Научная статья на тему 'Профессиональные средства управления научно-методической деятельностью в системе среднего профессионального образования: подходы, классификация, опыт'

Профессиональные средства управления научно-методической деятельностью в системе среднего профессионального образования: подходы, классификация, опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / научно-методическая деятельность в среднем профессиональном образовании / профессиональные средства управления научно-методической работой в колледже / continuous education / scientific and methodical activity in the secondary vocational education / professional means of management of scientific and methodical work in college

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сковородкина И.З., Герасимов С.А.

Новые задачи, поставленные перед профессиональной школой, требуют пересмотра не только содержания, но и профессиональных средств подготовки специалиста, особенно в части научно-методического обеспечения образовательного процесса. Авторы анализируют теоретические подходы к организации научно-методической работы в профессиональном образовании, приводят классификацию педагогических средств формирования методологической культуры у педагогов и студентов, знакомят с опытом организации научно-методической деятельности конкретного регионального колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сковородкина И.З., Герасимов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional management tools of scientific and methodological activity in the system of secondary vocational education: approaches, classification, and experience

New challenges facing the vocational school require a revision of, not only content but also of professional means of specialist training, especially in the part of the scientific and methodological support of the educational process. The authors analyze the theoretical approaches to scientific and methodological work in vocational education, give the classification of pedagogical means of formation of the methodological culture of teachers and students, and acquaint with experience of the organization of scientific and methodical activity of specific regional college.

Текст научной работы на тему «Профессиональные средства управления научно-методической деятельностью в системе среднего профессионального образования: подходы, классификация, опыт»

ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С.Я. БАТЫШЕВА - А.М. НОВИКОВА

И.З. Сковородкина

Доктор пед. наук, профессор кафедры технологий и профессионального образования ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» E-mail: skovorodkinaiz@ mail.ru

С.А. Герасимов

Канд. пед. наук, доцент, зам. директора по научно-методической работе ГБПОУ Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж» E-mail: alseni@atnet.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДХОДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОПЫТ

Новые задачи, поставленные перед профессиональной школой, требуют пересмотра не только содержания, но и профессиональных средств подготовки специалиста, особенно в части научно-методического обеспечения образовательного процесса. Авторы анализируют теоретические подходы к организации научно-методической работы в профессиональном образовании, приводят классификацию педагогических средств формирования методологической культуры у педагогов и студентов, знакомят с опытом организации научно-методической деятельности конкретного регионального колледжа.

Ключевые слова: непрерывное образование, научно-методическая деятельность в среднем профессиональном образовании, профессиональные средства управления научно-методической работой в колледже.

В условиях изменения системы образования Российской Федерации, ее интеграции в мировое образовательное пространство, необходимости модернизации образовательного пространства как на федеральном, так и на региональном и локальном уровнях достаточно востребованным становится грамотное научно обоснован-

Как цитировать статью: Сковородкина И.З., Герасимов С.А. Профессиональные средства управления научно-методической деятельностью в системе среднего профессионального образования: подходы, классификация, опыт // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, №1 (35). С.86-96.

ное и методически продуманное профессиональное сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) профессионального образования, в том числе среднего профессионального образования (СПО), что неизбежно влечет изменение существующей практики научно-методической работы (НМР) в профессиональных образовательных организациях ( ПОО). Принципиальным в данном аспекте становится построение указанного направления деятельности колледжа, техникума на основе методологически разработанных, адекватных современным условиям профессиональных средств управления НМР. Особое значение это приобретает в условиях построения системы непрерывного профессионального образования, где в отношении СПО нормативно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 68, пункт 1, зафиксирована его направленность на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и целевая ориентация на подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [11].

Сущностные аспекты научно-методической работы в системе среднего профессионального образования в профессиональных образовательных организациях определены в исследованиях В.А. Сластенина, Т.М. Ермаковой, Л.В. Иванюк, И.П. Пастуховой и других ученых, практиков. Так, В.А. Сластенин в общем виде определяет научно-методическую работу как необходимую организационную основу для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в образовательной организации инновационной среды [10, с. 476]. Научно-методическая работа в профессиональной образовательной организации, по мнению Л.В. Иванюк и И.П. Пастуховой, -это «целенаправленный, целостный, непрерывный процесс, направленный на повышение профессионализма и квалификации преподавателей как показателей качества кадрового потенциала учебного заведения» [5, с. 33]. С точки зрения Т.М. Ермаковой, научно-методическая работа является одним из основных видов профессиональной деятельности в ПОО, осуществляемой для повышения квалификации, профессионального мастерства и развития творческого потенциала

педагогических работников, а также улучшения результативности образовательного и воспитательного процессов [3, с. 88].

