Образовательные технологии наука и практика
УДК 377 Г. П. Андрусенко, руководитель
Регионального центра внедрения ФГОС НиСПО Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ОПОП ПО ПРОФЕССИЯМ НПО И СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СПО
В статье рассмотрен опыт Регионального центра внедрения ФГОС НиСПО Челябинского института развития профессионального образования по разработке проектов ОПОП на основе модульно-компетентностного подхода с учетом требований работодателей при проектировании содержания.
Ключевые слова: модульно-компетентностный подход, основные профессиональные образовательные программы (ОПОП), социальное партнерство.
Модернизация отечественного образования затронула все сферы образовательного процесса. На основных уровнях образования идет процесс внедрения ФГОСов, ориентированных на обеспечение взаимосвязи фундаментальных знаний и практических умений через внедрение в обучение компетентностного подхода [1; 2]. Научно-методическое сопровождение процессов подготовки учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) к внедрению ОПОП, разработанных на основе ФГОС, и формирование готовности педагогических коллективов к их реализации является одним из приоритетных направлений научно-методической работы Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО). С целью реализации данной задачи Министерством образования и науки Челябинской области разработаны и утверждены программа и план мероприятий внедрения ФГОС до 2015 г.
В структуре ЧИРПО функционирует созданный в 2010 г. по поручению Министерства образования и науки Челябинской области Региональный центр научно-методического сопровождения внедрения ФГОС в учреждениях НПО и СПО на территории Челябинской области. Основная деятельность Центра направлена на научно-методическое сопровождение разработки примерных ОПОП и подготовку их для утверждения на Совете Министерства образования и науки Челябинской области.
В настоящее время в Челябинской области осуществляется подготовка по 72 профессиям НПО и 71 специальности СПО. С 2010 г. начато создание банка примерных ОПОП. Перечень для разработки программ по профессиям НПО и специальностям СПО ежегодно утверждается специальным приказом Министерства образования и науки Челябинской области. Каждая примерная ОПОП содержит базисный и примерный учебный план, примерные программы
Инновационное развитие профессионального образования
по дисциплинам обязательной части ФГОС общегуманитарного, социально-экономического, математического и общего естественно-научного, общепрофессионального циклов и профессиональных модулей, содержательные и технические экспертные заключения работодателей, сертифицированных экспертов из образовательных учреждений и ЧИРПО.
В соответствии с планом-графиком на 2010/11 уч. г. было запланировано разработать 41 проект примерных ОПОП: 19 — по профессиям НПО, 22 — по специальностям СПО. Фактически Центром были разработаны и утверждены Советом по примерным ОПОП 21 проект по рабочим профессиям и 20 — по специальностям СПО. В 2011/12 уч. г. планировалась разработка 44 проектов, по факту же было выполнено и утверждено 53 (23 — по профессиям НПО, 30 — по специальностям СПО), что составляет 59,7 % обеспеченности от общего количества профессий НПО и 71,8% — специальностей СПО. В 2012/13 уч. г. в плане значится разработка 41 программы. К 2014 г. все учреждения Челябинской области должны быть обеспечены примерными ОПОП.
При реализации ФГОС должно быть соблюдено условие социального партнерства, коллегиального стиля при разработке ОПОП и их экспертизе с привлечением работодателей, их объединений, представителей органов управления образованием [3]. В то же время принцип социального партнерства предполагает не слепое следование представителей образовательной сферы за социальным заказом, а их активную позицию в партнерских отношениях. Это дает возможность влиять на содержание и характер профессионального образования, проектировать и контролировать результат обучения [4]. В соответствии с данным принципом были созданы кластеры-разработчики ОПОП, объединяющие работников учреждений, представителей работодателей и специалистов ЧИРПО. Кроме этого, для содержательной экспертизы ОПОП были привлечены специалисты потенциальных нанимателей выпускников учреждений профессионального образования из более чем 90 организаций, так как в соответствии с требованиями ФГОС все разрабатываемые программы должны проходить содержательную экспертизу у работодателей. Таким образом, все программы, представляемые в Совет по ОПОП для утверждения, имеют положительные оценки трех экспертов (две из которых от работодателей, одна — от сертифицированного эксперта).
Научно-методическое сопровождение процесса разработки ОПОП включает: создание творческих групп, обучение разработчиков, оказание консультационной помощи, контроль за ходом разработки и отбором содержания, организацию экспертизы. Эта деятельность осуществляется профильными методистами центра. Всего в процесс разработки вовлечено более 200 педагогических работников из 62 образовательных учреждений.
