Научная статья на тему 'Областные методические объединения как инструмент непрерывного образования работников профессиональных образовательных организаций Челябинской области'

Областные методические объединения как инструмент непрерывного образования работников профессиональных образовательных организаций Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЛУЖБЫ / METHODICAL SERVICE MODEL / ОБЛАСТНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / REGIONAL METHODICAL UNIONS / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / PRIORITIES / НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова Л.И.

В статье представлен опыт работы методический службы в системе среднего профессионального образования Челябинской области, позволяющий выстраивать систему непрерывного повышения квалификации ее работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL METHODICAL UNIONS AS AN INSTRUMENT OF THE CONTINUOUS EDUCATION OF THE SPECIALISTS OF THE CHELYABINSK REGION VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article presents the work experience of the methodical service in the Chelyabinsk region system of secondary vocational education, which allows to create the system of the continuing professional development of its teaching staff.

Текст научной работы на тему «Областные методические объединения как инструмент непрерывного образования работников профессиональных образовательных организаций Челябинской области»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

УДК 378 Л. И. Пахомова, начальник Методического

центра Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

ОБЛАСТНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье представлен опыт работы методический службы в системе среднего профессионального образования Челябинской области, позволяющий выстраивать систему непрерывного повышения квалификации ее работников.

Ключевые слова: модель методический службы, областные методические объединения, приоритетные направления, непрерывное повышение квалификации.

Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г № 349-р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО, на 20152020 гг.» [1] среди прочего предписывает актуализировать и апробировать модели подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования. В этой связи Челябинским институтом развития профессионального образования предложена и внедрена в практику модель методической службы, позволяющая выстроить систему непрерывного образования работников профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО) на основе работы областных методических объединений, созданная по приказу Министерства образования и науки Челябинской области от 17 марта 2015 г. № 01/590 «Об организации научно-методической и инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования Челябинской области в 2015 г.» [2].

В настоящее время в системе СПО региона функционирует 21 областное методическое

объединение (далее — ОМО). Работу ОМО ко -ординирует Областной совет по научно-методической и инновационной деятельности. Организационно-методическое и научно-методическое сопровождение деятельности ОМО осуществляют специалисты Челябинского института развития профессионального образования. Для системности в работе подготовлены положение об ОМО и единая форма плана работы, определены перечень, состав и руководители ОМО.

Проследим деятельность ОМО по приоритетным направлениям методической работы.

По направлению «Актуализация содержания и технологий, применяемых в профессиональном образовании, с учетом требований профессиональных стандартов» работали областные методические объединения педагогов, созданные по укрупненным группам специальностей СПО и ОМО заместителей директора по учебно-производственной и учебной работе (руководитель — Н. С. Шамина). На заседаниях этих ОМО рассматривались и обсуждались

вопросы по актуализации содержания основных профессиональных образовательных программ (далее — ОПОП СПО) с учетом требований профессиональных стандартов, особенности национальной системы квалификаций и ее использование при разработке образовательных программ, структура и содержание профессиональных стандартов, методические рекомендации по корректировке ОПОП СПО. По результатам заседаний созданы временные творческие коллективы (далее — ВТК) по 19 направлениям подготовки СПО в целях проведения сравнительного анализа содержания образовательных программ и разработки рекомендаций по внесению изменений в их содержание. Рассмотрены вопросы подготовки и проведения промежуточной и государственной итоговой аттестаций; участники обсуждали особенности организации и проведения аттестаций студентов, структуру и содержание выпускных квалификационных работ в контексте современных требований нормативно-методической документации. В результате заседаний было принято решение создать ВТК по разработке единых требований к структуре и оформлению выпускных квалификационных работ.

