ны, которой этот язык принадлежит. Данный вывод приводит к появлению такой проблемы, как проблема понимания друг друга, ведь от интерпретации сказанного человеком зависит исход дальнейшего разговора. Изучение иностранного языка, который не является родным - это «отличное средство, чтобы познакомиться с культурой других народов, так как каждое слово имеет свою ценность, за каждым словом стоит опре-
Библиографический список
деленное представление о мире, складывающиеся веками» [6, с. 175]. Каждая национальная культура имеет ряд параметров, к которым можно отнести восприятие себя, окружающих, мир в целом, язык, культурные ценности, а также этикет. И необходимо быть открытым к пониманию чужой культуры, восприятию различий во взглядах на разные аспекты человеческой жизни.
1. Гузикова М.О., Фофанова П.Ю. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, 2015.
2. Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2013.
3. Ахметшина Ю.В. Мотивационная направленность личности студента посредством разрешения конфликтных ситуаций в рамках курса «Деловой иностранный язык». Мир науки, культуры, образования. 2016; 1: 66 - 68.
4. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. Москва: Новое литературное обозрение, 2002.
5. Куликова Л.В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. На материале русской и немецкой лингво-культур: монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2004.
6. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов. Под редакцией А.П. Садо-хина. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
References
1. Guzikova M.O., Fofanova P.Yu. Osnovy teoriimezhkul'turnojkommunikacii: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural. un-ta, 2015.
2. Frik T.B. Osnovy teorii mezhkul'turnoj kommunikacii: uchebnoe posobie. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo politehnicheskogo universiteta, 2013.
3. Ahmetshina Yu.V. Motivacionnaya napravlennost' lichnosti studenta posredstvom razresheniya konfliktnyh situacij v ramkah kursa «Delovoj inostrannyj yazyk». Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1: 66 - 68.
4. Krejdlin G.E. Neverbal'naya semiotika: Yazyk tela i estestvennyjyazyk. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2002.
5. Kulikova L.V. Mezhkul'turnaya kommunikaciya: teoreticheskieiprikladnye aspekty. Na materialerusskojinemeckojlingvokul'tur: monografiya. Krasnoyarsk: RIO KGPU, 2004.
6. Grushevickaya T.G., Popkov V.D., Sadohin A.P. Osnovy mezhkul'turnoj kommunikacii: uchebnik dlya vuzov. Pod redakciej A.P. Sadohina. Moskva: YuNITI-DANA, 2003.
Статья поступила в редакцию 19.01.18
УДК 371
Belousova L.V., Deputy Director on Methodical Work and Quality, Stavropol Construction Technical College, MA, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Filimanuk L.A., Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE ACTIVITY OF REGIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN STAVROPOL KRAI. The article outlines the problem concerning the fact that the dissociation and the autonomy of educational institutions in the development of the basic professional educational programs and the distinction of curriculum leads to certain difficulties in the transfer of students from one institution to another, the organization of joint competitions. To overcome these problems in the system of high school of Stavropol Krai educational and methodical associations on large groups of professions and occupations (DIA) were created. Their activity is described in the article. The authors conclude that the DIA can really improve the quality of vocational education at the regional level and to intensify the activities of all organizations involved in the system of vocational education, but subject to the resolving of organizational, personnel, financial and legal problems.
Key words: vocational education, educational-methodical association on integrated groups of specialties and professions, quality of professional education.
Л.В. Белоусова, зам. директора по методической работе и качеству, ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум», магистр ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
В статье обозначена проблема, касающаяся того, что разобщенность и самостоятельность учебных заведений в разработке основных профессиональных образовательных программ и различие учебных планов приводит к определённым трудностям при переводе студентов из одного учебного заведения в другое, в организации совместных конкурсов. С целью преодоления данных проблем в системе СПО Ставропольского края были созданы учебно-методических объединений по укрупненным группам специальностей и профессий (РУМО). Деятельность РУМО описана в данной статье. Авторы делают вывод о том, что созданные РУМО могут повысить качество профессионального образования на региональном уровне.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, учебно-методических объединения по укрупненным группам специальностей и профессий, качество профессионального образования.
