Научная статья на тему 'Теоретические аспекты внедрения практико-ориентированного (дуального) обучения в образовательный процесс колледжа'

Теоретические аспекты внедрения практико-ориентированного (дуального) обучения в образовательный процесс колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ (ДУАЛЬНОЕ) ОБУЧЕНИЕ / PRACTICE-ORIENTED (DUAL) LEARNING / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зязева О. Д.

В статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения практико-ориентированного обучения в образовательный процесс колледжа. Раскрываются некоторые аспекты дуального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зязева О. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF PRACTICE-ORIENTED (DUAL) LEARNING INTRODUCTION INTO THE COLLEGE EDUCATIONAL PROCESS

The article explores the topical questions of practice-oriented learning introduction into the educational process of the college. Some aspects of the dual education are seen.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты внедрения практико-ориентированного (дуального) обучения в образовательный процесс колледжа»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

УДК 377 О. Д. Зязева, руководитель производственной

практики Копейского политехнического колледжа (КПК) им. С. В. Хохрякова, Челябинская обл., г. Копейск, e-mail: kpk@kpk74.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО (ДУАЛЬНОГО) ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КОЛЛЕДЖА

В статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения практико-ориентированного обучения в образовательный процесс колледжа. Раскрываются некоторые аспекты дуального образования.

Ключевые слова: практико-ориентированное (дуальное) обучение, дуальное образование.

Подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики — это не чья-то корпоративная, частная задача, это общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда, а это, как вы знаете... одна из ключевых задач развития. Президент РФ В. В. Путин Кадровая политика является одним из приоритетов государственного управления. Уровень профессиональной подготовки кадров определяет эффективность программ структурной перестройки экономики, расширения производства товаров и услуг, обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

В условиях амбициозной государственной политики по развитию российской промышленности дефицит квалифицированных рабочих

кадров оказался одной из ключевых трудностей, мешающей современной российской промышленности динамично развиваться, а территориям страны — планомерно повышать свою инвестиционную привлекательность.

Россия уязвима на мировых рынках. Одним из факторов этого является дефицит высококвалифицированных рабочих. По данным Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации, в настоящее время от 60 % до 80 % вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. При этом средний возраст российского рабочего — 51-54 года, а кроме того:

- производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира;

- несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке;

- инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации.

Таким образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров, а существующая система профессионального образования рабочих специальностей с проблемой не справляется. Решить ее надеются с помощью дуального образования — новой модели, в которой сочетаются теоретическая подготовка и практические занятия в мастерской и на рабочем месте.

Сложившийся в нашей стране рынок труда диктует необходимость пересмотра традиционных подходов в системе профессионального образования. Переориентация на рыночные отношения потребовала серьезных изменений в системе профессионального образования. При приеме на работу работодателей интересует не столько формат теоретических знаний выпускников образовательных организаций, сколько их готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

Сегодня не все образовательные организации готовы в полной мере переориентироваться на новые цели подготовки специалистов. Действующие федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают образовательные организации на практико-ориентированную подготовку выпускников — показатель практи-коориентированности должен составлять 5065 % для образовательных организаций СПО базовой подготовки и 50-60 % — для образовательных организаций углубленной подготов-

ки. Основным принципом формирования образовательной программы является максимально возможный учет потребностей и требований к квалификации и компетентности работника со стороны работодателя, но без ущерба для общетехнической и общетеоретической подготовки.

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, когда выпускники колледжей и техникумов трудоустраиваются. Каждый работодатель решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации, в результате через пару лет получая готового к работе специалиста.

В нескольких российских регионах запущен проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Это такая система подготовки специалистов, когда теоретические знания студенты колледжей приобретают в аудиториях, а практические — непосредственно на производственных предприятиях, на будущем рабочем месте. Субъекты РФ, которые запустили проект по внедрению элементов дуального образования, были отобраны по конкурсу Агентством стратегических инициатив (АСИ) [1, с. 11-12].

