Научная статья на тему ' современные проблемы профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью'

современные проблемы профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
926
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / молодежь с ОВЗ и инвалидностью / профориентационные мероприятия / доступная (безбарьерная) среда. / secondary vocational education / youth with disabilities / career guidance activities / accessible (barrier-free) environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Хилько, Л. А. Филимонюк

В статье рассматриваются проблемы профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья, с которыми сталкиваются образовательные организации в настоящее время, представлены данные статистики по рассматриваемым проблемам как по РФ в целом, так и по Ставропольскому краю. Авторы делают вывод о том, что решение проблемы профессионального ориентирования может быть осуществлено в результате проведения ранней профориентационной работы, осуществления консультирования молодежи с ОВЗ и инвалидностью, их родителей по вопросам обучения в учреждениях среднего профессионального образования, в том числе с проведением соответствующей диагностики. Это будет способствовать осознанному и оптимальному выбору ими формы и места получения профессионального образования. Осознанно полученное профессиональное образование с учетом индивидуальных особенностей, правильно выбранной методики будет гарантировать определённый уровень профессиональной социализации молодежи с ОВЗ и инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. А. Хилько, Л. А. Филимонюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF VOCATIONAL TRAINING OF YOUNG PEOPLE WITH DISABILITIES

The article deals with problems of vocational training of young people with disabilities, which are faced by educational organizations at the present time, presents statistics on the problems under consideration both in the Russian Federation as a whole and in the Stavropol Krai. The authors conclude that the solution to the problem of vocational guidance can be implemented as a result of earlier career guidance, counseling young people with disabilities, their parents on training in institutions of secondary vocational education, including the conduct of appropriate diagnostics. This will contribute to their conscious and optimal choice of form and place of vocational education. Consciously received professional education and taking into account individual characteristics, correctly chosen methods will guarantee a certain level of professional socialization of young people with disabilities.

Текст научной работы на тему « современные проблемы профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»

уДК 371

Khilko A.A., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute, Stavropol Construction College (Stavropol, Russia), E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

Filimonuk L.A., Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

MODERN PROBLEMS OF VOCATIONAL TRAINING OF YOUNG PEOPLE WITH DISABILITIES. The article deals with problems of vocational training of young people with disabilities, which are faced by educational organizations at the present time, presents statistics on the problems under consideration both in the Russian Federation as a whole and in the Stavropol Krai. The authors conclude that the solution to the problem of vocational guidance can be implemented as a result of earlier career guidance, counseling young people with disabilities, their parents on training in institutions of secondary vocational education, including the conduct of appropriate diagnostics. This will contribute to their conscious and optimal choice of form and place of vocational education. Consciously received professional education and taking into account individual characteristics, correctly chosen methods will guarantee a certain level of professional socialization of young people with disabilities. Key words: secondary vocational education, youth with disabilities, career guidance activities, accessible (barrier-free) environment.

А.А. Хилько, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», преп. ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум», г. Ставрополь, E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

Л.А. Филимонюк, д.п.н., проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», Невинномысск, E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

В статье рассматриваются проблемы профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья, с которыми сталкиваются образовательные организации в настоящее время, представлены данные статистики по рассматриваемым проблемам как по РФ в целом, так и по Ставропольскому краю. Авторы делают вывод о том, что решение проблемы профессионального ориентирования может быть осуществлено в результате проведения ранней профориентационной работы, осуществления консультирования молодежи с ОВЗ и инвалидностью, их родителей по вопросам обучения в учреждениях среднего профессионального образования, в том числе с проведением соответствующей диагностики. Это будет способствовать осознанному и оптимальному выбору ими формы и места получения профессионального образования. Осознанно полученное профессиональное образование с учетом индивидуальных особенностей, правильно выбранной методики будет гарантировать определённый уровень профессиональной социализации молодежи с ОВЗ и инвалидностью.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, молодежь с ОВЗ и инвалидностью, профориентационные мероприятия, доступная (безбарьерная) среда.

