Дискуссионный клуб
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСОЛИДАЦИИ РЕСУРСОВ БИЗНЕСА, ГОСУДАРСТВА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ
Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. одной из основных задач обозначена «консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы».
Проблема эта настолько важна и актуальна, что она стала предметом обсуждения на заседании Межрегионального совета профессионального образования Уральского федерального округа (далее МРС ПО УрФО), которое состоялось в г. Верхняя Пышма Свердловской области 23-24 октября 2014 г.
Актуальна данная проблема и для других стран постсоветского пространства, о чем свидетельствует VI Международный форум «Профессиональное образование и бизнес: диалог партнеров», который проходил в столице Республики Казахстан г. Астане 27-28 ноября 2014 г. В работе форума среди прочих приглашенных иностранных гостей приняла участие и делегация МРС ПО УрФО, представленного Челябинской, Свердловской областями и Ямало-Ненецким автономным округом, под руководством председателя Межрегионального совета министра образования и науки Челябинской области А. И. Кузнецова.
Опыт организации государственно-частного партнерства в Челябинской области обсуждался в рамках учебного визита Межрегионального совета профессионального образования Приволжского федерального округа в Челябинскую область и совместного заседания межрегиональных советов.
Ниже представлены мнения участников этих мероприятий по различным аспектам взаимодействия бизнеса, государственных структур и образовательных организаций.
Модернизация методов обеспечения эффективности управления системой профессионального образования и подготовки кадров в условиях рынка
К. К. Борибеков, заместитель председателя НАО «Холдинг "Касипхор"», Республика Казахстан
Актульность модернизации существующих методов управления и необходимость разработки новой модели, обеспечивающей эффективность управления системой подготовки кадров в Республике Казахстан, обусловлена следующими основными факторами.
Затраты на подготовку и переподготовку кадров государства и предприятий разобщены.
На одни и те задачи направляются средства государства, работодателей и граждан, не давая ожидаемого эффекта.
Предприятия создают временные учебные курсы, вкладывают средства в непрофильные активы, ввозят иностранную рабочую силу (ИРС). Они могли бы финансировать организацию подготовки кадров в существующих учебных заведениях, освободив себя от несвойственной им деятельности.
Физические лица затрачивают средства на получение профобразования исходя из доступности стоимости обучения (по конкретной специальности в конкретном учебного заведения) без учета потребностей рынка труда.
Такое положение дел в системе подготовки кадров показывает, что в стране отсутствует
механизм, консолидирующий интересы и усилия государства, бизнеса, учебных заведений и обучающихся.
Во многих странах правительство, наряду с государственным финансированием профессионального образования и подготовки кадров, успешно привлекает работодателей и граждан к решению данной проблемы путем объединения их ресурсов, внедряя механизм корпоративного бизнес-ориентированного управления.
Принцип корпоративной ответственности за качество образовательных услуг и обеспечение эффективности использования имеющихся ресурсов требует внедрения новой модели управления системой подготовкой кадров, ориентированной на достижение конечных результатов — удовлетворение потребности экономики в квалифицированных кадрах.
Задачи индустриально-инновационного развития Казахстана в условиях растущей конкуренции на внутреннем и внешнем рынках труда, необходимость трансферта технологий предъявляют соответствующие требования как к планированию и реализации мероприятий по обеспечению эффективности инвестиций в подготовку кадров, так и к их управлению.
На сегодняшний день уровень квалификации выпускников колледжей Казахстана не в полной мере удовлетворяет требованиям современного производства, так как выходные требования к уровню выпускников, заложенные в образовательных программах, ниже требований Европейской рамки квалификаций (ЕРК) и Национальной рамки квалификаций (НРК), принятой в 2011 г В то же время проекты индустриально-инновационного развития экономики страны, трансферт современных технологий требуют введения новых видов квалификаций и более высокого качества подготовки специалистов.
В Казахстане одной из главных проблем остается несоответствие потребностей рынка труда и качества образовательных услуг по подготовке квалифицированных кадров. На рынке труда сегодня очень высока доля неквалифицированных работников. Среди наиболее востребованных групп профессий на 20142018 гг. в Республике Казахстан первое место занимают неквалифицированные рабочие, занятые в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, геологии и разведке недр; второе — механики по оборудованию, слесари-сборщики и слесари-ремонтники; третье — строители-монтажники и родственные профессии в строительстве (сведения МТиСЗ РК и НПП РК на 2013 г.).
Для обеспечения устойчивого долгосрочного экономического развития любой отрасли необходимо повышение уровня квалификации кадрового потенциала страны. Логично возникает вопрос: кто должен заниматься обеспечением подготовки кадров высокой квалификации? На этот вопрос все (представители правительства, бизнеса, законодательного органа — депутаты, любой человек нашей страны) отвечают: национальная система профессионального образования и подготовки кадров, подотчетная Министерству образования и науки Казахстана.
Эта задача не может быть решена в рамках одной отрасли — образования. Необходима интеграция усилий всех заинтересованных сторон в развитии системы профобразования и подготовки кадров: государственных органов, НПО, объединений работодателей, компаний, учебных заведений.
В настоящее время состояние системы технического и профессионального образования (ТиПО) Казахстана выглядит следующим образом.
Во-первых, учебные заведения ТиПО республики в основном продолжают развиваться в условиях устаревшей структуры и системы управления, не позволяющих им вносить достойный вклад в улучшение структуры рынка труда по уровням образования и квалификации и по обеспечению потребности экономики высококвалифицированными техническими работниками и обслуживающим персоналом.
Во-вторых, в методах управления системой подготовкой кадров и ее финансирования в нашей стране все еще преобладает стиль государственного планирования, администрирования. Это происходит из-за отсутствия системы управления на уровне регионов. Предусмотренные по законодательству функции управления системой подготовки кадров на уровне местных исполнительных органов некому выполнять (два — четыре человека в составе управлений образования областей).
Попытки привлечения бизнеса к управлению системой подготовки кадров, предложенные государством, пока не дали никаких положительных результатов. Все предложения остаются на уровне призывов или указаний, отчасти противоречащим интересам самого бизнеса; например, уже второй год ведутся разговоры о передаче учебных заведений ТиПО на управление предприятиям, но до сих пор это не сделано и вряд ли осуществимо в рамках существующих нормативных и правовых условий. В законодательстве Казахстана не предусмотрена возможность
такой формы взаимодействия частного бизнеса и учебных заведений, находящихся в государственной собственности, как соучредительство.
Созданные в 2011 г. межведомственные системы управления (национальный, отраслевые и региональные советы) не дали ожидаемых результатов ни по качественному улучшению системы управления от национального уровня до учебных заведений, ни по обеспечению тесного взаимодействия между бизнес-структурами и системой подготовки кадров. Идея, безусловно, привлекательная, но у этих советов не были сформированы постоянно действующие рабочие органы, которые обеспечивали бы постоянную планомерную работу между заседаниями советов по решению возложенных на них задач.
Самым слабым звеном в системе управления подготовкой кадров является организация подготовки работников технического и обслуживающего профиля в регионах в соответствии с потребностями регионального рынка труда.
Таким образом, в целях координации усилий государства, работодателей, учебных заведений и самих обучающихся и обеспечения эффективности управления их ресурсами в рыночных условиях необходимо разработать и внедрить новую модель управления системой подготовки кадров.
Цель новой модели — внедрение принципов корпоративного управления в систему подготовки кадров для эффективного использования ресурсов государства, предприятий, учебного заведения и граждан в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных специалистах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечить солидарное участие государства, бизнеса и граждан в управлении ресурсами подготовки кадров;
2) объединить и эффективно использовать имеющиеся ресурсы (инфраструктуру, МТБ учебных заведений и учебных курсов предприятий) и финансовые средства всех заинтересованных сторон (государства, предприятий и самих обучающихся);
3) использовать международный опыт эффективного управления системой профобразования и подготовки кадров;
4) обеспечить тесное взаимодействие системы образования с бизнес-структурами (заключить договора);
5) развивать инфраструктуру ТиПО.
В целях практического внедрения новой предлагаемой модели может быть создано юри-
дическое лицо в виде АО или ТОО (условно — УПРАВЛЯЮЩИЙ ЦЕНТР) на основе трех- либо многосторонних соглашений между заинтересованными сторонами для объединения и эффективного использования имеющихся ресурсов (инфраструктуры, МТБ учебных заведений, учебных курсов) и финансовых средств (государства, предприятий и самих обучающихся).
