Научная статья на тему 'Реализация механизмов практико-ориентированной модели обучения в ПОО Челябинской области'

Реализация механизмов практико-ориентированной модели обучения в ПОО Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация механизмов практико-ориентированной модели обучения в ПОО Челябинской области»

Дискуссионный клуб

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В ПОО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Уважаемые читатели! В дискуссионном клубе этого номера журнала мы продолжаем обсуждать модели практико-ориентированного обучения, реализуемые в образовательной практике опорных профессиональных образовательных организаций —апробаторах1 внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Челябинской области.

Опыт ГБПОУ «Озерский технический колледж» (директор Е. А. Валеева)

— Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Озерский технический колледж» уже более 60 лет осуществляет подготовку специалистов по востребованным в городе и регионе профессиям и специальностям.

Озерский технический колледж является одной из опорных профессиональных образовательных организаций Челябинской области. Ключевым стейкхолдером учебного заведения является градообразующее предприятие ФГУП «ПО "Маяк"», с которым у колледжа сложились стабильные партнерские отношения по вопросу подготовки высококвалифицированных кадров для атомной отрасли. Один из ведущих заводов ФГУП «ПО "Маяк"» является шефом колледжа.

Несмотря на сложные социально-экономические условия, связь между производственным объединением и колледжем не была утеряна. За время совместной работы были определены оптимальные механизмы и технологии реализации практико-ориентированного обучения будущих специалистов:

- определение оптимальных объемов, содержания и структуры подготовки выпускников с учетом отраслевых стандартов Росатома и современных требований высокотехнологичного производства;

1 В представленных материалах сохранена авторская терминология.

- усиление практико-ориентированности процесса подготовки кадров для предприятия;

- соответствие учебно-материальной и технологической базы колледжа современному уровню высокотехнологичных предприятий отрасли;

- обеспечение высокого уровня квалификации профессионально-педагогических кадров колледжа для решения инновационных отраслевых задач развития производства;

- программно-методическая обеспеченность образовательного учреждения в соответствии с задачами подготовки конкурентоспособного специалиста, максимально адаптированного к потребностям предприятия и отрасли;

- функционирование системы независимой оценки (сертификации) качества подготовки специалистов.

В связи с введением регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста проблема реализации дуального (практи-ко-ориентированного) обучения обретает должную нормативную основу.

В представленной нами действующей модели дуального обучения определены ключевые аспекты взаимодействия по подготовке специалистов между ГБПОУ «Озерский технический колледж» и ФГУП «ПО "Маяк"» (рис. 1).

Нормативная база взаимодействия определена договором по подготовке специалистов и квалифицированных рабочих между предприятием и колледжем, положением о дуальном

ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, РЕАЛИЗУЕМАЯ ГБПОУ «ОЗЕРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» И ФГУП «ПО "МАЯК"»

00 ш

ФГУП «ПО "МАЯК"»

=>

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 1. Договор о сотрудничестве 2. Положение о дуальном обучении 3. Положение об организации производственной практики 4. Положение о наставничестве на рабочих местах

ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТИ В КАДРАХ 1. Заявка от предприятия на подготовку кадров

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ на основе кадровой потребности предприятия (в т. ч. ранняя)

ОБНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 1. Рассмотрение, рецензирование и согласование профессиональных образовательных программ 2. Организация временных рабочих групп по обсуждению и корректировке образовательных программ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1. Получение обратной связи от предприятия о дополнительных квалификациях выпускников 2. Обучение на базе МФЦПК колледжа

ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1. Положение об организации производственной практики

2. Приказы о направлении на производственную практику

на предприятие

3. Приказы предприятия о закреплении наставников за

каждым практикантом

4. Обратная связь о ходе производственной практики _5. Отчеты о производственной практике_

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА 1. Демонстрационный экзамен (пилотный проект по компетенциям: «Лабораторный химический анализ», «Сварочное производство», «Электромонтаж») 2. Независимые эксперты в составе экспертной комиссии (в т. ч. с предприятия) 3. Участие представителей предприятия в составе комиссий по промежуточной и итоговой аттестации

Г

ГБПОУ «ОЗЕРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рис. 1. Схема взаимодействия по подготовке специалистов между ГБПОУ «Озерский технический колледж» и ФГУП «ПО "Маяк "»

обучении в колледже, положением об организации производственной практики, положением о наставничестве на рабочих местах.