Одним из направлений социальной политики в области образования в настоящее время является поддержка молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В этом контексте особенно остро стоит вопрос разработки мероприятий, обеспечивающих доступность качественного образования для молодежи с ОВЗ и инвалидностью, в том числе профессионального. Именно получение профессионального образования данной категорией лиц будет являться основой их дальнейшей социализации в современных социально-экономических реалиях [1 - 4].

Проблемы возникают в практике образовательных организаций еще на этапе осуществления профориентационных мероприятий с молодежью с ОВЗ и инвалидностью. Главным образом это связано с отсутствие системы профориен-тационной работы с данной категорией абитуриентов, ориентирующей на выбор специальностей среднего профессионального образования. Существует некая стереотипность выбора специальностей молодежью с ОВЗ и инвалидностью, которая мешает сбалансированному учету их личностных интересов, специфики физических ограничений, а также возможностей рынка труда. Недостаточная

Таблица 1

Динамика обучающихся СПО

Показатели 2017 год 2018 год Отклонение

Российская Федерация

Всего 1667939 1622184 45755 97,26

в том числе с ОВЗ и инвалидов 15148 16238 1090 107,2

Ставропольский край

Всего 30242 31142 900 102,98

в том числе с ОВЗ и инвалидов 299 344 45 115,05

В 2018 году в Российской Федерации численность обучающихся, получающих среднее профессиональное образование, составила 1622184 чел., что на 2,7% меньше, чем в 2017 году из них в Ставропольском крае по программам СПО обучаются 31142 чел., при этом в 2017 году их численность была на 2,98% меньше. Что касается обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, то тенденция их увеличения наблюдается как в РФ в целом, так и в образовательных организациях Ставропольском крае, 7,2% и 15,05% соответственно [5], [6].

Несмотря на повышение доступности профессионального образования для молодежи с ОВЗ и инвалидностью, остается ряд проблем, с которым сталкиваются профессиональные образовательные организации при осуществлении своей деятельности в данном направлении.

Рис. 1. Намерения родителей по продолжению обучения детей с ОВЗ и инвалидностью

профессиональная компетентность педагогов в сфере профессиональной ориентации молодежи с ОВЗ и инвалидностью, работы с их законными представителями также затрудняет данный процесс. Статистика послрднего компленсньгн наблюдения условий жизни населения по вопросу намерения родителей по продолжению обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, обуча ещинсянобщеоНраз°-вательных учреждениях (в возрасте до 15 лет) показала, что 42,8% родителей ориентированы на продолжение обучения ребенком в системе профенсиосаль-ного образования, 40,4% родителей, напротив, ограничиваются получением общего образования, 16,8% затруднились ответить.

Профориентационная работа с молодежью с ОВЗ и инвалидностью должна начинаться задолго до поступления в профессиональные образовательные организации и носить комплексный, системный характер. В рамках организации профориентационных мероприятий в Ставропольском крае осуществляется участие обучающихся в партнерских проектах «Профориентационный навигатор», «Территория взаимопонимания» на базе ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет». Также Министерством образования Ставропольского края осуществляется мониторинг проведения профориентационных мероприятий в 2017 - 2018 учебном году в разрезе охвата обучающихся в ОВЗ и детей-инвалидов. В мероприятиях, направленных на профессиональное самоопределение, приняли участие около 900 обучающихся 9 и 11 классов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в психологическом профориентационном консультировании - более 830 чел. С целью привлечения внимания к профессиональному образованию, такая работа проведена со всеми школьниками-инвалидами (100%) [3], [4].

Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, регламентирующей непосредственно организацию процесса обучения молодежи с ОВЗ и инвалидностью в системе среднего профессионального образования, является следующей выделяемой нами проблемой. Так, в «Требованиях к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательнсхсрганиза циях, в том числе оснащенности образовательного процесса» (Письмо Минобрнау-ки РФ от 18.03.2014 г № 06-281) остаются нерешенными вопросы органезации совместного обучения студентов с инвалидностью и студентов, не имеющих ограничений по здоровью в одной группе; недостаточно оснещнзелгони™ построения адаптированной образовательной программы, не раскрыты механизмы адаптации профессиональной образовательной программы для обучающихся с инвалидностью, в том числе с учетом различных нозологиь [1].

