Научная статья на тему 'Совершенствование механизмов подготовки высококвалифицированных кадров'

Совершенствование механизмов подготовки высококвалифицированных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МФЦПК / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Травкина Наталья Николаевна,

В статье представлены основные механизмы создания эффективной модели подготовки кадров в регионе, ориентированной на запросы предприятий реального сектора экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Травкина Наталья Николаевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизмов подготовки высококвалифицированных кадров»

Совершенствование механизмов подготовки высококвалифицированных кадров

В 2015 году по итогам национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Курская область показала положительные результаты по критерию удовлетворенности предпринимателей доступностью трудовых ресурсов необходимой квалификации. Чем обеспечено такое достижение, и какие задачи являются приоритетными в формировании региональной модели подготовки квалифицированных кадров?

ТРАВКИНА

Наталья Николаевна,

кандидат педагогических наук, заслуженный мастер производственного обучения РФ,зав. кафедрой профессионального образования Курского института развития образования, Курск

Аннотация

В статье представлены основные механизмы создания эффективной модели подготовки кадров в регионе, ориентированной на запросы предприятий реального сектора экономики

Ключевые слова:

подготовка кадров, дуальное обучение, МФЦПК, кадровый потенциал, образовательные организации

В последнее десятилетие в региональной системе среднего профессионального образования Курской области происходят активные изменения, направленные на создание эффективной модели подготовки кадров в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями, способной удовлетворить потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах [3]. Согласно умеренно-оптимистическому сценарию развития региона дополнительная потребность в профессиональных кадрах для замещения свободных рабочих мест составит в 2017 году около 21 тыс. человек, причем 38% данной потребности может быть удовлетворено за счет кадрового резерва, подготовленного в системе СПО [1].

Состояние региональной СПО

Сегодня в профессиональных образовательных организациях Курской области реализуется 37 программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и 81 программа подготовки специалистов среднего звена. В соответствии с потребностями экономики региона с 2012 года открыта подготовка по девяти новым профессиям и специальностям.

Среднее профессиональное образование в регионе развивается в соответствии с подпрограммой 3. «Развитие профессионального образования» государственной программы «Развитие образования в Курской области», где обозначены ведущие направления формирования региональной модели подготовки квалифицированных кадров, среди которых:

- создание инновационной инфраструктуры профессионального образования;

- проектирование комплексно-целевого обеспечения и реализации инновационных программ развития ПОО;

- модернизация ресурсного обеспечения техникумов и колледжей;

- повышение качества научно-методического обеспечения процессов модернизации образования;

- формирование кадрового потенциала образовательных организаций;

- усиление межведомственного взаимодействия образования, исполнительной власти, бизнес структур;

- создание системы независимой оценки качества образования и др.

Продолжается формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности экономики региона и позволяющей осуществлять подготовку по профессиям и специальностям, включенным в список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (ТОР-50), утвержденный приказом Минтруда России от 2.11.2015 г. № 831; выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу компаний-инвесторов в рамках Концепции непрерывного профессионального образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года.

Мощным стимулом интенсификации инновационных процессов стало участие профессиональных образовательных организаций в конкурсном отборе программ по направлению «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации». В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы регион получил субсидии из федерального бюджета на сумму около 40 млн рублей.

Деятельность по повышению качества научно-методического обеспечения процессов модернизации образования координирует научно-методический совет по развитию профессионального образования, который является постоянно действующим рабочим органом при комитете образования и науки Курской области. В его состав входят представители отраслевых комитетов администрации Курской области, ведущих работодателей, организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.

Для обеспечения механизмов гибкого планирования подготовки кадров в Курском институте развития образования создана лаборатория прогнозирования кадровых потребностей в регионе, проводится статистическое обследование работодателей для составления прогноза кадровой потребности на средне- и долгосрочный периоды. Материалы аналитического отчета по результатам прогнозирования используются в профориентационной работе и являются обоснованием заказа на подготовку кадров за счет средств областного бюджета на новый учебный год.