Кадровое прогнозирование и планирование является одним из главных элементов кадровой политики предприятия. В связи с этим базовая потребность в кадрах определена предприятием-работодателем на основе мониторинга и представлена в форме заявки на обучение востребованных специалистов.

Выявленная кадровая потребность, анализ проблем, возникающих при профессиональном самоопределении выпускников школ, позволили нам пересмотреть применяемые технологии профориентационной работы. Она нацелена не только на то, что помочь абитуриенту выбрать конкретную профессию и специальность, но в первую очередь на определение у него мотивации и способностей к каким-либо видам деятельности, а также некой совокупности универсальных качеств, позволяющих сделать осознанный самостоятельный выбор. Необходимо отметить, что профориентационная деятельность понимается нами как целостная система работы, включающая раннюю профориентацию с использованием инновационных педагогических технологий (мастер-классы, профессиональные пробы, тренинги, семейный клуб и др.).

Проблема адаптации содержания, структуры и объемов подготовки выпускников к отраслевым стандартам и современным требованиям высокотехнологичного производства решается путем обновления профессиональных образовательных программ и учебных планов. Основные профессиональные образовательные программы, рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей, учебных и производственных практик рассматриваются, рецензируются и согласовываются с представителями работодателя (ФГУП «ПО "Маяк"»). При необходимости обсуждения и корректировки содержания образовательных программ в связи с внедрением в производственный процесс новых отраслевых стандартов и технологий создаются временные творческие группы из числа ведущих преподавателей и специалистов производства.

Дополнительное профессиональное образование, реализуемое в колледже на базе многофункционального центра прикладных квалификаций, ориентировано на получение выпускниками и сотрудниками предприятия дополнительных профессиональных компетенций, востребованных на производстве. Такой подход

позволяет работодателю получить специалиста необходимой квалификации, готового приступить к работе после получения диплома, без дополнительных вложений на его переобучение.

Производственная практика студентов организуется на предприятии и регламентируется следующими нормативными документами: положение об организации производственной практики, приказы о направлении на производственную практику на предприятие, приказы о назначении наставников для каждого практиканта, отчеты о производственной практике. В сложившейся системе «колледж — предприятие» особое внимание отведено системе наставничества. За каждым студентом закреплен наставник из числа наиболее квалифицированных специалистов для обучения практическим знаниям и приемам работы по каждому направлению программы дуального обучения.

Особые требования к квалификации наставников на предприятии и преподавателей специальных дисциплин обозначил профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», вступивший в силу с 01.01.2017 г. С целью обеспечения соответствия требованиям настоящего стандарта разрабатываются планы профессионально-педагогической подготовки наставников от предприятия на базе многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа и прохождения стажировок на предприятии преподавателями колледжа.

Независимая оценка качества подготовки выпускников обеспечена участием представителей предприятия-работодателя в составе комиссии по промежуточной и итоговой аттестации, привлечением к рецензированию выпускных квалификационных работ.

Одной из перспективных форм независимой оценки качества образования является демонстрационный экзамен по стандартам Ворлд-скиллс Россия, проводившийся в 2017 г. в рамках пилотной апробации. Озерский технический колледж был представлен в трех компетенциях: «Сварочное производство», «Электромонтаж», «Лабораторный химический анализ». Оценка подготовки выпускников проводилась независимыми экспертами в составе экзаменационной комиссии и представителями работодателя. Кроме того, в ходе демонстрационного экзамена была организована онлайн-трансляция.

Согласно рейтингам, размещенным на официальном интернет-ресурсе движения Ворлдскиллс, выпускники колледжа продемонстрировали дос-

тойные результаты: первое место из 659 в компетенции «Сварочные технологии», пятое и шестое из 631 в компетенции «Электромонтаж».

Кроме того, в колледже сложилась традиция участия сотрудников ФГУП «ПО "Маяк"» и других партнеров в совместной организации праздников рабочих профессий, конкурсов профессионального мастерства, подготовки и участия наших студентов в отраслевых чемпионатах Л1ош8к1Ш, где студенты наравне с лучшими специалистами отрасли демонстрируют высокий уровень владения профессиональными компетенциями.

Системная модель дуального обучения, реализуемая ГБПОУ «Озерский технический колледж», представлена на рисунке 2. В данной модели единством целей дуальной подготовки объединены ключевые субъекты: органы исполнительной власти, объединение работодателей, предприятия, образовательные учреждения среднего профессионального образования. Системное взаимодействие между социальными партнерами реализуется на всех этапах подготовки специалистов: от прогноза потребности в кадрах до независимой оценки качества подготовки.

СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

область

ОРГАНЫ район

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ город

ВЛАСТИ поселок

и др.

область

ОБЪЕДИНЕНИЕ район

РАБОТОДАТЕЛЕЙ город

поселок

и др.

ПРЕДПРИЯТИЯ, БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО

Прогноз потребности в кадрах (мониторинг) Профессиональная ориентация (в т. ч. ранняя) Обновление образовательной программы Организация производственной практики на предприятии Независимая оценка качества подготовки (демонстрационный экзамен)

Образовательные учреждения среднего профессионального образования

Рис. 2. Системная модель дуального обучения, реализуемая ГБПОУ «Озерский технический колледж»

Опыт ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» (директор И. И. Тубер)

— Дуальная система обучения как технология является, прежде всего, результатом взаимодействия образовательного учреждения с работодателем. Южно-Уральский государственный технический колледж на протяжении долгих лет поддерживает и развивает партнерские отношения с предприятиями строительной отрасли, в частности с саморегулируемой организацией «Союз строительных компаний Урала и Сибири» (далее — СРО ССК УрСиб).

Это партнерство представляет собой альянс между профессиональной образовательной организацией (колледжем) и объединением строительных компаний (СРО ССК УрСиб) в целях эффективного решения вопроса кадрового обеспечения предприятий строительной отрасли.

Взаимодействие ЮУрГТК с СРО ССК УрСиб строится в рамках следующих основных направлений:

- формирование заказа на подготовку кадров;

- разработка образовательных программ, отвечающих потребностям рынка труда региона;

- предоставление мест для прохождения практики и содействие в трудоустройстве;

- развитие кадрового, материально-технического обеспечения образовательных программ;

- оценка качества подготовки выпускников.

С учетом потребностей региона в квалифицированных кадрах расширяется перечень реализуемых колледжем образовательных программ. Так, с учетом рекомендаций СРО ССК УрСиб колледжем организована подготовка по специальностям строительного профиля «водоснабжение и водоотведение», «архитектура», «сварочное производство». В ближайшее время планируется организовать подготовку еще по двум специальностям укрупненной группы специальностей 08.00.00 «Техника и технологии строительства»: 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» и 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». Кроме того, с учетом потребностей строительных компаний региона постоянно обновляется перечень реализуемых программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ. Таким образом решается практическая задача обеспечения группы строительных компаний (предприятий) кадрами квалифицированных рабочих, мастеров, прорабов и других работников строительной отрасли.

Все реализуемые колледжем программы разрабатываются на основе профессиональных стандартов, с учетом потребностей и особенностей технологий строительства конкретных строительных компаний, проходят обязательное согласование с работодателем — заказчиком образовательных услуг. Вариативная часть основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых колледжем, формируется в соответствии с особенностями технологий строительства, применяемых в регионе, и рекомендациями СРО ССК УрСиб. Содержание программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ также построено с учетом требований конкретных заказчиков — строительных компаний региона.

Качество реализуемых в рамках дуальной модели программ подтверждается спросом на образовательные услуги. Ежегодно на обучение по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей 08.00.00 «Техника и технологии строительства» приходят порядка

300 учащихся. По каждой специальности предусмотрена очная и заочная формы обучения. Спрос на строительные специальности велик: в среднем конкурс составляет 2,5 человека на место. Аналогичная ситуация складывается с обучением по «коротким» программам: только в 2016 г. на базе многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа прошли повышение квалификации по профессиям строительного профиля 320 рабочих, повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам («Охрана труда при работе на высоте», «Безопасность строительства (ИТР)», «Геодезические работы на строительной площадке», «Безопасное ведение строительных работ») — 115 инженерно-технических работников строительных предприятий.

В свою очередь, СРО ССК УрСиб ежегодно проводит на базе колледжа обучающие семинары по новым строительным материалам, технологиям строительного производства, новому геодезическому и строительном оборудованию. Наряду с работниками строительных предприятий и компаний в семинарах принимают участие преподаватели и студенты колледжа.