Функции Центра:
- определение потребности предприятий в квалифицированных кадрах, мониторинг спроса на кадры на рынке труда;
- внесение предложений по формированию государственного заказа на подготовку кадров на основе запросов предприятий;
- обеспечение тесного взаимодействия системы профессионального образования с бизнес-структурами через заключение договоров;
- размещение государственного заказа на подготовку кадров в учебных заведениях ТиПО;
- содействие в создании рабочих учебных планов и программ с участием специалистов предприятий, аккредитация планов и программ;
- содействие в организации практики студентов на предприятиях;
- участие в организации переподготовки и повышения квалификации работников в соответствии с потребностями предприятий;
- содействие развитию инфраструктуры ТиПО.
Обязательства сторон по созданию Центра:
1) государство (в лице МИО):
- передача ряда функций по управлению системой профессионального образования и подготовки кадров (в том числе, возможно, передача на доверительное/оперативное управление отдельных колледжей);
- обеспечение и финансирование госзаказа на подготовку кадров технического и обслуживающего профиля в регионе;
- укрепление учебной и материально-технической базы учебных заведений по новым специальностям и технологиям;
- консультационная и правовая поддержка;
2) предприятия:
- участие в определении потребности в кадрах, формировании заявок и размещении заказа;
- размещение заказа / передача курсов переподготовки и повышения квалификации персонала в учебные заведения;
- участие в укреплении материально-технической базы учебных заведений по новым специальностям и технологиям (составление заключения об актуальности и необходимости закупаемого оборудования для учебных заведений);
- организация практики и содействие трудоустройству студентов;
- участие в оценке и сертификации квалификации выпускников.
Для обеспечения корпоративной ответственности и контроля над исполнением обязательств сторон, а также деятельностью Центра необходимо предусмотреть создание НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА.
В состав Совета предлагается ввести представителей уполномоченных государственных органов, профессиональных сообществ, производственных предприятий и самого Центра.
Основные задачи Совета:
- определение перспективы развития системы профобразования и подготовки кадров в регионах;
- регулирование рынка труда с учетом потребностей реальной экономики и общества;
- контроль за исполнением сторонами договорных обязательств.
Предприятия, как наиболее заинтересованная в подготовке квалифицированных специалистов сторона, осуществляют взаимодействие с Центром с целью отбора качественного персонала и формирования оптимального перечня квалификаций в соответствии со своими потребностями. Центр, имея базу данных с перечнем предлагаемых образовательных услуг по подготовке кадров, формирует предложения местным исполнительным органам по размещению заявок на подготовку кадров в существующих учебных заведениях / центрах за счет государственного бюджета и средств предприятий.
На основании заявок и предложений Центра, одобренных Советом, государственный орган обеспечивает размещение государственного заказа на подготовку квалифицированных специалистов, а предприятия — индивидуальных заказов на подготовку и переподготовку кадров.
Такая схема, на мой взгляд, способствует обеспечению подготовки квалифицированных кадров с учетом реальных потребностей производственных предприятий в квалифицированных специалистах.
Предлагаемая модель управления позволит государству достичь следующих результатов:
1) повысить эффективность управления ресурсами в сфере профессионального образования и подготовки кадров (государства, предприятия, обучаемых за счет собственных средств и системы образования);
2) привлечь внебюджетные источники финансирования;
3) обеспечить конкурентоспособность образовательных программ, повысить их качество;
4) расширить перечень видов образовательных программ по подготовке и переподготовке кадров;
5) открыть новые специальности в соответствии с потребностями экономики;
6) удовлетворить потребность рынка труда в квалифицированных кадрах;
7) обеспечить доступность профессионального образования для населения;
8) повысить имидж организаций ТиПО региона на рынке труда.
На предприятиях будут созданы условия
для:
- обеспечения потребности в высококвалифицированных кадрах и реализации планов карьерного роста персонала;
- снижения риска при трансферте технологий;
- улучшения качества услуг и продукции;
- повышения конкурентоспособности продукции на рынке сбыта, роста доходов предприятия;
- исключения неуставной деятельности (так как по закону Республики Казахстан организация подготовки кадров не относится к основным видам деятельности предприятия);
- распространения информации о компании на рынке труда и среди потребителей продукции и услуг.
Многофункциональный центр прикладных квалификаций как модель
государственно-частного партнерства в профессиональном образовании
И. И. Тубер, директор Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), канд. пед. наук
Современный мировой и частично отечественный опыт доказывают, что в последнее время активно развивается государственно-частное партнерство (ГЧП) в области профессионального образования. Это значит, что государство и бизнес заинтересованы в активном взаимодействии в решении масштабных актуальных социально-экономических задач, стоящих сегодня на повестке дня.
Государственно-частное партнерство в сфере образования можно представить как взаимодействие государственных образовательных организаций и структур бизнеса на основе взаимных интересов для достижения общих целей. Также можно сказать, что оно представляет собой
альянс между государством и бизнесом в целях реализации образовательных проектов на основе законодательных актов и специальных соглашений.
Одной из перспективных организационно-правовых форм профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства является многофункциональный центр прикладных квалификаций (МЦПК). Многофункциональный центр прикладных квалификаций рассматривается как образовательная организация или ее структурное подразделение, осуществляющее образовательную деятельность по реализации образовательных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов. Приоритетом деятельности МЦПК является подготовка кадров для работы на высокотехнологичных, высокопроизводительных рабочих местах в отраслях, обеспечивающих модернизацию, техническое и технологическое развитие экономики Российской Федерации в целом, а также ее субъектов. Квалификация, получаемая выпускниками по программам, реализуемым на базе МЦПК, как правило, соответствует 3-6-му уровню. Национальная система квалификаций, в свою очередь, является средством согласования спроса на квалифицированную рабочую силу со стороны работодателей и предложения квалификаций со стороны организаций образования и обучения.
Три практические задачи решает МЦПК в плоскости реализации идей государственно-частного партнерства:
а) обеспечение кластерной группы компаний (предприятий) кадрами квалифицированных рабочих, мастеров, прорабов и других работников квалифицированного труда путем реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, направленных на совершенствование имеющихся или освоение новых профессиональных компетенций, затребованных конкретным производством;
б) совершенствование образовательных программ профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, стажировки с учетом требований профессиональных стандартов и максимальным учетом особенностей технологических процессов конкретных производств (адресная подготовка);
в) обеспечение возможности использовать потенциал высокотехнологичных предприятий (производств) для подготовки (переподготовки,
повышения квалификации) специалистов и рабочих в короткие сроки в условиях, максимально приближенных к условиям реальных производств.
Механизм реализации этих задач предполагает участие работодателей на всех этапах деятельности МЦПК в рамках различных направлений: учебно-методического, организационного, контрольно-оценочного.
В Челябинской области одним из первых был создан МЦПК в сфере строительно-монтажного производства, энергетики и машиностроения на базе Южно-Уральского государственного технического колледжа по приказу Министерства образования и науки Челябинской области от 07.05.2013 г. № 01/1434 в рамках исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». При выборе образовательных организаций, на базе которых должны создаваться МЦПК, основным критерием является развитие взаимодействия образовательной организации с работодателями и их объединениями. Южно-Уральский государственный технический колледж на протяжении долгих лет поддерживает и развивает партнерские отношения с предприятиями строительной отрасли, в частности, с саморегулируемой организацией НП СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири», а также с предприятиями машиностроения Челябинской области.
Отличительной особенностью многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа является взаимовыгодное партнерство с работодателями в рамках реализации различных направлений деятельности:
- участие работодателей в управлении МЦПК и колледжем в целом;
- софинансирование создания материальной базы МЦПК, отвечающей современному уровню развития производств (использование механизмов государственно-частного партнерства);
- обучение по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам, затребованным отраслевым рынком труда, за счет средств и по заявкам предприятий и организаций;
- независимая оценка и сертификация квалификаций выпускников и слушателей образовательных программ,
- профессионально-общественная аккредитация реализуемых в МЦПК образовательных программ.
