Научная статья на тему 'Профессиональные средства управления научно-методической деятельностью в условиях непрерывного профессионального образования'

Профессиональные средства управления научно-методической деятельностью в условиях непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные средства управления / научно-методическая работа / профессиональные образовательные организации / professional management ways / science and methodology work / pro-fessional educational organizations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сковородкина Ирина Зосимовна, Герасимов Сергей Александрович

В условиях непрерывного профессионального образования особое значение приобретает методологически обоснованное построение научно-методической работы в профессиональных образовательных организациях в контексте применения соответствующих профессиональных средств управления данной деятельностью, направленных на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сковородкина Ирина Зосимовна, Герасимов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In conditions of continuous professional training methodological motivated building of science-methodical work in professional educational organizations gains special importance in the context of relevant implementation of professional management ways for certain activ-ity, targeted at implementation of federal state educational standard of new generation.

Текст научной работы на тему «Профессиональные средства управления научно-методической деятельностью в условиях непрерывного профессионального образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. З. Сковородкина

С. А. Герасимов

В условиях непрерывного профессионального образования особое значение приобретает методологически обоснованное построение научно-методической работы в профессиональных образовательных организациях в контексте применения соответствующих профессиональных средств управления данной деятельностью, направленных на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

In conditions of continuous professional training methodological motivated building of science-methodical work in professional educational organizations gains special importance in the context of relevant implementation of professional management ways for certain activity, targeted at implementation of federal state educational standard of new generation.

Ключевые слова: профессиональные средства управления, научно-

методическая работа, профессиональные образовательные организации.

Key words: professional management ways, science and methodology work, professional educational organizations.

Реформирование системы образования Российской Федерации, ее интеграция в мировое образовательное пространство, необходимость модернизации образовательного пространства как на федеральном, так и на региональном и локальном уровнях предполагают грамотное научнообоснованное и методически продуманное профессиональное сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) профессионального образования, в том числе среднего профессионального образования (далее - СПО), что неизбежно влечет изменение существующей практики осуществления научно-методической работы (далее - НМР) в профессиональных образовательных организациях (далее -ПОО). Принципиальным в данном контексте становится построение указанного направления деятельности колледжа, техникума на основе методологически разработанных, адекватных современным условиям профессиональных средств управления НМР. Особое значение это приобретает в контексте построения системы непрерывного профессионального образования, где в отношении СПО в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 68, п. 1) зафиксирована его направленность на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и целевая ориентация на подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [4].

Научно-методическая работа техникума, колледжа представляет собой систему научно-практической деятельности участников образовательных от-

525

ношений ПОО, направленную на формирование и развитие методологической культуры, профессиональной компетентности педагогических работников и студентов образовательной организации в контексте создания условий для совершенствования целостного педагогического процесса, подготовки конкурентоспособных выпускников в рамках реализации ФГОС СПО [1]. Управление НМР в ПОО следует рассматривать как процесс целеполагания, планирования, проектирования разнообразных программ НМР, разработки и реализации дорожной карты научно-методических мероприятий, мониторинга состояния научно-методической деятельности, мотивации и контроля. Управление научно-методической работой в ПОО детерминируется использованием конкретного инструментария осуществления данного направления деятельности образовательных организаций СПО. В теоретико-практическом аспекте в отношении специалистов-профессионалов он находит свое выражение в профессиональных средствах управления НМР в ПОО.

Следует отметить, что в сфере управления вопрос о методологических, сущностных аспектах «профессиональных средств организации деятельности», на наш взгляд, в достаточной степени не проработан и носит характер рассмотрения отдельных компонентов данного феномена: деятельности, объектов, в ней используемых, методов и форм ее осуществления. Сущность понятия «профессиональное средство управления научно-методической работой в профессиональной образовательной организации» целесообразно рассматривать в широком смысле как то, с помощью чего решаются задачи построения (осуществления) научно-методической деятельности в техникумах, колледжах как образовательных организациях СПО. Исходя из смыслового значения феномена «профессиональное средство», специфики построения научно-методической деятельности в техникумах, колледжах профессиональные средства управления НМР в ПОО представляют собой целостную систему, организованную профессионально компетентными специалистами, состоящую из объектов материальной и духовной культуры, используемых в процессе построения научно-методической деятельности, преобразующей деятельности субъектов НМР, а также из методов и форм развития методологической культуры, профессиональной компетентности участников образовательных отношений, прежде всего педагогических работников и студентов образовательных организаций среднего профессионального образования, и взаимосвязей между выделенными компонентами [1].

Профессиональные средства управления НМР в ПОО выступают операционно-деятельностным структурным компонентом управления научнометодической работой в техникуме, колледже наряду с целевым, содержательным и контрольно-оценочным компонентами. Они детерминируются целью и задачами осуществления НМР, адекватны содержанию деятельности. Оптимальный подбор и рациональность их использования определяет результативность профессионального взаимодействия участников образовательных отношений, реализации в ПОО федеральных государственных образовательных стандартов СПО. Основными функциями профессиональных средств управления НМР в ПОО выступают направляющая, регулирую-

526

щая, стимулирующая, образовательная, воспитательная и развивающая. Рассматриваемые средства определяют аспекты построения работы, направляя педагогических работников, студентов и иных субъектов научнометодической деятельности, регулируют возникающие между ними отношения. Профессиональные средства имеют мотивационный, стимулирующий эффект. Они способствуют решению задач образования, воспитания и развития в контексте формирования методологической культуры участников образовательных отношений, профессиональной компетентности педагогических работников и студентов. Незнание или неумелое использование профессиональных средств управления НМР в профессиональных образовательных организациях в контексте реализации ФГОС СПО снижает результативность подготовки квалифицированных рабочих, служащих, успешность подготовки специалистов среднего звена.