Практико-ориентированный подход

Важным условием повышения эффективности подготовки кадров выступает усиление практико-ориентированной направленности образовательного процесса, в том числе путем применения элементов дуального обучения. Для расширения возможности обучения студентов на конкретном рабочем месте (в том числе в структурных подразделениях предприятий) семь профессиональных образовательных организаций из двадцати восьми создали структурные подразделения (полигоны, учебно-тренировочные участки) на предприятиях стратегических партнеров или заключили договоры для размещения предприятиями оборудования на своих площадях.

За счет реализации комплекса мер осуществляется последовательное внедрение дуальной модели обучения. Так, Курский государственный политехнический колледж включен в перечень федеральных инновационных площадок по направлению «Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс» на 2014-2016 годы. Элементы дуальной системы обучения внедряются и в Железногор-ском политехническом колледже на условиях сотрудничества с компаниями «Михайловский ГОК» и «Энерготекс».

В регионе созданы ресурсные центры коллективного пользования, однако уровень их эффективности пока невысок. Поэтому особое внимание уделяется развитию сетевых форм взаимодействия: разработан региональный порядок реализации образовательных программ среднего профессионального образования в сетевом формате, составлен перечень таких программ, реализуемых в техникумах и колледжах Курской области.

Многофункциональныге центры

Новой значимой единицей инфраструктуры стали многофункциональные центры прикладных квалификаций (далее МФЦПК), созданные на базе Курского государственного политехнического колледжа, Железногорского политехнического колледжа, Курского монтажного техникума. В ближайшие годы МФЦПК будут организованы на базе ресурсных центров машиностроительного, строительного, сельскохо-

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

зяйственного, сервисно-предпринимательского направлений, что позволит решить три взаимосвязанные задачи:

- обеспечить охват всех

возрастных групп населения В профессиональных 0бра30Ватель-короткими, адресными, ин- ных организациях региона реа-тенсивными программами лизуется 37 программ подготовки профессионального обуче- квалифицированных рабочих, слу-

ния; жащих и 81 программа подготовки

- повысить эффектив- специалистов среднего звена

ность использования имеющихся ресурсов;

- расширить полномочия работодателей в управлении профессиональной подготовкой кадров и признании квалификаций.

Государственно-частное партнерство

Перспективным направлением повышения качества подготовки квалифицированных кадров является развитие механизмов государственно-частного партнерства, формирование многоканальной системы финансирования профессиональных образовательных организаций, что способствует дальнейшему укреплению материально-технической базы. В ближайшие годы МФЦПК будут Следует отметить сотрудни- организованы на базе ресурсных чество Курского монтажного центров машиностроительного,

техникума с Ассоциацией строительного, сельскохозяйствен-строителей «Нострой», бла- ного, сервисно-предприниматель-

годаря которому с сетями ского направлений

2014 года техникум стал базовым ресурсным центром данной организации по подготовке рабочих строительных профессий в регионе. На учебно-производственной базе техникума, оснащенной современным технологическим оборудованием, состоялся Национальный конкурс профессионального мастерства «Строймастер — 2015», проводимый Ассоциацией [2].

Повышение педагогической квалификации

Введение ФГОС СПО четвертого поколения, расширение категорий обучающихся граждан (в возрасте от 25 до 65 лет) требуют непрерывного развития педагогической квалификации. В связи с этим одним из ведущих направлений создания региональной модели подготовки квалифицированных кадров является повышение кадрового потенциала образовательных организаций. Формируемая региональная модель предполагает развитие методической сети в системе СПО, создание региональных научно-методических объединений педагогов профильной направленности, инновационных площадок на базе ведущих техникумов и колледжей. Курский институт развития образования предпринимает меры по повышению кадрового потенциала педагогических и руководящих работников системы профессионального образования области, разнообразит формы повышения педагогического мастерства,

реализует программы повышения квалификации с учетом модульно-накопительного принципа. Однако этих усилий недостаточно, требуется создание сети производственных кафедр на базе промышленных предприятий региона. В 2015 году образовательные организации смогли привлечь в качестве мастеров производственного обучения представителей более чем 20 предприятий реального сектора экономики.