В 2014 г. материальная база МЦПК была модернизирована, пополнена новым современным
оборудованием, обеспечивающим одновременно и формирование первоначальных профессиональных навыков в рамках программ профессиональной подготовки и переподготовки рабочих строительной и машиностроительной отраслей, и совершенствование имеющихся профессиональных умений и навыков рабочих и специалистов в рамках реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в условиях, максимально приближенных к условиям реального производства (сварочный и электромонтажный полигоны, полигон штукатурных работ, интерактивный класс по разработке и наладке управляющих программ для станков с современными системами ЧПУ и др.). Кроме того, модернизация учебно-материальной базы МЦПК сделала возможным использование в образовательном процессе новейшего современного оборудования для реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, направленных на совершенствование имеющихся и освоение новых профессиональных компетенций. Обновленная учебно-материальная база МЦПК сделала возможным проведение на базе колледжа конкурсов профессионального мастерства среди рабочих и специалистов предприятий, в том числе с участием студентов профессиональных образовательных организаций. Данные конкурсы позволяют выявить лидеров в отрасли, определить уровень профессионального мастерства участников, их сильные и слабые стороны, наметить вектор развития кадрового потенциала, а также решают задачу популяризации рабочих профессий и технических специальностей.
Модернизация материальной базы МЦПК стала возможной за счет субсидии на эти цели, выделенной из бюджета Челябинской области в рамках реализации Областной целевой программы развития профессионального образования при софинансировании из внебюджетных средств колледжа, а также со стороны работодателей.
Параллельно с модернизацией учебно-материальной базы центра ведется работа по совершенствованию содержания реализуемых в МЦПК образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов. Основная цель реализуемых программ — обеспечение готовности к выполнению обобщенных трудовых функций, а также трудовых функций и трудовых действий, затребованных профессиональными стандартами. Данная деятельность невозможна без непосредственного участия работодателей — заказчиков образова-
тельных услуг МЦПК, так как формирование трудовых действий и трудовых функций должно осуществляться с учетом особенностей кон -кретных производственных технологий, реализуемых предприятиями.
Модернизация содержания образовательных программ обеспечивает достаточно высокий спрос на образовательные услуги МЦПК, особенно со стороны предприятий и организаций строительной отрасли, где распространен корпоративный договор, регулирующий весь сегмент внутрифирменного обучения (профессиональная подготовка, повышение квалификации, стажировка, переподготовка, предатте-стационная подготовка). Целевая договорная подготовка тоже служит эффективным механизмом частно-государственного партнерства бизнес-сообщества и профессионального образования.
Особая роль в организации деятельности МЦПК отводится профессионально-общественной аккредитации. В 2015 г. ряд образовательных программ — дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализуемых в МЦПК по направлению «Строительство», успешно прошли процедуру профессионально-общественной аккредитации НП СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири». Данной процедуре предшествовала системная работа по пересмотру и актуализации содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации с учетом требований профессиональных стандартов, изменений в нормативно-правовой базе и технологической модернизации строительной отрасли. Кроме того, в ходе подготовки к профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ проведено самообследование, а также подготовка к процедуре сертификации профессиональных квалификаций выпускников. По итогам профессионально-общественной аккредитации Южно-Ураль -ский государственный технический колледж аккредитован некоммерческим партнерством и имеет право осуществлять профессиональное обучение руководителей и специалистов организаций — членов НП СРО «ССК УралСиб» в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования (Свидетельство о профессионально-общественной аккредитации № 07-14 от 10.12.2014 г.). Кроме того, по итогам данной процедуры определены задачи и направления дальнейшего развития МЦПК в целом, перспективы
совершенствования образовательных программ. Такая независимая профессиональная оценка качества реализуемых программ, с одной стороны, обеспечивает их постоянное совершенствование, развитие в целях максимального учета потребностей и уровня развития технологий отрасли, с другой стороны, свидетельствует о признании работодателями каче-
ства содержания и условий реализации образовательных программ и качества подготовки.
Таким образом, МЦПК можно рассматривать как действенную модель государственно-частного партнерства, способствующую увеличению доли участия российского бизнеса в развитии отечественного профессионального образования (рис. 1).
Рис. 1. Структура Управления МЦПК ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж»
Роль саморегулируемых организаций в профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования
И. С. Жиденко, директор учебно-аккреди-тационного центра НП СРО « Союз строительных компаний Урала и Сибири», член Комитета по профессиональному образованию НОСТРОЙ
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению государственного регулирования различных отраслей и включению в процесс регулирования профессиональных сообществ, общественных союзов. Государство признало значимость мнения профессиональ-
ных отраслевых сообществ в решении различных вопросов, касающихся их профессиональной деятельности или каким-либо образом влияющих на нее.
Долгое время содержание профессиональной образовательной деятельности в части реализации программ профессионального обучения регулировалось Министерством образования РФ или министерствами образования субъектов федерации. Разработка федеральных государственных образовательных стандартов, типовых программ дополнительного профессионального образования осуществлялась зачастую без учета мнений профессиональных отраслевых сообществ.
Сегодня перед многими профессиональными отраслевыми сообществами поставлена прямая задача — разработать профессиональные стандарты, в которых работодатели могут отразить перечень необходимых профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда. Профессиональные стандарты становятся основой для разработки федеральных государственных образовательных стандартов, которые будут использоваться при подготовке будущих специалистов, рабочих.
В части программ дополнительного профессионального образования (сюда входят и программы повышения квалификации руководителей и специалистов) требования со стороны регулятора сняты практически полностью. В приложениях к лицензии на образовательную деятельность теперь нельзя увидеть даже наименования программ дополнительного профессионального образования. Исходя из этой ситуации становится понятно, что определить уровень качества содержания и реализации программ строительным организациям часто не представляется возможным.
Одним из инструментов, позволяющим не только предоставить строителям объективную информацию об уровне содержания программ повышения квалификации и качестве образовательного процесса, но и существенно повлиять на улучшение качества профессионального обучения, является профессионально-общественная аккредитация программ дополнительного профессионального образования.
Понятие профессионально-общественной аккредитации впервые появилось в ст. 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. На сегодняшний день образовательные организации, реализующие программы повышения квалификации руководителей и специалистов строительной отрасли, могут на добровольной основе пройти профессионально-общественную аккредитацию данных программ. Это повышает их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг и дает определенную информацию о качестве содержания и отношении профессионального сообщества к программам повышения квалификации как министерству образования субъекта, так и строительным организациям.
Система аккредитации образовательных организаций, осуществляющих повышение квалификации строителей, была разработана и внедрена Учебно-аккредитационным центром НП СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири» еще в августе 2009 г. Вступивший в силу
с сентября 2013 г. новый закон «Об образовании в РФ» подтвердил правильность и необходимость нашего решения в части активного участия профессионального сообщества в аккредитации образовательных организаций, а проще говоря — определения степени доверия таким образовательным организациям.
Руководствуясь законодательным правом проводить профессионально-общественную аккредитацию программ дополнительного профессионального образования и утвержденным правлением Партнерства положением «О профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ в области строительства», в период с октября 2014-го по март 2015 г. нами была проведена профессионально-общественная аккредитация программ ДПО среди образовательных организаций г. Челябинска и г. Магнитогорска.
Главными принципами нашей профессионально-общественной аккредитации являются:
• бесплатность;
• добровольность;
• компетентность.
Что дает профессионально-общественная аккредитация саморегулируемой организации образовательным организациям? В первую очередь, ряд существенных преференций, обеспечивающих увеличение числа слушателей курсов повышения квалификации, возможность участвовать в различных проектах и программах, реализуемых не только НП СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири», но и Национальным объединением строителей.
В профессионально-общественной аккредитации приняли участие лучшие образовательные организации, осуществляющие повышение квалификации строителей:
1) ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ);
2) Челябинский институт путей сообщений, филиал ФГБОУ ВПО «УрГУПС»;
3) ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский государственный технический колледж»;
4) ЧОУ ДПО «Учебный центр "Эверест"»;
5) ОАНО «Учебный центр "Инжстройпро-ект"»;
6) АНО ДПО «Уральская ассоциация по ценообразованию и оценке»;
7) АНО ДО «Учебный центр "Перспектива"»;
8) ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»;
9) АНО «Магнитогорский аттестационный центр "Стандарт-Диагностика"»;
10) НОУ ДПО «Центр повышения квалификации строителей»;
11) АНО «Корпоративный центр подготовки кадров "Персонал"».