По нашему мнению, научно-методическая работа техникума, колледжа представляет собой систему научно-практической деятельности участников образовательных отношений профессиональной образовательной организации, направленную на формирование и развитие методологической культуры, профессиональной компетентности педагогических работников и студентов образовательной организации в контексте создания условий для совершенствования целостного педагогического процесса, подготовки конкурентоспособных выпускников в рамках реализации ФГОС среднего профессионального образования [2].

Управление научно-методической работой в профессиональной образовательной организации следует рассматривать как процесс целе-полагания, планирования, проектирования разнообразных программ научно-методической работы, разработки и реализации дорожной карты научно-методических мероприятий, мониторинга состояния научно-методической деятельности, мотивации и контроля. Управление осуществлением научно-методической работы в ПОО детерминируется использованием конкретного инструментария осуществления данного направления деятельности образовательных организаций СПО. В теоретико-практическом аспекте в отношении специалистов-профессионалов он находит свое выражение в профессиональных средствах управления НМР.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой понятие «средство» определяется как «прием, способ действия для достижения чего-нибудь», «орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности» [7, с.749]. Средство - это то, с помощью чего осуществляется решение задач деятельности. Слово «профессиональный» означает «занимающийся чем-нибудь как профессией», полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности» [7, с. 615], «относящийся к профессионализму» [4, с. 5]. Профессиональные средства представляют собой те средства (тот инструментарий), которые используются специально подготовленными специалистами - профессионалами в рамках определенного вида профессиональной деятельности, в отличие от непрофессиональных средств (бытовых, житейских),

носителями которых являются профессионально не подготовленные субъекты деятельности.

Заметим, что в сфере образования существует понятие «педагогическое средство», которое в словаре по педагогике (междисциплинарном) Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова толкуется как объект материальной и духовной культуры, предназначающийся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющий функции развития учащихся, а также разнообразная деятельность: труд, игра, учение, общение, познание [6, с. 322 - 323]. Профессиональными средствами управления деятельностью являются те инструменты, которые позволяют осуществить, реализовать данную деятельность. Опираясь на широкое понимание термина «средство» как то, с помощью чего выполняется работа, профессиональные средства следует рассматривать как объекты окружающей действительности (материальные, нематериальные), используемые в конкретном процессе, разнообразные виды деятельности, в нем реализуемые, а также методы и формы ее осуществления.

Следует отметить, что в педагогической области вопросами рассмотрения сущности феномена «средство» занимались такие исследователи, как Б.Т. Ананьев, В.И. Журавлев, И.Ф. Исаев, П.Ф. Каптерев, А.Ф.Миняев, А.И.Мищенко,П.И.Пидкасистый,В.С.Селиванов,В.А.Слас-тенин, К.Д. Ушинский, Е.М. Шиянов, Н.Е. Щуркова [9]. Однако в сфере управления вопрос о методологических, сущностных аспектах «профессиональных средств организации деятельности», на наш взгляд, в достаточной степени не проработан и носит характер рассмотрения отдельных компонентов данного феномена: деятельности, объектов, в ней используемых, методов и форм ее осуществления.

Сущность понятия «профессиональное средство управления научно-методической работой в профессиональной образовательной организации» целесообразно рассматривать в широком смысле как то, с помощью чего решаются задачи построения (осуществления) научно-методической деятельности в техникумах, колледжах как образовательных организациях СПО.

Исходя из смыслового значения феномена «профессиональное средство», специфики построения научно-методической деятельности в техникумах, колледжах, профессиональные средства управления НМР в ПОО представляют собой целостную систему, организованную про-

фессионально компетентными специалистами, состоящую из объектов материальной и духовной культуры, используемых в процессе построения научно-методической деятельности, преобразующей деятельности субъектов НМР, а также из методов и форм развития методологической культуры, профессиональной компетентности участников образовательных отношений, прежде всего педагогических работников и студентов образовательных организаций среднего профессионального образования, и взаимосвязей между выделенными компонентами [2].

