Научная статья на тему 'Развитие профессиональных компетенций педагогов системы среднего профессионального образования в современном образовательном пространстве'

Развитие профессиональных компетенций педагогов системы среднего профессионального образования в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / INTEGRATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Н. И., Филимонюк Л. А.

В статье рассматривается вопрос профессиональной готовности современного педагога среднего профессионального образования к интеграции СПО и дополнительного профессионального образования, которая необходима в современных социально-экономических условиях для подготовки конкурентоспособного специалиста. Авторы делают вывод о том, что для реализации требований модернизации системы среднего профессионального образования необходимо, в первую очередь, развитие профессиональных компетенций педагогов через грамотную организацию и управление методической работой в условиях создания в профессиональных образовательных организациях структур (центров) дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Н. И., Филимонюк Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACHERS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN MODERN EDUCATIONAL SPACE

The article deals with the issue of professional readiness of a modern teacher of secondary vocational education for the integration of vocational training and additional professional education, which is necessary in modern socio-economic conditions for the preparation of a competitive specialist. The professionalism of the teacher is considered as a condition for achieving high quality education. The authors conclude that in order to implement the requirements of modernization of the system of secondary vocational education is necessary, first of all, the development of professional competence of teachers through competent organization and management of methodical work in the creation of professional educational institutions of structures (centers) of additional professional education.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных компетенций педагогов системы среднего профессионального образования в современном образовательном пространстве»

Н.И. Иванова, методист ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум», аспирант ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]

Л.А. Филимонюк, проф. ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», Е-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматривается вопрос профессиональной готовности современного педагога среднего профессионального образования к интеграции СПО и дополнительного профессионального образования, которая необходима в современных социально-экономических условиях для подготовки конкурентоспособного специалиста. Авторы делают вывод о том, что для реализации требований модернизации системы среднего профессионального образования необходимо, в первую очередь, развитие профессиональных компетенций педагогов через грамотную организацию и управление методической работой в условиях создания в профессиональных образовательных организациях структур (центров) дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, интеграция, профессиональная компетентность.

Успешность современного образовательного процесса зависит от того, насколько субъекты системы образования способны поддерживать конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности как активность, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Одним из приоритетов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [1] является возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе, применяя методы гуманитарных и социальных наук, что может быть обеспечено модернизацией системы образования и развитием профессиональных качеств, повышением уровня компетенций субъектов образовательного процесса, изменением целевых установок и мировоззренческих оснований, ориентированных на нравственно-эстетические ценности отечественной культуры, в том числе и образования.

Сегодня профессионализм педагога рассматривается как условие достижения высокого качества образования. Важен процесс развития профессиональных компетенций педагогических работников в условиях интеграции среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, направленный на формирование личности обучающегося и ее социально значимых качеств. На сегодняшний день актуально противоречие между возросшими требованиями рынка труда к качеству профессиональной подготовки, к уровню профессионализма педагогов и их владению профессиональными компетенциями для осуществления подготовки специалистов среднего звена и недостаточной теоретической и практической разработанностью путей совершенствования методической деятельности и развития профессиональных компетенций преподавательских кадров, призванных обеспечивать эффективность подготовки будущих специалистов в условиях динамично развивающегося педагогического процесса.

В ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» на сегодняшний день активно ведется работа по интеграции СПО и ДПО в соответствии с современными образовательными тенденциями, в рамках реализации Программы модернизации образовательной организации [2]. В техникуме создан Центр дополнительного образования, реализующий образовательные программы, разработанные преподавателями техникума.

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [3], требуется подготовка, повышение квалификации и переподготовка преподавательского корпуса, развитие института наставничества. Главное условие эффективного развития профессионального образования - это взаимодействие со сферой труда, развитие общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.

Для успешной модернизации профессионального образования необходимо развивать систему непрерывного образования, проводить интеграцию СПО и ДПО и диверсификацию основных и дополнительных образовательных программ. Создаваемые структуры ДПО в СПО на основе внедрения современных методов и инструментов организации обучения, использования ресурсов цифровой образовательной среды и признания результатов образования, могут стать движущей силой обновления профессионального образования [4; 5].

Важнейшим компонентом личности преподавателя является профессиональная компетентность, понимаемая как интегральная характеристика деловых и личностных качеств, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, определенную составляющую профессионализма, включающую в себя теоретические знания и способы их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также показатели его культуры: речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др. [6 - 7].