В течение последних лет происходит существенная перестройка профессиональной системы образования: введены ФГОС СПО, которые до сих пор осмысливаются педагогами и подвергаются критике; принят Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», изменивший уровни
образования (не стало НПО) и возложивший на учебные заведения ответственность за разработку образовательных программ, в том числе и фондов оценочных средств, которые каждый год перерабатываются (и как следствие - неоднозначность контрольно-оценочных средств, различия в учебных планах); введены
профессиональные стандарты, а вместе с ними и наступившая актуализация ФГОС и, соответственно, программ подготовки обучающихся; внедряется сетевое, дистанционное и дуальное обучение; определены приоритетные профессии и специальности ТОП-50; идет активная работа над новыми форматами олимпи-адного движения, профессиональных конкурсов и другими инновациями [1 - 4]. И, как показывает практика, не все образовательные организации самостоятельно могут справиться с этими задачами в силу разных причин: не идут на контакт работодатели, остра кадровая проблема, наблюдается нехватка экспертов, методистов и времени. Так, разобщенность и самостоятельность учебных заведений в разработке основных профессиональных образовательных программ и различие учебных планов приводит к определенным трудностям при переводе студентов из одного учебного заведения в другое, в организации совместных конкурсов и др. [5].
Можно сделать вывод, что для успешной реализации в крае программ модернизации российского профессионального образования, особенно в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов, необходимо объединять усилия методических служб.
В целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке ФГОС, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования приказом Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 15 сентября 2016 г. №1028-пр в крае были созданы 22 региональных учебно-методических объединения (далее РУМО) по укрупнённым группам специальностей и профессий. На созданные объединения возлагаются большие надежды в решении задач приведения содержания и технологий образования в соответствие с современными требованиями к квалификации выпускников со стороны работодателей, по оказанию существенной методической и экспертной помощи образовательным организациям края и реализации внешних коммуникативных функций, что и подтверждается п.п. 16 и 17 (основные права и направления деятельности региональных учебно-методических объединений Ставропольского края) Положения о РУМО в системе СПО Ставропольского края. Реализация данных объемов и направлений работы требует взаимодействия РУМО с различными структурами. Поскольку региональные УМО СПО созданы по укрупненным группам профессий и специальностей, то речь идет не только о сетевом взаимодействии с различными образовательными организациями в рамках отдельного профиля, но и с объединениями работодателей, центрами оценки квалификаций, ресурсными центрами, центрами Worldskills, органами власти. При этом РУМО возлагает на себя функцию координатора и кон-
сультанта. Каждое РУМО может взаимодействовать с другими РУМО, изучая опыт коллег через своих представителей.
Для реализации совместных усилий по разработке образовательных программ и актуализации их содержания не только в рамках конкретной укрупненной группы профессий / специальностей, но и в разрезе приоритетных профилей подготовки (машиностроительный, строительный, сельскохозяйственный и т. д.) УМО важен контакт с ФУМО, с другими РУМО, и не только на территории Ставропольского края.
Для успешной совместной работы необходимы общие интересы. Выделим основные объекты совместной деятельности РУМО с контактными организациями в данной системе взаимодействия:
Ситуация в крае такова, что по отдельным УГС - это одно -три учебных заведений, а по другим до 10, а есть и более. Так РУМО по УГС 08.00.00 Техника и технологии строительства объединяет 19 учебных заведений, 51 человек, представлена 6 специальностями и 6 профессиями. Разнородность РУМО в крае очевидна. Подобный состав требует чёткой структуры управления и организации работы, увеличивает многократно административную нагрузку на заместителя директора - председателя РУМО. Когда состав РУМО достаточно компактный - не более 20 человек, то этот фактор обеспечивает его управляемость, работоспособность и способность быстро и адекватно реагировать на текущую ситуацию, требования и запросы органов региональной власти в рамках реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования.
Учитывая ответственность и важность функций, выполняемых членами РУМО, а также миссию, которую они выполняют как представители организаций, то членство в РУМО предъявляет серьезные требования к кандидатам. Это должны быть представители преподавательского состава (желательно на уровне председателя цикловой комиссии, заведующего кафедрой), имеющие богатый опыт методических разработок, участия в разработке образовательных стандартов, программ и оценочных средств для диагностики результатов обучения, проведения масштабных и событийных мероприятий. С целью анализа потенциала кадрового состава, эффективного распределения по рабочим группам и решения вопроса членства в РУМО необходимо иметь сведения о кандидатах. В этом случае возможно проведение анкетирования. В качестве объекта для анализа могут быть взяты следующие разделы анкеты:
Раздел 1. Представление кандидата (Ф.И.О., наименование ОО, представляемую профессию / специальность, педагогическая нагрузка, наименование дисциплин и профессиональных модулей, стаж работы по специальности, практический опыт в отрасли, педагогический стаж, наличие квалификационной категории).