Профессиональные средства управления научно-методической работой в системе СПО выступают операционно-деятельностным структурным компонентом управления научно-методической работой в техникуме, колледже наряду с целевым, содержательным и контрольно-оценочным компонентами. Они детерминируются целью и задачами осуществления НМР, адекватны содержанию деятельности. Оптимальный подбор и рациональность их использования определяет результативность профессионального взаимодействия участников образовательных отношений, реализации в профессиональных образовательных организациях федеральных государственных образовательных стандартов. Основными функциями профессиональных средств управления НМР в ПОО выступают направляющая, регулирующая, стимулирующая, образовательная, воспитательная и развивающая. Рассматриваемые средства определяют аспекты построения работы, направляя педагогических работников, студентов и иных субъектов научно-методической деятельности, регулируют возникающие между ними отношения. Профессиональные средства имеют мо-тивационный, стимулирующий эффект. Они способствуют решению задач образования, воспитания и развития в контексте формирования методологической культуры участников образовательных отношений, профессиональной компетентности педагогических работников и студентов. Незнание или неумелое использование профессиональных средств управления НМР в профессиональных образовательных организациях в контексте реализации ФГОС СПО снижает результативность подготовки квалифицированных рабочих, служащих, успешность подготовки специалистов среднего звена.

Анализ подходов разных авторов (О.В.Арефьева, Н.Н.Батракова, Е.В.Васильевская, Л.А.Даренских, Т.М.Ермакова, Ю.В.Есенков, А.И.Иванов, Н.А.Кандакова, И.П.Пастухова, Л.А.Пономарева,

Н.В.Санникова, Л.П.Соболь, А.В.Романенко, М.А.Фахретдинова, Ю.А.Шаемова и др.) к представлению инструментария построения научно-методической работы в профессиональной образовательной организации показал достаточную основательность их позиций (особенно в контексте практико-ориентированности), но и некую узкую направленность их взглядов в свете системного рассмотрения феномена «профессиональные средства управления научно-методической работой в профессиональных образовательных организациях» в условиях реализации ФГОС среднего профессионального образования.

В целом профессиональные средства управления научно-методической работой в ПОО как систему методического обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов СПО целесообразно представить следующим образом:

1-я группа - объекты материальной и духовной культуры, используемые в процессе научно-методической работы в профессиональной образовательной организации (материально-финансовые средства, научные и учебно-методические информационные источники, наглядные средства организации НМР);

2-я группа - профессиональная деятельность, направленная на построение научно-методической работы в техникуме, колледже (профессиональная деятельность с точки зрения функционала управления (управленческая профессиональная деятельность) - деятельность планирования (принятия решений), организация (выполнение принятых решений), мотивация ведения участниками образовательных отношений НМР, деятельность контроля за научно-методической работой в ПОО; профессиональная деятельность с точки зрения технологии реализации (технологическая профессиональная деятельность) - диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование, реализация планов, анализ и оценка результатов работы; профессиональная деятельность с точки зрения содержания (содержательная профессиональная деятельность) - научно-методическая работа педагогов и научно-методическая работа студентов образовательной организации, научно-методическое взаимодействие с социальными партнерами;

3-я группа - методы профессионального взаимодействия (методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта научно-методической работы, методы стимулирования научно-методической деятельности, методы самовоздей-

ствия, активные методы профессионального взаимодействия, методы менеджмента);

4-я группа - организационные формы управления НМР (индивидуальные, групповые и коллективные формы построения научно-методической работы в профессиональной образовательной организации) [1].

Критериями классификации данной системы являются сущностный контекст управления НМР в техникуме, колледже, ее смысловое значение, составляющие дефиниции «профессиональное средство управления научно-методической работой в профессиональной образовательной организации», специфика участников образовательных отношений в организациях среднего профессионального образования. Системообразующим фактором выступает профессиональная деятельность субъектов научно-методической работы.

