Научная статья на тему 'Деятельность профессиональных сообществ педагогов как ресурс модернизации содержания и технологий обучения'

Деятельность профессиональных сообществ педагогов как ресурс модернизации содержания и технологий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ротобыльский Константин Андреевич, Ротобыльская Людмила Алексеевна

Цель статьи показать механизмы включения профессионального сообщества педагогов региональной системы СПО Липецкой области в обновление содержания и технологий обучения через работу регионального учебно-методического объединения и его отделений. Представлен опыт системного подхода к решению проблемы с участием заинтересованных субъектов профессионального образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ротобыльский Константин Андреевич, Ротобыльская Людмила Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность профессиональных сообществ педагогов как ресурс модернизации содержания и технологий обучения»

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

I 47

Деятельность профессиональных сообществ педагогов как ресурс модернизации содержания и технологий обучения

РОТОБЫЛЬСКИЙ Константин Андреевич,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатизации Липецкого института развития образования, Липецк

Аннотация

Цель статьи — показать механизмы включения профессионального сообщества педагогов региональной системы СПО Липецкой области в обновление содержания и технологий обучения через работу регионального учебно-методического объединения и его отделений. Представлен опыт системного подхода к решению проблемы с участием заинтересованных субъектов профессионального образования в регионе

Ключевые слова:

среднее профессиональное образование, профессиональное сообщество педагогов, региональное учебно-методическое объединение, технологии обучения

РОТОБЫЛЬСКАЯ Людмила Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, проректор Липецкого института развития образования, Липецк

I одернизация среднего профессионального образования является одним из приоритетных направлений соци-I ально-экономического развития региона. Все очевиднее становится потребность в актуализации содержания и повышении качества профессионального образования с ориентацией его на международные стандарты.

Липецкая область активно включилась в процесс модернизации системы среднего профессионального образования на основе развития механизмов государственно-общественного управления [2]. Одним из таких механизмов стало региональное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования (далее — РУМО СПО) Липецкой области, созданное на базе Липецкого института развития образования в сентябре 2015 года.

Целями создания РУМО СПО являются: совершенствование, оптимизация и модернизация учебной и методической работы; обеспечение достижения современного уровня качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства; участие педагогических и научных работников, представителей работодателей в разработке ФГОС, образовательных программ.

Ротобыльский К. А., Ротобыльская Л. А. Профессиональное сообщество педагогов как ресурс обновления содержания и технологий обучения // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 1. — С. 47-49.

48 | 1 /2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В настоящее время на основании региональной нормативной базы работают 12 отделений РУМО по ключевым профилям подготовки наиболее перспективных профессиональных образовательных организаций. Формирование отделений регионального УМО и выработка направлений их работы осуществляется совместно с Советом директоров среднего профессионального образования Липецкой области.

Объединение педагогического сообщества под руководством РУМО, в первую очередь, направлено на разработку учебно-методической основы, которая преобразуется в рабочую программу и контрольно-измерительные материалы. Данная основа призвана помочь педагогам осмыслить цели занятий, разобраться в востребованных технологиях, повысить свой коэффициент полезного действия в достижении конкретных образовательных результатов.

На основе анализа и в рамках действующей нормативной правовой базы РУМО СПО предлагает образовательным организациям рекомендации по унификации программ в части содержания и продолжительности обучения. Вырабатывается и новая методология проектирования и реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в рамках которой решаются следующие задачи:

- разработка гибких практико-ориентированных образовательных программ на основе построения индивидуальных образовательных траекторий;

- использование образовательных технологий, обеспечивающих освоение наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и компетенций на уровне, соответствующем стандартам ШогЫБкПЬ.

В рамках плана работы РУМО СПО создана дорожная карта по апробации и внедрению современных образовательных технологий, ориентированных на применение в образовательном процессе актуальных дидактических средств обучения (электронные образовательные ресурсы, телекоммуникационные проекты, интерактивные мультимедийные комплексы и т. д.). Внедрение дорожной карты при участии всех отделений РУМО СПО призвано обеспечить переход массовой педагогической практики от репродуктивных методов обучения, основанных на передаче опыта и знаний в готовом виде, к развивающим, деятельностным, с учетом специфики и особенностей обучающихся.

Одним из приоритетных направлений работы РУМО СПО стала экспертиза образовательных программ, учебно-методических материалов, разрабатываемых педагогами. Наиболее качественные разработки рекомендуются к изданию, в том числе в рамках плана издательской деятельности института.

Главным информационным ресурсом в организации деятельности профессиональных сообществ педагогов и выстраивании механизмов сетевого взаимодействия отделений РУМО СПО выступает сайт Липецкого института развития образования (www.iro48.ru). Разработанная в институте система электронного обучения и дистанционные

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

технологии позволяют оперативно распространять лучшие практики, созданные в образовательных организациях Липецкой области и других субъектах РФ [1].

Действующая концепция развития РУМО СПО показала свою эффективность. Очевидно, что достигнутые результаты работы позволят сформировать инструменты и механизмы, которые будут обеспечивать модернизацию профессионального образования Липецкой области, среди них:

- актуализация рабочих программ по профессиям и специальностям в соответствии с требованиями ФГОС;

- соотнесение дидактических единиц содержания образовательных программ с уровнями квалификации профессиональных стандартов и компетенциями ШогЫБкПЬ;

- создание электронных учебных пособий как средств визуализации учебного материала на основе модульной технологии обучения;

- апробация и внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих готовность студентов осваивать компетенции ФГОС по ШогЫБкЛЬ, трудовые функции профессионального стандарта;

- трансляция лучших педагогических практик в области методического сопровождения образовательного процесса, применения современных форм, методов, технологий обучения.

Институт развития образования расценивает работу РУМО СПО Липецкой области как действенный механизм объединения педагогического сообщества профессионального образования, ресурса для решения задач модернизации содержания и технологий обучения в соответствии с современными требованиями.

1 /2019 | 49

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Ротобыльский К. А. Электронное обучение и дистанционные технологии как ресурс модернизации содержания и технологии обучения // РОСТ. — 2018. — № 3(36). — С. 16-22.

2. Черных Л. А., Ротобыльская Л. А. Модели государственно-общественного управления: опыт развития и распространения // Аккредитация в образовании. -2015. — № 5 (81). — С. 26-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.