Вопросы обновления образовательных программ с учетом изменений требований подготовки водителей транспортных средств обсуждались на заседании ОМО преподавателей УГС «Техника и технологии наземного транспорта» (руководитель — Ю. А. Попова). Членами ОМО была осуществлена корректировка рабочих программ по профессиям «автомеханик», «машинист крана (крановщик)», «машинист дорожных и строительных машин», «водитель легкового автомобиля», «водитель грузового автомобиля» и специальности «ТО и ремонт автомобильного транспорта». Вопросы сопряжения ФГОС СПО и профессиональных стандартов по направлениям подготовки обсуждались на заседании ОМО преподавателей УГС «Архитектура», УГС «Техника и технологии строительства», УГС «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», УГС «Изобразительное и прикладные виды искусства» (руководитель — Н. П. Вильчик). Члены ОМО укрупненной группы специальностей «Строительство и архитектура» приняли участие в работе секции, организованной в рамках проведения студенческой научно-практической конференции «Научная деятельность молодежи — будущее России», по результатам проведения конференции подготовлен сборник тезисов и выступлений педагогов. В связи с пе-

реходом ПОО на реализацию ФГОС среднего общего образования, утвержденного в 2012 г, на заседаниях ОМО преподавателей циклов ОГСЭ (руководитель — Н. В. Задорожная), ЕНЦ (руководитель — Е. С. Субботина) и ОБЖ (руководитель — Г. А. Захаров) организована работа по проведению сравнительного анализа содержания новых примерных программ по общеобразовательным дисциплинам, разработанных на основе ФГОС (2012 г.) и действовавших ранее. По итогам заседания были подготовлены рекомендации по изменению рабочих программ и организована работа среди преподавателей общеобразовательного цикла всех ПОО по разработке содержания заданий для проведения лабораторных и практических работ. Научно-методическое руководство данной деятельностью осуществляют специалисты Челябинского института развития профессионального образования. Членами ОМО цикла ОГСЭ и ЕНЦ подготовлен пакет заданий для проведения итоговой аттестации в 2016 г. по дисциплинам «Русский язык» и «Математика» и методические рекомендации по проведению экзаменов по этим дисциплинам. На всех заседаниях ОМО общеобразовательного цикла транслировался опыт реализации профильной направленности дисциплин. Члены ОМО преподавателей ОБЖ, анализируя содержание программы учебной дисциплины «ОБЖ» с учетом требований ФГОС среднего общего образования, выявили необходимость проведения стажировки для преподавателей по реализации тем, касающихся оказания первой медицинской помощи. В результате данная стажировка была организована методистами ГБУ ДПО «ЧИРПО» на базе Южно-Уральского государственного технического колледжа с привлечением специалистов Челябинского медицинского колледжа. Кроме этого, членами ОМО был подготовлен и проведен семинар по теме «Военные сборы в ПОО: организация и проведение», на котором ПОО из разных территорий обменялись опытом. ОМО заместителей директора по НМР и методистов (руководитель — С. К. Ангеловская) осуществляли деятельность по реализации проблемы «Актуальные вопросы теории и практики среднего профессионального образования в контексте реализации ФГОС СПО и компетентностного подхода». Данная тема была реализована в формате онлайн-фо-рума. Материал представлен на странице сайта www.kpk74.ru («Педагогический форум заместителей директора по НМР и методистов»).

Направление «Развитие кадрового потенциала профессиональных образовательных ор-

ганизаций, обновление учебно-методической базы с использованием информационно-коммуникационных технологий и создание на их основе единой информационно-образовательной среды» наиболее активно реализовано в работе ОМО преподавателей УГС «Экономика и управление», УГС «Юриспруденция» (руководитель — О. А. Занова). На заседаниях, проводимых этим ОМО, изучался опыт преподавателей ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» по теме «Организация учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий». Специалистами колледжа для членов ОМО было организовано повышение квалификации по использованию в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий. Вопросы внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе рассматривались в программах отдельных заседаний практически всех ОМО. Для преподавателей ОГСЭ цикла, заместителей директора по УМР и методистов в рамках заседания ОМО специалистами ГБУ ДПО «ЧИРПО» проведен обучающий семинар по теме «Информационно-коммуникационная компетентность педагогов как средство формирования общих компетенций в процессе преподавания». На данном семинаре были продемонстрированы электронные образовательные ресурсы нового поколения, учебно-методические системы и комплексы, в том числе разработки издательства «Академия».