Для повышения эффективности проведения аккредитации была сформирована комиссия, в состав которой вошли представители исполнительной дирекции НП СРО «ССК УрСиб», руководители отделов Управления регионального государственного строительного надзора Челябинской области, руководители и специалисты строительных организаций по различным видам работ.
В процессе проведения профессионально-общественной аккредитации было выявлено, что некоторые образовательные организации не актуализируют содержание программ повышения квалификации и учебно-методических материалов в соответствии с текущими изменениями в нормативно-технической документации, инновациями в строительстве.
Мониторинг удовлетворенности слушателей курсов повышения квалификации и анализ количества обученных в подобных образовательных организациях показал, что существует прямая зависимость между качеством содержания программы и учебно-методических материалов, качеством технологии образовательного процесса, актуальностью предлагаемой слушателям информации и количеством обученных, наличием положительных отзывов.
Не секрет, что высокий уровень содержания и технологии образовательного процесса ведет не только к увеличению числа слушателей, но и к повышению имиджа как самого образовательного учреждения, так и системы дополнительного профессионального образования, к росту доверия строителей к системе образования.
Профессионально-общественная аккредитация помогла определить и сильные стороны каждого участника, что было отмечено дипломами НП СРО «ССК УрСиб». Хорошо оснащенные специализированные строительные полигоны Южно-Уральского государственного технического колледжа, высокий уровень содержания учебно-методических материалов по всем программам повышения квалификации учебного центра «Инжстройпроект», высокий научно-практический уровень методических материалов и технологии повышения квалификации Южно-Уральского государственного университета — вот далеко не полный перечень
положительных моментов, увиденных членами комиссии во время процесса профессионально-общественной аккредитации программ повышения квалификации.
Таким образом, профессионально-общественная аккредитация является еще и прекрасной площадкой для обмена опытом между образовательными организациями, несмотря на то что на рынке образовательных услуг они являются конкурентами.
Проводимая СРО профессионально-общественная аккредитация также является прекрасным инструментом борьбы с так называемыми коммерческими образовательными организациями, откровенно торгующими документами о повышении квалификации. Как правило, у таких «учебных заведений» нет ни высококвалифицированного преподавательского персонала, ни современных учебно-методических материалов, соответствующих требованиям строителей, ни четко организованного образовательного процесса. При отсутствии вышеперечисленного подобные образовательные организации не могут пройти профессионально-общественную аккредитацию, проводимую саморегулируемой организацией, хотя и имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Если саморегулируемая организация действительно заинтересована в постоянном повышении уровня профессионального обучения, то она должна тесно сотрудничать с образовательными организациями, проводить профессионально-общественную аккредитацию не только программ дополнительного профессионального образования, но и основных профессиональных программ, следить, чтобы в содержании рабочих программ по отдельным дисциплинам появлялась информация о действующей нормативно-технической документации, современной исполнительной документации, используемой на строительной площадке, современных строительных технологиях, материалах, оборудовании.
В соответствии с действующим законодательством в сфере образования НП СРО «ССК УрСиб» разместило на своем сайте полную информацию о процедуре профессионально-общественной аккредитации, результатах и рейтинге программ повышения квалификации с указанием образовательных организаций, их реализующих. Образовательные организации, не прошедшие профессионально-общественную аккредитацию СРО, не будут рекомендованы членам Партнерства
в качестве учебных заведений, осуществляющих повышение квалификации строителей, из-за отсутствия положительной информации о содержании образовательного процесса в данных учебных заведениях, соответственно никаких преференций такие образовательные организации со стороны СРО получать не будут.
На сегодняшний день ведется работа по началу процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных организаций в г. Кургане и г. Кемерово.
Очень часто раздаются призывы навести порядок в сфере дополнительного профессионального образования. Мы считаем, что сделать это по силам любому СРО самостоятельно, было бы желание. Очень важно, чтобы и строительные организации начали как можно чаще интересоваться, какое учебное заведение является лучшим в части реализации той или иной программы повышения квалификации.
Не секрет, что очень часто на курсы повышения квалификации отправляют специалистов по так называемому «проторенному маршруту», не анализируя рынок образовательных услуг. Надо отслеживать, как развиваются образовательные организации, что у кого получается лучше, а что хуже. Именно такую информацию и предоставляет рейтинг программ повышения квалификации, размещенный на нашем сайте в разделе «Профессионально-общественная аккредитация программ ДПО».
Хочется отметить, что поддержка Национального объединения строителей саморегулируемых организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию программ дополнительного профессионального образования, безусловно, может стать тем стимулом, который позволит СРО активнее включиться в этот процесс и навести порядок в системе ДПО, выявить лидеров среди образовательных организаций и проинформировать о них строительное сообщество.
Решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 29 июля 2014 г. Национальное объединение строителей было наделено полномочиями Совета по профессиональным квалификациям в строительстве.
Мы надеемся, что процесс профессионально-общественной аккредитации и оценка профессиональных квалификаций получит дальнейшее распространение, что приведет к повышению качества профессионального обучения строителей.
Государственно-частное партнерство в рамках деятельности ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЮУМК»
А. П. Большаков, директор Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), канд. ист. наук
Глобальные социальные изменения, происходящие в стране, инновационное развитие экономики, политики, социокультурной сферы, связанные с развитием открытого общества, предъявляют все новые требования к системе профессионального образования. Сегодня образование рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития государства и общества, повышения его конкурентоспособности и национальной безопасности.
Развитие профессионального образования, осуществляемое в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г., опирается на компетентностный подход в обучении и направлено на рационализацию структуры подготовки кадров, совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, укрепление связи образовательных учреждений с производством, развитие многоканального финансирования.
Одной из важнейших задач профессионального образования становится поиск новых подходов к подготовке специалистов, уровень и профиль которых соответствует современным требованиям работодателя: конкурентоспособных на рынке труда, ответственных, целеустремленных, умеющих мобилизовать себя для решения профессиональных задач в современных условиях, готовых к построению профессиональной карьеры, к непрерывному образованию. Необходимость решения данной задачи обусловливает изменения в сложившейся системе среднего профессионального образования (СПО), активизирует поиск инновационных форм управления системой подготовки специалиста, актуализирует привлечение социальных ресурсов.
Одной из эффективных форм «отношений между общественным и частным секторами, направленных на трансформацию экономических связей и образования, функционирующих на основе перераспределения права собственности»1,
1 Зайко, Е. М. Реализация технологии государственно-частного партнерства в условиях сетевого взаимодействия как фактор обеспечения конкурентоспособности профессиональных образовательных организаций [Текст] / Е. М. Зайко // Сетевое взаимодействие как форма
позволяющих «получить более высокий социально-экономический эффект при согласовании интересов по достижению стратегических целей национальной экономики», является государственно-частное партнерство (ГЧП).
При развитии такого партнерства государство получит развитый конкурентный рынок образовательных услуг, бизнес сможет влиять на качество подготовки специалистов, а учебные учреждения — привлекать дополнительное финансирование и реализовывать инновационные образовательные программы2.
Эффективная система государственно-частного партнерства сложилась в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский многопрофильный колледж» (ЮУМК), который был создан в 2012 г. путем слияния Челябинского юридического техникума, Уральского государственного колледжа, Челябинского металлургического техникума, профессиональных училищ № 32 и № 37 г. Челябинска. В настоящее время это крупнейшая профессиональная образовательная организация Челябинской области, в стенах которой обучается более 3500 студентов по 12 укрупненным группам профессий и специальностей СПО. В составе колледжа имеются три территориально отдельных комплекса: юридический, многопрофильный и металлургический.
Подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в ЮУМК осуществляют преподаватели и мастера производственного обучения, 85 % которых имеет первую и высшую квалификационные категории. Вместе с тем характер современного процесса модернизации производства требует более оперативного переобучения и стажировки на новом высокотехнологичном оборудовании, сохраняется тенденция к старению педагогических кадров.
Колледж располагает материально-технической базой, соответствующей требованиям ФГОС СПО и обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных учебными планами. В последнее время осуществляется комплектование лабораторий колледжа современным технологическим оборудованием. Вместе с тем уровень оснащенности ряда лабо-
реализации государственной политики в образовании : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (18-19 февр. 2015 г.). — Челябинск : СИМАРС, 2015. — 386 с.
2 Криволапова, А. А. Государственно-частное партнерство в сфере образования [Текст] / А. А. Криволапова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». — 2012. — № 2. — С. 104-108.