Дуальная система профессионального образования получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, комбинирующая теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на предприятии.

• совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.

Рис. 1. Аспекты дуального образования

С-N

• совмещение теоретической и практической подготовки в современном профессиональном образовании, при котором практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте — на предприятии, а теоретическая часть — на базе образовательной организации;

ч_/

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

- дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения — разрыв между теорией и практикой;

- в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;

- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, так как качество знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

- заинтересованность руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;

- образовательная организация, работающая в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения.

Дуальная модель обучения (образования) становится привлекательной благодаря следующим факторам [1, с. 11-12].

1. Учебные планы составляются с учетом предложений работодателей. То есть студенты в учебных аудиториях изучают прежде всего то, что им непосредственно понадобится на производстве, на основании чего полученная ими в ходе обучения в учебном заведении квалификация будет соответствовать действующим на производстве профессиональным стандартам. Работодатели на основе своей потребности в специалистах, обладающих не только определенной профессиональной подготовкой, но и определенными социальными и психологическими качествами, формируют конкретный заказ образовательным организациям. Таким образом, преодолевается разрыв между теорией и практикой, и на предприятие поступает специалист, фактически готовый к выполнению своих трудовых функций.

2. Будущий специалист на рабочем месте получает реальные профессиональные умения и компетенции на основе эффективных технологий, возможность проходить практику на рабочем месте и выполнять рабочие задания. Таким образом, будущий специалист подготовлен к выполнению трудовых функций и максимально мотивирован на производственную деятельность в коллективе.

3. Находясь в составе производственного коллектива, будущий специалист усваивает нор-

мы корпоративной культуры именно того предприятия, на котором будет работать.

4. Существенно сокращаются ошибки кадровых служб в подборе персонала, так как продолжительная работа студентов-практикантов на предприятии позволяет выявить их сильные и слабые стороны.

5. Значительно сокращаются расходы предприятия на кадровый рекрутинг в силу того, что подавляющая часть выпускников профессиональных образовательных организаций остается на предприятии и нет необходимости обращаться в кадровые агентства и службы занятости с заявками на определенных специалистов.

6. Сотрудничество с образовательной организацией в рамках дуального обучения дает возможность сформировать систему внутрифирменного обучения персонала предприятия в рамках программ повышения квалификации с приглашением наиболее подготовленных преподавателей из образовательной организации.

Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, при этом экономя на расходах на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию. У предприятия появляется возможность отобрать самых лучших студентов, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными, а у студентов появляется мотивация учиться не для галочки.

В ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» осуществляется практико-ориентированное обучение, обусловленное ФГОС [2]. При этом учитывается, что формирование профессиональных и общих компетенций студентов требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено формированию деятельностно-компетентностного подхода через внедрение практико-ориентированных задач. При изучении общеобразовательных дисциплин профессионального цикла преподаватели формируют умения и знания с ориентацией на профессиональные компетенции. Теоретические занятия выстраиваются на примерах реального производства, практические работы максимально приближены к производственной деятельности. Практико-ориентированное обучение напрямую связано с практическим обучением студентов,

с их погружением в профессиональную деятельность в период прохождения учебной, производственной (по профилю специальности) и преддипломной практики. Программы практик направлены на освоение практического навыка конкретной профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС специальностей. Практическое производственное обучение проходит на реальном производстве — АО «Копейский машиностроительный завод», ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод», ООО КПК «НИ-СМА», ООО «ЭСКОМ» и других предприятиях города и области, поэтому у работодателей уже на этой стадии складывается мнение о знаниях и навыках студентов. В то же время студенты в период прохождения практики имеют возможность познакомиться с режимом работы, условиями и возможностями предприятия. По итогам теоретического и практического обучения по профессиональным модулям студенты подтверждают освоение профессиональных компетенций — сдают экзамен (квалификационный) [3].