Направление «Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся, повышение престижа среднего профессионального образования, популяризацию рабочих профессий» ре-ализовывалось в ОМО руководителей центров (отделений), осуществляющих профориентаци-онную работу (руководитель — Т. М. Зайцева), в рамках Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 гг. На заседаниях ОМО рассматривались следующие вопросы:

- развитие системы профессионального самоопределения в рамках движения WorldSkills Russia;

- организация совместной профориента-ционной деятельности общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в рамках реализации программы «Темп».

В результате данной деятельности при проведении областного чемпионата WorldSkills Russia — Челябинск были организованы экскурсии и профессиональные пробы для школь-

ников. Многие ПОО активизировали свою деятельность с общеобразовательными организациями в своих территориях. При совместном участии с областным методическим объединением педагогов-психологов организован круглый стол по теме «Психолого-педагогическое сопровождения профессионального самоопределения обучающихся через проведение проф-ориентационной работы».

Члены ОМО были участниками областных конкурсов по профориентации, среди них:

- профориентационная акция «Сто дорог — одна твоя»;

- конкурс на лучший опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях;

- заочный областной конкурс видеороликов профориентационного содержания «Мой образ — моя профессия — моя карьера».

Вопросы профориентационной работы входили в повестку заседаний других ОМО, например, ОМО библиотекарей (руководитель — Т. А. Имамова). Членами ОМО преподавателей УГС «Образование и педагогика» (руководитель — М. А. Энгельман) проведены мероприятия по повышению престижа педагогических специальностей, среди них:

- областной сбор студенческого актива ПОО «Образование и педагогика» «От студенческого проекта — к проекту жизни»;

- областная студенческая научно-практическая конференция «От студенческого творчества — к педагогическому исследованию»;

- областной конкурс педагогического мастерства;

- областной фестиваль студенческой прессы;

- фестиваль студенческого творчества «Троицкие встречи».

Сотрудники ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» в рамках заседаний ОМО делились опытом профо-риентационной работы, проводимой с детьми разных возрастных категорий. Целевыми группами этой ПОО являются дети старшего дошкольного возраста, младшее, среднее, старшее звено учащихся общеобразовательных школ, родители, взрослое население, столкнувшееся с проблемой профессиональной незанятости. Второй год ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» взаимодействует с МАДОУ № 2 г. Златоуста в рамках современного дошкольного образования в условиях сетевого взаимодействия по реализации областного образовательного проекта «ТЕМП».

Данный опыт был одобрен на заседании Областного совета по научно-методической и инновационной деятельности.

Направление «Организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» реализовано педагогическими работниками, осуществляющими профессиональное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ (руководитель — В. В. Сидоров). В настоящее время одной из главных задач системы инклюзивного профессионального образования является создание безбарьерного информационного пространства, преодоление и формирование установок толерантного отношения к людям с особыми потребностями. В данном контексте представителями ОМО разрабатывается комплекс условий информационно-консультационного и психолого-педагогического сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Членами ОМО продолжено наполнение банка адаптированных программ СПО и профессионального обучения. Одно из заседаний проводилось совместно с окружным МО ПОО УрФО по вопросам обеспечения доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и ОМО педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области по теме «Программно-методическое и ресурсное обеспечение профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Направление «Методическое обеспечение организации и проведения олимпиад, конкурсов профессионального мастерства по профессиям и специальностям, в том числе регионального чемпионата ЖБЯ — Челябинск, среди студентов профессиональных образовательных организаций» реализовано следующими ОМО: преподаватели УГС «Образование и педагогика» (руководитель — М. А. Энгельман), преподаватели УГС «Промышленная экология и биотехнологии», УГС «Социология и социальная работа» (руководитель — Е. Э. Карпунина), преподаватели УГС « Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», УГС «Сервис и туризм», УГС «Технология легкой промышленности», УГС «История и археология» (руководитель — О. А. Колдаева), преподаватели УГС «Сельское, лесное и рыбное