раторий и мастерских является недостаточным для подготовки обучающихся, отвечающих современным потребностям производства.
В колледже создан отдел по связям с общественностью, в состав которого входят: центр по профессиональной ориентации, центр содействия трудоустройству выпускников, маркетинговая служба, специалист по рекламе.
В настоящее время ЮУМК имеет широкий спектр социальных связей: заключено более 30 договоров о долгосрочном сотрудничестве с крупнейшими предприятиями и организациями г. Челябинска, такими как ОАО «Челябинский металлургический комбинат», ООО «Мечел-Кокс», ОАО «Уральская кузница», ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат», отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, правоохранительные и судебные органы.
Основными формами реализации ГЧП в Южно-Уральском многопрофильном колледже являются следующие.
1. Участие партнеров в формировании государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
В связи с осуществлением проекта строительства универсального рельсобалочного стана (УРБС) у ОАО «Челябинский металлургический комбинат» возникла потребность в техниках-гидравликах. Руководством ЮУМК были проведены все необходимые мероприятия по лицензированию новой специальности, и с 2011 г. колледж приступил к подготовке по специальности «Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики». В июне 2013 г. уникальный рельсобалочный стан был введен в эксплуатацию, и уже в 2014 г. студенты колледжа работали на нем во время производственной практики.
2. Участие инвесторов в учебной и управленческой деятельности колледжа с позиции конечного потребителя результатов совместного труда.
• Учебные экскурсии на предприятия и в организации области.
• Уроки на производстве.
• Использование компьютерных программ-тренажеров, разработанных специалистами предприятий. Программисты цеха АСУТП ЧМК разработали и установили в компьютерных классах колледжа тренажер оператора машины непрерывного литья заготовок, на котором студенты ЮУМК могут изучать технологический
процесс разливки стали. Тренажер создан на основе реальной программы управления технологическим процессом МНЛЗ кислородно-конвертерного цеха.
• Привлечение ведущих специалистов-практиков к преподаванию профессиональных дисциплин и модулей. При реализации образовательных программ для студентов, обучающихся по специальности «Обработка металлов давлением», инженерно-технические работники ОАО «ЧТПЗ» и ОАО «Челябинский кузнеч-но-прессовый завод» проводят курс лекций по технологическим особенностям производства прокатной продукции на этих предприятиях.
• Предоставление мест проведения производственной практики предприятиям и организациями области. Так, наибольшее количество студентов металлургического комплекса (70,5 % в 2013 г. и 82,4 % в 2014 г.) прошли производственную практику на предприятиях — социальных партнерах ЮУМК, с которыми заключены долгосрочные соглашения. Кроме этого, необходимо отметить, что наблюдается рост количества студентов, проходивших практику с трудоустройством на рабочие места: 65,7 % в 2013 г. и 66,2 % в 2014 г.
• Руководство дипломными проектами ведущими специалистами предприятий и организаций.
• Участие специалистов-практиков в исследовательской работе студентов и преподавателей. Ежегодно студенты специальности «Коксо -химическое производство» принимают участие в научно-практической конференции «Современные технологии коксохимического производства», проводимой на ООО «Мечел-Кокс».
• Развитие сотрудничества в сфере мониторинга качества подготовки выпускников. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОСы), позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции. ФОСы для аттестации по профессиональным модулям (ПМ) и для государственной итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются методическим советом колледжа после предварительного положительного заключения работодателей. Опытные мастера и ведущие специалисты предприятий и организаций ежегодно входят в состав экзаменационных комиссий при проведении экзаменов (квалификационных) по профессиональным модулям и в состав государственных экзаменационных комиссий.
• Развитие общественных форм управления. В ЮУМК создан и функционирует Совет
колледжа. Среди 13 членов Совета есть преподаватели, сотрудники, студенты и родители. Работодатели представлены в Совете А. В. Ба-кановым, начальником управления персоналом ЧМК. На Совете обсуждаются наиболее важные направления деятельности колледжа: программа развития образовательной организации, внесение изменений в Устав колледжа, контрольные цифры приема, совершенствование материально-технической базы колледжа и другие вопросы.
3. Создание и совершенствование образовательных стандартов, учебных планов и программ с учетом потребностей рынка.
Педагогический коллектив колледжа совместно с ведущими специалистами ОАО «Челябинский металлургический комбинат» разработал федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования «Обработка металлов давлением», а вместе с работодателями (Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области и Министерством социальных отношений Челябинской области) — ФГОС по специальности среднего профессионального образования «Право и организация социального обеспечения». Также были разработаны примерные программы дисциплин и профессиональных модулей, которые реализованы более чем в 150 профессиональных образовательных организациях Российской Федерации. Прибыль составила около 3 млн руб.
В соответствии с ФГОС СПО при формировании учебных планов колледж распределяет объем времени, отведенный на вариативную часть, с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей. Так, по предложению специалистов Челябинского металлургического комбината с целью обучить студентов ориентироваться в технологиях, объектах и процессах металлургического производства в программы подготовки специалистов была введена дисциплина «Технология отрасли».
4. Привлечение студентов и преподавателей колледжа к подготовке проектов для решения проблем государственно-социальной политики и бизнеса.
Коллективом преподавателей и сотрудников была разработана модель Ресурсно-кадрового центра органов пенсионной системы России, которая представляет собой тестовую систему для определения уровня профессиональных компетенций сотрудников Пенсионного фонда Российской Федерации, позволяющую на этапе
подбора персонала отсеивать случайные и не имеющие специальных знаний кадры, а также выявлять пробелы в знаниях работающих специалистов и планировать повышение квалификации с учетом анализа результатов тестирования. Создано электронное учебное пособие по дисциплине «Право социального обеспечения», с помощью которого без отрыва от работы можно ликвидировать пробелы в знаниях специалистов. Имея анализ профессиональной подготовки сотрудников ПФР на местах, можно формировать федеральную программу повышения квалификации по направлениям. Примерный экономический эффект составит 120-130 млн руб. в год.
Модель Ресурсного центра Пенсионного фонда Российской Федерации, прошедшая апробацию во всех районных управлениях Пенсионного фонда г. Челябинска, получила одобрение в ГУ «Отделение Пенсионного фонда России по Челябинской области» (г. Челябинск), в Управлении кадровой политики ПФР (г. Москва), отмечена бронзовой медалью 61-й Международной выставки изобретений «INEA-2009» (г. Нюрнберг, Германия) в 2009 г.
Аналогичная тестовая система была разработана для арбитражных судов, получила положительное заключение Арбитражного суда Челябинской области и была приобретена Арбитражным судом Архангельской области.
В целях повышения эффективности управления колледжем и обеспечения предоставления государственных услуг в электронном виде в колледже разработана автоматизированная система управления ProCollege (АСУ ProCollege), которая получила распространение в 26 из 47 профессиональных образовательных организациях Челябинской области, в других регионах России, а также в Белоруссии.
5. Создание и развитие на базе колледжа образовательно-производственно-технологических структур для обеспечения инновационной деятельности компаний.
В 2014 г. ЮУМК совместно с компанией ООО «Роберт Бош» (Германия) реализовал уникальный для России образовательный проект. На основе взаимной заинтересованности в развитии профессионального образования и организации обучения в сфере строительства и промышленности, а также в целях содействия дальнейшему использованию передовых технологий и оборудования в сфере строительства и промышленности стороны подписали соглашение о сотрудничестве. Результатом данного проекта стало открытие Ресурсного центра
BOSCH на базе ЮУМК. Ресурсный центр отличает высокий уровень материально-технического и дидактического обеспечения, что подтверждается сертификатом. Компания «Роберт Бош» на безвозмездной основе обеспечила Ресурсный центр широким ассортиментом электроинструмента и измерительной геодезической техникой.
Одним из партнеров колледжа является компания KNAUF, которая имеет всемирную известность в области производства строительных материалов и их реализации. В рамках ведения образовательной и просветительской деятельности между компанией KNAUF и ЮУМК в марте 2013 г. заключен договор о сотрудничестве, а в апреле 2015 г. открыта мастерская по технологии сухого строительства. Целью совместного проекта является повышение качества профессионального образования по программам подготовки специалистов и рабочих для строительной отрасли региона, укрепление материально-технической базы колледжа, обеспечение учебно-производственного процесса расходными материалами и инструментом. В качестве перспективы развития данного сотрудничества станет аттестация мастерской с целью присвоения ей статуса Ресурсного центра KNAUF.