Чтобы изменить ситуацию в кадровом обеспечении системы профессионального образования, в регионе ликвидировано отставание уровня заработной платы педагогических работников от средней заработной платы в экономике, повышается престижность педагогической деятельности путем диссе-минации передового опыта работы. Активно развивается конкурсное движение, что способствует повышению профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения, о чем свидетельствуют результаты не только областных, но и всероссийских конкурсов. Так, победитель областного конкурса «Преподаватель года — 2014» С. С. Котов (Курский техникум связи) занял 2-е место во Всероссийском конкурсе «Лучший молодой преподаватель — 2015» по разработке и внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий.

Актуальной задачей для системы СПО является вступление региона в число ассоциированных членов Союза WorldSkills Russia.

Разработана и утверждена дорожная карта по реализации движения WorldSkills Russia на территории Курской области до 2020 года, созданы специальные центры компетенций, на базе которых в апреле 2016 года планируется организовать региональные соревнования по пяти компетенциям; по их итогам будут определены участники национального чемпионата.

Независимая оценка качества

Ключевое направление в формируемой модели подготовки квалифицированных кадров связано с изменениями инфраструктуры профессионального образования.

Наиболее актуальной является задача создания условий для осуществления независимой оценки качества профессионального образования, оценки и признания квалификаций, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Первые положительные практики сертификации квалификаций в рамках взаимодействия с Национальным агентством качества сварки в регионе имеются. Двадцать пять мастеров производственного обучения по профессии сварщик (67% от общего состава) уже сертифицированы; в декабре

Для изменения ситуации в кадровом обеспечении сПо в регионе ликвидировано отставание уровня заработной платы педагогических работников от средней заработной платы в экономике

Особую позицию в инфраструктуре профессионального образования должны занять центры оценки квалификации

2015 года впервые процедуру оценки и признания квалификаций прошли 11 выпускников. С привлечением Торгово-промышленной палаты Курской области проведена профессионально-общественная аккредитация образовательных программ 19.01.17 Повар-кондитер и 19.02.10. Технология продукции общественного питания, реализуемых в Курском государственном техникуме технологий и сервиса. Однако эти результаты нельзя назвать значительными, поскольку, с учетом целевых индикаторов и показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, уже в 2016 году необходимо обеспечить долю специальностей СПО, по которым выпускники проходят сертификацию квалификаций, в общем количестве специальностей СПО на уровне 10%.

Особую позицию в инфраструктуре профессионального образования должны занять центры оценки квалификации, которые будут самостоятельным и достаточно конкурентоспособным элементом системы. Поэтому развитию механизмов независимой оценки качества знаний в регионе уделяется пристальное внимание.

***

Решение перечисленных задач невозможно без тесного контакта СПО и сферы бизнеса. Необходимо усилить взаимодействие организаций СПО с рынком труда по вопросам разработки и апробации новых форм итоговой аттестации выпускников на принципах открытости и независимости с активным участием стратегических партнеров профессиональных образовательных организаций, что позволит существенно повысить качество подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для различных отраслей экономики региона.

Литература

1. Некрасова Л.В., Подчалимов М.М., Травкина Н.Н., Шахова С.С., Долженков А. Ю. Аналитический отчет о результатах прогнозирования потребности Курской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу. — Курск: Изд-во «Учитель», 2015. — С. 138-148.

2. Подчалимов М. М. Обеспечение условий для продуктивной профессионально-трудовой самореализации будущих специалистов в образовательной среде ССУЗа // Социально-нравственное становление личности в образовательной среде: Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. А. В. Репринцева, О. А. Воробьевой: в 2 т. Т. 2. — Курск: ООО «Мечта», 2015. — С. 373-378.

3. Травкина Н.Н., Леонтьева Т. И. Реализация программы развития системы непрерывного профессионального образования в регионе: Проблемы, опыт // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». — 2008. — № 6. — С 52-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.