Особая роль во взаимодействии ЮУрГТК и СРО ССК УрСиб отводится организации на базе предприятий строительной отрасли производственной практики студентов колледжа. В рамках образовательных программ студенты проходят практику в условиях реального строительного производства — в строительных компаниях и предприятиях Урала и Сибири, что обеспечивает возможность приобретения ими опыта практической работы по различным видам профессиональной деятельности, определенными федеральными государственными образовательными стандартами и профессиональными стандартами. Кроме того, предприятия строительной отрасли региона широко используют потенциал студентов колледжа: в рамках производственной практики, а также в каникулярный период организуют работу студентов в трудовых отрядах на стройках в различных субъектах Российской Федерации. Так, студенты колледжа имели возможность принять участие в строительстве олимпиадных объектов, жилых и промышленных зданий в г. Норильске, в различных поселках ХМАО и ЯНАО, Тюменской области. Колледж имеет большое число благодарностей за качество подготовки молодых специалистов от предприятий и строительных компаний различных регионов страны. По итогам практики выпускники колледжа получают приглашение на работу. География их трудоустройства

достаточно широка: от Краснодарского края до крайнего Севера.

Преподаватели ЮУрГТК не реже одного раза в три года проходят стажировки на ре-

ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж»

альных рабочих местах предприятий строительной отрасли под руководством ведущих специалистов. Ежегодно преподаватели и мастера производственного обучения участвуют

Лицензирование и организация подготовки по новым специальностям

Договор о

сотрудничестве

СОЮЗ СТРОИТЕЛЬНЫХ

КОМПАНИЙ

Урала и Сибири

Саморегулируемая организация «Союз строительных компаний Урала и Сибири»

Участие в формировании государственного заказа

Проектирование образовательных программ с учетом требований и технологий работодателей

Организация теоретической подготовки и учебной практики студентов

Повышение квалификации педагогического персонала

Участие в чемпионатах Ворлдскиллс, олимпиадах и конкурсах профмастерства

Мотивация студентов на прохождение сертификационных испытаний

Подготовка к ПОА

Договор о производственной практике

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Договор о НОК

Участие в определении содержания вариативной части образовательных программ

Согласование образовательных программ (рабочих программ ПМ, ФОС, программ ГИА)

Предоставление рабочих мест для проведения производственной практики

Стажировка преподавателей и мастеров п/о, семинары по новым технологиям

Участие в промежуточной и государственной итоговой аттестации, курсовом и дипломном проектировании

Независимая оценка квалификаций выпускников. ПОА образовательных программ

Рис. 3. Модель дуального обучения в ЮУрГТК 89

в отраслевых конкурсах; колледж дважды становился площадкой проведения отраслевого конкурса «Лучший по профессии» среди работников предприятий и организаций строительной отрасли.

Представители строительных компаний региона участвуют в оценке качества подготовки выпускников. Кроме традиционного для большинства образовательных организаций участия в проведении экзаменов (квалификационных) и государственной итоговой аттестации, для выпускников колледжа по специальностям УГС 08.00.00 «Техника и технологии строительства» СРО ССК УрСиб ежегодно проводит независимую оценку квалификаций в рамках профессионального стандарта «Организатор строительного производства». Студенты, успешно прошедшие квалификационные испытания, получают квалификационный аттестат СРО ССК УрСиб, который значительно повышает их шансы на успешное трудоустройство по полученной специальности.

Работодатели участвуют в оценке, рецензировании и (или) разработке курсовых и дипломных проектов, в организации и проведении различных конкурсов и олимпиад профессионального мастерства, оказывают поддержку талантливым студентам и их наставникам. Ежегодно студенты, добившиеся высоких результатов в освоении профессии, получают стипендии от предприятий строительной отрасли.

Таким образом, реализуемая модель дуального обучения, соединяя теоретическую подготовку в колледже с практической на предприятии, меняет качество образования, приближая его к запросам производства, повышает мотивацию студентов к освоению профессиональных компетенций, позволяет сделать выпускника не только более мобильным в профессиональном направлении, но и более конкурентоспособным на региональном рынке труда.

Опыт ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум» (директор А. Н. Андрющенко)

— Приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2016 № 01/3036, от 30.11.2016 № 01/3713 Челябинский механико-технологический техникум вошел в перечень опорных и ведущих образовательных организаций по направлению «Промышленные и инженерные технологии» (специализация «Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов»).

В связи с этим администрацией техникума и АО «КОНАР» было принято решение о разработке и апробации с 2017/18 уч. г. модели практико-ориентированного обучения по профессии ТОП-50 15.01.32 «Оператор станков с программным управлением» и разработана программа «Дуальное обучение как механизм взаимодействия с предприятиями-партнерами по подготовке рабочих, адаптированных к условиям современного производства машиностроительного профиля», рассчитанная на 2017-2020 гг.