В качестве основных компонентов профессиональной компетентности педагога в современных условиях интеграции образовательного пространства СПО и ДПО можно выделить:

- социально-правовую компетентность - знания и умения в области взаимодействия в социуме, владение способами и приемами коммуникации;

- персональную компетентность - способность и стремление к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, к самореализации;

- специальную компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

- аутокомпетентность - адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

- экстремальную компетентность - стрессоустойчивость, способность действовать во внезапно усложнившихся условиях.

23 ноября 2018 г на базе ГАОУ Во «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» была проведена XIII Межрегиональная научно-практическая конференция «Модернизация профессионального образования в новых социально-экономических условиях: теория и практика», в рамках работы которой был организован круглый стол «Проблемы и перспективы развития современного профессионального образования». На заседании круглого стола были обозначены следующие актуальные проблемы и задачи:

- необходимость формирования дополнительных смежных профессиональных компетенций у обучающихся через систему дополнительного образования;

- непрерывное профессиональное образование;

- внедрение ДПО с образовательное пространство СПО;

- повышение требований к педагогам;

- интенсификация деятельности педагога и развитие его профессиональных компетенций;

- низкая мотивация к успешной инновационной профессиональной деятельности и отсутствие знаний у педагогов о современных веяниях, нововведениях;

- синдром профессионального выгорания у преподавателей.

Нами было проведено анкетирование среди участников «круглого стола» (представители средних профессиональных образовательных организаций Ставропольского края, Кабардино-Балкарской республики, Ростовской области), цель которого заключалась в оценке уровня профессиональной компетенции преподавателей. В анкету были включены следующие вопросы:

1. Как Вы считаете, в полной мере ли сформированы профессиональные компетенции у педагогических работников Ваших образовательных организаций?

2. Какими компетенциями, на Ваш взгляд, должен обладать современный педагог?

3. Каковы методы и средства развития профессиональных компетенций педагогов?

4. Какие формы методической работы, на Ваш взгляд, способствуют повышению профессионального мастерства?

5. Какие факторы препятствуют развитию профессиональных качеств педагогов?

6. Как Вы считаете, актуально ли на сегодняшний день внедрение ДПО в систему СПО?

7. По Вашему мнению, способствует ли интеграция ДПО и СПО развитию профессиональных компетенций педагогических работников?

8. Какие качества/компетенции развиваются у педагогов при реализации взаимодействия ДПО и СПО?

На вопрос «Как Вы считаете, в полной мере ли сформированы профессиональные компетенции у педагогических работников Ваших образовательных

организаций?» 30 человек - 85% (из 35 опрошенных) ответили отрицательно, соответственно 5 человек из опрошенных считают, что у педагогических работников профессиональные компетенции сформированы в полной мере.

При ответе на 2-ой вопрос респонденты отметили, что, в первую очередь, педагог должен обладать персональной компетентностью, которая выражает стремление к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, к самореализации, отметили 88% опрошенных, 31 человек. На втором месте экстремальная компетентность, стрессоустойчивость, 71%, 25 человек. Такие же показатели характерны для специальной компетентности, которая заключается в самостоятельном выполнении конкретных видов деятельности, умении решать профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способности самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Значение социально-правовой компетентности было оценено в 57% (25 человек). Аутокомпетентность - адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции - заняла 50% (18 человек).

К основным методам и средствам развития профессиональных компетенций педагогов отнесли саморазвитие (40%), обучение на курсах повышения квалификации (35%), участие в работе методических семинаров, круглых столов, конференций (25%).

Повышению профессионального мастерства способствуют такие формы методической работы как работа в методических объединениях (33%), индивидуальные консультации (30%),обмен опытом (17%), практико-ориентированные семинары (10%), мастер-классы, открытые уроки (5%), конкурсы профессионального мастерства (5%).

По мнению опрошенных, к факторам, препятствующим развитию профессиональных качеств педагогов, относятся эмоционально-профессиональное выгорание, неготовность меняться и нежелание «подстраиваться» под современные требования и динамичный ритм жизни, взрослый (предпенсионный и пенсионный) возрастной состав педагогических работников, низкая мотивация, новые требования к педагогам, несоответствие целей и задач модернизации СПО в современных условиях и необходимости интеграции с ДПО и материальной базы, небольшое число молодых целеустремленных педагогов. В связи с вышеперечисленными обстоятельствами очевидна необходимость развития и совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников

Библиографический список

в современном образовательном пространстве и формирование модели современного педагога СПО.

100% опрошенных считают актуальным на сегодняшний день внедрение услуг ДПО в систему СПО и соответственно интеграцию этих образовательных сфер.

По мнению 80% респондентов, интеграция ДПО и СПО способствует развитию профессиональных компетенций педагогических работников.

