. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, no. 3, 2012, pp. 41-45 (In Russ.).
2. Blinov V.I., GlazunovA.T., Models of educational organizations in the System of Secondary Vocational Education. Srednee professional'noe obrazovanie, no. 10, 2016, pp. 3-10 (In Russ.).
3. Blinov V.I., EseninaE.Yu., The development of secondary vocational education: scenario and forecasts. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa, no. 3, 2015, pp.5-8 (In Russ.).
4. Varlamova A.V., The students ' adaptation to modern conditions of labor market. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, no. 4, 2012, pp. 83-87. (In Russ.).
Для цитирования:
Ананьева Т.Н., Варламова А.В. Учебно-методическое объединение по образованию в области сервиса и туризма: генезис, структура, основные задачи // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т 11. 2017. № 2. C. 5-12. DOI 10.22412/1999-5644-11-2-1. Дата поступления статьи: 07.04.2017.
For citations:
Anan'eva T.N., VarlamovaA.V., Educational and Methodical Association on education in the sphere of service and tourism: genesis, structure and main tasks. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2017, vol. 11, no. 2, pp. 5-12 (In Russ.). DOI 10.22412/1999-5644-11-2-1. Received on April 7th, 2017.