хозяйство», УГС «Ветеринария и зоотехния» (руководитель — Т. И. Петрова), преподаватели УГС «Машиностроение», УГС «Металлообработка» (руководитель — Т. П. Сайбель), преподаватели УГС «Технологии материалов» (руководитель — Г. В. Карзунова), преподаватели УГС «Техника и технологии наземного транспорта» (руководитель — Ю. А. Попова), преподаватели УГС «Информатика и вычислительная техника», УГС «Информационная безопасность», УГС «Автоматика и управление», УГС «Электроника, радиотехника и системы связи», УГС «Управление в технических системах» (руководитель — Г. И. Палкина). На заседаниях этих ОМО обсуждались вопросы, касающиеся разработки конкурсных заданий для проведения областных олимпиад и конкурсов профессионального мастерства, формировались предложения по совершенствованию системы оценки конкурсных заданий, обсуждались предложения по корректировке контрольно-оценочных средств по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, анализировались итоги прошедших конкурсов WorldSkills Russia (далее — WSR). В процессе заседаний изучался опыт работы экспертов, участвовавших в национальном чемпионате WSR, анализировались результаты областных конкурсов профессионального мастерства за период 2012-2015 гг. Члены ОМО преподавателей УГС «Электро- и теплоэнергетика», УГС «Ядерная энергетика и технологии», УГС «Химические технологии», УГС «Техносферная безопасность и природообустройство» (руководитель — О. Е. Ивандикова) по результатам проведения семинара по теме «Организация подготовки обучающихся к олимпиадам и профессиональным конкурсам» приняли решение о проведении внеплановой олимпиады по дисциплине «Электротехника». Для ее организации была разработана и оформлена страница на сайте ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум». В ОМО преподавателей УГС «Архитектура», УГС «Техника и технологии строительства», УГС «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», УГС «Изобразительное и прикладные виды искусства» (руководитель — Н. П. Вильчик) проведена научно-практическая конференция студентов «Научная деятельность молодежи — будущее России». В ОМО преподавателей УГС «Образование и педагогика» (руководитель — М. А. Энгельман) организованы и проведены:

- региональная научно-практическая кон -ференция «Современное педагогическое об-

разование: теория и практика формирования общих и профессиональных компетенций студентов»;

- две областные научно-практические конференции: «Современные образовательные технологии в профессиональной подготовке как объективная потребность», «Духовно-нравственное воспитание будущих педагогов».

Практически все ОМО обсуждали проблему организации исследовательской деятельности студентов как основы повышения качества образования.

По направлению «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организация профилактической работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации» работают ОМО: педагогов-психологов (руководитель — Е. А. Носуленко), заместителей директора по ВР и социальных педагогов (руководитель — И. А. Войстрико-ва).

На заседаниях ОМО педагогов-психологов обсуждались вопросы:

- изучение новых методик работы педагогов-психологов;

- презентация профилактических программ (здоровьесбережение, профилактика правонарушений, адаптация);

- организация психологической помощи студентам в образовательном пространстве.

Результатом является разработка рекомендаций по развитию и внедрению комплексных целевых программ для организации здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

Члены ОМО заместителей директора по ВР и социальных педагогов были инициаторами многих мероприятий, посвященных проблемам гражданско-патриотического воспитания, среди них:

- конференция «Гражданско-патриотиче-ское воспитание молодежи: технологии, проблемы и перспективы», посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;

- научно-методический семинар «Социализация обучающихся в период летнего отдыха»;

- семинары-практикумы по темам: «Пути и проблемы создания безбарьерной воспитательной среды в ПОО» и «Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом».