При реализации взаимодействия ДПО и СПО у педагогов развиваются в большей степени такие качества как творческий подход к профессиональной деятельности, способность организовать работу коллектива; наблюдательность.

Деятельность педагога СПО в современных образовательных условиях направлена на развитие, в первую очередь, специальной и социально-коммуникативной компетенций как части профессиональной педагогической компетентности, следовательно, возникает необходимость совершенствования профессиональных умений и навыков современных педагогов [8].

Для реализации требований модернизации системы среднего профессионального образования необходимо, в первую очередь, развитие профессиональных компетенций педагогов через грамотную организацию и управление методической работой в условиях создания в профессиональных образовательных организациях структур (центров) дополнительного профессионального образования, которые будут ориентированы на следующие решение следующих задач:

- разработка и реализация дополнительных образовательных программ, востребованных современными экономическими и общественными условиями, но недлительных по времени;

- повышение компетенций педагогических работников профессиональных образовательных организаций;

- развитие внебюджетной деятельности профессиональных образовательных организаций и получение прибыли;

- развитие компетенций обучающихся;

- развитие системы непрерывного профессионального образования;

- развитие инновационных проектов в системе СПО.

Создаваемые структуры ДПО на основе внедрения современных методов и инструментов организации обучения, использования ресурсов цифровой образовательной среды и признания результатов образования, станут драйвером обновления профессионального образования и развития и совершенствования компетенций педагогов.

1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642). Available at: www.kremlin.ru/acts/bank/41449

2. Программа модернизации образовательной организации. Available at: №р://ставсгройтех.рф

3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г № 608н. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Available at: http://base.garant.ru/71202838/#ixzz5dY6ZDClG. - (Система ГАРАНТ)

4. Бобряшова Б.И. Личностно-профессиональное развитие педагога в образовательном учреждении. Модернизация профессионального образования в новых социально-экономических условиях: теория и практика: материалы X межрегиональной научно-практической конференции. - Невинномысск: НГГТИ, 2015: 291 - 294.

5. Иванова Н.Н., Филимонюк Л.А. Современные проблемы организации целостного педагогического процесса образовательной организации среднего профессионального образования. Успехи современной науки. 2016; Т 2.; № 12: 113 - 116.

6. Белоусова Л.В., Филимонюк Л.А. Проблемы и перспективы деятельности региональных учебно-методических объединений среднего профессионального образования в ставропольском крае. Мир науки, культуры образования. 2018; 1 (68): 43 - 46.

References

1. Strategiya nauchno-tehnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii (utv. Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 dekabrya 2016 g. № 642). Available at: www.kremlin.ru/ acts/bank/41449

2. Programma modernizacii obrazovatel'noj organizacii. Available at: http://stavstrojteh.rf

3. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity RF ot 8 sentyabrya 2015 g. № 608n. Professional'nyj standart «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya». Available at: http://base.garant.ru/71202838/#ixzz5dY6ZDClG. - (Sistema GARANT)

4. Bobryashova B.I. Lichnostno-professional'noe razvitie pedagoga v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Modernizaciya professional'nogo obrazovaniya v novyh social'no-'ekonomicheskih usloviyah: teoriya ipraktika: materialy X mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Nevinnomyssk: NGGTI, 2015: 291 - 294.

5. Ivanova N.N., Filimonyuk L.A. Sovremennye problemy organizacii celostnogo pedagogicheskogo processa obrazovatel'noj organizacii srednego professional'nogo obrazovaniya. Uspehi sovremennoj nauki. 2016; T 2.; № 12: 113 - 116.

6. Belousova L.V., Filimonyuk L.A. Problemy i perspektivy deyatel'nosti regional'nyh uchebno-metodicheskih ob'edinenij srednego professional'nogo obrazovaniya v stavropol'skom krae. Mir nauki, kul'tury obrazovaniya. 2018; 1 (68): 43 - 46.

Статья поступила в редакцию 05.02.19

УДК 371

Tarieva V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: tarieva,[email protected]

Kokaeva I.B., MA student, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: tarieva,[email protected]

DESIGNING OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE IN ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN ELEMENTARY SCHOOL. The article presents one of the ways to solve two complex didactic tasks simultaneously-the design of an individual educational route and the organization of independent work of students in the classroom, according to a individually designed educational route. The realization of an individual educational route is carried out in the study in order to organize independent work of younger students in the classroom technology. The authors conclude that the developed content of individual educational routes, designed in the "road map", technical specifications, technological maps and guidelines for their use will allow to organize effective independent work of students for the development of thinking in the classroom technology in primary school.

Key words: individual educational route, design of individual educational route, independent work of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.