Научная статья на тему 'Проектно-целевой подход как фактор развития региональной системы среднего профессионального образования'

Проектно-целевой подход как фактор развития региональной системы среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ТОП-50 / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНКУРЕНТОСПОСОБ-НОСТЬ СИСТЕМЫ СПО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Травкина Наталья Николаевна

В статье рассматривается текущее состояние и перспективы развития системы среднего профессионального образования Курской области на основе внедрения механизмов проектно-целевого подхода к управлению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Травкина Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектно-целевой подход как фактор развития региональной системы среднего профессионального образования»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

| 11

Проектно-целевой подход как фактор развития региональной системы среднего профессионального образования

ТРАВКИНА

Наталья Николаевна,

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой профессионального образования Курского института развития образования, Курск

Аннотация

В статье рассматривается текущее состояние и перспективы развития системы среднего профессионального образования Курской области на основе внедрения механизмов проектно-целевого подхода к управлению

Ключевые слова:

проектно-целевой подход, ТОП-50, компетентностный подход, конкурентоспособность системы СПО

Основой модернизации среднего профессионального образования является программно-целевой подход, в соответствии с которым целевые показатели развития профессиональных образовательных организаций трансформируются в перечень исполняемых государственных программ Курской области. Стратегические ориентиры для развития региональной системы образования закреплены в утвержденной постановлением администрации Курской области № 537-па от 15.10.2013 г. государственной программе Курской области «Развитие образования в Курской области», структурным компонентом которой является подпрограмма «Развитие профессионального образования». Благодаря реализации мероприятий данной госпрограммы в регионе сформированы новые элементы образовательной инфраструктуры: многофункциональные центры прикладных квалификаций, региональные ресурсные центры СПО, региональный координационный центр WSR и специализированные центры компетенций WSR.

Сбалансированная система подготовки профессиональных кадров является составной частью региональной политики по удовлетворению запросов рынка труда. Комплексное развитие региона достигается путем повышения сбалансированности спроса и предложений трудовых ресурсов и обеспечивается своевременным прогнозированием кадровых потребностей для экономики региона (с 2014 года на платформе Курского института развития образования действует автоматизированная лаборатория прогнозирования). Прогнозная потребность на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды учитывается при выстраивании программ развития профессиональных образовательных организаций региона и утверждении им контрольных цифр приема.

Проектно-целевой подход внедряется в механизмы управления образовательным процессом в колледжах региона и предполагает рассмотрение целей, содержания, технологий образования как проект инновационной деятельности на ин-тегративной основе. Поскольку современные требования развития среднего профессионального образования направлены на становление практической компетентности студента как

Травкина Н. Н. Проектно-целевой подход как фактор развития региональной системы среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 11-23.

12 | 1 /2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

личности, способной к самоопределению, самообразованию, самоактуализации на рынке труда, а знания являются средством развития студента, в этих условиях проектно-целевой подход к организации учебного процесса обусловливает выход его на качественно новый уровень [2, с.15].

Как методологическая основа ФГОС СПО проектно-целевой подход еще только начинает позиционироваться и внедряться в профессиональных образовательных организациях Курской области. Переход на ФГОС СПО, основанные на компетентностном подходе, предоставил колледжам академическую свободу, но не позволил в полной мере изменить (спроектировать) содержание обучения от результата, поскольку в большей степени изменились лишь формы представления самих образовательных программ. Существенным недостатком их формирования являлась несогласованность действий проектировщиков в формировании содержания учебных дисциплин в силу того, что не все педагоги владели соответствующими компетенциями в отборе содержания. Кроме того, исходным посылом часто выступали не запросы потенциальных работодателей, а материально-технические возможности ПОО, профессиональные интересы самих педагогов. Чтобы изменить ситуацию, в регионе были созданы профильные отделения регионального учебно-методического объединения в системе СПО, которые разработали 12 региональных примерных основных образовательных программ по наиболее массовым программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена.

Построение проектно-целевой технологии обучения предусматривает решение ряда задач:

- формирование у студентов мотивации к учебной и научно-исследовательской активности;

- повышение уровня профессионализма научно-педагогических кадров;

- построение системы обучения на интегративной основе (предметных интеграционных механизмов, интеграции форм и методов обучения и воспитания, субъектной интеграции);

- организация непрерывного мониторинга качества образования и рациональной коррекционной работы со студентами [1, с. 172].

Факторами формирования мотивации студентов к учебной и научно-исследовательской деятельности являются предметные и профильные олимпиады (не менее 12 в год); региональные, всероссийские, международные студенческие конференции, форумы, информационно-реферативные проекты по учебным дисциплинам и др. Перечень областных научно-методических мероприятий, инновационных проектов для студенчества и педагогической общественности формируется в начале учебного года и размещается на официальном сайте Курского института развития образования.

Важным приоритетом регионального развития можно считать реализацию инновационного проекта «Внедрение ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям в Курской области», региональным координатором которого являет-

ся Курский институт развития образования (КИРО). Основная задача КИРО состоит в оказании научно-методического, подготовительно-организационного сопровождения мероприятий по внедрению ФГОС СПО из списка ТОП-50, развитии системы коммуникаций между операторами субъектов Центрального федерального округа (Липецкая, Белгородская, Воронежская и Орловская области) и с профессиональными образовательными организациями Республики Крым.