В рамках онлайн-семинара в июне 2015 г. по проблеме «Социализация обучающихся в период летнего отдыха» был освоен инструментарий

по измерению и приращению социально значимых личностных качеств подростков, который отдельными заместителями директора по УВР использовался во время летней оздоровительной кампании. Члены ОМО заместителей директора по УВР активно сотрудничают с ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования», ГБУЗ «Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями», оперативно-розыскным отделом Челябинской таможни, Управлением ФСКН РФ по Челябинской области, МБУ «Центр профилактического сопровождения "Компас"». Специалисты этих центров являются постоянными участниками заседаний ОМО, что способствует более тесному выстраиванию профилактической работы.

ОМО библиотекарей (руководитель — Т. А. Имамова) свою деятельность осуществляло в целях повышения качества работы библиотек в профессиональных образовательных организациях. Членами ОМО совместно с би-блиотекой-медиатекой ГБУ ДПО «ЧИРПО» было организовано исследование по проблеме «Автоматизация информационно-библиотечных процессов в библиотеках ПОО», результаты которого повлияли на формирование тем заседаний: «Библиотечная статистика: ГОСТ Р 7.0.20-2014», «Автоматизация процесса включения документов из фонда библиотеки ПОО», «Место и роль библиотекаря в профориента-ционной деятельности ПОО», «Планирование и отчетность библиотеки ПОО»

За 2015/16 уч. г. проведено 71 заседание ОМО с участием более 900 педагогических и руководящих работников ПОО. В рамках заседаний ОМО было организовано и проведено 7 научно-методических и практических семинаров, 11 мастер-классов, 4 конференции; 28 заседаний посвящено вопросам по обмену опытом. Заседания проходили как в очном режиме (55), так и с использованием онлайн-трансляции (16), что существенно расширяет аудиторию участников.

Активный обмен педагогическим опытом проходил не только в ГБУ ДПО «ЧИРПО» (20 заседаний ОМО), но и на площадках профессиональных образовательных организаций (табл. 1).

С целью организации непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических работников среднего профессионального образования региона создан виртуальный методический центр, доступный с сайта ГБУ ДПО «ЧИРПО» по ссылке http://www.chirpo.ru/virt-center.

Таблица 1

Профессиональные образовательные организации области — площадки проведения заседаний ОМО

№ Площадка проведения ОМО Количество заседаний ОМО

1 ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» 7

2 ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» 5

3 ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» 4

4 ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» 4

5 ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего» 4

6 ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» 3

7 ГБУ ДО «ДУМ "Смена"» 3

аккумулирующий в себе материалы всех заседаний ОМО. Непрерывное повышение квалификации организовано и посредством публикаций инновационного опыта в научно-практическом журнале «Инновационное развитие профессионального образования».

Подводя итог, отметим, что в рамках работы ОМО прошел комплекс мероприятий, базирующийся на современных достижениях педагогики, психологии, изучении и внедрении передового педагогического опыта. Это важно для повышения профессионального мастерства педагога. Педагогические работники

получили возможность обобщать и представлять опыт научно-методической и инновационной деятельности (проведение открытых уроков, мастер-классов, участие в круглых столах, конференциях, семинарах), осуществлять проектную и экспертную деятельность на областном уровне. Результаты деятельности педагогические работники использует в том числе и для прохождения аттестации на первую или высшую квалификационные категории. Таким образом, работа ОМО является важнейшим звеном в системе непрерывного образования.

Библиографический список

1. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р]. — Режим доступа: http://government.ru/media/files/cWukCnDBv5U.pdf.

2. Об организации научно-методической и инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования Челябинской области в 2015 г. [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 17.03.2015 года № 01/590]. — Режим доступа: http://www.chirpo.ru/files/17/prikaz01-590-3-11-15.pdf.

УДК 377 Т. Е. Прихода, начальник Центра мониторинга

и науч.-метод. обеспечения качества проф.

образования Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Повышение качества профессионального образования требует совершенствования системы его оценки, которая должна содержательно и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества профессионального образования через процедуры оценки этого качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.