Наиболее сложная проблема, с которой сталкиваются профессиональные образовательные организации, связана с недостаточныпфцнарсированием -это создание доступной (безбарьерной) архитектурной среды и обеспечение специальными техническими средствами и программным обеспеченнем цедентов различных нозологических групп с учетом их образовательных потребностей. Необходимость полного и эффективного вовлече нияннвелифевнфиень общества и государства, устранение дискриминации по признаку инвалидности, создании доступной среды находит свое отражение в «Конвенции о правах инвалидов».

В «Конвекции о правах инвалидов» (статья 9) сказано следующее: чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских районах [2].

Обеспечение доступной среды для маломобильных групп населения является одним из важнейших направлений государственной социальной политики. В настоящее время в нашей стране многое делается для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к социально значимым объектам, в том числе к образовательным учреждениям. Однако недостаточное финансирование образовательных организаций представляет трудность при создании доступной (безбарьерной) архитектурной среды и обеспечении специальными техническими средствами и программным обеспечением студентов различных нозологических групп с учетом их образовательных потребностей. На территории Ставропольского края организована работа базовых профессиональных образовательных организаций, которые оказывают поддержку региональным системам инклюзивного профессионального образования молодежи с ОВЗ и инвалидностью (Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники и Георгиевский колледж), в которых созданы основные элементы доступной среды (обеспечена возможность беспрепятственного доступа обучающихся с различными видами нозологий в здание, учебные и другие помещения.

Однако следует отметить, что даже полное оснащение образовательной организации специальными техническими средствами и программным обеспечением не снимает этой проблемы полностью, поскольку, как правило, внешняя инфраструктура не соответствует условиям доступной среды. Свою роль здесь играет зачастую формальный подход в обеспечении доступности среды со стороны представителей, осуществляющих руководство городской инфраструктурой, что касается инициатив государственной власти, то они остаются категориями права, не находя своего отражения в реальной жизни, отмечается

нефффектевоои раехцдпнан еедееежеек сиед стрьев изможнритенснолизонаьня уже адаптированных объектов инвалидами.

Рривцдемстаансзику нилизияииccижиpcкюxевоoбьcои, Фcафмcтилсюмнx коммерческие перевозки по маршрутам общего пользования и оборудованных длееетевнзки е^/^-^н^^^^ьиьк гиипп нисолнния. иак, вСтэвзозольском крат; по последним данным Госкомстата (2018 год) их доля в общем количестве состав-ляемеcеroеф%, нанбольшиHпмaцaнт из рзгворьв, вхеерфии и СКФО. Ни этом этот показатель на 9,3% ниже, чем средний по России. Однако наблюдается общая положительная тенденция [3].

15

□ РФ

■ СКФО

□ CK

2016 2017

Рис.2.Наличие пассажирскихавтобусов для перевозки маломобильных групп населения

Следующую рассматриваемую нами проблему профессионального обу-чеиия еолннежитегнтнрсенными везрожностнмизморооья и ннкaпидсoм■гьФ можно отнести к категории внутренних проблем образовательного учреждения. Этоаопеосгооонноити oOyнaющнxмяиоoфeccзoнелниыxoбнaдoвaтeлинызеч-реждений к принятию молодежи с ОВЗ и инвалидностью, сотрудников к работе в инклюзивной среде, а также построение работы по сопровождению молодежи с OBОивнвилндкoc■гыщ.

Решение ряда представленных нами проблем требует времени, вложения знаииснльныхфиионеовых [нему^ос.ио.де.жки cоитoцoныoaraнoвгoррдоp-ственной власти. Однако можно выделить те из них, решить которые возможно в paмкщoMтaкoвaеeлннoтеpraнвзaцьни раополегаммндс ею средсевыии.