Для обеспечения эффективного внедрения новых образовательных стандартов в 2016 году были сформированы региональные команды по реализации инновационного проекта. В КИРО было проведено обучение 12% педагогов и 42% руководящих работников ПОО по программам повышения квалификации «Создание условий для реализации образовательных программ СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям» и «Проектирование образовательных программ ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям» [3, с. 5].

Для облегчения разработки учебно-программного обеспечения по новым ФГОС региональное УМО СПО предложило учреждениям СПО объединиться по направлениям рабочих программ; после этого был создан доступный депозитарий учебно-методического обеспечения регионально значимых профессий СПО; установлены тесные взаимосвязи с девятью федеральными УМО СПО и другими операторами проекта. На официальном сайте КИРО создана вкладка «Внедрение ФГОС СПО по ТОП-50», где размещается актуальная информация о реализации проекта, нормативные материалы, отчеты о проводимых в регионе мероприятиях по подготовке педагогических и управленческих кадров и др. Ее актуальность подтверждается активностью пользователей (более 35 тыс. посещений за шесть месяцев) [3, с. 5].

Профильные отделения регионального УМО СПО приняли активное участие в разработке структурных элементов примерных основных образовательных программ (08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ; 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ), вошедших в Федеральный реестр примерных программ Минобрнауки России. Разработана и внесена в реестр примерная ООП 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением (из списка ТОП-50). По заданию федеральных УМО СПО были актуализированы действующие ФГОС СПО на основе профессиональных стандартов, проведена экспертиза оценочных средств и др.

Конечной целью реализации проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» является создание в Курской области конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям на региональном рынке труда.

ФГОС СПО из списка ТОП-50 должны обеспечить «прорыв» в развитии компетентностного подхода, так как их внедрение предоставляет возможность выстроить логику процесса обучения с ориентацией

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

14 | 1 /2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

на формирование модели выпускника с учетом соответствующих профессиональных стандартов и мировых технологий. В связи с этим процесс разработки и практической реализации образовательных программ в региональных профессиональных образовательных организациях также должен включать проектный подход. При этом руководитель основной образовательной программы как руководитель проекта должен нести ответственность за качество его результата, активно привлекать работодателей к разработке программ [1, с. 174].

Применение проектно-целевого подхода к формированию основной образовательной программы расширяет возможности использования интерактивных методов обучения, позволяет активнее внедрять в образовательный процесс проектный метод обучения. Степень интеграции последнего может быть различной: от полной перестройки учебного процесса под проектное обучение до частичного использования данного метода путем введения в учебный план на этапе завершения процесса формирования профессиональных навыков.

Первый вариант как наиболее «экстремальный» только примеряется в нескольких ведущих колледжах региона и предполагает изменение формы организации учебного процесса с выходом на пятинедельные «блоки» обучения. Каждый блок завершается разработкой проекта, рассчитанного на 30-40 часов учебного времени и выполняемого в течение недели после изучения теоретического курса.

Следует отметить, что регионализация системы профессионального образования позволила повысить эффективность учета в деятельности ПОО социально-экономических особенностей регионов, «врастания» в их структуру. Однако присутствует ряд факторов, сдерживающих внедрение новых подходов к развитию системы профессионального образования:

- недостаточность ресурсного обеспечения не позволяет реализо-вывать весь перечень востребованных в регионе профилей подготовки специалистов и квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования;

- не обеспечено включение сети профессиональных образовательных организаций региона в регионально-отраслевую систему (по территориальному признаку), способную определить механизм интеграции программы развития профессионального образования в региональную социально-экономическую стратегию через систему взаимосвязанных индикаторов и показателей;

- отсутствует механизм включения в инвестиционные соглашения, заключаемые администрацией Курской области мероприятий, направленных на подготовку квалифицированных кадров, для строящихся объектов, обеспечивающих дуальную систему обучения, возможность освоения современной техники и технологий, создание института наставничества и др.;

- не разработана модель участия предприятий в финансировании и реализации программ подготовки квалифицированных кадров в рамках сетевого взаимодействия образовательной организации и предприятий и др.

Решению актуальных задач развития региональной системы СПО в регионе во многом способствует взаимодействие Комитета образования и науки Курской области, КИРО, профессиональных образовательных организаций региона с отделением профессионального образования РАО, руководимым академиком РАО С. Н. Чистяковой. Отделение профессионального образования РАО осуществляет научное руководство восьмью инновационными площадками РАО по проблемам профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи, созданными в Курской области в 2017 году. Также установлены тесные контакты с Федеральным институтом развития образования, Центром развития профессионального образования Московского политехнического университета, Академией развития квалификаций (подразделение Независимого агентства развития квалификаций), которые оказывают помощь в создании эффективной модели подготовки кадров, ориентированной на программно-целевой подход в развитии возможностей профессиональной образовательной среды.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Лещева В. Б., Храмова И. Ю., Едемская С.В. Инновационный подход к формированию образовательных программ в высшей школе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. — 2016. — № 3 (43). — С. 169-175.

2. Соболева О. В., Травкина Н. Н. Обеспечение системного профессионального развития педагогических кадров — требование времени // Педагогический поиск. — 2017. — № 7. — С. 15-19.

3. Травкина Н. Н. Внедрение ФГОС СПО из списка ТОП-50 — требование времени // Педагогический поиск (спецвыпуск). — 2017. — С. 4-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.