В настоящее время в целях научно-методического сопровождения процесса введения новых ФГОС сотрудниками ЧИРПО осуществляется работа по созданию научно-методических материалов, а именно созданы: методические материалы по разработке ОПОП на основе ФГОС начального и среднего профессионального образования (для руководителей УПО); методические рекомендации по формированию программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе ФГОС (для педагогических работников УПО); методические рекомендации «Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в учреждениях ПО»; методические рекомендации и инструментарий «Оценка качества подготовки выпускников УПО»; методические рекомендации «Формирование компетентностно-ориентированных оценочных средств»; учебное пособие «Метод проектов. Основные требования и рекомендации по использованию образовательной технологии». В стадии разработки находятся методические рекомендации по вопросам организации практик, лабораторных, практических занятий, самостоятельной работы.
На сегодняшний день реализовано 365 программ по профессиям НПО и 179 — по специальностям СПО, причем пользователями банка являются не только УПО Челябинской области, но и всего Уральского федерального округа. Кроме этого, осуществляется обучение с использованием различных форм. Проведены 16 научно-методических, практических семинаров по вопросам внедрения ФГОС, разработки и реализации основных профессиональных образовательных программ, по организации и проведению лабораторных, практических и самостоятельных работ, в том числе четыре в режиме оп-Нм.
Реализация ОПОП должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее или высшее профессиональное образование по профилю преподаваемой дисциплины (или модуля) и опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы [5].
Образовательные технологии: наука и практика
Поэтому обязательным условием становится прохождение стажировки не реже одного раза в три года. Региональным центром ежегодно организуются стажировки на предприятиях, в учебных центрах, оборудованных новейшими производственными технологиями.
В 2011/12 уч. г. прошли стажировки на базе учебных центров ООО «КНАУФ Маркетинг Челябинск», «ТЕО-Практ», инженерно-производственного центра «Учебная техника», сети ресторанов Челябинска и Магнитогорска. В 2012/13 уч. г. деятельность по реализации данного направления осуществляется в рамках работы ТМО, областных предметных секций, а также через консультационную поддержку программ образовательных учреждений. Вся деятельность по научно-методическому сопровождению постоянно освещается на сайте ЧИРПО, в средствах массовой информации, публикациях, научных изданиях.
В процессе разработки и внедрения ОПОП выявлены проблемы, которые требуют решения. Среди них можно назвать следующие.
1. При реализации ОПОП нужно умело ре-ализовывать принцип единства формирования общих и профессиональных компетенций специалиста. В связи с этим необходима перестройка процесса обучения по всем дисциплинам, в том числе и общеобразовательным с ориентацией на формирование заданных компетенций.
2. Центральное место в содержании профессионального образования отведено новой структурной единице — профессиональному модулю, органично интегрирующему прохождение практики с усвоением теоретического материала. Важным фактором решения этой проблемы является соблюдение практикоориен-тированности программ. Поскольку требования
Библиографический список
к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций, выпускник в ходе обучения должен прежде всего приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания [6].
3. В связи с тем, что структура ОПОП определена в виде двух компонентов содержания для СПО в соотношении 70 % + 30 %, для НПО — 80 % + 20 %, что позволяет корректировать содержание программ в сторону совмещения требований работодателя и возможностей образовательного учреждения. В ситуации отсутствия профессиональных стандартов необходимо ежегодно обновлять содержание программ с целью выявления реальных и перспективных требований отрасли к различным категориям работников.
4. Оценка образовательных результатов в рамках освоения ОПОП, разработанных на модульно-компетентностной основе, обладает своими особенностями. Во-первых, оценка должна производиться независимо по каждой конкретной компетенции. Во-вторых, она должна базироваться на заранее определенных критериях, сформулированных в программах как результат обучения по дисциплине, модулю. Для этой цели в ОПОП должны быть разработаны контрольно-измерительные материалы совсем иного характера.
Научно-методическое сопровождение работы учебно-методических объединений по разработке проектов ОПОП по профессиям НПО и специальностям СПО, осуществляемое специалистами ЧИРПО, позволяет эффективно решать актуальные задачи модернизации образования в Челябинской области.
1. Хуторский, А. В. Ключевые компетенции : Технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторский // Народное образование. — 2003. — № 5.
2. Блинов, В. И. Компетентностный подход как методологическая основа разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования [Текст] / В. И. Блинов // Образовательная политика. — 2008. — № 9.
3. Котенков, А. В. Социальное партнерство в сфере профессионального образования : Зарубежный и российский опыт [Текст] / А. В. Котенков // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 4 (28).
4. Медведева, Н. В. Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования : Проблемы и перспективы [Текст] / Н. В. Медведева // Среднее профессиональное образование. — 2008. — № 7.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.adu.ru.
6. Межуева, Т. Т. Проблема внедрения ФГОС [Электронный ресурс] / Т. Т. Межуева. — Режим доступа: http://jxst.ru/vned_fgos.