Так, неготовность педагогических работников к обучению молодежи с ты нинeнннlмкнoгмoжнooщди здоpпвиязеaвaлиннзcсье cвядaвaрpтcg■-ствием у них специального образования, в целом знаний о работе с данной категорией обучающихся. Эта проблема может быть решена в рамках организации методического сопровождения инклюзивного образования в учреждениях среднего профессионального образования. Прежде всего, это адаптация образовательных программ к психофизиологическим особенностям молодежи с ОВЗ и инвалидностью, разработка методических материалов и рекомендаций по организации учебного процесса, в частности, по использованию форм, методов обучения и изложения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, организация курсов повышения квалификации для педагогического состава в области обучения молодежи с ОВЗ и инвалидностью. Разработка адаптированных образовательных программ должна быть направлена на создание специальных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей молодежи с ОВЗ и инвалидностью. В целях адаптации молодежи с ОВЗ и инвалидностью, обеспечению дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений в вариативную часть адаптированных образовательных программ необходимо включить учебные дисциплины по выбору. Перечень дисциплин представлен в методических рекомендациях по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования: «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии», «Основы интеллектуального труда», «Психология личности и профессиональное самоопределение», «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», «Коммуникативный практикум».

Решение проблемы профессионального ориентирования может быть осуществлено в результате проведения ранней профориентационной работы, осуществления консультирования молодежи с ОВЗ и инвалидностью, их родителей по вопросам обучения в учреждениях среднего профессионального образования, в том числе с проведением соответствующей диагностики. Это будет способствовать их осознанному и оптимальному выбору формы и места получения профессионального образования. Осознанно полученное профессиональное образование с учетом индивидуальных особенностей, правильно выбранной методики будет гарантировать определенный уровень профессиональной социализации молодежи с ОВЗ и инвалидностью, равноправное включение их в жизнь государства.

Библиографический список

1. Борозинец Н.М., Семина Л.Ю. Ресурсы, используемые колледжем при реализации инклюзивного образования. Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы IV Международного интернет-симпозиума. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019.

2. Конвенция о правах инвалидов. (Заключена в г Нью-Йорке 13.12.2006). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc

3. Положение инвалидов. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/

4. Информационная справка «Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Available at: http:// stavminobr.ru/uploads/stavminobr/Отдел%20общеrо%20образования/2018/08/13/Доклад%20201718%20Информация%20об%20инкл%20и%20спец%20обр%20изменен-ный.doc

5. Сводные статистические отчеты за 2017 год. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/c43a701de85ae8988519e2abfdd88433/

6. Сводные отчеты по форме статистического наблюдения №СПО-1 по России в целом, по субъектам Российской Федерации за 2018 год. Available at: https://docs. edu.gov.ru/document/35cde3c2ab44548e57820f1bcee8d45f/

References

1. Borozinec N.M., Semina L.Yu. Resursy, ispol'zuemye kolledzhem pri realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya. Inklyuzivnye processy v mezhdunarodnom obrazovatel'nom prostranstve: materialy IV Mezhdunarodnogo internet-simpoziuma. Stavropol': Izd-vo SKFU, 2019.

2. Konvenciya opravah invalidov. (Zaklyuchena v g. N'yu-Jorke 13.12.2006). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc

3. Polozhenie invalidov. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/

4. Informacionnaya spravka «Inklyuzivnoe i special'noe obrazovanie lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i detej-invalidov». Available at: http://stavminobr.ru/uploads/ stavminobr/0tdel%20obschego%20obrazovaniya/2018/08/13/Doklad%20201718%20Informaciya%20ob%20inkl%20i%20spec%20obr%20izmenennyj.doc

5. Svodnye statisticheskie otchety za 2017 god. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/c43a701de85ae8988519e2abfdd88433/

6. Svodnye otchety po forme statisticheskogo nablyudeniya №SPO-1 po Rossii v celom, po sub'ektam Rossijskoj Federaciiza 2018 god. Available at: https://docs.edu.gov.ru/docu ment/35cde3c2ab44548e57820f1bcee8d45f/

Статья поступила в редакцию 10.08.19

УДК 378

Rozin A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia), Email: aleksei_rozin@mail.ru

ANALYSIS OF MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF UNIVERSAL COMPETENCE OF SELF-ORGANIZATION AT BACHELOR AND MASTER LEVELS.

The article analyzes one of the key competencies of modern man-the ability to self-organization. The meaning and contents of this competence are justified from the standpoint of a number of modern concepts: continuous education, education throughout the life, self-development trajectory, priorities among activities, self-esteem. Indicators and descriptors that reveal and clarify the structure of competence are proposed. The evaluation tools are justified: cases, portfolios, self-assessment sheets. Differences in the manifestation of this competence at different levels of education are revealed. The material presented in the article makes it possible to conclude that it is necessary to search for mechanisms of continuity of formation of competence of self-organization at the levels of undergraduate and graduate studies. Key words: didactics, higher education, universal competences, self-organization.