6. Стажировка преподавателей профессиональных дисциплин (профессиональных модулей) на реальных рабочих местах под руководством специалистов предприятий и организаций.
За последние три года все педагогические работники колледжа повысили свою квалификацию. Большинство преподавателей металлургического комплекса ЮУМК (86,1 %) прошли стажировку на предприятиях — социальных партнерах колледжа: ОАО «ЧМК», ООО «Мечел-кокс», ООО «Мечел-материалы», ОАО «Уральская кузница». Преподаватели изучили современные технологические процессы производства стали, проката, новое оборудование и методы его ремонта.
7. Создание дополнительных возможностей для многоканального финансирования и развития материально-технической базы колледжа.
• Спонсорство. Работниками ЧМК в 20132014 гг. была проведена ревизия станочного парка колледжа, оказана помощь в проведении демонтажных работ. Сотрудниками цехов ЦТО-1 и ЦТО-3 были выполнены работы по реконструкции и ремонту моделей прокатного, сталеплавильного и доменного производства. Специалисты ЧМК полностью восстановили макет прокатного стана 2300, выполненный
в масштабе 1:10 к оригиналу и работающий в прокатном цехе № 4 комбината.
В 2014 г. администрация колледжа обратилась к руководству ЧМК с просьбой о передаче колледжу образцов редукторов, гидродвигателей и другого гидравлического и пневматического оборудования, необходимого для формирования профессиональных компетенций у студентов — гидравликов и механиков. Колледж произвел ремонт и подготовил помещение для оборудования. В настоящее время оборудование из ЦТО-1 и ЦМП комбината передано и установлено в металлургическом комплексе колледжа.
Предприятиями ОАО «Челябинский завод "Теплоприбор"» и ЗАО «Метран» была оснащена современными автоматическими системами регулирования, контроля и поверки лаборатория типовых элементов, устройств систем автоматизированного управления средств измерения.
Социальные партнеры колледжа оказывают спонсорскую помощь при проведении различных мероприятий, предоставляя необходимые помещения (стадион, тир), принимают участие в формировании призовых фондов при проведении различных профессиональных конкурсов.
• Пожертвования. Акционерное общество «Газпромбанк» ежегодно, в рамках проведения Всероссийского конкурса «Рабочие стипендиаты Газпромбанка», направляет пожертвование колледжу на уставные цели в размере 100 000 руб.
• Софинансирование. В 2012 г. ЮжноУральский многопрофильный колледж получил целевую субсидию для приобретения учебного оборудования для подготовки специалистов по направлению «Металлургия, машиностроение и металлообработка» в размере 50 млн рублей. На предоставленную субсидию колледжем было закуплено современное оборудование производства фирм Festo-Didaktik (Россия), LukasNulle (Германия), «Экрос-Профи» (г. Санкт-Петербург), НПП «Учтех-Профи» (г. Челябинск), оборудован кабинет курсового и дипломного проектирования, 22 рабочих места преподавателей оснащены АРМами. Перечень закупаемого оборудования был согласован с главным механиком ОАО ЧМК, ведущими специалистами ООО «Ме-чел-Кокс». Одним из условий предоставления целевой субсидии являлось софинансирование от колледжа в размере 10 млн рублей. В рамках участия в софинансировании ОАО «ЧМК» был произведен капитальный ремонт помещения площадью 317,6 м2. Работники ООО «Ме-чел-Кокс» отремонтировали 105,3 м2, компания ООО «ФЕСТО-РФ» установила пять рабочих
станций по мехатронике, фирма LukasNulle предоставила программное обеспечение.
• Инвестиции. В соответствии с долгосрочными договорами на подготовку специалистов, заключенными между ЮУМК и промышленными предприятиями, колледж получает определенные денежные суммы за каждого трудоустроившегося на эти предприятия выпускника.
Таким образом, государственно-частное партнерство прочно вошло в экономическую жизнь России и сегодня активно развивается не только в экономике, но и в социальных сферах жизни общества, одной из которых является образование. Сотрудничество в форме ГЧП включает ряд потенциальных выгод и преимуществ, которые могут извлечь для себя партнеры. Примером эффективной реализации такого сотрудничества является Южно-Уральский многопрофильный колледж. Достигнутые им результаты свидетельствуют о том, что возможно осуществлять профессиональную подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена на качественно более высоком уровне.
Партнерские отношения
ООО «Дюккерхофф Коркино Цемент» и Первомайского техникума промышленности строительных материалов
В. А. Лавренина, менеджер по обучению ООО «Дюккерхофф Коркино Цемент»
ООО «Дюккерхофф Коркино Цемент» — часть международной группы компаний Buzzi Unicem. Мы являемся одним из лидирующих предприятий региона в сфере строительства. Мы производим цемент высокого качества для комфортной и безопасной жизни.
Завод возлагает на себя высокую социальную ответственность, и нам важно установить и поддерживать открытые отношения с местными сообществами, выступать надежным деловым партнером и ответственным работодателем.
Исторически сложилось, что Первомайский техникум промышленности строительных материалов [ГБОУ СПО (ССУЗ) «ПТПСМ»] был создан для цементного завода в пос. Первомайский, поэтому работа этого предприятия неразрывно связана с деятельностью нашей образовательной организации. Студенты техникума регулярно проходят практику на заводе, ежегодно участвуют в заводской спартакиаде, для них проводятся экскурсии. Выпускники ПТПСМ успешно трудятся на ООО «Дюккерхофф Коркино Цемент», некоторые из них занимают руководящие должности.
Почему нам было интересно выстраивать партнерские отношения?
Россия испытывает дефицит квалифицированных технических кадров. Соответственно, это ведет к большим временным и материальным затратам для компании. Кроме этого, часто методики обучения не соответствуют тем требованиям, которые предъявляют работодатели к молодым специалистам. Для нас это означает отсутствие необходимых поведенческих компетенций у кандидатов при приеме на работу.
Мы поняли необходимость изменений. Так сформировалась потребность в партнерстве с техникумом. Было принято решение начать процесс изменений с преподавательского состава. Мы научили педагогов пользоваться методиками и техниками, которые использует весь мир.
В 2013 г. завод совместно с ГБОУ СПО (ССУЗ) «ПТПСМ» провел августовское совещание руководителей организаций среднего профессионального образования Челябинской области. Совещание состоялось при активном участии и поддержке компании. Актуальные темы сотрудничества образовательной организации и работодателя обсуждались на рабочих сессиях, проводимых сотрудниками компании совместно с преподавателями.
Мероприятие показало, насколько необходимо участие работодателей в обучении студентов. Сегодня работодатели оценивают не только профессиональные, но и поведенческие компетенции, такие как умение работать в команде, коммуникабельность, стрессоустойчивость, навык принятия решений и т. д. Именно на развитие у студентов управленческих компетенций направлена наша работа с техникумом на данный момент.
Мы видим несомненную пользу от сотрудничества с техникумом и надеемся, что наше партнерство в будущем охватит сотрудников не только российских, но и зарубежных площадок.
Сотрудничество ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский дорожно-строительный техникум» с автотранспортными и дорожно-строительными предприятиями как необходимое условие подготовки высококвалифицированных рабочих
и специалистов отрасли С. З. Курманов, директор Челябинского дорожно-строительного техникума (ЧДСТ)
Сегодня перед системой профобразования стоит конкретная задача подготовки квалифицированных рабочих кадров, которые будут востребованы на рынке труда.
Не секрет, что предприятия предъявляют высокие требования к выпускникам и качеству их подготовки, поскольку им нужны специалисты, готовые работать на современном, зачастую импортном, оборудовании и технике, которой профессиональные образовательные организации в силу объективных причин не располагают.
Решение поставленной задачи может достигаться только благодаря социальному партнерству профессиональных образовательных организаций с предприятиями.
Хочется отметить, что региональные власти уделяют большое внимание системе профессионального образования. Правительством Челябинской области разработаны и приняты стратегия развития области до 2020 г. и государственная программа «Развитие профессионального образования в Челябинской области на 2014-2015 гг.». Данные программы уже работают.
В 2012 г. на модернизацию учебно-материальной базы техникума из областного бюджета было выделено 6 195 750 руб., из них 1 725 750 — на приобретение учебно-лабораторного оборудования, 4 470 000 — на строительство автодрома. На сегодняшний день автодром полностью соответствует требованиям ГИБДД, что позволяет осуществлять подготовку водителей категории «В» и «С».