Таблица 1
Объекты совместной деятельности
Наименование взаимодействующей организации (структуры) с РУМО Актуализация и реализация ФГОС СПО Разработка и экспертиза программ и учебно-методических Мониторинг реализации ФГОС и подготовка экспертов Формирование информационного пространства и проведение мероприятий по вопросам
комплексов совершенствования системы образования
Образовательные организации СПО + + + +
Образовательные организации + + +
высшего образования
Институты образования + + + +
РУМО по другим укрупненным группам + + + +
ФУМО (федеральные учебно- + +
методические объединения)
Объединение работодателей + + +
Центры оценки квалификаций + +
Центры профессионально- + + +
общественной аккредитации
Ресурсные центры + +
Центры Worldskills + +
Органы власти + +
Раздел 2. Педагогическая деятельность (опыт методической работы, опыт разработки учебных планов, опыт организации мероприятий различного уровня, опыт взаимодействия с объединениями работодателей или другими социальными партнерами, проведение мастер-классов, опыт в качестве эксперта): Какими конкретными материалами могли бы Вы (ваше учебное заведение) пополнить банк методических материалов для обмена ими между членами РУМО? Укажите, каким опытом работы (педагогическими достижениями) Вы могли бы поделиться в составе РУМО. Насколько Вы хорошо знакомы с требованиями нормативных документов в области образования? Знакомы ли Вы с содержанием профессиональных стандартов по специальностям (профессиям) с которыми Вы работаете (при их наличии)?
Раздел 3. Ожидания образовательной организации от деятельности РУМО и личные потребности члена РУМО: потребности образовательной организации, которые она предполагает удовлетворить с помощью участия своего представителя в деятельности РУМО; цели, задачи, поставленные перед членом РУМО руководителями; личные ожидания от участия в работе методического объединения; чей и какой опыт Вы хотели бы изучить; какой деятельностью в составе РУМО хотели бы заниматься; пожелания, предложения в адрес работы РУМО.
Анализ анкетирования по РуМо 08.00.00 Техника и технологии строительства выявил ряд проблем:
- у большинства (70% респондентов) - недостаточный опыт разработки различных учебно-методических материалов (ограничиваются ответом - разработка рабочих программ учебных дисциплин (УД), профессиональных модулей (ПМ) и практик; неуверенный опыт разработки методических рекомендаций по различным видам учебной деятельности (курсовому проектированию, выпускным квалификационным работам, самостоятельной работе); слабое владение методикой разработки материалов по выполнению программ производственной практики; контрольно-оценочных средств);
- 90% ответов - у участников практически отсутствует опыт участия в проведении экспертизы методической продукции;
- 10% ответивших - готовы представить опыт своей образовательной организации, участием и организацией мероприятий;
- 70% членов РУМО предлагают свои материалы для пополнения общего банка для обмена материалами (но в основном ограничиваются рабочими программами по УД и ПМ);
- 30% отметили, что у образовательной организации отсутствуют потребности взаимодействовать в РУМО (проставлен прочерк);
- 40% анкетируемых ждут взаимодействия по методическому обеспечению образовательных программ;
- 10% респондентов испытывают потребность в изучении современных и прогрессивных технологий в отрасли;
- 10 % членов объединения выражают желание изучить опыт организации олимпиад и конкурсов профессионального мастерства;
- 10% нуждаются в материально-техническом и информационном обеспечении.
- 100% участников отметили от 7 до 12 пунктов из 16 вариантов ответов по личным ожиданиям от участия в РУМО, рассматривая данную структуру как курсы повышения квалификации или разовое участие в семинаре.
Имеют место случаи делегирования в состав РУМО преподавателей, не имеющих квалификационных категорий или с небольшим стажем работы, что указывает на кадровый дефицит в учебных заведениях и проблемы равноправного взаимодействия по выполнению обозначенных функций, возложенных на членов учебно-методического объединения. Возникает необходимость обучения кадров на местах и пересмотре имеющегося состава РУМО. Во избежание недопонимания полученной информации, с целью устранения её искажения, общение происходит между председателем РУМО и заместителями директоров.