В целом профессиональные средства управления НМР в ПОО как систему методического обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов СПО целесообразно представить следующим образом: 1-я группа - объекты материальной и духовной культуры, используемые в процессе организации научно-методической работы в ПОО (материально-финансовые средства, научные и учебно-методические информационные источники, наглядные средства организации НМР); 2-я группа - профессиональная деятельность, направленная на построение НМР в техникуме, колледже (профессиональная деятельность с точки зрения функционала управления (управленческая профессиональная деятельность) -деятельность планирования (принятия решений), организовывание (выполнение принятых решений), мотивация ведения участниками образовательных отношений НМР, деятельность контроля за научно-методической работой в ПОО; профессиональная деятельность с точки зрения технологии реализации (технологическая профессиональная деятельность) - диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование, реализация планов, анализ и оценка результатов работы; профессиональная деятельность с точки зрения содержания (содержательная профессиональная деятельность) - НМР работников ПОО, научно-методическая работа студентов образовательной организации, научно-методическое взаимодействие с социальными партнерами); 3-я группа - методы профессионального взаимодействия (методы формирования сознания личности, организации деятельности и формирования опыта научно-методической работы, стимулирования научнометодической деятельности, самовоздействия, активные методы профессионального взаимодействия, методы менеджмента); 4-я группа - организационные формы управления НМР (индивидуальные, групповые и коллективные формы построения НМР в ПОО).

Критериями классификации данной системы являются сущностный контекст управления НМР в техникуме, колледже, ее смысловое значение, составляющие дефиниции «профессиональное средство управления научнометодической работой в профессиональной образовательной организации», специфика участников образовательных отношений в образовательных орга-

527

низациях среднего профессионального образования. Системообразующим фактором здесь выступает профессиональная деятельность субъектов построения научно-методической работы в ПОО. Данная система необходима для построения (управления) НМР в ПОО, формирования и развития методологической культуры, профессиональной компетентности педагогических работников, студентов и иных участников научно-методической деятельности образовательной организации в контексте создания условий для совершенствования учебно-воспитательного процесса, подготовки конкурентоспособных выпускников по профессиям и специальностям СПО [2]. Компоненты этой системы выступают в тесной взаимосвязи. Объекты материальной и духовной культуры создают информационно-материальную базу формирования методологической культуры, профессиональной компетентности участников образовательных отношений, прежде всего педагогов и студентов, которая активно используется в процессе управления НМР; деятельность способствует организации построения (управления) научно-методической работой; методы, представленные в классификации, являются внутренней характеристикой профессиональной деятельности, определяя основные способы взаимодействия субъектов НМР; а формы - внешней, предполагающей некий порядок (последовательность) действий субъектов. Использование данной системы профессиональных средств создает условия для реализации в ПОО ФГОС СПО.

Следует отметить, что выбор профессиональных средств построения НМР ПОО зависит от следующих основных позиций: цели и задач научнометодической работы; содержания данного направления деятельности техникума, колледжа; особенностей реализуемых ФГОС СПО; специфики участников образовательных отношений ПОО; уровня развития педагогического и студенческого коллективов, принятых в них ценностей; конкретной профессионально-педагогической ситуации; ресурсного, в том числе материального, обеспечения образовательной организации; возможностей и профессионального мастерства руководящих работников - организаторов НМР.

Таким образом, профессиональные средства управления НМР в ПОО в контексте построения непрерывного профессионального образования представляют собой многокомпонентную систему осуществления НМР в техникуме, колледже, основными составляющими которой являются используемые объекты, реализуемые аспекты управления, методы и организационные формы, находящиеся в тесной взаимосвязи. От рационального их подбора, ориентации на условия успешного применения зависит эффективность деятельности по образовательным программам СПО в контексте реализации требований соответствующих образовательных стандартов.

Список литературы

1. Герасимов С.А. Система профессиональных средств управления научно-методической деятельностью в профессиональной образовательной организации в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования // Опыт, проблемы и перспективы реализации современных педагогических технологий в системе образования: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф.

528

(РФ, Архангельск, ГБОУ СПО Архангельской области «АИПК», 13 марта 2015 года): в 2 ч. Ч. 1 / под ред. С.А. Герасимова и др.; пер. с рус. яз. В.Л. Подольской. - Архангельск: КИРА, 2015. - С. 53-63.

2. Сковородкина, И.З. Моделирование как способ формирования профессиональной культуры специалиста // Опыт, проблемы и перспективы реализации современных педагогических технологий в системе образования: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. (РФ, Архангельск, ГБОУ СПО Архангельской области «АИПК», 13 марта 2015 г.): в 2 ч. Ч. 1 / под ред. С.А. Герасимова и др.; пер. с рус. яз. В.Л. Подольской. - Архангельск: КИРА, 2015. - С. 5-11.

3. Сковородкина И.З., Герасимов С.А. Общая и профессиональная педагогика: учеб.; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 553 с.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 дек. 2012 г.

№ 273-ФЗ) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Электрон. текстовые дан. - М: Кон-сультантПлюс, 2013. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?req=

doc;base=LAW;n=1401 74, свободный.

529

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.