Если говорить о внедрении дуальной системы обучения внутри колледжа, то ее элементы используются при подготовке специалистов уже

давно. Теоретическое и практическое обучение осуществляется не только в колледже, но и на предприятиях и в учебных центрах при предприятиях. В образовательной организации «Копей-ский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» сложились необходимые условия для реализации дуального обучения через тесное взаимодействие с работодателями. К теоретическому обучению привлечены специалисты предприятий, в том числе как преподаватели, так и эксперты по оценке рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, программ практик и т. п. Как уже отмечалось выше, производственное практическое обучение проходит на реальных производственных местах предприятий города и области. Специалисты предприятий являются компетентными руководителями практического обучения, а студенты на период практики становятся сотрудниками (учениками) предприятий. Государственные экзаменационные комиссии возглавляют представители работодателей, а 75 % от общего числа руководителей преддипломной практики, дипломного проектирования являются специалистами предприятий (рис. 2).

Рис. 2. Взаимодействие предприятий с колледжем при реализации основных профессиональных образовательных программ, программ подготовки и переподготовки кадров, в том числе при реализации учебных планов, совершенствовании материально-технической базы, механизмов финансирования

На сегодняшний день колледжем разработано положение о порядке и проведении дуального обучения. Для формирования контингента обучающихся разработаны форма договора между работодателем и ПОО об организации и проведении дуального обучения, в котором учитываются квалификационные требования к специалистам, условия организации процесса обучения и проведения квалификационных экзаменов, и договор о дуальном обучении между работодателем и обучающимся. В договоре указываются финансовые обязательства сторон, условия возмещения претендентом финансовых затрат работодателя на процесс обучения посредством оговоренного срока обязательной отработки.

В нашем колледже имеется определенный опыт взаимодействия с работодателями, когда обучающиеся в реальных производственных условиях осваивают некоторые виды деятельности внутри изучаемой профессии.

Результатом плодотворного сотрудничества и налаженных деловых отношений с основным работодателем является то, что на сегодня колледж трудоустраивает более 78 % выпускников.

Библиографический список

Подводя итоги, отметим, что эффективность обучения при дуальной системе обусловлена максимальным учетом требований конкретного предприятия к подготовке квалифицированного специалиста. При этом обеспечивается формирование спектра необходимых профессиональных компетенций по данной специальности, что позволяет обученным работникам быть более конкурентоспособными, мобильными, эффективными. Обучение в реальных производственных условиях сокращает издержки и сроки адаптации будущего работника.

Внедрение практико-ориентированной подготовки специалиста или рабочего позволяет оптимально использовать ресурсы профессиональной образовательной организации при планировании лабораторно-практических занятий и теоретических занятий по дисциплинам. Дуальная система обучения позволяет студентам получить и применить практические навыки в конкретном виде деятельности на стадии обучения в колледже. Кроме того, базовое предприятие получает целевой адаптированный кадровый потенциал.

1. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru/ upload/0b6/Metod_dualeducation_full.pdf.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : приказы Минобразования РФ за 2009-2010 гг. — Режим доступа : http//минобрнауки РФ.

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон № 273-Ф3 : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Рос. газ. — 2012. — 31 дек.

4. Положение о практике обучающихся ГБПОУ «КПК им. С. В. Хохрякова», осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования [Текст]. — Протокол № 8 от 25.10.2016.

УДК 377 Е. П. Ковязина, директор Первомайского

техникума промышленности строительных материалов (ПТПСМ), Челябинская обл., Коркинский р-н, пос. Первомайский, e-mail: pervomaika_tehnikum@mail.ru

ИЗ ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕРВОМАЙСКОГО ТЕХНИКУМА ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ С КРУПНЫМИ ИНВЕСТОРАМИ

В статье представлены многоаспектная работа ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» с предприятиями — социальными партнерами, механизмы практико-ориентированной модели обучения студентов профессиональных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.