Данная система является необходимой для построения (управления) НМР в ПОО, для формирования и развития методологической культуры, профессиональной компетентности педагогических работников, студентов и иных участников научно-методической деятельности образовательной организации в контексте создания условий для совершенствования учебно-воспитательного процесса, подготовки конкурентоспособных выпускников по профессиям и специальностям СПО [8]. Компоненты этой системы выступают в тесной взаимосвязи. Объекты материальной и духовной культуры создают информационно-материальную базу формирования методологической культуры, профессиональной компетентности участников образовательных отношений, прежде всего педагогов и студентов, которая активно используется в процессе управления НМР; деятельность способствует организации построения работы и управления научно-методической работой; методы, представленные в классификации, являются внутренней характеристикой профессиональной деятельности, определяя основные способы взаимодействия субъектов НМР; а формы - внешней, предполагающей некий порядок (последовательность) действий субъектов. Использование данной системы профессиональных средств обеспечивает создание условий для реализации в профессиональной образовательной организации ФГОС среднего профессионального образования.

Следует отметить, что выбор профессиональных средств построения НМР ПОО зависит от следующих основных позиций: цели и за-

дач научно-методической работы; содержания данного направления деятельности техникума, колледжа; особенностей реализуемых ФГОС СПО; специфики участников образовательных отношений организации; уровня развития педагогического и студенческого коллективов, принятых в них ценностей; конкретной профессионально-педагогической ситуации; ресурсного, в том числе материального, обеспечения образовательной организации; возможностей и профессионального мастерства руководящих работников - организаторов научно-методической работы.

Результативность использования профессиональных средств управления научно-методической работой в техникуме, колледже в контексте методического сопровождения реализации ФГОС по профессиям и специальностям СПО будет зависеть от соблюдения условий их эффективности применения.

На основании системного анализа построения научно-методической деятельности в ПОО успешность применения профессиональных средств управления научно-методической работой в образовательных организациях среднего профессионального образования зависит от соответствия цели задачам научно-методической деятельности профессиональной образовательной организации; опоры на принципы построения НМР в техникуме, колледже; адекватности содержанию научно-методической деятельности; включенности в общий контекст образовательной деятельности организации; рациональности их подбора и разносторонности использования; воздействия используемых средств на формирование методологической культуры, профессиональной компетентности участников образовательных отношений; возрастных и индивидуальных особенностей педагогических и руководящих работников, студентов, а также иных субъектов педагогического процесса техникума, колледжа, использования личностного подхода к индивиду; от учета и использования возможностей не только внутренней, но и внешней среды, социальных партнеров; образовательной политики органов управления образованием; учета положений, регламентированных нормативно-правовыми документами в сфере образования, ФГОС СПО; ориентированности на получение студентами будущей профессии, специальности среднего профессионального образования; уровня развития педагогического и студенческого коллективов в ПОО; материальных, психологических и санитар-

но-гигиенических условий функционирования техникума, колледжа; возникшей профессионально-педагогической ситуации временного периода; профессионального мастерства руководящих и педагогических работников образовательной организации; опоры на использование практико-ориентированных средств; ориентированности на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании; единства и согласованности совместных действий работников и студентов ПОО, родителей, работодателей и иных социальных партнеров техникума, колледжа; позитивной атмосферы в коллективе и доминирования субъект-субъектных отношений, прежде всего в системах «педагог - педагог», «педагог - студент», «студент - студент»; систематичности, последовательности и взаимосвязанной реализации самих профессиональных средств.

Целесообразно отметить, что в Архангельском индустриально-педагогическом колледже (далее по тексту - ГБПОУ Архангельской области «АИПК»,г.Архангельск) представленная выше система профессиональных средств управления научно-методической деятельностью в условиях реализации ФГОС нового поколения используется в профессиональной образовательной организации в качестве ресурсного центра профессионального образования по внедрению инновационных проектов в системе среднего профессионального образования.

Назначением работы указанного выше ресурсного центра является научно-методическое сопровождение реализации ФГОС СПО через осуществление востребованных инновационных проектов в контексте функционирования профессиональной образовательной организации в качестве Северного регионального отделения Национального Центра ЮНЕСКО/ ЮНЕВОК международного проекта ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке кадров в Российской Федерации, Регионального Представительства Центра тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии» - «Центр профориентации и подготовки к ЕГЭ».

В качестве основных направлений деятельности ресурсного центра профессионального образования по реализации инновационных проектов в системе СПО на базе ГБПОУ Архангельской области «АИПК» выступают следующие аспекты: формирование методологической культуры, профессиональной компетентности, основ инновационной деятельности у педагогических работников и студентов ПОО;

решение актуальных вопросов организации и научно-методического сопровождения образовательного процесса в системе СПО; осуществление учебно-методического и программного обеспечения реализации ФГОС СПО; реализация мероприятий по созданию условий для выявления, обобщения и распространения опыта инновационной деятельности педагогических и руководящих работников, обучающихся в контексте работы по образовательным стандартам нового поколения; профессиональная ориентация участников образовательных отношений.

