На сегодняшний день колледжем разработано положение о порядке и проведении дуального обучения. Для формирования контингента обучающихся разработаны форма договора между работодателем и ПОО об организации и проведении дуального обучения, в котором учитываются квалификационные требования к специалистам, условия организации процесса обучения и проведения квалификационных экзаменов, и договор о дуальном обучении между работодателем и обучающимся. В договоре указываются финансовые обязательства сторон, условия возмещения претендентом финансовых затрат работодателя на процесс обучения посредством оговоренного срока обязательной отработки.
В нашем колледже имеется определенный опыт взаимодействия с работодателями, когда обучающиеся в реальных производственных условиях осваивают некоторые виды деятельности внутри изучаемой профессии.
Результатом плодотворного сотрудничества и налаженных деловых отношений с основным работодателем является то, что на сегодня колледж трудоустраивает более 78 % выпускников.
Библиографический список
Подводя итоги, отметим, что эффективность обучения при дуальной системе обусловлена максимальным учетом требований конкретного предприятия к подготовке квалифицированного специалиста. При этом обеспечивается формирование спектра необходимых профессиональных компетенций по данной специальности, что позволяет обученным работникам быть более конкурентоспособными, мобильными, эффективными. Обучение в реальных производственных условиях сокращает издержки и сроки адаптации будущего работника.
Внедрение практико-ориентированной подготовки специалиста или рабочего позволяет оптимально использовать ресурсы профессиональной образовательной организации при планировании лабораторно-практических занятий и теоретических занятий по дисциплинам. Дуальная система обучения позволяет студентам получить и применить практические навыки в конкретном виде деятельности на стадии обучения в колледже. Кроме того, базовое предприятие получает целевой адаптированный кадровый потенциал.
1. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru/ upload/0b6/Metod_dualeducation_full.pdf.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : приказы Минобразования РФ за 2009-2010 гг. — Режим доступа : http//минобрнауки РФ.
3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон № 273-Ф3 : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Рос. газ. — 2012. — 31 дек.
4. Положение о практике обучающихся ГБПОУ «КПК им. С. В. Хохрякова», осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования [Текст]. — Протокол № 8 от 25.10.2016.
УДК 377 Е. П. Ковязина, директор Первомайского
техникума промышленности строительных материалов (ПТПСМ), Челябинская обл., Коркинский р-н, пос. Первомайский, e-mail: pervomaika_tehnikum@mail.ru
ИЗ ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕРВОМАЙСКОГО ТЕХНИКУМА ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ С КРУПНЫМИ ИНВЕСТОРАМИ
В статье представлены многоаспектная работа ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» с предприятиями — социальными партнерами, механизмы практико-ориентированной модели обучения студентов профессиональных образовательных организаций.
Ключевые слова: региональный стандарт, техникум, социальный партнер, инвестор, взаимовыгодное сотрудничество.
Вопрос подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов становится определяющим для предприятий ряда регионов России. Разработанный Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста предназначен для реализации проектов по внедрению модели кадрового обеспечения промышленного роста в регионе. Сегодня востребованными являются специалисты со средним профессиональным образованием.
Первомайский техникум промышленности строительных материалов — профессиональное образовательное учреждение, работающее на площадках двух муниципальных районов Челябинской области (Коркинского и Еманже-линского) и осуществляющее образовательную деятельность по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих, имеет определенный опыт работы с крупными инвесторами.
Первомайский техникум промышленности строительных материалов был создан при строительстве Коркинского цементного завода для формирования кадрового потенциала и более 57 лет тесно сотрудничает с предприятием. Сегодня около 70 % работников предприятия (руководство, ИТР, служащие) — выпускники Первомайского техникума (рис. 1).
100 80 60 40 20
25
% Администрация
ИТР
Рабочие и служащие
Рис. 1. Доля выпускников по категориям работающих
В 2003 г ОАО «Уралцемент» вошло в состав компании «Лафарж» в России. Компания является мировым лидером в сфере цементной промышленности. В течение десяти лет отношения техникума с предприятием как социальным партнером были основаны на взаимовыгодном сотрудничестве и велись по нескольким направлениям в соответствии с соглашением о социальном партнерстве.
1. Реализация ФГОС СПО в процессе подготовки конкурентоспособных выпускников при взаимодействии с социальными партнерами:
- согласование и экспертиза рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;
- привлечение специалистов предприятий для участия в государственной итоговой аттестации, для проведения курсового и дипломного проектирования;
- участие работодателей в проведении квалификационных экзаменов по профессиональным модулям.
2. Обеспечение производственной базы и квалифицированных специалистов для проведения:
- производственной и преддипломной практик студентов;
- уроков на производстве.
3. Повышение квалификации преподавателей:
- стажировка преподавателей;
- передача материалов технического центра «Лафарж» для подготовки студентов в соответствии с международными требованиями.
4. Профессиональная подготовка:
- подготовка;
- переподготовка;
- повышение квалификации рабочих и служащих ОАО «Лафарж Цемент» («Уралцемент») на базе техникума.
5. Проведение совместных мероприятий с преподавателями и студентами, таких как:
- тренинги для преподавателей техникума по темам: «Оценка характеристик человека», «Эффективное управление», «Командообразу-ющие бизнес-кейсы»;
- совместные спартакиады, профориента-ционная работа;
- школа развития коммуникативных навыков «Индиго»;
- курсы английского языка для студентов.