Основная идея программы — это консолидация усилий и ресурсов ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум» (далее — ГБПОУ «ЧМТТ») и АО «КОНАР» для развития системы подготовки высококвалифицированных рабочих по профессии 15.01.32. «Оператор станков с программным управлением».

Задачи программы:

1) установление качественно новых партнерских отношений между ГБПОУ «ЧМТТ» и АО «КОНАР» на основе взаимной заинтересованности в сотрудничестве и ответственности за результаты подготовки рабочих по профессии 15.01.32 «Оператор станков с программным управлением»;

2) разработка локальных актов и методик внедрения в учебный процесс элементов дуального обучения;

3) внедрение модели обучения студентов машиностроительного профиля на рабочем месте путем создания учебного полигона на предприятии;

4) создание совместного структурного подразделения «Экзаменационный центр» с целью оценки квалификаций на базе АО «КОНАР»;

5) приведение в соответствие структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом требований работодателей, профессиональных стандартов;

6) оснащение материально-технической базы профессий машиностроительного профиля высокотехнологичным оборудованием;

7) создание механизмов независимой оценки квалификаций и качества подготовки выпускников;

8) создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации студентов;

9) привлечение бизнеса к финансированию подготовки рабочих кадров, специалистов среднего звена;

10) обеспечение достаточного уровня квалификации педагогов путем непрерывного образования;

11) проведение мониторинга, анализа и коррекции текущих и итоговых результатов обучения.

На аналитико-проектировочном этапе (октябрь — декабрь 2017 г.) нами было осуществлено следующее:

- определены механизмы взаимодействия участников программы;

- спрогнозированы потребности предприятия в рабочих данной квалификации;

- разработан договор о сотрудничестве предприятия и образовательной организации;

- разработан договор о создании на базе предприятия учебного полигона;

- разработано положение о создании экзаменационного центра на базе АО «КОНАР»;

- согласован учебный план по профессии 15.01.32 «Оператор станков с программным управлением» на 2017-2020 гг.;

- назначены ответственные лица со стороны техникума и предприятия, координирующие вопросы обучения;

- определены наставники со стороны предприятия.

На исполнительском этапе (2018-2020 гг.) запланированы мероприятия по апробации модели обучения с элементами дуального образования:

- корректировка программ;

- привлечение ведущих специалистов к преподаванию профильных дисциплин;

- утверждение учебно-методических и кон -трольно-измерительных материалов;

- реализация системы непрерывного образования педагогических работников на базе АО «КОНАР»;

- реализация плана проведения практик на базе учебного полигона;

- проведение совместных конкурсов профессионального мастерства (корпоративных конкурсов);

- проведение мониторингов промежуточных результатов.

На обобщающем этапе (2019-2020 гг.) планируется провести мониторинг полученных результатов, изучить удовлетворенность участников проекта.

Рис. 4. Модель дуальной системы образования в ГБПОУ « ЧМТТ»

Схематически модель дуальной системы образования в ГБПОУ «ЧМТТ» представлена на рисунке 4.

Функции АО «КОНАР» в проекте:

- создание учебного полигона;

- предоставление рабочих мест для студентов техникума с последующим трудоустройством;

- закрепление за студентами мастеров-наставников;

- привлечение студентов к проектной деятельности;

- привлечение студентов и молодых педагогов к участию в научно-практических конференциях отрасли;

- социальная защита студентов;

- участие в построении профессиональной траектории будущих специалистов;

- участие специалистов предприятия в организации учебного процесса;

- участие ведущих специалистов предприятия в работе комиссий по присвоению рабочих квалификаций и государственных экзаменационных комиссий;

- создание экзаменационного центра с целью оценки квалификаций в машиностроении на базе АО «КОНАР»;

- участие ведущих специалистов предприятия в определении профессиональных компетенций по профессиональным модулям;

- согласование учебных планов, рабочих программ, КОСов по ПМ, МДК, УД профессии;

- участие в независимой оценке результатов подготовки;

- стажировка преподавательского состава;

- совершенствование материально-технической базы профессиональной образовательной организации.