В 2013 г. из областного бюджета было выделено 1 735 000 руб., из них 985 000 — на приобретение бульдозера, 750 000 — на приобретение двух учебных легковых автомобилей.
В 2014 г. из областного бюджета было выделено 1 366 500 руб.
Челябинский дорожно-строительный техникум имеет многолетний положительный опыт в области партнерства с предприятиями и организациями г. Челябинска. Сегодня техникум сотрудничает на взаимовыгодных условиях более чем с 50 предприятиями различных форм собственности: ООО «Регинас», ЗАО «Восток-монтажмеханизация», ЗАО «Завод "Анкер"», ЗАО «Строймеханизация», ОАО «Челябинск-Лада», ОАО «Мостоотряд», ООО «ЧЭРЗ» и др.
Взаимодействие техникума с партнерами (рис. 1) по различным направлениям подкреплено официальными договорами « О совместной деятельности в области подготовки специалистов». Также заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством Челябинской области, ООО «Строймеханизация» и ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧДСТ», которое уже приносит положительные результаты в подготовке специалистов для предприятий дорожно-строительного профиля.
Проведение маркетинговых исследований по выявлению потребностей в кадрах
Привлечение к работе в попечительском совете техникума
Создание площадки WorldSkills Russia
Укрепление и развитие учебно-материальной базы
Совершенствование содержания профессионального образования
Участие работодателей в экспертной оценке основных профессиональных образовательных программ, в работе государственной аттестационной комиссии
Участие работодателей в воспитательных мероприятиях техникума;
Организация профориентационной работы
Предоставление базы для прохождения производственной практики
Подготовка и переподготовка кадров
Открытие новых направлений и профилей подготовки
Определение требований к содержанию и оценке качества подготовки специалистов
Трудоустройство выпускников
Открытая защита отчетов по практике студентов
Стимулирование педработников и обучающихся
Рис. 1. Приоритетные направления развития социального партнерства с учетом всех его участников
В техникуме действует система партнерства - второй этап — взаимодействие с соци-
с работодателями: альными партнерами во время теоретического
- первый этап — профессиональная ориен- обучения (работа по содержанию основной про-
тация обучающихся; фессиональной образовательной программы);
- третий этап — взаимодействие с социальными партнерами по организации производственной практики студентов техникума;
- четвертый этап — трудоустройство выпускников техникума во взаимодействии с социальными партнерами.
В ЧДСТ работает попечительский совет, являющийся одной из структур самоуправления техникума. Свою работу совет строит в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и положением о попечительском совете техникума. В состав попечительского совета входят руководители предприятий — социальных партнеров.
Деятельность попечительского совета включает следующие направления:
- оказание содействия техникуму в деле обучения и воспитания студентов;
- улучшение материально-технического обеспечения учебно-методического комплекса;
- оказание финансовой поддержки образовательных программ и инновационных процессов;
- содействие трудоустройству выпускников;
- организация конкурсов, соревнований, олимпиад и других массовых внеклассных мероприятий;
- участие в формировании программы развития профессиональной образовательной организации.
Предприятия-партнеры активно участвуют в профориентационной работе. В рамках совместной работы техникума и работодателей:
- проводятся встречи с обучающимися общеобразовательных школ и их родителями, дни открытых дверей;
- выпускаются рекламные ролики и телевизионные передачи;
- издается печатная продукция;
- изготавливаются стенды о предприятии — социальном партнере;
- проводятся экскурсии на предприятия;
- организуются выступления агитбригады;
- проводится конкурс «Лучший по профессии».
В рамках дня открытых дверей предприятия предоставляют для экспозиции современную дорожно-строительную и автотранспортную технику.
В прошлом учебном году было налажено трехстороннее сотрудничество с клубом ролевых игр «Компас», ООО «Регинас» и техникумом. Это одна из новых форм проведения проф-ориентационной работы.
Для обеспечения качества профессионального образования совместно с работодателями были разработаны основные профессиональные образовательные программы (ОПОП):
- по специальности «техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудований» (по отраслям);
- по профессии «машинист крана» (крановщик);
- по профессии «машинист дорожных и строительных машин».
В профессиональные модули основной профессиональной образовательной программы были включены современные технологические процессы и новейшая техника, используемые на предприятиях отрасли. Данные программы прошли экспертизу, утверждены и рекомендованы к применению в ПОО Челябинской области.
С участием работодателей осуществляется разработка программных и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию вариативного компонента федерального государственного образовательного стандарта.
С учетом требований работодателей разработаны следующие модули:
- ОАО «Челябинск Лада» — «Слесарь по ремонту электрооборудования автомобиля», «Маляр по окраске автомобилей»;
- ЗАО «Строймеханизация» — «Конструктивные особенности и правила эксплуатации крана-манипулятора»;
- ОАО «Завод "Анкер"» — «Сварщик, сборщик металлических конструкций».
Разработаны учебно-методический комплекс по всем дисциплинам, МДК, ПМ, пакет КОСов, сформированы типовые практические задания (на рабочем месте для квалификационного экзамена).
Одним из основных направлений взаимодействия предприятия и техникума является участие представителей предприятия в работе аттестационных комиссий.
Вместе с работодателями в конце учебного года обсуждаются результаты подготовки специалистов, при необходимости в учебно-программную документацию вносятся коррективы с учетом пожеланий работодателей. Хочется отметить, что наши обучающиеся уже давно проходят независимую оценку качества, так как сдают экзамены в ГИБДД, Гостехнадзоре и Ростехнадзоре. Разрабатываются совместные планы воспитательной работы на каждый год. Растет количество мероприятий, проведенных
совместно с предприятиями (мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства, посвящение в рабочие первокурсников, выставки, семинары по актуальным проблемам подготовки специалистов, дни знаний, дни открытых верей, последний звонок, родительские собрания и др.).
Одним из приоритетных направлений социального партнерства является взаимодействие с работодателями по вопросам организации практики. В 2013-2014 гг. студенты техникума прошли практику и успешно сдали квалификационный экзамен. Следует отметить деловой настрой со стороны самих работодателей в содействии проведению производственной практики. Несмотря на экономические трудности, мы смогли сохранить сложившиеся традиции работы с предприятиями — социальными партнерами. Для наших студентов всегда находятся рабочие места для прохождения практики, причем некоторым обучающимся предприятия производят оплату за фактически выполненную работу Наиболее успешные выпускники приходят работать на данное предприятие (например, в ООО «Регинас» работают 28 выпускников техникума).
Функционируют базы для прохождения производственной практики на современном оборудовании на следующих предприятиях: ОАО «Челябинск-Лада», ООО «Строймеханиза-ция», ЗАО «Мостоотряд-16», ЗАО «Востокмон-тажмеханизация», ООО «Регинас», компании «Сейхо Моторс» и «УАЗ Автотехобслуживание», ООО «Строй-вектор» и др.
120 100 80 60 40 20
112
86
При этом важно отметить, что профессиональная адаптация выпускника ЧДСТ к производственной деятельности проходит в течение времени обучения в техникуме. Наш техникум ориентирован на решение конкретных прикладных задач конкретных предприятий. Работодатель имеет возможность подбирать претендентов на рабочие места по их квалификации и способности к профессиональной деятельности. Условия сотрудничества позволяют повысить эффективность подготовки специалистов с учетом специфики деятельности предприятий: используемых технологий, необходимости решения конкретных производственных задач.
Для полной реализации программ производственной практики студентов ведется постоянный поиск новых партнеров.
После прохождения производственной практики в группах, обучающихся по программам специалистов среднего звена, традиционно проводятся отчетные собрания. Студенты демонстрируют видеопрезентации, готовят доклады о деятельности предприятий, делятся впечатлениями о полученных во время практики навыках. На отчетных собраниях присутствуют представители предприятий и администрации техникума. Работодатели дают оценку профессиональной подготовке обучающихся.
В 2006 г. решением правительства Челябинской области на базе ЧДСТ был создан ресурсный центр как структурное подразделение техникума. В ресурсном центре реализуются программы дополнительного образования по 36 рабочим профессиям. Так как в условиях рынка выпускнику, возможно, придется неоднократно
100
47
2012
2013
2014
2015
Рис. 2. Количество студентов дневного отделения, прошедших дополнительное обучение по программам дополнительного образования на базе ресурсного центра ЧДСТ
0
сменить не только место работы, но и профессию, перед педагогическим коллективом поставлена цель: дать обучающимся основную профессию плюс две-три дополнительных, что мы и претворяем в жизнь за счет оказания дополнительных образовательных услуг (рис. 2).