6. Благотворительность:
- участие в софинансировании конкурса национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»;
- участие в мероприятиях по повышению уровня безопасности в техникуме и установке эффективной системы охраны.
Результатом совместной деятельности стало участие в 2009 г ОАО «Лафарж Цемент» («Урал-
0
цемент») в софинансировании конкурса национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», где техникум стал победителем и освоил 30 млн руб. на обновление материальной базы.
В 2011 г филиал ОАО «Лафарж Цемент» (Уралцемент) был награжден по представлению техникума грамотой Министерства образования и науки Челябинской области «Социальный партнер образования» в номинации «Строительство».
Сформированная система сотрудничества эффективна и продолжает развиваться и при новом инвесторе предприятия — ООО «Дюк-керхофф Коркино Цемент». ООО «Дюккер-хофф Коркино Цемент» — часть международной группы компаний «Буцци Уничем» (Buzzi ишсет) с декабря 2014 г.
Основными целями данного взаимодействия являются:
- повышение уровня соответствия результатов деятельности учебного заведения потребностям рынка труда;
- подготовка конкурентоспособных специалистов, удовлетворяющих требованиям конкретных работодателей.
В 2016 г. 81 % студентов техникума прошли производственную практику на предприятиях ООО «Дюккерхофф Коркино Цемент», 56 % выпускников стали работниками данного пред-прия ия (рис. 2).
В техникуме создан центр социальной адаптации и трудоустройства выпускников. В учебном заведении формируется банк данных студентов — портфолио. К числу важнейших внешних индикаторов взаимодействия образовательного учреждения и предприятий относится также количество выпускников, трудоустроенных по полученной профессии и закрепившихся на рабочем месте.
Для удовлетворения потребности инвестора в кадрах техникум реализует следующие ключевые функционирующие процессы (рис. 3).
Рис. 3. Ключевые функционирующие процессы
1. Прогноз потребности инвесторов региона в кадрах (в соответствии с ТОП-50):
- рабочие встречи;
- круглые столы;
- работа с центрами занятости.
2. Профориентационная работа:
- дни открытых дверей для абитуриентов;
- анкетирование, тестирование учащихся школ;
- экскурсии на предприятия;
- родительские собрания (родители, представители предприятий, преподаватели техникума) и др.
3. Обучение:
- по программам подготовки специалистов среднего звена;
- по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- профессиональная подготовка.
4. Независимая оценка качества:
- организация демонстрационных экзаменов;
- ГИА;
- оценка качества подготовки в центрах сертификации.
5. Трудоустройство:
- ведение мониторинга;
- функционирование центра социальной адаптации и трудоустройства выпускников.
Сформированная система сотрудничества с крупными инвесторами вписывается в региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, так как Первомайский техникум реализует следующие механизмы практико-ориентированной (дуальной) модели обучения (рис. 4):
100 80 60 40 20
Прошли практику
Трудоустройство
Рис. 2. Результаты прохождения производственной практики и трудоустройства выпускников техникума на предприятии ООО «Дюккерхофф Коркино Цемент» в 2016 г.
0
Участие работодателей в разработке
образовательных программ и требований к профессиональным и личным компетенциям студентов
Закрепление работодателями наставников за обучающимися на производстве
Дуальная модель
Прохождение практической части обучения на рабочем месте на производстве
Разработка и утверждение типовых нормативных документов
Рис. 4. Механизмы практико-ориентированной (дуальной) модели обучения
- участие работодателей в разработке образовательных программ и требований к профессиональным и личным (в том числе общекультурным и общепрофессиональным) компетенциям студентов;
- прохождение практической части обучения на рабочем месте на производстве;
- закрепление работодателями наставников за обучающимися на производстве, наличие корпоративных стимулов для наставников ( а-териальное и нематериальное вознаграждение);
- разработка и утверждение типовых нормативных документов, обеспечивающих внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в субъекте Российской Федерации [2] (трехсторонние договоры).
В настоящее время подготовлен договор о социальном партнерстве Первомайского техникума и ЗАО «Русская медная компания» в обучении кадров. Прогнозируется потребность компании в востребованных специалистах. На рабочих встречах с руководством компании обсуждаются вопросы перспективного сотрудничества (рис. 5). В текущем году техникум лицензировал ряд специальностей, которые входят в ТОП-50 для Челябинской области.
Рис. 5. Перспективы сотрудничества
Учитывая специфику предприятия, мы готовы предоставить услуги по подготовке, переподготовке кадров, по организации курсов повышения квалификации.
Библиографический список
1. В Челябинской области внедрят стандарт кадрового обеспечения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chelyabinsk.ru/text/newsline/178649420779520.html.
2. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru/upload/iblock/c73/Standart_KPR_upd.pdf.
3. Алешина, О. Г. Опыт взаимодействия Алатырского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии с социальными партнерами [Текст] / О. Г. Алешина // Педагогика : традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 32-34.
УДК 377 Е. С. Малиновский, директор Копейского
политехнического колледжа (КПК) им. С. В. Хохрякова, Челябинская обл., г. Копейск, e-mail: 25012000@inbox.ru
АКТУАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА
В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с актуализацией инновационного потенциала образовательного учреждения, то есть ресурсов, необходимых и достаточных для реализации на практике ключевых идей регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.