Перед РУМО Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края ставит задачи, которые требуют большой интеллектуальной и временной нагрузки. Следовательно, актуальным остаётся вопрос мотивирования исполнителей: разработчиков примерных программ, фондов оценочных средств, экспертов. В таких условиях важно, чтобы руководитель организации, сотрудник который включен в состав УМО, поддерживал его работу и обеспечил командирование сотрудника на заседания объединения, стимулировал его деятельность в составе секций или рабочих групп. В свою очередь, на активно работающих членов РУМО его председатель должен направлять директорам образовательных организаций благодарственные
письма с просьбой об их премировании. Пока это единственный способ материального и морального стимулирования активной работы в составе РУМО. Следовательно, для соблюдения законности действий председателя РУМО, действующее Положение необходимо дополнить и наличием этого права.
Среди организационных проблем также существенными являются: место проведения заседаний (в настоящее время местом проведения рабочих совещаний и заседаний является учебное заведение, в котором работает председатель РУМО); нерегулярность участия в заседаниях и рабочих встречах членов РУМО в связи с загруженностью по основному месту работы; затруднения в реализации плана мероприятий РУМО и решении текущих вопросов из-за редких встреч членов рабочих групп. Необходимо планировать проведение вебинаров и видеоконференций, учитывая технические и финансовые возможности ведущей организации и организаций - участников. Правомерность проведения и организации подобных мероприятий необходимо обозначить введением в Положение о РуМо края пункт 19 следующего содержания: «Председатель регионального УМО вправе обратиться в организацию, которая является местом его работы, с просьбой об организационно-техническом и финансовом обеспечении деятельности РУМО. В случае согласия, руководитель организации (далее - ведущая организация) издает приказ об организационно-техническом и финансовом обеспечении деятельности регионального УМО. Организации, в которых работают члены РУМО, имеют право добровольно, наряду с ведущей организацией, участвовать в организационно-техническом и финансовом обеспечении деятельности РУМО».
Имеют место и управленческие проблемы. Например, в организации контроля выполнения решений и координации работы членов РУМО. Согласно п.8 Положения о РУМО педагогические работники входят в РУМО на добровольных началах (что предполагает высокий уровень ответственности), но организация любой деятельности предполагает цикл управленческих функций - планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль. На сегодня не проработан вопрос взаимодействия члена РУМО с председателем РУМО, его права и обязанности в составе РУМО, а также перед коллегами и руководством своего учебного заведения. Актуальны вопросы корректности осуществления контрольных функций председателем РУМО при реализации всех направлений деятельности объединения. С целью оперативного информирования педагогов - членов РУМО рекомендуется создание страницы РУМО на сайте базовой организации, электронную почту учебных заведений, по телефону приемной директора или заместителя директора.
Важной является проблема сохранения авторства разработок, выполненных в рамках РУМО, т. е. интеллектуальной собственности. Следовательно, необходимо предусмотреть официальное издание (по мере необходимости) сборников трудов, разработанных в рамках деятельности РУМО. С другой стороны, данная проблема может быть и перспективой развития РУМО: методические объединения могут и должны способствовать развитию качественной издательской деятельности, специализированных сайтов и порталов..
Одно из важнейших направлений работы РУМО - экспертиза и оценка методической продукции, её продвижение. Следовательно РУМО призваны создавать экспертные и профессиональные группы. Этому должны способствовать семинары, конференции, работающие не на разовой основе, а постоянно. Их цель - обсуждение ключевых проблем развития профессионального образования и обучение коллег. В перспективе РУМО может реализовывать разнообразные научно-методические услуги, в том числе образовательные программы, курсы. В этом случае планы работы УМО должны разрабатываться с учетом потребностей регионального рынка образовательных услуг и позиций маркетинга. Осуществление системного взаимодействия краевых РУМО должно привести к созданию экспертного профессионального сообщества в нашем регионе, способного решать проблемы развития профобразования. Задача такого сообщества - создание постоянной системы развития идей, включающей экспертизу, оценку государственных решений в сфере профессионального образования, формулирование задач на близкую перспективу, среднесрочных и долгосрочных прогнозов. Созданные РУМО смогут реально повысить качество профессионального образования на региональном уровне, а также активизировать деятельность всех организаций, задействованных сегодня в системе профессионального образования, но при условии решения возникших организационных, кадровых, финансовых и правовых проблем.