Мы полагаем, что путем реализации системы обучения, основанной на принципах сочетания теоретического обучения в техникуме с непрерывной практикой на базовом предприятии, удастся достичь взаимовыгодного социального партнерства, которое позволит студентам получить и применить практические навыки в конкретном виде деятельности на стадии обучения в техникуме. Кроме того, базовое предприятие получит целевой адаптированный кадровый потенциал.

Ожидаемые результаты реализации данного проекта:

- повышение качества профессионального образования/обучения;

- увеличение численности выпускников очной формы обучения, трудоустроившихся в те-

чение одного года по окончании техникума по полученной профессии на АО «КОНАР»;

- повышение привлекательности профессионального образования;

- повышение квалификации педагогических работников путем стажировки на предприятии;

- увеличение доли студентов, а также иного трудоспособного населения, обученных по программам краткосрочной подготовки и дополнительного профессионального образования, в общем контингенте обучающихся.

Опыт ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум» (директор В. В. Литке)

- Основным партнером ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум» (далее — ГБПОУ «ЧРТ») в дуальной системе подготовки кадров по специальности «техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)» является АО «ЧРЗ "Полет"».

Активное сотрудничество ГБПОУ «ЧРТ» и АО «ЧРЗ "Полет"» было возрождено в 2013 г. На протяжении последних четырех лет был подписан ряд соглашений, регламентирующих нормативно-правовые отношения между техникумом и предприятием:

1) в 2013 г. подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между администрацией Челябинской области, ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧРТ»2 и ОАО «ЧРЗ "Полет"» (сроком до 31.12.2015);

2) в 2014 г. подписано бессрочное соглашение о сотрудничестве между ОАО «ЧРЗ "Полет"» и ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧРТ»;

3) в 2016 г. подписано соглашение о сотрудничестве в рамках развития движения ^ОгШ8кШ8 и ТишогёЫШ между АО «ЧРЗ "Полет"», ГБПОУ «ЧРТ» и МАОУ «Лицей № 97» (сроком до 30.12.2021).

В рамках этих соглашений проводятся следующие мероприятия.

1. Учебные планы по специальности «техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)» составляются с учетом предложений работодателей. В результате студенты получают знания, связанные с их будущей работой на производстве. Как итог — квалификация будущих специалистов соответствует действующим на производстве профстандартам.

2. В период с 01.09.2013 по настоящее время 137 студентов ЧРТ прошли производственную и преддипломную практику в следующих

2 В настоящее время ГБПОУ «ЧРТ».

подразделениях АО ЧРЗ «"Полет"»: цеха № 17, 25, 71, СКП № 2, МСП, ЦИТ, ОКБ.

3. Регулярно на базе АО «ЧРЗ "Полет"» проходят стажировку преподаватели спецдисциплин ГБПОУ «ЧРТ», в рамках которой осуществляется ознакомление с технологическими процессами современного производства.

4. Ежегодно для студентов техникума проводятся ознакомительные экскурсии по предприятию. За период с 01.09.2013 по настоящее время в экскурсиях на ЧРЗ «Полет» приняли участие 146 студентов и преподавателей техникума.

5. На летний период (время каникул) со студентами ЧРТ заключаются срочные трудовые договоры.

6. Предприятие предоставляет студентам возможность трудоустройства в свободное от учебы время (неполный рабочий день).

7. Ведущие специалисты АО «ЧРЗ "Полет"» принимают участие в образовательном процессе в качестве преподавателей спецдисциплин и профессиональных модулей специальности «техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)».

8. Преподавателями техникума совместно со специалистами АО «ЧРЗ "Полет"» были про-

ведены консультации по подготовке студентов ГБПОУ «ЧРТ» к сдаче демонстрационного экзамена по компетенции «электроника».

9. Высококвалифицированные специалисты предприятия приглашаются в качестве руководителей дипломных проектов студентов по специальности «техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)».

10. Представители администрации АО «ЧРЗ "Полет"» на протяжении многих лет являются председателями государственной аттестационной комиссии техникума по специальности «техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)».

11. АО «ЧРЗ "Полет"» оказывает техникуму помощь в обеспечении транспортом для организации приемной кампании, участия в образовательных выставках и прочих мероприятиях.

На сегодняшний день на предприятии работают 146 выпускников ЧРТ, что составляет 9 % от общей численности работников предприятия; из них 15 человек занимают руководящие должности (7 % от количества руководителей), 24 — инженерные (8 % от общей численности инженерного состава АО «ЧРЗ "Полет"»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.