Предприятия — социальные партнеры принимают активное участие в этом процессе, предоставляя современную технику для обучения студентов как на безвозмездной основе по договорам аренды, так и в счет обучения своих рабочих. Наибольшим спросом пользуются профессии «водитель автомобиля категории "В"», «машинист дорожных и строительных машин», «сварщик».
Эффективность сотрудничества техникума с социальными партнерами существенно влияет на качество трудоустройства наших выпускников. Выпускники ЧДСТ успешно проходят стажировку на предприятиях различных форм собственности. Например, в 2015 г. в ООО «Ре-гинас» проходят стажировку молодых специалистов с последующим трудоустройством три
выпускника. Престиж техникума достаточно высок, и востребованность его выпускников растет. Процент трудоустройства от общего числа выпускников за последние три года составляет от 75 % до 90 %.
Помимо традиционного обучения, педагогический коллектив техникума много лет занимается образованием взрослого населения на платной основе. Под воздействием динамичных и растущих запросов рынка труда подход к этой проблеме изменился.
На практике образование взрослого населения в техникуме развивается по нескольким направлениям (рис. 3):
- подготовка специалистов из числа временно не работающего населения с учетом заявок службы занятости населения по Челябинской области;
- целевая подготовка и переподготовка специалистов по договорам;
- индивидуальная подготовка жителей г. Челябинска по профессиям дорожно-строительного и автотранспортного профиля.
900 800 700 600 500 400 300 200 100 0
755
783
2012
2013
2014
Рис. 3. Динамика прохождения краткосрочной курсовой подготовки и повышения квалификации
на базе ресурсного центра ЧДСТ за три года
Немаловажным условием повышения качества профессионального обучения является стажировка в подразделениях предприятий мастеров п/о и преподавателей СПД с целью освоения современного оборудования и передовых производственных технологий. Ежегодно проходят стажировку в компании ООО «Регинас» до пяти сотрудников ЧДСТ.
В 2013/14 уч. г. на базе ресурсного центра ЧДСТ с непосредственным участием ООО «Ре-гинас» и ЗАО «Востокмонтажмеханизация» была
проведена стажировка для мастеров п/о по профессии «автомеханик».
Техникум оперативно реагирует на потребности рынка труда путем введения новых профессий и специальностей. Так, в 2013-2014 гг. по просьбе работодателей были открыты следующие профессии: «машинист буровой грун-торезной установки», «машинист бурильно-крановой самоходной машины», «тракторист категории "ВС"», «тракторист категории "ВСЕ"».
Качество подготовки рабочих и специалистов во многом зависит от состояния и развития учебно-материальной базы ПОО. В этой связи крайне важно участие социальных партнеров, прежде всего работодателей, в оснащении профессиональных образовательных организаций
современным оборудованием, сырьем, материалами (рис. 4).
В техникуме функционирует трактородром, где ребята доводят квалификацию до необходимого уровня. Работодатели выделили технику для учебных целей.
Рис. 4. Поддержка техникума деловыми партнерами
В 2015 г. на базе ЧДСТ был создан специализированный центр компетенций WorldSkills Russia (компетенция «Автомеханика»), который является структурным подразделением техникума. На базе ООО «Регинас» будет организован участок с шестью оборудованными рабочими местами, будет предоставлен автомобиль.
Обучающиеся техникума обладают необходимыми профессиональными компетенциями и достигают больших успехов на областных и всероссийских конкурсах профмастерства (табл. 1). Большую роль в этом играют работодатели, которые помогают осуществлять практическую подготовку студентов.
Таблица 1
Студенты Челябинского дорожно-строительного техникума — победители и призеры конкурсов профессионального мастерства среди студентов ПОО
Год Название конкурса (олимпиады) Место
2013 Областной конкурс профессионального мастерства студентов по профессии «автомеханик» 2-е место
2014 Областной конкурс профессионального мастерства студентов по профессии «автомеханик» 1-е место
2015 Областной конкурс профессионального мастерства студентов по профессии «автомеханик» 1-е место
2015 Областная олимпиада профессионального мастерства студентов по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 1-е место
2015 Всероссийская олимпиада профессионального мастерства студентов по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 1-е место
2015 Полуфинал национального чемпионата WorldSkills Russia по компетенции «автомеханик» 3-е место
В техникуме работают высокопрофессио- Высокий уровень квалификации педагоги-
нальные педагоги, обладающие неугасаемым ческих работников техникума подтверждается
творческим потенциалом, способные действовать результатами их педагогической деятельности
в максимально современном стиле и темпе жизни. (табл. 2).
Таблица 2
Мастера производственного обучения ЧДСТ — победители и призеры конкурсов профессионального мастерства среди мастеров производственного обучения ПОО
Год Название конкурса (олимпиады) Место
2013 Областные конкурсы профессионального мастерства мастеров п/о по профессии «автомеханик» 1-е место
2013 Областной конкурс «Мастер года — 2013» 1-е место
2014 Областные конкурсы профессионального мастерства мастеров п/о по профессии «автомеханик» 2-е место
2015 Областные конкурсы профессионального мастерства мастеров п/о по профессии «автомеханик» 2-е место
Основные направления развития социального партнерства в ЧДСТ совпадают с направлениями развития техникума, определенными Программой развития ГБОУ СПО «ЧДСТ». Это создание модели профессионально-образовательного кластера; разработка модели формирования профессиональных качеств студентов техникума с учетом интересов работодателей; использование современных производственных и педагогических технологий, новых материалов, информационных, энергосберегающих технологий; формирование различных структур на основе частно-государственного партнерства [создание специализированного центра компетенций WorldSkills Russia (компетенция «автомеханика»)].
Программы социального партнерства направлены на формирование позитивного социального опыта и гражданское становление молодых людей. Они способствуют приобретению умений и навыков для самостоятельной жизни, создают условия для сотрудничества и межличностного общения взрослого и студента.
Активизация деятельности по совершенствованию социального партнерства всех заинтересованных лиц, профессиональных образовательных организаций, служб и представителей власти может значительно повысить качество подготовки специалистов, что впоследствии благотворно отразится на устойчивом развитии региона.
Особенности организации практик на базе предприятий-партнеров
В. В. Сидоров, директор Златоустовского индустриального колледжа (ЗлатИК) им. П. П. Аносова», канд. пед. наук
Проектом подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных производств машиностроительной отрасли предусмотрен ряд мер, которые были реализованы в колледже, в том числе следующие.
1. С целью формирования общих и профессиональных компетенций у студентов — будущих
работников завода «Стройтехника» произведена корректировка образовательных программ, вариативная часть программы включает требования работодателей. Особенно кардинально скорректированы программы производственных практик с учетом реально действующего оборудования.
2. Построен с нуля и совместно оснащен семью обрабатывающими центрами учебно-производственный полигон, а лаборатории колледжа оснащены учебными станками с ЧПУ — программными модулями с языками Фанук, Сименс, Хайденхаймен, используемыми на предприятии. Сегодня полигон выпускает комплектующие для основной продукции завода на двадцати единицах современного оборудования, а в лаборатории постоянно повышают квалификацию не менее двух групп слушателей. За восемь лет колледж не потратил ни одного бюджетного рубля на содержание оборудования, а выпускники на ИГА защищают реальный технологический процесс и программу изготовления детали. Модернизация производства сопровождается программным и техническим апгрейдом учебного процесса.
Второе направление сотрудничества — подготовка по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (квалификация «художник-гравер»). Особенность практической подготовки заключается, на наш взгляд, в том, что это должна быть корпоративная дуальная подготовка специалистов. Колледж является членом гильдии мастеров-оружейников, в которую входят ведущие, признанные мастерские художественных промыслов, и студенты в процессе прохождения практики обучаются всем рабочим операциям, входящим в технологический процесс нанесения рисунка на металл. Надо отметить, что процесс этот весьма дорогостоящий и предприятия берут все расходы на себя, а перспективных студентов сопровождают до конца обучения. В выпускных работах не только воплощается художественный замысел студента, но и проявляется мастерство наставника.