Следует отметить, что за последний год ГБПОУ Архангельской области «АИПК» в формате социального партнерства с ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (Москва) провели два значимых для научно-педагогического сообщества и учащейся молодежи мероприятия: III Международную научно-практическую конференцию по теме «Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования» (Архангельск, ГБПОУ Архангельской области «АИПК», 18 марта 2016г.); V Межрегиональную научно-практическую студенческую конференцию по теме «Реализация учебно-исследовательской деятельности в современной системе образования» (Архангельск, ГБПОУ Архангельской области «АИПК», 15 апреля 2016г.). Общее количество участников - более 700 человек. По итогам данных конференций изданы два сборника научных статей и материалов общим объемом свыше 1000 страниц.

Таким образом, профессиональные средства управления научно-методической работой в системе среднего специального образования в профессиональной образовательной организации в контексте построения непрерывного профессионального образования представляют собой многокомпонентную систему осуществления НМР в техникуме, колледже; основными составляющими системы являются используемые объекты, реализуемые аспекты управления, методы и организационные формы, находящиеся в тесной взаимосвязи. От их рационального подбора, ориентации на условия успешного применения зависит эффективность деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования в контексте реализации требований соответствующих образовательных стандартов.

Литература

1. Герасимов С.А. Профессиональные средства управления научно-методической деятельностью в условиях профессиональной образовательной организации / С.А. Герасимов, И.З. Сковородкина, Н.Н. Скоробогатова // Обобщение опыта реализации эффективных моделей и практик непрерывного педагогического образования и сетевого взаимодействия в педагогических колледжах: сб. статей (по материалам II Всерос. форума педагогических колледжей). М.: изд-во «Перо», 2016. С. 197 - 201.

2. Герасимов С.А. Система профессиональных средств управления научно-методической деятельностью в профессиональной образовательной организации в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования // Опыт, проблемы и перспективы реализации современных педагогических технологий в системе образования: сб. материалов II Междунар. научно-практ. конф. (РФ, Архангельск, ГБОУ СПО Архангельской обл. «АИПК», 13 марта 2015г.): в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. С.А. Герасимова и др.; пер. с рус. яз. В.Л. Подольской. Архангельск: КИРА, 2015. С. 53 - 63.

3. Ермакова Т.М. Организация методической работы в колледже в условиях перехода на ФГОС среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование: прил. к журн. »Среднее профессиональное образование». - 2014. - № 3. - С. 88 - 94.

4. Иванов А.И. Профессионально-методическая компетентность преподавателей колледжей в контексте внедрения федеральных государственных стандартов / А.И. Иванов, И.П. Пастухова // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 5. - С. 3 - 5.

5. Иванюк Л.В. Сетевая региональная методическая служба как фактор профессионального роста преподавателей / Л.В. Иванюк, И.П. Пастухова // Среднее профессиональное образование.

- 2013. - № 3. - С. 32 - 36.

6. Коджаспиров Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издат. центр «МарТ», 2005. 448 с.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская АН; Российской фонд культуры. 3-е изд. стереотип. М.: АЗЪ, 1996. 928 с.

8. Сковородкина И.З. Моделирование как способ формирования профессиональной культуры специалиста // Опыт, проблемы и перспективы реализации современных педагогических технологий в системе образования: сб. материалов II Междунар. научно-практ. конф. (РФ, Архангельск, ГБОУ СПО Архангельской области «АИПК», 13 марта 2015г.: в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. С.А.Герасимова и др.; пер. с рус. яз. В.Л. Подольской. Архангельск: КИРА, 2015. С. 5 - 11.

9. Сковородкина И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник / И.З.Сковородкина, С.А.Герасимов; Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: ИД САФУ, 2014. 553 с.

10. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. средн. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. 6-е изд., стереотип. М.: ОИЦ «Академия», 2013. 576 с.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Электрон. текстовые дан.

- М: КонсультантПлюс, 2013. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base=LAW;n=1401 74, (дата обращения: 12.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.