А.А. Розин, канд. пед. наук, доц., ФГКВО УВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны», г. Ярославль, E-mail: aleksei_rozin@mail.ru

АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ НА УРОВНЯХ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ

В статье анализируется одна из ключевых компетенций современного человека - способность к самоорганизации. Её сущность и содержание обосновываются с позиций ряда современных концептов: непрерывного образования, образования в течение всей жизни, саморазвитии, траектории саморазвития, приоритетов собственной деятельности, самооценки. Предлагаются индикаторы и дескрипторы, раскрывающие и уточняющие структуру компетенции. Обосновываются оценочные средства: кейсы, портфолио, листы самооценки. Выявлены различия в проявлении данной компетенции на различных уровнях образования. Представленный в статье материал позволяет сделать вывод о необходимости поиска механизмов преемственности формирования компетенции самоорганизации на уровнях бакалавриата и магистратуры.

Ключевые слова: дидактика, высшее образование, универсальные компетенции, самоорганизация.

Современный мир, по сути, сформулировал одно из ключевых своих правил: чтобы быть успешным специалистом, недостаточно одних лишь глубоких знаний и трудового опыта, нужно ещё умение применять эти знания и навыки и эффективно действовать в целом ряде проблемных ситуаций. Именно такое понимание образовательного результата заложено в основу компетентностно-го подхода, определяющего идеологию Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. В последней итерации данных стандартов появилось новое название общекультурных компетенций, теперь они называются универсальными.

В данном исследовании анализируются сущность, содержание, условия формирования компетенции саморазвития, обосновывается преемственность её формирования на уровне бакалавриата и магистратуры, определяется специфика данных уровней.

Идея выделения универсальных компетенций отталкивается от американской традиции дифференциации профессиональных навыков на soft-skills (мягкие навыки) и hard-skills (жесткие навыки) [1, с. 128]. Долгое время считалось, что hard skills должны доминировать в этой диаде, на их формирование была настроена вся система высшего профессионального образования. Но в начале нынешнего века американские ученые доказали, что от 75 до 85% профессионального успеха зависит именно от soft skills и только 25 - 15% - от hard skills. Иными словами, soft skills представляют собой набор таких личностных характеристик, которые способствовали бы эффективному взаимодействию и сотрудничеству между людьми, участвующими в деловом процессе.

Именно осознание значимости сначала универсальных, а затем и собственно профессиональных компетенций перевернуло в течение последних двадцать лет всю систему западного высшего образования.

Что касается российских вузов, большинство из них до сих пор ориентированы, прежде всего, на формирование у будущих специалистов профессиональных (hard) компетенций, несмотря на то, что ведущая роль в индивидуальных и корпоративных профессиональных достижениях в современном постиндустриальном обществе принадлежит «надстроечным» (soft) умениям, которые в современной дидактике высшего образования получили название «универсальные компетенции» - их перечень отражён во ФГОС ВО 3++. Действительно, в отечественной науке существует и точка зрения о том, что soft skills имеют смысл только как надстройка над hard skills [2]. При этом автор согласен с тем, что soft skills как умение коммуницировать, преподнести, подать себя, понравиться, сформировать группу единомышленников было всегда важнейшим свойством профессионала, но умение подать себя и умение быть профессионалом не заменяют друг друга. На наш взгляд, такая позиция не отменяет утверждения о значимости мягких навыков, она скорее призывает не впадать в крайности, не терять фокус содержания образования.

Одной из универсальных компетенций, регламентированных ФГОС ВО 3++, является компетенция самоорганизации. Она отвечает всем предъявляемым требованиям к компетентностям универсального уровня:

- носит надпредметный характер, то есть формируется и функционирует в рамках не одной, а нескольких смежных предметных областей и носит междисциплинарный характер, позволяющий в том числе решать и метазадачи социального характера;

-- является многофункциональной, поскольку овладение ею позволяет решать различные проблемы в профессиональной, социальной и повседневной жизни;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.